решение по жалобе ООО «Северторгстрой»

Тип документа:
Решения по жалобам
Дата публикации:
04.07.2018
Управление:
Коми УФАС России
Сфера деятельности:
Контроль госзакупок
Номер документа:
№ 04-02/4553
Номер дела:

GRAPHIC1

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

27 июня 2018 года

 

 

 

№ 04-02/4553

г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <…> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Северторгстрой» (далее – ООО «Северторгстрой», заявитель) от 20.06.2018 № 20 (вх. № 2169э. от 21.06.2018) на действие единой комиссии администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (далее – администрация МО ГО «Воркута») при осуществлении закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием «Поставка овощей», извещение № 0307300001818000254 (далее – конкурс с ограниченным участием, жалоба),

при участии:

- <…> – представителя ООО «Северторгстрой» по доверенности от 18.06.2018;

- <…> – представителя ООО «Северторгстрой» по доверенности от 18.06.2018;

- <…> – представителя администрации МО ГО «Воркута» по доверенности от 25.06.2018 № 30;

УСТАНОВИЛА:

 

ООО «Северторгстрой», администрация МО ГО «Воркута», муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 «Ёлочка», муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11 комбинированного вида «Катюша», муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12 «Золотой петушок», муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14 «Чебурашка», муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17 комбинированного вида «Гнёздышко», муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 18 «Звёздочка», муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 21 «Умка», муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 24 компенсирующего вида «Ромашка», муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 26 «Маячок», муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад присмотра и оздоровления № 27 «Алёнка», муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 32 «Теремок», муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 33 «Светлячок», муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 34 «Соловушка», муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 35 «Метелица», муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 37 «Росинка», муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 41 «Белоснежка», муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 42 «Алёнка», муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 48 «Красная шапочка», муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 53 «Радость», муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 54 «Радуга», муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 55 комбинированного вида «Чудесница», муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 56 «Смородинка», муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 63 «Северяночка», муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 65 «Бусинка», муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 81 «Весёлые голоса», муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 83 «Игрушка», муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 103 «Русалочка», муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 105 «Синичка», муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа - детский сад № 1», муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Прогимназия №1» (далее - заказчики), надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены.

С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей заказчиков не препятствует рассмотрению жалобы по существу.

  1. ООО «Северторгстрой» обжалуется действие единой комиссии администрации МО ГО «Воркута» в части признания второго участника закупки – индивидуального предпринимателя соответствующим конкурсной документации и признания его по результатам оценки заявок обоих участников победителем оспариваемого конкурса.

Заявитель считает, что единой комиссией администрации МО ГО «Воркута» по рассмотрению заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием нарушен основополагающий принцип обеспечения конкуренции, профессионализма заказчика, единства контрактной системы в сфере закупок, Конституции РФ, что в результате привело к нарушению прав участника закупки – ООО «Северторгстрой», предложившему лучшие условия исполнения контракта по сравнению с другим участником закупки - индивидуальным предпринимателем, ставшим победителем закупки.

Такие действия единой комиссии, а также протокол указанной комиссии № 0307300001818000254-3 от 14.06.2018 при определении победителем закупки индивидуального предпринимателя, заявитель считает незаконными в силу следующего.

По мнению ООО «Северторгстрой», индивидуальный предприниматель не подтвердил наличие опыта исполнения контрактов на выполнение работ, оказание услуг, связанных с предметом проводимой закупки, а именно поставка овощей, в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе, поскольку из четырех, представленных индивидуальным предпринимателем в составе заявки, договоров (контрактов) только один договор (контракт) № 13-04/105к от 12.03.2015 на поставку овощей и фруктов подтверждает выполнение им работ, оказание услуг связанных с предметом оспариваемого конкурса.

Предметами трех остальных контрактов (договоров) индивидуального предпринимателя, заключенных с муниципальными бюджетными учреждениями, являлись поставка продуктов питания, поставка молока для детской молочной кухни, поставка молочной продукции.

Поскольку наличие опыта указанного в предмете конкурса с ограниченным участием, а именно в течение трех лет поставки овощей, является условием для допуска участников закупки к участию в конкурсе, то единой комиссией администрации МО ГО «Воркута» заявка индивидуального предпринимателя не должна была быть допущена к участию в закупке.

Также заявитель не согласен с оценкой единой комиссией заявки индивидуального предпринимателя по двум показателям «Квалификация участников закупки» отнесенных к «нестоимостным критериям оценки»: деловая репутация и обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами.

По мнению заявителя, по указанным выше двум показателям единая комиссия должна была проставить более низкие баллы, поскольку срок присутствия индивидуального предпринимателя, согласно представленным в составе заявки контрактам (договорам), составляет менее двух лет работы на рынке поставки овощей бюджетным, казенным, муниципальным (унитарным) учреждениям, а также в составе заявки индивидуального предпринимателя отсутствуют документы, подтверждающие наличие у него в аренде трех автомобилей.

В итоге единая комиссия в нарушение законодательства, конкурсной документации, по указанным выше показателям присвоила индивидуальному предпринимателю по сто баллов, что существенно повлияло на итоговое решение при определении победителя оспариваемого конкурса.

ООО «Северторгстрой» просит:

  1. приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу;
  2. истребовать все материалы заседания единой комиссии по рассмотрению заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием «Поставка овощей»;
  3. признать действия (бездействие) единой комиссии по рассмотрению заявок на участие в оспариваемом конкурсе, а также протокол указанной комиссии № 0307300001818000254-3 от 14.06.2018 при определении победителем закупки индивидуального предпринимателя, незаконными и принять меры к восстановлению нарушенных прав ООО «Северторгстрой».
  4. выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков;
  5. проверить членов единой комиссии администрации МО ГО «Воркута» на предмет наличия соответствующего образования как того требует норма Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) – часть 23 статьи 112.

Администрацией МО ГО «Воркута» в отзыве на жалобу ООО «Северторгстрой» и на заседании Комиссии Коми УФАС России заявлены возражения относительно позиции заявителя

  1. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, заслушав представителей ООО «Северторгстрой», администрации МО ГО «Воркута», пришла к нижеследующим выводам.

Заказчиками закупки явились перечисленные выше муниципальные бюджетные дошкольные образовательные учреждения города Воркуты.

  • органом по определению поставщика явилась администрация МО ГО «Воркута», согласно постановлению администрации МО ГО «Воркута» от 16.05.2014 № 764 «Об исполнении функций уполномоченного органа по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков муниципального образования городского округа «Воркута».

Объект закупки – «Поставка овощей».

Общая начальная (максимальная) цена контракта составила 6 702 552,70 рублей, при этом начальная (максимальная) цена контрактов каждого заказчика составляет:

 

МБДОУ «Детский сад №83 «Игрушка» г. Воркуты

194 667,50

МБДОУ «Детский сад №27 «Аленка» г.Воркуты

89 020,70

МБДОУ «Детский сад №5 «Елочка» г.Воркуты

216 529,70

МБДОУ «Детский сад№42 «Аленка» г.Воркуты

195 729,10

МБДОУ «Детский сад №55 комбинированного вида «Чудесница» г.Воркуты

332 035,80

МБДОУ «Детский сад №105 «Синичка» г.Воркуты

73 973,20

МБДОУ «Детский сад №81 «Веселые голоса» г.Воркуты

126 398,90

МБДОУ «Детский сад №54 « Радуга» г.Воркуты

330 410,80

МБДОУ «Детский сад №14 «Чебурашка» г.Воркуты

152 902,30

МБДОУ «Детский сад №65 «Бусинка» г.Воркуты

254 438,20

МБДОУ «Детский сад №26 «Маячок» г.Воркуты

343 006,90

МБДОУ «Детский сад №35 «Метелица» г.Воркуты

292 229,80

МБДОУ «Детский сад №21 «Умка» г.Воркуты

227 556,60

МБДОУ «Детский сад №53 «Радость» г.Воркуты

338 718,10

МБДОУ «Детский сад №41 «Белоснежка» г.Воркуты

355 552,80

МБДОУ «Детский сад №34 «Соловушка» г.Воркуты

306 041,50

МБДОУ «Детский сад №103 «Русалочка» г.Воркуты

206 151,20

МБДОУ «Детский сад №32 «Теремок» г.Воркуты

110 807,00

МБОУ «Прогимназия № 1» г. Воркуты

380 822,50

МБДОУ «Детский сад №37 «Росинка» г.Воркуты

162 828,00

МБДОУ «Детский сад №12 «Золотой петушок» г.Воркуты

342 096,90

МБДОУ «Детский сад №48 «Красная шапочка» г.Воркуты

139 086,00

МБДОУ «Детский сад №18 «Звездочка» г.Воркуты

170 966,10

МБОУ «Начальная школа – детский сад № 1» г. Воркуты

258 619,40

МБДОУ «Детский сад №33 «Светлячок» г.Воркуты

236 743,00

МБДОУ «Детский сад №24 компенсирующего вида «Ромашка» г.Воркуты

52 455,90

МБДОУ «Детский сад №56 «Смородинка» г.Воркуты

169 586,90

МБДОУ «Детский сад №63 «Северяночка» г.Воркуты

166 926,00

МБДОУ «Детский сад №17 комбинированного вида «Гнездышко» г.Воркуты

183 165,40

МБДОУ «Детский сад №11 комбинированного вида «Катюша» г.Воркуты

293 086,50

 

Источником финансирования закупки явились средства бюджета МО ГО «Воркута».

Извещение № 0307300001818000254 о проведении конкурса с ограниченным участием, конкурсная документация размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) – 18.05.2018.

На участие в конкурсе подано две заявки от участников закупки.

К участию в конкурсе допущены два участника закупки.

Дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе – 14.06.2018.

Протокол № 0307300001818000254-3 от 14.06.2018 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе с ограниченным участием размещен на официальном сайте 15.06.2018.

Победителем конкурса признан индивидуальный предприниматель с предложением о цене контракта 5 359 888,00 рублей.

  1. Согласно части 1 статьи 56 Закона о контрактной системе под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.

В соответствии с частью 2 статьи 56 Закона о контрактной системе заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Указанный выше перечень установлен в Постановлении Правительства Российской Федерации № 99 от 04.02.2015 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям».

Согласно пункту 6 приложения № 2 к Постановлению Правительства РФ № 99 к названным случаям отнесено оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500000 рублей.

В соответствии с частью 4 статьи 56 Закона о контрактной системе в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Федерального закона. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.

В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Заявка на участие в конкурсе с ограниченным участием наряду с информацией, предусмотренной частью 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, или заверенные участником закупки копии таких документов.

Постановлением Правительства РФ № 99 также установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных или аукционов.

Дополнительными требованиями к участникам закупки по оказанию услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления установлено наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс.

В качестве документов, подтверждающих соответствие участников дополнительным требованиям, предусмотрено предоставление копии ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и документа (документов) о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.

Частью 3 статьи 56 Закона о контрактной системе определено, что при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.

В силу части 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящего Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.

    1. Согласно извещению о проведении конкурса с ограниченным участием для закупки № 0307300001818000254 , пункту 32 Информационной карты конкурсной документации к участникам закупки установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ № 99, а именно опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс.

Установлено, что в подтверждение наличия опыта участником в составе заявки на участие в конкурсе должны быть приложены копия ранее исполненного контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе.

ООО «Северторгстрой» заявлен довод о том, что индивидуальный предприниматель не подтвердил наличие опыта исполнения контрактов на выполнение работ, оказание услуг, связанных с предметом проводимой закупки, а именно поставка овощей, в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе, поскольку из четырех, представленных индивидуальным предпринимателем в составе заявки, договоров (контрактов) только один договор (контракт) № 13-04/105к от 12.03.2015 на поставку овощей и фруктов подтверждает выполнение им работ, оказание услуг связанных с предметом оспариваемого конкурса.

В ходе обзора заявки индивидуального предпринимателя Комиссией Коми УФАС России установлено, что в составе указанной заявки индивидуальным предпринимателем представлены следующие копии договоров (контрактов):

  1. № 13-04/105к от 12.03.2015 на поставку овощей и фруктов, заключенный с ГБПОУ Ямало-ненецкого автономного округа «Ямальский многопрофильный колледж», с копиями документов о приемке товара;
  2. № 0190300002116000212-0132346-01 от 15.07.2016 на поставку продуктов питания, заключенный с МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4», с копиями документов о приемке товара;
  3. № 0190200000316011975-0094279-02/58а от 27.12.2017 (с 01.01.2017) на поставку молока для детской молочной кухни, заключенный с ГБУЗ Ямало-Ненецкого автономного округа «Лабытнангская городская больница», с копиями документов о приемке товара;
  4. № 09-ОСЛШ/17 от 13.02.2017 на поставку молочной продукции, заключенный с ГКОУ Ямало-Ненецкого автономного округа «Окружная санаторно-лесная школа», с копиями документов о приемке товара.

Представителем администрации МО ГО «Воркута» на заседании Комиссии Коми УФАС России пояснено, что индивидуальным предпринимателем в подтверждении требований, установленных в соответствии с пунктом 6 приложения № 2 Постановления Правительства РФ № 99, предоставлены копия гражданско-правового договора для бюджетного учреждения № 13-04/105к от 12.03.2015 на поставку овощей и фруктов с копиями о приемке товара на сумму 10 478 654,00 и контракт № 0190300002116000212-0132346-01 от 15.07.2016 на поставку продуктов питания с копиями документов о приемке товара на сумму 4 012 663,08 руб. (расторгнут по соглашению сторон с суммой исполнения контракта 3 907 233.34 руб.), что в обоих отдельно взятых случаях превышает 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, а именно 1 340 510,54 руб., договора (цены) лота на право заключить который проводился конкурс.

Согласно Федеральному закону от 02.01.2000 № 29-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О качестве и безопасности пищевых продуктов» пищевые продукты – продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутылированная питьевая вода, алкогольная продукция (в том числе пиво), безалкогольные напитки, жевательная резинка, а также продовольственное сырье, пищевые добавки и биологически активные добавки.

Согласно «ГОСТу 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения» (введен в действие Приказом Росстандарта от 27.06.2013 № 191-ст) – продукты пищевые: продукты животного, растительного, микробиологического, минерального или биотехнологического происхождения в натуральном, обработанном или переработанном виде, которые предназначены для употребления человеком в пищу, в т.ч. пищевая продукция с заявленными свойствами, питьевая вода, расфасованная в емкости, питьевая минеральная вода, безалкогольные напитки, алкогольные напитки (в т.ч. пиво), биологически активные добавки к пище, жевательная резинка, закваски и стартовые культуры микроорганизмов, дрожжи, пищевые добавки и ароматизаторы, а также продовольственное (пищевое) сырье.

Согласно торговой классификации продуктов питания овощи отнесены к группе плодо-овощных товаров.

Комиссия Коми УФАС России отмечает, что иное толкование ООО «Северторгстрой» пункта 6 приложения № 2 Постановления Правительства РФ № 99 приводит к противоречивому выводу о том, что организация, имеющая опыт по поставке пищевых продуктов, не будет соответствовать дополнительным требованиям при поставке овощей, которые являются пищевыми продуктами.

Кроме того, следует отметить, что установление требований о наличии опыта только по поставке овощей влечет необоснованное ограничение допуска участников к конкурсным процедурам, сужает круг потенциальных участников и не отвечает целям и принципам, закрепленным в Законе о контрактной системе.

Таким образом, Комиссия Коми УФАС России считает указанный выше довод заявителя необоснованным.

  1. В ходе заседания Комиссии Коми УФАС России ООО «Северторгстрой» заявлен довод о том, что индивидуальным предпринимателем в составе заявки не представлена копия документа, удостоверяющего личность.

Комиссия Коми УФАС России считает указанный довод несостоятельным в силу следующего.

Согласно пункту 1«б» части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе, выписку из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для юридического лица), выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для индивидуального предпринимателя), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса, копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица).

В силу части 1 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта.

В отношении отдельных видов предпринимательской деятельности законом могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии с частью 3 статьи 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Таким образом, из толкования пункта 1«б» части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе следует, что в случае участия в закупке индивидуального предпринимателя им в составе заявки должна быть представлена только выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки.

Копии документов, удостоверяющих личность, должны предоставляться иными физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

  1. Пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).

Согласно пункту 4 Правил для оценки заявок заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:

а) стоимостные критерии оценки, в том числе цена контракта;

б) нестоимостные критерии оценки:

качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - квалификация участников закупки).

Сумма величин значимости критериев оценки, согласно пункту 9 Правил, применяемых заказчиком, должна составлять 100 процентов.

Согласно пункту 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений,

В соответствии с пунктом 4 Правил в конкурсной документации открытого конкурса (ОК-044) по определению исполнителя для оказания услуг физической охраны объектов заказчиком предусмотрены следующие критерии оценки:

стоимостный критерий оценки: цена контракта (значимость – 60%);

нестоимостный критерий оценки: квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (значимость – 40%)

Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

В рамках нестоимостного критерия оценки в пункте 30 Информационной карты конкурсной документации предусмотрены следующие показатели, раскрывающие содержание нестоимостного критерия оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых услуг по данному критерию оценки:

- Деловая репутация участника закупки, выраженная в сроке присутствия участника конкурса на рынке, с момента его государственной регистрации.

Определяется на основании предоставления копии свидетельства о государственной регистрации, копии свидетельства о постановке на налоговый учет, по одной копии контракта/договора (контракта/договора, подписанного ЭЦП) с бюджетным, казенным, муниципальным (унитарным) учреждением на поставку продуктов питания за каждый год указанного в заявке участником периода.

Комиссия учитывает количество лет работы участника на рынке поставки продуктов питания подтвержденный документами, указанными в предыдущем абзаце. В отсутствие копии контракта/договора (контракта/договора, подписанного ЭЦП) с бюджетным, казенным, муниципальным (унитарным) учреждением на поставку продуктов питания за определенный год из указанного в заявке участником периода, конкурсная комиссия не засчитывает данный год при расчете баллов для данного участника по данному показателю.

КЗ - 0,50.

Присвоение баллов по показателю осуществляется на основании таблицы:

Срок присутствия участника конкурса на рынке, с момента его государственной регистрации

8 лет и более

100 баллов

От 2 лет до 8 лет

50 баллов

1 год и менее

0 баллов

 

- Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных транспортных средств.

Определяется на основании предоставления копии паспорта (паспортов) транспортного средства или договора аренды этого транспортного средства (в случае нахождения его в аренде).

КЗ - 0,50.

Присвоение баллов по показателю осуществляется на основании таблицы:

Наличие собственных или арендованных транспортных средств

2 единицы и более

100 баллов

1 единица

50 баллов

Отсутствие единиц

  1. баллов

 

Согласно доводу заявителя по указанным выше двум показателям единая комиссия должна была проставить более низкие баллы, поскольку срок присутствия индивидуального предпринимателя, согласно представленным в составе заявки контрактам (договорам), составляет менее двух лет работы на рынке поставки овощей бюджетным, казенным, муниципальным (унитарным) учреждениям, а также в составе заявки индивидуального предпринимателя отсутствуют документы, подтверждающие наличие у него в аренде трех автомобилей.

В соответствии с частью 6 статьи 106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.

При этом, учитывая положения частей 1 и 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, заявитель вправе обжаловать указанные результаты оценки заявок в судебном порядке.

Таким образом, в соответствии с требованиями действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг рассмотрение доводов жалобы ООО «Северторгстрой» Комиссией Коми УФАС России в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе по нестоимостным критериям не осуществляется.

  1. ООО «Северторгстрой» в жалобе заявлен довод о том, что все отмеченные обществом в жалобе нарушения произошли из-за недостаточного профессионального образования членов единой конкурсной комиссии МО ГО «Воркута».

Обращено внимание Комиссии Коми УФАС России на факт невключения в состав единой комиссии по осуществлению закупки представителей заказчиков соответствии с требованиями части 3 статьи 25 Закона о контрактной системе.

Представитель администрации МО ГО «Воркута» на заседании Комиссии Коми УФАС России довод заявителя о недостаточности профессионального образования членов единой конкурсной комиссии МО ГО «Воркута» опроверг.

Пояснил, что в соответствии с частью 5 статьи 39 Закона о контрактной системе в состав комиссии преимущественно включаются лица, прошедшие профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лица, обладающие специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

Все члены единой комиссии, участвующие при проведении обжалуемого открытого конкурса с ограниченным участием, имеют профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, что подтверждается дипломами о профессиональной переподготовке и удостоверениями о повышении квалификации.

Также представителем администрации МО ГО «Воркута» отмечено, что между уполномоченным органом, в лице администрации МО ГО «Воркута», и заказчиками указанной закупки заключено соглашение о проведении совместного конкурса.

Вместе с тем, в материалы жалобы копия такого соглашения администрацией МО ГО «Воркута» не представлена.

Комиссия Коми УФАС России не может прийти к однозначному выводу о наличии/отсутствии в действиях уполномоченного органа нарушения требований статьи 25 Закона о контрактной системе.

В связи с тем, что оценка квалификации членов единой комиссии не входит в компетенцию Коми УФАС России, жалоба ООО «Северторгстрой» в части рассмотрения довода о недостаточном профессиональном образовании членов единой конкурсной комиссии МО ГО «Воркута», а также проверке факта достоверности составления либо несоставления указанного выше соглашения между уполномоченным органом и заказчиками указанной закупки, подлежит направлению для рассмотрения по подведомственности в Прокуратуру города Воркуты.

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Северторгстрой» на неправомерные действия единой комиссии в части признания второго участника закупки – индивидуального предпринимателя соответствующим конкурсной документации и признания его по результатам оценки заявок обоих участников победителем оспариваемого конкурса необоснованной.
  2. Не рассматривать довод жалобы ООО «Северторгстрой» в отношении результатов оценки заявок на участие в открытом конкурсе по нестоимостным критериям оценки заявок в соответствии с частью 6 статьи 106 Закона о контрактной системе.
  3. Передать копию жалобы ООО «Северторгстрой» в Прокуратуру города Воркуты в части рассмотрения довода о недостаточном профессиональном образовании членов единой конкурсной комиссии МО ГО «Воркута», а также проверке факта достоверности составления либо несоставления соглашения о проведении совместного конкурса между уполномоченным органом и заказчиками указанной закупки.

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии

 

<…>

 

 

 

Члены комиссии <…>

 

<…>