Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № ЭА – 3017/2017 о нарушении законодательс... от 4 октября 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
по делу № ЭА – 3017/2017 о нарушении
законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
28 сентября 2017 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) <…>
рассмотрев жалобу ООО «Скорость» (далее – Заявитель) на действия МБОУ СОШ № 23 МО город Новороссийск (далее – Заказчик) при проведении администрацией МО город Новороссийск (далее – Уполномоченный орган) электронного аукциона: «Реконструкция МБОУ СОШ № 23 по адресу: г. Новороссийск, с. Гайдук, ул. Мира 47, с увеличением вместимости и выделением блока начального образования на 400 мест. (II этап. Блок начального образования на 400 мест). Поставка оборудования для обеспечения учебного процесса» (извещение № 0118300013317000902) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения аукционной документации. В своей жалобе ООО «Скорость» указывает на следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупки: 1) Заказчиком установлены избыточные требования к товарам значения показателей, которых определяются по результатам испытаний (позиции 4 «Демонстрационные учебные таблицы по русскому языку и литературному чтению для начальной школы», 6 «Сюжетные (предметные) картинки по русскому языку и литературному чтению», 8 «Раздаточные карточки с буквами русского алфавита», 12 «Игровой набор по развитию речи», 15 «Комплект демонстрационных учебных таблиц по литературному чтению для начальной школы», 21 «Демонстрационные пособия по иностранному языку для начальной школы», 22 «Раздаточные предметные карточки», 23 «Словари по иностранному языку», 24 «Игровые наборы на изучаемом иностранном языке», 27 «Модель-аппликация (касса) цифр демонстрационная», 50 «Демонстрационные учебные таблицы для начальной школы», 53 «Демонстрационные учебные таблицы по технологии для начальной школы», 63 «Мобильный лабораторный комплекс для учебной практической и проектной деятельности по естественно-научным дисциплинам»); 2) описание объекта закупки размещено таким образом, что ознакомление с ним затруднено (документ зависает); 3) Заказчиком использована нестандартная единица измерения, не предусмотренная государственными стандартами (позиция 6 «Сюжетные (предметные) картинки по русскому языку и литературному чтению»: «Яркость не менее 400cd/м2»).
Представителями Заказчика и Уполномоченного органа представлено извещение о проведении закупки, документация об электронном аукционе, письменные пояснения по существу доводов жалобы, с которыми представители Заказчика и Уполномоченного органа не согласны и считают, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом – администрацией МО город Новороссийск проводился электронный аукцион: «Реконструкция МБОУ СОШ № 23 по адресу: г. Новороссийск, с. Гайдук, ул. Мира 47, с увеличением вместимости и выделением блока начального образования на 400 мест. (II этап. Блок начального образования на 400 мест). Поставка оборудования для обеспечения учебного процесса» (извещение № 0118300013317000902). Заказчик - МБОУ СОШ № 23 МО город Новороссийск.
Начальная (максимальная) цена контракта – 8 759 254,19 рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу пп. б) п. 1) ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на поставку товара: конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В Разделе «Описание объекта закупки» аукционной документации установлены следующие требования к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, в частности:
№ п/п |
Наименование товара, входящего в объект закупки |
Код по ОКПД 2 |
Ед. изм. |
Количество |
Требования, установленные к |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
4 |
Демонстрационные учебные таблицы по русскому языку и литературному чтению для начальной школы |
32.99.53.190 |
компл. |
4 |
плотность гр/кв. м. |
не менее 250 |
Печать |
полноцветная односторонняя |
|||||
Материал |
картон с односторонним мелованием |
|||||
Количество плакатов |
Более 142 |
|||||
Размер плакатов, см |
не менее 68х98 |
|||||
… |
|
|||||
6 |
Сюжетные (предметные) картинки по русскому языку и литературному чтению |
32.99.53.130 |
компл. |
4 |
Количество карточек, шт. |
не менее 215 |
Размер сюжетных изображений (ДхШ), см |
не менее 30х50 |
|||||
Размер предметных изображений (ДхШ), см |
не менее 17х25 |
|||||
Материал |
картон |
|||||
Плотность картона г/м2 |
не менее 250 |
|||||
Красочность |
Не менее 4+0 |
|||||
… |
|
|||||
8 |
Раздаточные карточки с буквами русского алфавита |
32.99.53.190 |
компл. |
4 |
Количество наборов раздаточного материала |
Более 2 |
Набор раздаточного материала Веера |
наличие |
|||||
Веер. Гласные буквы, знаки - шт. |
не менее 24 |
|||||
|
|
|||||
Материал |
картон |
|||||
Красочность |
Не менее 4+1 |
|||||
Плотность картона гр./м.кв |
не менее 170 |
|||||
Набор разрезных карточек для тренировки орфографических навыков |
наличие |
|||||
СОВА. Гласные и согласные в корне слова. шт. |
не менее 10 |
|||||
… |
|
|||||
Материал |
картон |
|||||
Красочность |
Не менее 4+1 |
|||||
Плотность картона гр./м.кв |
не менее 220 |
|||||
12 |
Игровой набор по развитию речи |
32.40.42.192 |
компл. |
4 |
Игровой набор |
Развитие речи. Азбука. Учимся читать. , в количестве |
… |
|
|||||
Материал |
картон |
|||||
Плотность картона гр./м.кв |
Не менее 220 |
|||||
15 |
Комплект демонстрационных учебных таблиц по литературному чтению для начальной школы |
32.99.53.190 |
компл. |
2 |
Материал |
картон |
Плотность гр/кв. |
Не менее 250 |
|||||
… |
|
|||||
21 |
Демонстрационные пособия по иностранному языку для начальной школы |
32.99.53.190 |
компл. |
2 |
Размер таблицы, см |
не менее 31х31 |
Материал |
мелованный картон |
|||||
Плотность картона гр./кв. м. |
не менее 250 |
|||||
Алфавит в картинках |
наличие |
|||||
Размер см, |
не менее 100*140 |
|||||
Материал |
виниловое полотно |
|||||
Плотность гр/кв.м. |
не менее 370 |
|||||
22 |
Раздаточные предметные карточки |
32.99.53.190 |
компл. |
2 |
Размер карточек, мм |
не менее 43х68 |
Материал карточек |
картон |
|||||
Плотность картона гр./м.кв. |
не менее 220 |
|||||
Красочность |
Не менее 4+1 |
|||||
Размер игровых таблиц мм; |
не менее 165х195 |
|||||
Материал таблиц |
катрон |
|||||
Плотность картона гр./м.кв |
не менее 250 |
|||||
Количество Наборов резаных карточек в комплекте, шт. |
Не менее 2 |
|||||
Материал карточек |
картон |
|||||
Плотность картона гр./м.кв. |
не менее 220 |
|||||
Красочность |
Не менее 4+1 |
|||||
Тип раздаточного материала |
веера |
|||||
Количество наборов вееров, шт. |
Не менее 1 |
|||||
Материал |
картон |
|||||
Плотность картона гр./м.кв |
не менее 320 |
|||||
23 |
Словари по иностранному языку |
58.11.14.000 |
компл. |
16 |
Тип бумаги |
офсетная |
плотность г/м2. |
не менее 80 |
|||||
24 |
Игровые наборы на изучаемом иностранном языке |
32.40.42.192 |
компл. |
2 |
Материал Карточек |
картон |
Плотность картона гр./м.кв |
не менее 220 |
|||||
27 |
Модель-аппликация (касса) цифр демонстрационная |
32.99.53.190 |
компл. |
16 |
Размер Карточки мм. |
не менее 73х68 |
Материал |
картон |
|||||
Плотность картона гр./м.кв. |
не менее 250 |
|||||
Размер таблицы мм. |
не менее 310х310 |
|||||
Материал |
Матовая ламинированная бумага |
|||||
Плотность бумаги гр./м.кв. |
не менее 150 |
|||||
50 |
Демонстрационные учебные таблицы для начальной школы |
32.99.53.190 |
компл. |
4 |
Материал |
Полиграфический картон |
Плотность гр./м.кв; |
не менее 250 |
|||||
53 |
Демонстрационные учебные таблицы по технологии для начальной школы |
32.99.53.190 |
компл. |
4 |
плотность - гр/кв. м, |
не менее 250 |
Представителями Заказчика и Уполномоченного органа даны пояснения, что в связи с отсутствие государственных стандартов, регламентирующих требования к указанным товарам, использовались данные производителей. Установленные в описании объекта закупки характеристики указаны в соответствии с данными производителей, что подтверждается представленной информацией, содержащей данные характеристики товаров.
Кроме того, в позиции 6 «Сюжетные (предметные) картинки по русскому языку и литературному чтению» требования к показателю «Яркость не менее 400cd/м2» отсутствуют.
Частью 2 статьи 65 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
На основании ч. 2 ст. 65 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
Согласно ч. 4 ст. 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
Приказом Федерального казначейства от 30.12.2015 №26н утвержден порядок пользования Единой информационной системой в сфере закупок (далее – Порядок), устанавливающий правила пользования единой информационной системой участниками контрактной системы в сфере закупок, а также иными лицами, использующими единую информационную систему для реализации своих функций и полномочий, предусмотренных Законом о контрактной системе, а также физическими и юридическими лицами, в том числе участниками обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг, использующими информационный ресурс официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Согласно требованиями п. 1.2 Порядка в единой информационной системе размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf,xls, xlsx, rar,zip. Размер каждого размещенного в единой информационной системе файла не должен превышать 50 МБ.
В силу п. 4.2 Порядка пользователям официального сайта единой информационной системы доступны следующие функции:
поиск и получение информации, сведений и документов, размещенных на официальном сайте единой информационной системы;
просмотр информации, сведений и документов, размещенных на официальном сайте единой информационной системы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 № 1414 «О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок» утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее – Правила).
Подпунктами «а», «л», «м» пункта 14 Правил определено, что технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 424 «Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям»; возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов; возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети «Интернет», в том числе поисковыми системами.
Таким образом, из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе и Правил следует, что заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить информацию о закупке на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением.
Согласно позиции Министерства экономического развития Российской Федерации, изложенной в письме от 23.05.2016 № Д28и-1299, необеспечение заказчиком возможности поиска и копирования фрагментов текста размещенной в ЕИС информации является ограничением для ознакомления с такой информацией, а также противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Кроме того, в случае размещения заказчиком на официальном сайте технической части документации в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов при условии, что такой текст необходим для заполнения заявки, участнику закупки необходимо самостоятельно заполнять заявку в ручном режиме, что при наличии большого объема информации приводит к невозможности участников закупки заполнить заявку надлежащим образом в установленные сроки, поскольку требует больших временных затрат, и как следствие, является дополнительным барьером, приводит к ограничению количества участников закупки, а также к формальным ошибкам в заявках участников закупок.
Следовательно, информация, необходимая для заполнения заявки участниками закупки, в виде текста размещается на официальном сайте в читаемом формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя («гипертекстовый формат»), то есть в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами общераспространённых программ для просмотра («документ в электронной форме»).
Размещение технической части документации в файле, защищенном паролем, не позволяющем совершать действия по ознакомлению, копированию и выводу документа на печать без ввода пароля, не допускается.
Таким образом, если техническая часть документации о закупке, размещенная заказчиком на официальном сайте, содержит ограничения для ознакомления – текст размещен в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов, в случае, если такой текст необходимо использовать для заполнения заявки, то данное действие не соответствует части 4 статьи 4 Закона о контрактной системе.
Раздел «Описание объекта закупки» аукционной документации размещен в формате (.doc), позволяющем осуществить поиск и копирование фрагментов текста, необходимого для заполнения заявки, что соответствует требованиям действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В Разделе «Описание объекта закупки» аукционной документации установлены следующие требования к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, в частности:
№ п/п |
Наименование товара, входящего в объект закупки |
Код по ОКПД 2 |
Ед. изм. |
Количество |
Требования, установленные к |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
63 |
Мобильный лабораторный комплекс для учебной практической и проектной деятельности по естественно-научным дисциплинам |
32.99.53.130 |
компл. |
1 |
Операционная система: |
Windows 8 |
Пунктом 23 Инструкции по заполнению заявки (Раздел 8 аукционной документации) обусловлено, что в случае, если в документации или в ее приложениях содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование производителя (при наличии), наименование места происхождения (при наличии), наименование страны происхождения товара, используемого при выполнении работы или оказании услуги, читать их в связке со словами «или эквивалент», т.е. участник вправе предложить для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации
Таким образом, с учетом положений Инструкции по заполнению заявки характеристики товара по позиции 63 «Мобильный лабораторный комплекс для учебной практической и проектной деятельности по естественно-научным дисциплинам» не противоречат требованиям ст. 33 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Скорость» необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение № 0118300013317000902).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.