Решение б/н Решение по делу № 172-10-12 от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

<…>

ООО «Жилкомуправление»

Микрорайон 9, д.21, пом.82,

г. Ачинск, Красноярский край, 662152

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

№172-10-12 от 04 июля 2012 года                                                                                  г. Красноярск

           

Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии 03 июля 2012 года. В полном объеме решение изготовлено 04 июля 2012 года.

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – Лужбин Е.Л., ВрИО руководителя управления, члены комиссии – Баранова А.В. – начальник правового отдела, Шмыгин С.И. – специалист – эксперт правового отдела, рассмотрев дело №172-10-12, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Жилкомуправление» (юридический адрес: 662152, Красноярский край, г. Ачинск, 9 микрорайон, 21, пом. 81) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закона «О защите конкуренции),

при участии в  заседании Комиссии:

от ООО «Жилкомуправление» - <…>

Надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения дела <…> на заседание Комиссии не явился, своего представителя не направил.

В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление гражданина <…> (вх.№4155 от 21.03.2012) на действия ООО «Жилкомуправление», выразившиеся  в незаконном взимании с владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением Общества с ограниченной ответственностью «Жилкомуправление», платы за опломбировку места установки приборов учета горячей и холодной воды (ввод в эксплуатацию).

По данному факту приказом Красноярского УФАС России от 17 мая 2012 года №294 возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ООО «Жилкомуправление».

Определением от 17.05.2011 рассмотрение дела №172-10-12 назначено на 13.06.2012 в 10:30; в качестве ответчика по делу привлечено ООО «Жилкомуправление».

Определением от 13.06.2012 рассмотрение дела №172-10-12 отложено на 03.07.2012 г. на 10:30.

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено следующее.

ООО «Жилкомуправление» зарегистрировано в качестве юридического лица ОГРН 1062443028372, ИНН/КПП 2443029436/244301001.

В соответствии с решениями общего собрания собственников помещений жилых многоквартирных домов расположенных в г. Ачинске по ул. Советская (Голубева), 26, ответчик избран в качестве управляющей этими домами организацией, что подтверждено соответствующими протоколами.

В перечень санитарно-технических работ и услуг и калькуляцию их стоимости, оказываемые ООО «Жилкомуправление» на добровольной и возмездной основе, плата за которые не входит в состав платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, утвержденным заместителем генерального директора общества по экономике и финансам <…> (вх.№6432 от 23.04.2012) включена стоимость работ по осуществлению мероприятий, связанных с вводом в эксплуатацию приборов учета (с учетом стоимости материалов) в размере 225 рублей (за один прибор). В соответствии с калькуляцией на оказание услуг по опломбировке индивидуальных приборов учета цена складывается из следующих составляющих: заработная плата, отчисления, накладные расходы (95%), стоимость чел.-ч.

В ходе рассмотрения настоящего дела представитель ООО «Жилкомуправление» пояснил, что плата за опломбировку приборов учета с собственников жилых помещений взималась в течении 2009 – 2012 годов.

Ответчиком на заседании Комиссии представлены сведения о фактах опломбировки мест установки приборов учета холодной и горячей воды (ввода в эксплуатацию), в том числе сведения о взимании платы за опломбировку мест установки приборов учета холодной и горячей воды (ввода в эксплуатацию) с владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением управляющей компании.

Согласно представленной информации  владельцы помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО «Жилкомуправление» перечислили последнему плату за работы по приему в эксплуатацию (регистрация и опломбирование) индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды на сумму 129 600 (сто двадцать девять тысяч шестьсот) рублей.

В ходе рассмотрения дела представителем ООО «Жилкомуправление» были приведены доводы о правомерности взимания платы за опломбировку места установки индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды, в частности: индивидуальный прибор учета не является общим имуществом, а является собственностью граждан, следовательно, собственник помещения самостоятельно несет бремя содержания своего имущества; при установке приборов учета и ввода их в эксплуатацию наличие факта опломбировки места установки индивидуальных приборов учета обязательно; стоимость работ по опломбировке индивидуальных приборов учета не подлежит государственному регулированию, вследствие чего является договорной и определяется в договоре на оказание платных услуг по опломбировке индивидуальных приборов учета.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы ответчика и заинтересованных лиц, Комиссия по рассмотрению дела №172-10-12 пришла к следующим выводам.

Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (далее – Правила).

При этом согласно нормам-дефинициям, содержащимся в пункте 3 указанного нормативного акта, «исполнитель» - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги; исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы; «потребитель» - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; «внутридомовые инженерные системы» - инженерные коммуникации и оборудование, предназначенные для предоставления коммунальных услуг и расположенные в помещениях многоквартирного дома или в жилом доме; «коллективный (общедомовой) прибор учета» - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом; «индивидуальный прибор учета» - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) потребления коммунальных ресурсов потребителями, проживающими в одном жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме.

В соответствии с пунктом 4 Правил, коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким договором, исходя из фактических обстоятельств дела и норм жилищного законодательства, является договор управления многоквартирным домом, заключаемым в порядке, установленном статьей 162 ЖК РФ.

В соответствии пунктом 7 Правил, собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям.

В соответствии с пунктом 22 Правил, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.

Согласно пункту 23 Правил и подпункту 1 пункта 3 приложения 2 к Правилам, при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется по формуле:

 

,

 

где:

- объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт·час);

- суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, оборудованных приборами учета, измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт·час);

- суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный для жилых помещений - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилых помещений - в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (куб. м, кВт·час);

- объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в i-том жилом или нежилом помещении, оборудованном прибором учета, измеренный индивидуальным прибором учета, а в коммунальных квартирах - общим (квартирным) прибором учета, или в i-том жилом или нежилом помещении, не оборудованном прибором учета, определенный для жилого помещения - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилого помещения - в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (куб. м, кВт·час);

- тариф на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения - руб./кВт·час).

Таким образом, расчет за потребленные коммунальные ресурсы, в частности холодную и горячую воду, осуществляется с использованием не только показаний индивидуальных приборов учета, но и коллективных (общедомовых) приборов учета, являющихся общей собственностью владельцев помещений в жилом многоквартирном доме, а показания индивидуального прибора учета, в конечном счете, влияют на итоговую стоимость коммунальных ресурсов, оплачиваемых каждым владельцем помещения в жилом многоквартирном доме.

При этом Правила не содержат такого понятия, как «ввод индивидуального прибора учета в эксплуатацию», как не содержит и четкого определения момента возникновения оснований для применения  порядка расчета за фактически потребленную холодную и горячую воду, исходя из содержания пункта 23 Правил.

Вместе с тем, согласно пункту 52 Правил, потребитель обязан информировать исполнителя об изменении оснований и условий пользования коммунальными услугами и их оплаты не позднее 10 рабочих дней с даты произошедших изменений. Кроме того, указанным пунктом предусмотрено, что потребитель обязан: в целях учета коммунальных ресурсов, подаваемых потребителю, использовать коллективные (общедомовые), общие (квартирные) или индивидуальные приборы учета, внесенные в государственный реестр средств измерений; обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении; допускать в заранее согласованное с исполнителем время в занимаемое жилое помещение работников и представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования и выполнения необходимых ремонтных работ, а представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для ликвидации аварий - в любое время; в заранее согласованное с исполнителем время (не чаще 1 раза в 6 месяцев) обеспечить допуск для снятия показаний общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета

В свою очередь корреспондирующие вышеуказанным обязанностям потребителя права исполнителя коммунальной услуги по требованию внесения платы за потребленные коммунальные услуги, по допуску в заранее согласованное с потребителем время в занимаемое последним жилое помещение работников или представителей исполнителя для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, по осуществлению проверки правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб, свидетельствует о том, что факт установки индивидуального прибора учета холодной и горячей воды должен быть известен  исполнителю коммунальной услуги и им удостоверен для дальнейшего расчета стоимости потребленного потребителем коммунального ресурса, исходя из показаний индивидуального прибора учета.

Вместе с тем, законодатель, определив в Правилах в качестве обязательного условия использование потребителями при расчетах за потребленные коммунальные ресурсы  индивидуальных приборов учета, находящихся в исправном состоянии и надлежащим образом опломбированных, не установил в качестве дополнительного условия обязательное опломбирование места установки индивидуального прибора учета, тем самым, исходил из презумпции добросовестности потребителя.

Анализ действующего законодательства позволяет Комиссии Красноярского УФАС России прийти к выводу о том, что сложившаяся практика по опломбированию места установки приборов учета холодной и горячей воды в помещениях, расположенных в многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО «Жилкомуправление» является практикой, не обусловленной требованиями действующего законодательства, и направленной на обеспечение интересов всех жителей многоквартирного дома, а, следовательно, интересов управляющей компании, принявшей на себя обязательства по управлению жилым многоквартирным домом. Таким образом, получение владельцами индивидуальных  приборов учета холодной и горячей воды «услуги» по опломбировке места установки индивидуального прибора учета не обусловлено заинтересованностью потребителя (спросом), а имеющие место факты приобретения у ООО «Жилкомуправление» указанной «услуги» за плату владельцами помещений вызвано тем, что ввод в эксплуатацию приборов учета холодной и горячей воды ставится в прямую зависимость от опломбировки места установки этих приборов учета (которая осуществляется за плату). Кроме того, Комиссией принято во внимание, что плата за опломбировку места установки приборов учета холодной и горячей воды является прибылью ООО «Жилкомуправление», не направленной на содержание общего имущества жилых многоквартирных домов.

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Таким образом, в норме части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» сформулирован общий запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом, доминирующим положением на рынке, направлен, в том числе, не только на защиту конкуренции (публичного порядка), но и на  защиту интересов контрагентов доминирующего хозяйствующего субъекта (частноправовых интересов).

Комиссия Красноярского УФАС России, проанализировав нормы действующего законодательства и объективные обстоятельства дела, приходит к выводу об ущемлении интересов владельцев помещений жилых многоквартирных домов, находящихся под управлением ООО «Жилкомуправление», которые были вынуждены обратиться в управляющую компанию за опломбировкой места установки приборов учета холодной и горячей воды и оплатить эти работы  для  дальнейшего расчета за потребленные ресурсы в соответствии с показаниями этих приборов учета, несмотря на то, что опломбировка места установки индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды и взимание за нее платы не предусмотрены действующим законодательством.

Красноярским УФАС России установлено, что доля товарищества собственников жилья на рынке услуг по управлению вышеуказанными жилыми многоквартирными домами составляет более 50 %, то есть положение хозяйствующего субъекта ООО «Жилкомуправление» признано доминирующим, что отражено в заключении соответствующего аналитического отчета.

Документально подтверждённый доход ООО «Жилкомуправление» полученный в результате нарушения антимонопольного законодательства составил 129 600 (сто двадцать девять тысяч шестьсот) рублей - сумма, полученная ООО «Жилкомуправление» от владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением управляющей компании за работы по приему в эксплуатацию (регистрация и опломбирование) индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды без суммы налога на добавленную стоимость.

На рассмотрение дела 03 июля 2012 года ООО «Жилкомуправление» представило информацию, согласно которой собственникам помещений расположенных в многоквартирных домах, находящихся под управлением управляющей компании возвращены суммы, оплаченные за опломбировку места установки индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды, что подтверждается счетами – квитанциями.

На основании вышеизложенного, Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь статей 48, 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать нарушающими часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» действия ООО «Жилкомуправление», выразившиеся во взимании платы с владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО «Жилкомуправление», за опломбировку места установки индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды.
  2. Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства №172-10-12 в связи с добровольным устранением ООО «Жилкомуправление» нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев с момента вынесения решения.

 

 

Председатель Комиссии

Е.Л.Лужбин

 

Члены Комиссии

    

А.В. Баранова

 

С.И. Шмыгин

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны