Решение б/н Решение по делу № 07-09/09 от 09.10.2015 года в отношении Не... от 22 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Дата оглашения решения: 09.10.2015 г.

Дата изготовления решения: 20.10.2015                                                         г. Кострома

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии  - <***>, руководитель управления,

Члены Комиссии: <***>, главный специалист-эксперт управления, <***>, специалист-эксперт отдела контроля в сфере закупок, торговли и рекламы,

рассмотрев материалы дела №07-09/09 по признакам нарушения  Некоммерческой организацией Кредитный потребительский кооператив «Народная финансовая компания» (ИНН 4401153763, ОГРН 1144401006716, г. Кострома, ул. Ленина, д. 10, офис 65, 156000) (далее – НО КПК «НФК») ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), в присутствии представителя НО КПК «НФК» <***> (по доверенности),

в отсутствие заявителя, уведомленного надлежащим образом,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Костромским УФАС России (далее - Управление) в ходе рассмотрения заявления гр. <***> (вх. №996 от 16.03.2015 г.) было установлено следующее: в номере 3(639) от 30 января 2015 года еженедельной рекламной газеты «Костромская ярмарка» на стр. №13 Некоммерческой организацией кредитный потребительский кооператив «Народная финансовая компания» был размещен рекламный модуль с текстовым содержанием «НФК Народная финансовая компания кредитный потребительский кооператив. Ленина, 10. [4942]499-575. Акция с 1.12.14 по 31.01.15 20% 18 месяцев; 17% 9 месяцев; 15% 6 месяцев. Условия проведения акции. Заключается договор займа. На все договоры, заключенные в период проведения акции, действует следующие условия: минимальная сумма принимаемых личных сбережений 15 000 рублей. Проценты выплачиваются по окончании срока договора. Частичное снятие не предусмотрено. Ежемесячной капитализации нет, при заключении договора на 18 месяцев – 20% годовых, на 9 месяцев – 17% годовых, на 6 месяцев – 15% годовых. Полные подробные условия проведения акции по телефону 499-575. Реклама. Не является офертой. НО КПК «Народная финансовая компания». Является членом НП СРО «Содействие». Свидетельство в реестре №310 от 20.10.2014».

Согласно ответа газеты «Костромская ярмарка» на запрос Управления данный модуль размещен НО КПК «НФК» согласно договора №81 на оказание рекламных услуг (изготовление, размещение и распространение рекламных материалов) от 12.01.2015 г.

В соответствии с п.  1  ст.  3  Закона о рекламе реклама – информация,  распространенная любым способом,  в любой форме и с использованием любых средств,  адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования,  формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Таким образом, квалифицирующими признаками рекламы являются:

-  информативный характер;

- направленность от субъекта рекламного сообщения к адресату - неопределенному кругу лиц;

- цель рекламного сообщения - привлечение внимания к объекту рекламирования с целью его продвижения на рынке.

Вышеуказанная информация содержит все правовые признаки рекламы:

- распространена при помощи средства массовой информации,  а именно в газете «Костромская ярмарка» №3(639) от 30 января 2015;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования: НО КПК «НФК» и его услугах по привлечению личных сбережений граждан.

Согласно п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Исходя из определения, данного в Законе о рекламе НО КПК «НФК» выступает рекламодателем как лицо определившее объект рекламирования и содержания рекламного модуля, размещенного на страницах газеты с целью привлечения внимания к оказываемым услугам.

 

Согласно данным из ЕГРЮЛ, место нахождения НО КПК «НФК», рекламодателя рассматриваемой рекламы: 156000, г. Кострома, ул. Ленина, д. 10, офис 65, ИНН 4401153763, ОГРН 1144401006716.

23.09.2015 года в отношении НО КПК «НФК» вынесено определение о возбуждении дела №07-09/09 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Рассмотрение дела назначено на 09.10.2015 года на 10 часов 00 минут.

НО КПК «НФК» был привлечен к участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, поскольку он выступает в роли рекламодателя.

 

Согласно объяснениям представителя НО КПК «НФК», присутствующего на рассмотрении дела 09.10.2015 года и документам, представленным в дело, следует:

- Некоммерческая организация Кредитный потребительский кооператив «Народная финансовая компания» (далее – Кооператив) зарегистрирован в качестве юридического лица 05.08.2014 г. за основным государственным регистрационным номером 1144401006716 Инспекцией ФНС по г. Костроме;

- НО КПК «НФК» согласно Закона «О потребительском кредите (займе)» осуществляет профессиональную деятельность в сфере кредитной кооперации, следовательно имеет право размещать свою рекламу;

- Директором Кооператива является <***> (протокол №* решения общего собрания пайщиков НО КПК «НФК» от <***> г., трудовой договор от <***> года);

- Директор НО КПК «НФК» является единоличным исполнительным органом Кооператива (п. 1.1. Положения о директоре в НО КПК «НФК», утвержденного <***> г.);

- К компетенции директора Кооператива относится руководство текущей деятельностью Кооператива (п. 3.1. Положения о директоре в НО КПК «НФК», утвержденного <***> г.)

- Кооператив привлекает личные сбережения своих членов на основании договора о передаче личных сбережений члена НО КПК «НФК» (положение о порядке и об условиях привлечения личных сбережений пайщиков НО КПК «НФК» от <***> г.);

- Членство в кооперативе возникает на основании решения Правления кооператива со дня внесения соответствующей записи в реестр членов кооператива. Такая запись в реестр членов кооператива вносится после оплаты минимального паевого и вступительного взноса (п. 6.3 Устава НО КПК «НФК» от <***> г.);

- Размер паевого взноса составляет 100 рублей, размер вступительного взноса составляет 100 рублей (п. 9.3 и п. 9.2. Устава НО КПК «НФК» от <***> г. соответственно);

-  НО КПК «НФК» рассматриваемую рекламу размещал;

- рассматриваемый рекламный модуль публиковался в газете 30.01.2015, согласно копии имеющейся в материалах дела согласованной заявки на размещение рекламного модуля от 26.01.2015 года;

- оказанные газетой в январе 2015 года услуги кооперативом были приняты без претензий по объему, качеству и срокам, о чем свидетельствует копия акта выполненных работ №* от <***> г.

 

Комиссия, рассмотрев материалы дела, пришла к следующим выводам.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятия (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Объектами рекламирования в рассматриваемой рекламе является НО КПК «НФК» и его услуги по привлечению личных сбережений граждан.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Из смысла текста доступного для потребителей рассматриваемой рекламы следует, что Некоммерческая организация кредитный потребительский кооператив «Народная финансовая компания» оказывает финансовые услуги (прием у неопределенного круга лиц личных сбережений под проценты путем оформления договора займа) без вступления в кооператив и уплаты обязательного паевого взноса.

Однако,  часть 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2009 №190-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О кредитной кооперации» (далее – Закон о кредитной кооперации) устанавливает: кредитный кооператив является некоммерческой организацией. Деятельность кредитного кооператива состоит в организации финансовой взаимопомощи членов кредитного кооператива (пайщиков) посредством:

1) объединения паенакоплений (паев) и привлечения денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков) и иных денежных средств в порядке, определенном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и уставом кредитного кооператива;

2) размещения указанных в пункте 1 настоящей части денежных средств путем предоставления займов членам кредитного кооператива (пайщикам) для удовлетворения их финансовых потребностей.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона о кредитной кооперации Кредитный кооператив не вправе предоставлять займы лицам, не являющимся членами кредитного кооператива (пайщиками).

Частями 2 и 3 ст. 11 Закона о кредитной кооперации определено, что заявление о приеме в члены кредитного кооператива (пайщики) подается в письменной форме в правление кредитного кооператива. В указанном заявлении должно содержаться обязательство соблюдать устав кредитного кооператива. Членство в кредитном кооперативе возникает на основании решения правления кредитного кооператива со дня внесения соответствующей записи в реестр членов кредитного кооператива (пайщиков). Такая запись в реестр членов кредитного кооператива (пайщиков) вносится после уплаты обязательного паевого взноса, а также после уплаты вступительного взноса в случае, если внесение вступительного взноса предусмотрено уставом кредитного кооператива.

Из смысла ч. 1 ст. 4 Закона о кредитной кооперации вытекает, что кредитный кооператив привлекает денежные средства своих членов на основании:

Договоров займа, заключаемых с юридическими лицами;
Договоров передачи личных сбережений, заключаемых с физическими лицами.

Таким образом, Некоммерческая организация Кредитный потребительский кооператив «Народная финансовая компания» может привлекать денежные средства только членов кооператива – пайщиков путем заключения договоров передачи личных сбережений.

Отсутствие информации является препятствием к осуществлению законных прав потребителя. Поэтому Закон о рекламе прямо требует обеспечения потребителей информацией, которая необходима для реализации предоставленных возможностей.

Заявление представителя НО КПК «НФК» о том, что из смысла организационно-правовой формы (кредитный потребительский кооператив) следует необходимость членства в кооперативе, противоречит действующему законодательству.

Так, согласно Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», рассматривая дела о привлечении лиц к ответственности за размещение рекламы, в которой отсутствует часть необходимой информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования надлежит учитывать следующее: оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

В соответствии со статьей 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 13.07.2015) «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Право на предоставление информации о товаре (работе или услуге) является одним из важнейших прав потребителя, причем потребитель должен обладать ею еще до заключения договора, поскольку именно это позволяет ему сделать правильный компетентный выбор соответствующего товара (работы или услуги) на рынке.

На основании вышеизложенного, рекламодатель при размещении рассматриваемой рекламы не указал часть существенной информации о рекламируемой услуге (воспользоваться рекламируемыми услугами могут только те лица, которые станут членами кооператива либо лица, уже фактически являющиеся таковыми с уплатой обязательных взносов), в связи с чем потребители были лишены возможности получения указанной информации, что приводит к искажению смысла информации, тем самым нарушил требования ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, согласно которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемой товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

 

Согласно п. 2 ч. 3 ст. 5 недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

В рекламном модуле внимание потребителей привлекается к оказанию кооперативом услуг по приему личных сбережений от граждан на основании заключения договора займа.

Согласно статьи 807 Гражданского кодекса российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.

Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей.

Заемщик - юридическое лицо вправе привлекать денежные средства граждан в виде займа под проценты путем публичной оферты либо предложения делать оферту, направленному неопределенному кругу лиц, если законом ему предоставлено право на привлечение денежных средств граждан.

Законом определено, что кредитный потребительский кооператив имеет право привлекать личные сбережения своих членов, однако, статья 4 Закона о кредитной кооперации устанавливает, что кредитный кооператив привлекает денежные средства своих членов на основании договоров передачи личных сбережений, заключаемых с физическими лицами.

Статьей 30 Закона о кредитной кооперации определено, что кредитные кооперативы, членами которых являются физические лица, вправе привлекать денежные средства указанных лиц на основании договора передачи личных сбережений. Условия договора передачи личных сбережений определяются положением о порядке и об условиях привлечения денежных средств членов кредитного кооператива (п. 2.1 Положения о порядке и об условиях привлечения личных сбережений пайщиков НО КПК «НФК» от <***> г.).

Одновременно, указание в размещенном рекламном модуле на то, что данное рекламное сообщение не является публичной офертой, вводит возможного потребителя в заблуждение относительно природы оказываемых услуг.

Таким образом, размещенный рекламный модуль, нарушает требования п. 2 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, так как содержит не соответствующие действительности сведения о природе рекламируемых (оказываемых) услуг, соответственно является недостоверной.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных п. 2 ч. 3, ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе несет рекламодатель – Некоммерческая организация Кредитный потребительский кооператив «Народная финансовая компания».

В соответствии с ч. 4 ст. 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателем законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе», и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

           

РЕШИЛА:

 

Признать ненадлежащей рекламу Некоммерческой организации Кредитный потребительский кооператив «Народная финансовая компания» (ИНН 4401153763, ОГРН 1144401006716, г. Кострома, ул. Ленина, д. 10, офис 65, 156000) текстового содержания «НФК Народная финансовая компания кредитный потребительский кооператив. Ленина, 10. [4942]499-575. Акция с 1.12.14 по 31.01.15 20% 18 месяцев; 17% 9 месяцев; 15% 6 месяцев. Условия проведения акции. Заключается договор займа. На все договоры, заключенные в период проведения акции, действует следующие условия: минимальная сумма принимаемых личных сбережений 15 000 рублей. Проценты выплачиваются по окончании срока договора. Частичное снятие не предусмотрено. Ежемесячной капитализации нет, при заключении договора на 18 месяцев – 20% годовых, на 9 месяцев – 17% годовых, на 6 месяцев – 15% годовых. Полные подробные условия проведения акции по телефону 499-575. Реклама. Не является офертой. НО КПК «Народная финансовая компания». Является членом НП СРО «Содействие». Свидетельство в реестре №310 от 20.10.2014», размещенную на стр. 13  в номере 3(639) от 30 января 2015 года еженедельной рекламной газеты «Костромская ярмарка», поскольку нарушены требования п. 2 ч. 3, ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.
Выдать НО КПК «НФК» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, поскольку им не представлены доказательства, свидетельствующие об устранении выявленных нарушений при распространении рассматриваемой рекламы.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Костромского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вынесения решения.

 

Председатель Комиссии

<***>

Члены Комиссии:

<***>

<***>

Связанные организации

Связанные организации не указаны