Решение б/н РЕШЕНИЕ № 096-10-18 от 11 октября 2018 года от 11 октября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Сибирская сетевая компания»

             ул. Судостроительная, д. 26 «а», пом. 145,

г. Красноярск, 660012

 

ПАО «Красноярскэнергосбыт»

660017, г. Красноярск,

ул. Дубровинского, 43

 

                                                                                                      ООО «Сибстройкерамика»

          ул. Затонская, 29 «а»,

                                                                                                             г. Красноярск, 660052

 

 

 

 

                                                                РЕШЕНИЕ

 

№ 096-10-18  11 октября  2018 года                                                                            г. Красноярск

           

            Резолютивная часть решения оглашена сторонам по делу на заседании комиссии 04 октября  2018 года.  В полном объеме решение изготовлено 11  октября  2018 года.

            Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель комиссии – В.М. Захаров, руководитель управления, члены комиссии –  Е.В. Куштысева, начальник правового отдела, Ю.Н. Крицкая, заместитель начальника правового отдела, рассмотрев дело № 096-10-18 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Сибирская сетевая компания» <…> (далее – ООО «ССК») части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006 № 135 – ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), установила:

      В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление ООО «Сибстройкерамика» (№ 7749 от 04.05.2018) на действия ООО «Сибирская сетевая компания», выразившиеся в  неправомерном, по мнению заявителя, установлении факта непригодности прибора учета, установленного на принадлежащем заявителю объекте – карьер, расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Затонская, 29а (далее – Объект).

            По факту неправомерного проведения 21.12.2017 внеплановой проверки объекта ООО «Сибстройкерамика», расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Затонская, 29а, и установления в ходе указанной проверки факта непригодности измерительного комплекса, посредством составления акта № 270 проверки расчетных приборов учета от 21.12.2017, управлением приказом № 220 от 03.08.2018 было возбуждено дело № 096-10-18 в отношении ООО «ССК».

         Определением от 03.08.2018 рассмотрение дела назначено на 23.08.2018 в 12 часов 00 минут.

         Определением от 23.08.2018 рассмотрение дела назначено на 04.10.2018 в 10 часов 00 минут.

На заседании комиссии 04.10.2018 присутствовали: от ООО «ССК» -  <…> (доверенность № 17 от 20.07.2018), <…>  (доверенность № 1 от 26.09.2018); ПАО «Красноярскэнергосбыт» - <…>  (доверенность № 04 от 15.11.2016), ООО «Сибстройкерамика» - <…> (доверенность от 21.08.2018).

В ходе рассмотрения дела было установлено следующее.

Объект заявителя технологически присоединен к электрическим сетям ООО «ССК».

Между ПАО «Красноярскэнергосбыт» и ООО «Сибстройкерамика» заключен договор № 222 от 09.07.2008 на электроснабжение Объекта.

Согласно схеме электроснабжения Объекта к сетям заявителя относятся: <…>

Граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между электрическими сетями заявителя и ООО «ССК» проходит по опоре № 71 ВЛ-6 кВ Ф.815 по контактному соединению проводов ВЛ-6 кВ и отпайки в сторону КТП № 447.

Принадлежащий ООО «Сибстройкерамика» прибор учета электроэнергии установлен в РУ 0,4 кВ КТП №447, то есть не на границе балансовой принадлежности.

         ООО «ССК» 21.12.2017 на границе балансовой принадлежности был установлен прибор учета электрической энергии № 31617316 в ВЛ-6 кВ ф. 815 опора № 71 (на границе балансовой принадлежности), который был допущен в эксплуатацию, и принят ПАО «Красноярскэнергосбыт» в качестве расчетного при произведении расчета стоимости электроэнергии, потребленной Объектом, принадлежащим ООО «Сибстройкерамика», на основании акта допуска прибора учета электроэнергии в эксплуатацию от 21.12.2017 № 269.

ООО «ССК» актом проверки расчетных приборов учета № 270 от 21.12.2017 установило факт непригодности принадлежащего заявителю прибора учета электроэнергии. В данном акте указано, что по результатам проверки  измерительный комплекс заявителя признан непригодным, не соответствует требованиям, в описании выявленных нарушений указано: «перенос прибора учета на границу балансовой принадлежности».

Согласно акту ООО «ССК» была проведена внеплановая проверка Объекта заявителя.

Указанный акт проверки ООО «ССК» был направлен в адрес гарантирующего поставщика.

Согласно пункту 6.9. договора <…>  на электроснабжение Объекта в редакции соглашения от 01.11.2008 стороны определили, что в случае установки прибора учета на границе балансовой принадлежности, данный прибор учета считается расчетным, а прибор учета, установленный в электрических сетях абонента (не на границе балансовой принадлежности) используется для контроля исправности и точности расчетного прибора учета.

В связи с установкой ООО «ССК» расчетного прибора учета на границе балансовой принадлежности, ПАО «Красноярскэнергосбыт» в адрес заявителя направлено соглашение о внесении изменений в договор энергоснабжения № 222 от 09.07.2008, согласно которому из расчетной схемы исключен прибор учета, принадлежащий заявителю, на основании обращения ООО «ССК» от 02.02.2018 № 039/18, акта № 270 от 21.12.2017 проверки, которым был установлен факт непригодности прибора учета.

          ООО «Сибстройкерамика»  указанное соглашение не было подписано, однако, гарантирующий поставщик производит расчет стоимости потребления электрической энергии исходя из показаний прибора учета электроэнергии, принадлежащего ООО «ССК».        

Согласно пункту 173 Основных положений функционирования  розничных рынков электрической энергетики, утвержденных Постановлением Правительства от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных    рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее – Постановление № 442) проверки расчетных приборов учета осуществляются в плановом и внеплановом порядке.

 Плановые проверки приборов учета осуществляются сетевой организацией на основании плана-графика проведения проверок расчетных приборов учета, разработанного сетевой организацией и согласованного с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в порядке, указанном в пункте 174 Постановления №442.

 В плане-графике проведения проверок расчетных приборов учета должны быть указаны точки поставки электрической энергии, в отношении которых проводится проверка, дата и время проведения проверки с учетом режима работы объекта и форма проверки.

Основанием для проведения внеплановой проверки приборов учета является: полученное от гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего точки поставки, расположенные в границах объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, заявление о необходимости проведения внеплановой проверки приборов учета в отношении обслуживаемых им точек поставки, но не более чем 10 процентов точек поставки, планируемых сетевой организацией к проверке в соответствии с указанным планом-графиком в этом же расчетном периоде; полученное от потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности)) которого непосредственно или опосредованно присоединены к сетевой организации, заявление о необходимости проведения внеплановой проверки в отношении его точек поставки; выявление факта нарушения сохранности пломб и (или) знаков визуального контроля при проведении осмотра состояния расчетного прибора учета перед его демонтажем, осуществляемым в порядке, установленном настоящим разделом.

Согласно материалам дела основания для проведения ООО «ССК» внеплановой проверки на Объекте заявителя отсутствовали.

В соответствии с пунктом 144 Постановления № 442 приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности (в отношении членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо граждан, ведущих садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, - на границах земельных участков) объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности (в отношении члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо гражданина, ведущего садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, - на границе земельного участка) объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности (в отношении члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо гражданина, ведущего садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, - к границе земельного участка), в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.

           Согласно пункту 156 Постановления № 442 если приборы учета, соответствующие требованиям пункта 137 настоящего документа, расположены по обе стороны границы балансовой принадлежности смежных субъектов розничного рынка, то выбор расчетного прибора учета осуществляется исходя из одного из следующих критериев (в порядке убывания приоритета):

           в качестве расчетного принимается прибор учета, в том числе входящий в измерительный комплекс, обеспечивающий проведение измерений с минимальной величиной потерь электрической энергии от места его установки до точки поставки (при номинальных токах и напряжениях). Величина потерь электрической энергии определяется в соответствии с актом уполномоченного федерального органа, регламентирующим расчет нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче;

           при равных величинах потерь электрической энергии от места установки такого прибора учета до точки поставки в качестве расчетного принимается прибор учета, в том числе входящий в измерительный комплекс, обеспечивающий минимальную величину погрешности измерительного канала. Погрешность измерительного канала определяется в соответствии с нормативным правовым актом уполномоченного федерального органа, регламентирующим расчет нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче;

            при равенстве условий, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, в качестве расчетного принимается прибор учета, позволяющий измерять почасовые объемы потребления (производства) электрической энергии, в том числе входящий в измерительный комплекс;

            при равенстве условий, указанных в абзацах втором - четвертом настоящего пункта, в качестве расчетного принимается прибор учета, входящий в состав автоматизированной информационно-измерительной системы учета.

Пунктом 157 Постановления № 442 установлено, что прибор учета, не выбранный в соответствии с пунктом 156 настоящего документа в качестве расчетного прибора учета, является контрольным прибором учета и в случаях, указанных в настоящем разделе, используется в качестве расчетного прибора учета для определения объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности), оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке.

Согласно пункту 158 Постановления № 442 расчетные и контрольные приборы учета указываются в договоре энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), оказания услуг по передаче электрической энергии.

В случае отсутствия показаний расчетного прибора учета для определения объема электрической энергии (мощности), отпущенной в энергопринимающие устройства смежных субъектов электроэнергетики за соответствующий расчетный период, указанный объем для целей определения объема потребления электрической энергии энергопринимающими устройствами такого потребителя определяется исходя из показаний контрольного прибора учета, а в случае его отсутствия объем электрической энергии (мощности), отпущенной в энергопринимающие устройства смежных субъектов электроэнергетики за соответствующий расчетный период, для целей определения объема потребления электрической энергии энергопринимающими устройствами такого потребителя, подлежащий распределению по часам суток, принимается равным нулю.

В соответствии с пунктом 183 Постановления № 442 в случае неисправности, утраты, истечения срока межповерочного интервала расчетного прибора учета, который установлен в границах объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и исходя из показаний которого определяются объемы электрической энергии, принятой в объекты электросетевого хозяйства (отпущенной из объектов электросетевого хозяйства в объекты электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций), либо его демонтажа в связи с поверкой, ремонтом или заменой определение объемов электрической энергии, принятой в объекты электросетевого хозяйства (отпущенной из объектов электросетевого хозяйства в объекты электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций), начиная с даты, когда наступили указанные события, осуществляется исходя из показаний контрольного прибора учета, а при его отсутствии:

в течение первых 2 расчетных периодов исходя из показаний расчетного прибора учета за аналогичный расчетный период предыдущего года, а если период работы расчетного прибора учета составил менее одного года - исходя из показаний расчетного прибора учета за предыдущий расчетный период;

начиная с 3-го расчетного периода вплоть до даты установки и допуска в эксплуатацию расчетного прибора учета - расчетным способом, предусмотренным настоящим пунктом для случая непредставления показаний расчетного прибора учета при отсутствии контрольного прибора учета.

В случае неустановки прибора учета в границах объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, если иное не установлено настоящим пунктом, объем принятой в объекты электросетевого хозяйства (отпущенной из объектов электросетевого хозяйства в объекты электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций) электрической энергии определяется вплоть до даты допуска прибора учета в эксплуатацию в порядке, предусмотренном настоящим пунктом для случая непредоставления показаний расчетного прибора учета в установленные сроки при отсутствии контрольного прибора учета.

У ООО «ССК» отсутствовали правовые основания для проведения внеплановой проверки.          Установление сетевой организацией на границе балансовой принадлежности прибора учета не является основанием для проведения внеплановой проверки Объекта заявителя и признания незаконным и непригодным прибора учета электроэнергии, принадлежащего заявителю.

Документов и обстоятельств, позволяющих прийти к выводу о наличии оснований для признания прибора учета электроэнергии, принадлежащего ООО «Сибстройкерамика», непригодным, неисправным, несоответствующим требованиям, в рамках рассмотрения дела не установлено.

Согласно письменным пояснениям ООО «Сибстройкерамика» (№ 14522 от 17.08.2018) в связи с тем, что в качестве расчетного был принят прибор учета № 31617316, но при этом прибор учета, допущенный в эксплуатацию в соответствии с актом № 55 от 04.04.2017, еще числился в качестве расчетного, представители ООО «ССК» связались с представителем ООО «Сибстройкерамика»  - главным энергетиком, который сообщил о том, что предоставит представителям сетевой организации доступ к прибору учета для осмотра в рамках внеплановой проверки.

Физический перенос прибора учета с РУ-0,4 кВ КТП № 447 на ПКУ-6 кВ, установленный на границе раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности (оп. № 71 ВЛ-6 кВ ф. 815), был невозможен ввиду установки системы учета на больший класс напряжения – 6 кВ через трансформаторы напряжения 6000/100В.

По мнению ООО «ССК», прибор учета № 009072023000948, установленный в РУ-0,4 кВ КТП № 447, не может использоваться для контроля исправности и точности расчетного прибора учета № 31617316, так как не учитывает потери в электрических сетях потребителя, имеет отличительную от расчетного прибора учета погрешность и не учитывает потребленную электрическую энергию абонентов, подключенных к ВЛ-6 кВ, находящейся на балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности Потребителя.

Таким образом, ответчик указал, что основанием для признания непригодным прибора учета заявителя является установка и допуск прибора учета № 31617316, принадлежащего ООО «ССК».

Учитывая, что в соответствии с актом № 55 от 04.04.2017 прибор учета № 009072023000948 был допущен в эксплуатацию и, соответственно, до 21.12.2017 был пригоден к расчетам, его технические характеристики позволяют его использовать для учета электроэнергии.

Предусмотренных действующим законодательством оснований для его признания непригодным и не соответствующим требованиям не установлено, так как в ходе проверки не было выявлено фактов наличия погрешности прибора учета, превышающий допустимый уровень, повреждение пломб и иных неисправностей, приводящих к искажению данных.

 ООО «ССК» в акте № 270 проверки расчетных приборов учета от 21.12.2017  указало причину признания неисправным прибора учета: перенос прибора учета на границу балансовой принадлежности. Из указанной формулировки гарантирующий поставщик, представитель которого не присутствовал при проведении проверки, не имеет возможности оценить производились ли потребителем действия по переносу прибора учета.

  В соответствии с пунктом 137 Постановления № 442 приборы учета, показания которых в соответствии с настоящим документом используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящим разделом порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля (далее - расчетные приборы учета).

  ПАО «Красноярскэнергосбыт» в письменных пояснениях (№ 14681 от 21.08.2018) указало, что в случае получения  заключения ООО «ССК» о пригодности прибора учета данный прибор учета будет включен в расчетную схему в качестве контрольного и будет применятся в качестве расчетного в случае неисправности прибора учета № 31617316.

Неправомерное установление ООО «ССК» факта непригодности прибора учета заявителя не позволяют ПАО «Красноярскэнергосбыт» принять прибор учета  в качестве контрольного и исполнить договорное условие пункта 6.9. договора № 222 от 09.07.2008.

  В случае неисправности расчетного прибора расчет стоимости электроэнергии должен быть произведен в соответствии с показаниями контрольного прибора учета, который в схеме отсутствует, что приведен к расчету стоимости электроэнергии в порядке, применяемом при отсутствии организации учета электроэнергии.перенос прибора учета на границу балансовой принадлежности.

  Кроме того, признанный ООО «ССК» непригодным прибор учета был приобретен ООО «Сибстройкерамика», имеет надлежащую поверку.

  В связи с установленными обстоятельствами, управлением в адрес сторон было направлено заключение об обстоятельствах дела № 096-10-18 от 27.08.2018, в котором комиссия пришла к выводу о том, что исследуемые действия ООО «ССК» являются злоупотребления доминирующим положением и нарушают часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

 От ПАО «Красноярскэнергосбыт» в адрес управления поступил отзыв на заключение об обстоятельствах дела № 096-10-18 (№ 17336 от 04.10.2018), в котором общество указало, что согласно с выводами комиссии, указанными в заключении.

От заявителя в адрес управления поступил отзыв на заключение об обстоятельствах дела № 096-10-18 (№ 17267 от 03.10.2018), в котором общество указало, что согласно с выводами комиссии, указанными в заключении, а также указало, что в адрес ООО «Сибстройкерамика» поступило письмо ООО «ССК» (исх. № 219/18 от 14.09.2018) об отзыве акта проверки от 21.12.2017 № 270.

От ООО «ССК» в адрес управления поступил отзыв на заключение об обстоятельствах дела № 096-10-18 (№ 17162 от 02.10.2018), в котором общество указало, что в адрес ПАО «Крассноярскэнергосбыт» и ООО «Сибстройкерамика» направлены письма  об отзыве акта проверки от 21.12.2017 № 270 (письма от 14.09.2018 № 218/18 и № 219/18).

В ходе рассмотрения дела 04.10.2018 представители ПАО «Крассноярскэнергосбыт» и ООО «Сибстройкерамика»подтвердили факт получения указанных писем.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в редакции Федерального закона от 05.10.2015 №275-ФЗ, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

ООО «ССК» является сетевой организацией, осуществляет оказание услуг по передаче электрической энергии.

В  соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Таким образом, общество занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в Красноярском крае в границах расположения принадлежащих ООО «ССК» электрических сетей. 

 Действия ООО «ССК», выразившиеся  в неправомерном проведении 21.12.2017 внеплановой проверки объекта ООО «Сибстройкерамика», расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Затонская, 29а, и установлении в ходе указанной проверки факта непригодности измерительного комплекса, посредством составления акта № 270 проверки расчетных приборов учета от 21.12.2017, являются ущемляющими интересы ООО «Сибстройкерамика» в сфере осуществления предпринимательской деятельности, и являются нарушением части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

При рассмотрении дела комиссией учен факт направления ООО «ССК» писем   об отзыве акта проверки от 21.12.2017 № 270 (письма от 14.09.2018 № 218/18 и № 219/18) в адрес ПАО «Крассноярскэнергосбыт» и ООО «Сибстройкерамика».

            На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, статьей 48, частью 1 статьи 49  ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

             

                                                                          РЕШИЛА:

 

            1.  Признать ООО «Сибирская сетевая компания» нарушившим часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» в части неправомерного проведения 21.12.2017 внеплановой проверки объекта ООО «Сибстройкерамика», расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Затонская, 29а, и установления в ходе указанной проверки факта непригодности измерительного комплекса, посредством составления акта № 270 проверки расчетных приборов учета от 21.12.2017.

           2. В связи с устранением ООО «Сибирская сетевая компания» нарушения антимонопольного законодательства и его последствий предписание ООО «Сибирская сетевая компания» не выдавать.

            Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель   Комиссии                                                                                               В.М. Захаров                                                                                                                                                                                       

 

Члены Комиссии                                                                                                           Ю.Н. Крицкая

                                                                                                                                      

                                                                                                                                      Е.В. Куштысева

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны