Решение по делу № 04-29/1352 от 29 декабря 2017 года в отношении ПАО «КСК»

Тип документа:
Решения по делам
Дата публикации:
27.04.2018
Управление:
Костромское УФАС России
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулирование
Номер документа:
№ 04-29/1352
Номер дела:
№ 04-29/1352

РЕШЕНИЕ

по делу № 04-29/1352 о нарушении антимонопольного законодательства

Резолютивная часть решения оглашена 28 декабря 2017 года.

Решение изготовлено в полном объеме 29 декабря 2017 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия; Костромское УФАС России) в составе:

председатель Комиссии:

Радаева Марина Владимировна, заместитель руководителя управления – начальник отдела антимонопольного контроля и информационного анализа Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области;

члены Комиссии:

Макарова Юлия Анатольевна, заместитель начальника отдела антимонопольного контроля и информационного анализа Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области;

Малов Олег Евгеньевич, ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и информационного анализа Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области,

в присутствии на заседании:

представитель филиала ПАО «МРСК Центра» - «Костромаэнерго» (….), действующая на основании доверенности от 25.10.2017
№ Д-КМ/27/187 (срок действия до 01.06.2018);

представитель ПАО «КСК» (…), действующая на основании доверенности от 01.01.2017 № 07/30 (срок действия по 31.12.2017).

рассмотрев дело № 04-29/1352 по признакам нарушения ПАО «КСК» (…….) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

Поводом для возбуждения данного дела о нарушении антимонопольного законодательства послужило заявление публичного акционерного общества «МРСК Центра» (далее – ПАО «МРСК Центра», Сетевая организация) о нарушении публичным акционерным обществом «Костромская сбытовая компания» (далее – ПАО «КСК», Общество) антимонопольного законодательства в части нарушения порядка введения частичного ограничения потребления электрической энергии в отношении муниципального унитарного предприятия городского поселения поселок Красное-на-Волге «Чистая вода» (далее – МУП ГП «Чистая вода», Предприятие), предусмотренного Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442 (далее – Правила № 442, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).

Из существа материалов заявления следует, что в адрес ПАО «МРСК Центра» от ПАО «КСК» поступило уведомление (от 30.03.2017 исх. №06-1-1/10-378) о необходимости введения в отношении МУП ГП «Чистая вода» ограничения режима потребления электроэнергии (до величины не превышающей 10% максимальной мощности) в связи с ненадлежащим исполнением Предприятием обязательств по оплате потребленной в рамках договора энергоснабжения от 01.04.2015 № 6644491 электрической энергии.

В заявлении ПАО «МРСК Центра» указано на то, что согласно Правил № 442, в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил № 442 не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается, однако «при отсутствии у потребителя акта согласования аварийной брони, величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем», что не было сделано со стороны ПАО «Костромская сбытовая компания».

ПАО «МРСК Центра» указывает на то, что ПАО «Костромская сбытовая компания» определило величину аварийной брони в размере 10% от максимальной мощности для указанных потребителей без согласования с филиалом ПАО «МРСК Центра» «Костромаэнерго», снижение нагрузки потребления электрической энергии до уровня аварийной брони не позволит МУП выполнять свои функции по предоставлению жилищно-коммунальных услуг.

ПАО «МРСК Центра» в заявлении указывает на то, что финансирование МУП осуществляется за счет средств бюджетной системы Российской Федерации. Таким образом, в соответствии с абц.5 п. 18 Правил 442 «ограничение режима потребления потребителей, в отношении которых предусмотрен особый порядок предоставления обеспечения обязательств, не вводится до истечения срока действия предоставленного обеспечения при условии, что величина предоставленного обеспечения на дату возникновения оснований для ограничения режима потребления равна или превышает размер неисполненных обязательств этих потребителей».

В своем обращении Сетевая организация просит провести проверку законности действий ПАО «КСК».

По результатам проведенной в рамках рассмотрения заявления МУП ГП «Чистая вода» Костромским УФАС России проверки в действиях ПАО «КСК» установлены признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в нарушении ПАО «КСК» порядка введения частичного ограничения потребления электрической энергии в отношении муниципального унитарного предприятия городского поселения поселок Красное-на-Волге «Чистая вода» (далее – МУП ГП «Чистая вода», Предприятие), результатом которого может явиться ущемление прав и законных интересов МУП ГП «Чистая вода» и потребителей оказываемых предприятием услуг по обеспечению населения питьевой водой и водоотведению, добросовестно их оплачивающих. На основании вышеизложенного Костромским УФАС возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства..

Определением Костромского УФАС от 24 ноября 2017 года была уточнена квалификация признаков вменяемого нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованных действиях ПАО «КСК» по направлению уведомлений о введении частичного ограничения режима потребления электрической энергии от 30 марта 2017 года исх. № 06-1/9-4383 (в адрес МУП ГП «Чистая вода», вх. № 21 от 30.03.2017) и исх. № 06-1-1/10-378 (в адрес ПАО «МРСК Центра» в лице ф-ла «Костромаэнерго») в отношении объектов водоснабжения и водоотведения МУП ГП пос. Красное-на-Волге «Чистая вода» по договору энергоснабжения № 664491 от 01.04.2015, в отсутствие подписанных с потребителем актов согласования технологической и аварийной брони, с нарушением порядка введения частичного ограничения потребления электрической энергии в отношении МУП ГП пос. Красное-на-Волге «Чистая вода», установленного законодательством, в том числе Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, результатом которого явилось (может явиться) ущемление прав и законных интересов МУП ГП пос. Красное-на-Волге «Чистая вода» и потребителей оказываемых предприятием коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению, добросовестно их оплачивающих.

К участию в деле в качестве ответчика было привлечено ПАО «Костромская сбытовая компания», в качестве заявителя - филиал публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» - «Костромаэнерго», в качестве заинтересованного лица - МУП ГП «Чистая вода».

В рамках дела ПАО «КСК» пояснило (исх. 03-2/16/16641 от 23.11.2017 г.), что действующее законодательство предоставляет Гарантирующему поставщику право прекращать или ограничивать подачу электрической энергии в случае ее неоплаты потребителем.

В соответствии с п. 18 Правил № 442 в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов) ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.

При отсутствии у такого потребителя акта согласования аварийной брони, величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с настоящими Правилами.

В соответствии с Приложением к Правилам ограничения к потребителям электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям относятся организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов.

Постановлением Региональной службы по тарифам администрации Костромской области от 23.10.2006 № 06/51 «О присвоении статуса гарантирующего поставщика и согласовании границ зон деятельности гарантирующего поставщика» с 2006 года ПАО «Костромская сбытовая компания» присвоен статус гарантирующего поставщика в границах Костромской области.

Потребителями являются организациями, предоставляющими услуги по производству горячей воды, очистке воды, сбору и обработке сточных вод.

Между ПАО «Костромская сбытовая компания» и МУП ГП «Чистая вода» заключен договор энергоснабжения от 01.04.2015 № 6644491 электрической энергии. по условиям которого Гарантирующий поставщик (ПАО «Костромская сбытовая компания») обязуется осуществлять продажу электрической энергии, самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией Потребителей, а Потребители обязуются оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги.

В соответствии с условиями заключенного договора энергоснабжения Гарантирующий поставщик имеет право вводить ограничение режима потребления электрической энергии в случаях и в порядке, предусмотренном действующим законодательством, в том числе в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате электроэнергии.

В нарушение принятых на себя обязательств МУП ГП «Чистая вода» не оплачивалась приобретаемая электрическая энергия, в результате чего у МУП ГП «Чистая вода» перед ПАО «Костромская сбытовая компания» образовалась задолженность в размере, согласно актам сверки от 31.12.2017 г. 2 254 591,08 рублей, от 30.06.2017 г. - 3 212 008,29 рублей. Согласно представленной ПАО «КСК» информации № 03-2/16/8252 от 21.06.2017 г. задолженность МУП ГП «Чистая вода» на 28.03.2017 г. составляет 2 471 446,38 рублей (выписка из картотеки абонента)

В связи с образовавшейся задолженностью перед Гарантирующим поставщиком ПАО «Костромская сбытовая компания» направило в адрес МУП ГП «Чистая вода» уведомление о планируемом введении ограничения подачи электрической энергии до величины, не превышающей 10% максимальной мощности. МУП ГП «Чистая вода» предложено принять меры для безаварийного прекращения технологического процесса и обеспечить безопасность людей и сохранность оборудования в связи с введением ограничения режима потребления.

В связи с тем, что у Потребителей отсутствуют акты согласования аварийной брони, величина, до которой может быть введено ограничение режима потребления электрической энергии, была определена в соответствии с п. 18 Правил № 442.

Распоряжением губернатора Костромской области от 29.07.2016 № 497-р утвержден перечень потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям. При этом губернатором Костромской области МУП ГП «Чистая вода» не было определено в качестве потребителя, ограничение режима потребления электроэнергии которого может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, в связи с чем данное предприятие не было включено в указанный перечень. Таким образом, по мнению ПАО «МРСК-Центра» в отношении МУП ГП «Чистая вода» введение ограничения режима потребления электроэнергии исключительно в порядке, предусмотренном п. 17. 18 Правил №442, не предусмотрено.

Согласно пояснений ПАО «МРСК-Центра» (исх. МР1-КМ/27/3729 от 21.06.2017 г.): «пунктом 7 ст. 38 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» (далее - Федеральный закон № 35-Ф3) определено, что порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями обеспечивает запрет на нарушение прав иных потребителей в связи с вводимым ограничением режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня.

В силу п. 3 Правил № 442 при введении ограничения режима потребления в соответствии с требованиями разделов II и IV Правил № 442 учитывается величина технологической и аварийной брони.

При отсутствии у такого потребителя акта согласования аварийной брони, величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем в размере не менее 10% максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с Правилами № 442 (ред. от 04.02.2017 г. и далее по тексту).

Таким образом, право энергоснабжающей организации на ограничение режима потребления электроэнергии ограничивается необходимостью соблюдения п. 18 раздела II Правил № 442.

В соответствии с п. 2 Приложения «Категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, социальным последствиям», к числу таких потребителей относятся организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, - в отношении этих объектов. Ограничение режима потребления электроэнергии недопустимо в отношении этих объектов.

Распоряжением Губернатора Костромской области от 29 июля 2016 г. № 497-р МУП ГП «Чистая вода» включено в перечень потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.

МУП ГП «Чистая вода» является предприятием, оказывающими услуги по водоснабжению и водоотведению населению и социальным объектам Красносельского муниципального района Костромской области.

Постановлением департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области №15/346 от 24 ноября 2015 г. «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для МУП ГП «Чистая вода» установлены тарифы на питьевую воду и водоотведение на 2016-2018 гг.

Объекты МУП ГП «Чистая вода» скважины № 3 п. Подстанция, ул. Заготскот насосные станции №1, №2, артезианские скважины мкр. (...), п. Птицефабрика участок 32 «а» и очистные сооружения относятся к объектам центрального водоснабжения и (или) канализации, поименованным в п. 2 приложения к Правилам № 442.

В отношении объектов водоснабжения и водоотведения, принадлежащих МУП ГП «Чистая вода», ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, величины аварийной и технологической брони в договоре энергоснабжения от 01 апреля 2015 г. № 6644491 не определены, акты аварийной и технологической брони не согласованы.

Поскольку в договоре от 01 апреля 2015 г. № 6644491 отсутствует согласованный уровень аварийной брони, в соответствии с абзацем 2 п. 18 Правил № 442, величина аварийной брони должна была определяться гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем в размере не менее 10% от максимальной мощности соответствующих объектов.

Однако, ПAO «Костромская сбытовая компания» до момента введения ограничения энергопотребления на объектах водоснабжения и водоотведения, принадлежащих МУП ГП «Чистая вода», не согласовало уровень аварийной брони с ПАО «МРСК-Центра».

31 марта 2017 г. ПАО «Костромская сбытовая компания» письмом исх. № 03- 2/10/4426 в одностороннем порядке определило величину аварийной брони в размере 10% максимальной мощности в отношении указанных объектов МУП ГП «Чистая вода».

В письмах от 06 апреля 2017 г. исх. КМ-85/81, от 11 апреля 2017 г. исх. МР1-КМ/3-1/2037 ПАО «МРСК-Центра» неоднократно обращало внимание ПАО «Костромская сбытовая компания» о необходимости соблюдения действующего законодательства РФ, об отсутствии согласования уровня в размере 10% со стороны Сетевой организации и о невозможности в одностороннем порядке устанавливать уровень аварийной брони в размере не менее 10% от максимальной мощности.

В отсутствие соблюдения процедуры согласования невозможно определить, до какого уровня потребления электроэнергии допустимо ограничивать электроснабжение потребителя, поскольку размер минимальной мощности, необходимой для обеспечения безопасности жизни и здоровья людей и окружающей среды в результате прекращения технологических процессов МУП ГП «Чистая вода», может быть определен либо самим потребителем, либо сетевой организацией, осуществляющей передачу электрической энергии данному потребителю.

В свою очередь, направление со стороны ПАО «Костромская сбытовая компания» в адрес ПАО «МРСК-Центра» заявки от 30 марта 2017 г. исх. №06-1-1/10-378 на ограничение энергоснабжения потребителя МУП ГП «Чистая вода» в условиях отсутствия согласованной брони нарушает порядок введения ограничения на объекты водоснабжения и водоотведения, регламентированный Правилами № 442.

Учитывая, что ограничение энергоснабжения объектов МУП ГП «Чистая вода» при отсутствии согласованного объема аварийной брони может вызвать нарушение прав граждан, ПАО «МРСК-Центра» полагает, что данное ограничение является необоснованным и нарушает п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ.»

Рассмотрев имеющиеся в деле № 04-29/1352 материалы и документы, заслушав представителей сторон по делу, Комиссия Костромского УФАС России установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Также, согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Постановлением Региональной службы по тарифам администрации Костромской области от 23.10.2006 №06/51 «О присвоении статуса гарантирующего поставщика и согласовании границ зон деятельности гарантирующего поставщика» с 2006 года ОАО (ПАО) «КСК» присвоен статус гарантирующего поставщика в границах Костромской области.

В соответствии с пунктом 3.2 Устава ПАО «КСК», утвержденного Протоколом общего собрания акционеров ОАО «КСК» от 26.06.2015 №19, одним из видов деятельности ПАО «КСК» является реализация (продажа) электрической энергии на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности) потребителям (в том числе гражданам).

Согласно аналитическому отчету по результатам анализа конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории Костромской области за 2016 год было установлено, что гарантирующий поставщик ПАО «КСК» занимает доминирующее положение на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории Костромской области с долей участия 72,9%.

Следовательно, в силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, ПАО «КСК» занимает доминирующее положение на розничном рынке электрической энергии на территории Костромской области.

В соответствии с частью 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

В соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее также – Федеральный закон «Об электроэнергетике») Правительством Российской Федерации утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций.

В силу условий ч. 1 ст. 6 Закона N 35-ФЗ общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики являются в том числе: обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики; обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, необходимого для реализации принципов, установленных настоящей статьей, при регламентации применения методов государственного регулирования, в том числе за счет установления их исчерпывающего перечня.

В соответствии с подп. «в», п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (ред. от 27.08.2012) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила предоставления коммунальных услуг гражданам N 354) предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг.

Согласно п. 85 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам N 354 ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается (п. 121 Правил).

Согласно п. 122 Правил действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить, в том числе, к нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

В ст. 1 Закона N 35-ФЗ указано, что названный Федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.

Согласно ст. 38 Закона N 35-ФЗ субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставки и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности) отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

В отношении потребителей, в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению "Категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, социальным последствиям", частичное ограничение режима потребления вводится не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 №442 утверждены основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии.

Согласно действовавшего на момент введения ограничения режима потребления пункта 18 Правил № 442 в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 Правил 442 не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.

Необходимо отметить, что объем минимально необходимых поставок электрической энергии потребителю при возникновении или угрозе возникновения аварийного электроэнергетического режима определяется в акте согласования аварийной и технологической брони, являющемся неотъемлемым приложением к договору энергоснабжения (договору оказания услуг по передаче электрической энергии).

При отсутствии у указанного выше потребителя акта согласования аварийной брони, величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с Правилами № 442.

Согласно пункту 7 Правил № 442 инициатор введения ограничения не позднее чем за 10 дней до заявляемой им даты введения ограничения режима потребления направляет исполнителю уведомление о необходимости введения ограничения режима потребления, содержащее, в том числе, сведения о виде подлежащего введению ограничения режима потребления: частичное ограничение (сокращение уровня потребления электрической энергии (мощности), прекращение подачи электрической энергии потребителю в определенные периоды в течение суток, недели или месяца или ограничение режима потребления в полном объеме по части точек поставок, указанных в договоре, на основании которого осуществляется снабжение электрической энергией потребителя) или полное ограничение (временное прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителю).

Пунктом 17 Правил № 442 предусмотрено, что ответственность перед третьими лицами за убытки, возникшие в связи с введением в соответствии с подпунктом «г» настоящего пункта частичного ограничения режима потребления, за исключением случаев, когда введение ограничения режима потребления признано в установленном порядке необоснованным, несет потребитель, в отношении которого введено такое ограничение.

Как следует из пункта 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 34, 36, 41 Основных положений, необходимым условиям заключения договора энергоснабжения является представление потребителем (покупателем) документов, подтверждающих технологическое присоединение его энергопринимающих устройств в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации. При этом к существенным условиям договора энергоснабжения отнесена величина максимальной мощности энергопринимающих устройств, понятие которой введено в действующее законодательство постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 №442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» и содержится в пункте 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 (далее также – Правила недискриминационного доступа).

В соответсвии с пунктом 13(1) Правил недискриминационного доступа величина максимальной мощности энерго принимающих устройств (объектов электросетевого хозяйства) указывается в документах о технологичском присоединении и определяется либо в процессе технологического присоединения, либо посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, либо в процедуре восстановления (переоформления) документов о технологическом присоединении.

В рассматриваемой ситуации МУП ГП «Чистая вода» оказывает населению пос. Красное-на-Волге Костромской области услуги по водоснабжению и водоотведению, то есть данная организация осуществляет эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и водоотведения населенных пунктов, в соответствии с п. 2 Приложения к Правилам № 442, относится к категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.

Согласно договора энергоснабжения № 6644491 от 01.04.2015 , сторонами которого являются ПАО «КСК» и МУП ГП «Чистая вода», гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией потребителя, а потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги, а также соблюдать режим потребления электрической энергии (мощности). Согласно п. 1.3. договора поставка электрической энергии Потребителю производится до точек технологического присоединения электрических сетей Потребителя к электрическим сетям сетевой организации, установленных в актах разграничения балансовой принадлежности электрических сетей. Разделом 7 Договора определен порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии. Пунктом 7.5 Договора определен порядок ввода ограничения режима потребления категории потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям. Разделом 9 определен срок действия договора. Приложением № 4 к договору указан акт согласования аварийной и технологической брони электроснабжения предприятия (при наличии такового). В указанном договоре данный акт отсутствует.

Согласно акта технологического присоединения, являющегося приложением к договору энергоснабжения № 6644491 от 01.04.2015 электрическая энергия поставляется потребителю до следующих точек поставки:

- ВЛ-10кВ, ТП № 287, Ф 10- 11, ПС110/35/10 «Красное», КТПП, по адресу 157940, Костромская обл. Красносельский р-н, пгт Красное-на-Волге, п. Птицефабрика;

- РУ-0,4кВ, ТП № 1,Ф 10-11. ПС 110/35/10 «Красное», Скважина 3 по адресу- (…) Красное-на-Волге;

- РУ-0,4кВ, ТП № 11, Ф 10- 11, ПС 110/35/10 «Красное», Насосная 1 по адресу 157940, Костромская обл. Красносельский р-н. пгт Красное-на-Волге;

- РУ-0,4кВ, ТП № 11, Ф 10- 11, ПС 110/35/10 «Красное», Насосная 2 по адресу 157940, Костромская обл. Красносельский р-н. пгт Красное-на-Волге;

- ВЛ-0,4кВ, ТП № 51, Ф 10- 06, ПС 110/35/10 «Красное», Скважина по адресу: 157940, Костромская обл, Красносельский р-н., пгт. Красное-на-Волге, ул. Заготскот;

- РУ-0,4кВ, ТП № 269, Ф 10- 11, ПС 110/35/10 «Красное», Очистные сооружения по адресу: 157940, Костромская обл, Красносельский р-н, пгт Красное-на-Волге;

- ВЛ-0,4кВ, ТП № 170, Ф 10- 11, ПС 110/35/10 «Красное», Скважина РЭС по адресу: 157940, Костромская обл. Красносельский р-н, пгт. Красное-на-Волге, ул. Подстанция.

Согласно приложения к уведомлению о введении частичного ограничения режима потребления электрической энергии МУП ГП «Чистая вода» от 30.03.2017 №06-1/9-4383, ограничению потребления электрической энергии подлежат следующие точки поставки:

- ТП № 287 по адресу: 157940, Костромская обл. Красносельский р-н, пгт. Красное-на-Волге, п. Птицефабрика;

- Скважина 3 по адресу: 157940, Костромская обл., Красносельский р-н, пгт. Красное-на-Волге;

- Насосная 1 по адресу: 157940, Костромская обл. Красносельский р-н, пгт. Красное-на-Волге;

- Насосная 2 по адресу: 157940, Костромская обл. Красносельский р-н, пгт. Красное-на-Волге;

- Скважина по адресу: 157940, Костромская обл, Красносельский р-н., пгт. Красное-на-Волге, ул. Заготскот;

- Очистные сооружения по адресу: 157940, Костромская обл, Красносельский р-н, пгт. Красное-на-Волге;

- Скважина по адресу: 157940, Костромская обл. Красносельский р-н, пгт. Красное-на-Волге, ул. Подстанция;

- Артезианская скважина по адресу: 157940, Костромская обл, Красносельский р-н, (…);

- Артезианская скважина по адресу: 157940, Костромская обл, Красносельский р-н, м-н (…);

- Артезианская скважина по адресу: 157940, Костромская обл, Красносельский р-н, пгт. Красное-на-Волге, п. (…).

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) МУП ГП «Чистая вода» осуществляет, в том числе, деятельность по забору, очистке и распределению воды, деятельность по сбору и обработке сточных вод.

Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 24.11.2015 №15/346 «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для МУП ГП «Чистая вода» на 2016 - 2018 годы и о признании утратившим силу постановления департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 21.05.2015 № 15/84» для МУП ГП «Чистая вода» установлены тарифы на питьевую воду и водоотведение. В материалах дела имеется информация о водозаборе МУП ГП пос. Красное-на-Волге «Чистая вода», который состоит из 15 действующих скважин. Таким образом, МУП ГП «Чистая вода» относится к организациям, осуществляющим эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов. Потребителями услуг Предприятия является население пгт Красное-на-Волге, а так же бюджетные и прочие потребители.

Факт отсутствия предприятия в перечне потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, утвержденном Распоряжением Губернатора Костромской области от 29 июля 2016 № 497-р, не влияет на квалификацию нарушения антимонопольного законодательства, так как Предприятие относится к указанной категории потребителей на основании п. 2 приложения к Правилам № 442.

Кроме этого, на запрос Костромского УФАС России ПАО «МРСК-Центра» представлена информация (исх. ИР1-КМ/27/8442 от 08.12.2017), согласно которой в соответствии с Распоряжением Губернатора Костромской области от 29 июля 2016 № 497-р «Об утверждении перечня потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям» в перечень включен потребитель МУП «Красноетеплоэнерго» (строки 341-344). Согласно акта об осуществлении технологического присоединения (оформление при смене собственника) от 22 апреля 2016 г. №1320/2016 А-Ц указанные объекты переданы в аренду МУП ГП «Чистая вода» пос.Красное-на-Волге Костромской области по договору от 25 марта 2015 г.

Электроэнергия, поступающая на объекты водоснабжения и водоотведения является необходимым элементом технологического процесса холодного водоснабжения и водоотведения населения, социальных объектов, учреждений, предприятий, обслуживаемых МУП ГП «Чистая вода». Прекращение подачи электроэнергии на данные объекты исключает возможность обеспечения холодным водоснабжением и водоотведением большинства граждан, своевременно и добросовестно оплачивающих указанные коммунальные услуги, а также социально значимых объектов, что в целом создает угрозу возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, то есть угрозу для жизни и здоровья граждан, причиняет вред публичным интересам и нарушает права неограниченного круга лиц на обеспечение нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами по водоснабжению и водоотведению.

В случае с рассматриваемыми обстоятельствами дела основанием для введения ограничения режима потребления электрической энергии на объектах потребителя послужила задолженность первого перед гарантирующим поставщиком, иных причин для ограничения потребителя электрической энергии не имелось.

Пунктом 17 Правил № 442 предусмотрено, что при наличии у потребителей, кроме указанных в пункте 18 настоящих Правил, акта согласования технологической и (или) аварийной брони, составленного и согласованного в установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике порядке, ограничение режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах втором и третьем подпункта «б», подпункте «д» пункта 2 настоящих Правил, вводится в следующем порядке:

а) инициатор введения ограничения или сетевая организация (если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления) направляет потребителю уведомление о планируемом введении ограничения режима потребления до уровня технологической брони в случае невыполнения потребителем в срок, установленный в уведомлении, требования о погашении задолженности по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, с указанием:

даты предполагаемого введения частичного ограничения режима потребления, которая не может наступить ранее истечения 10 дней со дня получения такого уведомления потребителем, если иной срок для ведения частичного ограничения режима потребления не определен актом согласования технологической и (или) аварийной брони;

даты полного ограничения режима потребления, вводимого в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности после введения частичного ограничения режима потребления.

В указанный в уведомлении срок потребитель обязан выполнить требование о погашении задолженности, а при его невыполнении - принять меры для безаварийного прекращения технологического процесса и обеспечения безопасности людей и сохранности оборудования в связи с введением ограничения режима потребления;

б) инициатор введения ограничения или сетевая организация (если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления) информирует о планируемом ограничении режима потребления помимо потребителя также уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного энергетического надзора, и федерального органа исполнительной власти по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;

в) при невыполнении потребителем требования о погашении задолженности в размере и в срок, установленные в уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления, вводится частичное ограничение режима потребления до уровня технологической брони, а по истечении 5 дней со дня введения частичного ограничения режима потребления до уровня технологической брони, если иной срок не установлен актом согласования технологической и (или) аварийной брони, - до уровня аварийной брони;

г) при невыполнении потребителем в указанный в уведомлении срок действий по самостоятельному частичному ограничению режима потребления до уровня технологической или аварийной брони исполнитель (субисполнитель) не производит действия по ограничению режима потребления и не позднее 1 рабочего дня извещает об этом инициатора введения ограничения, а если ограничение режима потребления вводится субисполнителем, то субисполнитель незамедлительно извещает об этом исполнителя, который не позднее следующих суток обязан известить об этом инициатора введения ограничения.

Инициатор введения ограничения или сетевая организация (если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления) в течение 3 рабочих дней с даты получения указанного в настоящем подпункте извещения повторно уведомляет о планируемой дате введения частичного ограничения режима потребления потребителя, исполнителя, уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного энергетического надзора, и федерального органа исполнительной власти по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Исполнитель (субисполнитель) в указанный в повторном уведомлении срок производит действия по введению частичного ограничения режима потребления в присутствии потребителя (с обязательным незамедлительным уведомлением об этом указанных органов государственной власти в случае отсутствия их представителей), если до указанного в повторном уведомлении срока потребитель не выполнил требования, содержащиеся в первоначальном уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления;

д) если по истечении 5 дней со дня введения частичного ограничения режима потребления до уровня аварийной брони потребителем не будет погашена задолженность в размере, указанном в уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления, может быть введено полное ограничение режима потребления при условии обязательного предварительного уведомления потребителя и указанных в подпункте «г» настоящего пункта органов государственной власти о дате и времени введения полного ограничения режима потребления, но не позднее 1 рабочего дня до даты введения такого ограничения;

е) возобновление подачи электрической энергии осуществляется после добровольного погашения потребителем задолженности в размере, указанном в уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления, либо по соглашению сторон, либо на основании решения суда.

Ответственность перед третьими лицами за убытки, возникшие в связи с введением в соответствии с подпунктом «г» настоящего пункта частичного ограничения режима потребления, за исключением случаев, когда введение ограничения режима потребления признано в установленном порядке необоснованным, несет потребитель, в отношении которого введено такое ограничение. Потребитель, в отношении которого введено полное ограничение режима потребления, в случае, если им не была обеспечена готовность к введению полного ограничения режима потребления, несет ответственность перед третьими лицами за убытки, возникшие в связи с введением в отношении его полного ограничения режима потребления, за исключением случаев, когда введение ограничения режима потребления признано в установленном порядке необоснованным.

Так же пункт 17 Правил № 442 указывает, что при отсутствии у потребителя акта согласования технологической и (или) аварийной брони, составленного и согласованного в установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике порядке, ограничение режима потребления в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением таким потребителем своих обязательств либо в связи с прекращением обязательств сторон по договору вводится в соответствии с пунктом 15 или 16 настоящих Правил, вплоть до полного ограничения режима потребления. В этом случае потребитель, у которого отсутствует акт согласования аварийной и (или) технологической брони, несет ответственность, в том числе перед третьими лицами, за последствия, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с настоящими Правилами.

Согласно пункта 15 Правил № 442 введение ограничения режима потребления осуществляется в следующем порядке:

а) обязательное предварительное письменное уведомление потребителя о планируемом введении ограничения режима потребления (подписывается инициатором введения ограничения или сетевой организацией, если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления, и вручается потребителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, если иной способ уведомления не предусмотрен договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) с указанием:

размера задолженности по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям;

даты предполагаемого введения частичного ограничения режима потребления, которая не может наступить ранее истечения 10 дней со дня получения уведомления потребителем;

даты полного ограничения режима потребления, подлежащего введению в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности в указанном в уведомлении размере после введения частичного ограничения;

Ввиду отсутствия у МУП ГП «Чистая вода» акта согласования аварийной брони, ПАО «Костромская сбытовая компания» направило уведомления о планируемом ограничении подачи электрической энергии в отношении точек подключения МУП ГП «Чистая вода». Указанная информация была направлена как в адрес МУП ГП «Чистая вода», так и в адрес ПАО «МРСК Центра» (уведомления от 30.03.2017 №06-1/9-4383 и от 30.03.2017 г. исх. № 06-1-1/10-378 соответственно).

В нарушении положений правил № 442 в уведомлении ПАО «КСК» от 30.03.2017 №06-1/9-4383 МУП ГП «Чистая вода» не указан конкретный уровень самостоятельного частичного ограничения потребления электрической энергии и период действия самостоятельного частичного ограничения (с указанием даты и времени).

ПАО «КСК» в уведомлении от 30.03.2017 №06-1/9-4383 указывает о том, что «необходимо самостоятельно частично ограничить потребление энергоресурсов (сократить уровень потребления электрической энергии (мощности) с 10 час. 00 мин. 11.04.2017. Если по истечении пяти дней со дня введения частичного ограничения режима потребления не будет погашена задолженность, то в связи с отсутствием акта согласования аварийной брони МУП ГП «Чистая вода» необходимо ввести ограничение режима потребления электроэнергии объектов энергоснабжения по договору энергоснабжения от 01.04.2015 № 6644491 с 10 час. 00 мин. 18.04.2017 до величины, указанной в Приложении к настоящему Уведомлению (не превышающей 10 процентов максимальной мощности)». В приложении к уведомлению от 30.03.2017 №06-1/9-4383 ПАО «КСК» указало конкретную величину аварийной брони в размере 10 % максимальной мощности объектов энергоснабжения по всем точкам подключения, а именно:

- ТП № 287 по адресу: 157940, Костромская обл. Красносельский р-н, пгт. (…);

- Скважина 3 по адресу: 157940, Костромская обл., Красносельский р-н, пгт. Красное-на-Волге;

- Насосная 1 по адресу: 157940, Костромская обл. Красносельский р-н, пгт. Красное-на-Волге;

- Насосная 2 по адресу: 157940, Костромская обл. Красносельский р-н, пгт. Красное-на-Волге;

- Скважина по адресу: 157940, Костромская обл, Красносельский р-н., пгт. Красное-на-Волге, ул. Заготскот;

- Очистные сооружения по адресу: 157940, Костромская обл, Красносельский р-н, пгт. Красное-на-Волге;

- Скважина по адресу: 157940, Костромская обл. Красносельский р-н, пгт. Красное-на-Волге, (…);

- Артезианская скважина по адресу: 157940, Костромская обл, Красносельский р-н, (…);

- Артезианская скважина по адресу: 157940, Костромская обл, Красносельский р-н, м-н (…);

- Артезианская скважина по адресу: 157940, Костромская обл, Красносельский р-н, пгт. Красное-на-Волге, п(…).

В письме ПАО «КСК» от 31 марта 2017 г. № 03-2/10/4426 в адрес ПАО «МРСК Центра», ссылаясь на отсутствие акта согласования аварийной брони с МУП ГП «Чистая вода», определяет величину аварийной брони у потребителя в размере не менее 10% максимальной мощности и в приложении к данному уведомлению устанавливает величину аварийной брони в размере 10 % максимальной мощности объектов энергоснабжения по всем точкам подключения.

В свою очередь ПАО «МРСК Центра» в своем письме от 06 апреля 2017 г. исх. КМ-85/81 директору МУП ГП «Чистая вода» просит произвести самостоятельное частичное ограничение и снизить потребление электрической энергии, а так же сообщает о том, что ПАО «КСК» установило величину аварийной брони без согласования с ПАО «МРСК Центра» и без согласования с потребителем, и считает, что снижение нагрузки потребления электрической энергии до уровня аварийной брони не позволит МУП ГП «Чистая вода» выполнять свои функции по предоставлению жилищно-коммунальных услуг.

ПАО «МРСК Центра» в письме от 11.04.2017 г. № МР1-КМ/3-1/2037 в адрес ОАО «УК Русэнергокапитал» указывает на то, что считает определение величины аварийной брони у МУП ГП «Чистая вода» в размере не менее 10% максимальной мощности объектов МУП ГП «Чистая вода» не применимым, снижение нагрузки потребления электрической энергии до минимального допустимого законодательством уровня не позволит МУП ГП «Чистая вода» выполнять свои функции по предоставлению жилищно-коммунальных услуг.

В письме от 04.05.2017 №04-4/3/5872 ПАО «КСК» предлагает ПАО «МРСК Центра» определить иную величину аварийной брони. ПАО «МРСК Центра» в ответе от 16.05.2017 г. № МР1-КМ/3-1/2798 предлагает ПАО «КСК» в вопросе определения уровня аварийной брони инициировать привлечение Потребителя электрической энергии.

Как установлено материалами дела (пояснения ПАО «МРСК Центра» № МР1-КМ/27/3729 от 21.06.2017 г.) подача электрической энергии ограничена не была в виду того, что полная остановка технологического процесса по любому из приведенных объектов в ходе ограничения потребления электроэнергии до предполагаемого уровня (равному 10 % максимальной мощности) приведет, исходя из существующей схемы технологического присоединения, к нарушению прав неограниченного количества лиц, поскольку не может обеспечить безопасного для жизни и здоровья людей, а также окружающей среды состояния. Переписка, имеющаяся в материалах дела №04-29/1352 свидетельствует о не согласии ПАО «МРСК Центра» с ПАО «КСК» об установлении гарантирующим поставщиком в одностороннем порядке величины в размере 10% максимальной мощности соответствующих объектов МУП ГП «Чистая вода» и содержит отказ ПАО «МРСК Центра» в согласовании данной величины.

Однако, вне зависимости от того, что фактического ограничения подачи электрической энергии в отношении объектов водоснабжения и водоотведения не происходило, описанные выше обстоятельства свидетельствуют о создании реальной угрозы ущемления интересов контрагента ПАО «КСК» по договору энергоснабжения и неопределенного круга граждан – конечных потребителей коммунальных услуг, добросовестно оплачивающих услуги МУП ГП «Чистая вода», что является необходимым и достаточным условием для признания ПАО «КСК» злоупотребившим своим доминирующим положением на товарном рынке.

Данный вывод подтверждается судебной практикой (Постановление по Делу № А31-11608/2014 Арбитражного суда Волго-Вятского округа), согласно которой само по себе отсутствие согласованной величины аварийной брони не свидетельствует о возможности введения Обществом ограничения режима потребления электрической энергии. Верховный Суд Российской Федерации по данному делу отказал ПАО «КСК» в передаче кассационной жалобы для рассмотрения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Согласно п. 18 Правил № 442, в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.

Из указанной выше нормы следует, что при отсутствии у потребителей акта согласования аварийной брони для целей введения ограничения режима потребления, величины аварийной брони определяются именно гарантирующим поставщиком применительно к конкретным условиям деятельности того или иного потребителя. При этом величина в 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов является минимальной величиной аварийной брони и не может быть истолкована как уровень брони, до которого сетевая организация должна ввести ограничение режима потребления электрической энергии при не определении гарантирующим поставщиком конкретной величины аварийной брони в отношении потребителя.

Поскольку в рассматриваемом случае ПАО «МРСК Центра» не сообщило ПАО «КСК» и не согласовало величину аварийной брони в отношении объектов МУП ГП «Чистая вода», указанных в от 30.03.2017 №06-1/9-4383, ПАО «КСК» не могло ввести в отношении этих объектов ограничение режима потреблении (аналогичная позиция содержится в Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 19.12.2014 г. № Ф09-8813/44)

В связи с отсутствием у МУП ГП «Чистая вода» акта согласования аварийной брони, составленного в соответствии с установленным порядком, с учетом п. 18 Правил № 442, ПАО «КСК» обязано было определить величину аварийной брони по согласованию с сетевой организацией в размере не менее 10 % максимальной мощности. Из этого следует, что величина аварийной брони должна была быть определена по согласованию с ПАО «МРСК Центра» в конкретном размере, но не менее 10 % максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, до направления уведомления о введении режима ограничения потребления, в том числе в отношении самостоятельного частичного ограничения режима потребления, причем период действия самоограничения для потребителя должен быть конкретно определен начальным и конечным периодом времени.

В нарушении указанных требований Правил № 442 ПАО «КСК» направило уведомление от 30.03.2017 №06-1/9-4383 (в адрес МУП ГП «Чистая вода») с указанием величины аварийной брони до согласования уровня аварийной брони с ПАО «МРСК Центра», в размере, указанной в Приложении к Уведомлению (не превышающей 10 процентов максимальной мощности)». В приложении к уведомлению ПАО «КСК» указало конкретную величину аварийной брони в размере 10 % максимальной мощности объектов энергоснабжения по всем точкам подключения. При этом в отношении периода самостоятельного частичного ограничения потребления энергоресурсов в уведомлении не указана конкретная величина аварийной брони и не указан конкретный размер самостоятельного частичного ограничения потребления энергоресурсов.

Такие действия ПАО «КСК» прямо противоречат Правилам № 442, создают неопределенность в порядке действий потребителя в части их исполнения, а учитывая не принятие таких действий, ущемляет права предприятия и конечных потребителей МУП ГП «Чистая вода».

Обстоятельства дела в хронологической последовательности свидетельствуют о том, что величина аварийной брони в размере 10% максимальной мощности соответствующих объектов МУП ГП «Чистая вода» установлена ПАО «КСК» в одностороннем порядке.

Согласно договора электроснабжения от 01.04.2015 № 6644491 МУП ГП «Чистая вода» имеет 3 категорию надежности электроснабжения, присвоенную ему по соглашению сторон. Технологическое присоединение по третьей категории надежности характеризуется наличием одного источника электроснабжения и не подразумевает резервного источника питания. (Характеристики категорий надежности даны в Правилах устройства электроустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики РФ от 8 июля 2002 г. N 204). Следовательно, прекращение и ограничение подачи электроэнергии на данные объекты исключает возможность обеспечения холодным водоснабжением и водоотведением большинства граждан, своевременно и добросовестно оплачивающих указанные коммунальные услуги, а также социально значимых объектов, что в целом создает угрозу возникновения и распространения различного рода заболеваний, то есть угрозу для жизни и здоровья граждан, причиняет вред публичным интересам и нарушает права неограниченного круга лиц на обеспечение нормативного уровня и режима обеспечения населения Красносельского района (согласно точек подключения) коммунальными услугами по водоснабжению).

Доказательств отсутствия указанной угрозы с учетом обстоятельств дела ПАО «КСК» не представлено. Аналогичная позиция отражена в Решении арбитражного суда Вологодской области по делу № А13-1943/2014. Подтверждена Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014, Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.05.2015, Верховным судом Российской Федерации.

Вышеизложенное подтверждает вывод Комиссии о том, что МУП ГП «Чистая вода» на основании Приложения к Правилам № 442 относится к числу организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов и имеет статус организаций, ограничение режима потребления электрической энергии, которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям является обоснованным.

В силу пункта 18 Правил № 442 в отношении вышеназванной категории потребителей частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 этих же Правил не ниже уровня аварийной брони; введение в отношении них ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.

Из вышеназванных норм Правил № 442 и пункта 53 Основных положений следует, что уведомление, направленное ПАО «КСК» в адрес потребителю, имеющего статус организации, ограничение режима потребления электрической энергии, которого может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, не допустимо в силу пункта 2 Приложения к Правилам № 442 и пунктов 17, 18 названных Правил. Данная позиция подтверждена Решением арбитражного суда Вологодской области по делу № А13-1943/2014. Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Арбитражным судом Северо-Западного округа постановлением от 29.05.2015 судебные акты оставил без изменения. Верховный суд отказал в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 20 Закона № 35-ФЗ установлено, что основными принципами государственного регулирования и контроля в электроэнергетике являются, в том числе обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защита их прав, ограничение монополистической деятельности отдельных субъектов электроэнергетики.

В силу пункта 1 статьи 10 ГК РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Между тем, реализация Обществом права была осуществлена без соблюдения общих норм действующего законодательства в пределах осуществления гражданских прав, включая нормы о недопустимости злоупотребления доминирующим положением.

Несмотря на то, что в нормах гражданского законодательства не установлено преимущества одних способов защиты гражданских прав перед другими, Общество, защищая свое право на получение оплаты за поставленную электрическую энергию, применило такой способ самозащиты права, который привел бы (мог привести) к угрозе ущемления прав и законных интересов другого хозяйствующего субъекта и граждан – конечных потребителей, добросовестно оплачивающих предоставленные им услуги по водоснабжению и водоотведению.

Такие действия в силу пункта 1 статьи 10 ГК РФ следует квалифицировать в качестве злоупотребления правом.

Рассмотрение обстоятельств дела указывают на то, что для защиты своих имущественных прав ПАО «КСК» реализовало ненадлежащий способ защиты, Общество имело возможность использовать иные предусмотренные законом способы, не ущемляющие интересы иных лиц, в частности, право на взыскание с МУП ГП «Чистая вода» имеющейся задолженности в судебном порядке.

Аналогичная позиция изложена в Постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции по Делу N А31-9247/2016: в частности: «реализация Обществом права была осуществлена без соблюдения общих норм действующего законодательства в пределах осуществления гражданских прав, включая нормы о недопустимости злоупотребления доминирующим положением. Несмотря на то, что в нормах гражданского законодательства не установлено преимущества одних способов защиты гражданских прав перед другими, Общество, защищая свое право на получение оплаты за поставленную электрическую энергию, применило такой способ самозащиты права, который привел к угрозе ущемления прав и законных интересов другого хозяйствующего субъекта и граждан- конечных потребителей, добросовестно оплачивающих предоставленные им услуги по водоснабжению и водоотведению. Такие действия в силу пункта 1 статьи 10 ГК РФ следует квалифицировать в качестве злоупотребления правом. Кроме того, для защиты своих имущественных прав ПАО «КСК» имело возможность использовать иные предусмотренные законом способы, не ущемляющие интересы иных лиц, в частности, право на взыскание имеющейся задолженности в судебном порядке. В связи с вышеизложенным следует признать, что действия ПАО «КСК» не были соразмерны нарушению условий договора со стороны контрагента, выходили за пределы действий, необходимых для пресечения нарушения права, и правомерно признаны антимонопольным органом злоупотреблением доминирующим положением на соответствующем товарном рынке.»

Согласно уведомления ПАО «КСК» о планируемом введении ограничения подачи электрической энергии от 30.03.2017 г. № 06- 1/9-4383 задолженность МУП ГП «Чистая вода» за потребленную электрическую энергию составляет 2471446,38 руб. В рамках рассматриваемого дела наличие задолженности по договорам энергоснабжения у МУП ГП «Чистая вода» перед ПАО «Костромская сбытовая компания» подтверждается актами сверки на 31.12.2016 г. и на 30.06.2017 г. заверенные подписями должностных лиц (Письмо ПАО «КСК» от 09.08.2017 г. № 03-2/16/11403) и выпиской из картотеки абонента, представленной письмом ПАО «КСК» от 21.06.2017 г. № 03-2/16/8252.

Таким образом, при обстоятельствах, рассматриваемых в деле, ПАО «КСК» реализовывая такой способ защиты по взысканию задолженности, как направление уведомления свидетельствует о злоупотреблении доминирующим положением.

Согласно представленных в дело доказательств невозможно определить, что установленная ПАО «КСК» величина аварийной брони исключала бы возникновение угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности, а так же нарушение прав потребителей оказываемых предприятием коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению, добросовестно их оплачивающих

Материалами дела подтверждается, что обращение по согласованию гарантирующим поставщиком (ПАО «КСК») величины аварийной брони в отношении МУП ГП «Чистая вода» последовало после направления уведомлений о введении ограничения потребления электроэнергии в адрес потребителя (уведомление от 30.03.2017 №06-1/9-4383 МУП ГП «Чистая вода») и сетевой организации (уведомление от 31.03.2017 №03-2/10/4426 ПАО «МРСК Центра» в лице филиала «Костромаэнерго»), а само согласование уровня аварийной брони ПАО «МРСК Центра» и ПАО «Костромская сбытовая компания» отсутствует.

Переписка ПАО «МРСК Центра» с ПАО «КСК» подтверждает, что в период действия уведомления о введении ограничения подачи электрической энергии у ПАО «КСК» имелась информация о том, что величина в размере 10% максимальной мощности соответствующих объектов энергоснабжения является недопустимой для потребителей электрической энергии МУП ГП «Чистая вода». В рамках рассмотрения дела установлено, что уведомление о введении ограничения потребления электроэнергии ПАО «КСК» не отзывалось.

В связи с вышеизложенным, Комиссией Костромского УФАС России установлено, что в отсутствие у МУП ГП «Чистая вода» акта согласования аварийной брони, ПАО «КСК» определило указанную величину в размере 10% максимальной мощности соответствующих объектов энергоснабжения самостоятельно, без учета угрозы ущемления интересов Заявителя и неопределенного круга граждан-конечных потребителей коммунальных услуг, добросовестно оплачивающих услуги, на основании задолженности. Указанная информация была направлена как в адрес МУП ГП «Чистая вода», так и в адрес ПАО «МРСК Центра» (уведомления от 30.03.2017 №06-1/9-4383 и от 30.03.2017 г. исх. № 06-1-1/10-378 соответственно). При этом, как указано выше, текст уведомления не содержит всей необходимой информации для его исполнения.

С учетом представленных в дело доказательств, невозможно определить, до какого уровня потребления электроэнергии допустимо ограничивать электроснабжение точек подключения МУП ГП «Чистая вода», а именно: ТП № 287 по адресу: 157940, Костромская обл. Красносельский р-н, пгт. Красное-на-Волге, п. Птицефабрика; Скважина 3 по адресу: 157940, Костромская обл., Красносельский р-н, пгт. Красное-на-Волге; Насосная 1 по адресу: 157940, Костромская обл. Красносельский р-н, пгт. Красное-на-Волге; Насосная 2 по адресу: 157940, Костромская обл. Красносельский р-н, пгт. Красное-на-Волге; Скважина по адресу: 157940, Костромская обл, Красносельский р-н., пгт. Красное-на-Волге, ул. Заготскот; Очистные сооружения по адресу: 157940, Костромская обл, Красносельский р-н, пгт. Красное-на-Волге; Скважина по адресу: 157940, Костромская обл. Красносельский р-н, пгт. Красное-на-Волге, ул. Подстанция; Артезианская скважина по адресу: 157940, Костромская обл, Красносельский р-н, м-н (..); Артезианская скважина по адресу: 157940, Костромская обл, Красносельский р-н, м-н (….); Артезианская скважина по адресу: 157940, Костромская обл, Красносельский р-н, пгт. Красное-на-Волге, п. (…)., поскольку размер потребляемой мощности, необходимой для обеспечения безопасности жизни и здоровья людей и окружающей среды у МУП ГП «Чистая вода» может быть определен либо самим потребителем, либо сетевой организацией, осуществляющей передачу электрической энергии данному потребителю.

Согласно части 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции, лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

Руководствуясь данной правовой нормой, ПАО «КСК» представлены возражения на заключение Комиссии по делу № 04-29/1352.

Указанные возражения и пояснения оценены Комиссией в соответствии со ст. 45.1 Закона о защите конкуренции и не влияют на квалификацию дела, так как ПАО «КСК» в отсутствие подписанных с потребителем актов согласования технологической и аварийной брони, согласования уровня аварийной брони с ПАО «МРСК Центра» направило уведомление о введении частичного ограничения режима потребления электрической энергии. Данные обстоятельства свидетельствует о создании реальной угрозы ущемления интересов МУП ГП «Чистая вода» и неопределенного круга граждан-конечных потребителей коммунальных услуг, добросовестно оплачивающих услуги Заявителя. В направленном в адрес потребителя уведомлении не был указан конкретный уровень самостоятельного частичного ограничения потребления электрической энергии и период действия самостоятельного частичного ограничения (с указанием конкретной даты и времени); в отсутствие у МУП ГП «Чистая вода» акта согласования аварийной брони, ПАО «КСК» определило указанную величину в размере 10% максимальной мощности; для защиты своих имущественных прав ПАО «КСК» имело возможность использовать иные предусмотренные законом способы, не ущемляющие интересы иных лиц, в частности, право на взыскание с МУП ГП «Чистая вода» имеющейся задолженности в судебном порядке.

На основании изложенного в действиях ПАО «КСК» установлены нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся:

в необоснованных действиях ПАО «КСК» по направлению уведомления о введении частичного ограничения режима потребления электрической энергии от 30 марта 2017 года исх. № 06-1/9-4383 (в адрес МУП ГП «Чистая вода», вх. № 21 от 30.03.2017) и от 30.03.2017 г. исх. № 06-1-1/10-378 (в адрес ПАО «МРСК Центра» в лице ф-ла «Костромаэнерго») в отношении объектов водоснабжения и водоотведения МУП ГП пос. Красное-на-Волге «Чистая вода» по договору энергоснабжения № 6644491 от 01.04.2015,

в отсутствие подписанных с потребителем актов согласования технологической и аварийной брони,

с нарушением порядка введения частичного ограничения потребления электрической энергии в отношении МУП ГП пос. Красное-на-Волге «Чистая вода», установленного законодательством, в том числе Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442,

результатом которого явилось (может явиться) ущемление прав и законных интересов МУП ГП пос. Красное-на-Волге «Чистая вода» и потребителей оказываемых предприятием коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению, добросовестно их оплачивающих.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать факт нарушения публичным акционерным обществом «Костромская сбытовая компания» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованных действиях ПАО «КСК» по направлению уведомления о введении частичного ограничения режима потребления электрической энергии от 30 марта 2017 года исх. № 06-1/9-4383 (в адрес МУП ГП «Чистая вода», вх. № 21 от 30.03.2017) и от 30.03.2017 г. исх. № 06-1-1/10-378 (в адрес ПАО «МРСК Центра» в лице ф-ла «Костромаэнерго») в отношении объектов водоснабжения и водоотведения МУП ГП пос. Красное-на-Волге «Чистая вода» по договору энергоснабжения № 6644491 от 01.04.2015,

в отсутствие подписанных с потребителем актов согласования технологической и аварийной брони,

с нарушением порядка введения частичного ограничения потребления электрической энергии в отношении МУП ГП пос. Красное-на-Волге «Чистая вода», установленного законодательством, в том числе Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442,

результатом которого явилось (может явиться) ущемление прав и законных интересов МУП ГП пос. Красное-на-Волге «Чистая вода» и потребителей оказываемых предприятием коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению, добросовестно их оплачивающих.

2. Выдать публичному акционерному обществу «Костромская сбытовая компания» предписание о прекращении установленного по настоящему делу нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Костромского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленному факту нарушения антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Председатель Комиссии

М.В. Радаева

Члены Комиссии:

Ю.А. Макарова

О.Е. Малов