Решение по делу № 169-15-17 от 26.03.2018

Тип документа:
Решения по делам
Дата публикации:
16.04.2018
Управление:
Красноярское УФАС России
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулирование
Номер дела:
№ 169-15-17

Исх. № 5181 от 02.04.2018

Администрация города Красноярска

 Карла Маркса улица, 93,

г. Красноярск, 660049

 

ООО «Апрель-99»

Кирова улица, 30г,

г. Красноярск, 660049

 

МКУ города Красноярска

«Управление дорог инфраструктуры

и благоустройства»

Можайского улица, 11,

г. Красноярск, 660041

 

 

 

 

 

 

  

РЕШЕНИЕ

 

 

от 26 марта    2018  года

по делу № 169-15-17                                                                                                            г. Красноярск

 

   Резолютивная часть решения по делу оглашена на заседании Комиссии 20 марта  2018 года.

   В полном объеме решение изготовлено 26 марта  2018 года.

  Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии –Годованюк А.А., заместитель  руководителя управления – начальник контрольного отдела; члены Комиссии – Дударева М.А.,  заместитель начальника отдела контроля органов власти; Фимина А.А., специалист-эксперт отдела закупок,  рассмотрела дело № 169-15-17,  возбужденное в отношении  Администрации города Красноярска по факту неисполнения предупреждения Красноярского УФАС России от 25.10.2017 (исх. № 18511),  выданного в целях  пресечения признаков  нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,  выразившихся в издании Распоряжения администрации г. Красноярска от 28.04.2017 № 1961-недв о предоставлении на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка МКУ «УДИБ»,  направлении уведомления  о расторжении договора в одностороннем порядке, направленного в адрес ООО «Апрель-99» (уведомление исх. № 11-4869 от 05.07.2017), что   привело к нарушению прав ООО «Апрель-99»,  следствием чего стало (могло стать) ограничение  конкуренции  на товарном рынке осуществления деятельности летних кафе.  

Настоящее дело рассмотрено с участием:

От Администрации города Красноярска представителей по доверенности: - <….> (доверенность № 04-9336 от 19.12.2017);  - <….> (доверенность № 04-63 от 10.01.2018).

УСТАНОВИЛА:

В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение  ИП Гартман Н.Г. (вх. № 9170 от 24.05.2017) «о неправомерных действиях  Администрации города Красноярска, связанных с созданием дискриминационных условий при предоставлении права  на размещение временных сооружений на территории города Красноярска».

В рамках рассмотрения вышеуказанного обращения в действиях Администрации города Красноярска, ООО КРОО «Бастион»   и группы лиц: Скорук О.А., ООО «Исполин», ООО «Парк» были установлены признаки нарушения ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции»), выразившиеся в осуществлении согласованных действий при предоставлении/получении права на размещение временных сооружений, направленных на создание указанным хозяйствующим субъектам необоснованных преимущественных условий доступа на рынок оказания услуг общественного питания (посредством организации летних кафе), что приводит к ограничению конкуренции.

Красноярским УФАС России принято решение о возбуждении дела  № 80-16-17 о нарушении антимонопольного законодательства  в отношении Администрации города Красноярска, ООО КРОО «Бастион»  и группы лиц: Скорук О.А. ООО «Исполин», ООО «Парк»  (приказ №  168 от 05.07.2017).

В рамках рассмотрения указанного дела в действиях Администрации города Красноярска были установлены признаки нарушения части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в издании актов: Распоряжение администрации г. Красноярска от 31.05.2016 №2783-недв (о закреплении имущества за МАУ «ЦСК»); Распоряжение администрации г.Красноярска от 27.12.2013 № 4990-недв (о закреплении имущества за МКУ «УДИБ»); Распоряжение администрации г. Красноярска от 08.12.2016 № 6234-недв и Распоряжение администрации города Красноярска от 16.06.2016 № 3148-недв (о предоставлении на праве постоянного (бессрочного) пользования земельных участков МАУ «ЦСК»; Распоряжение администрации г. Красноярска от 28.04.2017 № 1961-недв (о предоставлении на праве постоянного (бессрочного) пользования земельных участков МКУ «УДИБ», которые явились необоснованным основанием для расторжения договоров в одностороннем порядке с ИП Гартман Н.Г. и ООО «Апрель-99» (уведомление  исх. № 326-ек от 11.04.2017 – Гартман Н.Г.; уведомление исх. № 11-4869 от 05.07.2017 -  ООО «Апрель-99), а также  признаки нарушения   части 3 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в издании акта Постановления администрации города Красноярска от 09.03.2017 № 143, которым   утверждена муниципальной программы «Повышение эффективности деятельности городского самоуправления» на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов» Подразделом 3 «Механизм реализации подпрограммы 1» раздела VI которой  предусмотрено  возложение функции муниципального заказчика  по благоустройству территорией общего пользования - «Левобережная набережная р. Енисей от Регистрационной палаты до устья р. Качи» на   хозяйствующего субъекта - муниципальное автономное учреждение «ЦСК» посредством  предоставления субсидий,  а не размещения муниципального заказа.

Учитывая вышеизложенное, Красноярским УФАС России,  на основании статьи  39.1 ФЗ «О защите конкуренции», в рамках рассмотрения дела вынесено  предупреждение (исх. № 18511 от 25.10.2017) о необходимости устранения указанного нарушения путем принятия мер, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства; с этой целью Администрации города Красноярска в срок до 01.01.2018 надлежало:

-  внести изменения в  Распоряжение администрации г. Красноярска от 31.05.2016 №2783-недв в части о закрепления имущества за МАУ «ЦСК» объекта городского благоустройства- набережная путем исключения из приложения к распоряжению   имущества с реестровым номером  1;

- внести изменения в  Распоряжение администрации г. Красноярска от 27.12.2013 № 4990-недв в части  закрепления  имущества -  объект – городское благоустройство – сквер за МКУ «УДИБ» путем исключения из приложения к распоряжению строки 125;

- отменить  Распоряжение администрации г. Красноярска от 08.12.2016 № 6234-недв в части предоставления на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка МАУ «ЦСК»;

- отменить  Распоряжение администрации города Красноярска от 16.06.2016 № 3148-недв о предоставлении на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка МАУ «ЦСК»;

- внести изменения в  Распоряжение администрации г. Красноярска от 28.04.2017 № 1961-недв о предоставлении на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка МКУ «УДИБ» путем исключения  слов «земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300272:1815, категория земель: земли населенных пунктов, общей площадью 8 511,0 кв.м.,  расположенного по адресу: г. Красноярск, сквер на площади Театральной по ул. Перенсона,№ 2 (верхний и нижний ярус + ступенчатый тротуар с ул. Бограда), участок №2»;

- принять меры, направленные на возврат вышеуказанного муниципального имущества;

- отозвать уведомления  о расторжении договоров в одностороннем порядке, направленных в адрес ИП Гартман Н.Г. и ООО «Апрель-99» (уведомление  исх. № 326-ек от 11.04.2017 – Гартман Н.Г.; уведомление исх. № 11-4869 от 05.07.2017 -  ООО «Апрель-99).

- внести изменения   в Подраздел 3 «Механизм реализации подпрограммы 1» раздела VI муниципальной программы «Повышение эффективности деятельности городского самоуправления» на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов», утвержденной  Постановлением администрации города Красноярска от 09.03.2017 № 143 в части исключения слов «муниципальное автономное учреждение, деятельность которого координируется», а также слов «Реализация данного мероприятия осуществляется за счет субсидии на иные цели муниципальному автономному учреждению в соответствии с постановлением администрации города от 11.01.2012 № 4 «Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления из бюджета города муниципальным бюджетным и муниципальным автономным учреждениям субсидий в целях осуществления уставной деятельности, не связанной  с выполнением ими муниципального задания».

 О  выполнении  предупреждения  сообщить  в Красноярское УФАС России (с предоставлением документальных доказательств его исполнения).

11.12.2017 в адрес Красноярского УФАС России  от Администрации города Красноярска поступило письмо, из которого следует, что действия Администрации по предоставлению земельных участков, одностороннему расторжению договоров на право размещения временных сооружений, предоставлению субсидии МАУ «ЦСК» совершены   (по мнению Администрации) с соблюдением требований действующего законодательства. Таким образом, Администрацией города Красноярска выданное предупреждение не исполнено.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

По факту неисполнения предупреждения  Красноярским УФАС России на основании приказа  от 19.12.2017  № 332  в части неисполнения предупреждения  по обращению ООО «Апрель-99»  было возбуждено дело № 169-15-17; в остальной части (по обращению ИП Гартман Н.Г.) материалы переданы для приобщения к делу № 90-11-17.

Определением от 20 декабря 2017 года рассмотрение дела назначено 17 января 2018 года.

Определением от 17 января 2018 года, рассмотрение дела отложено на 15 февраля 2018 года.

15 февраля 2018 года в деле объявлен перерыв до 16 февраля 2018 года.

К моменту рассмотрения дела  ответчик – Администрация г. Красноярска представил письменную позицию (исх. б/н от 15.02.2018),  согласно которой не признает себя нарушившим антимонопольное законодательство ввиду следующего.

При принятии распоряжения администрации города  от 28.04.2017 № 1961-недв «О предоставлении МКУ «УДИБ» земельных участков» основания для отказа в предоставлении МКУ «УДИБ», земельных участков отсутствовали. Соответственно, решения о предоставлении земельных участков приняты в соответствии с положениями действующего законодательства.

Согласно ч. 1 п. 20 Положения о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска, утвержденного постановлением администрации города от 28.11.2014 № 809 (далее - Положение), п. 5.3 Договора на размещения временного сооружения от 30.03.2015 № 1338, заключенного между администрацией города Красноярска и ООО «Апрель-99», основанием для досрочного расторжения договора на размещение временного сооружения является наличие у иного лица в отношении земельного участка, на котором размещается временное сооружение, заключенного договора аренды, договора безвозмездного пользования земельным участком, либо иных прав на земельный участок, предусмотренных земельным и гражданским законодательством.

Уведомление владельца временного сооружения в письменной форме о досрочном расторжении договора на размещение временного сооружения осуществляется не менее чем за девяносто календарных дней до даты расторжения договора (п. 20 Положения).

Поскольку земельный участок, на котором  располагалось временное сооружение ООО «Апрель-99», предоставлен в  постоянное бессрочное пользование МКУ «УДИБ» направление уведомления о расторжении договора в одностороннем порядке с ООО «Апрель-99» осуществлено в соответствии с действующим законодательством.

На заседании Комиссии  16 февраля  2018 года  представитель МКУ «УДИБ» пояснила, что обслуживание объекта осуществлялось с момента закрепления сквера на праве оперативного управления (с 2013).

В рамках рассмотрения дела установлено следующее.

30 марта 2015 года между Администрацией и ООО «Апрель 99» заключен договор № 1338 на размещение временного сооружения (сезонного кафе) за номером 1621 в схеме размещения временных сооружений по адресу: г. Красноярск, Центральный район, Театральная площадь – нижняя площадка  (у памятника А.П. Чехова) (место № 1).

Пунктом 3.2.2.предусмотрено право Администрации  отказаться в одностороннем порядке от исполнения договора на размещение временного сооружения в следующих случаях:

3.2.2.1. Если Владелец в течение срока, установленного пунктом 2.2.1 настоящего Договора, не обратился за заключением договора аренды земельного участка, используемого для размещения временного сооружения.

3.2.2.2. В случае несоответствия установленного временного сооружения схеме размещения временных сооружений.

3.2.2.3. В случае нарушения установленных требований к архитектурному облику временного сооружения.

3.2.2.4. Если договор аренды земельного участка для размещения временного сооружения расторгнут.

3.2.2.5.В случае нарушения норм действующего законодательства, обеспечение соблюдения которых предусмотрено настоящим Договором.

Пунктом 5.1. вышеуказанного договора предусмотрено, что  Договор может быть изменен или расторгнут в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством.

Основанием для досрочного расторжения Договора является:

5.3.1.Наличие у иного лица в отношении земельного участка, на котором  размещается временное сооружение, заключенного договора аренды, договора безвозмездного пользования земельным участком либо иных прав на земельный участок, предусмотренных земельным и  гражданским законодательством.

5.3.2. Размещение временного сооружения в границах земельного участка (в границах производства работ), в отношении которого издан правовой акт о строительстве либо реконструкции объектов, признанных муниципальной нуждой.

5.3.3. Наличие двух аналогичных актов проверки, уполномоченного на проведение такой проверки органа, свидетельствующих о несоответствии временного сооружения схеме размещения временных сооружений, схеме размещения нестационарных торговых объектов, договору на размещение временного сооружения, иным требованиям, предъявляемым к временным сооружениям, датированных с разницей во времени не менее одного месяца, и (или) вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении за выявленные нарушения действующего законодательства в сферах реализации алкогольной продукции (в том числе Федерального закона от 22.1 1.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции").

Дополнительным соглашением № 470/с от 15 февраля 2016 года срок действия договора на размещение временного сооружения продлен до 01.03.2019 .

05.07.2017 Администрация города Красноярска направила  в адрес ООО «Апрель-99» уведомление об одностороннем отказе от исполнения договора  на размещение временного сооружения, расположенного по адресу: г. Красноярск, Театральная площадь – нижняя площадка (у памятника Чехову) (место № 1),  с 29.09.2017 (исх. № 11-4869 от 05.07.2017) и возможности получения компенсационного места.

Односторонний  отказ от исполнения договора мотивирован  предоставлением земельного участка  на праве постоянного  (бессрочного) пользования  МКУ г. Красноярска  «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» на основании Распоряжения  от 28.04.2017 № 1961-недв.

11.12.2017 Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в адрес ООО «Апрель-99» направлено уведомление (исх. № 32274 от 27.12.2017)  об отказе в перезаключении договора аренды земельного участка . расположенного по адресу: г. Красноярск, Центральный район, Театральная площадь – нижняя площадка (у памятника  А.П.Чехову) (место № 1) по причине расторжения договора на право размещения временного сооружения.

 22 февраля 2018 года на основании статьи 48.1 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссией было принято заключение об обстоятельствах дела № 169-15-17 (исх. № 2889 от 22.02.2018), лицам, участвующим в деле, было предложено представить Комиссии пояснения, доказательства и привести доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела.

Ответчики не  представили письменную позицию в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела.

Определением от 16.02.2018 рассмотрение дело назначено на 15 марта 2018 года. 15 марта 2018 года в деле объявлен перерыв до 20 марта 2018 года. Определением от 19 марта 2018 года срок рассмотрения дела продлен до 19 мая 2018 года.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы  лиц,  участвующих в рассмотрении дела, Комиссия  пришла к следующим выводам.

Конституцией Российской Федерации (статья 8) гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Согласно статье 34 Конституции каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 06.10.2003  № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 131-ФЗ вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии с частью 1 статьи 16  Федерального закона № 131-ФЗ организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм) отнесены к вопросам местного значения городского округа.

Согласно пункту 2 статьи 51 Федерального закона  № 131-ФЗ органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное владение или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Таким образом, органы местного самоуправления должны осуществлять полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими в Российской Федерации.

Предоставление земельных участков, являющихся муниципальной собственностью (а также земельных участков, собственность на которые не разграничена) входит в публичную функцию органов местного самоуправления и реализуется в соответствии с принимаемыми актами федерального законодательства, а также актами, регламентирующими порядок предоставления земельных участков, утверждаемыми органами самостоятельно.

В соответствии со ст. 13 Устава города Красноярска органы городского самоуправления управляют землями, находящимися в муниципальной собственности, а также осуществляют от имени города Красноярска права владения, пользования, распоряжения указанными землями в рамках их компетенции.

Согласно п. 1.8 Положения о порядке управления и распоряжения городской собственностью, утвержденного решением Красноярского городского Совета от 16.02.1999 № 17-155 органы городского самоуправления и уполномоченные органы вправе в рамках своей компетенции совершать в отношении объектов городской собственности любые действия, не противоречащие действующему законодательству и указанному Положению и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе передавать другим лицам свои права по владению, пользованию и распоряжению имуществом.

Пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ  предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов вправе создавать муниципальные учреждения.

В соответствии со статьями 123.21 - 123.23 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

В соответствии со статьей 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) государственные (муниципальные) бюджетные учреждения создаются для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.

Как следует из вышеуказанных положений, казенные учреждения могут выполнять как государственные (муниципальные) функции, так и оказывать государственные (муниципальные) услуги (выполнять работы) физическим и юридическим лицам. В свою очередь, бюджетные учреждения могут быть созданы исключительно для оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

В соответствии со статьей 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Владение - представляет фактическое обладание вещью либо документально подтвержденное правомочие обладать объектом собственности. Владение объектом дает право использовать его.

Пользование - употребление, применение, использование вещей в соответствии с их предназначением. Право пользования означает, что пользователь получил от владельца или распорядителя вещи, объекта право на их использование в течение определенного периода и на условиях, установленных собственником-распорядителем или собственником-владельцем.

В соответствии со статьей 209 ГК РФ собственнику принадлежит права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению  совершать  в отношении принадлежащего ему  имущества  любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц,  в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Статьей 264 ГК РФ предусмотрено, что земельные участки могут предоставляться их собственниками  другим лицам на условиях  и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. 

По пункту 2 статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа.

Пунктом 2 той же статьи установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно: органам государственной власти и органам местного самоуправления; государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным); казенным предприятиям.

 Согласно пункту 1.2 Устава МКУ «УДИБ», утвержденного распоряжением администрации города Красноярска от 02.07.2013 № 74-гх,  учреждение является некоммерческой  организацией, созданной в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации для организации выполнения работ по капитальному ремонту, ремонту, содержанию дорог в городе Красноярске, а также искусственных сооружений, расположенных на улично-дорожной сети, объектов внешнего благоустройства, санитарной очистки города, осуществления деятельности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на улично-дорожной сети города Красноярска, благоустройства и озеленения. МКУ «УДИБ» создано в целях реализации полномочий органа местного самоуправления по организации исполнения функций по содержанию вышеуказанных объектов муниципальной собственности. Осуществляет от имени муниципального образования города Красноярска функции заказчика.

Согласно пункту 2.2.1 Устава в целях исполнения функций муниципального заказчика по направлениям деятельности, предусмотренным пунктом 1.10 Устава, Учреждение формирует муниципальный заказ; подготавливает документацию для размещения муниципального заказа; заключает муниципальные контракты (договоры) от имени муниципального образования город Красноярск; осуществляет контроль за целевым и эффективным расходованием бюджетных средств по муниципальным контрактам, по которым выступает заказчиком; осуществляет и технический надзор и контроль за ходом выполнения работ.

На основании п. 1.10 Устава учреждение выполняет функции муниципального заказчика по капитальному ремонту, ремонту, содержанию дорог, по содержанию объектов благоустройства в городе Красноярске.

Согласно пункту 3.7 Устава земельные участки, необходимые для выполнения учреждением своих уставных целей, предоставляются ему в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Таким образом, из системного толкования указанных положений Устава МКУ «УДИБ» следует, что учреждение создано для исполнения муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органа местного самоуправления – Администрации города Красноярска.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, МКУ «УДИБ» является титульным владельцем земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300272:1815, категория земель: земли населенных пунктов, общей площадью 8 511,0 кв.м.,  расположенного по адресу: г. расноярск, сквер на площади Театральной по ул. Перенсона,№ 2 (верхний и нижний ярус + ступенчатый тротуар с ул. Бограда), участок №2, предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование Распоряжением администрации г. Красноярска от 28.04.2017 № 1961-недв.

На указанном земельном участке  расположен объект – городское благоустройство, который находится в оперативном управлении МКУ  «УДИБ» на основании Распоряжения администрации г. Красноярска от 27.12.2013 № 4990-недв.

Объект – городское благоустройство  - является сквером.

Сквер - компактная озелененная территория, предназначенная для повседневного кратковременного отдыха и транзитного пешеходного передвижения населения.

В соответствии с пунктом 12 статьи 1  Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

 Таким образом,  сквер, закрепленный на праве оперативного управления за учреждениями,  является местом общего пользования.

На основании пункта 1 статьи 262 ГК РФ  под земельными участками общего пользования понимаются незакрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (п. 12 ст. 85 ЗК РФ).

По общему правилу территория общего пользования не может быть предоставлена в пользование конкретному лицу (статья 262 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, предоставление на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка общего пользования  противоречит правовой природе данного понятия.

Кроме того, как установлено в рамках рассмотрения дела учреждения не реализуют правомочия владения и правомочия пользования  ни земельными участками,  ни объектами, расположенными на данных земельных участках,  поскольку данные объекты находятся в общем владении и пользовании, так как являются местами общего пользования.

Объект недвижимости муниципальной собственности – сквер, используемый по соответствующему назначению неограниченным кругом лиц на бесплатной основе, не может быть передан на праве оперативного управления учреждениям, поскольку такое имущество предназначено для общего пользования, а закрепление его за учреждениями не соотносится с предметом и целями деятельности учреждений. Таким образом, передача в постоянное бессрочное пользование земельного участка, на котором расположен вышеуказанный объект,  также не обоснована.

Согласно правовых позиций, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 14.12.2000 № 244-О, от 07.02.2002 № 16-О, от 05.07.2001 № 130-О, от 07.06.2001 № 139-О, Постановлениях от 21.11.2002 № 15-П, от 30.07.2001 № 13-П деятельность органов государственной власти и местного самоуправления не должна подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, произвольно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.

В пункте 2 Определения от 15.01.2008 № 243-0-0 Конституционный Суд Российской Федерации указал, что статья 8 (часть 1) Конституции Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя провозглашает свободу экономической деятельности. Принципом экономической свободы предопределяются конституционно гарантируемые правомочия, составляющие основное содержание закрепленного в статье 34 (часть 1) Конституции Российской Федерации права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Реализуя данное конституционное право, граждане вправе определять сферу этой деятельности и осуществлять соответствующую деятельность в индивидуальном порядке либо совместно с другими лицами путем участия в хозяйственном обществе, товариществе или производственном кооперативе, т.е. путем создания коммерческой организации как формы коллективного предпринимательства, самостоятельно выбирать экономическую стратегию развития бизнеса, использовать свое имущество с учетом установленных Конституцией Российской Федерации гарантий права собственности (статья 35, часть 3) и поддержки государством добросовестной конкуренции (статья 8, часть 1; статья 34, часть 2).

Учитывая, что предоставление земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования  учреждению является необоснованным, расторжение договора с ООО «Апрель-99»   по причине  предоставления земельного участка учреждению также не соответствует требованиям антимонопольного законодательства.

Ввиду изложенного, в действиях Администрации города Красноярска имеет место нарушение  части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в издании актов: Распоряжение администрации г. Красноярска от 27.12.2013 № 4990-недв (о закреплении имущества за МКУ «УДИБ»); Распоряжение администрации г. Красноярска от 28.04.2017 № 1961-недв (о предоставлении на праве постоянного (бессрочного) пользования земельных участков МКУ «УДИБ», которые явились необоснованным основанием для расторжения договора в одностороннем порядке с ООО «Апрель-99».

Кроме того, в  соответствии с пунктом 26 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся: утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства,  расположенных на территории  городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование  земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.

В силу частей 1, 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ  по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Нормой статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон N 381-ФЗ) установлены отдельные особенности размещения нестационарных торговых объектов.

Так, размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).

Порядок размещения временных сооружений на территории города Красноярска регламентирован  Положением «О порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска», утвержденным Постановлением администрации города  № 809 от 28.11.2014 (далее по тексту – Порядок).

Пунктом  3 Прядка  предусмотрено, что размещение временных сооружений на территории города  осуществляется по результатам торгов, за исключением временных сооружений, размещение которых осуществляется в ином порядке, установленном Положением.

Продажа права на размещение временных сооружений осуществляется путем проведения аукционов (п.8 Порядка).

 Органом, уполномоченным на принятие заявлений о размещении временных сооружений и принятие решений об отказе в размещении временных сооружений, заключение и расторжение договоров на размещение временных сооружений, в том числе заключение и расторжение договоров по итогам проведенных аукционов, является департамент социально-экономического развития администрации города (далее - Уполномоченный орган).

Договор на размещение временного сооружения заключается на срок, определенный схемой размещения временных сооружений на территории города Красноярска, схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска.

В соответствии с пунктом 20  Порядка основаниями для досрочного расторжения договора на размещение временного сооружения являются:

1) наличие у иного лица в отношении земельного участка, на котором размещается временное сооружение, заключенного договора аренды, договора безвозмездного пользования земельным участком, либо иных прав на земельный участок, предусмотренных земельным и гражданским законодательством;

2) размещение временного сооружения в границах земельного участка (в границах производства работ), в отношении которого издан правовой акт о строительстве либо реконструкции объектов, признанных муниципальной нуждой;

3) наличие двух аналогичных актов проверки уполномоченного на проведение такой проверки органа, свидетельствующих о несоответствии временного сооружения схеме размещения временных сооружений, схеме размещения нестационарных торговых объектов, договору на размещение временного сооружения, иным требованиям, предъявляемым к временным сооружениям, датированных с разницей во времени не менее одного месяца, и (или) двух вступивших в законную силу постановлений по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания за выявленные нарушения законодательства в сфере реализации алкогольной продукции (в том числе Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»);

4) иные случаи, предусмотренные договором.

Уполномоченный орган уведомляет владельца временного сооружения в письменной форме о досрочном расторжении договора на размещение временного сооружения не менее чем за девяносто календарных дней до даты расторжения договора.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 14.12.2000 № 244-О, от 07.02.2002 № 16-О, от 05.07.2001 № 130-О, от 07.06.2001 № 139-О, Постановлениях от 21.11.2002 № 15-П, от 30.07.2001 № 13-П деятельность органов государственной власти и местного самоуправления не должна подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, произвольно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.

Однако вышеуказанное условие Администрацией города Красноярска не соблюдено, права ООО «Апрель» на свободное осуществление предпринимательской деятельности не обеспечены.

В силу п. 1 ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (п. 1 ст. 422 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

В соответствии со статьей 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором (пункт 1). По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1) при существенном нарушении договора другой стороной;

2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Статьей 450.1 ГК РФ предусмотрен порядок прекращения (расторжения) договора в одностороннем порядке.

Согласно статье 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами. Одностороннее изменение условий обязательства, связанного с осуществлением всеми его сторонами предпринимательской деятельности, или односторонний отказ от исполнения этого обязательства допускается в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.

В соответствии с пунктом 1 статьи 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.

В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным (пункт 2 статьи 450.1 ГК РФ).

При расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства (пункт 2 статьи 453 ГК РФ).

По правилам указанной нормы материального права стороны сделки могут предусмотреть право одностороннего отказа от договора.

Следовательно, основаниями для досрочного расторжения (прекращения) договора является:

- соглашение сторон;

- решение суда;

- односторонний отказ от договора, в случае, если такое право предоставлено ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором. При этом, право на односторонний отказ от договора должно быть четко сформулировано в договоре.

В соответствии со статьей 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.

Оценив вышеприведенные условия договора № 1338 А/5960 на размещение временного сооружения от 30.03.2015 с учетом его буквального толкования по правилам статьи 431 ГК РФ, антимонопольный орган пришел к выводу, что пункт 5.3. договора не содержит право на односторонний отказ от договора по правилам статьи 450.1. ГК РФ. По условиям пункта 5.3. договора,  договор может быть расторгнут по общим правилам статьи 450 ГК РФ, то есть по соглашению сторон или в судебном порядке.

Таким образом, направление уведомления 05 мая  2017 года  Администрацией города Красноярска в адрес ООО «Апрель-99»  о досрочном расторжении договора с 29.09.2017 не соответствует требованиям действующего законодательства.

Предоставление МКУ «УДИБ»  земельного участка в постоянное бессрочное пользование также не может являться препятствием для  размещения временных сооружений на данном земельном участке на основании следующего.

Так согласно части 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам и юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, в том числе, для размещения нестационарных торговых объектов.

Кроме того, как установлено при рассмотрении настоящего дела  (на заседании комиссии 17.01.2017)  с момента предоставления объекта сквера на праве оперативного управления и, соответственно, передачи земельного участка  в правоотношениях МКУ «УДИБ» с иными участниками правоотношений ничего не изменилось.

Таким образом,  правовых и объективных оснований для досрочного расторжения с ООО «Апрель-99»   договора на размещение временного сооружения в одностороннем порядке у Администрации г. Красноярска не имеется, поскольку действующее законодательство не связывает право на размещение нестационарных торговых объектов с обязанностью получения права на земельный участок, в границах которого расположено временное сооружение.

Принимая решение о расторжении договора на размещение временного сооружения путем направления уведомления ООО «Апрель-99»,  летнее кафе  которого  расположено в границах земельного участка, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования МКУ «УДИБ» Администрацией города Красноярска не указано объективных причин, обусловливающих принятие такого решения, равно как и не указано  объективных причин, препятствующих предоставлению возможности размещения кафе, расположенного в границах земельного участка, переданного  МКУ «УДИБ» в постоянное бессрочное пользование, в том числе ввиду наличия правовой возможности размещения временного торгового объекта на земельном участке без предоставления права на данный земельный участок.

Учитывая изложенное,  действия  Администрации г. Красноярска, выразившиеся в расторжении договора на размещение временного сооружения, в отказе в перезаключении договора аренды  земельного участка  с ООО «Апрель-99»,  путем направления уведомления  о досрочном расторжении договора  на размещение временного сооружения в одностороннем порядке (исх. № 11-4869 от 05.07.2017 от 04.10.2017),  направления уведомления об отказе в перезаключении договора аренды земельного участка  (исх. №  32274 от 27.12.201726138 ги от 20.10.2017),  являются необоснованными и препятствуют осуществлению предпринимательской деятельности ООО «Апрель-99».

В силу статьи 1 ФЗ «О защите конкуренции» данный Закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями (часть 1); его целями являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» органам государственной власти запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе запрещается необоснованное препятствие деятельности хозяйствующим субъектам.

Закрепленные приведенной нормой запреты распространяются прежде всего на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных (волевых) инструментов.

В соответствии со статьей 4 ФЗ «О защите конкуренции» под товарным рынком понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В ходе рассмотрения дела в соответствии с пунктом 10.8  Приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 (ред. от 20.07.2016) «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2010 N 18026) проведен анализ состояния конкуренции на рынке предоставления права  на размещение временных сооружений на  территории  города Красноярска (аналитический отчет от 19 февраля 2018 года).

Согласно данным аналитического отчета от 19.02.2018  временной интервал  настоящего исследования определен с 05.07.2017  (дата направления уведомления в адрес ООО «Апрель-99»  о досрочном расторжении договора) по 19.02.2018 включительно (дата составления аналитического отчета).

Анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке предоставления права на размещение временного сооружения  на территории города Красноярска показал следующее.

На исследуемом товарном рынке под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу) предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Таким образом, предоставление права на размещение временного сооружения может рассматриваться как товар.

Порядок размещения временных сооружений на территории города Красноярска регламентирован  Положением «О порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска», утвержденным Постановлением администрации города  № 809 от 28.11.2014 (далее по тексту – Порядок).

Пунктом  3 Прядка  предусмотрено, что размещение временных сооружений на территории города  осуществляется по результатам торгов, за исключением временных сооружений, размещение которых осуществляется в ином порядке, установленном Положением.

Продажа права на размещение временных сооружений осуществляется путем проведения аукционов (п.8 Порядка).

 Органом, уполномоченным на принятие заявлений о размещении временных сооружений и принятие решений об отказе в размещении временных сооружений, заключение и расторжение договоров на размещение временных сооружений, в том числе заключение и расторжение договоров по итогам проведенных аукционов, является департамент социально-экономического развития администрации города (далее - Уполномоченный орган).

Учитывая, что договоры  на право размещения временных сооружений заключаются между Администрацией города Красноярска в лице заместителя Главы города – руководителя департамента социально-экономического развития администрации города Красноярска  и хозяйствующими субъектами,    следовательно, продавцом такого права может быть   - Администрация города Красноярска.  В связи с тем, что в границах одного муниципального образования существует только один уполномоченный орган,  то аналогов рассматриваемого товара нет.

Таким образом, Администрация выступает единственным продавцом на рынке предоставления права на размещение временных сооружений на территории города Красноярска, а продуктовыми границами товарного рынка  является предоставления права на размещение временного сооружения  на территории города Красноярска  Красноярского края.

Согласно условиям договора на право размещения временного сооружения,  заключенного с ООО «Апрель-99», временное сооружение  должны быть использовано для оказания услуг  летнего кафе  потребителям на территории  города Красноярска.

Таким образом, географические границы рынка предоставления права на размещение временных сооружений в рассматриваемом случае определены территорией  города Красноярска.

В состав  хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно продающие (производящие) в его границах рассматриваемые услуги в пределах определенного временного интервала.

Возможность приобретения товара имеется у всех заинтересованных субъектов, осуществляющих (желающих  осуществлять)  деятельность на территории города Красноярска. Следовательно, потенциально имеется большое число покупателей товара, ограниченное только территориальными границами муниципального образования на анализируемом рынке.

Таким образом, географические границы рынка предоставления права на размещение временных сооружений в рассматриваемом случае определены территорией города Красноярска.

В ходе исследования рассматриваемого товарного рынка установлено наличие непреодолимого административного барьера входа на рынок. Это обусловлено тем, что предоставлять право на размещение временных сооружений может только Администрация города Красноярска.

С учетом вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу, что рынок получения права на размещение временных сооружений на территории  города Красноярска  является конкурентным среди покупателей данного права.

Предоставление указанного права обусловливает получение покупателем возможности  доступа на рынок  оказания услуг летнего кафе.    Соответственно, отказ Администрации города Красноярска от исполнения обязательств по договору в одностороннем порядке,  как  продавца права, оказывают непосредственное влияние на конкуренцию за право доступа на товарный рынок – оказания услуг летнего кафе  и условия осуществления деятельности на данном рынке покупателем данного права.

Таким образом, уведомления Администрации города Красноярска (о досрочном расторжении договора  на размещение временного сооружения в одностороннем порядке (исх. № 11-4869 от 05.07.2017 от 04.10.2017),  направления уведомления об отказе в перезаключении договора аренды земельного участка  (исх. №  32274 от 27.12.201726138 ги от 20.10.2017)  являются барьером для входа ООО «Апрель-99» на рынок оказания услуг летнего кафе, что непосредственным образом влияет на количественный состав участников данного рынка и указывает на ограничение конкуренции в смысле пункта 17 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции».

Комиссия принимает во внимание довод Заявителя о том, что «досрочное расторжение договора на право размещения временного сооружения отрицательно повлияют на финансовое состояние общества и соответственно влияют на конкурентноспособность хозяйствующего субъекта», ввиду невозможности осуществления деятельности по оказанию услуг летнего кафе.

Довод Ответчика -  Администрации города Красноярска  о том, что «предоставление земельного участка иному лица на праве постоянного (бессрочного пользования) является безусловным основанием для  расторжения договора на право размещения временного сооружения; предоставление земельного участка МКУ г. Красноярска «УДИБ» соответствует требованиям действующего законодательства и целям создания учреждений» подлежит отклонению как несостоятельный в правовом отношении, поскольку сквер, закрепленный на праве оперативного управления за учреждением,  является местом общего пользования.

По общему правилу территория общего пользования не может быть предоставлена в пользование конкретному лицу (статья 262 ГК РФ).

Таким образом, предоставление на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка общего пользования  противоречит правовой природе данного понятия.

Кроме того, как установлено в рамках рассмотрения дела учреждения не реализуют правомочия владения и правомочия пользования  ни земельным участком,  ни объектами, расположенными на данных земельных участках,  поскольку данные объекты находятся в общем владении и пользовании, так как являются местами общего пользования.

Объекты недвижимости муниципальной собственности – сквер, используемый по соответствующему назначению неограниченным кругом лиц на бесплатной основе, не может быть передан на праве оперативного управления учреждениям, поскольку такое имущество предназначено для общего пользования, а закрепление его за учреждениями не соотносится с предметом и целями деятельности учреждений. Таким образом, передача в постоянное бессрочное пользование земельного участка, на котором расположен вышеуказанный объект,  также не обоснована.

Согласно статье 3 ФЗ «О защите конкуренции» настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции.

Статья 4 ФЗ «О защите конкуренции» определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условиях обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции», к числу которых относится сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Вред публичным правам и интересам, т.е. посягательство на правопорядок в сфере конкуренции, определяется  через категории недопущения, ограничения или устранения конкуренции,  либо через категорию "вред конкуренции". 

Недопущение конкуренции - это такая ситуация, при которой исключается возможность конкуренции; ограничение конкуренции - когда существенно снижается возможность конкуренции,  устранение конкуренции - когда устраняется ее возможность, вплоть до нуля.

         Согласно данной правовой позиции федеральным органам исполнительной власти запрещается совершать любые действия, следствием которых является ограничение прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров, а также создание неравных (дискриминационных) условий деятельности для субъектов товарного рынка. При этом нормативно установленный запрет федеральным и муниципальным органам исполнительной власти адресован в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

Введение ограничения прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров, создание дискриминационных условий деятельности на соответствующем товарном рынке оказывает влияние на состояние конкурентной среды и, соответственно, способно повлечь негативные последствия в виде ограничения, недопущения либо устранения конкуренции.

В результате исследования доказательств, Комиссия Красноярского УФАС России приходит к выводу о  том, что в действиях ответчика имеет место нарушение антимонопольного законодательства, выразившееся  в издании актов: Распоряжение администрации г. Красноярска от 27.12.2013 № 4990-недв (о закреплении имущества за МКУ «УДИБ»); Распоряжение администрации г. Красноярска от 28.04.2017 № 1961-недв (о предоставлении на праве постоянного (бессрочного) пользования земельных участков МКУ «УДИБ», которые явились необоснованным основанием для расторжения договора в одностороннем порядке с ООО «Апрель-99»; в расторжении договора на размещение временного сооружения, в отказе в перезаключении договора аренды  земельного участка  с ООО «Апрель-99»,  путем направления уведомления  о досрочном расторжении договора  на размещение временного сооружения в одностороннем порядке (исх. № 11-4869 от 05.07.2017 от 04.10.2017),  направления уведомления об отказе в перезаключении договора аренды земельного участка  (исх. №  32274 от 27.12.201726138 ги от 20.10.2017).

В соответствии с вышеизложенным, Комиссия пришла к выводу:

- об отсутствии оснований  для прекращения производства по делу по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», возбужденному  в отношении Администрации города Красноярска;  

- о наличии в действиях Администрации города Красноярска  нарушения   пункта 2 части 1  статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося   в  издании актов: Распоряжение администрации г. Красноярска от 27.12.2013 № 4990-недв (о закреплении имущества за МКУ «УДИБ»); Распоряжение администрации г. Красноярска от 28.04.2017 № 1961-недв (о предоставлении на праве постоянного (бессрочного) пользования земельных участков МКУ «УДИБ», которые явились необоснованным основанием для расторжения договора в одностороннем порядке с ООО «Апрель-99»; в расторжении договора на размещение временного сооружения, в отказе  перезаключения договора аренды  земельного участка  с ООО «Апрель-99»,  путем направления уведомления  о досрочном расторжении договора  на размещение временного сооружения в одностороннем порядке (исх. № 11-4869 от 05.07.2017 от 04.10.2017),  направления уведомления об отказе в перезаключении договора аренды земельного участка  (исх. №  32274 от 27.12.201726138 ги от 20.10.2017)

-  о необходимости выдачи предписания о совершении действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, с этой целью Администрации города Красноярска надлежит: - отменить Распоряжение администрации г. Красноярска от 27.12.2013 № 4990-недв (о закреплении имущества за МКУ «УДИБ»); Распоряжение администрации г. Красноярска от 28.04.2017 № 1961-недв (о предоставлении на праве постоянного (бессрочного) пользования земельных участков МКУ «УДИБ»);

-  отозвать уведомление  о досрочном расторжении договора  на размещение временного сооружения в одностороннем порядке (исх. № 11-4869 от 05.07.2017 от 04.10.2017),  уведомление об отказе в перезаключении договора аренды земельного участка  (исх. №  32274 от 27.12.201726138 ги от 20.10.2017).

На основании изложенного Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 ФЗ «О защите конкуренции»

РЕШИЛА:

1. Признать Администрацию города Красноярска нарушившей пункт 2 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», в части издания актов: Распоряжение администрации г. Красноярска от 27.12.2013 № 4990-недв (о закреплении имущества за МКУ «УДИБ»); Распоряжение администрации г. Красноярска от 28.04.2017 № 1961-недв (о предоставлении на праве постоянного (бессрочного) пользования земельных участков МКУ «УДИБ»), которые явились необоснованным основанием для расторжения договора в одностороннем порядке с ООО «Апрель-99»; в расторжении договора на размещение временного сооружения, в отказе  перезаключения договора аренды  земельного участка  с ООО «Апрель-99»,  путем направления уведомления  о досрочном расторжении договора  на размещение временного сооружения в одностороннем порядке (исх. № 11-4869 от 05.07.2017 от 04.10.2017),  направления уведомления об отказе в перезаключении договора аренды земельного участка  (исх. №  32274 от 27.12.201726138 ги от 20.10.2017),   что непосредственно влияет на конкурентноспособность  ООО «Апрель-99»,   а также свидетельствует о нарушении публичного порядка, обеспечивающего конкуренцию.

2. В целях защиты гражданских прав, публичного порядка, обеспечивающего конкуренцию,  выдать Администрации города Красноярска предписание  о прекращении нарушения антимонопольного законодательства,  с этой целью Администрации города Красноярска надлежит:

- отменить Распоряжение администрации г. Красноярска от 27.12.2013 № 4990-недв (о закреплении имущества за МКУ «УДИБ»); Распоряжение администрации г. Красноярска от 28.04.2017 № 1961-недв (о предоставлении на праве постоянного (бессрочного) пользования земельных участков МКУ «УДИБ»);

-  отозвать уведомление  о досрочном расторжении договора  на размещение временного сооружения в одностороннем порядке (исх. № 11-4869 от 05.07.2017 от 04.10.2017),  уведомление об отказе в перезаключении договора аренды земельного участка  (исх. №  32274 от 27.12.201726138 ги от 20.10.2017).

3. Передать материалы дела № 169-15-17 уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для решения вопроса о привлечении  должностных лиц ответчика  к административной ответственности по статье  14.9 КоАП РФ.

Настоящее решение может быть обжаловано в порядке, установленном  статьями 23 и 52 Федерального закона «О защите конкуренции». 

 

Председатель Комиссии

                                                                                            А.А. Годованюк

 

Члены Комиссии

 

 

 

                                                                                         

М.А. Дударева

 

А.А. Фимина

 

 

 

Согл.Капсудин

 

 

 

 

 

 

   

 

Администрация города Красноярска

ул.  Карла Маркса, 93,  г. Красноярск, 660049

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 169-15-17   

26 марта  2018                                                                                                                     г. Красноярск

     

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – Годованюк А.А., заместитель  руководителя управления – начальник контрольного отдела; члены Комиссии – Дударева М.А.,  заместитель начальника отдела контроля органов власти; Фимина А.А., специалист-эксперт отдела закупок, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50  Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее -  ФЗ «О защите конкуренции»),  на основании своего решения  от 26 марта   2018 года по делу № 169-15-17 о нарушении  Администрацией города Красноярска части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Администрации города Красноярска в срок до 01 мая  2018 года надлежит совершить действия, направленные на  прекращение нарушения антимонопольного законодательства, а именно:

- отменить Распоряжение администрации г. Красноярска от 27.12.2013 № 4990-недв (о закреплении имущества за МКУ «УДИБ»); Распоряжение администрации г. Красноярска от 28.04.2017 № 1961-недв (о предоставлении на праве постоянного (бессрочного) пользования земельных участков МКУ «УДИБ»);

-  отозвать уведомление  о досрочном расторжении договора  на размещение временного сооружения в одностороннем порядке (исх. № 11-4869 от 05.07.2017 от 04.10.2017),  уведомление об отказе в перезаключении договора аренды земельного участка  (исх. №  32274 от 27.12.201726138 ги от 20.10.2017).

 

Об исполнении настоящего предписания сообщить в адрес Красноярского УФАС России в течение 5 дней по истечении установленного срока  исполнения предписания.  

 

Предписание может быть обжаловано в порядке, установленном  статьями 23 и 52 Федерального закона «О защите конкуренции».   

 

 Примечание:  За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

Председатель Комиссии

                                                                                               А.А. Годованюк

 

Члены Комиссии

 

 

 

                                                                                        

М.А. Дударева

 

А.А. Фимина