Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № ЭА – 3182/2017 о нарушении законодательс... от 11 октября 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № ЭА – 3182/2017 о нарушении
законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
06 октября 2017 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия), рассмотрев жалобу Насыровой <…> (далее – Заявитель) на действия заказчика – ФГБУ «Юг Спорт» при проведении электронного аукциона: «Выполнение работ по капитальному ремонту объекта: «Спортивно-оздоровительный и гостиничный комплекс «Парус» корпус «Приморский»» (извещение № 0318100072217000174) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. При описании объекта закупки заказчиком установлены требования к товарам (материалам), не соответствующие ГОСТ, а также требования, которые вводят участников закупки в заблуждение. в п.2.5 проекта контракта установлены требования, противоречащие действующему законодательству.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ФГБУ «Юг Спорт» проводился электронный аукцион: «Выполнение работ по капитальному ремонту объекта: «Спортивно-оздоровительный и гостиничный комплекс «Парус» корпус «Приморский»» (извещение № 0318100072217000174).
Начальная (максимальная) цена контракта – 52 600 560,00 рублей.
В соответствии с п.1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
- в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В п. «Лента» приложения №1 к техническому заданию заказчиком установлены следующие требования:
Лента |
Описание – |
изоляционная прорезиненная лента |
|
|
|
Назначение – |
лента требуется предназначенная для электроизоляции |
|
|
|
|
Применение – |
в неагрессивных средах при диапазоне температур от минус 30 до плюс 30 °С |
|
|
|
|
Марка ленты должна быть для |
промышленного применения или широкого потребления |
|
|
|
|
По типу требуется |
1 - односторонняя (резиновая смесь нанесена с одной стороны) |
|
|
|
|
Номинальная ширина ленты должна |
быть соответствующей установленному значению, мм, |
|
|
20,0 |
|
По липкости |
должна быть обычной |
|
|
|
|
Должна применяться лента по условному обозначению: |
1 ШОЛ-20×20 ГОСТ 2162-97;1 ПОЛ-20 ГОСТ 2162-97 |
|
|
|
|
Соответствие государственным стандартам – |
лента должна соответствовать требованиям государственного стандарта ГОСТ 2162-97 |
|
|
|
По мнению заявителя, заказчиком установлены избыточные требования к конкретизации диапазона температур применения.
Вместе с тем, в соответствии с аукционной документацией данное требование носит описательный характер и не требует от участников проведения испытаний и указания конкретных значений.
Заявитель указывает, что заказчиком по п. «Винты», п. «Сталь полосовая», «Кабель 1-вида», «Кабель 4-вида» не указаны единицы измерения.
В п. «Винты», п. «Сталь полосовая», «Кабель 1-вида», «Кабель 4-вида» приложения №1 к техническому заданию заказчиком установлены следующие требования:
Винты |
Описание – |
винты требуются с полукруглой головкой |
|
|
|
Шлицы требуемых винтов |
должны быть крестообразные или прямые |
|
|
|
|
Значение шага резьбы |
1,5; 1,25; 1 |
|
|
|
|
Соответствие государственным стандартам – |
винты должны соответствовать требованиям государственных стандартов ГОСТ 17473-80, ГОСТ 24669-81\ГОСТ 10753-86 |
|
|
|
|
Сталь полосовая
|
Сортовой прокат |
должен применяться стальной горячекатаный требуетсяобщего назначения |
|
|
|
Минимальное значение по толщине требуется |
|
|
4 мм |
|
|
Прокат должен применяться шириной |
измеряемой в миллиметрах в пределах |
200 |
50 |
|
|
Должен быть толщиной |
|
не более 5 |
|
|
|
Соответствие государственным стандартам – |
прокат требуется соответствующим государственному стандарту ГОСТ 103-2006 |
|
|
|
|
Кабель (1-го вида) |
Описание – |
требуется с изоляцией из поливинилхлоридного пластиката |
|
|
|
Назначение – |
предназначенный для передачи и распределения электрической энергии в стационарных установках |
|
|
|
|
Число токопроводящих жил требуется |
|
|
|
5 |
|
Кабель (4-го вида) |
Описание – |
требуются с изоляцией из поливинилхлоридного пластиката, с изоляцией из поливинилхлоридного пластиката пониженной пожарной опасности |
|
|
|
Назначение – |
предназначенные для передачи и распределения электрической энергии в стационарных установках |
|
|
|
|
Число токопроводящих жил требуется |
|
|
|
5 |
Заказчиком при описании объекта закупки по п. «Винты», п. «Сталь полосовая», «Кабель 1-вида», «Кабель 4-вида» в нарушение ст.33 Закона о контрактной системе не указаны единицы измерения.
Вместе с тем, инструкцией по заполнению заявки установлено: «Все значения температуры, размеры товаров, массы, количества, указанные в техническом задании документации об аукционе в электронной форме, измеряются по шкале Цельсия, миллиметрах, граммах и штуках соответственно, если иное не оговорено в конкретной позиции требований к товарам. При отсутствии знаков перед температурными значениями, участник закупки ориентируется на положительные значения».
Таким образом, с учетом положений инструкции по заполнению заявки, участники закупки имеют возможность указать соответствующие единицы измерения.
В п. «Пиломатериалы (6-го вида)» приложения №1 к техническому заданию заказчиком установлены следующие требования:
Пиломатериалы (6-го вида) |
Пиломатериалы должны применяться |
хвойных пород либо одной из древесин хвойных пород: сосна, ель, пихта, кедр или лиственница |
|
|
|
При выполнении работ требуемые пиломатериалы |
должны применяться обрезными |
|
|
|
|
Пиломатериалы требуются предельными номинальными длинами, м, |
|
3,75 |
2,0 |
|
|
По наименованию пиломатериала |
требуются – бруски |
|
|
|
|
Требуемая минимальная толщина пиломатериалов |
|
|
40 мм |
|
|
Пиломатериалы требуются соответствующего назначения, |
необходимый сорт 3-ий |
|
|
|
|
Соответствие государственным стандартам – |
пиломатериалы требуются соответствующими государственным стандартам ГОСТ 8486-86, ГОСТ 24454-80 |
|
|
|
Заявитель указывает, что длина пиломатериалов не соответствует ГОСТ 9302-83.
ГОСТ 9302-83 распространяется на обрезные пиломатериалы хвойных пород черноморской сортировки, поставляемые для экспорта.
Заказчиком при описании объекта закупки установлено требование о соответствии ГОСТ 8486-86, ГОСТ 24454-80.
Согласно п.6 ГОСТ 24454-80 номинальные размеры длины пиломатериалов устанавливают:
для внутреннего рынка и экспорта - от 1,0 до 6,5 м с градацией 0,25 м;
для изготовления тары - от 0,5 м с градацией 0,1 м;
для мостовых брусьев - 3,25 м;
для экспорта - от 0,9 до 6,3 м с градацией 0,3 м.
Таким образом, заказчиком установлено требование к длине пиломатериалов в соответствии с ГОСТ 24454-80.
По мнению заявителя, требования к пиломатериалам, установленные заказчиком, вводят участников закупки в заблуждение и не позволяют корректно заполнить заявку.
В п. «Пиломатериалы (3-го вида)», п. «Пиломатериалы (5-го вида)» приложения №1 к техническому заданию заказчиком установлены следующие требования:
Пиломатериалы (3-го вида) |
Пиломатериалы должны применяться |
хвойных пород либо одной из древесин хвойных пород: сосна, ель, пихта, кедр или лиственница |
|
|
|
При выполнении работ требуемые пиломатериалы |
должны применяться обрезными |
|
|
|
|
Пиломатериалы требуются предельными номинальными длинами, м, |
|
6,5 |
4,0 |
|
|
По наименованию пиломатериала |
требуются – доски |
|
|
|
|
Требуемая толщина пиломатериалов |
в миллиметрах должна быть 32 и/или 40 |
|
|
|
|
Ширины, требуемых при выполнении работ пиломатериалов, не должны превышать, мм, |
|
150 |
|
|
|
Пиломатериалы (5-го вида) |
Пиломатериалы должны применяться |
хвойных пород либо одной из древесин хвойных пород: сосна, ель, пихта, кедр или лиственница |
|
|
|
При выполнении работ требуемые пиломатериалы |
должны применяться обрезными |
|
|
|
|
Пиломатериалы требуются предельными номинальными длинами, м, |
|
6,5 |
4,0 |
|
|
По наименованию пиломатериала |
требуются – бруски |
|
|
|
|
Требуемая толщина пиломатериалов |
в миллиметрах должна быть 40 и/или 44 и/или 50 и/или 60 и/или 75 |
|
|
|
|
Ширины, требуемых при выполнении работ пиломатериалов, не должны превышать, мм, |
|
150 |
|
|
В соответствии с п.1. ГОСТ 24454-80 «Настоящий стандарт распространяется на обрезные и необрезные пиломатериалы хвойных пород и устанавливает требования к размерам пиломатериалов, используемых для нужд народного хозяйства и экспорта. Термины и определения пиломатериалов - по ГОСТ 18288».
Согласно ГОСТ 18288-87 «Доска – пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины».
В соответствии с требованиями аукционной документации участнику закупки необходимо указать конкретное значение номинальной ширина доски.
В соответствии с положениями ГОСТ и требованиями аукционной документации, участник имеет возможность предложить доски с характеристиками: номинальная толщина 40 мм и номинальная ширина 75 мм. При этом, пиломатериал толщиной 44 мм и шириной 75 мм не является доской. Для доски толщиной 44 мм ширина не может быть менее 80 мм.
Вместе с тем, участники закупки имеют возможность указать значения показателей в соответствии с ГОСТ.
Аналогичные требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ, установлены заказчиком также по позиций «Пиломатериалы (5-го вида)» приложения №1 к описанию объекта закупки.
Таким образом, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявитель указывает, что заказчиком в п.2.5 проекта контракта установлены требования, противоречащие действующему законодательству.
В п.2.5 проекта контракта установлено: «Оплата работ по контракту осуществляется Заказчиком путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика в течение 30 (тридцати) дней со дня подписания сторонами актов о приёмке выполненных работ (КС-2), справок о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3) на основании счета и счета-фактуры (в случае, если Подрядчик является плательщиком НДС)».
В соответствии с положениями ч.3 ст.169 Закона о контрактной системе налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести книги покупок и книги продаж при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения.
Указанные заказчиком положения распространяется на лиц, являющихся плательщиками НДС, что прямо указано в проекте контракта.
Таким образом, заказчиком установлены требования, не противоречащие действующему законодательству.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Насыровой <…> обоснованной в части наличия нарушений п.1), п.2) ч.1 ст.33, ч.3 ст.7, п. 1), п.2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях заказчика – ФГБУ «Юг Спорт» п.1), п.2) ч.1 ст.33, ч.3 ст.7, п. 1), п.2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что допущенное нарушение на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не повлияло, предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
5. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение № 0318100072217000174).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.