Решение №03-05/6366 Определение о прекращении производства по делу № Р 14-04/18 ... от 13 сентября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

GRAPHIC1

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

Определение

 

О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ № Р 14-04/18

 

 

06 сентября 2018 года

 

 

 

 

№ 03-05/6366

 

г. Сыктывкар

 

ГБУЗ РК «ВРД»

 

Сангородок, корп. 4/1, г. Воркута,

Республика Коми, 169915

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

<…>,

рассмотрев дело № Р 14-04/18, возбужденное в отношении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми «Воркутинский родильный дом» (далее – ГБУЗ РК «ВРД», Учреждение), индивидуального предпринимателя <…> (далее - ИП <...>) по факту распространения на сайте «Город Воркута» рекламы медицинских услуг ГБУЗ РК «ВРД» с признаками нарушения требований п. 9 ст. 7 и ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе),

в присутствии:

- ИП <...>;

в отсутствие:

- заявителя, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела (соответствующие доказательства имеются в материалах рекламного дела), заявившего ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие,

- ГБУЗ РК «ВРД», надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела (соответствующие доказательства имеются в материалах рекламного дела), заявившего ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Коми УФАС России поступило обращение <...> от 03.02.2018, направленное Прокуратурой г. Воркуты письмом № 1р-2018 от 05.03.2018 (вх. № 1291 от 19.03.2018), о размещении на сайте «Город Воркута» рекламы услуг по искусственному прерыванию беременности.

В результате рассмотрения материалов обращения установлено размещение на сайте «Город Воркута» рекламы медицинских услуг МУЗ «Городской роддом».

По результатам рассмотрения указанного обращения принято решение о возбуждении дела № Р 14-04/18 в отношении ГБУЗ РК «ВРД», ИП <...> по признакам нарушения п. 9 ст. 7 и ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе, о чем вынесено соответствующее определение № 03-01/2962 от 26.04.2018.

Из материалов рекламного дела № Р 14-04/18 установлено нижеследующее.

На сайте «Город Воркута» по адресу: http://www.vorcuta.ru/roddom_service.htm размещена информация следующего содержания:

«СДЕЛАЙ ШАГ К СВОЕМУ СЧАСТЬЮ

МУЗ "Городской роддом"

ОКУЛИСТ ежедневно с 16:00 до 18:00 часов, суббота с 12:00 до 14:00 часов.

Приём ведёт квалифицированный врач. Полный спектр офтальмологии.

Индивидуальный и углублённый подбор очков, линз на современном оборудовании.

Квалифицированный осмотр, индивидуальное направление на операции для коррекции зрения в клиниках России.

НЕОНАТОЛОГ ежедневно с 11:00 до 18:00часоа, суббота с 11:00 до 14:00 часов.

Приём ведут квалифицированные врачи высшей и первой категории.

ГИНЕКОЛОГ ежедневно с 15:00 до 18:00часоа, суббота с 11:00 до 14:00 часов.

Приём ведут квалифицированные врачи высшей и первой категории.

Лечение воспалительных заболеваний, бесплодия, нарушения менструального цикла, удаление и вставление ВМС, лечение эрозии, контрацепция, климактерический синдром.

ПСИХОЛОГ среда, пятница с 15:00 до 18:00 часов.

Подготовка семьи к родам. Личностные проблемы и супружеские отношения.

Проблемы, связанные с бесплодием и невынашиванием беременности.

Проблемы, возникающие при осложнённом течении беременности, родов и послеродового периода.

Проблемы детско-родительских отношений с рождения ребёнка (проблемы материнства, отцовства, отношения со старшими детьми, другими близкими).

Консультирование персонала.

Консультирование по климактерическому периоду.

Высококвалифицированные медицинские технологии

УЗИ ВСЕХ ОРГАНОВ. Запись по тел. <…>. Приём с 8:00 до 18:00 часов, в порядке очереди не более 20 минут.

Запись внутриутробной жизни плода на компакт диски.

На современном оборудовании с личным наблюдением пациента за обследованием на экране: молочные железы, гинекология, щитовидная железа, сердце, печень, почки, предстательная железа, кровоток по сосудам, суставы, желудок.

МЕДИКАМЕНТОЗНЫЙ АБОРТ. Запись по тел. <…>.

Бережная альтернатива хирургическому аборту (до 6 недель беременности). Без операции, без наркоза, без госпитализации. Высокоэффективен и безопасен. Хорошо психологически воспринимается пациентками. Позволяет сохранить репродуктивное здоровье.

МИНИ-АБОРТ. Запись по тел. <…>.

Прерывание беременности до 5 недель под современным наркозом с проведением ВМС (серебро и золото).

КОЛЬПОСКОПИЯ

Обследования заболеваний шейки матки на современном диагностическом оборудовании с проведением видеосъёмки под контролем пациента.

ОПЕРАЦИИ:

Лапароскопия: удаление кист, стерилизация, лечение бесплодия.

Пластика: восстановление девственности, пластические операции на половых органах.

РОДЫ

Сервисные, индивидуальные с выбором врачей, с участием мужа, психолога и других родных и близких. Индивидуальные роды с профессиональной психологической и медицинской поддержкой. Обезболивание родов эпидуральной анестезией. Альтернативные методы обезболивания.

Индивидуальное ведение акушер-гинекологом, неонатологом, средним медицинским персоналом.

СЕРВИСНЫЕ ПАЛАТЫ различной категории

Консультативный приём врача акушер-гинеколога по лечению заболеваний шейки матки, эрозии на современном оборудовании.

ЛАБОРАТОРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Общий анализ мочи, общий анализ крови, мазок, определение группы крови, ЭКГ, физиопроцедуры.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСЬ

с 8:00 до 18:00 часов

по телефонам: <…>».

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 указанной статьи, объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

По смыслу пункта 3 статьи Закона о рекламе товаром признаётся продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В соответствии с ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

Согласно ч. 4 ст. 2 Закона о рекламе, специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

В ст. 2 Федерального закона № 323 от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» перечислены основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, в том числе такие как:

- медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение;

- лечение - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни.

Перечень медицинских услуг утверждён приказом Приказом Минздрава России от 13.10.2017 № 804н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» (начало действия редакции – 01.01.2018), далее – Номенклатура медицинских услуг.

Номенклатура медицинских услуг представляет собой перечень медицинских услуг, разделённых на два класса: «А» и «В». Класс «А» включает медицинские услуги, представляющие собой определенные виды медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение. Класс «В» включает медицинские услуги, представляющие собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

В Номенклатуре медицинских услуг зарегистрированы, в том числе следующие медицинские услуги:

B01.029.001 Прием (осмотр, консультация) врача-офтальмолога первичный

B01.029.002 Прием (осмотр, консультация) врача-офтальмолога повторный

B01.029.003 Прием (осмотр, консультация) врача-офтальмолога-протезиста первичный

B01.029.004 Прием (осмотр, консультация) врача-офтальмолога-протезиста повторный

B01.029.005 Ежедневный осмотр врачом-офтальмологом с наблюдением и уходом среднего и младшего медицинского персонала в отделении стационара

B04.029.001 Диспансерный прием (осмотр, консультация) врача-офтальмолога

B04.029.002 Профилактический прием (осмотр, консультация) врача-офтальмолога

B04.029.003 Диспансерный прием (осмотр, консультация) врача-офтальмолога-протезиста

B04.029.004 Профилактический прием (осмотр, консультация) врача-офтальмолога-протезиста

B01.032.001 Прием (осмотр, консультация) врача-неонатолога первичный

B01.032.002 Прием (осмотр, консультация) врача-неонатолога повторный

B01.032.003 Ежедневный осмотр врачом-неонатологом с наблюдением и уходом среднего и младшего медицинского персонала в отделении стационара

B04.032.001 Диспансерный прием (осмотр, консультация) врача-неонатолога

B04.032.002 Профилактический прием (осмотр, консультация) врача-неонатолога

B01.001.001 Прием (осмотр, консультация) врача-акушера-гинеколога первичный

B01.001.002 Прием (осмотр, консультация) врача-акушера-гинеколога повторный

B01.001.003 Прием (осмотр, консультация) врача-акушера-гинеколога с ультразвуковым исследованием яичников для оценки овариального резерва

B01.001.004 Прием (осмотр, консультация) врача-акушера-гинеколога беременной первичный

B01.001.005 Прием (осмотр, консультация) врача-акушера-гинеколога беременной повторный

A11.20.014 Введение внутриматочной спирали

A11.20.015 Удаление внутриматочной спирали

A16.20.038 Операции по поводу бесплодия на придатках матки

B01.070.009 Прием (тестирование, консультация) медицинского психолога первичный

B01.070.010 Прием (тестирование, консультация) медицинского психолога повторный

B03.052.001 Комплексное ультразвуковое исследование внутренних органов

A04.04.001 Ультразвуковое исследование сустава

A04.04.001.001 Ультразвуковое исследование тазобедренного сустава

A04.12.004 Внутрисосудистое ультразвуковое исследование сосудистой стенки

A04.14.001 Ультразвуковое исследование печени

A04.20.002 Ультразвуковое исследование молочных желез

A04.21.001 Ультразвуковое исследование предстательной железы

A04.22.001 Ультразвуковое исследование щитовидной железы и паращитовидных желез

A04.28.001 Ультразвуковое исследование почек и надпочечников

A04.28.002.001 Ультразвуковое исследование почек

A16.20.037 Искусственное прерывание беременности (аборт)

B03.001.005 Комплексная услуга по медикаментозному прерыванию беременности

A03.20.001 Кольпоскопия

A16.30.079 Лапароскопия диагностическая

A16.20.001 Удаление кисты яичника

A16.20.001.001 Удаление кисты яичника с использованием видеоэндоскопических технологий

A16.20.041 Стерилизация маточных труб лапаротомическая

A16.20.041.001 Стерилизация маточных труб с использованием видеоэндоскопических технологий

A16.20.060 Восстановление девственной плевы

A16.20.098 Пластика малых половых губ

B02.001.002 Ведение физиологических родов акушеркой

B01.003.004.006 Эпидуральная анестезия

B03.016.006 Общий (клинический) анализ мочи

B03.016.002 Общий (клинический) анализ крови

A11.20.005 Получение влагалищного мазка

A12.05.007 Определение подгруппы и других групп крови меньшего значения A-1, A-2, D, Cc, E, Kell, Duffy

A06.10.009.003 Спиральная компьютерная томография сердца с ЭКГ-синхронизацией.

Из вышеизложенного усматривалось, что рассматриваемая информация является рекламой медицинских услуг и должна распространяться с учётом требований ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.

Рассматриваемая реклама не содержала ни одного из предусмотренных ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе видов предупреждений.

Кроме того, в рассматриваемой инфомации в числе оказываемых услуг значились методики «безопасного» аборта.

В соответствии с Номенклатурой медицинских услуг искусственное прерывание беременности (аборт) - A16.20.037, комплексная услуга по медикаментозному прерыванию беременности - B03.001.005, являются медицинскими услугами.

Из вышеизложенного усматривалось, что услуги по аборту, указанные в рассматриваемой информации, являются медицинскими услугами по искусственному прерыванию беременности.

В силу п. 9 ст. 7 Закона о рекламе не допускается реклама медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности.

Согласно письменным пояснениям, представленным ГБУЗ РК «ВРД» в материалы рекламного дела № Р 14-04/18, при цитировании информации из сети «Интернет» учреждение названо МУЗ «Городской роддом». Вместе с тем, ГБУЗ РК «ВРД» называлось так с момента создания на основании Постановления Главы администрации г. Воркута № 666.5 от 30.06.1995 «О регистрации муниципального учреждения здравоохранения «Городской родильный дом» до 2011 года, когда постановлением Администрации МО ГО «Воркута» № 839 от 28.06.2011 «О создании муниципального бюджетного учреждения «Воркутинский родильный дом» оно было переименовано. В следующий раз учреждение было переименовано в соответствии с постановлением Правительства Республики Коми № 555 от 19.12.2012 «О передаче в государственную собственность Республики Коми муниципальных учреждений здравоохранения», когда получило нынешнее название. Таким образом, рассматриваемая информация на сайте была размещена не позднее июня 2011 года.

ГБУЗ РК «ВРД» установлено, что реальный срок сотрудничества с сайтом «Город Воркута», который не является официальным сайтом учреждения, относится к 2005-2006 годам, после чего это сотрудничество было прекращено и не возобновлялось.

Согласно письменным пояснениям, представленным ИП <...> в материалы рекламного дела № Р 14-04/18, сайт «Город Воркута» (http://www.vorcuta.ru) уже много лет им не обновляется. Данный сайт был создан ИП <...> в ноябре 2003 года, к 60-летию присвоения Воркуте статуса «город». К указанной дате ИП <...> самостоятельно разместил в бизнес-каталоге сайта сведения о более чем 100 основных воркутинских организациях, в том числе и о роддоме Воркуты. Эти сведения были взяты из открытых источников (книг о Воркуте и местных газет). Вся информация была размещена безвозмездно, так как изначально сайт планировался как общественно-информационный, а не рекламный. В качестве индивидуального предпринимателя ИП <...> зарегистрировался в марте 2004 года, когда на сайте были выделены места под показы рекламных баннеров, которые стали продаваться по договорам с рекламными сетями Яндекса и Гугла. Сайт «Город Воркута» (http://www.vorcuta.ru) был создан ИП <...> в ноябре 2003 года к 60-летию присвоения Воркуте статуса «город». К указанной дате ИП <...> самостоятельно разместил в бизнес-каталоге сайта сведения о более чем 100 основных воркутинских организациях, в том числе о роддоме г. Воркуты. Эти сведения были взяты из открытых источников (книг о Воркуте и местных газет). Вся информация была размещена безвозмездно, так как изначально сайт планировался как общественно-информационный, а не рекламный.

По мнению ИП <...>, рассматриваемая информация не является рекламой, так как целью её размещения являлось информирование посетителей сайта о роддоме г. Воркуты, как об одной из организаций города, а не привлечение внимания к услугам роддома.

ИП <...> в ходе рассмотрения рекламного дела вышеуказанные доводы подтверждены.

Исследовав представленные в материалы рекламного дела № Р 14-04/18 документы и письменную информацию, для рассмотрения дела по существу Комиссия сочла необходимым получение заключения специалиста, в связи с чем Определением Коми УФАС России от 26.06.2018 № 03-01/4435 рассмотрение дела № Р 14-04/18 было приостановлено в связи с необходимостью получения заключения специалистов ФАС России по рассматриваемым Комиссией обстоятельствам.

Из содержания письма ФАС России № РП/54068/18 от 13.07.2018 (вх. № 3482 от 23.07.2018) следует, что в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе настоящий Федеральный закон не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.

Размещенная на сайте города Воркута www.vorkuta.ru информация о деятельности Городского родильного дома г. Воркуты носит справочно-информационный характер, поскольку размещена на сайте, посвященном г. Воркуте с целью информирования посетителей сайта об объектах социальной инфраструктуры города, соответственно, указанная информация не является рекламой.

Выдача поисковой системой перечня гиперссылок на различные источники информации (сайты, форумы и пр.) не является рекламой, поскольку выдача такого перечня является результатом обработки поискового запроса пользователя.

При размещении подобных информационных сведений (результатов поискового запроса), такая задача, стоящая перед рекламой, как формирование и поддержание интереса к конкретному юридическому лицу и его товару, услуге не выполняется, поскольку однородная информация, размещенная среди таких же, однородных, сведений о различных товарах не позволяет выделить какой-либо отдельный товар и сформировать к нему интерес.

Следовательно, предоставляемая поисковой системой по запросу пользователя информация не подпадает под понятие рекламы, так как целью распространения данной информации является непосредственный ответ системы на запрос о ее предоставлении, и на такую информацию не распространяются требования Закона о рекламе.

Учитывая изложенное, на такую информацию положения Закона о рекламе не распространяются.

Комиссией Коми УФАС России не установлены обстоятельства, свидетельствующие о распространении информации об оказываемых ГБУЗ РК «ВРД» услугах именно в рекламных целях, обратное в Коми УФАС России отсутствует.

Таким образом, прийти к однозначному выводу о том, что рассматриваемая информация является рекламой медицинских услуг, в том числе рекламой медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности, не представляется возможным.

При таких обстоятельствах, оснований полагать, что рассматриваемая информация размещена в нарушение требований п. 9 ст. 7, ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе, у Комиссии не имеется.

В соответствии с п. 3.56 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12 (далее - Регламент), Комиссия принимает решение о прекращении рассмотрения дела, если в процессе рассмотрения дела будет установлено, в том числе отсутствие фактов нарушения законодательства о рекламе.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подп. а) п. 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, п.п. 3.56, 3.57 Регламента, Комиссия

 

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

 

Производство по делу № Р 14-04/18 в отношении ГБУЗ РК «ВРД», ИП <...> прекратить.

 

 

Председатель Комиссии

 

______________ <…>

 

 

 

Члены Комиссии

 

______________ <…>

 

 

 

 

 

______________ <…>

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны