Определение №03-05/9058 Определение о возбуждении дела № Р 35-12/18 по признакам на... от 21 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

GRAPHIC1

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

Определение

 

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № Р 35-12/18 ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

21 декабря 2018 года

 

 

 

№ 03-05/9058

г. Сыктывкар

 

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее - Коми УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе <…>, рассмотрев заявление гражданина от 01.11.2018 (вх. № 3900-э от 01.11.2018) по факту нарушения требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Коми УФАС России поступило заявление <...> от 01.11.2018 (вх. № 3900-э от 01.11.2018) о нарушении законодательства о рекламе.

Заявитель указывает, что 01.11.2018 при наборе в поисковой системе «Google» запроса «адвокат сыктывкар» была выдана ссылка «Адвокат Сыктывкар Консультация бесплатно» на сайт одинхорошийюрист.рф, переход на сайт показал, что данная организация никакого отношения к адвокатскому сообществу не имеет, более того, на сайте отсутствует какая-либо информация о регистрации юридического лица/ИП.

Заявитель считает, что данная реклама вводит в заблуждение граждан относительно осуществления адвокатской деятельности, поскольку такая деятельность может осуществляться только лицами, имеющими соответствующий статус.

Сотрудниками Коми УФАС России по данному факту 02.11.2018 составлен акт осмотра Интернет-сайта http://www.одинхорошийюрист.рф. Осмотр начат выполнением поиска в сети Интернет в поисковой системе «Google» запроса «адвокат сыктывкар». Поисковой системой «Google» была выдана ссылка «Адвокат Сыктывкар | Консультация бесплатно» на сайт http://www.одинхорошийюрист.рф. Далее осуществлен вход на главную страницу Интернет-сайта по электронному адресу: http://www.одинхорошийюрист.рф. На сайте http://www.одинхорошийюрист.рф зафиксировано размещение информации о юридических услугах в Сыктывкаре, часах работы, адресах, отзывах клиентов и форма сообщений для получения бесплатной консультации.

К акту осмотра Интернет-сайта приложены, в том числе скриншоты результатов запроса «адвокат сыктывкар» в поисковой системе «Google», из которых следует, что в числе результатов запроса размещена информация следующего содержания: «Адвокат Сыктывкар | Консультация бесплатно Реклама www.одинхорошийюрист.рф/адвокат/сыктывкар <...> Услуги адвоката в Сыктывкаре. Бесплатная консультация. Звоните. Цены Бесплатно Отзывы Задать вопрос».

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация содержит следующие признаки рекламы:

- распространена посредством размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования: услугам адвоката в Сыктывкаре, бесплатной консультации, на формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.

Таким образом, рассматриваемая информация, распространенная в информационно-телекоммуникационной сети Интернет посредством поисковой системы «Google», является рекламой.

В силу ч. 1 ст. 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно п. 20 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

В соответствии с ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В силу п. 3 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.

Рассматриваемая реклама содержит ссылку на Интернет-сайт http://www.одинхорошийюрист.рф. Из информации, размещённой на указанном сайте, следует, что рекламируемые услуги оказываются компанией «Один хороший юрист», офисы которой расположены в г. Сыктывкаре, в том числе <...>.

Сотрудниками Коми УФАС России 27.11.2018 произведены внешний осмотр и фотосъемка наружного оформления входа в офис компании «Один хороший юрист», расположенный по адресу: <...>, о чём составлен соответствующий акт. В ходе осмотра из информации, размещённой на вывеске компании, установлено, что деятельность в компании «Один хороший юрист» осуществляет индивидуальный предприниматель <…>, ИНН <…>, ОГРНИП <…> (далее - ИП <...>).

Согласно сведениям сайта ФНС России, основным видом деятельности ИП <...> является деятельность в области права.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическим и юридическим лицам (далее - доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Адвокатская деятельность не является предпринимательской. Не является адвокатской деятельностью юридическая помощь, оказываемая:

- работниками юридических служб юридических лиц (далее - организации), а также работниками органов государственной власти и органов местного самоуправления;

- участниками и работниками организаций, оказывающих юридические услуги, а также индивидуальными предпринимателями;

- нотариусами, патентными поверенными, за исключением случаев, когда в качестве патентного поверенного выступает адвокат, либо другими лицами, которые законом специально уполномочены на ведение своей профессиональной деятельности.

В силу ст. 2 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатом является лицо, получившее в установленном настоящим Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. Адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы и муниципальные должности.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области юстиции (далее - территориальный орган юстиции) ведет реестр адвокатов субъекта Российской Федерации (далее - региональный реестр).

Согласно письму Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Коми от 03.12.2018 № 11/04-4589 (вх. № 5722 от 03.12.2018) в реестре адвокатов Республики Коми сведения об адвокате <…> отсутствуют.

Таким образом, <...> не имеет статуса адвоката.

В связи с чем, усматривается, что сообщаемые в рассматриваемой рекламе сведения о лице, оказывающем консультационные услуги, как об адвокате, являются недостоверными, вводящими потребителей рекламы в заблуждение относительно действительного статуса такого лица.

Кроме того, рассматриваемая реклама может содержать не соответствующие действительности сведения о возможности воспользоваться указанными в рекламе услугами адвоката, в том числе бесплатной консультацией, обратившись по телефону, указанному в рекламе, и используя указанную в рекламе информацию о сайте компании.

При таких обстоятельствах рассматриваемая реклама распространена с признаками нарушения требований п. 3 ч. 3 ст. 5, п. 20 ч. 3 ст. 5, ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.

В силу положений, установленных п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Ответственность за нарушение требований, установленных п. 3 ч. 3 ст. 5, п. 20 ч. 3 ст. 5, ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, согласно ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе несёт рекламодатель.

Согласно ч. 8 ст. 38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в ч. 6 настоящей статьи, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В силу п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Из имеющихся материалов усматривается, что рекламодателем рассматриваемой рекламы, по смыслу п. 5 ст. 3 Закона о рекламе, является ИП <...>.

На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 1, 2 ст. 36 Закона о рекламе, пунктами 20, 24 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, п. 3.25 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1. Возбудить производство по делу № Р 35-12/18 по признакам нарушения п. 3 ч. 3 ст. 5, п. 20 ч. 3 ст. 5, ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.

2. Признать лицами, участвующими в деле:

2.1. заявителя – <…>;

2.2. лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, – ИП <...>;

3. Назначить дело № Р 35-12/18 к рассмотрению на 21 января 2019 года на 11 часов 00 минут по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А.

4. ИП <...> в срок не позднее 17 января 2019 года представить следующие надлежащим образом заверенные копии документов и письменную информацию:

4.1. О рекламодателе, рекламораспространителе и рекламопроизводителе рассматриваемой рекламы (с указанием по каждому такому лицу: полного наименования, адреса места нахождения, Ф.И.О. руководителя, номеров тел./факса – для юридических лиц; Ф.И.О., адреса места регистрации - для физических лиц).

4.2. Копии всех документов со всеми изменениями, дополнениями и приложениями (в том числе приказов, распоряжений, заявок, договоров, счетов, счетов-фактур, платежных поручений, актов выполненных работ, электронной переписки), опосредующих производство и распространение рассматриваемой рекламы.

4.3. Письменные пояснения каждого последовательно совершенного действия, направленного на производство и распространение рассматриваемой рекламы.

4.4. Поясняющие, кто определил содержание рассматриваемой рекламы, её наполнение, кем, когда и каким образом одобрена (утверждена, согласована) реклама; в случае если реклама не утверждалась и не согласовывалась, представьте соответствующую поясняющую письменную информацию с указанием причин непринятия мер по согласованию.

4.5. О лице (лицах), оказывающем (оказывающих) услуги адвоката, указанные в рассматриваемой рекламе, с указанием по каждому такому лицу: Ф.И.О., адреса места регистрации, с приложением копий документов, на основании которых данные услуги оказываются ими в компании «Один хороший юрист». В случае отсутствия таких лиц – представьте соответствующие письменные пояснения и укажите, в связи с чем, в таком случае, в рекламе указаны данные услуги.

4.6. О наличии (отсутствии) в период распространения рассматриваемой рекламы возможности воспользоваться указанными в рекламе услугами адвоката, в том числе по консультации, обратившись по телефону, указанному в рекламе, и используя указанную в рекламе информацию о сайте компании. При наличии такой возможности – представьте подтверждающие документы. При отсутствии возможности – укажите, в связи с чем, в таком случае, в рекламе указаны данные услуги.

4.7. О периоде распространения рассматриваемой рекламы, с указанием дат начала и окончания распространения; если распространение продолжается на дату представления ответа – с указанием соответствующей поясняющей информации и даты начала распространения.

4.8. О территории (укажите субъекты Российской Федерации) распространения рассматриваемой рекламы.

4.9. О причинах размещения рассматриваемой рекламы без учёта требований п. 3 ч. 3 ст. 5, п. 20 ч. 3 ст. 5, ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.

5. ИП <...> (с паспортом) явиться лично и (или) обеспечить явку представителя (с надлежащим образом оформленной доверенностью) для участия в рассмотрении дела.

6. Заявителю (с паспортом) явиться лично и (или) обеспечить явку представителя (с надлежащим образом оформленной доверенностью) для участия в рассмотрении дела.

7. О возможности рассмотрения дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, сообщить не позднее 18 января 2019 года, предварительно по факсу (8212) 21-41-29 или на электронный адрес: to11@fas.gov.ru и направить такое обращение по почте.

 

Примечание:

При ответе на настоящее определение необходимо соблюдение нумерации пунктов, по приложениям необходимо указать, к какому пункту определения они прилагаются, с указанием номера пункта.

В случае отсутствия документов и письменной информации по отдельным пунктам настоящего определения, укажите на их отсутствие с пояснением причин отсутствия и указанием источника, где запрашиваемое может быть получено.

Представленное на определение должно быть подписано уполномоченным лицом, прилагаемые копии надлежащим образом заверены, подтверждена их достоверность и полнота.

 

 

В соответствии с ч. 6 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до десяти тысяч рублей.

 

 

Председатель комиссии <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны