Решение №04-02/9081 Решение по жалобе ООО «Локаторная техника» на действия Минис... от 26 сентября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

РЕШЕНИЕ

 

19 сентября 2017 года

 

 

 

№ 04-02/9081

г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <………………..> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Локаторная техника» (далее - ООО «Локаторная техника») от 12.09.2017 № 204 (вх. № 3203э от 12.09.2017) на действия заказчика - Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона «Поставка в государственную собственность Республики Коми движимого имущества - арочных металлообнаружителей», извещение № 0107200002717001001 (далее - электронный аукцион, закупка),

при участии:

-<………………..>

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. ООО «Локаторная техника», Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений, Министерство финансов Республики Коми, закрытое акционерное общество «Сбербанк - Автоматизированная система торгов» (далее - ЗАО «Сбербанк - АСТ») надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены посредством электронной почты.

ООО «Локаторная техника» письмом от 13.09.2017 №205 (вх. № 3236э от 13.09.2017) заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.

С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей ООО «Локаторная техника», ЗАО «Сбербанк - АСТ» не препятствует рассмотрению жалобы по существу.

2. ООО «Локаторная техника» обжалуются действие заказчика - Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений в части:

-включения в описание объекта закупки характеристики требуемого к поставке товара: «Наличие пароля, количество * знаков - не менее 8», что, по мнению заявителя, ограничивает количество участников закупки и противоречит требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе);

-внесения изменений в документацию об электронном аукционе на основании поступившего запроса о разъяснении положений документации об электронном аукционе, не соответствующих, согласно доводам заявителя, разъяснениям по указанному запросу.

В жалобе заявитель просит привлечь виновных должностных лиц к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Министерством Республики Коми имущественных и земельных отношений, Министерством финансов Республики Коми в отзывах на жалобу от 17.09.2017 № 01-51/8670-07 (вх. № 5068 от 18.09.2017), от 15.09.2017 № 20-18/4844 (вх. № 5064 от 18.09.2017) соответственно и на заседании Комиссии Коми УФАС России заявлены возражения относительно позиции заявителя.

3. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, заслушав представителей Министерства финансов Республики Коми, Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений пришла к нижеследующим выводам.

Заказчиком закупки путем проведения электронного аукциона явилось Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений, уполномоченным органом - Министерство финансов Республики Коми.

Объект закупки - «Поставка в государственную собственность Республики Коми движимого имущества - арочных металлообнаружителей».

Начальная (максимальная) цена договора составила 3 048 364.00 рублей.

Источником финансирования закупки явился Республиканский бюджет Республики Коми на 2017 год в соответствии с Государственной программой «Юстиция и обеспечение правопорядка в Республике Коми» на 2017 год, утвержденная Постановлением Правительства Республики Коми от 31.10.2016 год № 517, по пункту 2.1.2. «Приобретение оборудования, техники и иного имущества для реализации полномочий по охране общественного порядка, обеспечение общественной безопасности».

Извещение о проведении электронного аукциона № 0107200002717001001, документация электронного аукциона размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) в редакции № 1 -21.08.2017, в редакции № 2 - 25.08.2017.

4. В силу частей 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок

Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе, под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, наряду с прочей информацией, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В силу пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилами:

- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В разделе III «Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)» документации об электронном аукционе (далее - Техническое задание) заказчиком установлена, наряду с прочим, оспариваемая заявителем характеристика товара, являющегося объектом закупки:

 

 

 

 

 

№ п/п

 

Наимено-вание товара

 

Характеристики товара

 

Ед.

изм.

 

Кол-во

 

Наименование показателя

Значение показателя

или наличие функции

Наличие пароля, количество * знаков

не менее 8

           

 

По результатам анализа раздела 3 Технической части документации об электронном аукционе Комиссией Коми УФАС России установлено, что описание объекта закупки носит объективный характер, в описании объекта закупки указаны, в том числе, функциональные, эксплуатационные характеристики товара, необходимого для поставки, являющегося объектом закупки, описание объекта закупки содержит показатели, позволяющие определить соответствие товара, необходимого для поставки, являющихся объектом закупки, установленным заказчиком требованиям, при этом указаны максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Описание объекта закупки не содержит требований или указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара, необходимого для выполнения работ, являющихся объектом закупки или наименование производителя.

Согласно письменной информации и устным пояснениям представителей Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений и уполномоченного органа, данным в ходе рассмотрения жалобы, при формировании характеристик товара, требуемого к поставке, заказчик исходил из собственных потребностей.

Согласно письменным пояснениям заказчика, изложенным в отзыве на жалобу исх. от 17.09.2017 № 01-51/8670-07 (вх. от 18.09.2017 № 5068), арочные металлообнаружители приобретаются для установки в местах массового скопления людей при проведении массовых и общественных мероприятий городского и республиканского масштаба и доступ к меню управления таких металлобнаружителей является одним из важных критериев, что обеспечивает надлежащий уровень защиты данного сооружения без возможности возникновения рисков и неблагоприятных последствий функционирования таких металлообнаружителей.

Закон о контрактной системе позволяет заказчику, руководствуясь своими потребностями, определять предмет закупки, его количественные и качественные характеристики, в необходимой степени детализировать его, при этом запрещает ограничивать количество участников закупки.

Аналогичная позиция отображена в Письме Минэкономразвития России от 24.04.2017 № ОГ-Д28-5247, согласно которому при формировании технического задания заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.

Доводы жалобы о том, что установление оспариваемой характеристики товара влечет ограничение количества участников закупки, Комиссия Коми УФАС России считает необоснованными по следующим основаниям.

По пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя

Согласно статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые, или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 № 11017/10 по делу № А06-6611/2009, «основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Поэтому включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.

Достаточных доказательств того, что установление оспариваемых характеристик к товару влечет за собой ограничение количества участников закупки на товарном рынке поставки, в том числе ограничивающих право ООО «Локаторная техника» на участие в электронном аукционе, в материалах жалобы отсутствуют, заявителем в Коми УФАС России не представлено.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 19.09.2017 №0107200002717001001-1 на участие в закупке подано пять заявок, которые были признаны соответствующими и допущены к участию в торгах.

Комиссия Коми УФАС России не усматривает, что положения документации об электронном аукционе, в том числе спорная характеристика товара противоречат пункту 1 части 1 статьи 64, статье 33 Закона о контрактной системе и ограничивают количество участников осуществления закупки.

Таким образом, у Комиссии Коми УФАС России отсутствуют достаточные основания полагать, что действие заказчика - Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений в части установления в документации об электронном аукционе оспариваемой характеристики к товару противоречит статье 8, пункту 1 части 1 статьи 64, статье 33 Закона о контрактной системе, в том числе ограничивает количество участников осуществления закупки.

5. В силу частей 3-6 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.

Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.

Техническое задание, являющееся составной частью документации об электронном аукционе в редакции № 1 от 21.08.2017, содержало, наряду с прочим, характеристику требуемого к поставке товара: «Восьмизначный пароль - наличие».

Как следует из материалов жалобы, заказчику поступил запрос о разъяснении положений документации об электронном аукционе, в том числе, касающийся характеристики «восьмизначный пароль: наличие»: «Просим пояснить, чем обусловлена потребность в наличии именно восьмизначного пароля? Ограничивает доступ к настройкам наличие самого пароля как такового и сохранность его значения от неуполномоченных лиц. Количество знаков в пароле не повышает уровень защиты. Также восьмизначный пароль имеется только в металлодетекторах Блокпост РС-0300, что приводит к ограничению конкуренции. Просим изложить пункт в редакции: Пароль: Наличие».

Заказчиком в законодательно установленный срок в единой информационной системе размещены разъяснения № РД 1 от 24.08.2017 положений документации об электронном аукционе по указанному запросу: «Государственным заказчиком принято решение о внесении изменений в документацию об электронном аукционе».

Заказчиком - Министерством Республики Коми имущественных и земельных отношений 24.08.2017 (не позднее, чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе - 06.09.2017) принято решение о внесении изменений в документацию об электронном аукционе, в том числе в части изменения характеристики «восьмизначный пароль: наличие» на характеристику «наличие пароля, количество * знаков - наличие».

В течение одного дня с даты принятия заказчиком указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещены уполномоченным органом в единой информационной системе (25.08.2017). При этом срок подачи заявок на участие в электронном аукционе продлен так, что с даты размещения изменений (25.08.2017) до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (13.09.2017) этот срок составляет не менее чем пятнадцать дней.

Комиссия Коми УФАС России не усматривает, что действия заказчика - Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений при разъяснении положений документации об электронном аукционе по обозначенному в жалобе запросу, внесении изменений в документацию об электронном аукционе, не соответствуют требованиям частей 4-6 статьи 65 Закона о контрактной системе.

С учетом изложенного, довод заявителя о внесении заказчиком изменений в документацию об электронном аукционе на основании поступившего запроса о разъяснении положений документации об электронном аукционе, не соответствующих разъяснениям по указанному запросу, не может быть принят.

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Локаторная техника» необоснованной.

 

 

<………………..>

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны