Решение по жалобе ООО "Чистый город"

Тип документа:
Решения по жалобам
Дата публикации:
25.12.2017
Управление:
Коми УФАС России
Сфера деятельности:
Контроль госзакупок
Номер документа:
№ 04-02/11638
Номер дела:

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

Общество с ограниченной

ответственностью «Чистый город»

 

Гаражная ул., д. 9, г. Сыктывкар,

Республика Коми, 167000

 

Государственное бюджетное учреждение

здравоохранения Республики Коми

«Бюро судебно-медицинской экспертизы»

 

Кирова ул., д. 25, г. Сыктывкар,

Республика Коми,167983

 

Закрытое акционерное общество

«Сбербанк - Автоматизированная система торгов»

 

ko@sberbank-ast.ru

 

РЕШЕНИЕ

 

20 декабря 2017 года

 

 

 

№ 04-02/11638

г. Сыктывкар

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <…> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Чистый Город» (далее - ООО «Чистый город», заявитель) исх. от 14.12.2018 № 20 (вх. от 14.12.2017 № 6627) на действия заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми «Бюро судебно-медицинской экспертизы» (далее - ГБУЗ РК «Бюро СМЭ») при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона «Вывоз и утилизация медицинских отходов класса «Б» и класса «Г», извещение № 0307200022517000083 (далее - закупка, электронный аукцион, жалоба),

при участии:

-<…>, <…> ООО «Чистый город» по приказу от 19.05.2017 № <...>,

-<…>, <…>, представителей ГБУЗ РК «Бюро СМЭ» по доверенностям от 19.12.2017,

УСТАНОВИЛА:

 

  1. ООО «Чистый город», ГБУЗ РК «Бюро СМЭ», закрытое акционерное общество «Сбербанк - Автоматизированная система торгов» (далее - ЗАО «Сбербанк - АСТ») надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены посредством электронной почты.

С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей ЗАО «Сбербанк - АСТ» не препятствует рассмотрению жалобы по существу.

2. ООО «Чистый город» обжалуется действие заказчика - ГБУЗ РК «Бюро СМЭ» в части объединения в одной закупке лицензируемого и нелицензируемого вида деятельности, что, по мнению заявителя, влечет ограничение участников закупки.

В письменных пояснениях к жалобе от 18.12.2017 № 22 (вх. от 18.12.2017 № 6691) ООО «Чистый город» указывает на наличие в обжалуемом действии заказчика нарушений Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

ГБУЗ РК «Бюро СМЭ» в отзыве на жалобу исх. 20.12.2017 № 18-08/1795 (вх. от 20.12.2017 № 6752) и на заседании по рассмотрению жалобы представлены возражения относительно позиции заявителя.

3. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), изучив материалы жалобы, заслушав представителей ООО «Чистый город», ГБУЗ РК «Бюро СМЭ», пришла к нижеследующим выводам.

Заказчиком закупки путем проведения электронного аукциона явилось ГБУЗ РК «Бюро СМЭ».

Объект закупки - «Вывоз и утилизация медицинских отходов класса «Б» и класса «Г».

Начальная (максимальная) цена контракта составила 135 545,95 рублей.

Источником финансирования закупки явились средства бюджетного учреждения за счет средств субсидии на выполнение государственного задания.

Извещение о проведении электронного аукциона № 0307200022517000083, документация электронного аукциона размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 13.12.2017.

4. Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В силу пункта 1 части 1, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, пунктом 19 раздела II «Информационная карта» документации об электронном аукционе (далее - Информационная карта») к участникам закупки установлено требование в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе: «Наличие действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности на основании статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 г. № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности».

По пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, наряду с прочей информацией, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Пунктом 27 Информационной карты установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе, наряду с прочим, действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности на основании статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 г. № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности» (на оказание услуг по вывозу и утилизации медицинских отходов класса «Г»).

Объект закупки - «Вывоз и утилизация медицинских отходов класса «Б» и класса «Г».

Согласно частей 1-3 статьи 49 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские отходы - все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, а также деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях.

Медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, на следующие классы:

1) класс «А» - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;

2) класс «Б» - эпидемиологически опасные отходы;

3) класс «В» - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;

4) класс «Г» - токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным;

5) класс «Д» - радиоактивные отходы.

Медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ

«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 № 163 утверждены СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами» (вместе с «СанПиН 2.1.7.2790-10. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...»), которые устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур (далее - медицинские отходы), а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно-противоэпидемическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами.

Пунктом 2.1 СанПиН 2.1.7.2790-10 установлено, что медицинские отходы в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания подразделяются на пять классов опасности, в том числе на класс «Б» - эпидемиологически опасные отходы; класс «Г» - токсикологически опасные отходы 1 - 4 классов опасности.

В соответствии с пунктом 4.29 СанПиН 2.1.7.2790-10: «Вывоз отходов класса Г для обезвреживания или утилизации осуществляется специализированными организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности».

В силу пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит, в том числе, деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Таким образом, для оказания услуг, являющихся объектом закупки, по вывозу и утилизации медицинских отходов класса «Г» необходимо наличие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

По результатам анализа материалов жалобы, соответствующего законодательства, СанПиН 2.1.7.2790-10 установлено, не оспорено представителями заявителя, заказчика, что для оказания услуг, являющихся объектом закупки, по вывозу и утилизации медицинских отходов класса «Б», наличие лицензии не требуется.

Согласно письменным пояснениям заказчика - ГБУЗ РК «Бюро СМЭ» исх. от 20.12.2017 № 18-08/1795, а также устным доводам представителей заказчика, приведенным на заседании Комиссии Коми УФАС России по рассмотрению жалобы, объект закупки определен исходя из потребностей заказчика, обусловленных спецификой его деятельности, необходимостью быстрого и качественного оказания услуг, эффективного использования бюджетных средств.

Закон о контрактной системе позволяет заказчику, руководствуясь своими потребностями, определять предмет закупки, его количественные и качественные характеристики, в необходимой степени детализировать его, при этом запрещает ограничивать количество участников закупки.

Довод заявителя о том, что объединение в одной закупке лицензируемого и нелицензируемого вида деятельности влечет ограничение количества участников закупки, Комиссией Коми УФАС России не может быть принят по следующим основаниям.

По пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 № 11017/10 по делу № А06-6611/2009, «основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Поэтому включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах и не является нарушением статьи 17 Закона о защите конкуренции».

Согласно пункту 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Закон о контрактной системе не регламентирует порядок объединения товаров, работ, услуг в 1 лот.

Комиссией Коми УФАС России установлено, что услуги по вывозу и утилизации медицинских отходов класса «Б» и класса «Г» имеют один код по ОКПД 2 - «38.12.11.000» и объединены в одной позиции «Услуги по сбору опасных медицинских и прочих биологически опасных отходов»; санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами как класса «Б» так и класса «Г» установлены в СанПиН 2.1.7.2790-10, что может свидетельствовать о том, что данные позиции технологически и функционально связаны. Доказательства обратного в Коми УФАС России отсутствуют, заявителем не представлено.

Как следует из материалов жалобы, начальная (максимальная) цена контракта определена заказчиком посредством применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) на основании двух коммерческих предложений и информации о цене услуги, содержащейся в контракте (http://zakupki.gov.ru/epz/contract/contract Card/ documentinfo.html?reestrNumber=2434800807717000235) потенциального исполнителя услуги.

Заказчиком - ГБУЗ РК «Бюро СМЭ» в материалы жалобы представлена информация в виде печатных версий экранных изображений (скриншотов) с сайтов в сети Интернет трех хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги, в том числе являющиеся объектом закупки, в городе Сыктывкаре.

Заявителем не представлены доказательства невозможности получения лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности в целях участия в соответствующих закупках.

В Коми УФАС России отсутствуют, заявителем не представлено доказательств, однозначно свидетельствующих о том, что оспариваемые в жалобе действия заказчика создали преимущества каким-либо участникам перед другими; являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, в том числе для заявителя, а также каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников.

С учетом изложенных обстоятельств, на дату и время заседания по рассмотрению жалобы, у Комиссии Коми УФАС России отсутствуют достаточные основания для констатации факта нарушения заказчиком - ГБУЗ РК «Бюро СМЭ» требований Закона о контрактной системе при объединении в одной закупке услуг по вывозу и утилизации медицинских отходов класса «Б», не подлежащих лицензированию, и услуг по вывозу и утилизации медицинских отходов класса «Г», для оказания которых необходимо наличие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу необоснованной.

2. Решить вопрос об обеспечении рассмотрения жалобы в части требований, основанных на нормах антимонопольного законодательства, в порядке статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии

 

 

<…>

 

Члены комиссии <…>

 

<…>