Решение б/н Решение по делу № 07-11/11 от 14.10.2015 года в отношении Кр... от 22 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Дата оглашения решения: 14.10.2015 г.

Дата изготовления решения: 20.10.2015                                                         г. Кострома

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии  - <***>, руководитель управления,

Члены Комиссии: <***>, главный специалист-эксперт управления, <***>, специалист-эксперт отдела контроля в сфере закупок, торговли и рекламы,

рассмотрев материалы дела №07-11/11 по признакам нарушения  Кредитным потребительским кооперативом «Экспресс-займ» (ИНН 4401109764, ОГРН 1104401005136, г. Кострома, ул. Свердлова, д. 3, офис 3, 156000) (далее –КПК «Экспресс-займ») ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), в присутствии директора <***> и представителя КПК «Экспресс-займ» <***> (по доверенности),

в отсутствии заявителя, уведомленного надлежащим образом,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Костромским УФАС России (далее - Управление) в ходе рассмотрения заявления гр. <***> (вх. №996 от 16.03.2015 г.) было установлено следующее: в номере 3(639) от 30 января 2015 года еженедельной рекламной газеты «Костромская ярмарка» на стр. №1 Кредитным потребительским кооперативом «Экспресс-займ» был размещен рекламный модуль с текстовым содержанием «Кредитный потребительский кооператив Экспресс-займ - Принимаем сбережения; - Займы для всех: - на любые цели; - нужен только паспорт <...> минут. – Займ на покупку автомобиля. Рассмотрим ваши заявки по телефону 63-01-01. КПК «Экспресс-займ», является членом СРО свидетельство №236 от 19.12.2011. Не является публичной офертой». Согласно ответа газеты «Костромская ярмарка» на запрос Управления данный модуль был размещен КПК «Экспресс-займ».

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о рекламе реклама – информация,  распространенная любым способом,  в любой форме и с использованием любых средств,  адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования,  формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Таким образом, квалифицирующими признаками рекламы являются:

-  информативный характер;

- направленность от субъекта рекламного сообщения к адресату - неопределенному кругу лиц;

- цель рекламного сообщения - привлечение внимания к объекту рекламирования с целью его продвижения на рынке.

Вышеуказанная информация содержит все правовые признаки рекламы:

- распространена при помощи средства массовой информации,  а именно в газете «Костромская ярмарка» №3(639) от 30 января 2015;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования: КПК «Экспресс-займ» и его услугах по привлечению сбережений граждан и предоставлению займов.

Согласно п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Исходя из определения, данного в Законе о рекламе КПК «Экспресс-займ» выступает рекламодателем как лицо определившее объект рекламирования и содержания рекламного модуля, размещенного на страницах газеты с целью привлечения внимания к оказываемым услугам.

 

Согласно данным из ЕГРЮЛ, место нахождения КПК «Экспресс-займ», рекламодателя рассматриваемой рекламы: 156000, г. Кострома, ул. Свердлова, д. 3, офис 3, ИНН 4401109764, ОГРН 1104401005136.

23.09.2015 года в отношении КПК «Экспресс-займ» вынесено определение о возбуждении дела №07-11/11 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Рассмотрение дела назначено на 14.10.2015 года на 10 часов 00 минут.

КПК «Экспресс-займ» был привлечен к участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, поскольку он выступает в роли рекламодателя.

 

Согласно объяснениям представителей КПК «Экспресс-займ», присутствующих на рассмотрении дела 14.10.2015 года и документам, представленным в дело, следует:

- Кредитный потребительский кооператив «Экспресс-займ» (далее – Кооператив) зарегистрирован в качестве юридического лица 26.08.2010 г. за основным государственным регистрационным номером 1104401005136 Инспекцией ФНС по г. Костроме;

- КПК «Экспресс-займ»  согласно Закона «О потребительском кредите (займе)» осуществляет профессиональную деятельность в сфере кредитной кооперации, следовательно имеет право размещать свою рекламу;

- Директором Кооператива является <***> (протокол №* общего собрания членов кредитного потребительского кооператива «Экспресс-займ» от <**.**.****> г., протокол заседания правления «Экспресс-займ» от <**.**.****> г);

- Директор КПК «Экспресс-займ» является единоличным исполнительным органом Кооператива (п. 3.7.1 Устава Кредитного потребительского кооператива «Экспресс-займ», протокол №* от <**.**.*****>г.);

- К компетенции директора Кооператива относится руководство текущей деятельностью Кооператива (п. 3.7.1 Устава Кредитного потребительского кооператива «Экспресс-займ», протокол №* от <****> г.);

- Членство в кооперативе возникает на основании решения Правления кооператива со дня внесения соответствующей записи в реестр членов кооператива. Такая запись в реестр членов кооператива вносится после уплаты обязательного паевого взноса в размере 150(ста пятидесяти) рублей, а также после уплаты вступительного взноса в размере 150 (ста пятидесяти) рублей (положение о порядке предоставления займов в кредитном потребительском кооперативе «Экспресс-займ» от 22.07.2015 г.);

- КПК «Экспресс-займ» рассматриваемую рекламу размещал (договор №46 на изготовление, размещение и распространение рекламных материалов от 01.01.2015 г);

- рассматриваемый рекламный модуль публиковался в газете 16.01.2015, 23.01.2015, 30.01.2015, согласно копии имеющейся в материалах дела согласованной заявки на размещение рекламного модуля;

- оказанные газетой в январе 2015 года услуги кооперативом были приняты без претензий по объему, качеству и срокам, о чем свидетельствует копия акта выполненных работ №* от <***> г.;

- оказанные услуги были оплачены Кооперативом <***> г. (платежное поручение №* от <***> г.).

 

Комиссия, рассмотрев материалы дела, пришла к следующим выводам.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятия (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Объектами рекламирования в рассматриваемой рекламе является КПК «НФК» и его услуги по привлечению личных сбережений граждан и выдаче займов.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Из смысла текста доступного для потребителей рассматриваемой рекламы следует, что Кредитный потребительский кооператив «Экспресс-займ» предоставляет гражданам займы на любые цели и осуществляет прием сбережений без вступления в кооператив и уплаты обязательного паевого взноса.

Однако,  часть 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2009 №190-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О кредитной кооперации» (далее – Закон о кредитной кооперации) устанавливает: кредитный кооператив является некоммерческой организацией. Деятельность кредитного кооператива состоит в организации финансовой взаимопомощи членов кредитного кооператива (пайщиков) посредством:

1) объединения паенакоплений (паев) и привлечения денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков) и иных денежных средств в порядке, определенном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и уставом кредитного кооператива;

2) размещения указанных в пункте 1 настоящей части денежных средств путем предоставления займов членам кредитного кооператива (пайщикам) для удовлетворения их финансовых потребностей.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона о кредитной кооперации Кредитный кооператив не вправе предоставлять займы лицам, не являющимся членами кредитного кооператива (пайщиками).

Частями 2 и 3 ст. 11 Закона о кредитной кооперации определено, что заявление о приеме в члены кредитного кооператива (пайщики) подается в письменной форме в правление кредитного кооператива. В указанном заявлении должно содержаться обязательство соблюдать устав кредитного кооператива. Членство в кредитном кооперативе возникает на основании решения правления кредитного кооператива со дня внесения соответствующей записи в реестр членов кредитного кооператива (пайщиков). Такая запись в реестр членов кредитного кооператива (пайщиков) вносится после уплаты обязательного паевого взноса, а также после уплаты вступительного взноса в случае, если внесение вступительного взноса предусмотрено уставом кредитного кооператива.

Таким образом, Кредитный потребительский кооператив «Экспресс-займ» может удовлетворять потребности только членов кооператива – пайщиков в финансовой взаимопомощи путем выдачи займов на определенных условиях и приему личных сбережений.

Отсутствие информации является препятствием к осуществлению законных прав потребителя. Поэтому Закон о рекламе прямо требует обеспечения потребителей информацией, которая необходима для реализации предоставленных возможностей.

Заявление представителей КПК «Экспресс-займ» о том, что из смысла организационно-правовой формы (кредитный потребительский кооператив) следует необходимость членства в кооперативе, противоречит действующему законодательству.

Так, согласно Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», рассматривая дела о привлечении лиц к ответственности за размещение рекламы, в которой отсутствует часть необходимой информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования надлежит учитывать следующее: оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

В соответствии со статьей 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 13.07.2015) «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Право на предоставление информации о товаре (работе или услуге) является одним из важнейших прав потребителя, причем потребитель должен обладать ею еще до заключения договора, поскольку именно это позволяет ему сделать правильный компетентный выбор соответствующего товара (работы или услуги) на рынке.

На основании вышеизложенного, рекламодатель при размещении рассматриваемой рекламы не указал часть существенной информации о рекламируемой услуге (воспользоваться рекламируемыми услугами могут только те лица, которые станут членами кооператива либо лица, уже фактически являющиеся таковыми с уплатой обязательных взносов), в связи с чем потребители были лишены возможности получения указанной информации, что приводит к искажению смысла информации, тем самым нарушил требования ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, согласно которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемой товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

 

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе несет рекламодатель – Кредитный потребительский кооператив «Экспресс-займ».

В соответствии с ч. 4 ст. 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателем законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе», и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

           

РЕШИЛА:

 

Признать ненадлежащей рекламу Кредитного потребительского кооператива «Экспресс-займ» (ИНН 4401109764, ОГРН 1104401005136, г. Кострома, ул. Свердлова, д. 3, офис 3, 156000)  текстового содержания «Кредитный потребительский кооператив Экспресс-займ - Принимаем сбережения; - Займы для всех: - на любые цели; - нужен только паспорт <...> минут. – Займ на покупку автомобиля. Рассмотрим ваши заявки по телефону 63-01-01. КПК «Экспресс-займ», является членом СРО свидетельство №236 от 19.12.2011. Не является публичной офертой», размещенную на стр. 1  в номере 3(639) от 30 января 2015 года еженедельной рекламной газеты «Костромская ярмарка», поскольку нарушены требования ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.
Выдать КПК «Экспресс-займ» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, поскольку им не представлены доказательства, свидетельствующие об устранении выявленных нарушений при распространении рассматриваемой рекламы.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Костромского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вынесения решения.

 

Председатель Комиссии

<***>

Члены Комиссии:

<***>

<***>

Связанные организации

Связанные организации не указаны