Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 69-16-18 от 27.09.2018 от 27 сентября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Назаровская межрайонная прокуратура  Красноярского края

660002, Красноярский край,

г. Назарово, ул. Борисенко, 25а

 

Администрация Красносопкинского сельсовета Назаровского района Красноярского края

662225, Красноярский край, Назаровский район, п. Красная Сопка, ул. Зеленая, 2а

 

ООО Производственно-коммерческая фирма «Комплекс-Строй»

660153, Красноярский край, г.Ачинск,

ул. Саянская, 8

 

ГПКК «Ачинское Дорожное

Ремонтно-Строительное Управление»

662153, Красноярский край,

г.Ачинск, ул.Сурикова, 17 «А»

 

 

РЕШЕНИЕ

 

«27» сентября  2018 года

г. Красноярск

           

Резолютивная часть решения оглашена «27» сентября 2018 года.

            В полном объеме решение изготовлено «28» сентября 2018 года.

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель комиссии - О.П.Харченко, Врио руководителя управления, члены Комиссии: Т.Н.Мосина, начальник отдела естественных монополий, О.Ю.Ильяшенко, заместитель начальника отдела контроля закупок (далее - Комиссия), рассмотрев дело № 69-16-18 по признакам нарушения Администрацией Красносопкинского сельсовета Назаровского района Красноярского края (ИНН 2427000863, 662225, Красноярский край, Назаровский район, п. Красная Сопка, ул. Зеленая, 2а) (далее – Администрация) и ООО Производственно-коммерческой фирмой «Комплекс-Строй» (ИНН  2443032830, 660153, Красноярский край, г.Ачинск, ул. Саянская, 8)  (далее - ООО ПКФ «КОМПЛЕКС-СТРОЙ») статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), установила следующее.

В Красноярское УФАС России поступило  обращение Назаровской межрайонной прокуратуры  Красноярского края  от 06.03.2017 № 7/1-09-2017 с просьбой о проведении проверки в отношении Администрации по факту заключения 9 муниципальных контрактов на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги в п. Красная сопка Назаровского района Красноярского края по ул. Юбилейная  с ООО ПКФ «КОМПЛЕКС-СТРОЙ» от 01.09.2017 № 9, от 29.08.2017 № 8, от 25.08.2017 № 7, от 22.08.2017 № 6, от 18.08.2017 № 5, от 15.08.2017 № 4, от 10.08.2017 № 3, от 07.08.2017 № 2, от 03.08.2017 № 1   сумма по которым не  превышала 100 000 рублей – 94633,29 рублей на общую сумму 851699,61 рублей без проведения конкурентных процедур (вх. № 5004 от 27.03.2018).

При рассмотрении названных материалов Красноярским УФАС России установлены обстоятельства, указывающие на наличие в действиях Администрации и ООО ПКФ «КОМПЛЕКС-СТРОЙ» признаков нарушения статьи 16 Закона «О защите конкуренции» при заключении указанных контрактов.

            Рассматриваемое дело возбуждено приказом Красноярского УФАС России от 27.06.2018  № 178 «О возбуждении дела и о создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства».

            В соответствии с требованиями части 13 статьи 44 Закона «О защите конкуренции» председатель Комиссии вынес Определение о назначении дела № 69-16-18 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 06.07.2018. Названным Определением к участию в рассмотрении дела № 69-16-18 привлечены в качестве:

- ответчиков -  Администрация Красносопкинского сельсовета Назаровского района Красноярского края (ИНН 2427000863, 662225, Красноярский край, Назаровский район, п. Красная Сопка, ул. Зеленая, 2а) и ООО Производственно-коммерческая фирма «Комплекс-Строй» (ИНН 2443032830, 660153, Красноярский край, г.Ачинск, ул. Саянская,8);

- заявителя -  Назаровская межрайонная прокуратура  Красноярского края (660002, Красноярский край, г. Назарово, ул. Борисенко, 25а).

            - заинтересованного лица - ГПКК «Ачинское Дорожное Ремонтно-Строительное Управление» (662153, Красноярский край, г.Ачинск, ул.Сурикова, 17 «А»).

На заседании, которое состоялось 30.08.2018, в соответствии с частью 1.1. статьи 47, частью 3 статьи 48.1 Закона «О защите конкуренции» Комиссия определила отложить рассмотрение дела в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела.

При рассмотрении дела установлено то обстоятельство, что между Администрацией и ООО ПКФ «КОМПЛЕКС-СТРОЙ»  заключены следующие  муниципальные контракты на общую сумму 851700 рублей (далее – Контракты):

            - муниципальный контракт на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги в п. Красная сопка Назаровского района Красноярского края по ул. Юбилейная  от 01.09.2017 № 9 (срок действия до 04.09.2017), предметом которого  является   ремонт автомобильной   дороги в п. Красная  Сопка Назаровского  района Красноярского края по ул. Юбилейная  40,08 м2, цена по нему составила 94633,29 рублей (из них за счет краевого бюджета 94444,29 рубля и 189,00 рублей из средств местного бюджета);

- муниципальный контракт на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги в п. Красная сопка Назаровского района Красноярского края по ул. Юбилейная  от 29.08.2017 № 8 (срок действия до 31.08.2017), предметом которого  является   ремонт автомобильной   дороги в п. Красная  Сопка Назаровского  района Красноярского края по ул. Юбилейная  40,08 м2, цена по нему составила 94633,29 рублей (из них за счет краевого бюджета 94444,29 рубля и 189,00 рублей из средств местного бюджета);

- муниципальный контракт на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги в п. Красная Сопка Назаровского района Красноярского края по ул. Юбилейная  от 25.08.2017 № 7 (срок действия до 28.08.2017), предметом которого  является   ремонт автомобильной   дороги в п.Красная  сопка Назаровского  района Красноярского края по ул. Юбилейная  40,08 м2, цена по нему составила 94633,29 рублей (из них за счет краевого бюджета 94444,29 рубля и 189,00 рублей из средств местного бюджета);

- муниципальный контракт на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги в п. Красная Сопка Назаровского района Красноярского края по ул. Юбилейная  от 22.08.2017 № 6 (срок действия до 24.08.2017), предметом которого  является   ремонт автомобильной   дороги в п. Красная  сопка Назаровского  района Красноярского края по ул. Юбилейная  40,08 м2, цена по нему составила 94633,29 рублей (из них за счет краевого бюджета 94444,29 рубля и 189,00 рублей из средств местного бюджета). В соответствии  с дополнительным соглашением от 22.08.2017 к нему сторонами внесены изменения в раздел 2 «Формы, сроки и порядок оплаты»;

- муниципальный контракт на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги в п. Красная Сопка Назаровского района Красноярского края по ул. Юбилейная  от 18.08.2017 № 5 (срок действия до 21.08.2017), предметом которого  является   ремонт автомобильной   дороги в п. Красная  сопка Назаровского  района Красноярского края по ул. Юбилейная  40,12 м2, цена по нему составила 94633,68 рублей (из них за счет краевого бюджета 94445,68 рубля и 188,00 рублей из средств местного бюджета). В соответствии двумя с дополнительными соглашениями к нему от 18.08.2017 сторонами внесены изменения в раздел 2 «Формы, сроки и порядок оплаты»;

- муниципальный контракт на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги в п. Красная Сопка Назаровского района Красноярского края по ул. Юбилейная  от 15.08.2017 № 4 (срок действия до 18.08.2017), предметом которого  является   ремонт автомобильной   дороги в п. Красная  сопка Назаровского  района Красноярского края по ул. Юбилейная  40,08 м2, цена по нему составила 94633,29 рублей (из них за счет краевого бюджета 94444,29 рубля и 189,00 рублей из средств местного бюджета). В соответствии двумя с дополнительными соглашениями к нему от 15.08.2017 сторонами внесены изменения в раздел 2 «Формы, сроки и порядок оплаты»;

- муниципальный контракт на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги в п. Красная Сопка Назаровского района Красноярского края по ул. Юбилейная  от 10.08.2017 № 3 (срок действия до 14.08.2017), предметом которого  является   ремонт автомобильной   дороги в п. Красная  Сопка Назаровского  района Красноярского края по ул. Юбилейная  40,08 м2, цена по нему составила 94633,29 рублей (из них за счет краевого бюджета 94444,29 рубля и 189,00 рублей из средств местного бюджета). В соответствии двумя с дополнительными соглашениями к нему от 10.08.2017 сторонами внесены изменения в раздел 2 «Формы, сроки и порядок оплаты»;

 - муниципальный контракт на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги в п. Красная Сопка Назаровского района Красноярского края по ул. Юбилейная  от 07.08.2017 № 2 (срок действия до 08.08.2017), предметом которого  является   ремонт автомобильной   дороги в п. Красная  Сопка Назаровского  района Красноярского края по ул. Юбилейная  40,08 м2, цена по нему составила 94633,29 рублей (из них за счет краевого бюджета 94444,29 рубля и 189,00 рублей из средств местного бюджета).  В соответствии двумя с дополнительными соглашениями к нему от 07.08.2017 сторонами внесены изменения в раздел 2 «Формы, сроки и порядок оплаты»;

- муниципальный контракт на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги в п. Красная Сопка Назаровского района Красноярского края по ул. Юбилейная  от 03.08.2017 № 1 (срок действия до 05.08.2017), предметом которого  является   ремонт автомобильной   дороги в п. Красная  Сопка Назаровского  района Красноярского края по ул. Юбилейная  40,08 м2, цена по нему составила 94633,29 рублей (из них за счет краевого бюджета 94444,29 рубля и 189,00 рублей из средств местного бюджета).  В соответствии двумя с дополнительными соглашениями к нему от 03.08.2017 сторонами внесены изменения в раздел 2 «Формы, сроки и порядок оплаты».

Оплата выполненных работ Администрацией по Контрактам произведена ООО ПКФ «КОМПЛЕКС-СТРОЙ» в октябре-декабре 2017 года.

Как следует из содержания Контрактов, они заключены Администрацией с ООО ПКФ «КОМПЛЕКС-СТРОЙ»  как с единственным поставщиком на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон «О контрактной системе»).

Министерство транспорта Красноярского края письмом от 13.06.2018  № 04-4182 проинформировало Красноярское УФАС России о том, что в рамках подпрограммы «Дороги Красноярья»  государственной  программы Красноярского края «развитие транспортной инфраструктуры», утвержденной  постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 510-п ежегодно предусматриваются  средства субсидий  краевого бюджета   муниципальных образований по ряду мероприятий на выполнение дорожных работ на дорогах местного значения (далее – Подпрограмма).

В рамках мероприятия 8.3 Подпрограммы были предоставлены средства субсидии бюджету Назаровского  района на  ремонт и капитальный ремонт  автомобильных дорог общего пользования местного значения в объеме 3,2 млн. рублей.

Порядок и условия предоставления и расходования субсидий  бюджетам муниципальных образований по мероприятию 8.3 Подпрограммы определен приложением № 5 к разделу 3 «Механизм реализации подпрограммы». В соответствии с указанным порядком между Министерством транспорта Красноярского края и администрацией  Назаровского  района Красноярского края заключено соглашение от 19.04.2017 № 77/с о предоставлении субсидий в 2017 году на осуществление дорожной  деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения.

В соответствии с письменными пояснениями Администрации от 12.04.2018 № 109 на основании соглашения от 19.04.2017 № 77/с о предоставлении в 2017 году субсидии из  краевого бюджета на осуществление дорожной деятельности  в отношении автомобильных дорог  общего пользования местного значения было выделено 3 200 000 рублей. По дополнительному соглашению за счет экономии указанных средств по двум аукционам Администрации выделено 850 000 рублей. В связи с тем обстоятельством, что для получения денежных  средств из краевого бюджета работы необходимо было выполнить  в короткие сроки  Администрацией  было принято решение отсыпать ул. Юбилейная участками без проведения конкурентных процедур.

Красноярским УФАС России установлен факт того, что Администрацией в 2017 году проведены две закупки в форме электронных аукционов на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги в п.Красная Сопка Назаровского района Красноярского края, информация о проведении которых размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru),  а именно:

         - электронный аукцион на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги (тротуара) по ул.Центральная, п.Красная Сопка,Назаровского района  (Извещение о проведении электронного аукциона от 14.08.2017 №0319300007717000006),   Начальная (максимальная) цена контракта 1 202 400,00 рублей. По результатам которого между Администрацией и обществом с ограниченной ответственностью «ПромСтройМонтаж» (ИНН 2466170629, 660043, Красноярский край, г.Красноярск, ул. Байкальская, д. 42) заключен муниципальный контракт от 05.09.2017 № 0319300007717000006-0161223-01 предметом которого является выполнение работ по ремонту автомобильной дороги (тротуара) по ул. Центральная, п. Красная Сопка, Назаровского района, цена по нему составила 1202400 (Один миллион двести две тысячи четыреста) руб., в том числе НДС 183416,95 (Сто восемьдесят три тысячи четыреста шестнадцать рублей 95 копеек,  из них  за счет средств краевого бюджета 1200000 руб. и 2400 руб. за счет средств местного бюджета;

- электронный аукцион на выполнение работ по ремонту покрытия автомобильной дороги в п.Красная Сопка Назаровского района Красноярского края по ул. Октябрьская 3,502234 м2 (Извещение о проведении электронного аукциона от 12.05.2017 №0319300007717000004),   Начальная (максимальная) цена контракта 2 004 000,00 рублей. По результатам которого между Администрацией и Индивидуальным предпринимателем Нагапетяном Тароном Оганнесовичем (ИНН 246523120022, 660125, г.Красноярск, ул.Водопьянова, д.7 кв.282) заключен муниципальный контракт от 13.06.2017 № 0319300007717000004-0161223-01 на выполнение работ по ремонту покрытия автомобильной дороги в п.Красная сопка Назаровского района Красноярского края по ул. Октябрьская 3502,234  м2, цена по которому составила 1039900 (Один миллион тридцать девять тысяч девятьсот) руб., из них за счет средств краевого бюджета 1037820 руб. и 2080 руб. за счет средств местного бюджета.

Красноярское УФАС России письмом от 11.05.2018 № 7537  «О представлении информации» запросило у  Государственного предприятия Красноярского края «Ачинское дорожное ремонтно-строительное управление» (ИНН 2443017039, 662153, Красноярский край, г.Ачинск, ул.Сурикова, 17 «А»)  (далее – ГП КК «Ачинское ДРСУ», Предприятие) следующие сведения:

1. Сведения об осуществляемой хозяйственной деятельности Предприятия  в 2017 году на рынке выполнения работ по ремонту автомобильных дорог Красноярского края, в том числе Назаровского района.

2. Имеющиеся сведения о хозяйствующих субъектах,  осуществляющих на территории Назаровского района Красноярского края в 2017 году выполнение работ по ремонту автомобильных дорог.

3. Сведения о том, имелась (имеется) ли техническая и экономическая возможность выполнения Предприятием работ по ремонту автомобильных дорог по Контрактам, или одному из Контрактов.

4. Сведения о том, повлияют ли на хозяйственную деятельность Предприятия, в том числе ограничат ли и/или приведут к ущемлению прав (интересов, конкурентноспособности) действия Администрации Красносопкинского сельсовета Назаровского района Красноярского края и ООО Производственно-коммерческая фирма «Комплекс-Строй», связанные с заключением Контрактов общая сумма по которым составила 851699,61 рублей.

5. Иную дополнительную информацию, имеющую, по мнению Предприятия, значение для рассмотрения дела Обращения.

ГП КК «Ачинское ДРСУ» письмом от 25.05.2018 № 417 проинформировало Красноярское УФАС России о том, что предприятие в 2017 году осуществляло   уставную деятельность – ремонт и содержание краевых автомобильных дорог общего пользования  по государственным и муниципальным  контрактам в западной группе районов края, в том числе и в Назаровском районе, в котором  предприятие содержит более 500 километров  автомобильных дорог.

Учитывая  производственные мощности ГП КК «Ачинское ДРСУ» в Назаровском  районе – наличие участков в г. Назарово, п. Красная Сопка Назаровского района общей численностью 75 человек, собственного вспомогательного производства (щебень, асфальт), необходимого парка дорожно-строительной  техники предприятие имело 100 % возможность по проведению  работ по всем Контрактам.

Из указанного письма ГП КК «Ачинское ДРСУ» следует, что действия Администрации и ООО ПКФ «КОМПЛЕКС-СТРОЙ», связанные с заключением Контрактов негативно повлияли  на деятельность ГП КК «Ачинское ДРСУ», ущемив интересы первого и лишив возможности участия в конкурентных  процедурах с целью пополнения  доходной части предприятия, которая  обеспечивает  необходимый уровень  заработной платы, уплату налогов и приобретение новой техники.

В соответствии с условиями Контрактов источником финансирования выступают средства краевого  и местного бюджета Назаровского района Красноярского края.

Из преамбулы Контрактов следует, что они заключены в соответствии с требованиями пункта 4 части 1 статьи 93 Закона «О контрактной системе», согласно которому закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей.

В состав муниципального образования Назаровский район Красноярского края входит сельское  поселение Красносопкинский сельсовет. В состав муниципального образования Красносопкинский сельсовет входит п. Красная Сопка.

Согласно Контрактам  подрядчик - ООО ПКФ «КОМПЛЕКС-СТРОЙ»  принимает на себя обязательства  выполнения работ в полном соответствии с локально-сметным  расчетом  и в пределах  доведенного лимита  финансирования на текущий период, то есть   выполнить  работы по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах муниципального образования п. Красная Сопка.

Локальные сметные расчеты к Контрактам   содержат взаимосвязанные перечни работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования местного значения в границах муниципального образования Красносопкинский сельсовет (ул. Юбилейная) в п. Красная Сопка.

Помимо идентичного предмета Контракты имеют одинаковое место исполнения (Красноярский край, Назаровский район, п. Красная Сопка, ул. Юбилейная), содержат тождественные условия:

- о форме, сроках и порядке оплаты;

- о сроке действия контракта и выполнения работ;

- о правах и обязанностях подрядчика;

- о правах и обязанностях заказчика;

- о порядке сдачи – приёмки выполненных работ;

- о гарантиях;

- об обстоятельствах непреодолимой силы;

-  о порядке внесения изменений и расторжения контракта;

- об адресах и реквизитах сторон.

Администрация представила письменные пояснения относительно вменяемого нарушения, из которых следует, что Контракты заключались администрацией в соответствии с пунктом 4 части 1  статьи 93 Закона «О контрактной системе», согласно которой закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случаях, если осуществление закупки товара, работы или услуги не превышает сумму в размере 100 000 рублей. Заказчик -  Администрация вправе, по мнению ответчика, осуществить на основании указанного пункта неограниченное количество закупок, так как в отношении МО Красносопкинский сельсовет ограничения не применяются в связи с тем, что муниципальное образование Красносопкинский сельсовет является сельским поселением.

По результатам рассмотрения заключенных между Администрацией и ООО ПКФ «КОМПЛЕКС-СТРОЙ» Контрактов установлено, что заказчиком фактически произведена закупка по выполнению единой работы – ремонту автомобильной дороги общего пользования местного значения в границах муниципального образования Красносопкинский сельсовет (ул. Юбилейная) в п. Красная Сопка.

Комиссия, исследовав материалы дела, отмечает следующее.

Заказчиком по всем вышеуказанным Контрактам выступает Администрация, исполнителем - ООО ПКФ «КОМПЛЕКС-СТРОЙ».

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон «Об организации местного самоуправления») местное самоуправление в Российской Федерации определяется как самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

По пункту 5 части 1 статьи 14 Закона «Об организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации

Таким образом, заключение муниципальных контрактов на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги в п. Красная Сопка Назаровского района Красноярского края по ул. Юбилейная  относилось к компетенции Администрации и осуществлялось последней в целях удовлетворения  муниципальной нужды.

Согласно части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Данная конституционная гарантия реализована в законодательстве о конкуренции.

Статья 34 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно части 1 статьи 525 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и части 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) размещение заказов на поставки товаров для государственных нужд осуществляется в соответствии с Законом «О контрактной системе».

В соответствии со статьей 54 Законом «Об организации местного самоуправления» закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с Законом «О контрактной системе». Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются за счет средств местного бюджета.

Закон «О контрактной системе» регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 Закона «О контрактной системе»).

Согласно статье 3 Закона «О контрактной системе» под закупкой товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом «О контрактной системе» порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае если в соответствии с Законом «О контрактной системе» не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

В соответствии со статьей 8 Закона «О контрактной системе» контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 93 Закона «О контрактной системе»  закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком на сумму, не превышающую ста тысяч рублей.

Вместе с тем, согласно статье 8 Закона «О контрактной системе» любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Согласно статье 24 Закона «О контрактной системе» заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Частью 5 статьи 24 Закона «О контрактной системе» предусмотрено, что заказчики не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Часть 2 статьи 8 Закона «О контрактной системе» устанавливает запрет на совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона «О контрактной системе», в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Указанная правовая позиция отражена, в том числе в Письмах Минэкономразвития России от 06.12.2016 № Д28и-3204, от 14.07.2016 № Д28и-1805.

Кроме того, пунктом 3 статьи 1 ГК РФ предусмотрено, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно, а в статье 10 ГК РФ конкретизируется запрет на использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.

Частью 1 статьи 3 Закона «О защите конкуренции» предусмотрено, что названный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Согласно пункту 7 статьи 4 Закона «О защите конкуренции»  под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 17 статьи 4 Закона «О защите конкуренции»).

При этом, приведенный перечень признаков ограничения конкуренции не носит закрытый характер.

Статьей 16 Закона «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности ограничению доступа на товарный рынок.

Анализ вышеназванных норм права позволяет сделать вывод, что соглашения, которые приводят или могут привести к ограничению доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов могут быть совершены как в письменной, так и в устной форме. Сама возможность заключения соглашения между хозяйствующими субъектами и органами власти, если такое соглашение приводит или может привести к ограничению конкуренции, рассматривается законодателем как общественно опасное деяние, имеющее квалифицирующее значение для констатации факта нарушения антимонопольного законодательства. Наличие или угроза наступления негативных последствий в результате заключения такого соглашения презюмируется и не требует отдельного доказывания.

В то же время в основе контрактной системы в сфере закупок лежат принципы открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Закона «О контрактной системе»).

Независимо от способа закупки, эти принципы должны соблюдаться в полной мере.

При этом необходимо отметить, что наиболее предпочтительным способом определения победителя является проведение конкурса, аукциона в связи с тем, что за счет достаточных сроков подачи заявок и заключения договора указанные процедуры обеспечивают расширение числа участников закупок, а также минимизируют риски совершения согласованных действий заказчика и участника закупки.

Учитывая вышеизложенное, для обеспечения гласности и открытости закупочной деятельности, снижения коррупционных проявлений, необходимо осуществлять закупку товаров, работ, услуг преимущественно путем проведения аукциона, конкурса.

При проведении торгов имеет место состязательность участников, конкурирующих между собой за право заключить договор, и стремящихся выдвинуть организатору торгов наиболее выгодные условия договора по поставке товаров, выполнению работ или оказанию услуг. Именно торги позволяют максимально использовать механизм конкуренции и состязательности участников, достигать наиболее выгодных результатов, выдвигая более жесткие требования и условия по гарантиям исполнения, что и отвечает юридической природе торгов.

Следовательно, заключение посредством проведения закупки у единственного поставщика ряда связанных между собой муниципальных контрактов, фактически образующих единую сделку, искусственно раздробленную для формального соблюдения специальных ограничений в обход норм Закона «О контрактной системе», противоречит его целям и открывает возможность для приобретения хозяйствующими субъектами незаконных имущественных выгод.

Как следует из пункта 13 статьи 22 Закона «О контрактной системе» идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки.

Определение идентичности и однородности товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями (пункт 17 статьи 22 Закона «О контрактной системе»).

В силу пункта 20 статьи 22 Закона «О контрактной системе» методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Согласно пункту 3.5 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 идентичными признаются работы, услуги, обладающие одинаковыми характерными для них основными признаками (качественными характеристиками), в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходов, выполняемые (оказываемые) подрядчиками, исполнителями с сопоставимой квалификацией.

При этом статьей 168 ГК РФ установлено, что сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 74 и 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.

В Законе «О контрактной системе» содержится явно выраженный запрет на заключение сделок в обход таких конкурентных способов, без использования которых нарушаются права неопределенного круга третьих лиц – потенциальных участников торгов.

Таким образом, заключение указанных муниципальных контрактов в нарушение норм Закона «О контрактной системе» противоречит публичным интересам, поскольку нарушает установленный законодателем порядок привлечения субъектов на товарный рынок, а также нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, так как последние лишены возможности заключить договор на оказание работ, предусмотренных в вышеназванных договорах.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 20.09.2011 №  7905/09 также указано, что открытые торги проводятся с целью привлечения максимально широкого круга участников и получения организатором торгов наибольшей цены за реализуемое право, в связи с чем не установленное законодательством ограничение в доступе к торгам ущемляет как права каждого желающего принять в них участие, так и интерес организатора торгов в привлечении максимального числа участников, а также публичные интересы.

В Постановлении от 05.04.2011 № 14686/10 по делу № А13-10558/2008 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить доступ к соответствующему товарному рынку, а также выявлены контрагенты, предлагающие наилучшие условия выполнения работ, для обеспечения муниципальных нужд.

Проведение публичных процедур способствует развитию конкуренции за обладание правом исполнения договора путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к исполнению договора всех заинтересованных лиц. Непроведение публичных процедур, когда это необходимо в силу закона, свидетельствует о предоставлении необоснованных преимуществ при осуществлении хозяйственной деятельности исполнителю и как следствие о достижении соглашения, направленного на ограничение конкуренции.

В случае если общая стоимость заключенных муниципальных контрактов превышает предельно допустимый размер закупки у единственного поставщика, то согласно главе 9 ГК РФ, указанные контракты являются недействительной (ничтожной) сделкой.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения, при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Осуществление закупки при заключении муниципальных контрактов по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах муниципального образования Красносопкинский сельсовет (ул. Юбилейная) в п. Красная Сопка выбрано по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона «О контрактной системе».

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что о факте дробления контракта свидетельствует, во-первых, заключение контракта именно с единственным поставщиком в лице ООО ПКФ «КОМПЛЕКС-СТРОЙ». Администрацией в материалы дела не представлены доказательства отсутствия хозяйствующих субъектов, имеющих намерение заключить Контракты с Администрацией.

Во-вторых, данные работы, являющиеся предметом контрактов, составляют комплекс работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах муниципального образования Красносопкинский сельсовет (ул. Юбилейная) в п. Красная Сопка Красноярского края.    

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 1 Закона «О контрактной системе» указанный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в части, касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

По пункту 6 статьи 3 Закона «О контрактной системе» муниципальный заказчик – муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.

Таким образом, при заключении муниципальных контрактов по ремонту вышеуказанной дороги в п. Красная Сопка Назаровского района Красноярского края  Администрация выступала в качестве муниципального заказчика в соответствии с Законом «О контрактной системе».

Для определения факта заключения антиконкурентного соглашения необходимо, прежде всего, установить как сам товарный рынок, на котором достигнуто соглашение и предполагается влияние на конкуренцию, в его продуктовых и географических границах, так и состав хозяйствующих субъектов, действующих на определенном товарном рынке.

Товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами (пункт 4 статьи 4 Закона «О защите конкуренции»).

Таким образом, в рассматриваемом случае нарушение антимонопольного законодательства совершено на товарном рынке выполнения строительных работ по ремонту автомобильных дорог.

Временной интервал определен периодами заключения рассматриваемых муниципальных контрактов на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах муниципального образования Красносопкинский сельсовет (ул. Юбилейная) в п. Красная Сопка Назаровского района Красноярского края с 03.08.2017 по 04.09.2017

Согласно пункту 1 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Таким образом, товаром, в том смысле, какой в него вкладывает Закон «О защите конкуренции», в данном случае является работа по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах муниципального образования Красносопкинский сельсовет (ул. Юбилейная) в п. Красная Сопка Назаровского района Красноярского края для нужд сельского поселения.

Процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает: предварительное определение географических границ товарного рынка; выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями); определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Определение географических границ товарного рынка осуществлялось методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).

Местоположение заказчика (Администрации) – п. Красная Сопка, Назаровский район, Красноярский край, место проведения работ: ул. Юбилейная, п. Красная Сопка Назаровского района Красноярского края. С учетом того обстоятельства, что потребность в ремонтных работах автомобильной дороги возникла на территории п. Красная Сопка, и такая необходимость и целесообразность отсутствовала за пределами данного населенного пункта, то географические границы на данном товарном рынке  определены как  территория п. Красная Сопка Назаровского района Красноярского края

Потенциальными продавцами (исполнителями) могут быть любые хозяйствующие субъекты, постоянно выполняющие строительные работы по ремонту автомобильных дорог на всей территории Российской Федерации.

В рамках рассмотрения дела установлено, что строительные работы по ремонту автомобильных дорог на территории п. Красная Сопка Назаровского района Красноярского края в рассматриваемый временной период помимо ООО Производственно-коммерческая фирма «Комплекс-Строй» могли быть выполнены иным хозяйствующим субъектом, в частности ГПКК «Ачинское Дорожное Ремонтно-Строительное Управление». Указанное свидетельствует о том, что потенциальный субъектный состав участников данного рынка по факту не ограничен исключительно наличием одного лица – ООО ПКФ «КОМПЛЕКС-СТРОЙ». Кроме того, не ограничивается и вышеуказанными хозяйствующими  субъектами, поскольку любой хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность на территории Российской Федерации, вправе претендовать на заключение муниципального контракта при организации заказчиком соответствующих публичных процедур, определенных Законом «О контрактной системе».

С учетом вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу, что рынок выполнения работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования местного значения в границах муниципального образования Красносопкинский сельсовет (ул. Юбилейная) в п. Красная Сопка Назаровского района Красноярского края в целях удовлетворения муниципальных нужд п. Красная Сопка является потенциально конкурентным среди продавцов; покупателем является одно лицо – Администрация, являющаяся муниципальным заказчиком.

Заключение посредством проведения закупки у единственного поставщика ряда связанных между собой Контрактов, фактически образующих единую сделку, искусственно раздробленную для формального соблюдения специальных ограничений в обход норм Закона «О контрактной системе», противоречит его целям и открывает возможность для приобретения хозяйствующими субъектами незаконных имущественных выгод.

По результатам рассмотрения Контрактов, заключенных между Администрацией и ООО ПКФ «КОМПЛЕКС-СТРОЙ», установлено то обстоятельство, что заказчиком фактически закуплены работы для реализации единой цели – ремонту автомобильной дороги общего пользования местного значения в границах муниципального образования Красносопкинский сельсовет (ул. Юбилейная) в п. Красная Сопка Назаровского района Красноярского края.  Заказчиком по всем Контрактам выступает Администрация.

Указанные контракты направлены на достижение единой хозяйственной цели, приобретателем по ним является одно и то же лицо, имеющее единый интерес, предметом – идентичные работы, в связи с чем фактически образуют единые сделки, оформленные рядом самостоятельных муниципальных контрактов без проведения публичных процедур, что является существенным нарушением Закона «О контрактной системе», так как препятствует развитию добросовестной конкуренции и эффективному использованию бюджетных денежных средств.

Заключение указанных муниципальных контрактов в нарушение норм Закона «О контрактной системе» противоречит публичным интересам, поскольку нарушает установленный законодателем порядок привлечения субъектов на товарный рынок, а также нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе  ГП КК «Ачинское ДРСУ», так как последние лишены возможности заключить контракт  на оказание услуг, предусмотренных в вышеназванных контрактах.

Проведение публичных процедур способствует развитию конкуренции за обладание правом исполнения договора путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к исполнению договора всех заинтересованных лиц. Непроведение публичных процедур, когда это необходимо в силу закона, свидетельствует о предоставлении необоснованных преимуществ при осуществлении хозяйственной деятельности исполнителю, в данном случае ООО ПКФ «КОМПЛЕКС-СТРОЙ» и, как следствие, о достижении соглашения, направленного на ограничение конкуренции.

На дату принятия решения по настоящему делу Контракты исполнены в полном объеме.

При указанных фактических и правовых основаниях Комиссия приходит к выводу о том, что в действиях Администрации и ООО ПКФ «КОМПЛЕКС-СТРОЙ» имеется нарушение статьи 16 Закона «О защите конкуренции», выразившееся в достижении антиконкурентных соглашений посредством заключения в обход конкурентных процедур девяти муниципальных контрактов: № 1 от 03.08.2017, № 2 от 07.08.2017, № 3 от 10.08.2017, № 4 от 15.08.2017, № 5 от 18.08.2017, № 6 от 18.08.2017, № 7 от 25.08.2017№ 8 от 29.08.2017, № 9  от 18.08.2017,  на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги в п. Красная Сопка Назаровского района Красноярского края по ул. Юбилейная, что привело к ограничению конкуренции за право выполнения указанных работ и ограничению доступа на товарный рынок выполнения ремонтных работ дорог общего пользования в целях удовлетворения муниципальных нужд Красносопкинского сельсовета Назаровского района Красноярского края.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Администрацию Красносопкинского сельсовета Назаровского района Красноярского края и ООО Производственно-коммерческой фирму «Комплекс-Строй»  нарушившими статью 16  Закона «О защите конкуренции», в части совершения действий, выразившихся в достижении антиконкурентного соглашения об обеспечении приоритетного доступа указанному хозяйствующему субъекту на рынок по ремонту автомобильной дороги общего пользования местного значения в границах муниципального образования Красносопкинский сельсовет (ул. Юбилейная) в п. Красная Сопка Назаровского района Красноярского края посредством заключения в обход конкурентных процедур муниципальных контрактов от 01.09.2017 № 9, от 29.08.2017 № 8, от 25.08.2017 № 7, от 22.08.2017 № 6, от 18.08.2017 № 5, от 15.08.2017 № 4, от 10.08.2017 № 3, от 07.08.2017 № 2, от 03.08.2017 № 1, что привело к ограничению конкуренции за право выполнения указанных работ и доступа на названный товарный рынок.

  2.  Обязательное для исполнения предписание  ответчикам не выдавать, в связи с тем обстоятельством, что на момент вынесения решения нарушение является оконченным, муниципальные контракты исполнены.

 

 

Председатель Комиссии

 

О.П.Харченко

 

 

 

 

Члены Комиссии

 

 

Т.Н.Мосина

 

 

 

 

 

О.Ю.Ильяшенко

 

 

 

 

 

            Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны