Доклад о результатах правоприменительной практики Коми УФАС России за 2 квартал 2018 года. Руководства по соблюдению обязательных требований органа государственного контроля (надзора)

Тип документа:
Доклады
Дата публикации:
06.06.2018
Управление:
Коми УФАС России
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулирование
Номер документа:
№ б/н
Номер дела:

Доклад о результатах правоприменительной практики Коми УФАС России за 2 квартал 2018 года. Руководства по соблюдению обязательных требований органа государственного контроля (надзора).

  1. Контроль хозяйствующих субъектов.

В истекшем периоде 2 квартала 2018 года основная масса заявлений поступает на действия хозяйствующих субъектов в области электроэнергетики, водоснабжения; по вопросам формирования стоимости цен на моторное топливо, авиабилеты; по признакам сговора на торгах.

В истекшем периоде 2 квартала 2018 года Коми УФАС России рассмотрено 7 заявлений на предмет наличия (отсутствия) признаков нарушения требований статей 14.1.-14.8 Закона о защите конкуренции, устанавливающих запрет на недобросовестную конкуренцию. По результатам рассмотрения выдано предупреждение об устранении причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Возбуждены антимонопольные дела по признакам нарушения доминирующим хозяйствующим субъектом установленного нормативно-правовыми актами порядка ценообразования в сфере ТБО (п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции»), по установлению монопольно высоких цен на авиабилеты (п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции»), по отказу в разгрузке багажа на ж/д вокзале г. Инта (ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции»).

Вынесено 3 решения о нарушении доминирующими хозяйствующими субъектами установленного нормативно-правовыми актами порядка ценообразования в сфере водоснабжения (п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции»), выдано предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства. Предписание исполнено.

Коми УФАС России в истекшем периоде 2 квартала 2018 года наложено административных штрафов за нарушения требований антимонопольного законодательства в размере 7 677 460 рублей.

Обжаловано в судебном порядке 5 постановлений Коми УФАС России о привлечении к административной ответственности.

Изменения в законодательство не вносились.

 

  1. Государственный надзор в области рекламы.

Во втором квартале 2018 года Коми УФАС России рассмотрено 4 рекламных дела, по результатам рассмотрения дел о нарушениях рекламного законодательства Коми УФАС России в целях устранения нарушений законодательства о рекламе выдано 4 предписания о прекращении нарушения рекламного законодательства, все они исполнены.

Основными нарушениями Закона о рекламе являются:

- реклама по сетям электросвязи (ст. 18 Закона о рекламе),

- реклама медицинских услуг (ст. 24 Закона о рекламе);

По результатам рассмотрения административных дел, связанных с нарушением рекламного законодательства, наложено штрафов на сумму 4 000 рублей.

В Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» внесены следующие изменения:

Статья Закона о рекламе дополнена частью 10.3, согласно которой не допускается размещение рекламы на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе на оборотной стороне таких документов. Положения настоящей части не распространяются на социальную рекламу и справочно-информационные сведения. Ответственность за нарушение данной нормы несёт рекламораспространитель. Начало действия нормы - с 03.06.2018.

 

  1. Контроль органов власти и местного самоуправления.

Существенные изменения в практике применения антимонопольного управления в сфере контроля органов власти отсутствуют.

Примеры выявленных нарушений.

  1. Передача муниципального имущества в аренду без торгов.
  2. Заключение органом местного самоуправления договора управления многоквартирными домами без торгов.

3. Размещение сотрудника местной администрации, уполномоченного на организацию ритуальных услуг, в здании МУПа, оказывающего похоронные услуги.

Во втором квартале к административной ответственности привлечено два должностных лица органов местного самоуправления на сумму 30000.

 

  1. Государственный контроль (надзор) в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

За истекший период 2 квартала 2018 года Коми УФАС России рассмотрено 45 жалоб, проведено 20 внеплановых проверок, рассмотрено 55 административных дел, 15 обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков. Наложено штрафов на сумму 757 934,66 руб.

В законодательстве о контрактной системе произошли следующие изменения.

С 4 мая 2018 года ужесточилась ответственность за нарушения в сфере государственных закупок. В частности, введена уголовная ответственность:

- за злоупотребления в сфере закупок (ст. 200.4 УК РФ);

- подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок (ст. 200.5 УК РФ);

- провокацию подкупа в сфере закупок (ст. 304 УК РФ).

С 1 июля 2018 года:

1. Изменится порядок установления требования об обеспечении заявок на участие в конкурсах и аукционах. Так, обязанность установить это требование возникнет у заказчика, только когда НМЦК превышает 1 млн руб. (ч. 1 ст. 44 Закона о контрактной системе, п. 1 Постановления Правительства РФ от 12.04.2018 № 439).

2. Заработает специальный информационный ресурс - единый агрегатор торговли. С его помощью заказчики вправе осуществлять закупки у единственного поставщика товаров, работ, услуг в соответствии с п. п. 4, 5, 28 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе. При закупках, содержащих гостайну, агрегатор применяться не будет (п. п. 1, 9 Распоряжения Правительства РФ от 28.04.2018 № 824-р).

С 1 ноября 2018 г.

Применять единый агрегатор торговли будут обязаны федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им казенные учреждения (кроме органов и учреждений, осуществляющих функции по выработке и реализации госполитики в области обороны, госуправления в области обеспечения безопасности РФ) при закупках у единственного поставщика товаров, работ, услуг в соответствии с п. п. 4, 5, 28 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе. При определенных условиях они вправе осуществлять такие закупки, не используя агрегатор. Органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендовано его применять (п. п. 6, 7, 8 Распоряжения Правительства РФ от 28.04.2018 № 824-р).

Судебная практика

Арбитражные суды Волго-Вятского арбитражного округа при рассмотрении дела № А28-1233/2017 пришли к выводам о том, что банковская гарантия предоставляется в качестве обеспечения исполнения обязательств по контракту поставщиком, а не заказчиком, поэтому в целях признания предоставленной поставщиком банковской гарантии надлежащей срок действия банковской гарантии следует исчислять с предусмотренного контрактом срока исполнения обязательств поставщиком.

Верховный Суд РФ в определении от 29.03.2018 № 301-КГ18-1892 по делу № А28-1233/2017 не нашел оснований не согласиться с такими выводами судов.

 

  1. Государственный контроль (надзор) в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Существенные изменения в практике контроля Федерального закона от 18.07.2017 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» отсутствуют.

Во 2 квартале 2018 года Коми УФАС России рассмотрено 5 административный дел. Наложено штрафов на сумму 15 000 руб.