Решение №04-02/2307 Решение по жалобе ООО «Перспектива» от 17 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

РЕШЕНИЕ

 

10 марта 2017 года

 

 

 

                         № 04-02/2307

г. Сыктывкар

 

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <…>, председателя Комиссии; <…> - ведущего специалиста - эксперта управления, члена Комиссии; <…> - главного специалиста - эксперта управления, члена Комиссии (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» (далее - ООО «Перспектива») вх. от 03.03.2017  № 748э на действия заказчика - муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства» (далее - МКУ «УКС») при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона «капитальный ремонт теплотрассы от ТК до ЦТП «Восточный» от магистральные сети, L-442 м, №7656», извещение № 0807300001417000001 (далее - закупка, электронный аукцион, жалоба),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. ООО «Перспектива», МКУ «УКС», закрытое акционерное общество «Сбербанк - Автоматизированная система торгов» (далее - ЗАО «Сбербанк - АСТ») надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены посредством электронной почты.

С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей ООО «Перспектива», МКУ «УКС», ЗАО «Сбербанк - АСТ» не препятствует рассмотрению жалобы по существу.

Заявителем обжаловано действие (бездействие) заказчика - МКУ «УКС» в части:

1) установления в извещении о проведении электронного аукциона даты окончания срока подачи заявок, приходящейся на нерабочий день, что, по мнению заявителя, сокращает срок подготовки заявки на участие в закупке, следовательно, влечет ограничение количества участников закупки;

2) неустановления в документации об электронном аукционе положения о том, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, что, согласно доводов заявителя, нарушает часть 2 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ);

3) не установления в проекте контракта, являющегося разделом V документации об электронном аукционе (далее - проект контракта), в нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, положений о сроке приемки выполненных работ, что, как указывает заявитель, нарушает права и законные интересы подрядчика, поскольку в данном случае имеет место неопределенность в сроках исполнения обязательств со стороны Заказчика;

4) установления в проекте контракта размеров штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком, подрядчиком условий контракта, не соответствующих требованиям частей 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пунктам 4, 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013                        № 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» (далее - Постановление № 1063).

МКУ «УКС» в отзыве на жалобу исх. от 06.03.2017 № 04-02/2028э заявлены возражения относительно позиции заявителя.

2. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, пришла к нижеследующим  выводам.

2.1 Заказчиком осуществления закупки явилось МКУ «УКС».

Наименование объекта закупки - «капитальный ремонт теплотрассы от ТК до ЦТП «Восточный» от магистральные сети, L-442 м, №7656».

Начальная (максимальная) цена контракта составила 5 459 400,00  рублей.

Источником финансирования закупки явились средства бюджета муниципального образования муниципального района «Печора».

Извещение о проведении электронного аукциона № 0807300001417000001, документация о проведении электронного аукциона размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) в редакции № 1 - 15.02.2017, в редакции № 2 - 16.02.2017.

2.2. Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

2.2.1. В соответствии с частью  3 статьи 63 закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Частью 6 статьи 63 Закона о контрактной системе определено, что  заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки при проведении такого аукциона не допускается. В течение одного дня с даты принятия данного решения заказчик размещает в единой информационной системе указанные изменения. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона, до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.

Согласно части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона должна быть указана информация, содержащаяся в статье 42 Закона о контрактной системе.

По пункту 6 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация, в том числе о сроке, месте и порядке подачи заявок участников закупки.

В соответствии с частью 7 статьи 66  Закона о контрактной системе  участник электронного аукциона вправе подать заявку на участие в таком аукционе в любое время с момента размещения извещения о его проведении до предусмотренных документацией о таком аукционе даты и времени окончания срока подачи на участие в таком аукционе заявок.

В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Статьями 191, 193 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Извещение о проведении электронного аукциона № 0807300001417000001 размещено на официальном сайте 15.02.2017, окончание срока подачи заявок установлено 03.03.2017.

В соответствии с частью 6 статьи 63 Закона о контрактной системе заказчиком - МКУ «УКС» 15.02.2017 принято решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона № 0807300001417000001.

Изменения, внесенные в извещение о проведении такого аукциона (извещение о проведении электронного аукциона в редакции № 2)  размещены на официальном сайте 16.02.2017, при этом дата окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе установлена 04.03.2017 (суббота).

Вместе с  тем, с учетом части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе, статьями 191, 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке должна быть определена не ранее 06.03.2017 (понедельник).

Данная позиция согласуется с позицией Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, изложенной в «Обзоре разъяснений законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд (апрель 2016 года)»//СПС КонсультантПлюс. 2016: «если заказчик установил минимальный срок для подачи заявок в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, то установление заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона нерабочего дня сроком окончания подачи заявок не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, поскольку сокращает срок подачи заявок. В указанном случае заказчику необходимо перенести день окончания срока подачи заявок на ближайший следующий за ним рабочий день с целью недопущения сокращения срока подачи заявок.

С учетом изложенных обстоятельств, действие заказчика  - МКУ «УКС» в части определения даты  окончания подачи заявок - 04.03.2017, приходящейся на нерабочий  день (субботу), при внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона, не соответствует требованиям части 6 статьи 63, части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе, статье 193 Гражданского кодекса Российской Федерации.

2.2.2. Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

   В силу части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.

В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.

Проект контракта, являющийся составной частью документации об электронном аукционе», положения о том, что «цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта» не содержит.

Вместе с тем, разделом 11 «Цена контракта» главы I «Общие условия проведения аукциона» документации об электронном аукционе (далее - раздел 11 «Цена контракта») установлено: «Цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке».

Наличие в разделе 11 «Цена контракта» положения о том, что «цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта» при отсутствии указанного положения в проекте контракта дает возможность заказчику в соответствии с требованиями части 2 статьи 34, части 10 статьи 70  Закона о контрактной системе включить указанное условие в контракт при его заключении.

С учетом изложенных обстоятельств, довод заявителя о том, что документация об электронном аукционе не содержит положения о том, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, не находит своего подтверждения.

2.2.3. В силу части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

Порядок приемки выполненных работ установлен в пункте 5 проекта контакта.

По подпункту 5.4 пункта 5 проекта контракта: «Работы считаются принятыми с момента подписания Сторонами акта о приёмке выполненных работ. При отказе от подписания акта кем-либо из Сторон об этом делается отметка. Основания для отказа излагаются отказавшимся лицом в акте либо для этого составляется отдельный документ».

В соответствии с подпунктом 5.6 пункта 5 проекта контракта:                                            «Представители Подрядчика принимают участие в работе комиссии, возглавляемой представителем Заказчика, по приёмке объекта;

-подрядчик предоставляет приёмочной комиссии документацию, составленную в процессе работ в соответствие перечню, утвержденному представителем заказчика;

-акты приёмки выполненных работ формы КС-2 должны оформляться подрядчиком только после предъявления физически выполненных объёмов представителю технического надзора Заказчика и (при необходимости) после оформления актов на скрытые работы;

-оформленные и подписанные со стороны подрядчика акты приёмки выполненных работ формы КС-2 должны передаваться Заказчику по окончании всего объема работ на объекте не позднее даты окончания работ.

-к дате окончания работ Подрядчик обязан сдать Заказчику исполнительную техническую документацию в соответствии с требованиями РД №11-02-2006 в полном объеме».

Согласно подпунктам 3.1, 3.2 пункта 3 проекта контракта: «сроки проведения работ: с 01.06.2017 г. по 31.08.2017 г.

Условия проведения работ: в соответствии с техническим заданием, и план графиком.

Обязательство Подрядчика по выполнению Работ считается исполненным с момента подписания Заказчиком акта выполненных работ».

Подпунктом 5.5 пункта 5 проекта контракта установлено: «В случае выявления нарушений обязательств по Контракту со Стороны Подрядчика, Заказчик составляет Акт с указанием конкретных видов нарушений, сроков, в который Подрядчик обязан устранить выявленные нарушения, размеров применяемых штрафных санкций. Акт о выявленных нарушениях по Контракту направляется в адрес Подрядчика. При наличии возражений по Акту, Подрядчик обязан в течение 5 (пяти) рабочих дней направить в адрес Заказчика свои возражения в письменной форме. В случае отсутствия письменных возражений со Стороны Подрядчика, считается, что указанные в Акте нарушения и применяемые штрафные санкции признаны Подрядчиком в полном объеме».

По мнению Комиссии Коми УФАС России, вышеуказанные положения контракта содержат условие о сроке приемки выполненных работ.

Таким образом, довод заявителя о том, что проект контракта в нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе не  содержит положений о сроке приемки выполненных работ, не находит своего подтверждения.

2.2.4. В силу части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В соответствии с частями 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок определения в контракте фиксированного размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, в том числе гарантийного обязательства (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения указанного обязательства (далее соответственно - штраф, пеня) установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063.

Согласно пунктам 2-5 Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063 «размер штрафа, определенный с учетом положений законодательства Российской Федерации, устанавливается в контракте в фиксированном виде в соответствии с настоящими Правилами.

Размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе (далее - цена контракта).

За ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

За ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей».

Условие об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств заказчиком, подрядчиком определено в пункте 6 проекта контракта.

Подпунктом 6.2 пункта 6 проекта контракта определено: «В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Подрядчик вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа определяется в следующем порядке: 2,5% Цены Контракта и устанавливается в сумме ___ (____________)».

Действие заказчика - МКУ «УКС» в части установления в подпункте 6.2 пункта 6 проекта контракта размера штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, в размере 2,5 процентов цены контракта, без учета возможного предложения потенциальными участниками закупки цены контракта более 3 млн. рублей, противоречит части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе, пункту 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 № 1063.

Подпунктом 6.5 пункта 6 проекта контракта установлено: «Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом. Размер штрафа определяется в следующем порядке: 10% Цены Контракта и устанавливается в сумме _______ (_____________).

Действие заказчика - МКУ «УКС» в части установления в подпункте 6.5 пункта 6 проекта контракта размера штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства) в размере 10 процентов цены контракта, без учета возможного предложения потенциальными участниками закупки цены контракта более 3 млн. рублей, противоречит части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 № 1063.

3. По результатам проведения внеплановой проверки осуществления закупки установлено следующее.

3.1. Согласно пункту 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в том числе условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты  внутреннего рынка Российской Федерации, развития  национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 № 1457 утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 г. (далее - Перечень).

По пункту 5 Перечня выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд отнесено к видам работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 г.

В силу пункта 1 части 1, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

В извещении о проведении электронного аукциона № 0807300001417000001 информация о запретах и ограничениях допуска работ, оказываемых иностранными лицами, отсутствует.

В извещении о проведении электронного аукциона № 0807300001417000001 в числе единых требований к участникам закупки требование в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуги, являющихся объектом закупки, о том, что участник закупки не может являться организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, не установлено.

Бездействие заказчика - МКУ «УКС» в части неустановления  в извещении о проведении электронного аукциона на основании части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе требования о соответствии участника закупки условиям, указанным в Постановлении Правительства РФ от 29.12.2015 № 1457 и (или) в числе единых требований к участникам закупки требования в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуги, являющихся объектом закупки, о том, что участник закупки не может являться организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, не соответствует пункту 7 части 5 статьи 63, пункту 1 части 1, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, Постановлению Правительства РФ от 29.12.2015 № 1457.

3.2. По пункту 4 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация, в том числе об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу частями 1, 30 статьи 30 закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи.

При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

В извещении о проведении электронного аукциона № 0807300001417000001 в разделе «ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с пунктом 4 статьи 42 Закона о контрактной системе» установлено: «Участником закупки не может быть субъект малого предпринимательства или социально ориентированная организация».

Законом о контрактной системе ограничение участия в отношении участников закупок, которыми не могут быть субъекты малого предпринимательства или социально ориентированные организации, не установлено.

Действие заказчика - МКУ «УКС» в части установления в извещении о проведении электронного аукциона № 0807300001417000001 ограничения участия в определении подрядчика: «Участником закупки не может быть субъект малого предпринимательства или социально ориентированная организация», противоречит пункту 4 статьи 42, части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.

3.3. Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

В силу части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Таким образом, Законом о контрактной системе установлен порядок исчисления сроков и даты предоставления заказчиками участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона, пункту 6 главы 2 «Информационная карта» документации об электронном аукционе (далее - Информационная карта) дата окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 04.03.2017.

Следовательно, с учетом части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, срок окончания подачи участниками электронного аукциона запросов о разъяснении положений документации об электронном аукционе - 28.02.2017; дата окончания срока предоставления заказчиком разъяснений положений документации об электронном аукционе должна быть установлена либо 01.03.2017, либо 02.03.2017.

По пункту 9 Информационной карты документации об электронном аукционе дата окончания предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об  аукционе 26.02.2017.

Действие заказчика - МКУ «УКС» в части установления даты окончания срока предоставления заказчиком участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе - 26.02.2017, противоречит требованиям части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.

3.4. Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

 3.4.1. В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (в редакции Федерального закона от 28.12.2016 № 489-ФЗ «О внесении изменений в статью 31 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») при осуществлении закупки заказчик устанавливает в числе единых требований к участникам закупки требование об отсутствии у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.

Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

Вместе с тем, в подпункте 5 части 2 пункта 2 раздела 1 документации об электронном аукционе пункт 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе указан в редакции Закона о контрактной системе, утратившей силу в связи с вступлением в силу Федерального закона от 28.12.2016 № 489-ФЗ: «при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам электронного аукциона, в том числе об отсутствии у участника электронного аукциона - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника электронного аукциона судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации».

Действие заказчика  - МКУ «УКС» в части определения в подпункте 5 части 2 пункта 2 раздела 1 документации об электронном аукционе единого требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в редакции, утратившей силу в связи с вступлением в силу Федерального закона от 28.12.2016 № 489-ФЗ, противоречит пункту 7 части 1, части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.

3.4.2. В соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает в числе единых требований к участникам закупки требование: «участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

В документации об электронном аукционе в числе единых требований к участникам закупки требование в соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе не установлено.

Бездействие заказчика  - МКУ «УКС» в части неустановления в документации об электронном аукционе в числе единых требований к участникам закупки требование в соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе: «участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», противоречит части 1 статьи 31, части 3 статьи 64  Закона о контрактной системе.

3.5. Пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в том числе требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

3.5.1. Согласно частей 2, 3-5 статьи 31 Закона о контрактной системе  Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 11.12 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

В соответствии с  частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, а также документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным требованиям, установлены в приложении № 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015                № 99.

Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 к участникам закупки вида работ - «капитальный ремонт теплотрассы» при начальной (максимальной) цене контракта 5 459 400,00  рублей, дополнительные требования не установлены.

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона                               № 0807300001417000001 к участникам закупки установлены единые требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Действие заказчика - МКУ «УКС» в части установления в извещении о проведении электронного аукциона № 0807300001417000001 требования к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, противоречат части  6 статьи 31 Закона о контрактной системе.

3.5.2. По пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона                               № 0807300001417000001 к участникам закупки установлены единые требования в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

В подпункте 1 части 2 пункта 2 раздела 1 документации об электронном аукционе установлено: «При осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам электронного аукциона, в том числе о  соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (данные требования дополнительно указываются в информационной карте настоящей документации).

По пункту 20 Информационной карты требование к участникам электронного аукциона о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы, являющихся объектом закупки, установлено.

Вместе с тем, в извещении о проведении электронного аукциона                                       № 0807300001417000001 не указан исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Бездействие заказчика - МКУ «УКС» в части неуказания в извещении о проведении электронного аукциона  № 0807300001417000001 исчерпывающего перечня документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, противоречит пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.

3.5.3. В силу части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.

Документация об электронном аукционе исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, не содержит.

Бездействие заказчика - МКУ «УКС» в части неуказания в документации об электронном аукционе исчерпывающего перечня документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, противоречит части 1 статьи 64  Закона о контрактной системе.

3.6. По пункту 3 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указывается, в том числе дата проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 настоящего Федерального закона. В случае, если дата проведения такого аукциона приходится на нерабочий день, день проведения такого аукциона переносится на следующий за ним рабочий день.

В соответствии с  пунктом 5 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе дату проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 настоящего Федерального закона.

Согласно части 3 статьи 68 Закона о контрактной системе днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий после истечения двух дней с даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе.

Извещением о проведении электронного аукциона, пунктом 7 Информационной карты установлена дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников закупки  - 11.03.2017.

С учетом части 3 статьи 68 Закона о контрактной системе, статьи 191 Гражданского кодекса Российской Федерации, дата проведения электронного аукциона должна была быть установлена 14.03.2017.

Извещением о проведении электронного аукциона, пунктом 8 Информационной карты установлена дата проведения электронного аукциона - 13.03.2017.

Действие заказчика - МКУ «УКС» в части установления в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе даты проведения электронного аукциона 13.03.2017 вместо 14.03.2017, не соответствует части 3 статьи 68,  пункту 3 части 5 статьи 63, пункту 5 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу в части доводов о неправомерном установлении заказчиком  в извещении о проведении электронного аукциона даты окончания срока подачи заявок, приходящейся на нерабочий день; установлении в проекте контракта размеров штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком, подрядчиком условий контракта, не соответствующих требованиям частей 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пунктам 4, 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 - обоснованной, в остальной части - необоснованной.

2. Признать действие заказчика - МКУ «УКС» в части определения даты  окончания подачи заявок - 04.03.2017, приходящейся на нерабочий  день, при внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона, не соответствующим требованиям части 6 статьи 63, части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе, статье 193 Гражданского кодекса Российской Федерации.

3. Признать действие заказчика - МКУ «УКС» в части установления в подпункте 6.2 пункта 6 проекта контракта размера штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, в размере 2,5 процентов цены контракта, без учета возможного предложения потенциальными участниками закупки цены контракта более 3 млн. рублей, противоречащим части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе, пункту 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 № 1063.

4. Признать действие заказчика - МКУ «УКС» в части установления в подпункте 6.5 пункта 6 проекта контракта размера штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства) в размере 10 процентов цены контракта, без учета возможного предложения потенциальными участниками закупки цены контракта более 3 млн. рублей, противоречащим части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 № 1063.

5. По результатам проведения внеплановой проверки осуществления закупки признать бездействие заказчика - МКУ «УКС» в части неустановления  в извещении о проведении электронного аукциона на основании части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе требования о соответствии участника закупки условиям, указанным в Постановлении Правительства РФ от 29.12.2015 № 1457 и (или) в числе единых требований к участникам закупки требования в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуги, являющихся объектом закупки, о том, что участник закупки не может являться организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, не соответствующим пункту 7 части 5 статьи 63, пункту 1 части 1, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, Постановлению Правительства РФ от 29.12.2015 № 1457.

6. По результатам проведения внеплановой проверки осуществления закупки признать действие заказчика - МКУ «УКС» в части установления в извещении о проведении электронного аукциона № 0807300001417000001 ограничения участия в определении подрядчика: «Участником закупки не может быть субъект малого предпринимательства или социально ориентированная организация», противоречащим пункту 4 статьи 42, части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.

7. По результатам проведения внеплановой проверки осуществления закупки признать действие заказчика - МКУ «УКС» в части установления даты окончания срока предоставления заказчиком участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе - 26.02.2017, противоречащим требованиям части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.

8. По результатам проведения внеплановой проверки осуществления закупки признать действие заказчика  - МКУ «УКС» в части определения в подпункте 5 части 2 пункта 2 раздела 1 документации об электронном аукционе единого требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в редакции, утратившей силу в связи с вступлением в силу Федерального закона от 28.12.2016 № 489-ФЗ, противоречащим пункту 7 части 1, части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.

9. По результатам проведения внеплановой проверки осуществления закупки признать бездействие заказчика  - МКУ «УКС» в части неустановления в документации об электронном аукционе в числе единых требований к участникам закупки требование в соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе: «участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», противоречащим части 1 статьи 31, части 3 статьи 64  Закона о контрактной системе.

10. По результатам проведения внеплановой проверки осуществления закупки признать действие заказчика - МКУ «УКС» в части установления в извещении о проведении электронного аукциона № 0807300001417000001 требования к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, противоречащим части  6 статьи 31 Закона о контрактной системе.

11. По результатам проведения внеплановой проверки осуществления закупки признать бездействие заказчика - МКУ «УКС» в части неуказания в извещении о проведении электронного аукциона  № 0807300001417000001 исчерпывающего перечня документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, противоречащим пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.

12. По результатам проведения внеплановой проверки осуществления закупки признать бездействие заказчика - МКУ «УКС» в части неуказания в документации об электронном аукционе исчерпывающего перечня документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, противоречащим части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

13. По результатам проведения внеплановой проверки осуществления закупки признать действие заказчика - МКУ «УКС» в части установления в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе даты проведения электронного аукциона 13.03.2017 вместо 14.03.2017, не соответствующим части 3 статьи 68,  пункту 3 части 5 статьи 63, пункту 5 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

14. С учетом того, что по установленным нарушениям ранее выдано предписание об аннулировании закупки способом электронного аукциона по результатам рассмотрения жалобы общества с ограниченной ответственностью «АгроПремиум» вх. от 06.03.2017 № 760э, предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.

15. Решить вопрос о передаче  уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России материалов жалобы для рассмотрения вопроса о возбуждении  административного дела в отношении должностного лица заказчика.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии

 

                                                      <…>

 

Члены комиссии                                                                                                                   <…>

                                                                

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны