Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № ЭА – 3182/2017 о нарушении законодательс... от 11 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № ЭА – 3182/2017 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

06 октября 2017 года                                                                                         г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия), рассмотрев жалобу Насыровой <…> (далее – Заявитель) на действия заказчика – ФГБУ «Юг Спорт» при проведении электронного аукциона: «Выполнение работ по капитальному ремонту объекта: «Спортивно-оздоровительный и гостиничный комплекс «Парус» корпус «Приморский»» (извещение № 0318100072217000174) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.

Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. При описании объекта закупки заказчиком установлены требования к товарам (материалам), не соответствующие ГОСТ, а также требования, которые вводят участников закупки в заблуждение. в п.2.5 проекта контракта установлены требования, противоречащие действующему законодательству.

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.

Заказчиком - ФГБУ «Юг Спорт» проводился электронный аукцион: «Выполнение работ по капитальному ремонту объекта: «Спортивно-оздоровительный и гостиничный комплекс «Парус» корпус «Приморский»» (извещение № 0318100072217000174).

Начальная (максимальная) цена контракта –  52 600 560,00 рублей.

В соответствии с п.1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

На основании п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Из письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке

- в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.

Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:

1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;

2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.

Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В п. «Лента» приложения №1 к техническому заданию  заказчиком установлены следующие требования:

Лента

Описание –

изоляционная прорезиненная лента

 

 

 

Назначение –

лента требуется предназначенная для электроизоляции 

 

 

 

Применение –

в неагрессивных средах при диапазоне температур от минус 30 до плюс 30 °С

 

 

 

Марка ленты должна быть для

промышленного применения или широкого потребления

 

 

 

По типу требуется

1 - односторонняя (резиновая смесь нанесена с одной стороны)

 

 

 

Номинальная ширина ленты должна

быть соответствующей установленному значению, мм,

 

 

20,0

По липкости

должна быть обычной

 

 

 

Должна применяться лента по условному обозначению:

1 ШОЛ-20×20 ГОСТ 2162-97;1 ПОЛ-20 ГОСТ 2162-97

 

 

 

Соответствие государственным стандартам –

лента должна соответствовать требованиям государственного стандарта ГОСТ 2162-97

 

 

 

 

По мнению заявителя, заказчиком установлены избыточные требования к конкретизации диапазона температур применения.

Вместе с тем, в соответствии с аукционной документацией данное требование носит описательный характер и не требует от участников проведения испытаний и указания конкретных значений.

Заявитель указывает, что заказчиком по п. «Винты», п. «Сталь полосовая», «Кабель 1-вида», «Кабель 4-вида» не указаны единицы измерения.

В п. «Винты», п. «Сталь полосовая», «Кабель 1-вида», «Кабель 4-вида» приложения №1 к техническому заданию  заказчиком установлены следующие требования:

 

Винты

Описание –

винты требуются с полукруглой головкой

 

 

 

Шлицы требуемых винтов

должны быть крестообразные или прямые

 

 

 

Значение шага резьбы

1,5; 1,25; 1

 

 

 

Соответствие государственным стандартам –

винты должны соответствовать требованиям государственных стандартов ГОСТ 17473-80, ГОСТ 24669-81\ГОСТ 10753-86

 

 

 

Сталь полосовая

 

Сортовой прокат

должен применяться стальной горячекатаный требуетсяобщего назначения

 

 

 

Минимальное значение по толщине требуется

 

 

4 мм

 

Прокат должен применяться шириной

измеряемой в миллиметрах в пределах

200

50

 

Должен быть толщиной

 

не более 5

 

 

Соответствие государственным стандартам –

прокат требуется соответствующим государственному стандарту ГОСТ 103-2006

 

 

 

Кабель (1-го вида)

Описание –

требуется с изоляцией из поливинилхлоридного пластиката

 

 

 

Назначение –

предназначенный для передачи и распределения электрической энергии в стационарных установках

 

 

 

Число токопроводящих жил требуется

 

 

 

5

Кабель (4-го вида)

Описание –

требуются с изоляцией из поливинилхлоридного пластиката, с изоляцией из поливинилхлоридного пластиката пониженной пожарной опасности

 

 

 

Назначение –

предназначенные для передачи и распределения электрической энергии в стационарных установках

 

 

 

Число токопроводящих жил требуется

 

 

 

5

 

Заказчиком при описании объекта закупки по п. «Винты», п. «Сталь полосовая», «Кабель 1-вида», «Кабель 4-вида» в нарушение ст.33 Закона о контрактной системе не указаны единицы измерения.

Вместе с тем, инструкцией по заполнению заявки установлено: «Все значения температуры, размеры товаров, массы, количества, указанные в техническом задании документации об аукционе в электронной форме, измеряются по шкале Цельсия, миллиметрах, граммах и штуках соответственно, если иное не оговорено в конкретной позиции требований к товарам. При отсутствии знаков перед температурными значениями, участник закупки ориентируется на положительные значения».

Таким образом, с учетом положений инструкции по заполнению заявки, участники закупки имеют возможность указать соответствующие единицы измерения.

В п. «Пиломатериалы (6-го вида)» приложения №1 к техническому заданию  заказчиком установлены следующие требования:

 

Пиломатериалы (6-го вида)

Пиломатериалы должны применяться

хвойных пород либо одной из древесин хвойных пород: сосна, ель, пихта, кедр или лиственница

 

 

 

При выполнении работ требуемые пиломатериалы

должны применяться обрезными

 

 

 

Пиломатериалы требуются предельными номинальными длинами, м,

 

3,75

2,0

 

По наименованию пиломатериала

требуются – бруски

 

 

 

Требуемая минимальная толщина пиломатериалов

 

 

40 мм

 

Пиломатериалы требуются соответствующего назначения,

необходимый сорт 3-ий

 

 

 

Соответствие государственным стандартам –

пиломатериалы требуются соответствующими государственным стандартам ГОСТ 8486-86, ГОСТ 24454-80

 

 

 

 

Заявитель указывает, что длина пиломатериалов не соответствует ГОСТ 9302-83.

ГОСТ 9302-83 распространяется на обрезные пиломатериалы хвойных пород черноморской сортировки, поставляемые для экспорта.

Заказчиком при описании объекта закупки установлено требование о соответствии ГОСТ 8486-86, ГОСТ 24454-80.

Согласно п.6 ГОСТ 24454-80 номинальные размеры длины пиломатериалов устанавливают:

для внутреннего рынка и экспорта - от 1,0 до 6,5 м с градацией 0,25 м;

для изготовления тары - от 0,5 м с градацией 0,1 м;

для мостовых брусьев - 3,25 м;

для экспорта - от 0,9 до 6,3 м с градацией 0,3 м.

Таким образом, заказчиком установлено требование к длине пиломатериалов в соответствии с ГОСТ 24454-80.

По мнению заявителя, требования к пиломатериалам, установленные заказчиком, вводят участников закупки в заблуждение и не позволяют корректно заполнить заявку.

В п. «Пиломатериалы (3-го вида)», п. «Пиломатериалы (5-го вида)» приложения №1 к техническому заданию  заказчиком установлены следующие требования:

Пиломатериалы (3-го вида)

Пиломатериалы должны применяться

хвойных пород либо одной из древесин хвойных пород: сосна, ель, пихта, кедр или лиственница

 

 

 

При выполнении работ требуемые пиломатериалы

должны применяться обрезными

 

 

 

Пиломатериалы требуются предельными номинальными длинами, м,

 

6,5

4,0

 

По наименованию пиломатериала

требуются – доски

 

 

 

Требуемая толщина пиломатериалов

в миллиметрах должна быть 32 и/или 40

 

 

 

Ширины, требуемых при выполнении работ пиломатериалов, не должны превышать, мм,

 

150

 

 

Пиломатериалы (5-го вида)

Пиломатериалы должны применяться

хвойных пород либо одной из древесин хвойных пород: сосна, ель, пихта, кедр или лиственница

 

 

 

При выполнении работ требуемые пиломатериалы

должны применяться обрезными

 

 

 

Пиломатериалы требуются предельными номинальными длинами, м,

 

6,5

4,0

 

По наименованию пиломатериала

требуются – бруски

 

 

 

Требуемая толщина пиломатериалов

в миллиметрах должна быть 40 и/или 44 и/или 50 и/или 60 и/или 75

 

 

 

Ширины, требуемых при выполнении работ пиломатериалов, не должны превышать, мм,

 

150

 

 

В соответствии с п.1. ГОСТ 24454-80 «Настоящий стандарт распространяется на обрезные и необрезные пиломатериалы хвойных пород и устанавливает требования к размерам пиломатериалов, используемых для нужд народного хозяйства и экспорта. Термины и определения пиломатериалов - по ГОСТ 18288».

Согласно ГОСТ 18288-87 «Доска – пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины».

В соответствии с требованиями аукционной документации участнику закупки необходимо указать конкретное значение номинальной ширина доски.

В соответствии с положениями ГОСТ и требованиями аукционной документации, участник имеет возможность предложить доски с характеристиками: номинальная толщина 40 мм и номинальная ширина 75 мм. При этом, пиломатериал толщиной 44 мм и шириной 75 мм не является доской. Для доски толщиной 44 мм ширина не может быть менее 80 мм.

Вместе с тем, участники закупки имеют возможность указать значения показателей в соответствии с ГОСТ.

Аналогичные требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ, установлены заказчиком также по позиций «Пиломатериалы (5-го вида)» приложения №1 к описанию объекта закупки.

Таким образом, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заявитель указывает, что заказчиком в п.2.5 проекта контракта установлены требования, противоречащие действующему законодательству.

В п.2.5 проекта контракта установлено: «Оплата работ по контракту осуществляется Заказчиком путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика в течение 30 (тридцати) дней со дня подписания сторонами актов о приёмке выполненных работ (КС-2), справок о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3) на основании счета и счета-фактуры (в случае, если Подрядчик является плательщиком НДС)».

В соответствии с положениями ч.3 ст.169 Закона о контрактной системе налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести книги покупок и книги продаж при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения.

Указанные заказчиком положения распространяется на лиц, являющихся плательщиками НДС, что прямо указано в проекте контракта.

Таким образом, заказчиком установлены требования, не противоречащие действующему законодательству.

Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106  Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Насыровой <…> обоснованной в части наличия нарушений п.1), п.2) ч.1 ст.33, ч.3 ст.7, п. 1), п.2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

2. Признать в действиях заказчика – ФГБУ «Юг Спорт» п.1), п.2) ч.1 ст.33, ч.3 ст.7, п. 1), п.2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что допущенное нарушение на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не повлияло, предписание не выдавать.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

5. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение № 0318100072217000174).

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны