Решение б/н РЕШЕНИЕ № 125/2017 от 24 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АО «Международный аэропорт «Сочи»                                                                                                    г. Сочи, А – 355, 354355

 

 

ОГД «ПриветСочи»

почтовое отделение № 53,

а/я 5301, г. Сочи, 354053

 

 

 

 

 

 

 

                  

 

               РЕШЕНИЕ

 

   г. Краснодар

 

Резолютивная часть решения  объявлена 11.07.2017

Полный текст решения изготовлен  21.07.2017

                                                                                                                       

Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела № 125/2017 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Дегтярева Р.В. - руководитель управления,

        Мурадян О.А. - начальник отдела контроля экономической концентрации, проверок и анализа,

         Маркелова О.В. - главный специалист - эксперт отдела контроля экономической концентрации, проверок и анализа,

 в присутствии представителя АО «Международный аэропорт «Сочи» по доверенности  <…>, в отсутствии надлежащим образом уведомленного заявителя, рассмотрев дело № 125/2017 по признакам нарушения АО «Международный аэропорт «Сочи» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в злоупотреблении Аэропортом своим доминирующим положением путем установления необоснованно высокой цены на услуги временной парковки на территории аэропорта Сочи,

УСТАНОВИЛА:

 

В Краснодарское УФАС России поступило заявления ОГД «ПриветСочи» от 09.01.2017 (вх. эл./п. № 20 от 09.01.2017, № 318 от 16.01.2017) на действия АО «Международный аэропорт Сочи» по вопросу установления цены на услугу временной парковки автотранспортных средств на территории аэропорта города Сочи.

В ходе рассмотрения заявления Краснодарским УФАС России установлено следующее.

Из заявления ОГД «ПриветСочи» следует, что за один час парковки на территории аэропорта Сочи взимается плата в размере 250 рублей, чек 4584 от 05.11.2016. прилагается (въезд на парковку 15 часов 48 минут, выезд 16 часов 15 минут).

По мнению заявителя, установленная Аэропортом Сочи плата за услугу временной парковки  автотранспортных средств на территории аэропорта Сочи в размере 250 руб. за одно машиноместо является высокой.

Приказом Краснодарского УФАС России от 07.04.2017 № 129 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено дело по признакам нарушения АО «Международный аэропорт Сочи» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением от 21.04.2017 исх. № 8518/5 рассмотрение дела назначено на 01.06.2017.

Указанным определением к участию в рассмотрении дела привлечены в качестве ответчика АО «Международный аэропорт Сочи», в качестве заявителя ОГД «ПриветСочи».

Определением Краснодарского УФАС России от 01.06.2017 исх. № 12582/5 рассмотрение дела № 125/2017 отложено на 11.07.2017.

        Комиссия в полном объеме, изучив все фактические обстоятельства и имеющиеся в деле № 125/2017 доказательства, установила следующее.

АО «Международный аэропорт Сочи» (далее – Аэропорт Сочи) создано в соответствии с Федеральными законами «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», путем преобразования федерального государственного унитарного предприятия «Аэропорт Сочи» на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 03.07.2006 № 953-р, приказа Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 07.08.2006 № 180 и распоряжения филиала Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю в городе Сочи от 24.08.2006 № 02-04/3196 и является его правопреемником.

Целью деятельности Аэропорта Сочи является извлечение прибыли.

Аэропорт Сочи самостоятельно предоставляет потребителям услуги временной парковки автотранспортных средств (паркинг). Объекты паркингов Аэропорта Сочи принадлежат Аэропорту Сочи и расположены на земельном участке общей площадью 374 237 кв.м. с кадастровым номером 23:49:0402023:1355, принадлежащим Аэропорту Сочи на праве аренды (договор аренды № 01-09/1070 от 11.08.2015).

Согласно ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон  о естественных монополиях) услуги аэропортов отнесены к сфере деятельности естественной монополии.

АО «Международный аэропорт Сочи» является субъектом естественных монополий, осуществляющим деятельность в сфере оказания услуг аэропортов и включено в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте согласно Приказу Федеральной службы по тарифам от 28.04.1998г. № 16/1 под регистрационным номером 23/2/3.

Согласно ст. 5 Закона защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Согласно ч. 5 ст. 5 Закона защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно требованиям части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Управлением составлен Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг временной парковки на территории аэропорта Сочи за 2016 год, в соответствии с требованиями Приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».

АО «Международный аэропорт Сочи» занимает доминирующее положение в географических границах Аэропорт Сочи на рынке услуг временной парковки автотранспортных средств на территории Аэропорта Сочи с долей 100%.

Из информации, представленной АО «Международный аэропорт Сочи», следует, что на территории Аэропорта Сочи существует несколько категорий почасовых парковок, общей вместимостью более 1100 машиномест, доступных для потребителей:

  1. альтернативный (бесплатный) паркинг на 100 машиномест  расположен в 5-6 минутах ходьбы от аэровокзала;
  2. почасовая/посуточная стоянка (платная) на 640 машиномест, расположена в непосредственной близости от аэровокзального комплекса (1-2 минутах ходьбы от аэровокзала);
  3. почасовая/посуточная стоянка (2-я и 3-я линия) рассчитана на 300 машиномест, расположена на привокзальной площади аэровокзального комплекса (удаленность от аэровокзала – 50м);
  4.  почасовая/посуточная стоянка у ВИП-терминала рассчитана на 80 машиномест, расположена напротив здания ВИП -терминала (удаленность ВИП -терминала – 50м).

Работа временных паркингов регламентирована правилами пользования паркингами АО «Международный аэропорт Сочи», утвержденными приказом от 13.10.2016 № 508-П. Правила о пользовании парковками на территории АО «Международный аэропорт Сочи» разработаны в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.

Требования данных Правил являются обязательными для всех въезжающих на территорию парковок клиентов.

Действующий прейскурант цен от 24.06.2016 на услуги временной парковки автотранспортных средств на территории АО «Международный аэропорт Сочи»  не пересматривался с апреля 2015 года.

Транспортная доступность Аэропорта Сочи обеспечивается за счет всех возможных видов транспорта в том числе: «Аэроэкспресс» («РЖД»), услуги общественного транспорта (регулярные автобусные маршруты и маршрутные такси), услуги такси, частные автомобили, заказные перевозки. Остановки общественного транспорта расположены непосредственно на привокзальной площади Аэропорта, въезд общественного транспорта на территорию аэропорта осуществляется на безвозмездной основе. Терминал РЖД для посадки на электропоезда расположен в непосредственно близости от Аэровокзального комплекса Аэропорта. 

Всем потребителям предоставлена возможность выбора места для парковки автотранспортных средств исходя из стоимости услуг и удаленности паркинга от здания аэровокзала, а также представлена возможность бесплатного пользования всеми видами паркингов в течение 15 минут, достаточном для посадки и высадки пассажиров.

При въезде на территорию Аэропорта Сочи установлены информационные щиты, содержащие информацию о месте расположения альтернативного (бесплатного) паркинга, видах парковок, стоимости и условиях оплаты услуг, возможности и времени (15 минут) бесплатного нахождения автотранспорта на территории парковок, а также, получая парковочную карту и осуществляя въезд автотранспортного средства на территорию парковки, пользователь соглашается заключить договор на оказание услуг парковки на условиях, определенных Правилами пользования паркингами АО «Международный аэропорт Сочи».  При оплате услуг парковки пользователю выдается чек, который является документальным подтверждением факта оказания услуг.

Пунктом 1 ст. 421 ГК РФ установлено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

В соответствии с ч. 3 ст. 154 ГК РФ для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка) либо трех или более сторон (многосторонняя сделка).

Стоимость услуг временной парковки формируется по видам паркингов с учетом затрат Аэропорта Сочи на строительство, содержание и оснащение паркингов парковочным оборудованием (обустройство ограждения для паркинга альтернативной парковки, выполнение комплексных работ по замене асфальтобетонного покрытия на территории паркинга и др.), затрат на оплату арендной платы на земельный участок, на котором расположены паркинги, затрат на текущий ремонт и капитальный ремонт парковочного оборудования, уборку и текущее содержание паркингов, оплату услуг персонала, задействованного в оказании услуг по парковке, амортизация ОФ и прочие производственные расходы, налога на добавленную стоимость, рентабельности в размере 15%.

Кроме того, стоимость услуг временной парковки формируется с применением метода сопоставимых рынков, с учетом анализа стоимости аналогичных услуг в других аэропортах Российской Федерации, таких как аэропорты Московского авиационного узла, а также аэропорты Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Новосибирска, сопоставимых с Аэропортом Сочи по объему обслуживаемых пассажиров, количеством обслуженных воздушных судов и др.

Согласно ст. 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

В соответствии со ст. 4 Закона о защите конкуренции цена товара не признается монопольно высокой в случае непревышения цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

 

 

Сравнительный анализ тарифов на услуги паркингов Аэропортов Сочи, Внуково, Домодедово, Шереметьево, Пулково, Кольцово, Толмачева.

 

Название аэропорта

Привокзальная площадь

Краткосрочная площадь

Аэропорт Сочи

250 руб./час

150 руб./час  (Р2)

Аэропорт Внуково

500 руб./час за первый час  (Р1,Р2)

250 руб./час (Р3)

Аэропорт Домодедово

600 руб./час (Р2)

200 руб./час (Р1,Р3)

Аэропорт Шереметьево

700 руб./час

200 руб./час

Аэропорт Пулково

1000 руб./час

200 руб./час (Р2),

150 руб./час (Р3)

Аэропорт Кольцово

200 руб./час

-

Аэропорт Толмачева

250 руб./час (первый час)

-

 

 

 Таким образом, средняя стоимость услуг парковки Аэропорта Сочи не превышает цену аналогичных услуг в сопоставимых аэропортах регионов на территории Российской Федерации.

Услуги по предоставлению платной парковки не подлежат государственному регулированию в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 239  «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и правомерно оказываются на возмездной основе в соответствии с утвержденными ценами (тарифами). Кроме этого вышеуказанные услуги не входят в перечень услуг, перечисленных в Постановлении Правительства РФ от 23.04.2008 № 293 «О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей».

Комиссия, рассмотрев дело № 125/2017 в отношении АО «Международный аэропорт Сочи» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 – ФЗ «О защите конкуренции»,

 

 

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства № 125/2017 в связи с отсутствием в рассматриваемых Комиссией действиях АО «Международный аэропорт Сочи» нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                   Р.В. Дегтярева

 

 

Члены Комиссии:                                                                                           О.А. Мурадян

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                                                                        О.В. Маркелова

 

 

        

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд, а также в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны