Решение б/н Решение по делу № 067-10-10, возбужденному в отношении ОАО "... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОАО «МРСК Сибири»

 

ул. Бограда, д. 144 «а», г. Красноярск, 660021

 

‹…›

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ 

 

5 апреля 2010  года                                                                                             г. Красноярск

 

Резолютивная часть решения объявлена на заседании Комиссии 22 марта 2010  года, в полном объеме решение изготовлено  5 апреля 2010  года.

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – В.М. Захаров,  руководитель управления, члены Комиссии – Баранова А.В., начальник правового отдела, Коваленко А.В., заместитель начальника правового отдела, Мироненко Т.Г., главный государственный инспектор правового отдела, рассмотрев дело № 067-10-10, возбуждённое по признакам нарушения ст. 10 Федерального Закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  открытым  акционерным  обществом  «МРСК Сибири» (660021, г. Красноярск, ул. Бограда, д. 144 «а») (далее ОАО «МРСК Сибири»), установила.

В адрес антимонопольного управления поступило заявление гражданки ‹…› с жалобой на действия открытого акционерного общества «МРСК Сибири» (далее ОАО «МРСК Сибири»), выразившиеся  в необоснованном, по мнению заявителя, требовании строительства объектов электросетевого хозяйства (установка КТП 10 кВ с  трансформатором мощности 16 кВА, строительство питающей линии электропередач 10 кВ от точки присоединения до объекта)  для электроснабжения её жилого дома ‹…› (пункт 12.2 проекта технических условий, выданных ОАО «МРСК Сибири»).

По данному заявлению Красноярским УФАС России приказом № 73 от 18.02.2010г.  возбуждено дело  № 067-10-10 по признакам нарушения ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ОАО «МРСК Сибири».

В рассмотрении дела № 067-10-10 объявлялся  перерыв с 16.03.2010 г. до 22.03.2010г.,  для предоставления ‹…› времени для изучения изменённого проекта  договора на технологическое присоединение её объекта, представленного ОАО «МРСК Сибири» на заседании Комиссии 16.03.2010г.

На заседании Комиссии  присутствовали от ОАО «МРСК Сибири» - ‹…› (доверенность № 415 от 16.12.2009г.), ‹…›  (паспорт).

Рассмотрев представленные материалы, заслушав пояснения сторон Комиссия установила следующие обстоятельства.

‹…› является собственником жилого дома, расположенного по адресу: ‹…›. Для осуществления электроснабжения жилого дома 14.07.2009г. она обратилась в адрес ОАО «МРСК Сибири» с заявкой на осуществление технологического присоединения к электрической сети (максимальная мощность энергопринимающих устройств составляет 15кВт).

14.09.2009г. ‹…›  получила в ОАО «МРСК Сибири» проект договора на технологическое присоединение  объекта. В пункте 12.2 Приложения № 2 к проекту данного договора (технические условия) на ‹…› возложена обязанность по строительству объектов электросетевого хозяйства (установка КТП 10 кВ с  трансформатором мощности 16 кВА, строительство питающей линии электропередач 10 кВ от точки присоединения до объекта) для электроснабжения жилого дома.

Рассмотрев предложенный ОАО «МРСК Сибири» проект договора ‹…› 24.09.2009г. направила в адрес сетевой организации мотивированный отказ от подписания этого проекта договора с требованием привести его в соответствии с действующим законодательством, который был проигнорирован ОАО «МРСК Сибири».

03.12.2009г. ‹…› обратилась в адрес ОАО «МРСК» с письмом в котором напоминала обществу о том, что 24.09.2009г. она  направляла отказ от заключения договора и требовала привести его в соответствие с действующим законодательством, в этом письме ‹…› повторно  просила сетевую организацию подготовить и представить её для подписания новую редакцию проекта договора на технологическое присоединение.

15.02.2010г. ‹…› обратилась в ОАО «МРСК Сибири» с просьбой «аннулировать оферту и отозвать проект договора на технологическое присоединение объекта», а также оформила новую заявку на технологическое присоединение объекта. В соответствии с письменными пояснениями ‹…› эти действия были вызваны устной просьбой сотрудника ОАО «МРСК Сибири» ‹…› об оформлении новой заявки на технологическое присоединению.

ОАО «МРСК Сибири» на заседании Комиссии 22.03.2010г. представило новый проект договора на технологическое присоединение объекта, 17.03.2010г. ‹…› подписала указанный проект и направила его  в ОАО «МРСК Сибири».

ОАО «МРСК Сибири» считает свои действия правомерными по следующим основаниям:

  • в инвестиционной программе ОАО «МРСК Сибири» на 2008-2010г.г. не предусмотрено строительство объектов электросетевого хозяйства, необходимых для обеспечения электроснабжения жилого дома ‹…›;
  • законодательство не устанавливает запрета на выполнение заявителем каких-либо мероприятий по техническим условиям;
  • согласно п.п. 16, 18 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. № 861 (далее Правила) обязательства по выполнению технических условий возлагаются не только на сетевую организацию, но и на заявителя.

Комиссия не учитывает указанные доводы ОАО «МРСК Сибирь» о правомерности своих действий по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 ГК РФ).

К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 ГК РФ).

К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное (пункт 4 статьи 539 ГК РФ).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.03.2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – ФЗ «Об электроэнергетике») настоящий закон устанавливает основы экономических отношений в сфере электроэнергетики,  определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической  и тепловой энергии.

Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами (статья 2 ФЗ «Об электроэнергетике»).

Согласно части 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Во исполнение указанного Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года №861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила). Указанные Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок и объектов электросетевого хозяйства) юридических и физических лиц к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Пунктом 3 Правил установлено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

В соответствии с п. 14 Правил под заявителем понимается физическое лицо обратившиеся в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику. Таким образом, гражданка ‹…›  подпадает под понятие лица, указанного в пункте 14 Правил.

Пунктом 15 Правил предусмотрено, что заявителям, указанным в пунктах 12.1 и 14 настоящих Правил, сетевая организация обязана направить заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к этому проекту договора в течение 30 дней с даты получения заявки. В случае несогласия с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его настоящим Правилам заявитель вправе направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами. Указанный мотивированный отказ направляется заявителем в сетевую организацию заказным письмом с уведомлением о вручении. В случае направления заявителем в течение 30 дней после получения от сетевой организации проекта договора мотивированного отказа от подписания этого проекта договора с требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами сетевая организация обязана привести проект договора в соответствие с настоящими Правилами в течение 5 рабочих дней с даты получения такого требования и представить заявителю новую редакцию проекта договора для подписания.

Согласно пункту 16.3 Правил обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12.1 - 14 и 34 настоящих Правил, распределяются следующим образом:

заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;

сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

Таким образом, у ОАО «МРСК Сибири» имеется обязанность по выполнению мероприятий по технологическому присоединению объекта ‹…› до границ её участка.

Кроме того, согласно пункту 17 Правил размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

В соответствии с пунктом 71 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 109  от 26.02.2004 года «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации», плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей. При этом сетевая организация, в соответствии с методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, рассчитывает размер экономически обоснованной платы за технологическое присоединение всего планового объема мощности указанных энергопринимающих устройств и определяет размер выпадающих доходов, планируемых для компенсации. Указанные расчеты представляются в регулирующий орган, который в своем решении отражает размер экономически обоснованной платы и соответствующие выпадающие доходы сетевой организации от присоединения указанных энергопринимающих устройств, размер которых включается в тариф на оказание услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям в том же периоде регулирования, на который утверждается плата за технологическое присоединение.

Таким образом, сетевая организация согласно действующему законодательству имеет возможность включить расходы, связанные с выполнением мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих объектов ‹…› к своим электрическим сетям,  в расчет платы на передачу электрической энергии.

 В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 года №179-э ОАО «МРСК Сибири», осуществляющее деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе по регистрационным номером 24.1.58. Таким образом, общество занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в Красноярском крае в границах расположения принадлежащих ОАО «МРСК Сибири» электрических сетей.

Согласно абзацу 2 пункта 2 Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», Федеральная антимонопольная служба (наряду с  Федеральной службой по тарифам) в рамках своих полномочий  является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно подпункту 3 части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ«О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами,  требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Подпункт 10 части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещает нарушать установленный нормативно-правовыми актами порядок ценообразования.

Анализ норм действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что навязывание контрагенту условий договора невыгодных для него, заключается в таком поведении доминирующего хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права контрагента либо он вынужден вступать в правоотношения на невыгодных для себя условиях.

Правилами регламентирован порядок заключения договора на технологическое присоединение к электрическим сетям, согласования разногласий и предусмотрено распределение обязанностей по исполнению условий договора. Указанный порядок был нарушен ОАО «МРСК Сибири».

Уклонение хозяйствующего субъекта (ОАО «МРСК Сибири») от согласования спорных положений проекта договора, оставление без рассмотрения мотивированных отказов  ‹…› от заключения первоначального проекта договора на технологическое присоединение  от 24.09.2009г. (новый проект договора на технологическое присоединение на указанное обращение ‹…› был направлен только в процессе рассмотрения дела № 067-10-10 в Красноярском УФАС России) и, таким образом, настаивание занимающей доминирующее положение  организацией на включение в договор  на технологическое присоединение к электрическим сетям условий об обязанности ‹…› осуществить мероприятия по строительству объектов электросетевого хозяйства, не предусмотренных действующим законодательством, свидетельствует о навязывании невыгодных контрагенту условий договора.

В случае выполнения требований по строительству объектов электросетевого хозяйства, содержащихся в проектах договора на технологическое присоединение к электрическим сетям жилого дома, не предусмотренных действующим законодательством, ‹…›  должна была понести определённые финансовые издержки, её интересы были бы ущемлены.

Таким образом, ОАО «МРСК Сибири» нарушило часть 1 статьи 10, подпункты 3, 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Учитывая, что ОАО «МРСК Сибири» представило новый проект договора на технологическое присоединение, направленный ‹…› 15.12.2009г. в соответствии с условиями которого ОАО «МРСК Сибири» осуществляет мероприятия, связанные со строительством объектов электросетевого хозяйства, необходимых для обеспечения электроснабжения жилого дома (п. 10.4.2, п. 10.4.3, п. 10.4.4 Приложения № 2  к проекту договора (технические условия), руководствуясь статьями 23,41,48  Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  Прекратить производство по делу № 067-10-10 в отношении ОАО «МРСК Сибири» в связи с устранением нарушения антимонопольного законодательства.

            

Председатель комиссии                                                                               В.М. Захаров

 

Члены комиссии                                                                                               А.В. Баранова

 

                                                                                                                    А.В. Коваленко

 

Т.Г. Мироненко

                                                                                                

                                                                                                          

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны