Решение б/н Решение по делу № 055-10-10, возбужденному в отношении ОАО "... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

<…>

 

ОАО «МРСК Сибири»

660021, г. Красноярск,

ул. Бограда, 144 «а»

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

№ 055-10-10 от 06 апреля 2010 года                                                                               г. Красноярск

           

Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии 23 марта 2010 года. В полном объеме решение изготовлено 06 апреля 2010 года.

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – Захаров В.М., руководитель управления, члены комиссии –  Баранова А.В., начальник правового отдела, Мироненко Т.Г. – главный государственный инспектор правового отдела, рассмотрела дело № 055-10-10, возбужденное в отношении  ОАО «МРСК Сибири» по признакам нарушения  части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции»

при участии в  заседании Комиссии:

от ОАО  «МРСК Сибири»:

<…>

 

В адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю прокуратурой Октябрьского района г. Красноярска для рассмотрения по подведомственности направлено заявление <…>  (далее – заявитель) о признании нарушающими антимонопольное законодательство действий ОАО «МРСК Сибири», выразившихся в отказе в технологическом присоединении жилого дома, расположенного по адресу <…>, принадлежащего заявителю на праве собственности.

По результатам рассмотрения заявления гражданки <…> приказом управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю №36 от 26.01.2010 года в отношении ОАО «МРСК Сибири» возбуждено дело №055-10-10 по признакам нарушения части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Определением от 26.01.2010 года рассмотрение дела назначено на 17.02.2010 года в 12:00.

Определением от 17.12.2010 года рассмотрение дела отложено на 16.03.2010 года в 12:00.

16 марта 2010 года в заседании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства №055-10-10 объявлен перерыв до 23.03.2010 года 12:00.

В заседание Комиссии надлежащим образом уведомленная гражданка <…> не явилась, ходатайство об отложении рассмотрения дела не представила.

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено:

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права <…>, заявителю на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу <…>.

 07 октября 2008 года заявитель обратилась в адрес ОАО «МРСК Сибири» с заявкой на осуществление технологического присоединения вышеуказанного жилого дома к электрическим сетям сетевой организации.

Письмом ОАО «МРСК Сибири» исх. №ЦРЭС-7д3076 от 10.02.2009 года <…> отказано в выдаче технических условий на электроснабжение и заключение договора на технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «МРСК Сибири» жилого дома, расположенного по адресу  <…> «в связи с отсутствием резерва трансформаторной  мощности на питающей ПС 110/35/6кВ №42 «Березовская» и невозможностью «подключения дополнительных нагрузок».

09.04.2009 года и 14.10.2009 года заявитель обратилась в адрес сетевой организации с заявками на технологическое присоединение жилого дома, расположенного по адресу <…>. Максимальная мощность энергопринимающих устройств жилого дома согласно указанным заявкам равна 3кВт и 10кВт соответственно.

При оформлении заявок на технологическое присоединение заявителем сделана отметка о самостоятельном получении проекта договора на технологическое присоединение. Согласно письменным пояснениям представителя ОАО «МРСК Сибири» (исх. №1.3/01-1369 от 16.02.2010 года; вх. №1834 от 16.02.2010 года) гражданка <…> за получением указанного договора в сетевую организацию не обратилась, о необходимости направления его по почте или иным способом не сообщила.

Вместе с тем, ОАО «МРСК Сибири» во исполнение заявки заявителя от 09.04.2009 года подготовлен, подписан и скреплен печатью проект договора на технологическое присоединение <…>. Согласно техническим условиям, являющимися приложением к проекту договора на осуществление технологического присоединения <…>, точкой присоединения энергопринимающих устройств жилого дома, расположенного по адресу <…>, к электрическим сетям ОАО «МРСК Сибири» является опора 3 Л-21 ВЛ 0,4 кВ ТП 10/0,4 кВ №37-13-4. Согласно письменным пояснениям представителя ОАО «МРСК «Сибири» (исх. №1.3/01-1369 от 16.02.2010 года; вх. №1834 от 16.02.2010 года) указанная точка присоединения находится на расстоянии 300 метров от границ земельного участка заявителя.

В соответствии с пунктом 11 технических условий к проекту договора на технологическое присоединение <…> исполнитель, коим является ОАО «МРСК Сибири», осуществляет реализацию общесистемных мероприятий по присоединению электроустановки гражданки <…> к электрическим сетям ОАО «МРСК «Сибири», осуществляет присоединение объекта после выдачи органом Ростехнадзора акта допуска, заключения со сбытовой компанией договора электроснабжения (договора купли-продажи), готовности объекта к включению и по разрешению ОАО «МРСК «Сибири».

Согласно пунктам 12.1, 12.4, 12.6 заявитель в целях исполнения договора на технологическое присоединение  <…> осуществляет монтаж ВЛ 0,4 кВ проводом СИП до объекта от точки присоединения, получает разрешение на допуск электроустановки в эксплуатацию в ЕМТУ Ростехнадзора, заключает договор на электроснабжение с гарантирующим поставщиком электроэнергии (энергосбытовой организацией, энергоснабжающей организацией).

10 марта 2010 года гражданка <…> обратилась в адрес ОАО «МРСК Сибири» с заявлением об аннулировании оферты и отзыве договора на осуществление технологического присоединения <…>; заявителем оформлена заявка на технологическое присоединение жилого дома, расположенного по адресу <…>, с указанием максимальной мощности энергопринимающих устройств равной 10 кВт.

10 марта 2010 года между ОАО «МРСК Сибири» и гражданкой <…> подписан договор на осуществление технологического присоединения <…>. Согласно техническим условиям, являющимися неотъемлемой частью указанного договора, точкой присоединения к сети ответчика энергопринимающих устройств заявителя является ближайшая опора новой ВЛ 0,4 кВ от ТП 37-13-11; ОАО «МРСК Сибири» осуществляет подготовку и выдачу технических условий, проверку выполнения технических условий заявителем, установку опоры ВЛ 0,4 кВ у границы земельного участка заявителя, выполнение совместной подвески провода ВЛ 0,4 кВ по существующим опорам уличного освещения от РУ 0,4 кВ ТП 37-13-11 до границы участка заявителя, фактические действия по присоединению и обеспечению работы энергопринимающих устройств заявителя. Заявитель во исполнения договора на технологическое присоединение <…> выполняет ввод в жилой дом ВЛ 0,4 кВ проводом расчетного сечения от точки присоединения к электрическим сетям ОАО «МРСК Сибири».

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы ответчика и заинтересованных лиц, Комиссия по рассмотрению дела №055-10-10 пришла к следующим выводам.

В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 ГК РФ).

К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 ГК РФ).

К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное (пункт 4 статьи 539 ГК РФ).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.03.2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – ФЗ «Об электроэнергетике») настоящий закон устанавливает основы экономических отношений в сфере электроэнергетики,  определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической  и тепловой энергии.

Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, ФЗ «Об электроэнергетике» и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными Федеральными законами (статья 2 ФЗ «Об электроэнергетике»).

Согласно части 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Во исполнение указанного Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года №861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила). Указанные Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок и объектов электросетевого хозяйства) юридических и физических лиц к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Абзацем 1 пункта 3 Правил установлена обязанность сетевой организации выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Согласно абзацу 2 пункта 3 и пункту 14 Правил независимо от наличия или отсутствия технологической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с заявителями - физическими лицами, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, используемых для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее – физическое лицо),  принадлежащих физическим лицам на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с физическими лицами распределяются следующим образом:

- заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;

- сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя (пункт 16.3 Правил).

В соответствии с пунктом 25.1 Правил в технических условиях для физических лиц должны быть указаны:

а) точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя;

б) обоснованные требования к усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии), обязательные для исполнения сетевой организацией за счет ее средств;

в) требования к приборам учета электрической энергии (мощности) устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности;

г) распределение обязанности между сторонами по исполнению технических условий:

- в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, - для заявителя;

- до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, - для сетевой организации.

Таким образом, в ходе анализа вышеуказанных норм  законодательства, регулирующих порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, используемых физическими лицами для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства №055-10-10 приходит к выводу о незаконном включении ОАО «МРСК Сибири» в договор <…> условий об обязанности гражданки <…> осуществить монтаж ВЛ 0,4 кВ проводом СИП до объекта от точки присоединения опора 3 Л-2 ВЛ 0,4 ТП 10/0,4 кВ №37-13-4, расположенной на расстоянии 300 метров от границы земельного участка, принадлежащего заявителю.

Комиссия отмечает, что включение ОАО «МРСК Сибири» в договор <…> условий об обязанности заявителя получить разрешение на допуск электроустановки в эксплуатацию в Енисейском межрегиональном территориальном управлении по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора противоречит подпункту «е» пункта 18 Правил, в соответствии с которым для заявителей – физических лиц, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 15 кВт включительно, используемых для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, осмотр присоединяемых энергопринимающих устройств должен осуществляться с участием сетевой организации и заявителя.

Кроме того, противоречит нормам действующего законодательства  включение ОАО «МРСК Сибири» в технические условия к договору на технологическое присоединение   обязанности заявителя заключить договор на электроснабжение с гарантирующим поставщиком электроэнергии (энергосбытовой организацией, энергоснабжающей организацией).

Согласно пункту 62 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530, лицо, намеревающееся заключить договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии), направляет гарантирующему поставщику заявку о заключении соответствующего договора с указанием планируемого объема потребления электрической энергии (мощности) и приложением, в том числе, документов, подтверждающих технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителя к электрической сети сетевой организации в установленном порядке.

При этом из буквального содержания пункта 7 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года №861, процедура технологического присоединения завершается составлением акта о технологическом присоединении и акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности. Вместе с тем, выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором, согласно пункту 7 Правил является промежуточным этапом в технологическом присоединении энергопринимающих устройств, что дает основание Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства №055-10-10 считать незаконным включение ОАО «МРСК Сибири» в технологические условия обязанности заявителя заключить договор на электроснабжение при отсутствии завершенного технологического присоединения энергопринимающих устройств.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 года №179-э ОАО «МРСК Сибири», осуществляющее деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе по регистрационным номером 24.1.58. Таким образом, общество занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в Красноярском крае в границах расположения принадлежащих ОАО «МРСК Сибири» электрических сетей.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно абзацу 2 пункта 2 Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», Федеральная антимонопольная служба (наряду с  Федеральной службой по тарифам) в рамках своих полномочий  является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, проанализировав имеющиеся в деле документальные доказательства, устные и письменные пояснения заявителя и ответчика, приходит к выводу о наличии в действиях ОАО «МРСК Сибири» нарушений части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в совершении следующих действий, повлекших ущемление законных интересов гражданки Захаровой М.В.:

- в указании в технических условия к проекту договора на технологическое присоединение <…> точки присоединения энергопринимающих устройств жилого дома, расположенного по адресу <…>, к электрическим сетям ОАО «МРСК Сибири» (опоры 3 Л-21 ВЛ 0,4 кВ ТП 10/0,4 кВ №37-13-4),  расположенной на расстоянии более 25 метров от границ земельного участка заявителя;

- во включении в технические условия к проекту договора на технологическое присоединение <…> обязанности гражданки <…> осуществить монтаж ВЛ 0,4 кВ проводом СИП до объекта от точки присоединения (опоры 3 Л-21 ВЛ 0,4 кВ ТП 10/0,4 кВ №37-13-4),  расположенной на расстоянии 300 метров от границ земельного участка заявителя;

- во включении в технические условия к проекту договора на технологическое присоединение <…> обязанности гражданки <…> (обратившейся за технологическим присоединением энергопринимающего устройства,  максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 15 кВт включительно,  используемого для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности) получить разрешение на допуск электроустановки в эксплуатацию в Енисейском межрегиональном территориальном управлении по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора;

- во включении в технические условия к проекту договора на технологическое присоединение <…> обязанности гражданки <…> заключить договор на электроснабжение с гарантирующим поставщиком электроэнергии (энергосбытовой организацией, энергоснабжающей организацией) до завершения технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к сетям ОАО «МРСК Сибири»

Вместе с тем, Комиссия по рассмотрению дела №055-10-10 отмечает, что 10.03.2010 года между ОАО «МРСК Сибири» и гражданкой <…>. заключен договор на осуществление технологического присоединения <…>.  Согласно техническим условиям, являющимися неотъемлемой частью указанного договора, положения, включение которых рассматривалось антимонопольным органом в ходе рассмотрения дела №055-10-10 как нарушение части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», отсутствуют.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь статей 48, 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

РЕШИЛА:

 

Производство по делу №055-10-10  в отношении ОАО «МРСК Сибири» прекратить в связи с добровольным устранением ответчиком нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края  в течение трех месяцев с момента вынесения решения.

 

 

 

Председатель Комиссии

В.М. Захаров

 

Члены Комиссии

    

А.В. Баранова

 

Т.Г. Мироненко

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны