Определение №03-01/9510 Определение о возбуждении дела № Р 27-10/17 по признакам н... от 4 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

GRAPHIC1

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

Определение

 

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № Р 27-10/17 ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

03 октября 2017 года

 

 

 

№ 03-01/9510

Сыктывкар

 

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее - Коми УФАС России) по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, <…> Коми УФАС России, рассмотрев материалы по обращению Территориального органа Росздравнадзора по Республике Коми № 01-46/221 от 28.07.2017 (вх. № 4169 от 31.07.2017) по факту распространения в «Диспансерной книжке беременной» рекламы с признаками нарушения требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Коми УФАС России поступило обращение Территориального органа Росздравнадзора по Республике Коми № 01-46/221 от 28.07.2017 (вх. № 4169 от 31.07.2017) об использовании Государственным бюджетным учреждением «Коми республиканский перинатальный центр» (далее – ГБУЗ РК «КРПЦ») в работе при оказании платных медицинских услуг «Диспансерной книжки беременной», содержащей, в том числе рекламу.

Заявитель направил указанную информацию для рассмотрения и принятия мер реагирования в пределах компетенции антимонопольного органа.

В результате рассмотрения материалов обращения установлено следующее.

На одной из страниц «Диспансерной книжки беременной» размещена информация следующего содержания:

«РГУ «Коми республиканский перинатальный центр» Лидер в области репродуктивных технологий в Республике Коми

Современное лечебно-профилактическое учреждение, оснащенное современной диагностической и лечебной аппаратурой, высококвалифицированными кадрами, в том числе имеющими международный сертификат специалиста, предлагает самый полный спектр медицинских услуг по следующим направлениям:

Диагностическое и лечебное консультирование:

Диагностика и лечение бесплодия, вспомогательные репродуктивные технологии:

экстракорпоральное оплодотворение, искусственная инсеминация;

консультирование по вопросам планирования семьи, методики «безопасного» аборта;

приём акушера-гинеколога, андролога, генетика, терапевта, лечение патологии шейки матки.

Диагностика с использованием наиболее достоверных методов (ПЦР и ИФА) и лечение инфекционных заболеваний, в том числе – передающихся половым путем;

Ультразвуковая диагностика генетических заболеваний плода, органов брюшной полости, щитовидной железы. Операционная лапароскопия по поводу бесплодия, доброкачественных новообразований матки и придатков.

Услуги по индивидуальному ведению беременности, родов:

Определение пола плода в ранние сроки беременности;

Диспансерное наблюдение. Дополнительные услуги по родам и послеродовому периоду. Курсы подготовки к родам «Чудо рождения». Роды в воде.

Услуги медико-генетической лаборатории:

Диагностика заболеваний щитовидной железы;

Диагностика гормональных нарушений репродуктивной системы;

Ранняя диагностика онкологических заболеваний, аллергодиагностика.

Услуги кабинета катамнеза:

Прием неонатолога, невропатолога, окулиста;

Медико-генетическое консультирование.

Консультативно-генетический блок:

г. Сыктывкар, ул. Пушкина, 103, <…>

Центр планирования семьи и репродуктивного здоровья:

г. Сыктывкар, ул. Орджоникидзе, 28, <…>

РГУ «Коми республиканский перинатальный центр»

г. Сыктывкар, ул. Пушкина, 114/4, <…>

Лицензия № 99-01-005405, выдана 05.06.08 г. Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития».

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 указанной статьи, объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

По смыслу пункта 3 статьи Закона о рекламе товаром признаётся продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Указанная информация содержит следующие признаки рекламы:

- распространена посредством размещения в «Диспансерной книжке беременной»;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования: РГУ «Коми республиканский перинатальный центр», оказываемым им услугам, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.

Таким образом, рассматриваемая информация, распространенная посредством размещения в «Диспансерной книжке беременной», является рекламой.

В соответствии с ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

Согласно ч. 4 ст. 2 Закона о рекламе, специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

Из содержания рассматриваемой рекламы усматривается, что она не является явно не относящейся к рекламе медицинских услуг, следовательно, на неё распространяются требования ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.

В ст. 2 Федерального закона № 323 от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» перечислены основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, в том числе такие как:

- медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение;

- лечение - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни.

Перечень медицинских услуг утверждён приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 1664н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» (далее – Номенклатура медицинских услуг).

Номенклатура медицинских услуг представляет собой перечень медицинских услуг, разделённых на два класса: «А» и «В». Класс «А» включает медицинские услуги, представляющие собой определенные виды медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение. Класс «В» включает медицинские услуги, представляющие собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

В Номенклатуре медицинских услуг зарегистрированы, в том числе следующие медицинские услуги:

A04.16.001 Ультразвуковое исследование органов брюшной полости (комплексное)

A04.22.001 Ультразвуковое исследование щитовидной железы и паращитовидных желез

A04.30.001 Ультразвуковое исследование плода

A09.05.204.001 Исследование тирозинкиназы bcr-abl (химерный ген, образованный слиянием области кластера разрывов на 22 хромосоме и гена тирозин-киназы Абельсона на 9 хромосоме) в крови методом вложенной полимеразной цепной реакции

A09.05.204.002 Количественное исследование уровня тирозинкиназы bcr-abl (химерный ген, образованный слиянием области кластера разрывов на 22 хромосоме и гена тирозин-киназы Абельсона на 9 хромосоме) в крови методом полимеразной цепной реакции в реальном времени

A11.20.027 Экстракорпоральное оплодотворение ооцитов

A12.05.056.002 Идентификация генов методом полимеразной цепной реакции

A16.30.034.001 Лапароскопия

A16.20.036 Хирургическое лечение заболеваний шейки матки с использованием различных энергий

A16.20.036.001 Электродиатермоконизация шейки матки

A16.20.036.002 Лазерная вапоризация шейки матки

A16.20.036.003 Радиоволновая терапия шейки матки

A16.20.036.004 Криодеструкция шейки матки

A16.20.055 Наложение швов на шейку матки

A16.20.037 Искусственное прерывание беременности (аборт)

A17.20.003 Электростимуляция шейки матки

B01.001.001 Прием (осмотр, консультация) врача-акушера-гинеколога первичный

B01.001.002 Прием (осмотр, консультация) врача-акушера-гинеколога повторный

B04.001.001 Диспансерный прием (осмотр, консультация) врача-акушера-гинеколога

B04.001.002 Профилактический прием (осмотр, консультация) врача-акушера-гинеколога

B01.001.003 Прием (осмотр, консультация) врача-акушера-гинеколога с ультразвуковым исследованием яичников для оценки овариального резерва

B01.001.004 Прием (осмотр, консультация) врача-акушера-гинеколога беременной первичный

B01.001.005 Прием (осмотр, консультация) врача-акушера-гинеколога беременной повторный

B01.006.001 Прием (осмотр, консультация) врача-генетика первичный

B01.006.002 Прием (осмотр, консультация) врача-генетика повторный

B01.019.001 Прием (осмотр, консультация) врача-генетика

B01.047.001 Прием (осмотр, консультация) врача-терапевта первичный

B01.047.002 Прием (осмотр, консультация) врача-терапевта повторный

B01.047.003 Прием (осмотр, консультация) врача-терапевта подросткового первичный

B01.047.004 Прием (осмотр, консультация) врача-терапевта подросткового повторный

B01.047.005 Прием (осмотр, консультация) врача-терапевта участкового первичный

B01.047.006 Прием (осмотр, консультация) врача-терапевта участкового повторный

B01.053.003 Прием (осмотр, консультация) врача - детского уролога-андролога первичный

B01.053.004 Прием (осмотр, консультация) врача - детского уролога-андролога повторный

B04.001.003 Школа для беременных

B04.047.001 Диспансерный прием (осмотр, консультация) врача-терапевта

B04.047.002 Профилактический прием (осмотр, консультация) врача-терапевта

B04.047.003 Прием (осмотр, консультация) врача-терапевта участкового диспансерный

B04.047.004 Прием (осмотр, консультация) врача-терапевта участкового профилактический

B04.047.005 Прием (осмотр, консультация) врача-терапевта подросткового диспансерный

B04.047.006 Прием (осмотр, консультация) врача-терапевта подросткового профилактический

B04.053.003 Прием (осмотр, консультация) врача - детского уролога-андролога диспансерный

B04.053.004 Прием (осмотр, консультация) врача - детского уролога-андролога профилактический

B01.032.001 Прием (осмотр, консультация) врача-неонатолога первичный

B01.032.002 Прием (осмотр, консультация) врача-неонатолога повторный

B04.032.001 Диспансерный прием (осмотр, консультация) врача-неонатолога

B04.032.002 Профилактический прием (осмотр, консультация) врача-неонатолога

B01.029.001 Прием (осмотр, консультация) врача-офтальмолога первичный

B01.029.002 Прием (осмотр, консультация) врача-офтальмолога повторный

B04.029.001 Диспансерный прием (осмотр, консультация) врача-офтальмолога

B04.029.002 Профилактический прием (осмотр, консультация) врача-офтальмолога.

Учитывая вышеизложенное, рассматриваемая реклама является рекламой медицинских услуг и должна распространяться с учётом требований ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.

Рассматриваемая реклама не содержит ни одного из предусмотренных ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе видов предупреждений.

Кроме того, в рассматриваемой рекламе в числе оказываемых услуг значатся методики «безопасного» аборта.

В соответствии с Номенклатурой медицинских услуг искусственное прерывание беременности (аборт) является медицинской услугой (A16.20.037).

Из вышеизложенного следует, что услуга по аборту, указанная в рассматриваемой рекламе, является медицинской услугой по искусственному прерыванию беременности.

В силу п. 9 ст. 7 Закона о рекламе не допускается реклама медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности.

Рассматриваемая реклама не является явно не относящейся к рекламе медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности, следовательно, в силу ч. 4 ст. 2 Закона о рекламе, на неё распространяются требования п. 9 ст. 7 Закона о рекламе.

При таких обстоятельствах, рассматриваемая реклама размещена с признаками нарушения требований п. 9 ст. 7 и ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.

Ответственность за нарушение требований, установленных п. 9 ст. 7 и ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе, согласно частям 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе, несут и рекламодатель, и рекламораспространитель.

Частью 8 ст. 38 Закона о рекламе предусмотрено, что рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований частями 6, 7 ст. 38 Закона о рекламе, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В силу п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Согласно п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Из имеющихся материалов усматривается, что рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ГБУЗ РК «КРПЦ».

Из информации, размещённой в «Диспансерной книжке беременной» следует, что данная книжка изготовлена информационным агентством «Север». В связи с чем, усматривается, что рекламопроизводителем является ООО «Информационное агентство «Север».

На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 1, 2 ст. 36 Закона о рекламе, пунктами 20, 24 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, п. 3.25 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1. Возбудить производство по делу № Р 27-10/17 по признакам нарушения п. 9 ст. 7 и ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.

2. Признать лицами, участвующими в деле:

2.1. заявителя – Территориальный орган Росздравнадзора по Республике Коми, адрес места нахождения: 167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Куратова, д. 18;

2.2. лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, – ГБУЗ РК «КРПЦ», адрес места нахождения: 167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Пушкина, д. 114, корпус 4;

2.3. заинтересованное лицо – ООО «Информационное агентство «Север», адрес места нахождения: 167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 7.

3. Назначить дело № Р 27-10/17 к рассмотрению на 26 октября 2017 года на 12 часов 00 минут по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А.

4. ГБУЗ РК «КРПЦ» в срок не позднее 23 октября 2017 года представить следующие надлежащим образом заверенные копии документов и письменную информацию:

4.1. Копию устава ГБУЗ РК «КРПЦ» со всеми изменениями, дополнениями и приложениями на дату настоящего определения.

4.2. О рекламодателе, рекламораспространителе и рекламопроизводителе рассматриваемой рекламы (с указанием по каждому такому лицу: полного наименования, адреса места нахождения, Ф.И.О. руководителя, номеров тел./факса – для юридических лиц; Ф.И.О., адреса места регистрации - для физических лиц).

4.3. Копии всех документов со всеми изменениями, дополнениями и приложениями (в том числе, приказов, распоряжений, заявок, договоров, счетов, счетов-фактур, платежных поручений, актов выполненных работ), опосредующих производство, размещение и распространение рассматриваемой рекламы.

4.4. Письменные пояснения каждого последовательно совершенного действия, направленного на производство, размещение и распространение рассматриваемой рекламы.

4.5. Поясняющие, кто определил содержание рассматриваемой рекламы, ее наполнение, кем, когда и каким образом одобрена (утверждена, согласована) реклама, в случае, если реклама не утверждалась и не согласовывалась, представьте соответствующую поясняющую письменную информацию с указанием причин непринятия мер по согласованию.

4.6. О периоде распространения рассматриваемой рекламы, с указанием дат начала и окончания распространения; если распространение продолжается на дату представления ответа – с указанием соответствующей поясняющей информации и даты начала распространения.

4.7. О территории (укажите субъекты Российской Федерации) распространения рассматриваемой рекламы.

4.8. О причинах размещения рассматриваемой рекламы без учета требований п. 9 ст. 7 и ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.

4.9. О должностном лице ГБУЗ РК «КРПЦ», по вине которого произошло нарушение рекламного законодательства (с приложением копий приказа о назначении на должность, должностной инструкции, служебного контракта (договора, соглашения) со всеми дополнениями, изменениями на дату представления документов и указанием сведений о фактическом месте жительства должностного лица).

4.10. Паспортные данные (копию со 2-ой по 7-ую страницу паспорта) должностного лица, указанного в п. 4.9 настоящего определения, с указанием даты и места рождения, адреса регистрации по месту жительства.

4.11. Письменные объяснения должностного лица, указанного в пункте 4.9 настоящего определения, поясняющие обстоятельства размещения рассматриваемой рекламы в нарушение п. 9 ст. 7 и ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе, в том числе входил ли в должностные обязанности указанного должностного лица контроль за соответствием размещаемых рекламных материалов требованиям рекламного законодательства в период распространения рассматриваемой рекламы, со ссылкой на должностную инструкцию.

4.12. Оригинал «Диспансерной книжки беременной», в которой размещена рассматриваемая реклама.

5. ООО «Информационное агентство «Север» в срок не позднее 23 октября 2017 года представить следующие надлежащим образом заверенные копии документов и письменную информацию:

5.1. Копию устава ООО «Информационное агентство «Север» со всеми изменениями, дополнениями и приложениями на дату настоящего Определения.

5.2. О рекламодателе, рекламораспространителе и рекламопроизводителе рассматриваемой рекламы (с указанием по каждому такому лицу: полного наименования, адреса места нахождения, Ф.И.О. руководителя, номеров тел./факса – для юридических лиц; Ф.И.О., адреса места регистрации - для физических лиц).

5.3. Копии всех документов со всеми изменениями, дополнениями и приложениями (в том числе, приказов, распоряжений, заявок, договоров, счетов, счетов-фактур, платежных поручений, актов выполненных работ), опосредующих производство, размещение и распространение рассматриваемой рекламы.

5.4. Письменные пояснения каждого последовательно совершенного действия, направленного на производство, размещение и распространение рассматриваемой рекламы.

5.5. Поясняющие, кто определил содержание рассматриваемой рекламы, ее наполнение, кем, когда и каким образом одобрена (утверждена, согласована) реклама, в случае, если реклама не утверждалась и не согласовывалась, представьте соответствующую поясняющую письменную информацию с указанием причин непринятия мер по согласованию.

6. ГБУЗ РК «КРПЦ» обеспечить явку руководителя (с паспортом и документами, удостоверяющими служебное положение) и (или) представителя (с надлежащим образом оформленной доверенностью) для участия в рассмотрении дела.

7. ООО «Информационное агентство «Север» обеспечить явку руководителя (с паспортом и документами, удостоверяющими служебное положение) и (или) представителя (с надлежащим образом оформленной доверенностью) для участия в рассмотрении дела.

8. Территориальному органу Росздравнадзора по Республике Коми обеспечить явку представителя (с надлежащим образом оформленной доверенностью) для участия в рассмотрении дела.

9. О возможности рассмотрения дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, сообщить не позднее 23 октября 2017 года, предварительно по факсу (8212) 21-41-29 или на электронный адрес: to11@fas.gov.ru и направить такое обращение по почте.

 

Примечание:

При ответе на настоящее определение необходимо соблюдение нумерации пунктов, по приложениям необходимо указать, к какому пункту определения они прилагаются, с указанием номера пункта.

В случае отсутствия документов и письменной информации по отдельным пунктам настоящего определения, укажите на их отсутствие с пояснением причин отсутствия и указанием источника, где запрашиваемое может быть получено.

Представленное на определение должно быть подписано уполномоченным лицом, прилагаемые копии надлежащим образом заверены, подтверждена их достоверность и полнота. Кроме того, документы объемом более 1 печатного листа должны быть представлены в прошитом виде и пронумерованы.

В соответствии с ч. 6 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей.

 

 

Председатель комиссии <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны