Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № ЭА – 1813/2017 о нарушении законодательс... от 9 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № ЭА – 1813/2017 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

03 августа 2017 года                                                                                          г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия), рассмотрев жалобу ООО «ТАНДЕМ» (далее – Заявитель) на действия заказчика – ФГБОУ «ВДЦ «Орленок» при проведении электронного аукциона: «Поставка автобуса» (извещение № 0318100047917000110) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.

Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. При описании объекта закупки установлены избыточные требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ, кроме того, при указании рабочего объема двигателя допущена техническая ошибка. Также заявитель указывает, что заказчиком установлены требования о предоставлении в составе второй части заявки документов, не предусмотренных Законом о контрактной системе.

Представители заказчика с доводами жалобы не согласились. Аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.

Заказчиком - ФГБОУ «ВДЦ «Орленок» проводился электронный аукцион: «Поставка автобуса» (извещение № 0318100047917000110).

Начальная (максимальная) цена контракта –  3 868 333,33 рублей.

В соответствии с ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для реализации вышеназванной нормы Правительством РФ принято Постановление от 14.07.2014г. № 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и  муниципальных нужд» (далее – Постановление № 656).

В п.18 Перечня отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, являющегося приложением к Постановлению № 656, указан код ОКПД2 29.10.30.110 «Автобусы», указанный заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона.

Согласно пп.в) п.1 Постановления №656 в целях защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики и поддержки российских товаропроизводителей при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд установить запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, по перечню согласно приложению (далее - товары) в следующих случаях:

- если товары, указанные в пунктах 18 и 20 - 26 перечня, не соответствуют требованиям, предусмотренным примечанием к перечню (если иное не установлено международными договорами).

При этом, Примечание к Перечню исключено с 1 июля 2016 года на основании постановления Правительства РФ от 09.06.2016 №513.

В п.29 Информационной карты аукционной документации и извещении о проведении электронного аукциона установлены условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами (согласно ст.14 Федерального закона № 44-ФЗ):

Установлены в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона и Постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 № 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Постановление).

В связи с чем, в составе второй части заявки участника закупки должен содержаться один из следующих документов:

копия специального инвестиционного контракта, заверенная руководителем организации, являющейся стороной указанного контракта.

или

акт экспертизы, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в порядке, установленном ею по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

Постановление №565 не предусматривает предоставление в составе второй части заявки копии специального инвестиционного контракта, заверенной руководителем организации, являющейся стороной указанного контракта или акта экспертизы, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в порядке, установленном ею по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в отношении п.18 Перечня.

В соответствии с п.1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

На основании п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Из письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке

- в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.

Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:

1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;

2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.

Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В разделе «Техническое задание» установлены следующие требования:

- «Автобус»: Рабочий объем двигателя, л, должен быть не более 4750.

Заявитель указывает, что заказчиком установлены несуществующие требования к рабочему объему двигателя.

Представителями заказчика на заседании Комиссии пояснено, что в при описании рабочего объема двигателя была допущена техническая ошибка, которая не повлияла на результат определения поставщика.

В заявке единственного участника закупки, представленной на заседание Комиссии, указан несуществующий рабочий объем двигателя, л, - 4430. 

При этом, данное значение показателя соответствует требованиям Технического задания аукционной документации.

Кроме того, заявитель указывает, что заказчиком установлены избыточные требования к шинам автобуса.

В разделе «Техническое задание» установлены избыточные требования к шинам (в том числе к отсутствию расслоения в каркасе, брекере и борте, отслоения протектора, с отслоениями боковины и герметизирующего слоя и т.д.), которые регулируется производителем при производстве: «Пневматические шины (далее шины) должны соответствовать требованиям ГОСТ 52899-2007. Безопасность шин должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 51893-2002. Маркировка шин должна соответствовать   ГОСТ 52899-2007. Шины должны быть новые, не бывшие в эксплуатации в течение гарантийного срока службы. Шина может быть цельнометаллокордная. Обозначение шины должно быть указано в соответствии с ГОСТ 52899-2007.  Шина должна быть обычная (дорожная). Конструкция шины может быть радиальная. Способ герметизации может быть бескамерный. Шины не должны иметь расслоения в каркасе, брекере и борте. Шины не должны быть с отслоениями протектора, с отслоениями боковины и герметизирующего слоя. Не допускается наличие гребня по протектору с выпрессовкой ткани для покрышки с текстильным брекером. Шина не должна быть с запрессовкой твердых включений на внутренней поверхности каркаса и с повреждением первого слоя. Не допускаются механические повреждения: сквозные проколы, просвечивание нитей металлокорда в каркасе и подканавочном слое, отставание нитей корда по первому слою каркаса, отрыв и отслоение герметизирующего слоя по внутренней поверхности каркаса и на бортах, трещины на покровных резинах (сетка старения), наплыв по носку и пятке борта с просвечиванием и выходом металлокорда. При наличии камеры в ней не допускаются механические повреждения, расхождение стыка, пористость стенок, посторонние включения. Шина должна иметь не менее шести рядов индикаторов износа протектора, расположенных по окружности, примерно на одинаковом расстоянии друг от друга в канавках средней зоны беговой дорожки протектора. Индикаторы должны быть выполнены так, чтобы исключалась возможность спутать их с мостиками резины между ребрами и шашками беговой дорожки протектора. Высота индикатора должна быть не менее 1,6 мм. Отклонение высоты индикатора должно быть не более +0,5 мм. Минусовое отклонение высоты индикатора не допускается. Легкое место может быть отмечено меткой в виде круга диаметром 7,5±2,5 мм нанесенного стойкой несмываемой краской так, чтобы она не закрывалась ободом колеса. Ширина профиля не более 248 мм. Высота профиля должна быть не менее 169 мм. Посадочный диаметр Ø495. Наружный диаметр должен быть не более 843 мм. Значение радиального биения шины должно быть не более 3,0. Длина окружности статическая не менее 2617 мм. Максимально допустимая нагрузка на одинарную шину (при установке 2-х шин на ось), должна быть не менее 2240 кг. Максимально допустимая нагрузка на сдвоенную шину (при установке 4-х шин на ось) должна быть не менее 2120 кг. Значение бокового биения шины должно быть не более 3,0. Допустимая скорость должна быть от 100 км/ч. Коэффициент сопротивления качению шины должен быть, не более 0,016. Маркировка, нанесенная на шину должна соответствовать ГОСТ 52899-2007. Гарантийный срок службы шин с даты изготовления должен быть не менее срока, установленного изготовителем. Исполнитель представляет Заказчику гарантию на поставленный автобус  и устанавливает гарантийный срок больший, либо равный гарантийному сроку завода-изготовителя».

Заказчиком в техническом задании установлено требование о соответствии ГОСТ 52899-2007 «Шины пневматические для грузовых механических транспортных средств и прицепов. Технические условия», который распространяется на новые пневматические шины (далее - шины) для грузовых механических транспортных средств и прицепов (грузовых и легких грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов) категорий М2, М3, N, О3 и О4 по ГОСТ Р 52051, предназначенные для эксплуатации на дорогах различных категорий.

В свою очередь, соответствие товаров (материалов) общеобязательным нормативно установленным требованиям указанных стандартов определяет их качество на стадии изготовления, что подтверждается соответствующими актами (обязательными стандартами, сертификатами соответствия и т.д.). При этом законодательное регулирование отношений, связанных, в частности, с применением и исполнением обязательных требований к продукции, процессам производства, осуществляется отраслевыми нормативными актами и подпадает под сферу действия Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а не законодательства в сфере закупок.

Следовательно, именно изготовитель является лицом, ответственным за качество выпускаемой продукции (материалов) и гарантирующим их соответствие заданным требованиям.

Таким образом, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106  Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ТАНДЕМ» обоснованной в части наличия нарушений п.1) ч.1 ст.33, п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.

2. Признать в действиях заказчика – ФГБОУ «ВДЦ «Орленок» нарушение п.1), п.2) ч.1 ст.33, п.1), п.2) ч.1 ст.64, ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе.

3. Заказчику – ФГБОУ «ВДЦ «Орленок» (аукционной комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4.Передать материалы для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ №685

по делу №ЭА-1813/2017 о нарушении

законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

03 августа 2017 года                                                                                             г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия), на основании своего решения от 03.08.2017г. по делу №ЭА-1813/2017, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО «ТАНДЕМ» на действия заказчика – ФГБОУ «ВДЦ «Орленок» при проведении электронного аукциона: «Поставка автобуса» (извещение № 0318100047917000110) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе), руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106  Закона о контрактной системе предписывает:

1. Заказчику – ФГБОУ «ВДЦ «Орленок» (аукционной комиссии) устранить нарушение п.1) ч.1 ст.33, п.1), п.2) ч.1 ст.64, ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе, а именно:

- отменить протоколы, составленные в ходе размещения закупки (электронный аукцион № 0318100047917000110);

- внести изменения в документацию электронного аукциона в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 03.08.2017 по делу № ЭА-1813/2017;

2. Продлить срок окончания подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе; назначить новую дату окончания срока подачи заявок; назначить новую дату окончания срока рассмотрения заявок, дату проведения электронного аукциона.

3. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения предписания. Отменить протокол проведения аукциона (при наличии). Уведомить участников закупки, подавших заявки, об отмене протоколов и внесения изменений в документацию электронного аукциона № 0318100047917000110. Разблокировать денежные средства, внесенные участниками закупки в качестве обеспечения заявок. Назначить новое время проведения электронного аукциона.

4. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 7 рабочих дней с момента его получения.

5. Заказчику в письменном виде в срок до 31.08.2017 сообщить об исполнении предписания.

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч.25 ст.99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны