Решение №05-03/7908 Решение по делу № АО 14-07/14 от 9 мая 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

GRAPHIC1

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена 27 августа 2014 года

 

В полном объеме решение изготовлено 05 сентября 2014 года

 

 

 

                                           
                                           г. Сыктывкар

 

 

 

 

 

05-03/7908

 

          Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе <…> (далее - Комиссия), рассмотрев дело № АО 14-07/14 по признакам нарушения муниципальным унитарным предприятием «Ухтаэнерго» муниципального образования городского округа «Ухта», место нахождения: Республика Коми, город Ухта, улица Горького, дом 8, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено по признакам нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

К участию в рассмотрении дела в качестве заявителя привлечено общество с ограниченной ответственностью «ЭнергоХим» (далее - ООО «ЭнергоХим»), место нахождения: Московская область, Щелковский район, поселок городского типа Монино, улица Алксниса, дом 44.

К участию в рассмотрении дела в качестве ответчика привлечено муниципальное унитарное предприятие «Ухтаэнерго» муниципального образования городского округа «Ухта» (далее - МУП «Ухтаэнерго» МО ГО «Ухта»), место нахождения: Республика Коми, город Ухта, улица Горького, дом 8.

Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Частью 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции установлено, что целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

По пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

По пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект -коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

По пункту 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

По пункту 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе муниципальными унитарными предприятиями.

Частью 1 статьи 1 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц определено, что целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлено, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 2 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц определено, что положение о закупке утверждается руководителем унитарного предприятия в случае, если заказчиком выступает государственное унитарное предприятие или муниципальное унитарное предприятие.

В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

В соответствии с частью 10 статьи 8 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц до ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация и документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, размещаются на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 8 статьи 4 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц извещение о закупке, в том числе извещение о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке.

Частью 9 статьи 4 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц предусмотрены требования к содержанию извещения о закупке.

В соответствии с пунктами 1, 7 части 9 статьи 4 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц в извещении о закупке должны быть указаны:

- способ закупки (открытый конкурс, открытый аукцион или иной предусмотренный положением о закупке способ);

- место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов.

Частью 10  статьи 4 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены требования к содержанию документации о закупке.

По пунктам 8, 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц в документации о закупке должны быть указаны:

- порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

- место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.

Положение «О порядке проведения закупок для нужд Муниципального унитарного предприятия «Ухтаэнерго» муниципального образования городского округа «Ухта» (далее – Положение о порядке проведения закупок для нужд МУП «Ухтаэнерго» МО ГО «Ухта») утверждено приказом МУП «Ухтаэнерго» МО ГО «Ухта» от 07.03.2014 № 48/1-П и размещено на официальном сайте 15.03.2014.

Подпунктом 4 части 1 статьи 12 Положения о порядке проведения закупок для нужд МУП «Ухтаэнерго» МО ГО «Ухта» к видам процедур закупки отнесен запрос ценовых котировок.

Согласно частям 1,2 статьи 33 Положения о порядке проведения закупок для нужд МУП «Ухтаэнерго» МО ГО «Ухта» под запросом ценовых котировок (далее по тексту – запрос котировок) понимается способ проведения закупки, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для нужд Заказчика сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте для размещения закупок извещения о проведении запроса котировок и победителем, в котором комиссия признает участника, предложившего наиболее низкую цену договора.

Заказчик вправе осуществлять проведение закупки путем проведения запроса ценовых котировок в случае, если цена договора (цена закупки, включая стоимость всех лотов в рамках одной закупки) на поставку продукции не превышает 3 000 000 (три миллиона) рублей.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 34 Положения о порядке проведения закупок для нужд МУП «Ухтаэнерго» МО ГО «Ухта» извещение о запросе котировок должно содержать место подачи котировочных заявок, срок их подачи, в том числе дату и время окончания срока подачи котировочных заявок.

Частями 1, 2 статьи 36 Положения о порядке проведения закупок для нужд МУП «Ухтаэнерго» МО ГО «Ухта» установлено, что  извещение о проведении запроса котировок размещается Заказчиком на сайте Заказчика и/или на официальном сайте не менее чем за семь календарных дней до дня истечения срока представления котировочных заявок.

Извещение о проведении запроса котировок должно содержать сведения, предусмотренные статьей 34 настоящего Положения, и быть доступным для ознакомления в течение всего срока подачи котировочных заявок без взимания платы.

Частью 2 статьи 37 Положения о порядке проведения закупок для нужд МУП «Ухтаэнерго» МО ГО «Ухта» определено, что котировочная заявка подается участником процедуры закупки Заказчику в письменной или электронной форме в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок с перечнем документов.

Частями 3, 5 статьи 37 Положения о порядке проведения закупок для нужд МУП «Ухтаэнерго» МО ГО «Ухта» определено, что котировочная заявка, поданная в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, регистрируется Заказчиком. По требованию участника процедуры закупки, подавшего котировочную заявку, Заказчик выдает расписку в получении заявки с указанием даты и времени ее получения.

Котировочные заявки, поданные после дня окончания срока подачи котировочных заявок, указанного в извещении о проведении запроса котировок, не рассматриваются и не возвращаются участникам процедуры закупки, подавшим такие заявки.

Статьей 38 Положения о порядке проведения закупок для нужд МУП «Ухтаэнерго» МО ГО «Ухта» определен порядок рассмотрения и оценки котировочных заявок.

В соответствии с частью 1 статьи 38 Положения о порядке проведения закупок для нужд МУП «Ухтаэнерго» МО ГО «Ухта» закупочная комиссия в срок, не превышающий пяти рабочих дней, следующих за днем окончания срока подачи котировочных заявок, рассматривает котировочные заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и оценивает котировочные заявки в соответствии с положениями статьи 12.1 настоящего Положения по критерию, указанному в пункте 1 части 1 статьи 12.1 Положения (цена договора, цена единицы продукции).

По пункту 1 части 1 статьи 12.1 Положения о порядке проведения закупок для нужд МУП «Ухтаэнерго» МО ГО «Ухта» для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках на участие в конкурсе, аукционе, запросе предложений, запрос ценовых котировок, комиссия по проведению  закупки должна оценивать и сопоставлять такие заявки по критериям, указанным в конкурсной документации, аукционной документации, документации о проведении  запроса предложений, документации запроса ценовых котировок. При этом критериями оценки заявок на участие в процедурах закупок могут быть цена договора, цена единицы продукции.

Согласно частям 2-5 статьи 38 Положения о порядке проведения закупок для нужд  МУП «Ухтаэнерго» МО ГО «Ухта» победителем в проведении запроса ценовых котировок признается участник процедуры закупки, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса ценовых котировок и в которой указана наиболее низкая цена товаров, работ, услуг. При предложении наиболее низкой цены товаров, работ, услуг несколькими участниками процедуры закупки победителем в проведении запроса ценовых котировок признается участник процедуры закупки, котировочная заявка которого поступила ранее котировочных заявок других участников процедуры закупки.

Закупочной комиссия отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или предложенная в котировочных заявках цена товаров, работ, услуг превышает максимальную (начальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок. Закупочная комиссия также отклоняет котировочную заявку в случае наличия сведений об участнике процедуры закупки в реестре недобросовестных поставщиков если такое требование установлено в извещении о проведении запроса котировок. 

Результаты рассмотрения и оценки котировочных заявок оформляются протоколом  оценки, который подписывается всеми присутствующими на заседании членами закупочной комиссии. Протокол составляется в единственном экземпляре и хранится у Заказчика.

По итогам проведения котировок комиссия составляет протокол  о признании участника котировок цен  победителем, который подписывается всеми членами конкурсной комиссии.

 Протокол победителя размещается Заказчиком на сайте Заказчика и/или  на официальном сайте для размещения закупок не позднее чем через три дня со дня подписания протокола. При этом в протоколе, размещаемом на официальном сайте, допускается не указывать сведения о составе закупочной комиссии и данных о персональном голосовании закупочной комиссии.

МУП «Ухтаэнерго» МО ГО «Ухта» явилось организатором закупки в форме запроса котировок на поставку концентрата минерального «Галит» для нужд «Ухтаэнерго» (номер извещения 31400985546) (далее - закупка).

Извещение о проведении закупки и документация о закупке размещены на официальном сайте 19.03.2014.

20.03.2014 размещено извещение о проведении закупки (в редакции № 2) (далее – извещение о проведении закупки) и документация по запросу ценовых котировок № 01/2014 на право заключения договора поставки концентрата  минерального «Галит» для нужд МУП «Ухтаэнерго» (далее – документация о закупке), с обоснованием внесения изменений – не правильно внесены даты подачи заявок в документах.

В извещении о проведении закупки, указаны следующие даты:

Дата и время окончания подачи заявок на участие в закупке 09.04.2014 12.00.

Дата и время рассмотрения и оценки котировочных заявок  09.04.2014 14.00.

В результате просмотра официального сайта установлено, что на соответствующем сайте 20.03.2014  размещены две действующие редакции документации о закупке. В редакции № 1 указаны следующие даты начала и окончания приема заявок на участие в закупке:

Дата начала приема заявок на участие в запросе ценовых котировок: 19 марта 2014 г.

Дата окончания приема заявок на участие в запросе ценовых котировок: 9 апреля 2014 г.

В редакции № 2 указаны следующие даты начала и окончания приема заявок на участие в закупке:

Дата начала приема заявок на участие в запросе ценовых котировок: 07 сентября 2012 г.

Дата окончания приема заявок на участие в запросе ценовых котировок: 20 сентября 2012 г.

24.03.2014 на официальном сайте в разделе «Разъяснения документации» с обоснованием «не правильно внесены даты подачи заявок в документах» размещена документация о закупке (далее – документация о закупке от 24.03.2014). Согласно документации о закупке, размещенной в разделе «Разъяснения документации»:

Дата начала приема заявок на участие в запросе ценовых котировок: 25 марта 2014 года.

Дата окончания приема заявок на участие в запросе ценовых котировок: 15 апреля 2014 года.

Таким образом, даты начала и даты окончания приема заявок на участие  в запросе котировок, указанные в извещении о закупке не соответствуют датам начала и датам окончания приема заявок на участие в запросе котировок, указанным в документации о закупке от 24.03.2014, что противоречит требованиям части 8 статьи 4 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Согласно письменным пояснениям МУП «Ухтаэнерго» МО ГО «Ухта» (вх. № 3575 от 19.06.2014) несоответствие даты начала и даты окончания приема заявок на участие в запросе ценовых котировок в извещении о проведении закупки и в документации о закупке от 24.03.2014 вызвано технической ошибкой. Закупка проводилась согласно датам, указанным в извещении о проведении закупки и документации о закупке (редакция № 1).

Протокол запроса котировок № 31400985546, протокол выбора победителя № 4 от 09.04.2014 были размещены на официальном сайте 11.04.2014.

Согласно протоколу запроса котировок № 31400985546 на участие в закупке подано 13 заявок.

Согласно протоколу выбора победителя № 4 от 09.04.2014 победителем закупки признано закрытое акционерное общество «КЭНПО-Трейд» (ЗАО «КЭНПО-Трейд»).

Заявка ООО «ЭнергоХим» (исх. № 79 от 15.04.2014) на участие в закупке подана 15.04.2014 в 11:47 (далее - заявка ООО «ЭнергоХим»), после окончания срока подачи заявок, установленных извещением о проведении закупки, однако в сроки подачи заявок, установленные в документации о закупке от 24.03.2014.

Согласно журналу регистрации поступивших заявок на участие в конкурсе по закупке товаров (работ, услуг) МУП «Ухтаэнерго» МО ГО «Ухта» заявка ООО «ЭнергоХим» поступила 15.04.2014 в 11:55, то есть после окончания срока подачи заявок, установленного извещением о проведении закупки, однако в срок подачи заявок, указанный в документации о закупке от 24.03.2014. ООО «ЭнергоХим» не допущено к участию в запросе котировок.

Согласно пояснениям МУП «Ухтаэнерго» МО ГО «Ухта» договор поставки № 4 от 14.04.2014 был направлен победителю закупки ЗАО «КЭНПО-Трейд» 23.04.2014. Экземпляр договора, подписанный ЗАО «КЭНПО-Трейд», по состоянию на 21.08.2014 в МУП «Ухтаэнерго» МО ГО «Ухта» не вернулся. ЗАО «КЭНПО-Трейд» исполнило обязательства по договору № 4 от 14.04.2014, поставив МУП «Ухтаэнерго» МО ГО «Ухта» концентрат минеральный «Галит» 15.06.2014.

Действия МУП «Ухтаэнерго» МО ГО «Ухта» в виде размещения на официальном сайте документации о закупке от 24.03.2014, содержащей сроки начала и окончания подачи заявок на участие в запросе котировок, несоответствующие срокам начала и окончания подачи заявок на участие в запросе котировок, указанным в извещении о проведении закупки ввели ООО «ЭнергоХим» в заблуждение относительно сроков подачи заявок, привели к невозможности участия ООО «ЭнергоХим» в закупке, и как следствие могли иметь своим результатом ограничение конкуренции на товарном ранке концентрата минерального «Галит» в границах Российской Федерации.

В действиях МУП «Ухтаэнерго» МО ГО «Ухта» в виде размещения на официальном сайте документации о закупке от 24.03.2014, содержащей сроки начала и окончания подачи заявок на участие в запросе котировок, несоответствующие срокам начала и окончания подачи заявок на участие в запросе котировок, указанным в извещении о проведении закупки, имеются нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Пунктами 1, 2 статьи 449 Гражданского кодекса предусмотрено, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.

Договор исполнен победителем закупки до возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Соответственно, предписание выдаче не подлежит.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать МУП «Ухтаэнерго» МО ГО «Ухта» нарушившим часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в части  действий в виде размещения на официальном сайте  документации о закупке от 24.03.2014, содержащей  сроки начала и окончания подачи заявок на участие в запросе котировок, несоответствующие срокам начала и окончания подачи заявок на участие  в запросе котировок, указанным в извещении о проведении закупки.
  2. Не выдавать предписание.

 

Председатель Комиссии

 

 

<…>.

 

 

 

 

Члены Комиссии

 

 

<…>

 

 

 

 

 

 

 

<…>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны