Решение №04-07/2090 Решение по жалобе ООО «ВиК медикал» от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

РЕШЕНИЕ

 

14  марта 2013 года

 

 

 

 № 04-07/2090

Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере размещения заказов в составе<…> (далее -Комиссия Коми УФАС России),

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «ВиК медикал» (далее - ООО  «ВиК медикал», заявитель) на действия заказчика - Министерства здравоохранения Республики Коми, уполномоченного органа - Министерства финансов Республики Коми при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной  форме «На поставку аппарата наркозно - дыхательного (ЭА-176)» (извещение  № 0107200002713000184 от 22.02.2013) (далее - открытый аукцион в электронной форме, размещаемый заказ),

при участии:

-  <…>.

 

УСТАНОВИЛА:

 

1.          ООО «ВиК медикал», Министерство здравоохранения Республики Коми,             Министерство финансов Республики Коми, ООО «Анком», оператор электронной площадки - общество с ограниченной ответственностью «РТС - тендер» (далее - ООО «РТС - тендер») надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены.

На рассмотрении жалобы представители ООО «ВиК медикал», ООО «РТС- тендер» отсутствуют, что с учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы не препятствует ее рассмотрению по существу.

2.   В Коми УФАС России поступила жалоба ООО  «ВиК медикал» исх. от 04.03.2013 № 0403-4/13 (вх. от 06.03.2013 № 197-ф) (далее - жалоба).

Жалоба содержит указание на необоснованные требования, установленные документацией открытого аукциона в электронной форме к поставляемому оборудованию, которые,  по  мнению заявителя, полностью ограничивают конкуренцию и исключают возможность предложения более чем одной модели наркозно - дыхательного аппарата от единственного производителя. Согласно доводам жалобы требованиями к поставляемому медицинскому оборудованию, установленными техническим заданием документации об открытом аукционе в электронной форме, исключена возможность предложения  основного и самого большого класса наркозно - дыхательных аппаратов с пневматическим  типом анестезиологического вентилятора, а совокупность требований всех пунктов технического задания  документации об открытом аукционе в электронной форме полностью исключает возможность предложения  наркозно - дыхательных аппаратов с электроприводным  типом анестезиологического вентилятора всех других аппаратов  всех других производителей, кроме единственной модели единственного производителя: наркозно  - дыхательного аппарата Fabius plus производства фирмы Drager (Германия). 

Одним из доводов жалобы является неправомерное обоснование заказчиком начальной (максимальной)  цены контракта.

Заявитель просит проверить соблюдение заказчиком при обосновании начальной (максимальной) цены контракта Правил формирования начальных (максимальных) цен контракта  (цен лотов) на отдельные виды медицинского оборудования для целей их включения в документацию о торгах на поставку такого оборудования,  утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2011 № 881 (далее - Правила формирования начальных (максимальных) цен контракта  (цен лотов) на отдельные виды медицинского оборудования).

В обоснование довода о том, что заказчиком нарушен пункт 9 Правил формирования начальных (максимальных) цен контракта  (цен лотов) на отдельные виды медицинского оборудования  заявитель в качестве примера приводит номера аукционов, по которым имеются исполненные контракты в реестре контрактов:                                              № 0373100108212000179 (контракт № 0373100108212000229); № 0373100108212000235 (контракт № 0373100108212000226); № 0146200002012000681 (контракт                                      № 0146200000912000495);  №0352200022712000271 (контракт № 0352200022712000375),                                                  № 0163200000312004289 (контракт № 0363200016512000138);                                               № 0155200002211002343 (контракт № 0155200001611000168).

ООО «ВиК медикал» указывает также на неправомерные действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа при ответе на запрос о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта. Заявитель полагает, что заказчиком была предпринята попытка представить материалы аукционной документации таким образом, чтобы ввести в заблуждение и создать впечатление соответствия своего обоснования начальной (максимальной) цены контракта действующему законодательству.

Министерство здравоохранения Республики Коми не согласно с доводами жалобы,  доводы подробно изложены в отзыве на жалобу, представленном на рассмотрении жалобы.

В обоснование своих доводов Министерство здравоохранения Республики Коми указывает, что потребности заказчика явились определяющим фактором при установлении им требований к товару. Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 № 94-ФЗ (далее - Закон о размещении заказов) не предусмотрено ограничений по включению в документацию об открытом аукционе в электронной форме  требований к товару, являющегося значимым для заказчика.

Относительно доводов жалобы о ненадлежащем обосновании начальной (максимальной) цены контракта Министерство здравоохранения Республики Коми указало, что пункт  9 Правил формирования начальных (максимальных) цен контракта  (цен лотов) на отдельные виды медицинского оборудования применяется при соблюдении основных (ключевых) условий:

- оборудование должно удовлетворять потребности заказчика, при этом потребности заказчика исходя из смысла статьи 34 Закона о размещении заказов, Письма Министерства экономического развития  и торговли Российской Федерации от 10.10.2007 №  15455-ап/д04 «О мерах по предупреждению неблагоприятных последствий от действий недобросовестных поставщиков по государственным и муниципальным контрактам» определяются совокупностью конкретных функциональных и технических характеристик товара, изложенных в техническом задании документации об аукционе. Абсолютно все аукционы, указанные в жалобе в качестве примера, имеют техническое задание отличное от того, которое было составлено при размещении обжалуемого заказа.

- контракты, информация по которым может быть положена в основу расчета начальной (максимальной) цены контракта, должны быть исполнены. Из 6 упомянутых в жалобе в качестве примеров контрактов на момент направления заявки на размещение государственного заказа в уполномоченный орган были исполнены только два, при этом цена существенно превышала цену, которая фигурировала в коммерческих предложениях, положенных в основу расчета начальной максимальной) цены контракта.

Таким образом, указывает Министерство здравоохранения Республики Коми, в сложившихся условиях, при отсутствии информации об исполненных государственных контрактах на поставку медицинского оборудования, удовлетворяющего потребностям заказчика, расчет начальной (максимальной) цены контракта был произведен в соответствии с положениями пункта 11 Правил формирования начальных (максимальных) цен контракта  (цен лотов) на отдельные виды медицинского оборудования для целей их включения в документацию о торгах на поставку такого оборудования.

Исходя из изложенного, Министерство здравоохранения Республики Коми считает  жалобу ООО «ВиК медикал» необоснованной.

Министерство финансов Республики Коми не согласно с доводами жалобы,  доводы подробно изложены в отзыве на жалобу  исх. от 13.03.2013 № 20-20/1063 (вх. от 13.03.2013 № 1334) (далее - отзыв на жалобу).

Согласно отзыву на жалобу, установленные в документации об аукционе требования к товару не ограничивают участников размещения заказа, так как указание  в документации об открытом аукционе  электронной форме требований к конкретным техническим и функциональным характеристикам поставляемого для государственных нужд товара предусмотрено п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов. Заказчиком были установлены требования к товару, поставку которого необходимо осуществить, в соответствии с потребностью в товарах, необходимых для осуществления функций и полномочий Министерства здравоохранения Республики Коми в соответствии со статьей 3 Закона о размещении заказов.

Министерство финансов Республики Коми  указывает, что ООО «ВиК медикал» нарушены сроки подачи жалобы на положения документации об аукционе, установленные ч. 2.1 ст. 57 Закона о размещении заказов,  Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 24.07.2012 № 498.

В отзыве на жалобу Министерство финансов Республики Коми сообщает, что заявка ООО «ВиК медикал» на участие в открытом аукционе в электронной форме не поступала.

На основании изложенного, Министерство финансов Республики Коми считает жалобу ООО «ВиК медикал» необоснованной.

ООО «Анком» не согласно с доводами жалобы,  доводы изложены в возражении на жалобу  исх. от 14.03.2013 № 46.

Согласно указанному возражению на жалобу, по маркетинговым исследованиям ООО «Анком» по установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме «На поставку аппарата наркозно - дыхательного (ЭА-176)» (извещение                            № 0107200002713000184 от 22.02.2013) требованиям  могут быть предложены более 5 моделей наркозно - дыхательных аппаратов, а именно: Draeger Primus, Primus IE, Draeger Tiro,  Fabius Plus,  MK-1-2.

3.  Комиссия Коми УФАС России в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов, изучив материалы жалобы, заслушав представителей заявителя и заказчика, пришла к нижеследующим  выводам.

3.1. Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме                  № 0107200002713000184 (далее - извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме) размещено на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 22.02.2013.

Заказчиком размещения заказа является Министерство здравоохранения Республики Коми (далее – заказчик).

Размещение заказа осуществляется уполномоченным органом.

Уполномоченным органом на осуществление функций по размещению заказов является Министерство финансов Республики Коми  (далее - уполномоченный орган).

           Предмет муниципального контракта – На поставку аппарата наркозно -дыхательного (ЭА-176).

Начальная (максимальная) цена контракта: 1 895 750,00 руб.

Источником финансирования заказа являются средства федерального бюджета, поступившие в республиканский бюджет Республики Коми в целях реализации программы «Модернизация здравоохранения Республики Коми на 2011-2012 гг.»

Согласно извещению о проведении открытого аукциона в электронной форме дата и время окончания  срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме - 05.03.2013 09 часов 00 минут (время местное), дата окончания срока рассмотрения заявок - 11.03.2013, дата проведения открытого аукциона в электронной форме - 14.03.2013.

Протокол  0107200002713000184 - 2 рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку аппарата наркозно - дыхательного  (ЭА-176) от 07.03.2013 размещен на электронной площадке 07.03.2013.

Протокол  0107200002713000184 - 3 подведения итогов открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку аппарата наркозно - дыхательного  (ЭА-176) от 12.03.2013 размещен на электронной площадке 12.03.2013.

Согласно ч. 2.1 ст. 57 Закона о размещении заказов обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии в случае, если такие действия (бездействие) совершены при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме в соответствии с положениями главы 3.1 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном настоящей главой, допускается в любое время размещения заказа и в период аккредитации участника размещения заказа на электронной площадке, но не позднее чем через десять дней со дня размещения на электронной площадке протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме, а также протокола рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме или протокола проведения открытого аукциона в электронной форме в случае признания такого открытого аукциона несостоявшимся. Жалоба на положение документации об открытом аукционе в электронной форме может быть подана участником размещения заказа до окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме.

Согласно абз. 7 п. 3.39 раздела «Техническое завершение рассмотрения жалобы» Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 24.07.2012 № 498 (далее - административный регламент), в случае если одним из доводов жалобы является обжалование положений конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе документации об открытом аукционе в электронной форме) или извещения о проведении запроса котировок в случае подачи жалобы после окончания срока подачи соответственно заявок на участие в конкурсе, заявок на участие в аукционе (в том числе заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме) или котировочных заявок, рассмотрение данного довода жалобы не проводится и резолютивная часть решения должна содержать выводы Комиссии о том, что рассмотрение данного довода жалобы не проводится в соответствии с частями 2, 2.1 статьи 57 Закона о размещении заказов.

Согласно п. 3.32 раздела «Порядок рассмотрения жалобы по существу» административного регламента комиссия при рассмотрении жалобы осуществляет в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов и настоящим Регламентом внеплановую проверку соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов при размещении заказа, являющегося предметом рассмотрения жалобы.

Внеплановая проверка проводится одновременно с рассмотрением жалобы.

При этом проверяется соответствие всех действий (бездействия) заказчика, оператора электронной площадки, в том числе не указанных в жалобе, а также всех документов по организации и проведению торгов или запроса котировок, относящихся к размещению заказа, являющегося предметом жалобы, требованиям законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов.

3.2.1. Согласно ч. 2 ст. 4 Закона о размещении заказов в случае, если созданы федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по размещению заказов для заказчиков (далее также - уполномоченный орган), указанные уполномоченные органы осуществляют функции по размещению заказов для заказчиков, определенные решением о создании соответствующего уполномоченного органа, за исключением подписания государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений  на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков. При этом государственные или муниципальные контракты, а также гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений подписываются соответствующими заказчиками. Порядок взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков должен устанавливаться решением о создании такого уполномоченного органа.

На основании п. 1 постановления Правительства Республики Коми от 26.12.2005            № 332 «О мерах по совершенствованию организации закупок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных нужд Республики Коми» (далее - постановление Правительства Республики Коми от 26.12.2005 № 332) Министерство финансов Республики Коми наделено функциями органа, уполномоченного на осуществление функций по размещению заказов путем проведения торгов, за исключением заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения аукциона в электронной форме, если цена контракта не превышает двести пятьдесят тысяч рублей, для государственных и иных заказчиков Республики Коми.

Согласно п.п. 3, 4, 6, 7 Порядка взаимодействия уполномоченного органа на осуществление функций по размещению заказов для государственных заказчиков путем проведения торгов с государственными заказчиками, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 26.12.2005 № 332, заказчик, в том числе формирует заявку на проведение торгов, утверждает разработанную уполномоченным органом конкурсную документацию, документацию об аукционе (п. 3).

Уполномоченный на осуществление функций по размещению заказов для государственных и иных заказчиков Республики Коми путем проведения торгов орган (далее - уполномоченный орган) разрабатывает конкурсную документацию, документацию об аукционе (п. 4).

Решение о размещении заказа принимает заказчик. В заявке на организацию и проведение конкурса (аукциона), направляемой заказчиком в адрес уполномоченного органа должен быть определен, в том числе,  предмет контракта с указанием количества поставляемых товаров (объемов выполняемых работ, оказываемых услуг) и их характеристик (п. 6).

Уполномоченный орган, получив от заказчика заявку на организацию проведения конкурса (аукциона) со всей необходимой информацией, изложенной в пункте 6 настоящего Порядка, в течение 10 (десяти) рабочих дней разрабатывает конкурсную документацию, документацию об аукционе и направляет заказчику на утверждение               (п. 7).

Из указанных положений следует, что определение предмета государственного контракта, его характеристик и утверждение документации об аукционе относится к полномочиям заказчика. 

3.2.2. В п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о размещении заказов установлено, что размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме.

Согласно части 3 статьи 41.7 Закона о размещении заказов любой участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение открытого аукциона в электронной форме, запрос о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме. При этом в соответствии с частью 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов в течение двух дней со дня поступления от оператора электронной площадки указанного запроса заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация размещают разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос, на официальном сайте.

Заявитель 24.02.2013 направил запрос о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме. Вопрос  № 6 указанного запроса заключался в следующем:  «Поскольку из соответствующего раздела документации по открытому аукциону в электронной форме: «4. Обоснование начальной (максимальной) цены контракта» нет полной ясности, просим Заказчика, уполномоченный орган, специализированную организацию разъяснить следующий вопрос и сообщить: скольким и каким производителям медицинского оборудования (наркозно - дыхательных аппаратов) были направлены Заказчиком запросы о предоставлении коммерческих предложений или иных материалов для их последующего использования в качестве оснований для определения начальной (максимальной) цены контракта?»

Уполномоченный орган на основании письма заказчика 26.02.2013 на официальном сайте разместил  ответ на запрос о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме, в том числе ответ на вопрос № 6 следующего содержания:

«Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 03.11.2011              № 881 «О порядке формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды медицинского оборудования для целей их включения в документацию о торгах на поставку такого оборудования» (далее – Порядок) для формировании начальной (максимальной) цены контракта Заказчиком были одновременно направлены пяти производителям посредством одинаковых средств связи одинаковые по содержанию запросы о цене на медицинское оборудование, удовлетворяющее потребностям заказчика.

В 15-дневный срок со дня направления заказчиком соответствующего запроса о цене предложений не поступило.

В соответствии с п.11 Порядка «В случае если заказчиком не получены предложения от производителей и (или) их уполномоченных представителей о ценах на медицинское оборудование, для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) заказчик осуществляет самостоятельные расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).

Согласно письма ФАС от 13 февраля 2012 г. № ИА/4177 «О применении положений Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта»: «Если источником информации о ценах на товары являются полученные от поставщиков сведения о ценах, заказчик указывает в обосновании начальной (максимальной) цены контракта реквизиты полученных от поставщиков ответов на запросы информации о ценах. При этом заказчик (уполномоченный орган) вправе не указывать в таком обосновании фирменное наименование (наименование), а также иные сведения об организациях, представивших соответствующую информацию».

Заявитель 27.02.2013 направил запрос о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме. Вопрос № 3 указанного запроса содержался в следующем: «В связи с разъяснениями Заказчика, уполномоченного органа по вопросу о разделе документации по открытому аукциону в электронной форме: «4. Обоснование начальной (максимальной) цены контракта», просим Заказчика, уполномоченный орган, специализированную организацию разъяснить следующий вопрос: чем они мотивировали свои действия при цитировании пункта 11 «Правил формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды медицинского оборудования для целей их включения в документацию о торгах на поставку такого оборудования», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 881 от 03.11.2011г., следующим образом: «В случае если заказчиком не получены предложения от производителей и (или) их уполномоченных представителей о ценах на медицинское оборудование, для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) заказчик осуществляет самостоятельные расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота)», т.е. таким образом, что при этом были пропущены часть слов и произведены отдельные корректировки цитируемого текста? 

       Для наглядности ниже приведен указанный пункт 11 полностью, и при этом  пропущенные в разъяснениях Заказчика, уполномоченного органа слова и произведенные корректировки выделены и подчеркнуты:

      «11. В случае если заказчиком, уполномоченным органом не получены предложения от производителей и (или) их уполномоченных представителей о ценах на медицинское оборудование и информация о ценах контрактов на поставку медицинского оборудования, удовлетворяющего потребностям заказчика, в реестре контрактов отсутствует, для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) заказчик, уполномоченный орган осуществляют самостоятельные расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).

Также просим Заказчика, уполномоченный орган разъяснить  следующий вопрос: не согласны ли они с тем, что письмо ФАС от 13 февраля 2012 г. № ИА/4177 «О применении положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта» является всего лишь информационным письмом, разъясняющим, что именно необходимо «учитывать» «при указании источников информации о ценах», а не инструкцией (или правилами) для формирования начальной (максимальной) цены контракта?»

 Уполномоченный орган на основании письма заказчика  01.03.2013  на официальном сайте разместил  ответ на запрос о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме, в том числе ответ на вопрос № 3 следующего содержания:

«Сокращение в ответе на запрос п.11 Правил формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды медицинского оборудования для целей их включения в документацию о торгах на поставку такого оборудования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2011г. № 881 «О порядке формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды медицинского оборудования для целей их включения в документацию о торгах на поставку такого оборудования» (далее - Правила) (в части пропуска некоторых слов и произведении отдельных корректировок) процитировано без искажения смысловой нагрузки пункта Правил».

На заседании комиссии Коми УФАС России установлено, что обжалуемые заявителем разъяснения положений документации об открытом аукционе в  электронной форме заказчика, уполномоченного органа по запросам в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта, содержат соответствующие разъяснения, предмет запроса, а также размещены на официальном сайте  в законодательно установленный срок (в течение двух дней со дня поступления от оператора электронной площадки указанного запроса).

Таким образом, обжалуемые ООО «ВиК медикал» действия заказчика, уполномоченного органа в части разъяснения положений документации об открытом аукционе в электронной форме по запросам в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта не противоречат части 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов.

3.2.3. Согласно ч.ч. 1, 2, 3, 4 ст. 19.1  Закона о размещении заказов для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).

В конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети «Интернет» или иного указания.

Размещение на официальном сайте конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе документации об открытом аукционе в электронной форме), извещения о проведении запроса котировок, в которых указываются обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) и иная предусмотренная частью 2 настоящей статьи информация, признается добросовестным исполнением требований настоящей статьи.

Правительство Российской Федерации вправе устанавливать порядки формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды товаров, работ, услуг для целей включения таких цен в конкурсную документацию, документацию об аукционе (в том числе в документацию об открытом аукционе в электронной форме), в извещение о проведении запроса котировок, в том числе устанавливать закрытый перечень источников информации о ценах товаров, работ, услуг.

Постановлением Правительства Российской Федерации  от 03.11.2011 № 881 утверждены Правила формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды медицинского оборудования для целей их включения в документацию о торгах на поставку такого оборудования (далее - Правила).

В соответствии с п. 2 Правил Правила применяются заказчиками, уполномоченными органами при формировании начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на поставку медицинского оборудования в соответствии с кодами Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 004-93) 3311225, 3311231 - 3311233, 3311239, 3311241, 3311242, 3311262, 3311265, 3311266, 3311268, 3311269, 3592201, 3592202.

Согласно извещению о проведении открытого аукциона в электронной форме классификация товара (аппарата наркозно - дыхательного): «3311266 Аппараты ингаляционного наркоза, вентиляции легких, аэрозольтерапии, компенсации и лечения кислородной недостаточности».

Согласно п.п. 5, 6, 7  Правил при необходимости уточнения предложений о ценах на медицинское оборудование, полученных от производителей и (или) уполномоченных представителей, заказчик, уполномоченный орган до размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно - телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) извещения о проведении торгов могут проводить консультации с производителями и (или) уполномоченными представителями.

Выбор разных производителей взаимозаменяемого медицинского оборудования осуществляется заказчиком, уполномоченным органом из числа производящих медицинское оборудование, удовлетворяющее потребностям заказчика, в том числе с использованием базы данных зарегистрированных изделий медицинского назначения, размещаемой на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения.

Заказчик, уполномоченный орган выбирают не менее 5 производителей либо всех имеющихся производителей, если их количество менее 5, сведения о которых содержатся в базе данных зарегистрированных изделий медицинского назначения.

На основе сформированного перечня производителей заказчик, уполномоченный орган одновременно направляют производителям посредством одинаковых средств связи (почтовой и (или) электронной связи) одинаковые по содержанию запросы о цене на медицинское оборудование, удовлетворяющее потребностям заказчика (далее - запрос о цене), которые должны содержать:

а) подробное описание предполагаемого к закупке медицинского оборудования, в том числе:

- требования к качеству, техническим характеристикам, безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке, отгрузке, году выпуска медицинского оборудования и иные показатели, связанные с определением соответствия медицинского оборудования потребностям заказчика;

количество предполагаемого к закупке медицинского оборудования;

-  требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества, обслуживанию медицинского оборудования, расходам на эксплуатацию, обязательности осуществления монтажа и наладки медицинского оборудования, а также к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание медицинского оборудования;

-   место, условия и сроки (периоды) поставки медицинского оборудования;

-  порядок формирования предлагаемой цены на медицинское оборудование (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);

-  сведения о валюте, используемой для формирования начальной (максимальной) цены контракта и расчетов с поставщиками (исполнителями, подрядчиками);

- порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате заключенного контракта;

б) запрос информации о лицах, являющихся уполномоченными представителями, с целью последующего направления указанным лицам запроса о цене;

 в) информацию о том, что для формирования начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) заказчиком, уполномоченным органом будут учтены предложения производителей и (или) уполномоченных представителей о ценах на медицинское оборудование, поступившие в 15-дневный срок со дня направления заказчиком, уполномоченным органом соответствующего запроса о цене.

 В соответствии с п. 9 Правил в случаях если заказчиком, уполномоченным органом не получены от производителей и (или) уполномоченных представителей предложения о ценах на медицинское оборудование или получено одно предложение о цене на медицинское оборудование, в том числе при направлении запросов о цене нескольким производителям и (или) уполномоченным представителям, заказчик, уполномоченный орган используют содержащуюся в реестре контрактов информацию о ценах контрактов на поставку медицинского оборудования, удовлетворяющего потребностям заказчика, исполненных в текущем и предшествующем годах.

 Заказчик, уполномоченный орган выбирают в реестре контрактов не менее 5 последних по дате исполненных контрактов. В случае, если разница в цене контрактов составляет 30 и более процентов, производится выбор цен 5 исполненных контрактов, отличающихся не более чем на 30 процентов минимального значения цены контракта. Если количество контрактов в реестре контрактов менее 5, в том числе с разницей в цене не более 30 процентов, заказчиком, уполномоченным органом учитываются все эти контракты независимо от разницы их цен.

 В силу п. 11 Правил в случае, если заказчиком, уполномоченным органом не получены предложения  от производителей и (или) их уполномоченных представителей о ценах на медицинское оборудование и информация о ценах контрактов на поставку медицинского оборудования, удовлетворяющего потребностям заказчика, в реестре контрактов отсутствует, для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) заказчик, уполномоченный орган осуществляют самостоятельные расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).

На заседании комиссии Коми УФАС России установлено, что в соответствии с Правилами заказчиком одновременно были направлены посредством одинаковых средств связи одинаковые по содержанию запросы о цене на медицинское оборудование, удовлетворяющее потребностям заказчика, следующим производителям: GE Healthcare (исх. от 13.12.2012 № 21339/01-21), Spacelabs Medical, Inc. History (исх. от 13.12.2012 № 21340/01-21), Drägerwerk AG & Co. KGaA (исх. от 13.12.2012 № 21338/01-21), Newport Medical Instruments, Inc. (исх. от 13.12.2012   № 21336/01-21), Maguet GmbH & Co. KG (исх. от 13.12.2012 № 21337/01-21).

На указанные запросы от производителей предложения о ценах на медицинское оборудование в установленный срок не поступили.

В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Коми УФАС России установлено, что из 6 упомянутых в жалобе в качестве примеров контрактов из реестра контрактов на момент направления заявки заказчиком на размещение государственного заказа в уполномоченный орган были исполнены только два.

Сформированная заявка на проведение открытого аукциона в электронной форме направлена заказчиком уполномоченному органу  16.01.2013 № 515/01-21 (вх.                       от 17.01.2013 № 123).

Согласно сведениям с официального сайта об исполнении (о прекращении действия) государственных или муниципальных контрактов либо прекращении гражданского – правовых договоров:

- сведения об исполнении контракта с номером реестровой записи   0373100108212000229  размещены на официальном сайте 23.01.2013;

- сведения об исполнении контракта с номером реестровой записи                                                 № 0373100108212000226 размещены на официальном сайте 23.01.2013;                                                

- сведения об исполнении контракта с номером реестровой записи                                                  № 0146200000912000495 размещены на официальном сайте 23.01.2013;                                                 

- сведения об исполнении контракта с номером реестровой записи                                                   № 0352200022712000375 размещены на официальном сайте 21.01.2013;                                                

- сведения об исполнении контракта с номером реестровой записи   0363200016512000138  размещены на официальном сайте 28.12.2012;                                               

- сведения об исполнении контракта с номером реестровой записи   0155200001611000168 размещены на официальном сайте 26.06.2012.

При этом во всех указанных в жалобе ООО «ВиК медикал» аукционах, по результатам размещения которых были заключены контракты, на которые ссылается заявитель, отсутствует медицинское оборудование, полностью удовлетворяющее потребностям заказчика по совокупности функциональных и технических характеристик товара.

Согласно пояснениям представителей заказчика, в связи с тем, что заказчиком не были получены предложения от производителей и (или) их уполномоченных представителей о ценах на медицинское оборудование, а информация о ценах контрактов на поставку медицинского оборудования, удовлетворяющего потребностям заказчика, в реестре контрактов отсутствовала, для установления начальной (максимальной) цены контракта заказчиком были осуществлены самостоятельные расчеты начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно раздела 4 «Обоснование начальной (максимальной) цены контракта» документации об открытом аукционе в электронной форме для установления начальной (максимальной) цены контракта источниками информации о ценах товаров, являющихся предметом заказа, являлись исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика на основании коммерческих и ценовых предложений поставщиков товара, согласно представленной таблицы:

п/п

Наиме-

нование товара

Ед.

изм.

кол-во

Анализ цен

Цена за ед.

товара используемая для расчета, руб.

Сумма, руб.

1

Аппарат наркозно - дыха-

тельный

шт.

1

1 895 750,00

(Информаци-онное письмо

от 19.11.2012 г. б/н)

1 920 000,00

(Коммерческое предложение от 

19.11.2012 г.

№ 162)

1 895 

750,00

1 895 

750,00

                       Начальная (максимальная) цена контракта

1 895 

750,00

        

 

        Закон о размещении заказов не конкретизирует перечень допустимых или недопустимых источников  получения информации о ценах договора.

Таким образом, действия заказчика в части осуществления самостоятельного расчета начальной (максимальной) цены не противоречат ч. 4 ст. 19.1. Закона о размещении заказов, п. 11 Правил формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды медицинского оборудования для целей их включения в документацию о торгах на поставку такого оборудования.

3.2.4. В соответствии с ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 настоящей статьи сведениями должна содержать следующие сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта, в том числе требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.

В соответствии с ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов  документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.           

Из положений  ч. 1 ст. 41.6, п. 1 ч. 4 ст. 41.6, ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов следует, что заказчик вправе самостоятельно определять предмет торгов, его количественные и качественные характеристики, в необходимой степени детализировать предмет закупки в соответствии с собственными потребностями. Однако, при формировании предмета закупки, требований к закупаемому товару заказчику необходимо учитывать запрет, установленный ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов.

Предмет открытого аукциона в электронной форме  является поставка аппарата наркозно - дыхательного.

Как следует из представленной заказчиком, уполномоченным органом письменной информации и устных пояснений представителей уполномоченного органа, заказчиков, заслушанных в ходе рассмотрения жалобы, утвержденная документация об открытом аукционе в электронной форме соответствует требованиям ст. 34, ст. 41.6 Закона о размещении заказов и содержит все необходимые требования, которые предъявляются к предмету заказа, в том числе содержит и иные показатели, связанные с подтверждением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика. При формировании требований к закупаемому оборудованию заказчик исходил из потребностей конкретного учреждения (получателя - Государственного учреждения Республики Коми «Кардиологический диспансер»), основывался на требованиях Закона о размещении заказов, а также руководствовался, в том числе, рекомендациями Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, изложенными в письме от 10.10.2007 № 15455-ап/д04 «О мерах по предупреждению неблагоприятных последствий от действий недобросовестных поставщиков по государственным и муниципальным контрактам».

Аппарат наркозно - дыхательный, поставка которого является предметом открытого аукциона в электронной форме, свободно обращается на рынке медицинского оборудования, реализация данного вида оборудования не входит в перечень лицензируемых видов деятельности, соответственно, может осуществляться широким кругом лиц.

Доказательств того, что требования к качеству, техническим характеристикам товара, требования к безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика, установленные в разделе 3 «Техническое задание» документации об открытом аукционе в электронной форме, влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа, заявителем в Коми УФАС России не представлено.

Комиссия Коми УФАС России не усматривает, что положения документации об аукционе противоречат ч. 3.1 ст. 34, ч. 1, п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, в том числе ограничивают количество участников размещения заказа.

  С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов, Комиссия Коми УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ВиК медикал» в части обжалования действий (бездействий) заказчика, уполномоченного органа по разъяснению положений документации об открытом аукционе в электронной форме по запросам в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта - необоснованной.

  2. Рассмотрение жалобы в части обжалования положений документации об открытом аукционе в электронной форме в связи с  подачей жалобы после окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме не проводится в соответствии с ч. 2.1 статьи 57 Закона о размещении заказов.

3.   Жалоба ООО «ВиК медикал» в части ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном  ст. 44 Закона о защите конкуренции.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны