Решение б/н Решение по делу № 114-11-16 от 30 января 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Агентство печати и массовых коммуникаций Красноярского края

ул. Красной Армии, 22, г.Красноярск,

660009

pr_dodatko@apmk24.ru

brezhneva@apmk24.ru

 

АО ПИК «Офсет»

ул.Республики, 51, г.Красноярск,

660075

 

ООО «ПСТ-Альянс»

ул.Линейная, 76, оф.189, г.Красноярск, 660020

 

ООО ИД «Офсет»

ул. Республики, 51, строение 1, г.Красноярск, 660075

 

<…>

<…>

 

 

 

 

       

 

РЕШЕНИЕ

по делу №114-11-16

 

30.01.2017

г.Красноярск

 

Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии 26.01.2017. Решение в полном объеме изготовлено 30.01.2017.

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – <...>, заместитель руководителя управления; члены Комиссии – <...>, начальник контрольного отдела; <...>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, рассмотрев дело №114-11-16 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения акционерным обществом «Производственно-издательский комбинат «Офсет» (далее - АО ПИК «Офсет») (ИНН 2460066212) и обществом с ограниченной ответственностью «ПСТ-Альянс» (далее - ООО «ПСТ-Альянс») (ИНН 2466261410) пункта 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции»),

в отсутствие лиц, участвующих в рассмотрении дела, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения настоящего дела,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление (вх.№13519 от 03.08.2016; исх.№89-1129-09 от 03.08.2016) заместителя руководителя агентства печати и массовых коммуникаций Красноярского края, председателя Совета директоров акционерного общества «Производственно-издательский комбинат «Офсет» (далее - АО ПИК «Офсет») (ИНН 2460066212) <…> с жалобой на действия АО ПИК «Офсет», выразившиеся, по мнению заявителя, в нарушении норм действующего антимонопольного законодательства, при заключении обществом договора на оказание услуг по допечатной и постпечатной подготовке от 12.02.2015 №01/15-02-047 с ООО «ПСТ-Альянс» без проведения конкурсных процедур, предусмотренных Положением о закупках, утвержденным Советом директоров АО ПИК «Офсет» (протокол от 21.09.2012 №7/2012).

В ходе рассмотрения указанных материалов (а также запрошенной информации) в действиях АО ПИК «Офсет» и ООО ПСТ «Альянс» выявлены признаки нарушения пункта 3 части 4 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в достижении соглашения, которое привело к ограничению доступа хозяйствующим субъектам на товарный рынок оказания услуг по допечатной подготовке и постпечатной обработке печатных изданий для нужд АО ПИК «Офсет» и предоставило необоснованные преимущества ООО ПСТ «Альянс» при осуществлении последним хозяйственной деятельности, ввиду чего, Приказом Красноярского УФАС России №283 от 27.10.2016 возбуждено дело №114-11-16.

Определением от 27.10.2016 о назначении дела №114-11-16 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, к участию в рассмотрении дела в качестве ответчиков привлечены: АО ПИК «Офсет», ООО «ПСТ-Альянс», в качестве заявителя: Агентство печати и массовых коммуникаций Красноярского края, а рассмотрение дела назначено на 14.11.2016.

Определением от 14.11.2016 к участию в рассмотрении дела №114-11-16 привлечены, в качестве ответчика ООО ИД «Офсет» (ул. Республики, 51, строение 1, г.Красноярск, 660075; ИНН 2460243623), в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, <…>  (<…>), а рассмотрение дела, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, отложено на 23.12.2016.

Определением от 23.12.2016 рассмотрение дела №114-11-16 отложено на 26.01.2017, в связи с принятием Комиссией заключения об обстоятельствах дела.

В срок до 26.01.2017 пояснения, доказательства, доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, в адрес Управления не поступили.

При рассмотрении дела №114-11-16 Комиссией установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.

АО ПИК «Офсет» зарегистрировано 14.01.2005 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г.Красноярска в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) 1052460000120.

Согласно Уставу АО ПИК «Офсет» учредителем Общества является Красноярский край в лице Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края. Общество создано путем преобразования государственного предприятия Красноярского края «Производственно-издательский комбинат «Офсет» и является его правоприемником. Общество реорганизовано в форме присоединения к нему открытого акционерного общества Полиграфическое предприятие «Сибирь» (660017, г.Красноярск, ул. Мира, 93; ИНН 2466135399) и является его правоприемником.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – ФЗ «О закупках») настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг: государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

Поскольку Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края является учредителем АО ПИК «Офсет» с долей 100%, положения ФЗ «О закупках» распространяются на деятельность Общества.

Согласно пункту 11 Устава руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом Общества – Генеральным директором, который подотчетен Совету директоров Общества и Общему собранию акционеров.

Генеральный директор решает все вопросы текущей деятельности Общества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции Общего собрания акционеров и к компетенции Совета директоров Общества (пункт 11.5 Устава).

В соответствии с пунктом 11.8 Устава, Генеральный директор заключает договоры и совершает иные сделки в интересах Общества, с учетом требований Устава.

При осуществлении закупок Общество руководствуется действующим Положением о закупках товаров, работ и услуг АО ПИК «Офсет», утвержденным решением Совета директоров ОАО ПИК «Офсет» (протокол №7/2012 от 21.09.2012) (далее – Положение о закупках).

АО ПИК «Офсет», в лице генерального директора <…>, без проведения публичных процедур заключило договор от 12.02.2015 №01/15-02-047 с ООО «ПСТ-Альянс» (ул.Линейная, 76, оф.186, г.Красноярск, 660020) (ИНН 2466261410), в лице генерального директора <…>, согласно предмету которого ООО «ПСТ-Альянс» оказало услуги по допечатной подготовке и постпечатной обработке печатных изданий, в соответствии со спецификацией и техническим заданием, указанных в Приложениях. Цена определена согласно приложениям, являющимся неотъемлемой частью договора. Срок определен с момента подписания договора до полного выполнения обязательств обеими сторонами. Общая сумма договора составила 45 047 473,8 (сорок пять миллионов сорок семь тысяч четыреста семьдесят три) рубля и 8 копеек. Согласно письменным пояснениям Общества, последним план закупок (план-график) на 2013-2015 годы не составлялся, а переписка с ООО ПСТ «Альянс» не велась.

Ранее 01.02.2013 между ОАО ПИК «Офсет», в лице генерального директора <…>, и ООО ИД «Офсет», в лице генерального директора <…>, был заключен договор №01-02/13 на оказание услуг по допечатной подготовке файлов без проведения публичных процедур. Согласно актам к договору от 01.02.2013 №01-02/13, в период его действия (февраль 2013 - июнь 2015) общая стоимость оказанных услуг составила 16 552 760,00 рублей. При этом, стоимость оказанных услуг в 2013 году составила 6 361 200,00 рублей, в 2014 - 6 757 850,00 рублей, а в период с января по июнь 2015 - 3 433 710,00 рублей.

Так же АО ПИК «Офсет», в лице генерального директора <…>, заключило договор на перевозку грузов от 07.05.2014 №01/05/14 с ООО «ПСТ-Альянс», в лице генерального директора <…>, без проведения публичной процедуры. Согласно предмету договора ОАО ПИК «Офсет» заказывает, а ООО «ПСТ-Альянс» выполняет автомобильные перевозки грузов в соответствии с условиями договора на основании заявок, являющихся неотъемлемой частью договора. Договор заключен на срок до 31.12.2014. В случае если ни одна из сторон не заявит о намерении расторгнуть договор в период его действия, договор продлевается на следующий календарный год (часть 10 Договора на перевозку грузов от 07.05.2014 №01/05/14). Согласно бухгалтерскому учету расходы по договору на перевозку грузов от 07.05.2014 №01/05/14 составили 9 428 058,41 рублей (2014 - 5 512 325,48 руб., 2015 - 3 915 732,93 руб.).

В ходе заседания Комиссии были представлены письменные пояснения <…>, согласно которым, в период его работы на предприятии в должности генерального директора, существовал регламент заключения договоров. Профильный руководитель, начальник допечатной подготовки и начальник ОМТС соответственно, проводили поиск подрядчиков. В случае необходимости проведения процедур по 223-ФЗ, начальник ОМТС должен был оформить соответствующие процедуры, данная обязанность была закреплена в его должностной инструкции. Далее юристы готовили договор, если он не был предоставлен второй стороной, и руководитель, в ведении которого находился договор, проходил с обходным листом юристов, экономистов, главного бухгалтера, ставил свою подпись. Далее договор с прикрепленным заполненным обходным листом приносился на подпись генеральному директору. Наличие подписей на обходном листе свидетельствовало о том, что все необходимые проверки и процедуры, в том числе по 223-ФЗ, проведены.

Согласно пояснениям, договоры, приведенные в рассматриваемом заявлении, служили обеспечением бесперебойной работы предприятия, как и иные договоры. Суммы, приведенные в жалобе, составляют незначительную часть оборота предприятия.

Деятельность предприятия ежегодно проверяла ревизионная комиссия, состоящая из работников Агентства печати и массовых коммуникаций по Красноярскому краю, <…> регулярно подавались сведения о деятельности АО «ПИК «Офсет», в том числе с указанием контрагентов. Представители собственника вопросы по проведению процедур по результатам проверки деятельности комбината за год не задавали. Более того, в 2014 году отдельно проверялись сделки между «Офсетом» и ИД «Офсет», и каких-либо указаний от собственника предприятия и от Совета директоров АО «ПИК «Офсет» по устранению нарушений ФЗ «О закупках» не было. Предприятие с 2011 года находилось в крайне тяжелом финансовом состоянии и поддержание его «на плаву» требовало усилий со стороны всех управленцев.

Так же пояснил, что все действия в период его работы в АО «ПИК «Офсет» были направлены на оздоровление предприятия и вывода его из финансового кризиса, каких-либо умышленных действий по причинению ущерба, либо нарушению законодательства не совершались.

Представитель заявителя в ходе рассмотрения дела поддержал доводы, изложенные в заявлении, а также в дополнительных пояснениях по делу, представленных в адрес Управления в письменном виде.

Исследовав материалы дела, Комиссия по рассмотрению дела №114-11-16 пришла к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 1 ФЗ «О закупках» целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 2 ФЗ «О закупках» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Из смысла статьи 2 ФЗ «О закупках» следует, что если отношения прямо не урегулированы законодательством, то к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется законодательство, регулирующее сходные отношения, а именно Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ «О контрактной системе»), а при невозможности использования аналогии закона и права, применяются нормы исходя из общих начал и смысла антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 2 статьи 2 ФЗ «О закупках» Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. В положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами (пункт 3 ФЗ «О закупках»).

Частью 1 статьи 3 ФЗ «О закупках» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Так, при осуществлении закупок Общество руководствуется действующим Положением о закупках товаров, работ и услуг АО ПИК «Офсет», утвержденным решением Совета директоров ОАО ПИК «Офсет» (протокол №7/2012 от 21.09.2012).

Согласно пункту 1.2 Положение о закупках определяет порядок планирования закупок, условия выбора процедур закупок, порядок проведения процедур, порядок выбора победителей, порядок выбора лучших предложений, порядок оформления принимаемых решений, порядок заключения и выполнения договоров с целью обеспечения эффективной закупочной деятельности Общества.

Вышеназванное Положение о закупках распространяется на все закупки товаров, работ, услуг для собственных нужд Общества (пункт 1.3).

Положение о закупках регламентирует основные принципы осуществления закупок: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек Заказчика.

Согласно разделу 3 Положения о закупках Генеральный директор Общества подписывает приказы в части регулирования закупочной деятельности, в том числе утверждении персонального состава Комиссии по организации закупочной деятельности и Положения о Комиссии по организации закупочной деятельности; утверждает план закупок на каждый следующий год; утверждает контрагента при закупке способом у единственного поставщика; утверждает закупочную документацию; подписывает договоры по результатам проведенных закупочных процедур.

Помимо конкурсов, аукционов, запроса котировок Положением о закупках предусмотрена процедура закупки у единственного поставщика (Раздел 9 Положения о закупках).

Так, пунктом 9.1.1. Положения о закупках предусмотрено право Общества применять процедуру закупки у единственного поставщика в случае, если сумма договора не превышает 5 000 000 (пять миллионов) рублей с НДС.

Положением о закупках регламентированы иные случаи, при которых возможно осуществить закупки у единственного поставщика, а именно: вследствие чрезвычайного события, документально подтвержденного, возникает срочная потребность в закупаемых товарах (работах, услугах), в связи с чем, применение других видов процедур закупки невозможно по причине отсутствия времени, необходимого для их проведения; необходимо проведение дополнительной закупки и смена поставщика не целесообразна ввиду необходимости обеспечения совместимости с имеющимися товарами, оборудованием, технологией или услугами, учитывая эффективность первоначальной закупки с точки зрения удовлетворения потребностей заказчика и ограниченный объем предлагаемой закупки по сравнению с первоначальными закупками (не более 50 % первоначального объема в сумме по всем предлагаемым дополнительным соглашениям с сохранением начальных цен за единицу продукции), непригодность товаров или услуг, альтернативных рассматриваемым; конкурентная процедура закупки была признана несостоявшейся и (или) ее проведение не привело к заключению договора; поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года №147-ФЗ «О естественных монополиях»; при закупках услуг водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), подключение (присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения, а также иные услуги по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам); заключения договора энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии с поставщиком электрической энергии; выполнения работ по мобилизационной подготовке в Российской Федерации; возникновения потребности в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, соответствующие полномочия которых устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации; при закупках услуг по авторскому контролю за разработкой проектной и конструкторской документации объектов капитального строительства, авторскому надзору за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства, изготовлением оборудования соответствующими авторами; при закупках услуг, связанных с обеспечением визитов делегаций и представителей иностранных государств (гостиничное обслуживание или наем жилого помещения, транспортное обслуживание, эксплуатация компьютерного оборудования, обеспечение питания, услуги связи и прочие сопутствующие расходы); закупаемые товары (работы, услуги) могут быть поставлены (выполнены, оказаны) только конкретным (единственным) поставщиком; наличие срочной потребности в закупаемой продукции, в связи с чем проведение предусмотренных настоящим Положением иных способов закупок нецелесообразно; при закупках по существенно сниженным ценам (ниже рыночных) и если такая возможность существует в течение короткого промежутка времени; при закупках по договорам, заключенным Заказчиком до 01.01.2012.; при закупках топлива, горюче-смазочньк материалов и услуг по техническому осмотру и страхованию, связанных с работой автотранспорта; при закупках транспортных услуг и услуг по доставке груза; при закупках услуг по сопровождению оргтехники: заправка картриджей, приобретение программных продуктов, информационно-консультационному обслуживанию, обслуживание ККМ и т.п.; приобретение сертификатов на печати; при закупках услуг связи; при закупках услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку; при закупках, связанных с проведением экологической экспертизы и внесением платы за негативное воздействие на окружающую среду; при закупках юридических услуг; при закупках банковских услуг; при закупках услуг почты; при закупках канцелярских товаров; при закупках услуг по обучению персонала, при закупках услуг по подписке на периодическую литературу; при закупках услуг охраны; при закупках товаров, работ и услуг, связанных с ремонтом технически сложного оборудования.

Однако АО ПИК «Офсет», в лице генерального директора <…>, без проведения публичных процедур заключило договор от 12.02.2015 №01/15-02-047 с ООО «ПСТ-Альянс» (ул.Линейная, 76, оф.186, г.Красноярск, 660020) (ИНН 2466261410), в лице генерального директора <…>, согласно предмету которого ООО «ПСТ-Альянс» оказало услуги по допечатной подготовке и постпечатной обработке печатных изданий, в соответствии со спецификацией и техническим заданием, указанных в Приложениях. Цена определена согласно приложениям, являющимся неотъемлемой частью договора. Срок определен с момента подписания договора до полного выполнения обязательств обеими сторонами. Общая сумма договора составила 45 047 473,8 (сорок пять миллионов сорок семь тысяч четыреста семьдесят три) рубля и 8 копеек.

Ранее 01.02.2013 между ОАО ПИК «Офсет», в лице генерального директора <…>, и ООО ИД «Офсет», в лице генерального директора <…>, был заключен договор №01-02/13 на оказание услуг по допечатной подготовке файлов без проведения конкурсной процедуры. Согласно актам к договору от 01.02.2013 №01-02/13, в период его действия (февраль 2013 - июнь 2015) общая стоимость оказанных услуг составила 16 552 760,00 рублей. При этом, стоимость оказанных услуг в 2013 году составила 6 361 200,00 рублей, в 2014 - 6 757 850,00 рублей, а в период с января по июнь 2015 - 3 433 710,00 рублей.

Так же АО ПИК «Офсет», в лице генерального директора <…>, заключило договор на перевозку грузов от 07.05.2014 №01/05/14 с ООО «ПСТ-Альянс», в лице генерального директора <…>, без проведения конкурсной процедуры. Согласно предмету договора ОАО ПИК «Офсет» заказывает, а ООО «ПСТ-Альянс» выполняет автомобильные перевозки грузов в соответствии с условиями договора на основании заявок, являющихся неотъемлемой частью договора. Договор заключен на срок до 31.12.2014. В случае если ни одна из сторон не заявит о намерении расторгнуть договор в период его действия, договор продлевается на следующий календарный год (часть 10 Договора на перевозку грузов от 07.05.2014 №01/05/14). Согласно бухгалтерскому учету расходы по договору на перевозку грузов от 07.05.2014 №01/05/14 составили 9 428 058,41 рублей (2014 - 5 512 325,48 руб., 2015 - 3 915 732,93 руб.).

Вышеуказанные пояснения <…>, в том числе о том, что все действия в период его работы в АО «ПИК «Офсет» были направлены на оздоровление предприятия и вывода его из финансового кризиса, а каких-либо умышленных действий по причинению ущерба, либо нарушению законодательства не совершались, отклоняются Комиссией, как не соответствующие действительности, поскольку АО ПИК «Офсет», заключив договор от 12.02.2015 №01/15-02-047 с ООО «ПСТ-Альянс», договор от 01.02.2013 №01-02/13 с ООО ИД «Офсет», договор от 07.05.2014 №01/05/14 с ООО «ПСТ-Альянс» без проведения публичных процедур, прямо нарушило пункт 9.1.1 Положения о закупках.

Вместе с тем, проведение публичных процедур способствует развитию конкуренции за обладание правом исполнения договора путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к исполнению заказа всех заинтересованных лиц. Кроме того, проведение публичных процедур обеспечивает выбор наилучшего исполнителя заказа по цене, времени и качеству исполнения.

Непроведение публичных процедур, когда это необходимо в силу закона, свидетельствует о предоставлении необоснованных преимуществ при осуществлении хозяйственной деятельности исполнителю и как следствие о достижении соглашения, направленного на ограничение конкуренции.

Статья 3 ФЗ «О закупках» устанавливает принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Независимо от способа закупки, эти принципы должны соблюдаться в полной мере.

При этом необходимо отметить, что наиболее предпочтительным способом определения победителя является проведение конкурса, аукциона в связи с тем, что за счет достаточных сроков подачи заявок и заключения договора указанные процедуры обеспечивают расширение числа участников закупок, а также минимизируют риски совершения согласованных действий заказчика и участника закупки.

Учитывая вышеизложенное, для обеспечения гласности и открытости закупочной деятельности, снижения коррупционных проявлений, целесообразно осуществлять закупку товаров, работ, услуг преимущественно путем проведения аукциона, конкурса.

Кроме того, с целью недопущения коррупционных проявлений, для реализации принципа прозрачности и гласности проводимых закупок, а также развития добросовестной конкуренции заказчикам рекомендуется расширять число закупок, проводимых в электронной форме.

При проведении торгов имеет место состязательность участников, конкурирующих между собой за право заключить договор, и стремящихся выдвинуть организатору торгов наиболее выгодные условия договора по поставке товаров, выполнению работ или оказанию услуг. Именно торги позволяют максимально использовать механизм конкуренции и состязательности участников, достигать наиболее выгодных результатов, выдвигая более жесткие требования и условия по гарантиям исполнения, что и отвечает юридической природе торгов.

С учетом того, что АО ПИК «Офсет», заключив договор от 12.02.2015 №01/15-02-047 с ООО «ПСТ-Альянс», договор от 01.02.2013 №01-02/13 с ООО ИД «Офсет», договор от 07.05.2014 №01/05/14 с ООО «ПСТ-Альянс» без проведения публичных процедур, прямо нарушило пункт 9.1.1 Положения о закупках, принципы ФЗ «О закупках», исходя из сфер его применения, установленные статьей 3, не были реализованы.

Более того, в ходе рассмотрения дела было установлено, что  в 2013 году между ОАО ПИК «Офсет» и ООО ИД «Офсет» был заключен договор, согласно которому ООО ИД «Офсет» выполнял обязательства по осуществлению для ОАО ПИК «Офсет» допечатной подготовки полиграфической продукции. ООО ИД «Офсет» в период с марта 2013 года по июнь 2015 года осуществляло для ОАО ПИК «Офсет» услуги по допечатной подготовке полиграфической продукции. Общая стоимость оказанных услуг составила 16 552 760,00 рублей.

При этом в период с февраля по сентябрь 2015 года между ОАО ПИК «Офсет» и ООО «ПСТ-Альянс» также был заключен договор по допечатной подготовке полиграфической продукции. Согласно условиям данного договора и первичной бухгалтерской документации, допечатная подготовка была осуществлена в отношении 21 учебника. Все указанные учебники, являлись продукцией издательства ООО «Учкомплект». Согласно спецификациям и счетам-фактурам общая стоимость услуг, оказанных Обществу «Офсет» ООО «ПСТ-Альянс» по допечатной подготовке 21 учебника составила 45 047 473,8 рублей.

При этом, указанные учебники также явились предметом договора, заключенного между ОАО ПИК «Офсет» и ООО ИД «Офсет». То есть ОАО ПИК «Офсет» при наличии договора на допечатную подготовку с ООО ИД «Офсет» заключило аналогичный договор с ООО «ПСТ-Альянс». Сумма договора с ООО «ПСТ-Альянс» за 6 месяцев более чем в 2,5 раза выше суммы, которую ОАО ПИК «Офсет» заплатило ООО ИД «Офсет» более чем за 2 года работы.

Согласно части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Данная конституционная гарантия реализована в законодательстве о конкуренции.

Частью 1 статьи 3 ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что названный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого их них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Заключение договора от 12.02.2015 №01/15-02-047 и договора 01.02.2013 №01-02/13 без проведения публичных процедур свидетельствует о наличии/достижении соглашения между АО ПИК «Офсет» и ООО ПСТ «Альянс»/ООО ИД «Офсет», которое привело к ограничению доступа хозяйствующим субъектам на рынок оказания услуг по допечатной подготовке и постпечатной обработке печатных изданий для нужд АО ПИК «Офсет» и предоставило необоснованные преимущества ООО ПСТ «Альянс»/ООО ИД «Офсет» при осуществлении хозяйственной деятельности.

Заключение договора от 07.05.2014 №01/05/14 с ООО «ПСТ-Альянс» без проведения конкурсной процедуры свидетельствует о наличии/достижении соглашения между АО ПИК «Офсет» и ООО ПСТ «Альянс», которое привело к ограничению доступа хозяйствующим субъектам на рынок оказания услуг по автомобильной перевозке грузов и предоставило необоснованные преимущества ООО ПСТ «Альянс» при осуществлении хозяйственной деятельности.

Так же управлением был проведен анализ состояния конкуренции при заключении указанных договоров.

Предметом заключенных договоров является оказание услуг по допечатной подготовке и постпечатной обработке печатных изданий, а также оказание услуг по автомобильной перевозке грузов. В состав хозяйствующих субъектов, которые могли бы быть потенциальными участниками торгов на право заключения вышеназванных договоров, в случае, если бы такие договоры были заключены в законном порядке, по результатам проведения публичных процедур, предусмотренных Положением, входят все хозяйствующие субъекты, постоянно осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания услуг по допечатной подготовке и постпечатной обработке или постоянно осуществляющие предпринимательскую деятельность по автомобильной перевозке грузов, в границах Красноярского края. Следовательно, потенциально имеется неограниченное число участников публичных процедур.

Соглашения, которые приводят или могут привести к ограничению доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов могут быть совершены как в письменной, так и в устной форме. Сама возможность заключения соглашения между хозяйствующими субъектами, если такое соглашение приводит или может привести к ограничению конкуренции, рассматривается законодателем как общественно опасное деяние, имеющее квалифицирующее значение для констатации факта нарушения антимонопольного законодательства. Наличие или угроза наступления негативных последствий в результате заключения такого соглашения презюмируется и не требует отдельного доказывания.

Кроме того, действия по заключению хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП).

Таким образом, основываясь на фактических обстоятельствах и правовом обосновании, Комиссия считает доказанным нарушение АО ПИК «Офсет», ООО «ПСТ-Альянс», ООО ИД «Офсет»  пункта 3 части 4 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции».

На основании вышеизложенного, Комиссия по рассмотрению дела №114-11-16 о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьями 11, 23, 39, 41, 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции»),

РЕШИЛА:

1. Признать акционерное общество «Производственно-издательский комбинат «Офсет» (ИНН 2460066212), общество с ограниченной ответственностью «ПСТ-Альянс» (ИНН 2466261410) и общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Офсет» (ИНН 2460243623) нарушившими пункт 3 части 4 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» в части достижения ограничивающих конкуренцию соглашений, влекущих создание другим хозяйствующим субъектам препятствий к доступу на товарный рынок по допечатной подготовке и постпечатной обработке печатных изданий, а также товарный рынок оказания услуг по автомобильной перевозке грузов при заключении договоров от 12.02.2015 №01/15-02-047, от 01.02.2013 №01-02/13 и от 07.05.2014 №01/05/14 без проведения публичных процедур.

            2. В связи с заключением и исполнением договоров от 12.02.2015 №01/15-02-047, от 01.02.2013 №01-02/13 и от 07.05.2014 №01/05/14 обязательные для исполнения предписания не выдавать.

3. Передать в необходимом объеме копии материалов дела №114-11-16 уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении АО ПИК «Офсет», ООО «ПСТ-Альянс», ООО ИД «Офсет» и виновных должностных лиц АО ПИК «Офсет», ООО «ПСТ-Альянс», ООО ИД «Офсет» дел об административных правонарушениях по статье 14.32 КоАП.

 

Примечание. Настоящее решение может быть обжаловано в порядке статьи 52 ФЗ «О защите конкуренции».

 

 

Председатель Комиссии

<...>

 

<...>

 

<...>

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны