Решение б/н Решение по делу №556-10-11, возбужденному в отношении ОАО "М... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

ОАО «МРСК Сибири»

ул. Бограда, д. 144 «а», г. Красноярск, 660021

 

ООО «Владко»

ул.Воронова,39 «б», оф.403, г.Красноярск, 660112

    

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ 

 

17 января 2012 года                                                                                                                г. Красноярск

 

Резолютивная часть решения объявлена на заседании Комиссии 26 декабря 2011 года, в полном объеме решение изготовлено  17 января 2012 года.            

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – В.М. Захаров,  руководитель управления, члены Комиссии – Гречищева В.П., ведущий эксперт управления, Корнеева М.В., специалист-эксперт контрольного отдела, рассмотрев дело №556-10-11, возбуждённое по признакам нарушения ст.10 Федерального Закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  открытым  акционерным  обществом  «МРСК Сибири» (660021, г. Красноярск, ул. Бограда, д. 144 «а») (далее ОАО «МРСК Сибири»), установила.      

В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление общества с ограниченной ответственностью «Владко» (ул.Воронова,39 «б», оф.403, г.Красноярск, 660112) (далее ООО «Владко») с жалобой на действия ОАО «МРСК Сибири», выразившиеся  в необоснованном установлении платы за технологическое присоединение объекта, расположенного по адресу: г.Красноярск, Центральный район, о.Молокова, клуб закаливания (далее объект, клуб закаливания), с одновременным требованием строительства объектов электросетевого хозяйства.

По данному заявлению Красноярским УФАС России приказом №915 от 14.11.2011 возбуждено дело  № 556-10-11 по признакам нарушения ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ОАО «МРСК Сибири».

Определением о назначении дела №556-10-11 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 14.11.2011 дело назначено к рассмотрению на 07.12.2011. Определением об отложении дела №556-10-11 от 7 декабря 2011 года дело было отложено до 23.12.2011 в связи с удовлетворением устного ходатайства представителя ОАО «МРСК Сибири» об отложении дела для самостоятельного урегулирования с ООО «Владко» спора относительно заявленных требований. 23.12.2011 Комиссией объявлен перерыв до 26.12.2011 в связи с удовлетворением ходатайства ОАО «МРСК Сибири» о предоставлении времени для подготовки дополнительного соглашения к договору об осуществлении технологического присоединения от 31.12.2010 года №20.24.19590.10.       

На заседании Комиссии 26.12.2011 присутствовали:       

от ОАО «МРСК Сибири» - <…>(доверенность № 5 от 11.01.2011).

от ООО «Владко» - <…> (доверенность №05/11 от 11.07.2011), директор <…> (протокол собрания учредителей №6 от 28.03.2011).

 Рассмотрев представленные материалы, заслушав пояснения сторон, Комиссия установила следующие обстоятельства.                                                    

ООО «Владко» зарегистрировано в качестве юридического лица согласно свидетельства о государственной регистрации №28992 серия <...> -Б и является владельцем земельного участка, расположенного по адресу: г.Красноярск, Центральный район, о.Молокова, клуб закаливания  (договор аренды земельного участка №2146 от 23.12.2009).  

Для осуществления электроснабжения здания клуба закаливания на указанном земельном участке ООО «Владко» 06.05.2010 обратилось в адрес ОАО «МРСК Сибири» с заявкой на осуществление технологического присоединения к электрической сети (максимальная мощность энергопринимающих устройств составляет 100 кВт) (вх.№1617 ООРК от 06.05.2010).      

На указанную заявку от ОАО «МРСК Сибири» в адрес ООО «Владко» был направлен проект договора об осуществлении технологического присоединения от 31.12.2010 года №20.24.19590.10) (далее договор). В указанном договоре в соответствии с п.3.1. стоимость услуг по технологическому присоединению, выполняемому исполнителем по договору, определяется в  размере 1 710 208,22 руб. (один миллион семьсот десять тысяч двести восемь рублей двадцать две копейки) соответствии с Постановлением РЭК Красноярского края №118 от 05.11.2008 (по Приказу ФСТ РФ от 21.08.2009 №201-э/1) и составляет 1 710 208,22 руб., включая НДС (исходя из размера платы за 1 кВт - 14 493,29 р.).  

В пункте 11 Приложения № 2 к проекту данного договора (технические условия) изложены требования к  ООО «Владко» по проектированию схемы электроснабжения от точки присоединения к сети ОАО «МРСК Сибири» (установка КТПН-6кВ с трансформатором необходимой мощности; строительство ЛЭП-6кВ от точки присоединения к сети МРСК до новой КТПН-6/0,4 кВ; строительство ЛЭП 380 В от РУ-0,4 кВ КТПН-6кВ до ВРУ-0,4 кВ клуба закаливания).                

Рассмотрев предложенный ОАО «МРСК Сибири» проект договора, ООО «Владко» 31.12.2010 направило его в адрес сетевой организации подписанный с протоколом разногласий, который был согласован сторонами. 

29.04.2011 ООО «Владко» направило в адрес ОАО «МРСК Сибири» письмо с просьбой привести заключенный договор в части п.3.1. на технологическое присоединение в соответствие с действующим тарифом,  утвержденным Приказом Региональной энергетической комиссии Красноярского края (далее РЭК)  №311-п «Об установлении размера платы за технологическое  присоединение к электрическим сетям филиала «Красноярскэнерго» ОАО «МРСК Сибири», согласно которому  Приказ РЭК Красноярского края от 05.11.2008 №118 утрачивает силу с 01.01.2011 (исх.№74 от 29.04.2010).    

На указанное письмо ОАО «МРСК Сибири» был направлен ответ (исх.№1.3/01-680ч от 06.06.2011) с отказом от внесения изменений в договор.

Согласно  письменным пояснениям ОАО «МРСК Сибири» (исх. 1.3/01.2-15663 от 01.12.2011) тариф определен с учетом инвестиционной составляющей. В постановлении РЭК Красноярского края №118 не содержится разбивки на тариф «с учетом» и «без учета» инвестиционной составляющей, поэтому  ООО «Владко» была установлена стоимость услуг по технологическому присоединению в  размере 1 710 208,22 руб. 

23.12.2011 ОАО «МРСК Сибири» направило в адрес заявителя дополнительное соглашение  от 23.12.11 (20.24.19590.10 дс1) к договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №20.24.19590. от 31.12.2010 в соответствии с которым пункт 3.1. договора изменен -  размер платы за технологическое присоединение рассчитан в соответствии с Постановлением РЭК Красноярского края №118 от 05.11.2008 и составляет 81 392,86 (восемьдесят одна тысяча триста девяносто два рубля восемьдесят копеек). В приложении №1 к указанному дополнительному соглашению определен график исполнения обязательств по договору №20.24.19590. от 31.12.2010.

На заседании Комиссии представитель ООО «Владко» пояснил, что внесенные изменения дополнительным соглашением от 23.12.11 (20.24.19590.10 дс1) соответствуют действующему законодательству и распределены обязанности сетевой организации по выполнению мероприятий по технологическому присоединению объекта. Ранее установленная цена договора не соответствовала действующим нормам, а так же нечетко были определены обязанности сетевой организации в технических условиях по технологическому присоединению.  

Как пояснил Комиссии представитель ОАО «МРСК Сибири», направив в адрес ООО «Владко» дополнительное соглашение к договору на технологическое присоединение к электрическим сетям №20.24.19590. от 31.12.2010 с внесенными в соответствии с действующим законодательством изменениями в договор, тем самым устранил нарушение антимонопольного законодательства.             

Комиссия, рассмотрев имеющиеся материалы дела и заслушав пояснения представителей сторон, пришла к следующим выводам.   

В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 ГК РФ).

К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 ГК РФ).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.03.2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – ФЗ «Об электроэнергетике») настоящий закон устанавливает основы экономических отношений в сфере электроэнергетики,  определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической  и тепловой энергии. 

Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами (статья 2 ФЗ «Об электроэнергетике»).

Согласно части 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Во исполнение указанного Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года №861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила). Указанные Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок и объектов электросетевого хозяйства) юридических и физических лиц к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.       

Пунктом 3 Правил установлено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.     

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.   

Исходя из смысла п.12.1. под заявителем понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившийся с заявкой в целях технологического присоединения по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 100 кВт включительно. Таким образом, ООО «Владко» подпадает под понятие лица, указанного в пункте 12.1 Правил.     

Пунктом 16 Правил договор должен содержать ряд существенных условий, в том числе перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению (п.п.а), а так же размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики (при осуществлении технологического присоединения по индивидуальному проекту размер платы за технологическое присоединение определяется с учетом особенностей, установленных разделом III настоящих Правил).              

Согласно разъяснениям Федеральной службы по тарифам (письмо исх.№ЕП-6480 от 15.09.2009г.): «В соответствии с пунктом 9 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утверждённых приказом ФСТ России от 23.10.2007г. № 277-э/7, в случае если объекты электросетевого хозяйства включены в инвестиционные программы субъектов естественных монополий в соответствии с законодательством Российской Федерации либо в утверждаемые представительными органами местного самоуправления инвестиционные программы, целью которых является реализация программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, в состав необходимой валовой выручки включаются экономические обоснованные расходы на строительство и реконструкцию указанных объектов электросетевого хозяйства, в том числе объектов электросетевого хозяйства смежной и (или) вышестоящей сетевой организации (за исключением компенсирующих устройств для обеспечения качества электрической энергии), осуществляемые в целях присоединения новых и (или) увеличения мощности устройств, присоединенных ранее, а также для присоединения мощности строящихся (реконструируемых) электрических станций от границ балансовой принадлежности соответствующих электрических станций до существующих объектов электросетевого хозяйства.

Таким образом, если объекты электросетевого хозяйства, к которым осуществляется технологическое присоединение, не были учтены в инвестиционной программе, на основании которой был установлен размер платы за технологическое присоединение, стоимость технологического присоединения определяется без учёта инвестиционной составляющей».

 На основании изложенного, Комиссия пришла к выводу о том, что ОАО «МРСК Сибири» рассчитывая ООО «Владко» плату за технологическое присоединение в размере 1 710 208,22 руб. должно было её рассчитывать без учёта инвестиционной составляющей, указанной в Постановление РЭК Красноярского края № 118 от 05.11.2008г. 

В соответствии с пунктом 4 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 №360, сетевая организация обеспечивает осуществление мероприятий на эксплуатируемых электрических сетях по увеличению их мощности и (или) пропускной способности, включая создание новых объектов, а в случае необходимости обеспечивает осуществление таких мероприятий иными организациями коммунального комплекса, эксплуатирующими технологически связанные сети соответствующего вида.

Таким образом, возложение ОАО «МРСК Сибири» обязанностей по строительству объектов электросетевого хозяйства  являются неправомерным.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 года №179-э ОАО «МРСК Сибири», осуществляющее деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе под регистрационным номером 24.1.58. Таким образом, общество занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в Красноярском крае в границах расположения принадлежащих ОАО «МРСК Сибири» электрических сетей.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Пункт 10 части 1 статья 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещает хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение нарушать установленный нормативными актами порядок ценообразования.

Расчёт ОАО «МРСК Сибири» платы за технологическое присоединение с учётом инвестиционной составляющей при отсутствии мероприятий по строительству объектов электросетевого хозяйства, необходимых ООО «Владко» в инвестиционной программе ОАО «МРСК Сибири» на 2008-2010 г.г. нарушают установленный нормативными актами порядок ценообразования (пункт 9 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утверждённых приказом ФСТ России от 23.10.2007г. № 277-э/7).                

Исполняя обязанности по договору ООО «Владко» было бы вынуждено оплатить завышенную плату за технологическое присоединение объектов, а также построить объекты электросетевого хозяйства, что привело бы к ущемлению  его интересов. ОАО «МРСК Сибири» в соответствии с условиями договора (п.10.3. Приложения № 2) указано, что ОАО «МРСК Сибири» должно было лишь осуществить  фактические действия по присоединению и обеспечению работы энергопринимающих устройств заявителя.           

Необоснованное установление платы за технологическое присоединение объекта ООО «Владко», расположенного по адресу: г.Красноярск, Центральный район, о.Молокова, клуб закаливания, с одновременным требованием строительства объектов электросетевого хозяйства, содержащихся в договоре об осуществлении технологического присоединения от 31.12.2010 года №20.24.19590.10), свидетельствует о нарушении  ОАО «МРСК Сибири» п.10 ч.1 ст.10 и ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что имело своим результатом ущемление интересов ООО «Владко».

На заседании Комиссии по рассмотрению настоящего дела представитель ОАО «МРСК Сибири» заявил ходатайство о прекращении производства по делу в связи с устранением нарушения антимонопольного законодательства и представил дополнительное соглашение  от 23.12.11 (20.24.19590.10 дс1) к договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №20.24.19590. от 31.12.2010 в соответствии с которым в п.3.1. договора изменен размер платы за технологическое присоединение в соответствии с Постановлением РЭК Красноярского края №118 от 05.11.2008 и составляет 81 392,86 (восемьдесят одна тысяча триста девяносто два рубля восемьдесят копеек). В приложении №1 к указанному дополнительному соглашению определен график исполнения обязательств по договору №20.24.19590. от 31.12.2010.

Представители ООО «Владко» указанное ходатайство поддержали.

Руководствуясь статьями 23,41,48  Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ОАО «МРСК Сибири», выразившиеся в необоснованном установлении платы за технологическое присоединение объекта ООО «Владко», расположенного по адресу: г.Красноярск, Центральный район, о.Молокова, клуб закаливания, с одновременным требованием строительства объектов электросетевого хозяйства, содержащимся в договоре об осуществлении технологического присоединения от 31.12.2010 года №20.24.19590.10), нарушающими п.10 ч.1 ст.10 и ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Прекратить производство по делу №556-10-11 в отношении ОАО «МРСК Сибири» в связи с устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий. 

 

 

Председатель комиссии                                                                                                      В.М. Захаров

 

Члены комиссии                                                                                                                  В.П. Гречищева

                                                                                                                                        М.В. Корнеева

        

 

 

                                                                                                 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны