Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № ЭА – 551/2017 о нарушении законодательст... от 17 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № ЭА – 551/2017 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

13 апреля 2017 года                                                                                     г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) <…>

рассмотрев жалобу ООО «Энергия» (далее – Заявитель) на действия ГКУ «Санаторий «Победа» ФТС России» (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона: «Выполнение работ по капитальному ремонту нижней станции канатной дороги в филиале «Ясная поляна»» (извещение № 0318100058617000036) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.

Заявитель обжалует положения аукционной документации. В своей жалобе ООО «Энергия» указывает на следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок: 1) Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона и в аукционной документации установлены и преимущества и ограничения в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации; 2) в аукционной документации установлено требование, противоречащее п. 4) ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе; 3) условия проекта контракта не соответствуют требованиям действующего законодательства в части не установления сроков утверждения Заказчиком технического задания, проектной и сметной документации, а также определения в качестве документа, которым оформляется приемка результатов работ, Акта сдачи-приемки выполненных работ.

 Представителями Заказчика представлено извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, заявки участников электронного аукциона, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой представители Заказчика не согласны и считают, что документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

Заказчиком – ГКУ «Санаторий «Победа» ФТС России» проводился электронный аукцион: «Выполнение работ по капитальному ремонту нижней станции канатной дороги в филиале «Ясная поляна»» (извещение № 0318100058617000036).

Начальная (максимальная) цена контракта – 8 053 188,00 рублей.

Согласно ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

На основании п. 4) ст. 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Пунктом 5) части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе определено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются: преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона.

Пунктом 7) ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.

На основании п. 7) ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе определено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 № 1457 утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 г. (далее – Перечень), включающий, в том числе, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (п. 5 Перечня).

Заказчиком в Извещении о проведении электронного аукциона для закупки № 0318100058617000036 установлено ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Законом о контрактной системе (согласно пункту 4 статьи 42 Закона о контрактной системе): участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

В свою очередь, в Извещении о проведении электронного аукциона для закупки № 0318100058617000036 в разделе «Требования к участникам» Заказчиком указано: «Участники закупки могут быть только субъектами малого предпринимательства или социально ориентированными некоммерческими организациями (в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе) - Дополнительная информация к требованию отсутствует».

Пунктом 14 Извещения о проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту нижней станции канатной дороги в филиале государственного казенного учреждения «Санаторий «Победа» ФТС России» «Ясная Поляна», размещенного в Единой информационной системе отдельным файлом в составе документации об электронном аукционе (далее – Извещение), Заказчиком определено: «Преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со ст. 30 Закона о контрактной системе: преимущества установлены субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям в соответствии со ст. 30 Закона о контрактной системе».

Заказчиком п. 16 Извещения установлено «Ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Законом о контрактной системе: участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 № 1457 Участники закупки не должны являться организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики».

Представителями Заказчика пояснено, что при формировании извещения на официальном сайте ЕИС функционал сайта не позволяет установить преимущества субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям.

В разделе «Преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28-30 Закона о контрактной системе» Раздела II «Информационная карта документации об электронном аукционе» определено: «Преимущества установлены субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям в соответствии со ст. 30 Закона о контрактной системе».

Заказчиком в Извещении о проведении электронного аукциона для закупки № 0318100058617000036 в разделе «Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами» установлен «в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. № 1457 запрет допуска услуг, оказание которых на территории Российской Федерации осуществляется организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики».

В п. 28 Извещения определено: «Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами: в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. № 1457  установлен запрет допуска услуг, оказание которых на территории Российской Федерации осуществляется организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики».

В разделе «Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами» Раздела II «Информационная карта документации об электронном аукционе» определено: «Установлены в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. № 1457 установлен запрет допуска услуг, оказание которых на территории Российской Федерации осуществляется организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики».

Таким образом, установленные Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона и аукционной документации ограничения и преимущества в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, а также условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.

Частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе определено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В силу ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

Согласно п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с п. 4) ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.

Заказчиком в п. 4) раздела «Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе (ст. 66 Закона о контрактной системе) Раздела II «Информационная карта документации об электронном аукционе» определено: «Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию: решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копию такого решения, если заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки, обеспечения исполнения контракта являются для участника крупной сделкой».

Таким образом, Заказчиком в нарушение п. 4) ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе установлено требование о наличие решения об одобрении или о совершении крупной сделки без учета требования о необходимости наличия данного решения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе определено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

Пунктом 1.2 проекта государственного контракта определено, что состав, содержание и сроки работ, а также результаты работ определяются Техническим заданием (Приложение к Контракту), проектной документацией (Приложение к Контракту), сметной документацией, которая разрабатывается Подрядчиком в течение 1 (одного) календарного дня с момента заключения Контракта, утверждается Заказчиком и, после утверждения Заказчиком, является неотъемлемой частью Контракта.

В силу п. 1 ст. 314 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода.

Согласно п. 2 ст. 314 ГК РФ в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условия, позволяющие определить этот срок, а равно и в случаях, когда срок исполнения обязательства определен моментом востребования, обязательство должно быть исполнено в течение семи дней со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не предусмотрена законом, иными правовыми актами, условиями обязательства или не вытекает из обычаев либо существа обязательства. При непредъявлении кредитором в разумный срок требования об исполнении такого обязательства должник вправе потребовать от кредитора принять исполнение, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, условиями обязательства или не явствует из обычаев либо существа обязательства.

Заказчиком п. 4.3 проекта государственного контракта обусловлено, что приемка выполненных работ и оформление результатов такой приемки производятся Заказчиком в течение пяти рабочих дней с даты представления Подрядчиком всей исполнительной документации согласно пунктам 4.4, 4.5, 4.10 Контракта. Приемка выполненных работ оформляется актом сдачи-приемки выполненных работ, подписанным обеими Сторонами.

В п. 4.4 проекта государственного контракта определено, что Акт сдачи-приемки выполненных работ подписывается Заказчиком только после передачи ему рабочей документации, журналов производства работ, актов на скрытые работы, исполнительных схем внутренних инженерных сетей, сертификатов, паспортов на применяемое оборудование, материалы и изделия и иных документов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, и иных документов, предусмотренных законодательством РФ для данного вида работ.

Пунктом 4.1 проекта государственного контракта установлено: Подрядчик обязан в письменной форме известить Заказчика о выполненных работах и представить Заказчику оформленные надлежащим образом следующие документы, в том числе:

- акты о приемке выполненных работ по унифицированной форме № КС-2 в 2-х экземплярах.

Согласно п. 4.2 проекта государственного контракта сдача результатов работ производится в соответствии с гражданским законодательством и оформляется Актом сдачи-приемки выполненных работ по форме КС-2, справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3, подписываемые Сторонами, с указанием недостатков (в случае их обнаружения), а также сроков и порядка их устранения.

Из положений ст. 431 ГК РФ следует, что при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.

         На основании вышеизложенного, установленные Заказчиком условия проекта контракта не противоречат нормам гражданского законодательства и требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

         На основании п. 3.35 Приказа ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

         Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Энергия» обоснованной в части установления требования о наличие решения об одобрении или о совершении крупной сделки без учета необходимости наличия данного решения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица.

2. Признать в действиях Заказчика – ГКУ «Санаторий «Победа» ФТС России»  нарушение ч. 3 ст. 7, п. 2) ч. 1 ст. 64, п. 4) ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что указанные нарушения на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не повлияли, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.

4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.

5. Отменить приостановление определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение № 0318100058617000036).

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны