Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № ЭА – 531/2017 о нарушении законодательст... от 17 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № ЭА – 531/2017 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

11 апреля 2017 года                                                                      г. Краснодар

 

  Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

рассмотрев жалобу ООО «Континент» (далее – Заявитель) на действия администрации Центрального сельского поселения Белоглинского района при проведении электронного аукциона: «Строительство объекта: «Универсальный многофункциональный спортивный комплекс «Белоглинский район, п. Центральный, ул. Пионерская, 1 (4 очередь)» (извещение №0318300020417000001) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.

Документация электронного аукциона составлена с нарушениями Закона о контрактной системе:

- Заказчик неправомерно установил дату окончания срока предоставления разъяснений 03.04.2017г.;

- Заказчиком необоснованно установлено ограничение в соответствии с п.1) ч.1 ст.30 Закона о контрактной системе;

- невозможно определить срок окончания работ, выражение «другая периодичность» не содержит указания на срок завершения работ или график оказания услуг;

- в пункте 35 «Щебень черный горячий, фракция: 20-25» Заказчиком установлено требование: «Щебень черный горячий, фракция: 20-25мм», согласно ГОСТ фракции 20-25мм не существует, есть фракция св.20 до 40мм;   

- выделение НДС в составе начальной (максимальной) цены контракта повлечет снижение цены контракта на размер НДС;

- по пункту 39 «Камни бортовые БР 100.30.15, объем 0,043 м3/(ГОСТ 6665-91)» Заказчиком установлены требования по конкретизации характеристик сырья, из которого изготовлены используемые товары.

Заказчиком представлены извещение о проведении электронного аукциона, документация об аукционе, заявки участников, письменные пояснения по существу жалобы.

Заказчик с доводами жалобы не согласен. Из пояснений Заказчика следует, что документация электронного аукциона составлена в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

Заказчиком - администрации Центрального сельского поселения Белоглинского района проводился электронный аукцион: «Строительство объекта: «Универсальный многофункциональный спортивный комплекс «Белоглинский район, п. Центральный, ул. Пионерская, 1 (4 очередь)» (извещение №0318300020417000001).

Начальная (максимальная) цена контракта – 31 319 588,00 руб.

Окончание срока подачи заявок 05.04.2017г.

Содержание документации об электронном аукционе регламентировано положениями ст.64 Закона о контрактной системе.

В соответствии с п.11) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

В соответствии с ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

Согласно ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Согласно ст.191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало.

В соответствии со ст.193 ГК РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Таким образом, если последний день срока поступления заказчику запроса о даче разъяснений положений документации об аукционе приходится на выходной день, то днем окончания срока поступления такого запроса является следующий за ним рабочий день. Данная правовая позиция указана в Письме Минэкономразвития России от 16.12.2016 №Д28и-3518.

В соответствии с чч.3, 4 ст.65 Закона о контрактной системе размещенные в ЕИС извещение и документация содержат порядок, а также дату начала (20.03.2017) и окончания (03.04.2017) срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

Учитывая, что третий день до даты окончания срока подачи заявок приходится на нерабочий день – субботу 01.04.2017г., то последним днем, когда участники закупки могут направлять запрос является понедельник 03.04.2017г.

В связи с чем, с учетом положений ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе, окончание срока предоставления разъяснений Заказчиком 03.04.2017г. установлено некорректно.

Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В соответствии с п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно п.1) ч.1 ст.30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем: проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.

В соответствии с ч.3 ст.30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

В Извещении о проведении электронного аукциона и в аукционной документации установлены преимущества и ограничения, закупка осуществляется среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

В Разделе 9 аукционной документации установлены требования к содержанию и составу первой и второй частей заявки на участие в электронном аукционе. Начальная (максимальная) цена контракта – 31 319 588,00 руб.

В соответствии с п.2) ст.42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке;

В Извещении электронного аукциона Заказчиком указано:

Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг

Другая периодичность

На основании ч.1 ст.65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.

Документация электронного аукциона содержит Раздел №2 «Описание объекта закупки», в котором указано п.8

8

Место, срок и условия выполнения работ

Белоглинский район п. Центральный, ул. Пионерская, 1. Начало работ с момента подписания контракта, окончание восьмого декабря 2017года. Или 215 календарных дня

Согласно ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

В Разделе 10 «Проект контракта» документации электронного аукциона Заказчиком указано: «п.3.4 Срок окончания выполнения работ, до истечения которого должен быть передан результат работ – 08 декабря 2017г».

Из вышеуказнного следует, что из информации указанной в «Проекте контрата» и документации электронного аукциона можно сделать вывод о том, что окончательный срок поставки товара, выполнение работ - 08 декабря 2017г. Таким образом, Заказчиком в документации электронного аукциона некорректно указан срок завершения работ.

Согласно п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Из письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.   

Документация электронного аукциона с одержит Приложение №1 к Разделу 2 «Описание объекта работ», где Заказчиком установлены требования к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки (показатели, в соответсвии с котоым будет устанавливаться эквивалентность/соответствие).  

№ п/п

Наименование товара (материала, оборудования)

Товарный знак*                                             (при наличии)                        

Требования, установленные к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки** (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие)

 

Наименование показателя, ед. изм. показателя

Значение показателя

 

1

2

3

4

5

 

31

Щебень из природного камня для строительных работ марка: 800

 (ГОСТ 8267-93)

 

Размер фракции щебня, мм

Не менее 40, не более 70

35

Щебень черный горячий, фракция: 20-25 мм

Вяжущие материалы: битумы БНД, БН и СГ, также деготь Д-6

 

Размер наполнителя, мм

Не менее 20, не более 25

39

Камни бортовые: БР 100.30.15, объем 0,043 м3/

(ГОСТ 6665-91)

 

Класс используемого бетона по прочности

Не ниже В30

Размеры, мм

Длина:

Высота:

Ширина:

 

1000

300

150

Документация электронного аукциона содержит Раздел 8 «Инструкция по заполнению заявки», в которой установлено: «Если в описании объекта закупки значение показателя установлено как верхний и/или нижний предел, сопровождаясь при этом в графе «Значение» соответственно фразами «не более» и/или «не менее», участником в предложении устанавливается конкретное значение».

В пункте 35 «Щебень черный горячий, фракция: 20-25» Заказчиком установлено требование: «Щебень черный горячий, фракция: 20-25мм», согласно ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия» фракции 20-25мм не существует, есть фракция св.20 до 40мм.

Также Заказчик требует конкретизировать размер наполнителя: «размер наполнителя, мм» «не менее 20, не более 25», однако показатель фрации яввляется диапазонным и не может быть конкретизирован одним значением.

Аналогично в п.31 «Щебень из природного камня для строительных работ марка: 800 (ГОСТ 8267-93)» Заказчик требует конкретизировать фракцию одним значением: «Размер фракции щебня, мм» «не менее 40, не более 70».

По пункту 39 «Камни бортовые БР 100.30.15, объем 0,043 м3/(ГОСТ 6665-91)» Заказчиком установлено требование: Класс бетона по прочности на сжатие: не ниже  В30.

В соответствии с Разделом 8 аукционной документации «Инструкция по заполнению заявки» участник обязан в своём предложении указать конкретное значение. В соответствии с ГОСТ 6665-91 «Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия» требуемый показатель определяется проведением испытаний: 2.2. Камни принимают:

- по результатам периодических испытаний - по показателям прочности, трещиностойкости, морозостойкости, водопоглощению;

- по результатам приемосдаточных испытаний - по показателям прочности (классу бетона по прочности на сжатие, передаточной и отпускной прочности), соответствия арматурных изделий, настоящему стандарту, прочности сварных соединений, точности геометрических параметров, толщины защитного слоя бетона до арматуры, ширины раскрытия трещин, категории бетонной поверхности, марки по удобоукладывемости бетонной смеси, объему вовлеченного воздуха бетонных смесей с воздухововлекающими добавками.

Требования к химическому составу, физическим свойствам товаров установлены заказчиком также по ряду других позиций технического задания аукционной документации.

Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретных характеристик товаров, таких как химический состав и подобных, определяемых по результатам испытаний, не закреплена действующим законодательством. Многие показатели определяются по результатам испытаний.

Требование к указанию участником закупки в составе заявок показателей товаров, определяемых по результатам испытаний, нарушает требования ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.

Вышеуказанные нарушения Заказчиком Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ч.8 ст.99 Закона о контрактной системе установлено, что органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении: - соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных статьей 18 настоящего Федерального закона, и обоснованности закупок; - соблюдения правил нормирования в сфере закупок, предусмотренного статьей 19 настоящего Федерального закона; - обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график; - применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; - соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта; - своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги; - соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.

Таким образом, Краснодарское УФАС России полномочиями по контролю за обоснованием начальной максимальной цены контракта не наделено.     

Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106  Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

                                   

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Континент» обоснованной в части нарушения ч.3 ст.7; п.1) ч.1 ст.30; п.2) ч.1 ст.33; п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
  2. Признать в действиях Заказчика – администрации Центрального сельского поселения Белоглинского района ч.3 ст.7; п.1) ч.1 ст.30; п.2) ч.1 ст.33; п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
  3. В связи с тем, что Заказчику – администрации Центрального сельского поселения Белоглинского района было выдано предписание №199 по делу №ЭА-527/2017 от 11.04.2017, повторное предписание не выдавать.
  4. Повторно материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства не передавать.

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны