Решение б/н Решение по делу № 48-11-16 от 19 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

ООО «Малтат»

<…..>

 

ООО «Партнер»

<…..>

ООО «Бирюса»

<…..>

Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края

<…..>

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 48-11-16

 

 19 декабря 2016 года                                                                                                      г.Красноярск

 

Резолютивная часть решения оглашена 15 декабря 2016 года.

В полном объеме решение изготовлено 19 декабря 2016 года.

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - <...>, заместитель руководителя управления; члены Комиссии - <...>, начальник отдела контроля органов власти; <...>, специалист-эксперт контрольного отдела, рассмотрела дело № 48-11-16, возбужденное в отношении ООО «Малтат» (ИНН <…..>), ООО «Партнер» (ИНН <…..>)  ООО «Бирюса» (ИНН <…..>) по признакам нарушения пунктов 2, 3 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), связанных с достижением антиконкурентного соглашения при участии в торгах на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка на осуществление промышленного рыболовства, проводимых в 2014-2015 годах Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края.

Настоящее дело рассмотрено 15.12.2016 с участием представителя ООО «Малтат» <…..>Д.Г. (<…..>), в отсутствие представителей ООО «Партнер», ООО «Бирюса», Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края, надлежащим образом уведомленных о дате и времени рассмотрении дела.

УСТАНОВИЛА:

В целях осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, в связи с поручением ФАС России об усилении антимонопольного контроля в сфере рыбохозяйственного комплекса во исполнение пункта 5 Поручения Президента Российской Федерации, утвержденного по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 19.10.2015, на основании статьи 25 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» у Министерства природных ресурсов Красноярского края была запрошена информация (исх. № 3775 от 15.03.2016):

 - сведения о конкурсах, проведенных в период 2014-2016 годов на право заключения договора  о предоставлении рыбопромыслового участка на осуществление промышленного рыболовства;

- сведения о хозяйствующих субъектах, имеющих действующие договоры о предоставлении рыбопромыслового участка на осуществление промышленного рыболовства.

Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края в период август-октябрь 2015 года был проведен конкурс № 9/2015 (изв. № 130815/2719786/01) на право заключения  договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства (за исключением анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб) на водных объектах Красноярского края (далее – конкурс).

На участие в конкурсе были выставлены 22 лота – 22 рыбопромысловых участка, расположенные в Балахтинском (лоты 1-2, 12) и Новоселовском (лоты 3-11, 13-22) районах Красноярского края. При этом в Балахтинском районе на момент объявления конкурса 28 участков включены в Перечень рыбопромысловых участков по данному району, из них 25 предоставлено в пользование, в Новоселовском – все выставленные 19 участков на момент объявления конкурса  включены в Перечень рыбопромысловых участков по данному району.

На участие в конкурсе поступили заявки следующих субъектов:

№ п/п

Наименование заявителей

ИНН

Номера лотов

1

ИП <....>Д.С.

<....>

4

2

ООО «Партнер»

<....>

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22

3

ООО «Бирюса»

<....>

3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22

4

ООО «Малтат»

<....>

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22

5

ИП <....>Г.А.

<....>

3, 15

ООО «Партнер» и ООО «Малтат» подали заявки на все лоты конкурса (лоты № 1-22), ООО «Бирюса» на лоты № 3-11, 13-22. Все лоты конкурса являлись конкурентными (имелось несколько претендентов).

Все лица, подавшие заявки, были допущены к участию в аукционе (протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе № 9/2015 конкурсной комиссией от 02.10.2015 № 2-ПР9/2015). 

07.10.2015 в адрес организатора конкурса – Министерства природных ресурсов одновременно были поданы заявления ООО «Малтат» (исх. № 486-10/15 от 07.10.2015, вх. № МПР/7-27698 от 07.10.2015), ООО «Бирюса» (исх. № 22-10 от 07.10.2015, вх. № МПР/7-27696 от 07.10.2015), ООО «Партнер» (исх. № 13-10 от 07.10.2015, вх.№ МПР/7-27700 от 07.10.2015) об отзыве заявок на участие в конкурсе по отдельным лотам.

ООО «Малтат» отозвало заявки по лотам: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 13, 14, 16, 17, 18, 19, 20, 21.

ООО «Бирюса» - по лотам:17, 18, 19, 20.

ООО «Партнер» - по лотам: 1, 2, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 16.

В итоге в конкурсе остались следующие заявки хозяйствующих субъектов:

№ п/п

Наименование заявителей

ИНН

Номера лотов

1

ИП <....>Д.С.

<....>

4

2

ООО «Партнер»

<....>

3, 4, 15, 17, 18, 19, 20, 21, 22

3

ООО «Бирюса»

<....>

3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 16, 21, 22

4

ООО «Малтат»

<....>

1, 2, 3, 4, 12, 15, 22

5

ИП <....>Г.А.

<....>

3, 15

 

Таким образом, по 17 из 22 лотов (№ 1, 2, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 16, 17, 18, 19, 20) осталась заявка только одного претендента – одного из участников антиконкурентного соглашения – ООО «Малтат», ООО «Бирюса», ООО «Партнер».

По лотам № 5,6,7,8,9,10,11,13,14,16 (участки в Новоселовском районе) договор заключен с ООО «Бирюса» по цене 1 000 руб. (отозванные заявки с предложениями ООО «Малтат» - 75 000 руб., ООО «Партнер» -10 000 руб.).

По лоту № 1, 2, 12 договоры были заключены с ООО «Малтат» по цене 1000 руб. (участки в Балахтинском районе). По лоту № 22 (Новоселовский район) ООО «Малтат» стал победителем (предложенная цена 75 000 руб.), однако, договор не заключил. В итоге договор был заключен с ООО «Партнер» по цене 10 000 руб. 

По лотам № 17, 18, 19, 20, 21 (участки в Новоселовском районе) договоры были заключены с ООО «Партнер» по цене 10 000 руб. (по указанным участкам ООО «Малтат» заявки с предложениями - 75 000 руб./участок отозвало).

Согласно информации, представленной Министерством природных ресурсов (исх. № МПР/7 -9832 от 12.04.2016, вх. № 5891 от 12.04.2016), в Новоселовском районе Красноярского края сформировано и передано в пользование 19 рыбопромысловых участков для осуществления промышленного рыболовства, из них 10 участков (что составляет 52,6% от общего числа участков, расположенных в Новоселовском районе) получило ООО «Бирюса» как единственный участник конкурса по вышеуказанным лотам.

Аналогичная ситуация и поведение вышеуказанных лиц прослеживается в конкурсе № 2/2014 (изв. № 010814/2719786/01), проведенном Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края в  августе – сентябре 2014 года.

На конкурс № 2/2014 выставлено 25 участков, расположенных в Балахтинском районе (все участки, включенные в Перечень рыбопромысловых участков по данному району на момент объявления конкурса).

На участие в конкурсе поступили заявки следующих субъектов:

 

№ п/п

Наименование заявителей

ИНН

Номера лотов

1

ООО «Малтат»

<....>

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25

2

ООО «Бирюса»

<....>

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13

3

ООО «Партнер»

<....>

14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25

Таким образом, ООО «Малтат» заявилось на все лоты конкурса.

ООО «Партнер» и ООО «Бирюса» на половину лотов, а именно: ООО «Бирюса» заявилось на лоты №  1-13, ООО «Партнер»  на оставшиеся лоты № 14-25.

 Все лица, подавшие заявки, были допущены к участию в аукционе (протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе № 2/2014 конкурсной комиссией от 26.09.2014 № 2-ПР/2014). 

29.09.2014 и 30.09.2014 в адрес организатора конкурса – Министерства природных ресурсов были поданы заявления ООО «Малтат» (исх. № 345-09 от 29.09.2014, вх. № МПР/7-23726 от 29.09.2014, ООО «Бирюса» (исх. № 10-09 от 30.09.2014, вх. № МПР/7-24047 от 01.10.2014), ООО «Партнер» (исх. № 06-09 от 30.09.2014, вх. № МПР/7-24044 от 01.10.2014) об отзыве заявок на участие в конкурсе по отдельным лотам.

Так, ООО «Малтат» отозвало заявки по лотам: 1-11, 13-22.

ООО «Бирюса» - по лоту: 12.

ООО «Партнер» - по лотам: 23-25.

В итоге в конкурсе остались следующие заявки хозяйствующих субъектов:

№ п/п

Наименование заявителей

ИНН

Номера лотов

1

ООО «Малтат»

<....>

12, 23, 24, 25

2

ООО «Бирюса»

<....>

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 13

3

ООО «Партнер»

<....>

14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22

Таким образом, по каждому из лотов остался только один участник конкурса, с которым и был заключен договор.

Согласно представленной Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края информации (исх. № МПР/7-9832 от 12.04.2016, вх.№5891 от 12.04.2016), ООО «Малтат» заключило 4 договора по 4 рыбопромысловым участкам, что составляет 16% от общего количества рыбопромысловых участков, расположенных на территории Балахтинского района;

ООО «Бирюса» - 12 договоров по 12 рыбопромысловым участкам, что составляет 48% от общего количества рыбопромысловых участков, расположенных на территории Балахтинского района;

ООО «Партнер» - 9 договоров по 9 рыбопромысловым участкам, что составляет 36% от общего количества рыбопромысловых участков, расположенных на территории Балахтинского района.

Отзыв заявок ООО «Малтат» позволил ООО «Бирюса» получить право на заключение договора по более низкой цене (500 руб. за каждый участок), поскольку предложение ООО «Малтат» было более выгодным (1000 руб. за каждый участок).  

Вышеуказанные факты и обстоятельства позволили антимонопольному органу прийти к выводу о наличии в действиях ООО «Малтат», ООО «Бирюса», ООО «Партнер» признаков нарушения пунктов 2 и 3 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», связанных с достижением антиконкурентного соглашения при участии в торгах на право заключения договора  о предоставлении рыбопромыслового участка на осуществление промышленного рыболовства, проводимых в 2014-2015 годах Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края, целью которого явился раздел лотов по кругу субъектов соглашения, снижение цен на торгах (получение рыбопромыслового участка отдельными участниками соглашения по минимальной цене), а также обеспечение возможности заключения договоров ООО «Партнер», ООО «Бирюса» в отсутствие правовых оснований для их заключения, ввиду установленных законодательством о рыболовстве ограничений на заключение указанных договоров одним субъектом, в связи с чем Красноярским УФАС России на основании приказа № 115 от 26.04.2016 было возбуждено дело № 48-11-16.

Определением от 26.04.2016 дело назначено к рассмотрению на 18.05.2016.

18.05.2016 на рассмотрении дела присутствовал представитель ООО «Малтат», представители ООО «Партнер», ООО «Бирюса» не явились, направили ходатайства о прекращении рассмотрения дела ввиду отсутствия в их действиях нарушения антимонопольного законодательства. Указанное ходатайство Комиссией было отклонено ввиду того, что настоящее дело возбуждено по признакам нарушения антимонопольного законодательства, факт наличия самого нарушения устанавливается в ходе рассмотрения дела, производство по которому не окончено. Комиссией было принято решение об отложении рассмотрения дела в связи с необходимостью получения дополнительной информации.

На заседании Комиссии 14.06.2016 представитель ООО «Малтат» пояснил, что в действиях ООО «Малтат», ООО «Партнер», ООО «Бирюса» отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства, в связи с чем производство по делу № 48-11-16 подлежит прекращению. Также пояснил, что подача заявок на все лоты обусловлена существующим ограничением, при котором заявитель, в соответствии с Правилами организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного или прибрежного рыболовства, победивший в конкурсе, не вправе претендовать на заключение договора, если в результате его заключения совокупное количество рыбопромысловых участков у заявителя в пределах одного муниципального района составит более 35 процентов. Однако указанное ограничение не применяется в случае, если заявитель является единственным участником конкурса по отдельному лоту. Также подача заявок на все лоты связана с постоянной миграцией рыбы.

В ходе рассмотрения дела лицами, участвующими в деле, были представлены следующие письменные пояснения.

Согласно представленным письменным пояснениям ООО «Малтат» от 18.05.2016, 26.10.2016 вменяемые ООО «Малтат», ООО «Партнер», ООО «Бирюса» нарушения антимонопольного законодательства произошли до вступления в силу новой редакции части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» от 05.10.2015, признающей картелем и запрещающей соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке; в прежней же редакции, действующей на момент проведения конкурсов, признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами- конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке. Полагает, что целью участия в конкурсах на право пользования рыбопромысловыми участками для целей промышленного рыболовства является именно обеспечение возможности приобретения сырья для последующей продажи, следовательно, ООО «Малтат», ООО «Партнер», ООО «Бирюса» являются субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, таким образом,  никакие соглашения, заключенные между участниками конкурса, не могли расцениваться как картельные в редакции части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», действовавшей в период проведения конкурсов. Отзыв ряда заявок со стороны ООО «Малтат» после вскрытия конвертов свидетельствует об отсутствии соглашения между предприятиями, ведь заключать картельное соглашение между хозяйствующими субъектами логичнее до конкурса, а не в момент его проведения, и был обусловлен оптимизацией бизнес-процессов и снижением издержек, так как была получена необходимая информация по результатам вскрытия конвертов. ООО «Малтат» никаких соглашений с ООО «Бирюса» и ООО «Партнер» по участию в конкурсах №2/2014 и №9/2015, проведенных Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края, не заключал, переговоров о заключении соглашений не проводил. ООО «Малтат» неизвестно о наличии подобных соглашений между ООО «Бирюса» и ООО «Партнер».

Согласно представленным письменным пояснениям ООО «Партнер» (вх. № 15062 от 26.08.2016) ООО «Партнер» не заключало никаких соглашений (устных или письменных), а также не проводило каких-либо переговоров или встреч с представителями ООО «Бирюса» и ООО «Малтат» по вопросам, связанным с участием в конкурсах №2/2014 и №9/2015. Все действия ООО «Партнер» в рамках конкурсов были продиктованы внутренними предпосылками в Обществе. Рыбопромысловые участки, на которых Общество планировало осуществлять свою деятельность, выбирались с учетом мнения рыбаков, в целях оптимального соотношения удобства рыбаков (традиционность лова), максимизации доходов Общества и компактности расположения участков. Первоначально Общество заявилось на участие в 12 лотах из 25 объявленных к распределению по конкурсу 2014 года и оказалось допущенным к участию во всех заявленных лотах. Позднее из-за существующих законодательных ограничений на заключение договоров аренды рыбопромысловых участков в одном муниципальном      районе Общество отказалось от участия в конкурсе за 23-25 лоты. На конкурс 2015 года Общество изначально подало заявки на участие во всех лотах, но после вскрытия конвертов и выявления факта участия нескольких претендентов на каждый лот, ООО «Партнер» вынуждено было скорректировать свои заявки и заявляться только на лоты, в которых было реально заинтересовано. Кроме того, считает, что в соответствии с редакцией статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», действовавшей в период проведения конкурсов №2/2014 и №9/2015, запрещались соглашения между хозяйствующими субъектами, являвшимися конкурентами и осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке. ООО «Партнер» занимается только переработкой и продажей рыбы, на иных товарных рынках деятельности не ведет. Конкурсы №2/2014 и №9/2015 не связаны с реализацией рыбы и продукции из нее, следовательно, ООО «Партнер» не может быть конкурентом хозяйствующим субъектам, действующим на товарном рынке, с которым связаны указанные конкурсы.

Согласно представленным письменным пояснениям ООО «Бирюса» (вх. № 8186 от 18.05.2016) выводы Красноярского УФАС России о наличии в действиях ООО «Бирюса» признаков нарушения антимонопольного законодательства не соответствуют действительности и не подтверждены обстоятельствами дела, в связи с чем полагает, что дело № 48-11-16 подлежит прекращению.

Согласно представленным письменным пояснениям от Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края (вх. №10432 от 20.06.2016), содержащим информацию о том, каковы бы были итоги конкурсов № 2/2014, № 9/2015 при условии не отзыва заявок ООО «Малтат», ООО «Бирюса», ООО «Партнер»,  оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе № 2/2014 на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства в случае не отзыва соответствующих заявок заявителями показали следующее:

По Балахтинскому району победителем конкурса по всем лотам (№№ 1-25) становится ООО «Малтат».

Лоты 1-13:

Крите­рий

Сведения об условиях, предложенных в заявках

Оценка заявки в оценочных единицах по каждому критерию

ООО «Малтат»

ООО «Бирюса»

ООО «Малтат»

ООО «Бирюса»

А

98,6

99,6

29,7

30

Б

37

11

25

7,4

В

57

7

20

2,4

Г

1000

500

25

12,5

ИТОГО

99,7

52,3

Лоты 14-25:

Крите­рий

Сведения об условиях, предложенных в заявках

Оценка заявки в оценочных единицах по каждому критерию

ООО «Малтат»

ООО «Партнер»

ООО «Малтат»

ООО «Партнер»

А

98,6

99,3

29,8

30

Б

37

12

25

8,1

В

57

8

20

2.8

Г

1000

1000

25

25

ИТОГО

99,8

65,9

 

Однако, с учетом ограничений, установленных пунктом 14 Правил организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного или прибрежного рыболовства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.04.2008 № 264 (в ред. от 10.09.2012), ООО «Малтат» может заключить не более 8 договоров, так как на момент проведения конкурса 2/2014 было включено в Перечень рыбопромысловых участков по Балахтинскому району - 25 участков.

Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе № 9/2015 на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства в случае не отзыва соответствующих заявок заявителями показали следующее.

Победителем по всем лотам (№ 1-22) становится ООО «Малтат».

Лоты 1,2,12:

Крите­рий

Сведения об условиях, предложенных в заявках

Оценка заявки в оценочных единицах по каждому критерию

ООО «Малтат»

ООО «Партнер»

ООО «Малтат»

ООО «Партнер»

А

98,9

99,6

29,8

30

Б

37

7,5

25

5,1

В

98,25

7

20

1,4

Г

1 000,0

1 000,0

25

25

ИТОГО

99,8

61,5

Лоты 3,15:

Крите­рий

Сведения об условиях, предложенных в заявках

Оценка заявки в оценочных единицах по каждому критерию

ООО «Малтат»

ООО «Бирюса»

ООО «Партнер

ИП

Максимова Г.А.

ООО «Малтат

ООО «Бирюса»

ООО «Партнер»

ИП

Максимова Г А

А

98,9

99,6

99,6

97,9

29,8

30

30

29,5

Б

8

0

8

10

20

0

20

25

В

6,75

0.75

0,75

0,75

20

2.2

2,2

2,2

Г

75 000,0

1 000,0

10 000,0

5 000,0

25

0,3

3,3

1,7

итого

94,8

32,5

55,5

58,4

Лот № 4:

Крите­рий

Сведения об условиях, предложенных в заявках

Оценка заявки в оценочных единицах по каждому критерию

ООО

«Малтат»

ООО «Бирюса»

ООО «Партнер»

ИП <....>

Д.С.

ООО

«Малтат»

ООО «Бирюса»

ООО «Партнер»

ИП <....>

Д С

А

98.9

99.6

99,6

0

29,8

30

30

0

Б

8

0

8

0.02

25

0

25

0.06

В

6,75

0,75

0,75

0

20

2,2

2,2

0

Г

75 000,0

1 000,0

10 000,0

75 000,0

25

0,3

3.3

25

итого

99,8

32,5

60,5

25,06

Лоты №  5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 13, 14, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22:

Крите­рий

Сведения об условиях, предложенных в заявках

Оценка заявки в оценочных единицах по каждому критерию

ООО

«Малтат»

ООО «Бирюса»

ООО «Партнер»

ООО

«Малтат»

ООО «Бирюса»

ООО «Партнер»

А

98.9

99.6

     99,6

29,8

30

30

Б

8

0

        8

25

0

25

В

6,75

0,75

      0,75

20

2,2

2,2

Г

75 000,0

     1 000,0

   10 000,0

25

0,3

3.3

итого

99,8

       32, 5

60,8

                 

 

Таким образом, победителем по 3 лотам в Балахтинском районе становится ООО «Малтат», с учетом результатов ранее проведенного конкурса (№ 2/2014), где ООО «Малтат» получило 4 рыбопромысловых участков, в общей совокупности у ООО «Малтат» получается 7 рыбопромысловых участков, что составляет 25% от общего количества рыбопромысловых участков, расположенных на территории Балахтинского района.

По Новоселовскому району победителем конкурса по 19 лотам становится ООО «Малтат», однако, с учетом законодательных ограничений на получение рыбопромысловых участков ООО «Малтат» может заключить не более 6 договоров, так как в Перечень рыбопромысловых участков по Новоселовскому району включено 19 участков.

Кроме того, Красноярским УФАС России в рамках рассмотрения дела № 48-11-16 о нарушении антимонопольного законодательства был проведен анализ и оценка состояния конкурентной среды на конкурсах № 2/2014 и № 9/2015 на право заключения  договора о предоставлении рыбопромыслового участка на осуществление промышленного рыболовства в 2014-2015 гг. в объеме, необходимом для рассмотрения дела № 48-11-16, по результатам которого подготовлен аналитический отчет. В соответствии с указанным аналитическим отчетом, временной интервал настоящего исследования определен периодом 2014 г. (август – сентябрь) – 2015г.  (август-октябрь) – время проведения конкурсов № 2/2014 и № 9/2015. Предмет торгов (конкурсы № 2/2014 (изв. № 010814/2719786/01), № 9/2015 (изв. № 130815/2719786/01): право заключения  договоров о предоставлении рыбопромысловых участков, предназначенных для осуществления промышленного рыболовства (за исключением анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб) на водных объектах Красноярского края. Состав хозяйствующих субъектов, участвовавших в торгах: ООО «Малтат», ООО «Партнер», ООО «Бирюса» в 2014 году; ООО «Малтат», ООО «Партнер», ООО «Бирюса» ИП <....> Д.С., ИП Максимова Г.А. в 2015 году.

Проведенный анализ показал, что доля добычи  ООО «Малтат» в 2014 году составила 14,87%, в 2015 году 21% от общего объема вылова, доля  добычи  ООО «Партнер»  в 2014 году составила  3,87%, в 2015 году 5,3% от общего объема вылова, доля  добычи ООО «Бирюса» в 2014 году составила 3,88%, в 2015 году 5,1% от общего объема. В сравнительном анализе доли добычи водных биоресурсов указанных хозяйствующих субъектов значительно превосходят доли иных хозяйствующих субъектов, действующих на территории Красноярского края.

 При этом согласно данным, представленным ООО «Малтат», ООО «Партнер», ООО «Бирюса», в 2015 году из 908,200 тонн выловленных водных биоресурсов ООО «Малтат» 782,200 тонн было выловлено на водных участках, полученных по результатам  торгов № 2/2014 (изв. № 010814/2719786/01), № 9/2015 (изв. № 130815/2719786/01), что составляет 86,1% от общего объема вылова общества за указанный период. Что касается двух других субъектов - ООО «Партнер», ООО «Бирюса», то объем вылова в 2015 году на рыбопромысловых участках, полученных по результатам  торгов № 2/2014 (изв. № 010814/2719786/01), № 9/2015 (изв. № 130815/2719786/01), составил 100% от общего объема вылова за указанный период, а именно: 219,200 тонн - ООО «Бирюса», 229,200 тонн - ООО «Партнер».

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы  лиц,  участвующих в рассмотрении дела, Комиссия  пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 1, частью 1 статьи 19 Федерального закона  от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» промышленное рыболовство - предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из этих водных биоресурсов, которое осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями с использованием или без использования судов рыбопромыслового флота.

Согласно частям 1, 3, 4 статьи 33.3 указанного закона, по договору о предоставлении рыбопромыслового участка одна сторона - орган государственной власти обязуется предоставить другой стороне - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю право на добычу (вылов) водных биоресурсов на рыбопромысловом участке. Договор о предоставлении рыбопромыслового участка заключается по результатам конкурса на право заключения такого договора. Порядок подготовки и заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка, форма примерного договора о предоставлении рыбопромыслового участка, порядок организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 14.04.2008 № 264 «О проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного или прибрежного рыболовства и заключении такого договора» утверждены Правила организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного или прибрежного рыболовства; Правила подготовки и заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного или прибрежного рыболовства.

Правила организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного или прибрежного рыболовства (далее – Правила) устанавливают порядок организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. В соответствии с пунктом 2 Правил предметом конкурса (лотом) является право на заключение договора. Конкурс является открытым и проводится как в отношении рыбопромыслового участка, так и в отношении нескольких рыбопромысловых участков. Право на заключение договора на каждый из рыбопромысловых участков составляет отдельный лот.

При этом пунктом 14 Правил в редакции, действовавшей в период проведения конкурсов № 2/2014, № 9/2015, предусмотрено, что заявитель - юридическое лицо/индивидуальный предприниматель, победивший в конкурсе, не вправе претендовать на заключение договора, если в результате его заключения совокупное количество рыбопромысловых участков, передаваемых в пользование заявителю (группе лиц, в которую входит заявитель) и расположенных на территории 1 муниципального образования или прилегающих к территории такого муниципального образования соответствующего субъекта Российской Федерации, составит более 35 процентов общего количества рыбопромысловых участков, расположенных на территории этого муниципального образования или прилегающих к территории такого муниципального образования. При этом указанные ограничения не применяются в случае, если заявитель является единственным участником конкурса по отдельному лоту.

Проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает как равный доступ к рыбопромысловым участкам для всех заинтересованных лиц, так и соблюдение интересов собственников таких участков, имеющих намерение передать их на более выгодных условиях.

Согласно статье 3 ФЗ «О защите конкуренции» настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции.

Статья 4 ФЗ «О защите конкуренции» определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условиях обращения товаров на соответствующем товарном рынке

Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции», к числу которых относится сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Пунктом 2 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» в редакции, действовавшей до 05.01.2016, установлен запрет на соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

Пункт 2 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» в действующей редакции гласит, что  признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

Согласно пункту 18 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» соглашением признается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан, в том числе с использованием совокупности иных доказательств, в частности фактического поведения хозяйствующих субъектов (пункт 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016).

Договоренность хозяйствующих субъектов в любой форме, о которой могут свидетельствовать скоординированные и целенаправленные действия (бездействие) данных субъектов, сознательно ставящих свое поведение в зависимость от поведения других участников рынка, совершенные ими на конкретном товарном рынке, подпадающие под критерии ограничения конкуренции и способные привести к результатам, определенным Законом о защите конкуренции, в частности повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, запрещены антимонопольным законодательством в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции». При этом такая договоренность запрещается как до конкурса, так и в момент его проведения.

Согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.12.2010 № 9966/10, из взаимосвязи статей 11, 12, 13 Закона о защите конкуренции следует, что соглашения, которые приводят или могут привести к перечисленным в части 1 статьи 11 последствиям, запрещаются. Необходимость доказывания антимонопольным органом фактического исполнения участниками условий соглашения отсутствует, поскольку нарушение состоит в достижении договоренности, которая приводит или может привести к перечисленным в части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции последствиям.

Как следствие, доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской деятельности, с учетом принципа разумности и обоснованности.

Комиссией при формировании вывода об имеющемся соглашении между ответчиками учтены следующие обстоятельства.

На участие в конкурсе № 2/2014 ООО «Малтат» заявилось на все лоты конкурса. ООО «Партнер» и ООО «Бирюса» на половину лотов, а именно: ООО «Бирюса» заявилось на лоты №  1-13, ООО «Партнер»  на оставшиеся лоты № 14-25.

29.09.2014 и 30.09.2014, после размещения на сайте протокола № 2-ПР/2014 рассмотрения заявок на участие в конкурсе № 2/2014 от 26.09.2014 и до подведения его итогов, назначенного на 08.10.2014,  в адрес организатора конкурса – Министерства природных ресурсов были поданы заявления ООО «Малтат» (исх. № 345-09 от 29.09.2014, вх. № МПР/7-23726 от 29.09.2014), ООО «Бирюса» (исх. № 10-09 от 30.09.2014, вх. № МПР/7-24047 от 01.10.2014), ООО «Партнер» (исх. № 06-09 от 30.09.2014, вх. № МПР/7-24044 от 01.10.2014) об отзыве заявок на участие в конкурсе по отдельным лотам.

ООО «Малтат» отозвало заявки по лотам: 1-11, 13-22.

ООО «Бирюса» - по лоту: 12.

ООО «Партнер» - по лотам: 23-25.

При этом стиль изложения текстов всех трех заявлений, их оформление было аналогичным и содержало, в том числе, просьбу не проводить дальнейшую оценку и сопоставление указанных заявок и не учитывать их при определении победителя конкурса.

Таким образом, по каждому из лотов остался только один участник конкурса, с которым и был заключен договор, что без предварительной договоренности между участниками торгов не представляется возможным ввиду большого количества лотов, кроме того, заявки на вышеуказанные лоты были отозваны ООО «Бирюса», ООО «Партнер», ООО «Малтат» практически одновременно.

По итогам конкурса № 2/2014 с ООО «Партнер» как с единственным участником конкурса было заключено 9 договоров по 9 рыбопромысловым участкам в Балахтинском районе (лоты №№14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22), что составляет 36% от общего количества рыбопромысловых участков, расположенных в Балахтинском районе. Изначально на указанные лоты, помимо ООО «Партнер», заявлялось только ООО «Малтат», который впоследствии по указанным лотам отозвал свои заявки, в результате чего ООО «Партнер» осталось единственным участником конкурса. Кроме того, ООО «Партнер» предложил цену 500 рублей/участок, заявка ООО «Малтат» - 1000 рублей/участок.

С ООО «Бирюса» как с единственным участником конкурса было заключено 12 договоров по 12 рыбопромысловым участкам в Балахтинском районе (лоты №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11,13), что составляет 48 % от общего количества рыбопромысловых участков, расположенных в Балахтинском районе на момент проведения конкурса. Изначально на указанные лоты, помимо ООО «Бирюса», заявлялось только ООО «Малтат», которое впоследствии по указанным лотам отозвал свои заявки, в результате чего ООО «Бирюса» осталось единственным участником конкурса. 

С ООО «Малтат» было заключено 4 договора по 4 рыбопромысловым участкам в Балахтинском районе (лоты № 12, 23, 24, 25).

Таким образом, ООО «Малтат» отозвало все свои заявки, на которые также претендовал один из участников соглашения – ООО «Партнер» или ООО «Бирюса», оставив 4 лота: №№ 12, 23, 24, 25. В свою очередь, ООО «Бирюса» отозвало заявку по лоту № 12 (ООО «Партнер» на него заявку не подавало), ООО «Партнер» отозвало заявку по лотам №№ 23, 24, 25 (ООО «Бирюса» на него заявку не подавало), в результате чего по каждому лоту осталось по одному участнику, что позволило получить ООО «Партнер», ООО «Бирюса» как единственным участникам конкурса по данным лотам более 35 % рыбопромысловых участков в Балахтинском районе, кроме того, на лоты № 14-22 остались заявки ООО «Партнер», предложившего меньшую цену, нежели ООО «Малтат», заявки которого было отозваны.

На участие в конкурсе № 9/2015 ООО «Партнер» и ООО «Малтат» подали заявки на все лоты конкурса (лоты № 1-22), ООО «Бирюса» на лоты № 3-11, 13-22, ИП <....> Д.С. на лот № 4, ИП Максимова Г.А. на лоты № 3, 15. Таким образом, все лоты конкурса являлись конкурентными (имелось несколько претендентов).

07.10.2015 в адрес организатора конкурса – Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края, после размещения на сайте торгов протокола №2-ПР9/2015 рассмотрения заявок на участие в конкурсе № 9/2015 от 02.10.2015 и до подведения его итогов, назначенного на 13.10.2015, одновременно были поданы заявления ООО «Малтат» (исх. № 486-10/15 от 07.10.2015, вх. № МПР/7-27698 от 07.10.2015), ООО «Бирюса» (исх. № 22-10 от 07.10.2015, вх. № МПР/7-27696 от 07.10.2015), ООО «Партнер» (исх. № 13-10 от 07.10.2015, вх.№ МПР/7-27700 от 07.10.2015) об отзыве заявок на участие в конкурсе по отдельным лотам:

ООО «Малтат» отозвало заявки по лотам: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 13, 14, 16, 17, 18, 19, 20, 21.

ООО «Бирюса» - по лотам:17, 18, 19, 20.

ООО «Партнер» - по лотам: 1, 2, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 16.

В итоге в конкурсе остались следующие заявки хозяйствующих субъектов:

№ п/п

Наименование заявителей

ИНН

Номера лотов

1

ИП <....>Д.С.

<....>

4

2

ООО «Партнер»

<....>

3, 4, 15, 17, 18, 19, 20, 21, 22

3

ООО «Бирюса»

<....>

3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 16, 21, 22

4

ООО «Малтат»

<....>

1, 2, 3, 4, 12, 15, 22

5

ИП <....>Г.А.

<....>

3, 15

Таким образом, по 17 из 22 лотов (№ 1, 2, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 16, 17, 18, 19, 20) осталась заявка только одного претендента – одного из участников антиконкурентного соглашения – ООО «Малтат», ООО «Бирюса», ООО «Партнер».

По лотам № 5,6,7,8,9,10,11,13,14,16 (участки в Новоселовском районе) договор заключен с ООО «Бирюса» по цене 1 000 руб. (отозванные заявки с предложениями ООО «Малтат» - 75 000 руб., ООО «Партнер» -10 000 руб.).

По лоту № 1, 2, 12 договоры были заключены с ООО «Малтат» по цене 1000 руб. (участки в Балахтинском районе). По лоту № 22 (Новоселовский район) ООО «Малтат» стал победителем (предложенная цена 75 000 руб.), однако, договор не заключил. В итоге договор был заключен с ООО «Партнер» по цене 10 000 руб. 

По лотам № 17, 18, 19, 20, 21 (участки в Новоселовском районе) договоры были заключены с ООО «Партнер» по цене 10 000 руб. (по указанным участкам ООО «Малтат» заявки с предложениями - 75 000 руб./участок отозвал)

Согласно информации, представленной Министерством природных ресурсов (исх. № МПР/7 -9832 от 12.04.2016, вх. № 5891 от 12.04.2016), с ООО «Бирюса» как с единственным участником конкурса по лотам №№ 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 13, 14, 16 было заключено 10 договоров по 10 рыбопромысловым участкам в Новоселовском районе, что составляет 52,6 % от общего количества рыбопромысловых участков, расположенных в Новоселовском районе. Это стало возможным после отзыва заявок ООО «Малтат», ООО «Партнер» по указанным лотам, в результате чего ООО «Бирюса» осталось единственным участником конкурса по вышеуказанным лотам и получило участки по цене 1000 рублей/участок, хотя предложения ООО «Малтат» - 75 000 рублей/участок, ООО «Партнер» - 10 000 рублей/участок представляются в разы выгоднее для организатора конкурса.

Одновременный отзыв Обществами заявок в один день, а также то обстоятельство, что в итоге по 17 из 22 лотов (№ 1, 2, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 16, 17, 18, 19, 20) осталась заявка только одного претендента – одного из участников антиконкурентного соглашения – ООО «Малтат», ООО «Бирюса», ООО «Партнер», хотя на лоты № 3, 4, 15, на которые претендовали иные субъекты рынка  - ИП <....> Д.С., ИП Максимова Г.А., заявки ООО «Малтат», ООО «Бирюса», ООО «Партнер» не отзывались, с учетом того обстоятельства, что в конкурсе № 9/2014 прослеживается аналогичное поведение участников торгов – ответчиков, указывает  на предварительную договоренность Обществ  о распределении лотов между участниками соглашения, направленную на нивелирование конкурентных процедур по отдельным лотам конкурса, заявки на которые подали исключительно ответчики.

Наличие устного соглашения между Ответчиками может быть также подтверждено, в том числе следующими обстоятельствами,  свидетельствующими о наличии формальной и неформальной связи между указанными обществами:

Согласно выпискам из Единого государственного реестра юридических лиц одним из видов деятельности субъекта соглашения - ООО «Партнер», а также основным видом деятельности иных субъектов соглашения - ООО «Малтат», ООО «Бирюса» в соответствии с Общим классификатором видов экономической деятельности является рыболовство пресноводное (Код деятельности 03.12).

ООО «Малтат», ООО «Партнер», ООО «Бирюса» являются субъектами одного товарного рынка – рынка промышленного рыболовства, включающего как вылов (добычу) рыбы, так и ее последующую переработку и реализацию, что подтверждается получением промышленных квот добычи (вылова) водных биоресурсов в пресноводных объектах Красноярского края:

-  ООО «Малтат» в 2007 году (Постановление Совета Администрации Красноярского края от 26.01.2007 №9-п), 2008 году (Постановление Совета Администрации Красноярского края от 27.02.2008 № 73-п), 2009 году (Постановление Правительства Красноярского края от 27.03.2009 № 152-п ), 2010 году (Постановление Правительства Красноярского края от 19.01.2010 № 19-п), 2011 году (Постановление Правительства Красноярского края от 30.12.2010 № 690-п), 2012 году (Постановление Правительства Красноярского края от 28.12.2011 № 827-п), 2013 году (Постановление Правительства Красноярского края от 23.01.2013 №12-п), 2014 году (Постановление Правительства Красноярского края от 07.04.2014 № 121-п), 2015 году (Постановление Правительства Красноярского края от 29.01.2015 № 26-п), 2016 году (Постановление Правительства Красноярского края от 24.02.2016 № 74-п).

- ООО «Партнер» в 2009 году (Постановление Правительства Красноярского края от 27.03.2009 № 152-п), 2010 году (Постановление Правительства Красноярского края от 19.01.2010 № 19-п), 2011 году (Постановление Правительства Красноярского края от 30.12.2010 № 690-п), 2012 году (Постановление Правительства Красноярского края от 28.12.2011 № 827-п), 2013 году (Постановление Правительства Красноярского края от 23.01.2013 №12-п), 2014 году (Постановление Правительства Красноярского края от 07.04.2014 № 121-п), 2015 году (Постановление Правительства Красноярского края от 29.01.2015 № 26-п), 2016 году (Постановление Правительства Красноярского края от 24.02.2016 № 74-п).

- ООО «Бирюса» в 2010 году (Постановление Правительства Красноярского края от 19.01.2010 № 19-п), 2011 году (Постановление Правительства Красноярского края от 30.12.2010 № 690-п), 2012 году (Постановление Правительства Красноярского края от 28.12.2011 № 827-п), 2013 году (Постановление Правительства Красноярского края от 23.01.2013 №12-п), 2014 году (Постановление Правительства Красноярского края от 07.04.2014 № 121-п), 2015 году (Постановление Правительства Красноярского края от 29.01.2015 № 26-п), 2016 году (Постановление Правительства Красноярского края от 24.02.2016 № 74-п);

а также участием в конкурсах на получение рыбопромысловых участков, проводимых Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края, в частности 2/2014, 6/2015, 7/2015, 9/2015, 10/2015 и др.

ООО «Партнер», ООО «Бирюса» зарегистрированы на территории п. Приморск Красноярского края, ранее (до 19.04.2016) ООО «Малтат» было также зарегистрировано в п. Приморск.  ООО «Бирюса» создано в 2009 году путем выделения из ООО «Малтат». Данные общества («Малтат» и «Бирюса») на момент создания ООО «Бирюса» являлись группой лиц, поскольку единственным учредителем ООО «Малтат» и директором ООО «Бирюса» являлся Большедворский В.К., что может свидетельствовать об устойчивых связях между ними.

Указанные общества арендуют производственные мощности по рыбопереработке у одного лица (ИП Нуса В.Н.), которые расположены по одному адресу, что подтверждается договором № 20-08/14 аренды производственных помещений (1-й и 2-ой этаж нежилого здания по адресу: п. Приморск, ул. Мира, 1а) от 20.08.2014, заключенным между ИП Нуссом В.Н. и ООО «Малтат», договором № 20.08/14-ДАПП аренды производственных помещений (2-ой этаж нежилого здания по адресу: п. Приморск, ул. Мира, 1а) от 20.08.2014, заключенным между ИП Нуссом В.Н. и ООО «Партнер»; договором № 20-08/2014-ДА аренды производственных помещений (2-ой этаж нежилого здания по адресу: п. Приморск, ул. Мира, 1а) от 20.08.2014, заключенным между ИП Нуссом В.Н. и ООО «Бирюса».

Между Обществами неоднократно заключались договоры на поставку рыбы и ее продуктов:

- договор купли –продажи № 15/06-15 от 15.06.2015, заключенный между ООО «Партнер» и ООО «Малтат», предметом которого является рыбная продукция;

договор купли-продажи № 22/10-15 от 22.10.2015, заключенный между ООО «Малтат» и ООО «Партнер», предметом которого является рыба (пелядь) в живом виде для отбора половых продуктов;

договор купли-продажи № 14/11-14 от 14.11.2014, заключенный между ООО «Малтат» и ООО «Партнер», предмет которого – рыба (пелядь) в живом виде для отбора половых продуктов;

договор купли-продажи № 15/1/10-13 от 15.10.2013, заключенный между ООО «Малтат» и ООО «Партнер», предмет – рыба (пелядь) в живом виде для отбора половых продуктов;

договор аренды судна «Марс – 700» от 02.08.2013, заключенный между ООО «Малтат» и ООО «Партнер»;

договор купли-продажи № 20/10-15 от 20.10.2015, заключенный между ООО «Малтат» и ООО «Бирюса», предмет – рыба (пелядь) в живом виде для отбора половых продуктов;

договор купли-продажи № 15/10-13 от 15.10.2013 , заключенный между ООО «Малтат» и ООО «Бирюса», предмет - рыба (пелядь) в живом виде для отбора половых продуктов;

договор купли-продажи № 12-06/15 от 12.06.2015, заключенный между ООО «Бирюса» и ООО «Малтат», предмет – рыбная продукция;

договор купли-продажи № 26/11-14 от 26.11.2014, заключенный между ООО «Малтат» и ООО «Бирюса», предмет рыба (пелядь) в живом виде для отбора половых продуктов.

Кроме того, Ответчики, как правило, совместно участвуют в конкурсах (аукционах) в области рыболовства и рыбоводства: конкурсы, проведенные в 2014-2015 годах Министерством природных ресурсов Красноярского края: № 2/2014, 6/2015, 7/2015, 9/2015, 10/2015.

По конкурсам № 6/2015, 7/2015 указанным субъектам было отказано в допуске к участию в конкурсе ввиду несоответствия заявок требованиям конкурсной документации. При этом несоответствие заявок участников было идентичным; тексты заявок ООО «Малтат», ООО «Партнер», ООО «Бирюса» по всем вышеуказанным конкурсам имели единообразное техническое и текстовое исполнение, что указывает на то, что заявки, возможно, готовились либо одним лицом, либо несколькими лицами, контактирующими между собой, что указывает на возможную осведомленность Обществ о содержании заявок друг друга.

В рамках исполнения поручения ФАС России также была получена информация о проводимых (конкурсах) аукционах от Енисейского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, согласно которой ООО «Малтат», ООО «Бирюса», ООО «Партнер» также являлись участниками аукциона на право заключения договора пользования рыбоводным участком, проведенного в январе-феврале 2016 года, всего аукцион проводился в отношении 4 лотов. Данные лица подали заявки на участие в торгах по лотам № 2 (Красноярское водохранилище, акватория возле рыборазводного комплекса в п. Приморск, площадь 33,1 га), № 3 (левый берег реки Енисей, в границах г. Красноярск, ул. Дубровинского, площадь 2 га), № 4 (Протока Абаканская р. Енисей, в границах г. Красноярск, левый берег протоки, южная сторона о. Отдыха, площадь 3,68 га). Иных участников аукциона по данным лотам не было.

Каждый из участников сделал по одному шагу аукциона, и в итоге по лоту № 2, 3, 4 победу в аукционе одержал ООО «Малтат» (предложенная цена лот № 2 - 10 734 руб., лот № 3 - 648,6руб, лот № 4 – 1193, 40руб.).

Учитывая незначительную стоимость лотов и количество сделанных участниками шагов, можно сделать вывод о том, что ООО «Партнер», ООО «Бирюса» не имели коммерческой заинтересованности в использовании данных участков. Их участие в аукционе было обусловлено участием в аукционе ООО «Малтат», который при отсутствии конкурентов, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) на право заключения договора пользования рыбоводным участком» (пункт 111 Правил),  не вправе был бы претендовать на заключение договора как единственный участник аукциона. Указанный факт также подтверждает имеющуюся неформальную связь между Обществами.

Также определением об отложении рассмотрения дела № 48-11-16 от 14.06.2016 у ООО «Малтат», ООО «Партнер», ООО «Бирюса» была запрошена информация по общему объему выловленной рыбы (с разбивкой по наименованиям водных биоресурсов в натуральном и стоимостном выражении) в отдельности по каждому договору о предоставлении рыбопромыслового участка на осуществление промышленного рыболовства с момента их заключения по результатам проведения конкурсов: № 2/2014, № 9/2015. Указанная информация была представлена Ответчиками в виде однотипных таблиц, без указания стоимостного выражения ввиду его отсутствия, так как вся выловленная рыба Обществами перерабатывалась. Также информация, представленная ООО «Партнер» (вх. № 12967 от 26.07.2016), направлена в адрес Красноярского УФАС с адреса электронной почты: saidgaleeva@maltat.ru, что также подтверждает наличие неформальной связи между Обществами.

Картельное соглашение между ООО «Малтат», ООО «Партнер», ООО «Бирюса» является моделью группового (с единой стратегией) поведения хозяйствующих субъектов, состоящего из повторяющихся (аналогичных) действий, связанных с подачей заявок на все либо отдельные лоты, в результате чего на каждый лот претендовало 2 либо 3 участника антиконкуретного соглашения – ООО «Малтат» и ООО «Бирюса» и/либо ООО «Партнер», с последующим одновременным отзывом заявок (уже после процедуры вскрытия конвертов и допуска участников к конкурсу, когда стал известен субъектный состав участников конкурса) таким образом, чтобы по каждому лоту остался единственный участник соглашения (Общества, убедившись в отсутствии иных претендентов на данные участки, нивелируют конкурентную борьбу между собой путем отзыва заявок), хотя на лоты, на которые претендовали иные лица – ИП <....> Д.С., ИП Максимова Г.А., Общества свои заявки не отзывали. В итоге указанное позволило отдельным участникам соглашения – ООО «Бирюса» и ООО «Партнер» получить в пользование более 35% рыбопромысловых участков в границах одного муниципального образования, а также зачастую по наименьшей из предложенных участниками антиконкурентного соглашения цене.

В результате указанного соглашения на подавляющее большинство лотов (в конкурсе 2/2014 на все лоты) осталась заявка только одного из участников соглашения – ООО «Малтат», ООО «Бирюса», ООО «Партнер», что не обусловлено внешними условиями функционирования соответствующего товарного рынка, свидетельствует о скоординированности действий указанных лиц и замещает конкурентные отношения между ними сознательной кооперацией. Кроме того, ООО «Бирюса», ООО «Партнер» как единственные участники конкурса на отдельные лоты получили преимущество – более 35 % рыбопромысловых участков в одном муниципальном образовании, что при наличии конкурентов невозможно. Также оставление единственной заявки участника картельного соглашения, предложившего наименьшую цену, лишает возможности пополнения бюджета, на что организатор конкурса – Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края было бы вправе рассчитывать в результате заключения договора на рыбопромысловые участки при наличии конкуренции среди участников конкурса.

ООО «Малтат», ООО «Бирюса», ООО «Партнер» являются конкурентами, действующими на одном товарном рынке, однако, их вышеуказанные действия свидетельствуют об отсутствии соперничества между ними, в результате чего каждый из хозяйствующих субъектов получает определенное преимущество перед иными лицами, также осуществляющими деятельность на данном товарном рынке.

Проведенный в рамках рассмотрения дела № 48-11-16 анализ состояния конкурентной среды на конкурсах № 2/2014 и № 9/2015 на право заключения  договора о предоставлении рыбопромыслового участка на осуществление промышленного рыболовства в 2014-2015 гг. показал, что  доля добычи рыбы  ООО «Малтат» в 2014 году составила 14,87%, в 2015 году 21% от общего объема вылова всех хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке промышленного рыболовства, доля  добычи  ООО «Партнер»  в 2014 году составила  3,87%, в 2015 году 5,3% от общего объема вылова, доля  добычи ООО «Бирюса» в 2014 году составила 3,88%, в 2015 году 5,1% от общего объема. В сравнительном анализе доли добычи водных биоресурсов указанных хозяйствующих субъектов значительно превосходят доли иных хозяйствующих субъектов, действующих на территории Красноярского края, кроме того, доля добычи рыбы у указанных субъектов в 2015 году увеличилась по сравнению с 2014 годом.

При этом согласно данным, представленным ООО «Малтат», ООО «Партнер», ООО «Бирюса», в 2015 году из 908,200 тонн выловленных водных биоресурсов ООО «Малтат» 782,200 тонн было выловлено на водных участках, полученных по результатам  торгов № 2/2014 (изв. № 010814/2719786/01), № 9/2015 (изв. № 130815/2719786/01).  Что касается двух других субъектов - ООО «Партнер», ООО «Бирюса», то объем вылова в 2015 году на рыбопромысловых участках, полученных по результатам  торгов № 2/2014 (изв. № 010814/2719786/01), № 9/2015 (изв. № 130815/2719786/01), составил 100% от общего объема вылова за указанный период, а именно: 219,200 тонн - ООО «Бирюса», 229,200 тонн - ООО «Партнер». Таким образом,  получение рыбопромысловых участков ООО «Малтат», ООО «Партнер», ООО «Бирюса» по результатам  торгов № 9/2015 (изв. № 130815/2719786/01), № 2/2014 (изв. № 010814/2719786/01),  обусловило получение ООО «Малтат», ООО «Партнер», ООО «Бирюса» значительной доли добычи водных биоресурсов в водоемах Красноярского края.

Комиссией отклоняются доводы ООО «Малтат», ООО «Партнер» о том, что отзыв заявок обусловлен оптимизацией бизнес-процессов,  снижением издержек, традиционностью лова, так как отзыв заявок на лоты происходил уже во время проведения конкурса после процедуры вскрытия конвертов, когда субъектный состав участников конкурса был известен, кроме того, произведен таким образом, что по большинству лотов осталась заявка одного из субъектов  - ООО «Малтат» либо ООО «Бирюса» либо ООО «Партнер», хотя изначально каждый лот являлся конкурентным, что без предварительного сговора сделать не представляется возможным.    

Комиссией также отклоняется довод ООО «Малтат» о том, что отзыв заявок после вскрытия конвертов свидетельствует об отсутствии соглашения между обществами, поскольку, как считает Общество, заключать картельное соглашение между хозяйствующими субъектами логичнее до конкурса, а не в момент его проведения. Картельное соглашение хозяйствующих субъектов в любой форме, о которой могут свидетельствовать скоординированные и целенаправленные действия (бездействие) данных субъектов, сознательно ставящих свое поведение в зависимость от поведения других участников рынка, способные привести к результатам, указанным в части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», запрещены сами по себе как до конкурса, так и в момент его проведения.

Комиссия отклоняет доводы ООО «Малтат», ООО «Партнер» о том, что Общества участвовали в конкурсе как субъекты, осуществляющие приобретение товаров на одном товарном рынке – рыбопромысловых участков,  следовательно, пункт 2 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» в редакции, действовавшей в период проведения конкурсов, которым запрещено соглашение между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, ввиду того, что рыбопромысловые участки Обществами приобретались для осуществления промышленного рыболовства с последующей реализацией выловленной рыбы, ответчики являются субъектами одного товарного рынка, т.е. конкурентами, о чем указано выше.

Комиссия приходит к выводу о том, что признаки раздела товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков) в ходе проведенного анализа состояния конкуренции не нашли своего подтверждения, ввиду чего в действиях ООО «Малтат», ООО «Партнер», ООО «Бирюса» отсутствует состав нарушения пункта 3 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции».

При указанных обстоятельствах, Комиссия пришла к выводу о том, что в действиях ООО «Малтат», ООО «Партнер», ООО «Бирюса» усматривается нарушение антимонопольного законодательства – абзаца 1 и пункта 2 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» в части достижения антиконкурентного соглашения при участии в торгах (конкурсы № 2/2014, № 9/2015) на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка на осуществление промышленного рыболовства, проводимых в 2014-2015 годах Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края, вследствие чего, на основании статьи 48.1 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссией было принято заключение об обстоятельствах дела № 48-11-16 от 30.11.2016, лицам, участвующим в деле, было предложено представить комиссии пояснения, доказательства и привести доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела.

Согласно представленному ООО «Малтат», ООО «Бирюса», ООО «Партнер» отзыву от 15.12.2016 на заключение об обстоятельствах настоящего дела, Общества выражают свое согласие с квалификацией нарушения антимонопольного законодательства, изложенной в Заключении. Дополнительно поясняют, что в момент проведения Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края конкурсов №2/2014 и №9/2015 на право заключения договоров о предоставлении рыбопромысловых участков Общества считали, что на указанные конкурсы не распространяются ограничения, предусмотренные статьей 11 ФЗ «О защите конкуренции» (в редакции, действовавшей до 05 января 2016 года). Также считают, что при оценке конкурсных заявок все лоты по указанным конкурсам достались бы только либо ООО «Малтат», либо ООО «Бирюса», либо ООО «Партнер». Даже с учетом ограничения, предусмотренного пунктом 14 Правил организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного или прибрежного рыболовства, лоты были бы распределены между Обществами. Просят учесть, что для ООО «Бирюса» и ООО «Партнер» добыча водных биологических ресурсов является единственным видом деятельности, приносящим доход, а их добыча за пределами Балахтинского и Новоселовского районов находится практически на грани рентабельности.

На основании вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ООО «Малтат», ООО «Партнер», ООО «Бирюса» нарушения антимонопольного законодательства – абзаца 1 и пункта 2 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» в части достижения антиконкурентного соглашения при участии в торгах (конкурсы № 2/2014, № 9/2015) на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка на осуществление промышленного рыболовства, проводимых в 2014-2015 годах Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края, целью которого явилось нивелирование конкуренции по отдельным лотам конкурса, снижение цен на торгах (получение рыбопромыслового участка участниками соглашения по минимальной цене), а также обеспечение возможности заключения договоров ООО «Партнер», ООО «Бирюса» на рыбопромысловые участки в совокупности более 35% от общего количества рыбопромысловых участков, расположенных на территории одного муниципального образования, что создало необоснованные преимущественные условия деятельности указанным Обществам.

Также Комиссия приходит к выводу о том, что в связи с отсутствием ходатайства заинтересованного лица, предписание о расторжении договоров о предоставлении рыбопромысловых участков для осуществления промышленного рыболовства в 2014-2015 гг., заключенных ответчиками по результатам конкурсов № 2/2014 и № 9/2015, проведенных Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края, не выдавать на основании подпункта «и» пункта 2 части 1 статьи 23 ФЗ «О защите конкуренции».

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 23, 39, 41, 49 ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного  законодательства

РЕШИЛА:

1. Признать ООО «Малтат», ООО «Бирюса», ООО «Партнер» нарушившими абзац 1 и пункт 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части достижения антиконкурентного соглашения при участии в торгах (конкурсы № 2/2014, № 9/2015) на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка на осуществление промышленного рыболовства, проводимых в 2014-2015 годах Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края, целью которого явилось нивелирование конкуренции по отдельным лотам конкурса, снижение цен на торгах (получение рыбопромыслового участка участниками соглашения по минимальной цене), а также обеспечение возможности заключения договоров ООО «Партнер», ООО «Бирюса» на рыбопромысловые участки в совокупности более 35% от общего количества рыбопромысловых участков, расположенных на территории одного муниципального образования, что создало необоснованные преимущественные условия деятельности указанным Обществам.

2. В соответствии с подпунктом «и» пункта 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», ввиду отсутствия ходатайства  заинтересованного лица предписание о расторжении договоров о предоставлении рыбопромысловых участков для осуществления промышленного рыболовства в 2014-2015 гг., заключенных ответчиками по результатам конкурсов № 2/2014 и № 9/2015, проведенных Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края, не выдавать.

3. Передать  материалы дела № 48-11-16 уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении ООО «Малтат», ООО «Партнер», ООО «Бирюса» и их должностных лиц дел об административных правонарушениях по части 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в порядке статьи 52 Федерального закона 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в течение трех месяцев с момента вынесения решения.  

 

 

Председатель Комиссии

                                                                                              <...>

 

Члены Комиссии

                                                                                               <...>

 

<...>

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны