Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № ЭА – 4158/2017 о нарушении законодательств... от 10 января 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № ЭА – 4158/2017 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

28 декабря 2017 года                                                                                        г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) <…>

рассмотрев жалобу <…> (далее – Заявитель) на действия управления строительства администрации МО г. Геленджик (далее – Заказчик) при проведении администрацией МО г. Геленджик (далее – Уполномоченный орган) электронного аукциона: «Строительство объекта: «Спортивный зал расположенный по адресу: г. Геленджик, село Дивноморское, ул. Горная, 23» (извещение № 0118300003717000707) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.

Заявитель обжалует положения аукционной документации. В своей жалобе <…> указывает на следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок: 1) в описании объекта закупки установлены избыточные требования к товарам (позиции 12, 31, 87 «Блоки дверные», 18, 75 «Блок оконный»); 2) установлены значения показателей товаров, не соответствующие требованиям государственных стандартов (позиция 102 «Доски обрезные»).

Представителями Заказчика представлена документация об электронном аукционе, заявки участников закупки, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой представители Заказчика не согласны и считают, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

Уполномоченным органом – администрацией МО г. Геленджик проводился электронный аукцион: «Строительство объекта: «Спортивный зал расположенный по адресу: г. Геленджик, село Дивноморское, ул. Горная, 23» (извещение № 0118300003717000707). Заказчик – управление строительства администрации МО г. Геленджик.

Начальная (максимальная) цена контракта – 38 918 564,00 рублей.

В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В силу пп. б) п. 3) ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В Разделе «Требования к товарам, используемым при выполнении работ» аукционной документации установлено:

№ п.п.

Наименование товара

Требования к характеристикам товаров, используемым при выполнении работ

12

Блоки дверные

Требования к параметрам дверных блоков при оформлении договора (заказа) на изготовление (поставку) индивидуальных изделий:

…По виду заполнения дверных полотен дверные блоки должны относиться к остекленным  (с заполнением стеклопакетами – СПО или СПД)… Требуемая толщина (номинальная) стеклопакета нужна 24-42 мм. Требуемая толщина (номинальная) закаленного стекла должна быть 4; 5 мм. Требуемая ширина дистанционной рамки (номинальная) 14-34 мм.

Аналогичные характеристики установлены по позициям 31, 87 «Блоки дверные».

№ п.п.

Наименование товара

Требования к характеристикам товаров, используемым при выполнении работ

18

Блок оконный

Требования к параметрам оконных блоков при оформлении договора (заказа) на изготовление (поставку) индивидуальных изделий:

Оконный блок нужен со стеклопакетом СПО. Допускается стеклопакет СПД… Стеклопакет толщиной 24 мм. Допускается предложение стеклопакета толщиной не более 42 мм…

… Требуемая номинальная толщина стекла должна быть 4; 5 мм. Требуемая ширина дистанционной рамки (номинальная) 14-34 мм.

Аналогичные характеристики установлены по позиции 75 «Блок оконный».

Из пояснений представителей Заказчика следует, что при установлении требований к стеклопакетам Заказчик руководствовался МДС 56-1.2000 «Рекомендации по выбору и устройству современных конструкций окон», согласно п. 3.4.1 которых критерием оценки звукоизоляционных качеств оконных блоков является показатель звукоизоляции от транспортного шума (СНиП II-12-77), который в основном зависит от количества слоев остекления, толщины стекол, ширины воздушных прослоек между ними, количества и качества уплотнения притворов. Установленные в описании объекта закупки характеристики по вышеуказанным позициям предоставляют участникам закупки возможность выбора варианта стеклопакета, который будет соответствовать требуемым показателям. Например, однокамерный стеклопакет: толщина стекла – 5 мм, толщина дистанционной рамки – 14 мм, толщина стеклопакета – 24 мм; толщина стекла – 4 мм, толщина дистанционной рамки – 16 мм, толщина стеклопакета – 24 мм. Двухкамерный стеклопакет: толщина стекла – 4 мм, толщина дистанционной рамки – 30 мм, толщина стеклопакета – 42 мм; толщина стекла – 5 мм, толщина дистанционной рамки – 27 мм, толщина стеклопакета – 42 мм.

В Инструкции по заполнению заявки (Раздел 8.1 аукционной документации) предусмотрено все сведения о товарах, представляемые в первой части заявки, должны быть достоверными и непротиворечивыми. При указании в заявке  агрегирующих, а также коррелирующих показателей, участники закупки не должны допускать наличия противоречий в предлагаемых значениях.

Таким образом, установленные в описании объекта закупки характеристики изделий по позициям 12, 31, 87 «Блоки дверные», 18, 75 «Блок оконный» позволяют корректно подготовить заявку на участие в электронном аукционе.

В Разделе «Требования к товарам, используемым при выполнении работ» аукционной документации установлено:

№ п.п.

Наименование товара

Требования к характеристикам товаров, используемым при выполнении работ

102

Доски обрезные

Требуются доски обрезные хвойных пород (ГОСТ 8486-86, ГОСТ 24454-80): ель \ сосна. Требуется, чтобы по качеству древесины и обработки доски были 3 сорта. Номинальная толщина требуется 44 мм и более. Номинальная ширина требуется 100-150* мм. Требуется, чтобы номинальная длина была шире от 4,25 до 6* м. Требуется, чтобы предельные отклонения от номинальных размеров досок соответствовали государственным стандартам. Требуется соответствие досок государственным стандартам, регламентирующим данный товар.

Согласно Инструкции по заполнению заявки (Раздел 8.1 аукционной документации) в случае если описание товара предполагает необходимость представления характеристик одновременно по двум или более вариантам исполнения товаров, а заказчик определил для них общее минимальное (например, с использованием конструкции «Х и более», «'не менее»,) или максимальное (например, с использованием конструкции «Х и менее», «'не более») значение какого-либо показателя, то участник закупки при конкретизации указывает значения, соответствующие предлагаемым вариантам товаров (каждому варианту). Указываемые значения должны быть соотнесены с каждым вариантом предлагаемого товара и соответствовать тем, которые предусмотрены в качестве основных техническими регламентами, государственными стандартами. Например, требование Заказчика: «гвозди с диаметром стержня 3,5 и 4 мм. Длина 'не более 100 мм». Согласно ГОСТ гвозди с диаметром стержня 3,5 мм выпускаются длиной 90 мм, а гвозди с диаметром стержня 4 мм – длиной 100 и 120 мм. Следовательно, предлагая гвозди диаметром стержня 3,5 и 4 мм, участник закупки указывает, что длина первого варианта гвоздей (3,5 мм) будет 90 мм, а второго варианта (4 мм) – 100 мм. Указание информации, что гвозди с диаметром стержня 3,5 мм будут длиной 100 мм будет противоречить ГОСТу и аукционной документации. В рамках конкретизации показателей в соответствии настоящим абзацем необходимо указывать все удовлетворяющие требованиям Заказчика значения, предусмотренные ГОСТом, т.е. в приведенном примере все значения длины, предусмотренные ГОСТом для соответствующего диаметра. При этом осуществляется добавление товарной позиции в перечне товаров для представления показателей по каждому варианту.

По общему правилу знак «-» разграничивает допустимые минимальные (первое значение) и максимальные значения (второе значение) показателей, подлежащие конкретизации в виде одного значения или предстваления диапазона значений (при наличии слов «в диапазоне» в случаях, установленных настоящей инструкцией. Если иное не установлено в настоящей инструкцией по заполнению заявки конкретизировать не требуется при выделении таких значений курсивом или при указании непосредственно после второго значения знака «*».

Частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе предусмотрено, что любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе определено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

На запрос, поступивший, в том числе с вопросом: «Согласно инструкции: «В случае если описание товара предполагает необходимость представления характеристикодновременно по двум или более вариантам исполнения товаров, а заказчик определил для них общееминимальное (например, с использованием конструкции «Х и более». «По общему правилу знак «-» разграничивает допустимые минимальные (первое значение) и максимальные значения (второе значение) показателей, подлежащие конкретизации в виде одного значения или предстваления диапазона значений (при наличии слов «в диапазоне» в случаях, установленных настоящей инструкцией. Если иное не установлено в настоящей инструкцией по заполнению заявки конкретизировать не требуется при выделении таких значений курсивом или при указании непосредственно после второго значения знака «*».

Позиция №102 «Доски обрезные»:

«Номинальная толщина требуется 44 мм и более. Номинальная ширина требуется 100-150* мм. Требуется соответствие досок государственным стандартам, регламентирующим данный товар.»

Исходя из требования инструкции, в данном случае участник должен предложить Доски толщиной 44 мм и более (согласно ГОСТ 24454-80 «ПИЛОМАТЕРИАЛЫ ХВОЙНЫХ ПОРОД .РАЗМЕРЫ», следующая толщина после 44 мм это 50 мм). Таким образом участник должен указать Доски толщиной 44 мм и 50 мм.

Далее, исходя из требования инструкции, участник должен предложить Номинальная ширина требуется 100-150* мм. в неизменном виде.

Однако с шириной 100 мм и толщиной 50 мм пиломатериал не будет считаться Доской. Согласно ГОСТ 18288-87 «ПРОИЗВОДСТВО ЛЕСОПИЛЬНОЕ, ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ»:

Доска – это Пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины.

Подобное описание объекта закупки вводит участников в заблуждение, не соответствует требованиям государственных стандартов и нормам 44-ФЗ»,

Заказчиком 20.12.2017 размещены в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе:

«Как вы совершенно верно заметили, показатель ширины конкретизации не подлежит и указывается в неизменном виде. В аукционной документации нигде не говорится, что указанный диапазон ширины относится ко всем вариантам толщины досок. Кроме того, требования к доскам установлены в соответствии с проектно-сметной документацией, поэтому допустимы (см. Решения Краснодарского УФАС № ЭА – 3042/2017, № ЭА – 3044/2017)».

Согласно п. 21 ГОСТ 18288-87 «Производство лесопильное. Термины и определения» доска это пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины.

На основании п. 2 ГОСТ 24454-80 «Пиломатериалы хвойных пород. Размеры (с Изменениями № 1, 2)» номинальные размеры толщины и ширины обрезных пиломатериалов с параллельными кромками и толщины необрезных и обрезных пиломатериалов с непараллельными кромками должны соответствовать указанным в таблице.

Номинальные размеры толщины и ширины
мм

Толщина

Ширина

44

75

100

125

150

175

200

225

250

275

50

75

100

125

150

175

200

225

250

275

60

75

100

125

150

175

200

225

250

275

75

75

100

125

150

175

200

225

250

275

100

-

100

125

150

175

200

225

250

275

125

-

-

125

150

175

200

225

250

-

                 

 

В Инструкции по заполнению заявки (Раздел 8.1 аукционной документации) предусмотрено, что при указании характеристик пиломатериалов хвойных пород следует руководствоваться их определениями, содержащимися в ГОСТ 18288-87, а также размерами в ГОСТ 24454-80.

Таким образом, установленные Заказчиком характеристики товара по позиции 102 «Доски обрезные» не противоречат положениям государственных стандартов и позволяют корректно подготовить заявку на участие в электронном аукционе.

Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Бора <…> необоснованной.

  1. Отменить приостановление определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение № 0118300003717000707).

 

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны