Решение б/н Решение и предписание по делу № 51-11-10, возбужденному в от... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

КГБУЗ

«Красноярское краевое бюро судебно - медицинской экспертизы»

пр. Мира, 35, г.Красноярск, 660049

 

ООО «РИК»

ул. П. Железняка, 18, г. Красноярск, 660022

 

ООО «Ритуал- Сервис»

ул. П. Железняка, 18, г. Красноярск, 660022

 

ООО «Похоронное Агентство»

ул. Курчатова,17, г.Красноярск, 660062

 

 

РЕШЕНИЕ

 

№ 51-11-10 от 14 сентября 2010 года                                                    г. Красноярск

           

     Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии 31 августа 2010 года.

     В полном объеме решение изготовлено 14 сентября 2010 года.

     Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – Лужбин Е.Л., исполняющий обязанности руководителя управления, члены Комиссии –  Деревягина О.Е., начальник контрольного отдела;  Капсудин  Е.В., ведущий специалист-эксперт   отдела  контроля органов власти (далее- Комиссия), рассмотрела дело № 51-11-10, возбужденное в отношении Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения  «Красноярское краевое бюро судебно - медицинской экспертизы»  (далее - КГБУЗ «ККБСМЭ», Бюро), общества с ограниченной ответственностью «РИК»  (далее - ООО «РИК») и общества с ограниченной ответственностью «Ритуал-Сервис»  (далее - ООО «Ритуал - Сервис») по признакам нарушения пункта 8 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»).

 при участии в  заседании Комиссии представителей:

 КГБУЗ «ККБСМЭ» - <...> , по доверенности №31 от 18.02.2010;

         Муниципального предприятия города Красноярска «Ритуальные – услуги» (далее - МП «Ритуальные услуги») - <...> по доверенности от 22.04.2010;

 Красноярской региональной общественной организации  защиты прав и законных интересов граждан в сфере ритуальных услуг «Память» (далее - КРОО «Память») - <...>, по доверенности от 10.05.2010.

в отсутствии представителей ООО «РИК» и ООО «Ритуал-Сервис», извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела №51-11-10 определением  об отложении рассмотрения дела №51-11-10 о нарушении антимонопольного законодательства от 2 августа 2010 года.

          установила:

          Настоящее дело  возбуждено приказом Красноярского УФАС России от 22.01.2010 №29   по результатам  проведенной внеплановой проверки  соблюдения антимонопольного законодательства КГБУЗ «ККБСМЭ» (Приказ №867 от 03.12.2009) в рамках рассмотрения заявления общества с ограниченной ответственностью «Похоронное Агентство».

  В ходе проведения внеплановой проверки инспекцией Красноярского УФАС России установлено, что в 2009 году в связи с отказом КГБУЗ «ККБСМЭ» от оказания платных  ритуальных услуг населению на территории Красноярского края между Бюро и ООО «РИК», ООО «Ритуал - Сервис» в целях оптимизации функционирования КГБУЗ «ККБСМЭ» и сосредоточения  усилий на ведении основной Уставной деятельности  и осуществления мер, направленных на повышение эффективности и качества оказания социально значимых услуг населению, были заключены  договоры о сотрудничестве. Предметом данных договоров является передача Бюро хозяйствующим субъектам  функций (услуг) по бальзамированию тел умерших, по сохранению невскрытого тела умершего, санитарной и косметической обработке тел умерших.

При ознакомлении с производственным помещением (помещение регистратуры), расположенным  в отделе судебно - медицинской экспертизы трупов  КГБУЗ «ККБСМЭ» (ул. Партизана Железняка, 1 «ж», г. Красноярск) (далее - Отдел) установлено, что сотрудники Отдела,  исполняя свои должностные обязанности в основное рабочее время, фактически представляют интересы  коммерческой структуры - ООО «РИК», оказывающей платные ритуальные услуги на территории Красноярского края.  Данные действия противоречат  Приказу  Бюро №67 от 23.04.2009 об организации работы, согласно которому, в целях соблюдения режима специализированного учреждения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, обеспечения сохранности материалов и документов, представленных для исследования, в соответствии со статьей 85 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 197 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона от 31.05.2001 №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», а также для предупреждения нарушения норм пункта 1.18 Приказа Минздрава СССР от 09.07.1991 №182 «О введении  в практику «Правил судебно - медицинской экспертизы трупов» лицам, не имеющим отношение к производству экспертиз (исследований), запрещено присутствие в специальных помещениях структурных подразделений КГБУЗ «ККБСМЭ».

Согласно пояснениям, полученным от администратора ООО «РИК» - фельдшера отдела экспертизы трупов КГБУЗ «ККБСМЭ», оплата ритуальных услуг  по бальзамированию тел умерших, сохранению невскрытых тел умерших, санитарной и косметической обработке тел умерших) происходит в помещении «павильон ритуальных услуг», расположенном на территории ГОУ ВПО «КрасГМУ»  по адресу: г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, 1 «ж». (реестровый номер здания 02402142000004), находящимся на праве оперативного управления у  КГБУЗ «ККБСМЭ».

 При натурном обследовании помещения, расположенного в здании (реестровый номер <...> ) установлено, что данное помещение используется ООО «РИК» и ООО «Ритуал- Сервис», входящими в одну группу лиц по основаниям, указанным в статье 9 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

   В связи с выявлением во время проведения внеплановой проверки соблюдения антимонопольного законодательства (приказ №867 от 03.12.2009) КГБУЗ «ККБСМЭ» признаков согласованных действий  Бюро с  ООО «РИК» и ООО «Ритуал – Сервис», действующих на рынке оказания ритуальных услуг на территории  Красноярского края и входящих в одну группу лиц,  которые могут привести к созданию препятствий к доступу хозяйствующим субъектам на вышеназванный рынок, на основании п. 4 ст. 44 ФЗ «О защите конкуренции» возбуждено дело № 51-11-10 в отношении КГБУЗ «ККБСМЭ», ООО «РИК» и ООО «Ритуал-Сервис»  по признакам нарушения пункта 8 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции».

     В ходе рассмотрения дела №51-11-10 в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах были привлечены Министерство здравоохранения Красноярского края (ул. Красной армии, 3, г.Красноярск, 660017) (далее - Министерство),  Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края (ул. Ленина, 123 «а», г.Красноярск, 660017) (далее - Агентство), государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации» (ул. Партизана Железняка, 1, г.Красноярск, 660022) (далее - ГОУ ВПО «КрасГМУ»), МП «Ритуальные услуги» (7 км Енисейского тракта, а/я 15724, г. Красноярск, 660118), общество с ограниченной ответственностью «Похоронное Агентство» (ул. Курчатова, 17, г.Красноярск, 660062) (далее - ООО «Похоронное Агентство»), общество с ограниченной ответственностью «Ритуальное агентство «Некрополь» (ул. Щорса, 3-1, г.Красноярск, 660050) (далее - ООО «Некрополь»), общество с ограниченной ответственностью «Стелс» (ул. 78 Добровольческой бригады, 12, г.Красноярск, 660077) (далее - ООО «Стелс»), общество с ограниченной ответственностью «Стикс» (ул. Новая, 13/1, г.Красноярск, 660050) (далее - ООО «Стикс»), общество с ограниченной ответственностью «Прощание» (ул. 78 Добровольческой бригады, 2, г.Красноярск, 660077)  (далее - ООО «Прощание»).

          Отсутствием ограничивающих конкуренцию соглашений с ООО «РИК» и ООО «Ритуал-сервис», которые создают препятствия доступу на товарный рынок хозяйствующим субъектам,  КГБУЗ «ККБСМЭ»  обосновывает следующим:

- нежилые помещения в здании по адресу: г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, 1 «ж» (реестровый номер <...> ), согласно выписке из реестра государственной собственности Красноярского края от 11.03.2009  № 06-1944/2763, находятся в государственной собственности Красноярского края и закреплены на праве оперативного управления за КГБУЗ «ККБСМЭ»;

- в соответствии пунктом 1 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется, распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника данного имущества и назначением этого имущества;

-  передача в аренду в целях обеспечения более эффективной организации основной деятельности учреждения, для которой оно создано (в частности, обслуживания его работников и (или) посетителей), рационального использования такого имущества может быть осуществлено учреждением с согласия собственника, в силу чего, на основании п. 4 ч. 1 ст._17.1 ФЗ «О защите конкуренции» (в редакции от 08.11.2008), с согласия агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края, 25.06.2009  между КГБУЗ «ККБСМЭ» и ООО «РИК», а также между Бюро и ООО «Ритуал-Сервис» заключены договоры аренды нежилых помещений в павильоне по адресу: г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, 1 «ж»;

 - обращения от других лиц по вопросу предоставления им на праве аренды или на ином основании нежилых помещений в павильоне по адресу: г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, 1 «ж» в адрес КГБУЗ «ККБСМЭ» не поступало;  

-  договоры о сотрудничестве были расторгнуты  24 июня 2009 года по соглашению сторон;

- посторонние лица, в том числе сотрудники хозяйствующих субъектов, осуществляющих оказание платных, в том числе ритуальных, услуг населению, иные физические либо юридические лица, не имеющие отношение к осуществлению деятельности Бюро по производству судебно-медицинских экспертиз в целях оказания содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям, в помещения, занимаемые КГБУЗ «ККБСМЭ» в здании по адресу: г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, 1ж   не допускаются;

         - Приказом Министерства здравоохранения Красноярского края от 17.12.2008 №168-орг утверждены согласованные с руководителем Агентства изменения в Устав КГБУЗ «ККБСМЭ». В соответствии с пунктом 10 из текста Устава исключён абзац 3 пункта 2.5 Устава, содержащий перечень платных услуг, которые в соответствии с ч. 2 ст. 298 ГК РФ вправе оказывать КГБУЗ «ККБСМЭ»;

     - в соответствии с письмом от 27.01.2009 №05-06/096, направленным в адрес  КГБУЗ «ККБСМЭ» Министерством здравоохранения руководителям учреждений здравоохранения  Красноярского края, с целью упорядочения деятельности учреждения учреждений, в части предоставления ими бесплатных медицинских услуг, предложено проанализировать целесообразность и значимость для учреждений здравоохранения предоставления услуг на платной основе;

          - принимая во внимание рекомендации Министерства здравоохранения, КГБУЗ «ККБСМЭ» принято решение прекратить изготовление товаров ритуального назначения и отказаться от осуществления предпринимательской деятельности в части оказания ритуальных услуг населению в структурных подразделениях Бюро, о чем были изданы соответствующие приказы по учреждению;

              -  договоры аренды заключенные КГБУЗ «ККБСМЭ» с ООО «РИК» и ООО «Ритуал-Сервис»   расторгнуты   по соглашению сторон;

            - в соответствии с  договором №373 от 11.05.2010 нежилое помещение: павильона (реестровый №02402142000004) общей площадью 93 кв.м., расположенного  по адресу: г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, 1 «ж» передано КГБУЗ «ККБСМЭ» в аренду  Красноярской региональной общественной организации  защиты прав и законных интересов граждан в сфере ритуальных услуг «Память» (далее - КРОО «Память»). 

              ООО «РИК» и ООО «Ритуал-сервис» в обоснования позиции об отсутствие ограничивающих конкуренцию соглашений с ККГБУЗ «ККБСМЭ», которые создают препятствия доступу на товарный рынок хозяйствующим субъектам,   сослались на следующее:

      -  договоры о сотрудничестве 24.06.2009  расторгнуты   по соглашению сторон;

     - договоры аренды с КГБУЗ «ККБСМЭ» были заключены  с согласия собственника – Агентства. В силу части второй ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)  в случае, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610 ГК РФ);

     - поскольку со стороны арендодателя - КГБУЗ «ККБСМЭ», а также собственника  имущества  не поступило соответствующих возражений или уведомления об отказе от договоров, а предельный срок аренды для данного вида имущества действующим законодательством не установлен, договор аренды вышеуказанных нежилых поме­щений между КГБУЗ «ККБСМЭ» и ООО «РИК», и между КГБУЗ «ККБСМЭ» и ООО «Ритуал-сервис» считался возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок;

     - в настоящее время  договоры аренды:   б/н от 01.12.2009, заключенный  ООО «РИК» с ГОУ ВПО «КрасГМУ»,  б/н  от 25.06.2009, заключенный ООО «РИК» с КГБУЗ «ККБСМЭ» и  б/н от 25.06.2009, заключенный  ООО «Ритуал-Сервис» с КГБУЗ «ККБСМЭ»  прекратили своё действие;

     - какие-либо договорные  отношения (в письменной, устной форме)  между КГБУЗ «ККБСМЭ», ООО «РИК» и ООО «Ритуал-Сервис» отсутствуют.

      Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы КГБУЗ «ККБСМЭ», ООО «РИК», ООО «Ритуал-Сервис»,   а также лиц,  располагающих  сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, Комиссия установила следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела:

        На основании приказа руководителя Красноярского УФАС России от  03.12.2009 года № 867 «О проведении контрольного мероприятия», удостоверения на право проведения проверки от 03.12.2009 года № 15159, инспекцией Красноярского УФАС России, в целях осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства в связи с рассмотрением Красноярским УФАС России заявления общества с ограниченной ответственностью «Похоронное агентство»,  в период с 03.12.2009 по 31.12.2009 проведена внеплановая проверка соблюдения антимонопольного законодательства  КГБУЗ «ККБСМЭ». 

          КГБУЗ «ККБСМЭ», является специализированным судебно - экспертным учреждением  и в силу статьи 2 Федерального закона от 31.05.2001 №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее - ФЗ «О судебно-экспертной деятельности») задачей государственной судебно-экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники искусства или ремесла.

  Статьёй 10 ФЗ «О судебно-экспертной деятельности» определено, что объектами исследований являются вещественные доказательства, документы, предметы, животные, трупы и их части, образцы для сравнительного исследования, а также материалы дела, по которому производится судебная экспертиза.

   Согласно статье 37 ФЗ «О судебно-экспертной деятельности» деятельность государственных судебно-экспертных учреждений, экспертных подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Таким образом, роль КГБУЗ «ККБСМЭ» состоит в оказании бесплатных экспертных услуг в рамках бюджетного финансирования, оказываемых судам, судьям, органам дознания, лицам производящим дознание, следователям в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредствам разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.

   Кроме того, в соответствии с вышеназванной нормой права, государственные судебно-экспертные учреждения вправе проводить на договорной основе экспертные исследования для граждан и юридических лиц,

    Согласно статье 48 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 №5487-1, патолого-анатомическое вскрытие проводиться  врачами в целях получения данных о причине смерти  и диагнозе заболевания.

  Приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации №82 от 29.04.1994 «О порядке проведения патолого-анатомических вскрытий» предусмотрено, что отмена вскрытия не допускается: 1. При невозможности установления заключительного клинического диагноза заболевания, приведшего к смерти, и (или) непосредственной причины смерти, вне зависимости от продолжительности пребываний больного в стационаре; 2. При подозрении на передозировку или непереносимость лекарств или диагностических препаратов; 3. В случаях смерти: а) связанных с проведением профилактических, диагностических, инструментальных, анестезиологических, реанимационных, лечебных мероприятий во время или после операции переливания крови; б) от инфекционного заболевания или подозрений на него; в) от онкологического заболевания при отсутствии гистологической верификации опухоли; г) от заболевания, связанного с последствиями экологических катастроф; д) беременных, рожениц и родильниц (включая последний день послеродового периода); 4. Требующих судебно-медицинского исследования.

    В соответствии  с Приказом Главного управления внутренних дел по Красноярскому краю №520 от 25.09.2009 «Об утверждении инструкции о порядке действий сотрудников ОВД края при поступлении сообщений об обнаружении трупов при отсутствии данных, указывающих на признаки преступления» (далее - Приказ ГУВД №520 от 25.09.2009), сотрудники УВД по городу Красноярску при проверке сообщений о смерти граждан вне стационара, для установления причины смерти направляют все трупы в отдел судебно - медицинской экспертизы трупов  КГБУЗ «ККБСМЭ» - морг. 

              КГБУЗ «ККБСМЭ» создано приказом Красноярского краевого отдела здравоохранения от 09.02.1952 №7 и действует на основании Устава, утвержденного приказом руководителя агентства здравоохранения и лекарственного обеспечения администрации Красноярского края от 27.12.2005 №533-орг (далее - Устав).

          В соответствии с разделом 1 Устава  КГБУЗ «ККБСМЭ» является некоммерческой организацией, не преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяет полученную прибыль между участниками (учредителями). 

         В составе Бюро имеются обособленные подразделения (районные и межрайонные судебно-медицинские отделения), не обладающие правами юридического лица .

         Финансовое обеспечение деятельности Бюро осуществляется за счет средств краевого бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

          Целями  создания и деятельности Бюро, согласно разделу 2 Устава,  являются:

          оказание содействия судам, органам дознания, предварительного следствия и прокуратуры, а равно судьям, лицам, производящим дознание, следователям и прокурорам в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредствам разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области медицины, в том числе путем проведения судебно - медицинских экспертиз;

         оказание содействия учреждениям здравоохранения края в выявлении причин возникновения и распространения заболеваний среди населения края, причин изменения темпов роста смертности, а также  в разработке мероприятий, направленных на улучшение  качества медицинской помощи, оказываемой населению, и профилактику возникновения и распространения заболеваний на территории края.

       Пунктом 2.5. раздела 2 Устава предусмотрено, что КГБУЗ «ККБСМЭ» для достижения цели, ради которой оно создано, может заниматься приносящей доходы деятельностью в порядке, установленном действующим законодательством, в том числе, оказывать платные медицинские услуги в соответствии с разрешением на оказание платных медицинских услуг, выданным Учредителем.

       Перечень платных медицинских услуг, оказываемых КГБУЗ «ККБСМЭ», и цены на платные медицинские услуги, оказываемые КГБУЗ «ККБСМЭ», определяются  департаментом здравоохранения и социального развития в установленном порядке.

       Согласно абзацу 3 п. 2.5 Устава КГБУЗ «ККБСМЭ», кроме платных медицинских услуг Бюро «также  вправе оказывать следующие платные услуги: транспортировка тел умерших, бальзамирование тел умерших, сохранение невскрытого тела умершего, санитарная и косметическая обработка тел умерших, услуги по проведению панихиды в траурном зале, изготовление и реализация венков, гробов, надгробий, фотокерамики, посмертных масок, фотографий, похоронных принадлежностей, товаров с ритуальной атрибутикой, в том числе сопутствующих по назначению товаров, услуги по погребении умерших».

     Приказом министерства здравоохранения Красноярского края от 17.12.2008 №168-огр утверждены, согласованные с руководителем агентства по управлением государственным имуществом Красноярского края, изменения в Устав КГБУЗ «ККБСМЭ», в соответствии с п. 10 которых из текста Устава исключен абзац 3 пункта 2.5. раздела 2 Устава. 

      17 декабря 2008 года министром здравоохранения Красноярского края утвержден перечень платных услуг, предоставляемых КГБУЗ «ККБСМЭ», согласно которому Бюро вправе оказывать следующие виды услуг: транспортировка тел умерших, бальзамирование тел умерших, сохранение невскрытого тела умершего, санитарная и косметическая обработка тел умерших, услуги по проведению гражданской панихиды в траурном зале, изготовление и реализация венков, гробов, надгробий, фотокерамики, посмертных масок, фотографий, похоронных принадлежностей, товаров с ритуальной атрибутикой, в том числе сопутствующих по назначению товаров, услуги по погребении умерших.

      Перечень платных услуг, оказываемых Бюро населению (сверх указанных в п.2.5. Устава), устанавливается учредителем.

      Цены на иные платные услуги, оказываемые КГБУЗ «ККБСМЭ», устанавливаются Бюро по соглашению с учредителем.

       Таким образом, учредитель, в отношении указанных платных услуг (транспортировка тел умерших, бальзамирование тел умерших и т.д.) не участвует в  согласовании стоимости оказываемых услуг подведомственному учреждению.

         Постановлением Правительства РФ от 08.05.2002 №302 «Об изменении и утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности» признано утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.1995 №1272 «Об утверждении Положения о порядке лицензирования деятельности по оказанию ритуальных услуг». Таким образом, с 2002 года оказание ритуальных услуг является не лицензируемым видом деятельности.

        Приказом КГБУЗ «ККБСМЭ» от 02.04.2004 №40 «О совершенствовании практики оказания платных ритуальных услуг» утвержден перечень платных ритуальных услуг, технологические карты и прейскуранты на ритуальные услуги, оказываемые КГБУЗ «ККБСМЭ».

      В 2008 - 2009 годах оказание платных ритуальных услуг осуществлялось на основании прейскуранта, утвержденного приказом КГБУЗ «ККБСМЭ» от 10.09.2007 №146.

      Платные ритуальные услуги заключались в подготовке вскрытых и невскрытых тел умерших к погребению, консервации (бальзамировании) как отдельных частей, так и трупа в целом различными методами консервации, в восстановлении анатомических дефектов формы черепа, костей и мягких тканей при повреждениях, а также доставке и хранении тел.

         Согласно информации полученной от Министерства здравоохранения и КГБУЗ «ККБСМЭ», размер суммы выручки КГБУЗ «ККБСМЭ» за оказание ритуальных услуг составил: за 2007 год составил 3239800 (три миллиона двести тридцать девять тысяч восемьсот) рублей 94 копейки; за 2008 год 4194449 (четыре миллиона сто девяносто четыре тысячи четыреста сорок девять) рублей 3 копейки; за 2009 год 1478581 (один миллион четыреста семьдесят восемь тысяч пятьсот восемьдесят один) рубль 26 копеек.

       Основными расходами, произведенными за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности и иной приносящей доход деятельности являлись выплаты заработной платы с начислениями, расходы на приобретение материальных запасов, расходы на приобретение основных средств, расходы на приобретение транспортных услуг, расходы на услуги связи, расходы на коммунальные услуги, расходы на услуги аренды и содержанию имущества.

          С целью организации учебно-научного производственного комплекса «Судебная медицина» на базе курса судебной медицины ФПК и ППС и ККБСМЭ для проведения, на основе тесной интеграции практической и теоретической медицины, совместных мероприятий, направленных на развитие научного и образовательного процесса, улучшения качества оказания услуг населению, 1 апреля 2003 года  между Красноярской государственной медицинской академией (далее - КрасГМА) и Государственным краевым учреждением здравоохранения «Красноярское краевое Бюро судебно-медицинской экспертизы  ( в настоящее время  КГБУЗ «ККБСМЭ») заключен договор о сотрудничестве (далее – Договор о сотрудничестве от 01.04.2003).

       Предметом Договора является совместная организация учебного и производственного процесса, эффективное использование кадровых, материальных ресурсов и научного потенциала  КрасГМА  и КГБУЗ «ККБСМЭ», направленных на улучшение качества подготовки студентов и оказания медицинских услуг населению.

          В соответствии с  подпунктом 3.1.1. пункта 1 Договора КрасГМА передает в пользование КГБУЗ «ККБСМЭ» площади морфологического корпуса КрасГМА по адресу: ул. Партизана Железняка, 1 «ж», (первый этаж, 4 кабинета второго этажа, 15 кабинетов пятого этажа, подвальные помещения западного крыла здания) для осуществления производственной деятельности КГБУЗ «ККБСМЭ».

          Учитывая изложенное, Комиссия отмечает, что, КГБУЗ «ККБСМЭ» в рамках исполнения Уставных задач, реализации п.2.5  Устава в 2009 году осуществляло оказание ритуальных услуг по бальзамированию, сохранению, санитарной и косметической обработке тел умерших вне стационара на территории  города Красноярска в соответствии с прейскурантом,  в  помещении морфологического корпуса КрасГМА по адресу: ул. Партизана Железняка, 1 «ж», передано КГБУЗ «ККБСМЭ» по Договору о сотрудничестве от 01.04.2003, куда в соответствии с Приказом ГУВД №520 от 25.09.2009 доставляются все умершие в городе Красноярске вне стационара. Прибыль от оказания вышеназванных услуг  направлялась на выплату заработной платы с начислениями, расходы на приобретение материальных запасов, на приобретение основных средств,  на приобретение транспортных услуг,  на услуги связи,  на коммунальные услуги,  на услуги аренды и содержанию имущества.

           27 января 2009 года Министерством здравоохранения в адрес руководителей учреждений здравоохранения Красноярского края было направлено обращение (Обращение Министерства здравоохранения от 27.01.2009), согласно которому в связи с многочисленными жалобами пациентов на проблемы оказания платных услуг в учреждениях здравоохранения рассматривались депутатами Законодательного Собрания  и Правительства Красноярского края Законодательным Собранием Красноярского края было принято постановление №7-2582П от 04.12.2008 «О платных услугах в краевых государственных учреждениях здравоохранения» которым министру здравоохранения Красноярского края рекомендовано в течении 2009 года упорядочить оказание платных услуг в государственных учреждениях здравоохранения за счет отмены оплаты тех услуг, которые должны оказываться бесплатно в рамках Территориальной программы государственных гарантий.

            В целях упорядочения деятельности учреждений здравоохранения Красноярского края в части предоставления ими бесплатных медицинских услуг министерством здравоохранения края предложено руководителям учреждений здравоохранения Красноярского края: 1) проанализировать целесообразность и значимость для учреждений здравоохранения предоставления на платной основе за счет средств граждан медицинских услуг, оказываемых  в рамках Территориальной программы государственных гарантий; 2) оказывать платные медицинские услуги по специальному разрешению соответствующего органа исполнительной власти Красноярского края; 3) организовать оказание платных медицинских услуг населению исключительно в специально выделенных помещениях (кабинетах, отделениях), таким образом разделив потоки больных, получающих бесплатную медицинскую помощь и платные медицинские услуги; 4) организовать оказание платных медицинских услуг населению работниками, оказывающими исключительно платные медицинские услуги, либо работниками учреждения, оказывающими населению гарантированную (бесплатную) медицинскую помощь, но в специально отведенное время;5) не допускать использование оборудования, приобретенного за счет средств соответствующего бюджета, а также производственных площадей с целью осуществления предпринимательской деятельности без оформления соответствующих документов (согласования с соответствующим органом исполнительной власти Красноярского края); 6) оформлять медицинскую документацию в порядке, установленном нормативными актами Российской Федерации; 7) оформлять медицинскую документацию в порядке, установленном нормативными актами Российской Федерации; 8) организовать раздельный персонифицированный учёт пациентов, получающих платные медицинские услуги и пациентов, получающих гарантированную (бесплатную) медицинскую помощь в соответствии с утвержденным перечнем платных медицинских услуг; 9) рассмотреть вопрос о создании общественных советов при учреждениях здравоохранения; 10) взять под личный контроль предоставления платных медицинских услуг населению, не допускать осуществления платежей «мимо кассы»; 11) обратить внимание на соответствие принимаемых стандартов оказания медицинских помощи действующим нормативным документам в сфере здравоохранения.

            В рамках вышеназванных предложений  Министерства здравоохранения в период марта - апреля 2009 года  КГБУЗ «ККБСМЭ», согласно письменных пояснений,  принято решение отказаться  от оказания платных  ритуальных услуг населению на территории Красноярского края за исключением услуги по транспортировке тел в морг (Приказы КГБУЗ «ККБСМЭ» №41 от 16.03.2009, №171 от 01.10.2009), в связи  с чем  между КГБУЗ «ККБСМЭ»  и хозяйствующими субъектами: ООО «РИК» и ООО «Ритуал – Сервис» были заключены договоры о сотрудничестве – с ООО «Ритуал - Сервис»  от 13.03.2009 (далее - Договор о сотрудничестве от 13.03.2009), с ООО «РИК» от 27 апреля 2009 года (далее - Договор  о сотрудничестве от 27.04.2009) (далее вместе – Договоры о сотрудничестве от 13.03.2010 и 27.04.2009).

        Предметом Договоров о сотрудничестве от 27.04.2009 и от 13.03.2009 является передача Бюро хозяйствующим субъектам (ООО «Ритуал - Сервис» и ООО «РИК») функций (услуг) по бальзамированию тел умерших, сохранению невскрытого тела умершего, санитарной и косметической обработке тел умерших. Сотрудничество сторонами осуществляется по адресу: г.Красноярск, ул. Партизана Железняка,1 (павильон) (п. 2.4 Договоров о сотрудничестве от 13.03.2009 и от 27.04.2009).

         Пунктом 3.1.1 Договоров о сотрудничестве от 13.03.2009 и от 27.04.2009 Бюро обязуется предоставить ООО «РИК» и ООО «Ритуал-Сервис» оборудование и инвентарь, необходимый для исполнения договоров.

        Согласно пункту 4.1.  Договор  о сотрудничестве от 27.04.2009 вступает в силу с 27.04.2009 и действует до 31.12.2009, а Договор о сотрудничестве от 13.03.2009 вступает  в силу с 13.03.2009 и действует до 31.12.2009.       

        24 июня 2009 года между КГБУЗ «ККБСМЭ» и ООО «Ритуал-Сервис», ООО «РИК» пришли к  соглашению о расторжении Договоров о сотрудничестве от 13.03.2009 и от 27.04.2009.

3 декабря 2009 года при ознакомлении с производственным помещением (помещение регистратуры), расположенным  в отделе судебно - медицинской экспертизы трупов  КГБУЗ «ККБСМЭ» (ул. Партизана Железняка, 1 «ж», г.Красноярск (морфологический корпус)) (далее - Отдел)    в нише рабочего стола  фельдшера отдела экспертизы трупов, инспекцией Красноярского УФАС России, были обнаружены проекты договоров - заказов на оказание  платных  ритуальных и дополнительных услуг умершему с указанием перечня оказываемых услуг, подписанные с одной стороны директором ООО «РИК» и заверенных печатью ООО «РИК».

         Согласно объяснениям, полученным 3 декабря 2009 года, инспекцией Красноярского УФАС России, от фельдшера отдела экспертизы трупов (далее- Фельдшера) установлено, что в  должностные обязанности Фельдшера   входит ведение медицинской документации, а также непосредственная выдача трупов и что в свободное от работы время находясь в помещении Отдела, он выступает в качестве администратора ООО «РИК» и в случае желания родственников получить дополнительные ритуальные услуги, помимо тех которые предоставляет КГБУЗ «ККБСМЭ» (обмывание тела умершего, одевание тела умершего, укладка в гроб тела умершего) он, выступая от имени ООО «РИК» составляет с родственниками умершего договора - заказы «на оказание  платных  ритуальных и дополнительных услуг умершему». Оказание  платных  ритуальных и дополнительных услуг «умершему» производиться ООО «РИК» в  подвальных помещениях западного крыла здания, расположенного по адресу: ул. Партизана Железняка, 1 «ж» (морфологический корпус КрасГМА), оборудованием и инвентарём КГБУЗ «ККБСМЭ».  К дополнительным ритуальным услугам, согласно прейскуранту ООО «РИК», относятся  бальзамирование, сохранение, санитарная и косметическая обработка тел умерших вне стационара. Таким образом, Договоры от 13.03.2009 и от 27.04.2009 прекратив своё формальное существование, на момент ознакомления с производственным  помещением отдела (03.12.2009) продолжали своё фактическое действие. В связи с этим довод ответчиков о прекращении договорных отношений 24 июня 2009 года не может быть принят Комиссиёй.  

         В обоснования правомерности нахождения  сотрудников ООО «РИК» на территории  отдела судебно - медицинской экспертизы трупов  КГБУЗ «ККБСМЭ», (присутствие иных организаций в помещениях морга КГБУЗ «ККБСМЭ» противоречит приказу КГБУЗ «ККБСМЭ» №67 от 23.04.2009 об организации работы (далее - Приказ КГБУЗ «ККБСМЭ» №67 от 23.04.2009), согласно которому в целях соблюдения режима специализированного учреждения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, обеспечения сохранности материалов и документов, представленных для исследования, в соответствии со статьей 85 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 197 Уголовно - процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 11 Федерального Закона от 31.05.2001 №73-ФЗ « О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», а так же для предупреждения нарушения норм пункта 1.18 Приказа Минздрава СССР от 09.07.1991 №182 «О введении  в практику «Правил судебно - медицинской экспертизы трупов» лицам не имеющим отношения к производству экспертиз (исследований) запрещено присутствие в специальных помещениях структурных подразделений КГБУЗ «ККБСМЭ»), Бюро был представлен договор аренды б/н от 1 декабря 2009 года заключенный между ООО «РИК» и ГОУ ВПО «КрасГМУ», предметом которого является передача  в аренду объекта нежилого фонда  расположенного на первом этаже морфологического корпуса КрасГМА по адресу: г.Красноярск, ул. Партизана Железняка, 1 «ж», общей площадью 18 кв.м. (реестровый номер здания 0240004200003) (далее - Договор аренды б/н от 01.12.2009).

          Срок действия Договора аренды б/н от 01.12.2009 был установлен сторонами  с 1 декабря 2009 года по 30 декабря 2009 года (30 календарных дней), фактически же  Договор  аренды б/н от 01.12.2009 прекратил своё действие 31 июля 2010, что подтверждается подписанным ГОУ ВПО «КрасГМУ» и ООО «РИК» актом приёма-передачи имущества, а период его действия составил 8 месяцев, что противоречит требования  ч. 1 ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» и, как следствие, доводам ООО «РИК» о правомерности нахождения в вышеназванном помещении после 30.12.2009.

         Таким образом, Комиссия делает выводы о том, что  в соответствии с Приказом ГУВД №520 от 25.09.2009 все умершие граждане вне стационара, для установления причины смерти направляются  в отдел судебно - медицинской экспертизы трупов  КГБУЗ «ККБСМЭ» расположенном в помещение, переданном по Договору о сотрудничестве от 01.04.2003 КГБУЗ «ККБСМЭ», где в рамках фактически действующих Договоров о сотрудничестве от 13.03.2009 и от 27.04.2009 ООО «РИК» и ООО «Ритуал - Сервис»  осуществляют оказание ритуальных услуг по бальзамированию, сохранению, санитарной и косметической обработке тел умерших вне стационара на оборудовании и инвентаре КГБУЗ «ККБСМЭ»  силами сотрудников Бюро.   

           При этом,  Комиссия,  не может согласиться с доводом КГБУЗ «ККБСМЭ», о том, что заключение Договоров о сотрудничестве от  13.03.2009 и от 27.04.2009   обусловлено рекомендациями Министерства здравоохранения от 27.01.2009, поскольку Обращение Министерства здравоохранения от 27.01.2009  на прекращение оказания государственными учреждениями здравоохранения платных услуг  было направлено  на упорядочения оказание  последних   за счет отмены оплаты тех платных услуг, которые должны оказываться бесплатно в рамках Территориальной программы государственных гарантий. Кроме этого, Комиссия считает необходимым обратить внимание, что согласно Обращению Министерства здравоохранения от 27.01.2009   руководителям учреждений здравоохранения Красноярского края указано не допускать использование оборудования, приобретенного за счет средств соответствующего бюджета, а также производственных площадей с целью осуществления предпринимательской деятельности без оформления соответствующих документов (согласования с соответствующим органом исполнительной власти Красноярского края).

          Оплата  ритуальных услуг  по бальзамированию, сохранению, санитарной и косметической обработке тел умерших вне стационара, оказываемых сотрудниками ООО «РИК», согласно объяснений Фельдшера , происходит в помещении «павильон ритуальных услуг», расположенном на территории ГОУ ВПО «КрасГМУ»  по адресу: г.Красноярск, ул. Партизана Железняка, 1 «ж». (реестровый номер здания 02402142000004), находящимся на праве оперативного управления у  КГБУЗ «ККБСМЭ».

         При натурном обследовании помещения, расположенного в здании, реестровый номер <...> , инспекцией Красноярского УФАС России, установлено, что данное помещение используется ООО «РИК» зарегистрированным в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1092468001878,  основным видом экономической деятельности которого  является организация похорон и предоставления связанных с ними услуг на территории города Красноярска и ООО «Ритуал - Сервис» также зарегистрированным в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022402471134 и оказывающим услуги в сфере организации похорон и предоставлении связанных с ними услуг на территории города Красноярска.

       25 июня 2009 года между КГБУЗ «ККБСМЭ» и ООО «РИК» заключен договор аренды (далее - Договор аренды 1 от 25.06.2009).

       Пунктом 1.1. Договора аренды 1 от 25.06.2009 предусмотрено, что Бюро передаёт, а ООО «РИК» принимает в аренду нежилые помещения: зал прощания площадью 27 кв.м, киоск площадью 36 кв.м., находящиеся в павильоне (реестровый №02402142000004), расположенном по адресу: г.Красноярск, ул. Партизана Железняка, 1 «ж» для использования под оказание ритуальных услуг населению Красноярского края.

        Срок действия Договора  аренды 1 от 25.06.2009, согласно пункту 1.2, установлен с 25.06.2009 до 24.07.2009 (30 календарных дней).

        25 июня 2009 года между КГБУЗ «ККБСМЭ» и ООО «Ритуал-Сервис» заключен договор аренды  (далее - Договор аренды 2 от 25.06.2009).

       Пунктом 1.1. Договора аренды 2 от 25.06.2009 предусмотрено, что Бюро передаёт, а ООО «Ритуал-Сервис» принимает в аренду нежилые помещения: поминальная - площадью 30 кв.м, находящиеся в павильоне (реестровый №02402142000004), расположенном по адресу: г.Красноярск, ул. Партизана Железняка, 1 «ж» для использования под оказание ритуальных услуг населению Красноярского края.

        Срок действия Договора  аренды 2 от 25.06.2009, согласно пункту 1.2, установлен с 25.06.2009 до 24.07.2009 (30 календарных дней).

       Согласно акту проверки финансово-хозяйственной деятельности КГБУЗ «ККБСМЭ», проведенной в период с 23.04.2010 по 14.05.2010 службой финансово-экономического контроля Красноярского края (далее - Служба), плата по Договору аренды 1 от ООО «РИК» и Договору аренды  2  ООО «Ритуал-Сервис» поступала в Бюро с момента заключения по 21.04.2010 (дата последнего платёжного поручения по оплате за арендуемые площади).

         В соответствии с соглашениями от 7 мая 2010 года,  подписанными   КГБУЗ «ККБСМЭ» и ООО «РИК», и  КГБУЗ «ККБСМЭ» и ООО «Ритуал-Сервис», названные лица пришли к согласию о расторжении Договора аренды 1 от 25.06.2009 и Договора аренды 2 от 25.06.2009.   Таким образом,  действия  вышеназванных договоров до 7 мая 2010 года было не прекращено,  период их действия, в нарушении ч. 1 ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции», составил более 10 месяцев.

         Ранее, до  заключения договоров (25.06.2009), помещения находящиеся в павильоне (реестровый №02402142000004) также использовались ООО «РИК» и ООО «Ритуал-Сервис» на бездоговорной основе. Вышеназванные обстоятельства, бездоговорного использования  павильона (реестровый №02402142000004) подтверждаются: представлением Прокуратуры Центрального района г.Красноярска №3-43в-09 от 20.05.2009 «об устранении нарушений законодательства о государственной собственности», согласно которому  ООО «РИК» предложено принять необходимые  меры по получению надлежаще оформленных документов, дающих ООО «РИК»  законные основания для использования нежилого помещения государственной собственности Красноярского края по адресу: г.Красноярск, ул. Партизана Железняка,1 (зал прощания, поминальный киоск) либо освободить незаконно используемое нежилое помещение по вышеуказанному адресу; Постановлениями от 03.06.2009  Мирового судьи судебного участка №79 Советского района г.Красноярска, согласно которым  ООО «РИК» и ООО «Ритуал-Сервис»  привлечены к административной ответственности по ч. 2 ст. 3.2 Закона Красноярского края от 02.10.2008 №7-2161 «Об административных правонарушениях»  (использование объекта государственной собственности Красноярского края - нежилого помещения, находящегося по адресу г.Красноярск, ул. П. Железняка, 1 без надлежащего оформления документов) ООО «РИК» назначено наказание в виде наложения административного штрафа в размере 20000 (двадцать тысяч) рублей в доход местного бюджета. Представлением Прокуратуры Центрального района  от 08.06.2009  №2-43в-09, согласно которому Бюро предложено исключить факты использования государственного имущества Красноярского края - нежилого помещения государственной собственности Красноярского края по адресу: г.Красноярск, ул. Партизана Железняка,1 (зал прощания, поминальный киоск) ООО «РИК», ООО «Ритуал-Сервис» без надлежаще оформленных документов и Постановлениями Мирового суда Центрального района г.Красноярска от 29 мая 2009 года о признании  исполняющего обязанности начальника КГБУЗ «ККБСМЭ» в совершении административного   правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 3.2 Закона Красноярского края от 02.10.2008 №7-2161 «Об административных правонарушениях»  (распоряжение объектом  государственной собственности Красноярского края - нежилым помещением, находящемся по адресу г.Красноярск, ул. П. Железняка, 1, без соответствующего разрешения).

         По мнению Комиссии, вышеназванные обстоятельства свидетельствуют о направленности группового поведения КГБУЗ «ККБСМЭ», ООО «РИК» и ООО «Ритуал- Сервис» на получение полного контроля на рынке оказания ритуальных услуг по бальзамированию, сохранению, санитарная и косметическая обработке тел умерших вне стационара города Красноярска и не доступу на данный рынок иных хозяйствующих субъектов оказывающих данные услуги.

      В связи с необходимостью получения информации о сумме выручки  ООО «РИК» и ООО «Ритуал-Сервис» за оказание ритуальных услуг по бальзамированию, сохранению, санитарной и косметической обработке тел умерших вне стационара, определением Комиссии Красноярского УФАС России от 9 февраля 2010 года об отложении рассмотрения дела №51-11-10 о нарушении антимонопольного законодательства, ООО «РИК» и ООО «Ритуал-Сервис» было предложено в срок до 24 февраля 2010 года представить в адрес Управления    всю переписку с КГБУЗ «ККБСМЭ» за период с 2007 года по истекший период 2010 года; бухгалтерский баланс   за 2008 ,2009 годы;  форму № 2 по ОКУД «Отчет о прибылях и убытках», утвержденную приказом Министерства финансов РФ от 22.07.2003 г. № 67н (в редакции приказов Минфина РФ от 31.12.2004 № 135н, от 18.09.2006 № 115н), - для хозяйствующих субъектов, за  2008, 2009 годы; сведения о сумме выручки  за оказание ритуальных  услуг - бальзамирование тел умерших, сохранение невскрытого тела умершего, санитарная и косметическая обработка тел умерших  за период с 2007 услуг по истекший период 2010 года  (с разбивкой по месяцам); сведения об объемных показателях оказания ритуальных услуг по бальзамированию тел умерших, сохранению невскрытого тела умершего, санитарной и косметической обработке тел умерших на территории Красноярского края, города Красноярска  в период 2007 года по истекший период 2010 года  (с разбивкой по месяцам, в натуральном и стоимостном выражении).  

           Согласно информации полученной Управлением от ООО «РИК» и ООО «Ритуал-Сервис» последние не имеют возможности представить информацию запрошенную определением от 09.02.2010 по причине  хищения указанных данных у бухгалтера ООО «РИК» и ООО «Ритуал-Сервис»  (КУСП № 1775 от 20 января 2010 года, отказной материал № 547 от 21 янва­ря 2010 года, зарегистрированный в ОМ № 3 УВД по г.Красноярску).

          Определением Комиссии Красноярского УФАС России от 22 июня 2010 года об отложении рассмотрения дела №51-11-10 о нарушении антимонопольного законодательства, ООО «РИК» и ООО «Ритуал-Сервис» было предложено в срок до 30 июля 2010 представить в адрес Управления  копии всех договоров-заказов на оказание платных ритуальных и дополнительных услуг умершему, заключенных  с 2009 года по истекший период 2010 года  

             Во исполнение определения  ООО «РИК» представило постановление от 05.07.2010 об отказе в возбуждении уголовного дела, согласно которому 23 июня 2010 года гражданка <...> обратилась в дежурную часть ОМ №5 УВД  по г. Красноярску с заявлением о хищении  22.06.2010 у неё сумки,  в которой находились учредительные документы ООО «РИК», документы налоговой отчетности, трудовые договоры, трудовых книжки, кассовые документы, отчеты, договоры аренды, договоры поставки, документы по заработной плате, оборотно-сальдовые ведомости, журналы по кассовым журналам, материальные отчеты, договоры - заказы. ООО «Ритуал-Сервис» представлено постановление от 2 июля 2010 года об отказе в возбуждении уголовного дела, согласно которому 23 июня 2010 года гражданка <...>  обратилась в дежурную часть ОМ №3 УВД  по г. Красноярску с заявлением о хищении 23.06.2010  у ООО «Ритуал - Сервис» документов принадлежащих последнему.

        Определением комиссии Красноярского УФАС России от 02.08.2010 об отложении рассмотрения дела №51-11-10 о нарушении антимонопольного законодательства, ООО «РИК»  в срок до  30 августа 2010 года было предложено представить в адрес Управления  копии всех договоров-заказов на оказание платных ритуальных и дополнительных услуг умершему заключенных ООО «РИК»  с 24 июня 2010 года по 29 августа  2010 года.

          Во исполнение определения  ООО «РИК» сообщило Комиссии Красноярского УФАС России, что ООО «РИК» никаких платных ритуальных и дополнительных услуг умершим в период с 24.07.2010 по 29.08.2010 не оказывало, в связи с чем никаких договоров не заключало. Деятельность ООО «РИК» была приостановлена на основании решения учредителей от 01.07.2010. Основанием для приостановления деятельности явилось хищение бухгалтерской и хозяйственной документации ООО «РИК».

        Однако в соответствии с документами (книга учета поступающих платежей), изъятыми в ходе проведенного 27.07.2010, Управлением по борьбе с экономическими преступлениями Главного управления внутренних дел по Красноярскому краю (далее - УБЭП ГУВД по Красноярскому краю), осмотра места происшествия, расположенного  в отделе судебно - медицинской экспертизы трупов по адресу: г.Красноярск, ул. П. Железняка, 1 «ж» (реестровый номер здания 0240004200003), направленным в адрес Красноярского УФАС России в рамках исполнения Положения о порядке взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службы, утвержденного совместным приказом МВД России и ФАС России от 30.12.2004  № 878/215,  размер суммы выручки ООО «РИК»  за оказание ритуальных услуг по бальзамированию, сохранению, санитарной и косметической обработкой тел умерших вне стационара в период с 31 марта 2010 года по 8 июля 2010 года составил 12 384 820 (двенадцать миллионов триста восемьдесят четыре тысячи восемьсот двадцать) рублей.

           Для установления круга лиц  оказывающих, помимо ООО «РИК» и ООО «Ритуал-Сервис», ритуальные услуги по бальзамированию, сохранению, санитарной и косметической обработке тел умерших вне стационара   Управлением в адрес Муниципального учреждения города Красноярска «Красноярский городской центр капитального ремонта жилья и благоустройства» (далее - Муниципальное учреждение), был направлен запрос (исх. №2699 от 12.03.2010).

              Согласно информации полученной от Муниципального учреждения, помимо ООО «РИК» и ООО «Ритуал-Сервис», оказание ритуальных услуг по бальзамированию, сохранению, санитарной и косметической обработка тел умерших вне стационара на территории г.Красноярска осуществляют: общество с ограниченной ответственностью «Сиб-Ритуал» (далее - ООО «Сиб-Ритуал»), общество с ограниченной ответственностью «Похоронный дом» (далее - ООО «Красноярский Похоронный дом»), общество с ограниченной ответственностью «Стикс» (далее - ООО «Стикс»), индивидуальный предприниматель <...> (далее - ИП <...>), общество с ограниченной ответственностью «Похоронное бюро» (далее - ООО «Похоронное бюро»), общество с ограниченной ответственностью  «Похоронное Агентство» (далее - ООО «Похоронное Агентство»), индивидуальный предприниматель <...>  (далее - ИП <...> ), общество с ограниченной ответственностью «Ритуальные услуги» (ООО «Ритуальные услуги»), закрытое акционерное общество «Военно-Мемориальная Компания» (далее - ЗАО «ВМК»), общество с ограниченной ответственностью «Тулен» (далее - ООО «Тулен»), муниципальное предприятие «Ритуальные услуги» (далее - МП «Ритуальные Услуги»), общество с ограниченной ответственностью «Ритуальная Служба» (далее - ООО «Ритуальная служба»), общество с ограниченной ответственностью «Валькирия» (далее - ООО «Валькирия»).

          В связи с необходимостью  получения информации об объемных показателях  оказания ритуальных услуг по бальзамированию, сохранению, санитарной и косметической обработке тел умерших вне стационара на территории города Красноярска в адрес хозяйствующих субъектов, список которых был получен от Муниципального учреждения,  были направлены запросы (исх. № 3637 от 30.03.2010)  

           Согласно информации, полученной от хозяйствующих субъектов  в 2008-2009 году ритуальные услуги, по бальзамированию, сохранению, санитарной и косметической обработке тел умерших вне стационара на территории  города Красноярска оказывали ООО «Валькирия», ООО «Стикс», ООО «Красноярский похоронный дом», ООО «Похоронное Агентство». В 2010 году никто из вышеперечисленных субъектов помимо ООО «РИК» и ООО «Ритуал-Сервис» оказание ритуальных услуг по бальзамированию, сохранению, санитарной и косметической обработке тел умерших вне стационара  на территории города  Красноярска не осуществлял.

          В соответствии с пояснениями директора ООО «Стикс», изложенными на заседании Комиссии 21 апреля 2010 года, ООО «Стикс» вынуждено не занимается оказанием ритуальных услуг  по бальзамированию, сохранению, санитарной и косметической обработке тел умерших вне стационара  ввиду отсутствия необходимых - специальных  площадей для оказания этих услуг.

           Кроме того, в соответствии с информацией полученной от ООО «Похоронное Агентство» в рамках рассмотрения дела №51-11-10 последнее неоднократно обращалось в адрес КГБУЗ «ККБСМЭ» с предложением заключить договор о сотрудничестве. Так  19 марта 2009 года ООО «Похоронное Агентство»  обратилось (исх. №19-03-2009)  в адрес Бюро с предложением о заключении договора о сотрудничестве, в ответ на названное обращение КГБУЗ «ККБСМЭ» сообщило (№2624 от 17.04.2009) ООО «Похоронное Агентство», что предложение о заключении договора о сотрудничестве необходимо направить с соблюдением всех требований, предусмотренных статьёй 435 Гражданского Кодекса Российской Федерации, с приложением проекта договора, содержащего его существенные условия, и прейскурантов на оказываемые услуги, утвержденные ООО «Похоронное Агентство».

          17 апреля 2009 года ООО «Похоронное Агентство»  направило (исх. №1704/1) в адрес КГБУЗ «ККБСМЭ» проект договора о сотрудничестве и прейскурант цен на платные ритуальные услуги.

          Согласно п. 2.4.  проекта договора о сотрудничестве, сотрудничество сторонами предполагается осуществлять по следующим адресам: г.Красноярск, ул. П. железняка, 1 «ж» (помещение морга и регистратуры); г.Красноярск, ул. Курчатова, 17 (помещение морга); г. Минусинск, ул. Ботаническая, 2 «а» (помещение морга); г.Ачинск, ул. Новисибирская, 71; г.Дивногорск, ул. Бочкина, 45/6 (патологоанатомический корпус); г.Лесосибирск, ул. Победы (помещение морга на территории ЦРБ); г.Канск, ул. Ангарская, 9 (помещение морга).   

           В ответ на обращение ООО «Похоронное Агентство» Бюро сообщило (исх. №3684 от 28.05.2009), что у КГБУЗ «ККБСМЭ» отсутствует возможность заключить договор о сотрудничестве.

          4 июня 2009 года  ООО «Похоронное Агентство» повторно  направило (исх. №12) в адрес КГБУЗ «ККБСМЭ» проект договора о сотрудничестве и прейскурант цен на платные ритуальные услуги в ответ на названное обращение  Бюро сообщило (исх. №4683 от 03.07.2009), что у Бюро отсутствует возможность заключения договора о сотрудничестве по указанным в представленном ООО «Похоронное Агентство» в проекте договора адресам.

         29 октября 2009 года ООО «Похоронное Агентство» направило (исх. №40) в адрес КГБУЗ «ККБСМЭ» проект договора о сотрудничестве и прейскурант цен на платные ритуальные услуги по бальзамированию, сохранению, санитарной и косметической обработке тел умерших вне стационара в ответ на вышеназванное обращение КГБУЗ «ККБСМЭ» сообщило (исх. №8491 от 03.12.2009), что заключение договора о сотрудничестве, предполагающего передачу КГБУЗ «ККБСМЭ» полномочий по организации подготовки тел умерших к погребению и сохранению тел умерших населению не представляются возможным.

           Кроме всего, согласно пояснениям, полученным Красноярским УФАС России, 9 марта 2010 года, от действующих и бывших работников КГБУЗ «ККБСМЭ», ритуальные услуги по бальзамированию, сохранению, санитарной и косметической обработке тел умерших вне стационара оказывает единолично ООО «РИК» и ООО «Ритуал-Сервис». Оказание данных услуг происходит на территории КГБУЗ «ККБСМЭ» - в отделе экспертизы трупов. Иные компании, оказывающие подобные ООО «РИК» и ООО «Ритуал-Сервис» услуги сталкиваются с препятствием к доступу на данный товарный рынок   со стороны КГБУЗ «ККБСМЭ», отдающего явное предпочтение ООО «РИК» и ООО «Ритуал-Сервис».

         В связи с этим Комиссия обращает особое внимание на то, что помимо ООО «РИК» и ООО «Ритуал - Сервис» оказание ритуальных услуги по бальзамированию, сохранению, санитарной и косметической обработке тел умерших вне стационара на территории города Красноярска в 2008-2009 оказывали ООО «Валькирия», ООО «Стикс», ООО «Красноярский похоронный дом», ООО «Похоронное Агентство», а также, что  при входе на данный рынок  компании, оказывающие и желающие оказывать их сталкиваются с препятствием к доступу на него.

       Довод КГБУЗ «ККБСМЭ» о том, что  обращения от других лиц по вопросу предоставления им на праве аренды или на ином основании нежилых помещений  по адресу: г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, 1 «ж» в адрес КГБУЗ «ККБСМЭ» не поступали, отклоняется Комиссией, как не соответствующий установленным выше фактическим данным.

         Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы КГБУЗ «ККБСМЭ», ООО «РИК», ООО «Ритуал-Сервис»,   а также лиц,  располагающих  сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах,  Комиссия  пришла к следующим выводам.

            По мнению Комиссии, Договоры о сотрудничестве  от 13.03.2009 и от 27 апреля 2009 года, а также фактическое их  исполнение  (договоренность в устной форме) после формального расторжения между КГБУЗ «ККБСМЭ», ООО «РИК» и ООО «Ритуал-Сервис»:  

- создали дискриминационные условия для деятельности различных хозяйствующих субъектов, работающих в сфере ритуальных услуги по бальзамированию, сохранению, санитарной и косметической обработке тел умерших вне стационара наряду с ООО «РИК» и ООО «Ритуал-Сервис»  и потенциальных хозяйствующих субъектов, имеющих намерение  оказывать услуги в данной сфере;

-  создали преимущественные условия деятельности для ООО «РИК» и ООО «Ритуал- Сервис» на рынке ритуальных услуг, по бальзамированию, сохранению, санитарной и косметической обработке тел умерших вне стационара;

- нарушают принцип самостоятельности и состязательности хозяйствующих субъектов, выступающих участниками товарного рынка ритуальных услуг по бальзамированию, сохранению, санитарной и косметической обработке тел умерших вне стационара наряду с ООО «РИК» и ООО «Ритуал-Сервис», так как деятельность данных хозяйствующих субъектов зависима от действий ООО «РИК» и ООО «Ритуал -Сервис».

           В рамках рассмотрения дела Комиссией был изучен вопрос о размере дохода, полученного ответчиками по делу в результате заключения ограничивающих конкуренцию соглашений, а также размере ущерба, причиненного данными договорами организациям и государству.

           По мнению Комиссии, представленные в материалы дела документы и сведения  (информация полученная в рамках осмотра  места происшествия расположенного  в отделе судебно - медицинской экспертизы трупов, проведенным сотрудниками УБЭП ГУВД по Красноярскому краю) позволяют сделать вывод о том, что ООО «РИК» в короткие сроки - с 31 марта 2010 года по 8 июля 2010, путем заключения ограничивающих конкуренцию соглашений, извлекло доход в особо крупном размере (12 384 820 рублей).

             Кроме того, Комиссия считает, что размер ущерба государству в связи с наличием между КГБУЗ «ККБСМЭ» и ООО «РИК», между КГБУЗ «ККБСМЭ» и ООО «Ритуал-Сервис» соглашений  (Договоры о сотрудничестве от 13.03.2009 и от 27.04.2009)  определяется размером дохода, полученным ООО «РИК» в период с 31.03.2010 по 08.07.2010, так как до наличия вышеназванных Договоров  ритуальные услуги по бальзамированию, сохранению, санитарной и косметической обработке тел умерших вне стационара на территории города Красноярска (подвальное помещение    морфологического корпуса КрасГМА, расположенного по адресу: ул.Партизана Железняка, 1 «ж»)   оказывались Бюро.

             Размер ущерба, причиненного организациям, оказывающим ритуальные услуги по бальзамированию, сохранению, санитарной и косметической обработке тел умерших вне стационара, не являющимся участниками соглашений,  определяется размером дохода, который мог быть получен данными организациями в случае оказания ритуальных услуг населению города Красноярска, которые предпочли бы не использовать услуги  ООО «РИК» и ООО «Ритуал-Сервис»

   В соответствии со статьёй 3 ФЗ «О защите конкуренции» настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

  Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого их них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке
            В силу пункта 8 части 1 статьи 11  ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.

    Под соглашением согласно п. 18 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции»   понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

          Анализ вышеназванных норм права  позволяет сделать вывод, что  соглашения, которые приводят или могут привести  к созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам могут быть совершены как в письменной, так и в устной форме.

            Комиссии пришла к выводу, что  групповое поведение  КГБУЗ «ККБСМЭ», ООО «РИК» и ООО «Ритуал - Сервис»,   связанное с  заключением Договоров о сотрудничестве  от 13.03.2009 и от 27 апреля 2009 года, а также фактическим их исполнением (договоренность в устной форме) после формального расторжения,  привело  к ограничению  доступа на рынок ритуальных услуг по бальзамированию, сохранению, санитарной и косметической обработке тел умерших вне стационара ООО «Валькирия», ООО «Стикс», ООО «Красноярский похоронный дом», ООО «Похоронное Агентство» осуществляющим в период 2008-2009 годов оказание вышеназванных ритуальных услуг на территории города Красноярска, а также  ИП <...>, ООО «Похоронное бюро», ИП <...>, ООО «Ритуальные услуги», ЗАО «Военно-Мемориальная Компания», ООО «Тулен», МП «Ритуальные услуги», ООО «Ритуальная Служба» способных осуществлять данные услуги.

         Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях КГБУЗ «ККБСМЭ», ООО «РИК» и ООО «Ритуал – Сервис» нарушения пункта 8 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», выразившего в заключении Договоров о сотрудничестве от 13.03.2009 и от 27 апреля 2009 года и реализации их после формального расторжения, которые привели к созданию препятствий доступу на  рынок ритуальных услуг по бальзамированию, сохранению, санитарной и косметической обработке тел умерших вне стационара города Красноярска.

           При этом в рамках рассмотрения дела Комиссией был изучен вопрос относительно возможной допустимости  Договоров о сотрудничестве от 13.03.2009 и  от 27.04.2009  в соответствии со статьей 12  или с частью 1 статьи 13 ФЗ  «О защите конкуренции».

Так, согласно части 4 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующий субъект вправе представить доказательства того, что заключенные им соглашения, предусмотренные частями 1 и 2 данной статьи, могут быть признаны допустимыми, в том числе в соответствии со статьей 12 и частью 1 статьи 13 ФЗ «О защите конкуренции»
          По результатам анализа материалов дела Комиссия пришла к выводу о том, что основания для признания договоров о сотрудничестве допустимыми по статье 12 ФЗ «О защите конкуренции» отсутствуют. Доказательств того, что договоры о сотрудничестве допустимы в соответствии с частью 1 статьи 13 ФЗ «О защите конкуренции», ответчиками по делу не представлено.

           Согласно пункту 1 части 1 статьи 48 ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

   На основании изложенного, учитывая, что хотя Договоры о сотрудничестве от 13.03.2009 и от 27.04.2009 прекратили свое формальное и фактическое действие, по мнению Комиссии последствия последних   КГБУЗ «ККБСМЭ», ООО «РИК» и ООО «Ритуал-Сервис»  устранены  не были в связи, с чем Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для прекращения рассмотрения дела №51-11-10.

          В связи с тем, что на момент принятия решения Договоры от 13.03.2009 и от 27.04.2009 формально и фактически прекратили своё действие, Комиссия приходит к выводу о нецелесообразности выдачи предписания ООО «РИК» и ООО «Ритуал-Сервис» о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

         Несмотря на то, что на момент принятия решения Договоры от 13.03.2009 и от 27.04.2009 формально и фактически прекратили своё действие, Комиссия на основании пункта «д» части 1 статьи 23 ФЗ «О защите конкуренции», считает необходимым выдать КГБУЗ «ККБСМЭ» предписание о недопустимости действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

  Кроме всего, действия по заключению хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1  статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

    Комиссия отмечает,что действия по недопущению, ограничению или устранению конкуренции путем заключения ограничивающих конкуренцию соглашений или осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий причинивших   особо крупный ущерб либо повлекших извлечение дохода в особо крупном размере  образуют состав уголовного преступления, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 178 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

           При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьями  11, 23, 39, 41, 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения  «Красноярское краевое бюро судебно - медицинской экспертизы» (пр. Мира, 35, г.Красноярск, 660049), общество с ограниченной ответственностью «РИК» (ул.Партизана Железняка, 18, г.Красноярск, 660022) и общество с ограниченной ответственностью «Ритуал-Сервис»  нарушившими пункт 8 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

          2. Выдать  КГБУЗ «ККБСМЭ»  обязательное для исполнения предписание о недопущении действий, которые могут  являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и   нарушению антимонопольного законодательства.

  3. Передать копии материалов дела №51-11-10 уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении КГБУЗ «ККБСМЭ», ООО «РИК» и ООО «Ритуал-Сервис» дел об административных правонарушениях по  статье 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 4. Передать копии материалов дела №51-11-10 в Главное следственное управление при  Главном управлении внутренних дел по Красноярскому краю для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц КГБУЗ «ККБСМЭ», ООО «РИК» и ООО «Ритуал-Сервис» к уголовной ответственности по статье 178 Уголовного кодекса Российской Федерации.

       

      Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края  в течение трех месяцев с момента вынесения решения.

 

 

Председатель Комиссии

                Е.Л. Лужбин

 

Члены Комиссии

    

     О.Е. Деревягина

 

                 Е.В. Капсудин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КГБУЗ

«Красноярское краевое бюро судебно - медицинской экспертизы»

 

пр. Мира, 35, г.Красноярск, 660049

 

ПРЕДПИСАНИЕ №51-11-10

 

14 сентября 2010 года                                                                           г. Красноярск     

    

     Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – Лужбин Е.Л., исполняющий обязанности руководителя управления; члены Комиссии – Деревягина О.Е., начальник контрольного отдела; Капсудин Е.В., ведущий специалист- эксперт отдела контроля органов власти, руководствуясь статьями 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона  от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее- ФЗ «О защите конкуренции»), на основании своего решения от 14 сентября 2010 года по делу № 51-11-10 о нарушении   Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения  «Красноярское краевое бюро судебно - медицинской экспертизы» (пр. Мира, 35, г.Красноярск, 660049) (далее- КГБУЗ «ККБСМЭ»), общество с ограниченной ответственностью «РИК» (ул.Партизана Железняка, 18, г.Красноярск, 660022) и общество с ограниченной ответственностью «Ритуал-Сервис» пункт 8 части 1  статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

            Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения  «Красноярское краевое бюро судебно - медицинской экспертизы» совершать действия, направленные  на недопущение действий, которые могут  являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и   нарушению антимонопольного законодательства, с  этой целью КГБУЗ «ККБСМЭ» надлежит:

         -  не допускать использование государственного имущества  Красноярского края - нежилые помещения государственной собственности Красноярского края по адресу: г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, 1 (зал прощания, поминальный киоск) коммерческими организациями без надлежащего оформления документов и без проведения  процедуры предусмотренной ФЗ «О защите конкуренции»;

         -  исключить факты предоставления коммерческим организациям  государственного имущества (оборудования инвентаря) приобретенного за счет бюджетных средств при осуществлении последними своей предпринимательской деятельности;

            -  не допускать использование коммерческими организациями без надлежащего оформления документов и без проведения  процедуры предусмотренной ФЗ «О защите конкуренции» площадей морфологического корпуса КрасГМА по адресу: ул. Партизана Железняка, 1 «ж», (первый этаж, 4 кабинета второго этажа, 15 кабинетов пятого этажа, подвальные помещения западного крыла здания)  переданных Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения  «Красноярское краевое бюро судебно - медицинской экспертизы» Красноярской государственной медицинской академией.

  

          Предписание может быть обжаловано в  арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его выдачи.

      Примечание:  За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

      Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

 

Председатель Комиссии

                Е.Л. Лужбин

 

Члены Комиссии

    

               О.Е. Деревягина

 

Е.В. Капсудин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны