Решение по жалобе ООО «Медпроект»

Тип документа:
Решения по жалобам
Дата публикации:
06.07.2018
Управление:
Коми УФАС России
Сфера деятельности:
Контроль госзакупок
Номер документа:
№ 04-02/4658
Номер дела:

GRAPHIC1

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

Общество с ограниченной

ответственностью «Медпроект»

 

Марата ул., д. 184 «б»,

офис 220-б, г. Тула, 300001

 

lawyer4@fin-trust.ru

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Выльгортская средняя общеобразовательная

школа № 2» им. В.П. Налимова

 

Д. Каликовой ул., д. 83,

с. Выльгорт, Сыктывдинский район,

Республика Коми, 168220

 

Администрация муниципального образования

муниципального района «Сыктывдинский»

 

Д. Каликовой ул., д. 62, с. Выльгорт,

Сыктывдинский район, Республика Коми, 168220

 

Закрытое акционерное общество

«Сбербанк - Автоматизированная система торгов»

 

ko@sberbank-ast.ru

РЕШЕНИЕ

 

03 июля 2018 года

 

 

 

№ 04-02/4658

г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <…> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Медпроект» (далее - ООО «Медпроект») от 26.06.2018 № 19/26/173-2 (вх. от 26.06.2018 № 2237-э) на действия заказчика - муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Выльгортская средняя общеобразовательная школа № 2» им. В.П. Налимова (далее - МБОУ «Выльгортская СОШ № 2») при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона «Поставка комплектов полей для занятий робототехникой и ноутбуков», извещение № 0107300011318000082,

(далее - закупка, электронный аукцион, жалоба),

при участии:

-<…>., представителя МБОУ «Выльгортская СОШ № 2» по доверенности от 29.06.2018 № 12,

-<…>, <…>, представителей администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» (далее - администрация МО МР «Сыктывдинский») по доверенностям от 12.01.2018 № 7, от 02.07.2018 № 31 соответственно,

УСТАНОВИЛА:

 

1. ООО «Медпроект», МБОУ «Выльгортская СОШ № 2», администрация МО МР «Сыктывдинский», закрытое акционерное общество «Сбербанк - Автоматизированная система торгов» (далее - ЗАО «Сбербанк - АСТ») надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены.

ООО «Медпроект» заявлено ходатайство от 03.07.2018 № 19/03/7-2 (вх. от 03.07.2018 № 2335-э) о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.

С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей ООО «Медпроект», ЗАО «Сбербанк - АСТ» не препятствует рассмотрению жалобы по существу.

2. ООО «Медпроект» обжалуется действие (бездействие) заказчика - МБОУ «Выльгортская СОШ № 2» при определении положений документации об электронном аукционе в части:

-отсутствия в документации об электронном аукционе инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, что не соответствует пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе);

-включения в описание объекта закупки требований к закупаемому товару (в наименование показателей и в требуемые значения (диапазоны значений) показателей):

1) ноутбук:

поверхность экрана: матовая;

кэш 3 уровня: не менее 3 мb;

оперативная память: не менее 4096МБ DDR4 2133;

размеры: не более (380 x 262 x 22.9) мм;

в комплекте USB HUB: не менее 4 порта;

2) комплект полей с соревновательными элекментами: размер в собранном виде: не менее 2450х1200х50 мм,

которые, согласно доводов заявителя, не являются объективными, корректными, не относятся к стандартным показателям и терминологии, что не соответствует пунктам 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и влечет ограничение количества участников закупки.

МБОУ «Выльгортская СОШ № 2», администрация МО МР «Сыктывдинский» в отзывах на жалобу от 02.07.2018 № 28 (вх. от 02.07.2018 № 3189), от 02.07.2018 № 01-28/3273 (вх. от 02.07.2018 № 3188) и на заседании Комиссии Коми УФАС России по рассмотрению жалобы заявлены возражения относительно позиции заявителя.

3. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, заслушав представителей МБОУ «Выльгортская СОШ № 2», администрации МО МР «Сыктывдинский», пришла к нижеследующим выводам.

Заказчиком закупки путем проведения электронного аукциона явилось МБОУ «Выльгортская СОШ № 2», уполномоченным органом - администрация МО МР «Сыктывдинский».

Объект закупки - «Поставка комплектов полей для занятий робототехникой и ноутбуков».

Начальная (максимальная) цена контракта составила 2 668 533,32 рубля.

Источником финансирования закупки явились средства бюджета муниципального района «Сыктывдинский» (субсидия из бюджета Республики Коми).

Извещение о проведении электронного аукциона № 0107300011318000082, документация электронного аукциона размещены на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок 20.06.2018.

4. Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

4.1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, наряду с прочим, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Частью 2 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.

Согласно подпункту б) пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе (в ред. № 42 от 23.04.2018, действовавшей на дату размещения на официальном сайте извещения о закупке) первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Аналогичное подпункту б) пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе требование к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара определено подпунктом 1б части 3 пункта 12 раздела I, пунктом 29 раздела II «Информационная карта» документации об электронном аукционе.

Требования к содержанию и составу второй части заявки на участие в электронном аукционе установлены в части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Аналогичные части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе требования к содержанию и составу второй части заявки на участие в электронном аукционе определены в части 5 пункта 12 раздела I, в пункте 30 Информационной карты документации об электронном аукционе.

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться

Комиссия Коми УФАС России, изучив документацию об электронном аукционе, установила следующее.

Наименование и описание объекта закупки, в том числе наименования показателей, требуемые значения (диапазоны значений) показателей, установлены заказчиком в разделе IV «Техническое задание, проект контракта» документации об электронном аукционе (далее - Техническое задание).

Техническое задание содержит показатели, помеченные специальным знаком (*), а также показатели, которые указанным специальным знаком (*) не помечены.

В пункте 29 Информационной карты, в Техническом задании установлено: «Внимание! Участник закупки указывает конкретные значения по каждому помеченному специальным знаком (*) показателю, при этом слова «не более», «не менее» должны быть исключены. Если показатель не помечен (*), значения показателей не подлежат изменению и указываются участниками закупки в соответствии с описанием объекта закупки, т.е. с применением слов «не менее», «не более», «наличие».

Требования к форме инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе Закон о контрактной системе не содержит.

Закон о контрактной системе позволяет заказчику самостоятельно формировать инструкцию по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, в том числе значения соответствующих символов.

Таким образом, в целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели, заказчиком установлена в документации о закупке инструкция по заполнению первых частей заявок, в которой:

-определено, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках;

-определено, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений.

Комиссия Коми УФАС России не усматривает, что инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе содержит требования, влекущие за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе. Достаточные доказательства обратного заявителем в материалы жалобы не представлены.

С учетом изложенного, довод заявителя о нарушении заказчиком пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в части отсутствия в документации об электронном аукционе инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, не нашел своего подтверждения.

4.2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наряду с прочей информацией наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

По пунктам 1, 2 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилами:

-в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

-использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Наименование и описание объекта закупки, в том числе наименования показателей, требуемые значения (диапазоны значений) показателей, установлены заказчиком в Техническом задании.

Техническое задание содержит, наряду с прочим, оспариваемые заявителем требования к закупаемому товару (в наименовании показателей и в требуемых значениях показателей:

1) ноутбук:

поверхность экрана: матовая;

кэш 3 уровня: не менее 3 мb;

оперативная память: не менее 4096МБ DDR4 2133;

размеры: не более (380 x 262 x 22.9) мм;

в комплекте USB HUB: не менее 4 порта;

2) комплект полей с соревновательными элекментами: размер в собранном виде: не менее 2450х1200х50 мм.

Согласно письменной информации МБОУ «Выльгортская СОШ № 2» от 02.07.2018 № 28 (вх. от 02.07.2018 № 3189) и устных доводов представителя заказчика, данных в ходе рассмотрения жалобы, при формировании характеристик товара, требуемого к поставке, заказчик исходил из собственных потребностей, с учетом необходимости закупки товара надлежащего качества, удовлетворяющего требованиям для работы с детьми, с целью получения максимальной производительности образовательного процесса:

1) ноутбук:

поверхность экрана: матовая (значение показателя обусловлено тем, что матовое покрытие не отбрасывает световые блики, что более удобно при учебном процессе в освещённых помещениях);

кэш 3 уровня: не менее 3 мb (обусловлено необходимой производительностью процессора ноутбука);

оперативная память: не менее 4096МБ DDR4 2133 (обусловлено потребностью в быстроте и оперативности выполнения заданий, от которых зависит качество освоения учениками образовательной программы; при этом словосочетание «не менее» относится как к объему памяти «не менее 4096МБ» так и к частоте «не менее 2133», часто применяемое в обозначении характеристик памяти);

размеры: не более (380 x 262 x 22.9) мм (обусловлено потребностью заказчика);

в комплекте USB HUB: не менее 4 порта (обусловлено необходимостью в процессе обучения подключения к ноутбуку различных дополнительных устройств);

2) комплект полей с соревновательными элекментами: размер в собранном виде: не менее 2450х1200х50 мм (обусловлен потребностью заказчика, установлен в соотвествии с техническими параметрами основы для сбора полей).

Закон о контрактной системе позволяет заказчику, руководствуясь своими потребностями, определять предмет закупки, его количественные и качественные характеристики, в необходимой степени детализировать его.

При описании в документации о закупке объекта закупки заказчик должен руководствоваться правилами, закрепленными частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. В том числе в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). При этом Законом о контрактной системе не регулируются вопросы, связанные с детализацией описания объекта закупки и установлением конкретных характеристик при осуществлении закупок конкурентными способами.

  • о контрактной системе не регламентировано содержание технического задания, однако оно должно быть подробным, детальным и давать ясное представление о потребностях и нуждах заказчика. Заявка участника закупки должна соответствовать техническому заданию документации о закупке.

В Коми УФАС отсутствуют, заявителем в материалы жалобы не представлены достаточные доказательства того, что заказчиком при описании объекта закупки в части определения оспариваемых показателей использованы нестандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология.

Доводы жалобы о том, что установление оспариваемых характеристик товара влечет ограничение количества участников закупки, Комиссия Коми УФАС России считает необоснованным по следующим основаниям.

Объектом закупки является поставка товара, а не его изготовление, в связи с чем, поставщиком такого товара может быть любое заинтересованное лицо, в том числе и не производитель таких товаров, что свидетельствует об обеспечении конкурентных условий среди поставщиков.

По пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя

Согласно статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Достаточных доказательств того, что установление оспариваемых характеристик к товару влечет за собой ограничение количества участников закупки на соответствующем товарном рынке поставки, в том числе ограничивает право заявителя на участие в электронном аукционе, препятствует каким-либо образом подаче заявки заявителем на участие в закупке, в материалах жалобы отсутствуют, заявителем в Коми УФАС России не представлено.

Согласно пункту 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Для установления начальной (максимальной) цены контракта источниками информации о ценах товара, являющегося объектом закупки, явились 3 коммерческих предложения потенциальных поставщиков.

Согласно протоколу от 29.06.2018 № 0107300011318000082-1 рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе на участие в закупке поданы заявки от трех участников, все участники допущены к участию в электронном аукционе.

Согласно частей 3, 4 статьи 65 Закона о контрактной системе (в редакции от 23.04.2018, действовавшей до даты окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе) любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Как следует из материалов жалобы, сведений с официального сайта, запросы на разъяснение положений документации об электронном аукционе заказчику не поступали.

Комиссия Коми УФАС России пришла к выводу о том, что документация об электронном аукционе соответствует требованиями Закона о контрактной системе, в оспариваемых действиях заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе.

Таким образом, у Комиссии Коми УФАС России отсутствуют основания полагать, что действие заказчика - МБОУ «Выльгортская СОШ № 2» в части установления в документации об электронном аукционе оспариваемых требований к товару, противоречит части 1 статьи 64, пунктам 1, 2 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в том числе ограничивает количество участников осуществления закупки.

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу необоснованной.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии

 

<…>

 

Члены комиссии <…>

<…>