Решение №04-02/11681 Решение по жалобе ООО "Цильмалес" от 26 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

Общество с ограниченной

ответственностью «Цильмалес»

 

Набережная ул., д. 157, с. Усть-Цильма,

Усть-Цилемский район, Республика Коми, 169480

 

Государственное казенное учреждение

Республики Коми «Управление автомобильных

дорог Республики Коми»

 

Морозова ул., д. 115-а, г. Сыктывкар,

Республика Коми, 167023

 

Министерство финансов Республики Коми

 

Коммунистическая ул., д. 8,

г. Сыктывкар, Республика Коми, 167010

 

Закрытое акционерное общество

«Сбербанк - Автоматизированная

система торгов»

 

ko@sberbank-ast.ru

 

РЕШЕНИЕ

 

22 декабря 2017 года

 

 

 

№ 04-02/11681

 

г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <…> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Цильмалес» (далее - ООО «Цильмалес», заявитель) исх. от 15.12.2017 (вх. от 15.12.2017 № 6659) на действия заказчика - государственного казенного учреждения Республики Коми «Управление автомобильных дорог Республики Коми» (далее - ГКУ РК «УправтодорКоми») при заключении контракта по результатам осуществления закупки путем проведения электронного аукциона «Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в МО МР «Ижемский», МО МР «Усть-Цилемский» в 2018 - 2019 г.г.», извещение № 0107200002717001484 (далее - электронный аукцион, закупка),

при участии:

-<…>, <…>, <…>, представителей ООО «Цильмалес» по доверенностям от 15.12.2017,

-<…>, <…>, представителей ГКУ РК «УправтодорКоми» по доверенностям от 10.01.2017 №№2, 5 соответственно,

-<…>, представителя Министерства финансов Республики Коми по доверенности от 10.01.2017 № 01-05/27,

УСТАНОВИЛА:

 

1. ООО «Цильмалес», ГКУ РК «УправтодорКоми», Министерство финансов Республики Коми, закрытое акционерное общество «Сбербанк - Автоматизированная система торгов» (далее - ЗАО «Сбербанк - АСТ») надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены посредством электронной почты.

С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей ЗАО «Сбербанк - АСТ» не препятствует рассмотрению жалобы по существу.

2. Заявителем обжалуется действие заказчика - ГКУ РК «УправтодорКоми» в части признания ООО «Цильмалес» на основании части 5 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) уклонившимся от заключения контракта по причине предоставления заявителем в качестве обеспечения исполнения контракта банковской гарантии, не соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе.

ГКУ РК «УправтодорКоми», Министерством финансов Республики Коми в отзывах на жалобу исх. от 21.12.2017 № 04/5586 (вх. от 21.12.2017 № 6773), от 21.12.2017 № 20-23/7322 (вх. от 21.12.2017 № 6776) и на заседании Комиссии Коми УФАС России заявлены возражения относительно позиции заявителя.

2.1. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, заслушав представителей ООО «Цильмалес», ГКУ РК «УправтодорКоми», Министерства финансов Республики Коми, пришла к нижеследующим выводам.

Заказчиком закупки путем проведения электронного аукциона явилось ГКУ РК «УправтодорКоми», уполномоченным органом - Министерство финансов Республики Коми.

Объект закупки - «Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в МО МР «Ижемский», МО МР «Усть-Цилемский» в 2018 - 2019 г.г.».

Начальная (максимальная) цена контракта составила 306 440 258,43 рублей.

Источник финансирования - республиканский бюджет Республики Коми.

Извещение о проведении электронного аукциона № 0107200002717001484, документация электронного аукциона размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт), 02.11.2017.

2.2. Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В соответствии с частями 1-8 статьи 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

В течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.

В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица. В случае, если при проведении такого аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель такого аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, оказываемой в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).

Победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает в единой информационной системе протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона. При этом победитель такого аукциона, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.

В течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронного аукциона в единой информационной системе в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона. При этом размещение в единой информационной системе заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона допускается при условии, что победитель такого аукциона разместил в единой информационной системе протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи не позднее чем в течение тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона.

В течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица, или предусмотренный частью 4 настоящей статьи протокол разногласий.

В течение трех рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе.

С момента размещения в единой информационной системе предусмотренного частью 7 настоящей статьи и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным.

Согласно частей 3, 4, 5 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.

В силу частей 1, 2, 3 статьи 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.

Банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:

-сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 13 статьи 44 настоящего Федерального закона случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона;

-обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;

-обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;

-условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;

-срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона;

-отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;

-установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.

В случае, предусмотренном извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, проектом контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии.

В соответствии с частью 6 статьи 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:

-отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах банковских гарантий;

-несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 настоящей статьи;

-несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Согласно части 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей настоящего Федерального закона, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра банковских гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра банковских гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.

2.2.1. Извещением о проведении электронного аукциона, пунктом 16 раздела II «Информационная карта» документации об электронном аукционе (далее - Информационная карта») определен размер обеспечения исполнения контракта - 10 % начальной (максимальной) цены контракта - 30 644 025,84 руб.

Пунктом 16 Информационной карты установлены, наряду с прочим, требования к обеспечению исполнения контракта, в том числе требование, что «предоставляемая банковская гарантия должна соответствовать требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе и Дополнительным требованиями к банковской гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 № 1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В пункте 16 определены обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией:

1. Уплатить Заказчику неустойки (штраф, пени) предусмотренные Контрактом.

2. Возместить Заказчику убытки, причиненные, при исполнении обязательств по Контракту, в том числе в случае повреждения имущества.

3. Возместить Заказчику убытки, причиненные в результате некачественно выполненных работ.

4. Возместить Заказчику расходы на устранение недостатков выполненных работ».

Таким образом, документацией об электронном аукционе предусмотрены требования к банковской гарантии, которую необходимо предоставить победителем электронного аукциона при заключении контракта с заказчиком.

2.2.2. Как следует из материалов жалобы, по результатам рассмотрения вторых частей заявок участников закупки, победителем электронного аукциона признано ООО «Цильмалес».

Оператором электронной площадки проект контракта направлен от заказчика - ГКУ РК «УправтодорКоми» ООО «Цильмалес» 01.12.2017.

ООО «Цильмалес» 06.12.2017 размещен в единой информационной системе протокол разногласий.

Заказчиком 07.12.2017 рассмотрен протокол разногласий и повторно размещен в единой информационной системе проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона.

ООО «Цильмалес» 12.12.2017 направило оператору электронной площадки подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени ООО «Цильмалес» проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица - банковскую гарантию от 07.12.2017 № 19548/2017/ДГБ, выданную публичным акционерным обществом «Восточный экспресс банк» (далее - банковская гарантия).

Оператор электронной площадки подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени ООО «Цильмалес» проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица, направил заказчику 12.12.2017.

Заказчиком - ГКУ РК «УправтодорКоми» 14.12.2017 сформирован протокол отказа от заключения контракта, в соответствии с которым ООО «Цильмалес» признано уклонившимся от заключения контракта на основании части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе по следующим основаниям: «Банковская гарантия не соответствует требованиям Закона о контрактной системе и требованиям, содержащимся в документации о закупке:

-банковская гарантия не содержит обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией, определенных в пункте 16 Информационной карты;

-банковская гарантия не предусматривает возможности предоставить требование об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии и направляемые вместе с ним документы в электронном виде и обязывает заказчика направлять требование по банковской гарантии исключительно на бумажном носителе, что нарушает положения постановления Правительства от 08.11.2013 № 1005;

-банковская гарантия устанавливает дополнительные требования к предоставляемому заказчиком требованию об осуществлении уплаты денежной суммы (в соответствии с пунктом 6 банковской гарантии требование по гарантии должно быть прошито и пронумеровано), не предусмотренные постановлением Правительства от 08.11.2013 № 1005».

Согласно пункту 1 банковской гарантии от 07.12.2017 № 19548/2017/ДГБ, выданной публичным акционерным обществом «Восточный экспресс банк», представленной ООО «Цильмалес» заказчику в качестве документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта: «гарантия обеспечивает исполнение (надлежащее исполнение) Принципалом его обязательства перед Бенефициаром по Контракту, срок исполнения которых наступает в период действия Гарантии, в том числе:

-обязательств по выплате неустоек (пеней, штрафов), предусмотренных контрактом;

-обязательств по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, предусмотренных контрактом;

-обязательств Принципала по возврату авансового платежа (в случае если аванс предусмотрен контрактом и выплачен Принципалу)».

По результатам анализа банковской гарантии Комиссией Коми УФАС России установлено, что указанная банковская гарантия не содержит всех обязательств принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией, указанных в пункте 16 Информационной карты, что влечет неопределенность относительно обеспечиваемых обязательств и свидетельствует о нарушении требований пункта 2 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе.

Форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии утверждена Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (вместе с «Дополнительными требованиями к банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», «Правилами ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра банковских гарантий») (далее -Форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии).

Согласно Примечанию к Форме требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии: «Требование об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии и направляемые вместе с ним документы и (или) их копии оформляются в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

По пункту 4 банковской гарантии от 07.12.2017 № 19548/2017/ДГБ: «Бенефициар вправе представить письменное требование по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 № 1005 об уплате денежной суммы или её части по Гарантии (далее - Требование по гарантии) в случае невыполнения (ненадлежащего выполнения) Принципалом обязательств, обеспеченных Гарантией…».

Согласно пунктам 6, 7 банковской гарантии от 07.12.2017 № 19548/2017/ДГБ «требование по гарантии должно быть подписано руководителем Бенефициара или уполномоченным лицом, действующим от имени Бенефициара, прошито и пронумеровано и заверено печатью Бенефициара… Требование по гарантии должно быть представлено Бенефициаром Гаранту по адресу: 127473, Москва, Суворовская пл., дом 1, с приложением указанных в Гарантии документов…».

В силу статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом».

Пунктом 10 банковской гарантии от 07.12.2017 № 19548/2017/ДГБ установлено, что «Гарант отказывает Бенефициару в удовлетворении Требования по гарантии в случае, если Требование по гарантии или приложенные к нему документы не соответствуют условиям Гарантии либо представлены Гаранту по окончании срока действия Гарантии».

Условиями пунктов 4, 6, 7 банковской гарантии от 07.12.2017 № 19548/2017/ДГБ в совокупности предусмотрено право бенефициара представить Требование по гарантии по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 № 1005, в прошитом, пронумерованном и заверенном печатью Бенефициара виде по адресу: 127473, Москва, Суворовская пл., дом 1, что предполагает направление требования к банку исключительно на бумажном носителе. Иной порядок, предполагающий возможность заказчику направить требование в электронном форме, в банковской гарантии отсутствует, что нарушает положения постановления Правительства от 08.11.2013 № 1005.

С учетом изложенных обстоятельств, у заказчика - ГКУ РК «УправтодорКоми» имелись достаточные основания для отказа в принятии банковской гарантии на основании пункта 3 части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе по причине несоответствия банковской гарантии требованиям, содержащимся в документации о закупке.

Действие заказчика - ГКУ РК «УправтодорКоми» в части признания ООО «Цильмалес» уклонившимся от заключения контракта на основании части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в связи с предоставлением ООО «Цильмалес» в качестве обеспечения исполнения контракта несоответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе банковской гарантии, не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Цильмалес» необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии

 

 

<…>

 

Члены комиссии <…>

 

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны