Решение б/н Решение по делам от 4 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            6884 от 10.05.2016   ________         _________

                ________         _________                      

 

 

 

 

ПАО «МРСК Сибири»

ул. Бограда, 144а, г. Красноярск, 660021

 

ООО «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс»

ул. Парижской Коммуны, д. 41,

г. Красноярск, 660049

 

 

РЕШЕНИЕ

 

«22» мая 2017 года

 

г. Красноярск

 

            Резолютивная часть решения оглашена «15» мая 2017 года.

            В полном объеме решение изготовлено «22» мая 2017 года.

            Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председатель Комиссии - О.П.Харченко, заместитель руководителя управления – начальник аналитического отдела; члены Комиссии: Я.Ю.Бычкова, начальник отдела контроля закупок, Т.Н.Мосина, начальник отдела естественных монополий,  рассмотрев дело № 94-10-16 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс» (ИНН 2466114215, ОГРН 1032402976870; 660049, г. Красноярск, ул. Парижской Коммуны, 41) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), в присутствии на заседании:

представителя ООО «КрасКом»»: <…>;

представителя ПАО «МРСК Сибири»: <…>,

руководствуясь статьей 49 Закона «О защите конкуренции», установила следующее.

            Рассматриваемое дело возбуждено приказом Красноярского УФАС России от 19.08.2016 № 221 «О возбуждении дела и о создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственность «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс» (ИНН 2466114215,
ОГРН 1032402976870; 660049, г. Красноярск, ул. Парижской Коммуны, 41) части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

Дело № 94-10-16 возбуждено на основании материалов, полученных при рассмотрении заявлений ПАО «МРСК Сибири» о нарушении антимонопольного законодательства ООО «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс»:

  • по факту уклонения от подписания актов разграничения эксплуатационной ответственности сторон (далее – АРЭО), направленных в адрес ООО «КрасКом» письмами от 05.04.2016 № 644-КЭС (вх. ООО «КрасКом» от 06.04.2016 № 4391), от 20.04.2016 № 689-КЭС (вх. ООО «КрасКом» от 21.04.2016 № 5408), от 17.02.2016 № 441-КЭС (вх. ООО «КрасКом» от 18.02.2016 № 1956), от 13.04.2016 № 680-КЭС (вх. ООО «КрасКом» от 15.04.2016 № 5021), от 13.04.2016 № 679-КЭС (вх. ООО «КрасКом» от 15.04.2016 № 5020), от 16.02.2016 № 437-КЭС (вх. ООО «КрасКом» от 18.02.2016 № 1958), от 14.03.2016 № 603-КЭС;
  • по факту уклонения от подписания актов разграничения балансовой принадлежности сторон (далее – АРБП), направленных в адрес ООО «КрасКом» письмом от 23.05.2016 № 754-КЭС (вх. ООО «КрасКом» от 24.05.2016 № 7354);
  • по факту уклонения от подписания АРБП, направленных в адрес ООО «КрасКом» письмом от 02.06.2016 № 779-КЭС,

Красноярским УФАС России было установлено, что на дату возбуждения дела № 94-10-16 документы о технологическом присоединении - АРБП, направленные ПАО «МРСК Сибири» в адрес ООО «КрасКом» письмами № 779-КЭС от 06.06.2016, № 754-КЭС от 23.05.2016, АРЭО, направленные письмами № 437-КЭС от 16.02.2016, № 679-КЭС от 13.04.2016, № 680-КЭС от 13.04.2016, № 603-КЭС от 14.03.2016, № 441-КЭС от 17.02.2016 (за исключением АРЭО №№ 46-16-129/1.16, 46-16-2029.16), сетевой организацией – ООО «КрасКом» не были выданы.

Определением о назначении дела № 94-10-16 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 19.08.2016 к участию в рассмотрении дела № 94-10-16 о нарушении антимонопольного законодательства привлечены в качестве:

            ответчика: обществ с ограниченной ответственностью «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс» (ИНН 2466114215, ОГРН 1032402976870; 660049, г. Красноярск, ул. Парижской Коммуны, 41) (далее – ООО «КрасКом»);

            заявителя: публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (660021, г. Красноярск, ул. Бограда, 144а) (далее – ПАО «МРСК Сибири»).

            Определениями от 12.10.2016, 09.11.2016, 06.12.2016, 18.01.2017, 13.03.2017 рассмотрение дела откладывалось. В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона «О защите конкуренции» срок рассмотрения дела № 94-10-16 был продлен до 17.05.2017 (Определение о продлении срока рассмотрения дела от 09.11.2016). На заседании, которое состоялось 20.04.2017, в соответствии с частью 1.1. статьи 47, частью 3 статьи 48.1 Закона «О защите конкуренции» Комиссия определила отложить рассмотрение дела в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела.

            ПАО «МРСК Сибири» при рассмотрении дела поддержало заявленные требования, указав на то обстоятельство, что ПАО «МРСК Сибирь», руководствуясь пунктом 57 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861), обратилось в адрес ООО «КрасКом» для подписания и переоформления АРЭО, АРБП в отношении смежных объектов электросетевого хозяйства. Действия ООО «КрасКом» по уклонению от подписания АРЭ, АРБП по указанным объектам привели к невозможности договорного урегулирования правоотношений сторон (смежных сетевых организаций) по оказанию услуг по передаче электрической энергии по спорным точкам поставки, уклонению ООО «КрасКом» от оплаты фактически оказанных ПАО «МРСК Сибири» услуг по передаче электрической энергии.

            ООО «КрасКом» не согласилось с вменяемым нарушением антимонопольного законодательства. По мнению ответчика, спорные правоотношения, связанные с определением фактической максимальной мощности присоединения объектов электросетевого хозяйства, имеют гражданско-правовой характер и подлежат разрешению в судебном порядке. ООО «КрасКом» указало на то обстоятельство, что при поступлении обращений ПАО «МРСК Сибири» о переоформлении АРЭО, АРБП у общества не возникла обязанность по переоформлению документов о технологическом присоединении, ввиду того обстоятельства, что между смежными сетевыми организациями – ООО «КрасКом», ПАО «МРСК Сибири» отсутствует заключенное соглашение, регулирующее правоотношения сторон по переоформлению документов о технологическом присоединении. Кроме того, ООО «КрасКом» проинформировало Комиссию о том, что обращения ПАО «МРСК Сибири» от 17.02.2016 № 441-КЭС, от 02.06.2016 № 779-КЭС, от 23.05.2016 № 754-КЭС не соответствовали требованиям к заявлению о переоформлении документов о технологическом присоединении, установленным Правилами технологического присоединения.

            При рассмотрении дела Комиссией были установлены следующие фактические обстоятельства. 

            ПАО «МРСК Сибири» и ООО «КрасКом» осуществляют деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии. ПАО «МРСК Сибири» приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 № 179-э Сибири» включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль - в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел I «Услуги по передаче электрической энергии и (или) тепловой энергии» под регистрационным номером 24.1.58).

В соответствию с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сферам деятельности субъектов естественных монополий».

При осуществлении деятельности по передаче электрической энергии ООО «КрасКом» используются объекты электросетевого хозяйства, находящиеся в муниципальной собственности города Красноярска, и полученные на основании договоров аренды на совокупности имущества казны г. Красноярска от 05.07.2006 № 10014, от 05.07.2006 № 9973 (заключены по результатам торгов), а также договоров аренды №№ 2, 3, 4 от 15.12.2014, №№ 17, 18 от 03.03.2015, №№ 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34 от 13.06.2016, №№ 41, 42, 43, 44 от 03.08.2016 (заключены на основании пп. 8 ч. 1 ст. 17.1. Закона «О защите конкуренции»). Кроме того Департаментом городского хозяйства администрации города Красноярска переданы ООО «КрасКом» в управление для эксплуатации, ремонта и осуществления организационных и технологически связанных действий по передаче электрической энергии бесхозяйные объекты электроэнергетики, на основании передаточных актов бесхозяйных объектов электроэнергетики от 31.12.2013, от 12.01.2015, от 25.12.2015, от 12.12.2016, а также Договора № 918 от 01.01.2013 в редакции дополнительных соглашений №№ 1 от 30.09.2013, № 2 от 10.10.2014, № 3 от 31.12.2014.

Таким образом, ООО «КрасКом» в 2016 году, истекшем периоде 2017 года занимало доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах расположения, эксплуатируемых обществом объектов электросетевого хозяйства.

            Между ПАО «МРСК Сибири» и ООО «КрасКом» заключен договор № 18.4000.3010 оказания услуг по передаче электрической энергии от 11.01.2010 (далее – Договор). В рамках указанного договора ПАО «МРСК Сибири» (Исполнитель) приняло на себя обязательства оказывать услуги по передаче электрической энергии путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через электрические сети, принадлежащие обществу на праве собственности и (или) ином законном основании, а ООО «КрасКом» (Заказчик) является обязанной стороной по оплате соответствующих услуг. Пунктом 2.2. Стороны согласовали существенные условия Договора, в числе которых: перечень точек поставки (приема) и средств измерения электроэнергии в сеть Заказчика (Приложение № 1) (пункт 2.2.1. Договора); Акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон фиксирует точки присоединения энергопринимающих устройств Заказчика к объектам электросетевого хозяйства Исполнителя и границыответственности между Закачиком и Исполнителем за состояние и обслуживание объектов электросетевого хозяйства (Приложение № 7) (пункт 2.2.3. Договора). Пунктом 2.3. Договора стороны согласовали, что в случае, если после заключения договора произойдет изменение состава точек поставки электрической энергии и существенных условий, указанных в пункте 2.2. Договора, то указанные изменения производятся в соответствующих приложениях к договору путем оформления соответствующих изменений дополнительными соглашениями к договору в срок 3 (три) рабочих дня.

            ПАО «МРСК Сибири» в адрес ООО «КрасКом» 16.11.2012 было направлено уведомление № 1.3/01/16449-исх о прекращении действия Договора в целях урегулирования договорных отношений по передаче электрической энергии на 2013 год по дополнительно предложенной оферте договора.

            По результатам рассмотрения предложенной ПАО «МРСК Сибири» на 2013 год оферте договора решением Арбитражного суда Красноярского края от 08.12.2014 по делу № А33-6145/2013 ПАО «МРСК Сибири» было отказано в иске о понуждении заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии от 14.02.2013 № 18.2400.744.13.

            В связи с приведенными обстоятельствами, сторонами (ПАО «МРСК Сибири», ООО «КрасКом») совершались конклюдентные действия в рамках Договора.

В силу пункта 2 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2006 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг, относящегося к публичным договорам. Аналогичное положение содержится в пункте 9 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила).

Правила определяют, что сетевой организацией признается организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых организация оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляет заключение договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

В целях обеспечения исполнения своих обязательств перед потребителями услуг (покупателями и продавцами электрической энергии) сетевая организация заключает договоры с иными сетевыми организациями, имеющими технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, с использованием которых данная сетевая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии (смежные сетевые организации), в соответствии с разделом III Правил.

По договору между смежными сетевыми организациями одна сторона договора обязуется предоставлять другой стороне услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании объектов электросетевого хозяйства, а другая сторона обязуется оплачивать эти услуги и (или) осуществлять встречное предоставление услуг по передаче электрической энергии. Согласно пункту 35 Правил при заключении договора между смежными сетевыми организациями стороны определяют принадлежащие им на праве собственности или на ином законном основании объекты электросетевого хозяйства, в отношении которых необходимо осуществить взаимную координацию изменения эксплуатационного состояния, ремонтных работ, модернизацию оборудования и иные мероприятия. Пунктом 36 Правил установлено, что сетевая организация не вправе отказать смежной сетевой организации в заключении договора. Договоры между смежными сетевыми организациями заключаются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об электроэнергетике с учетом особенностей, установленных Правилами.

Пунктом 38 Правил установлено, что договор между смежными сетевыми организациями должен содержать следующие существенные условия:

а) величина максимальной мощности, в пределах которой соответствующая сторона обязуется обеспечивать передачу электрической энергии в соответствующей точке поставки;

б) ответственность сторон договора за состояние и обслуживание объектов электросетевого хозяйства, которая фиксируется в прилагаемом к договору акте разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон;

б(1)) величина заявленной мощности, определяемая по соглашению сторон;

в) порядок осуществления расчетов за оказанные услуги с учетом положений пункта 41 Правил;

г) технические характеристики точек присоединения объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сторонам договора, включая их пропускную способность;

д) перечень объектов межсетевой координации с указанием в нем для каждого объекта стороны, выполняющей изменения (согласующей выполнение изменений) его эксплуатационного состояния, а также порядка обеспечения координации действий сторон при выполнении таких изменений и ремонтных работ с учетом Правил вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2007№ 484;

е) согласованные с субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике организационно-технические мероприятия по установке устройств компенсации и регулирования реактивной мощности в электрических сетях, являющихся объектами диспетчеризации соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, в пределах территории субъекта Российской Федерации или иных определенных указанным субъектом территорий, которые направлены на обеспечение баланса потребления активной и реактивной мощности в границах балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (при условии соблюдения производителями и потребителями электрической энергии (мощности) требований к качеству электрической энергии по реактивной мощности);

ж) обязанности сторон по соблюдению требуемых параметров надежности энергоснабжения и качества электрической энергии, режимов потребления электрической энергии, включая поддержание соотношения потребления активной и реактивной мощности на уровне, установленном законодательством Российской Федерации и требованиями субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, а также по соблюдению установленных субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике уровней компенсации и диапазонов регулирования реактивной мощности;

з) порядок взаимодействия сетевой организации, к объектам электросетевого хозяйства которой технологически присоединены энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии и (или) которая имеет техническую возможность осуществлять в соответствии с Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии действия по введению полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении такого потребителя, с сетевой организацией, имеющей договор в отношении энергопринимающих устройств этого потребителя, в процессе введения полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении такого потребителя электрической энергии, а также ответственность за нарушение указанного порядка.

Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2006 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

В соответствии с абзацем 1 части 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» в случае, если происходит смена собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, которые ранее в надлежащем порядке были технологически присоединены, а виды производственной деятельности, осуществляемой новым собственником или иным законным владельцем, не влекут за собой пересмотр величины присоединенной мощности и не требуют изменения схемы внешнего электроснабжения и категории надежности электроснабжения, повторное технологическое присоединение не требуется и ранее определенные границы балансовой принадлежности устройств или объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства не изменяются. При этом новый собственник или иной законный владелец энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики обязан уведомить сетевую организацию или владельца объектов электросетевого хозяйства о переходе права собственности или возникновении иного основания владения энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики.

 Раздел VIII Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861) (далее – Правила технологического присоединения) регламентируем вопросу восстановления и переоформления документов о технологическом присоединении. 

В соответствии с пунктом 2 Правил технологического присоединения определено, что к документам о технологическом присоединении относятся документы, составляемые в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства, в том числе технические условия, акт об осуществлении технологического присоединения, акт разграничения балансовой принадлежности электросетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон.

Согласно пункту 57 Правил технологического присоединения восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении осуществляется в случае обращения в сетевую организацию потребителей электрической энергии с заявлением на восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении. В случае когда в сетевую организацию с заявлением о переоформлении документов обращается смежная сетевая организация или собственник (иной законный владелец) объектов по производству электрической энергии, права и обязанности сторон, возникающие в связи с восстановлением (переоформлением) документов таких сетевых организаций, собственников (иных законных владельцев), а также порядок определения максимальной мощности присоединенных объектов электросетевого хозяйства или установленной генерирующей мощности объектов по производству электрической энергии устанавливаются соглашением сторон (п. 58 Правил технологического присоединения). Пунктом 59 Правил технологического присоединения определены случаи, в которых заявитель вправе обратиться в сетевую организацию, а именно:

а) восстановление утраченных документов о технологическом присоединении;

б) переоформление документов о технологическом присоединении с целью указания в них информации о максимальной мощности энергопринимающих устройств;

в) переоформление документов о технологическом присоединении в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств;

г) наступление иных обстоятельств, требующих внесения изменений в документы о технологическом присоединении, в том числе связанных с опосредованным присоединением.

Требования к содержанию заявления о переоформлении документов о технологическом присоединении, документам, прилагаемым к указанному заявлению, определены пп. 60-62 Правил технологического присоединения. В соответствии с пп. «а» п. 62 Правил технологического присоединения к заявлению о переоформлении документов прилагаются, в том числе копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства (нежилое помещение в таком объекте капитального строительства) и (или) земельный участок, на котором расположены объекты лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства (в случае если энергопринимающие устройства лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, расположены в нежилых помещениях многоквартирных домов или иных объектах капитального строительства, лицо, обратившееся с заявлением о переоформлении документов, представляет в сетевую организацию копию документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на нежилое помещение в таком многоквартирном доме или ином объекте капитального строительства).

Положения пункта 69 Правил технологического присоединения устанавливают, что при получении заявления о переоформлении документов в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств, если заявителем представлены в сетевую организацию документы, указанные в подпунктах "в"(копия технических условий, в том числе оформленных на предыдущего собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств (при наличии)) и "г" (копии акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон, акта об осуществлении технологического присоединения, в том числе оформленных на предыдущего собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств (при наличии) или "е" (копии иных документов, подтверждающих факт технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям (в том числе оформленных на предыдущего собственника энергопринимающих устройств) пункта 62 Правил технологического присоединения, или такие документы имеются в наличии у сетевой организации, сетевая организация не позднее 7 рабочих дней со дня получения заявления о переоформлении документов выдает лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, переоформленные документы о технологическом присоединении. Срок восстановления документов о технологическом присоединении (за исключением технических условий) исчисляется со дня представления в сетевую организацию заявления о переоформлении документов и не может превышать 15 дней (в случае если технические условия подлежат согласованию с субъектом оперативно-диспетчерского управления, указанный срок не может превышать 30 дней) (пункт 70 Правил технологического присоединения).

В соответствии с нормами Гражданского Кодекса Российской Федерации общепринятое в соответствующей сфере отношений значение сроков составляет тридцать дней с момента со дня наступления соответствующего события.

Таким образом, в соответствии с норами действующего законодательства необходимым условием заключения договора об оказании услуг по передаче электрической энергии, заключаемого между смежными сетевыми организациями является оформление документов, определяющих  ответственность сторон договора за состояние и обслуживание объектов электросетевого хозяйства, которая фиксируется в АРЭ, АРБП. При этом лицом, обязанным обратиться в сетевую организацию с заявлением о переоформлении документов о технологическом присоединении (к числу которых относятся АРЭО, АРБП), является сетевая организация, к которой перешли права собственности или возникли иные основания владения энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики (объектами электросетевого хозяйства).

Соглашения по урегулированию вопросов о переоформлении документов о технологическом присоединении объектов, порядка определения максимальной мощности присоединенных объектов электросетевого хозяйства между смежными сетевыми организациями (ПАО «МРСК Сибири», ООО «КрасКом») не заключалось.

В связи с приведенными обстоятельствами, Красноярским УФАС России установлено, что на правоотношения сторон по рассмотрению заявлений о переоформлении документов о технологическом присоединении распространяют действие общие положения, установленные Правилами технологического присоединения, в том числе в части сроков о переоформлении документов о технологическом присоединении, установленных пунктами 67, 69 Правил. 

Довод ООО «КрасКом» о том, что у общества не возникла обязанность по переоформлению документов о технологическом присоединении при обращении ПАО «МРСК Сибири», ввиду того обстоятельства, что между смежными сетевыми организациями – ООО «КрасКом», ПАО «МРСК Сибири» отсутствует заключенное соглашение, регулирующее правоотношения сторон по переоформлению документов о технологическом присоединении, не основан на нормах действующего законодательства.

При условии, что стороны (ПАО «МРСК Сибири» и ООО «КрасКом») при оказании услуг по передаче электрической энергии действую на основании Договора, заключенного 11.01.2010 (исходя из согласованных сторонами переченя точек поставки (приема) и средств измерения электроэнергии в сеть Заказчика (Приложение № 1), Актов разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон (Приложение № 7), согласованных сторонами на соответствующую дату), ООО «КрасКом» в период действия Договора приобретались права владения и (или) пользования в отношении дополнительных объектов электросетевого хозяйства, в том числе имеющих технологическую связанность  с объектами электросетевого хозяйства ПАО «МРСК Сибири» (в частности бесхозяйных объектов, полученных ООО «КрасКом» на обслуживание по договору № 918 от 01.01.2013). При этом ООО «КрасКом» в соответствии с требованиями части 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и в порядке, установленном Правилами технологического присоединения, не обращалось в адрес ПАО «МРСК Сибири» по вопросу переоформления документов о технологическом присоединении.

В отсутствие урегулированных договорных отношений по оказанию услуг по передаче электрической энергии между ПАО «МРСК Сибири» и ООО «КрасКом» по ряду точек поставки (объектам электросетевого хозяйства) ООО «КрасКом» получались денежные средства за услуги по передаче электрической энергии до конечных потребителей, оплачиваемые гарантирующим поставщиком – ПАО «Красноярскэнергосбыт» (мотивировочная часть решения Арбитражного суда Красноярского края по делу № А33-23468/2015 от 27.02.2017).

В целях урегулирования договорных отношений по оказанию услуг по передаче электрической энергии, основываясь на положениях пункта 57 Правил технологического присоединения, ПАО «МРСК Сибири» направило в адрес ООО «КрасКом» для подписания акты разграничения эксплуатационной ответственности сторон (далее – АРЭО), акты разграничения балансовой принадлежности сторон (далее – АРБП):

  • АРЭО направлены письмами от 05.04.2016 № 644-КЭС (вх. ООО «КрасКом» от 06.04.2016 № 4391), от 20.04.2016 № 689-КЭС (вх. ООО «КрасКом» от 21.04.2016 № 5408), от 17.02.2016 № 441-КЭС (вх. ООО «КрасКом» от 18.02.2016 № 1956), от 13.04.2016 № 680-КЭС (вх. ООО «КрасКом» от 15.04.2016 № 5021), от 13.04.2016 № 679-КЭС (вх. ООО «КрасКом» от 15.04.2016 № 5020), от 16.02.2016 № 437-КЭС (вх. ООО «КрасКом» от 18.02.2016 № 1958), от 14.03.2016 № 603-КЭС (вх. ООО «КрасКом» от 15.03.2016 № 3158);
  • АРБП направлены письмами от 23.05.2016 № 754-КЭС (вх. ООО «КрасКом» от 24.05.2016 № 7354), от 02.06.2016 № 779-КЭС.

            В ходе рассмотрения дела № 94-10-16 стороны представили в адрес Красноярского УФАС России следующую информацию:

  • на обращение ПАО «МРСК Сибири» № 644-КЭС (приложение 51 АРБП) обществом направлен ответ от 11.08.2016 № 5793 (срок рассмотрения обращения составил 125 дней);
  • на обращение ПАО «МРСК Сибири» № 689-КЭС (приложение 46 АРБП) обществом направлен ответ от 09.08.2016 № 5731 (срок рассмотрения обращения составил 120 дней);
  • на обращение ПАО «МРСК Сибири» № 680-КЭС (приложение 36 АРБП) обществом направлен ответ от 29.09.2016 № 7192 (возвращено 36 актов для устранения замечаний) (срок рассмотрения обращения составил 125 дней);
  • на обращение ПАО «МРСК Сибири» № 679-КЭС (приложение 33) обществом направлен ответ 11.11.2016 № 8147 (акты возвращены для устранения замечаний) (срок рассмотрения обращения составил 209 дней);
  • на обращение ПАО «МРСК Сибири» № 437-КЭС (приложение 85 АРБП) обществом направлен ответ от 29.09.2016 № 7192 (возвращено 85 акта для устранения замечаний) (срок рассмотрения обращения составил 223 дня);
  • на обращение ПАО «МРСК Сибири» № 603-КЭС (приложение 7 АРБП) обществом направлен ответ от 07.09.2016 № 6517 (возвращено 7 актов для устранения замечаний) (срок рассмотрения обращения составил 178 дней).

            Таким образом, при рассмотрении ООО «КрасКом» АРЭО, АРБП, направленных в адрес общества ПАО «МРСК Сибири» письмами от 05.04.2016 № 644-КЭС, от 20.04.2016 № 689-КЭС, от 13.04.2016 № 680-КЭС, от 13.04.2016 № 679-КЭС, от 16.02.2016 № 437-КЭС, от 14.03.2016 № 603-КЭС, от 24.05.2016 № 7354, не был соблюден как специальный срок переоформления документов о технологическом присоединении, установленный Правилами технологического присоединения, так и общепринятый срок, установленный нормами гражданского законодательства.

На дату рассмотрения дела № 94-10-16 ответы по результатам писем ПАО «МРСК Сибири» №№ 441-КЭС от 17.02.20162016 (за исключением АРЭО №№ 46-16-129/1.16, 46-16-2029.16), 754-КЭС от 23.05.2016, 779-КЭС 20.06.2016 ООО «КрасКом» в адрес заявителя направлены не были. ООО «КрасКом» проинформировало управление о том, что указанные акты рассматриваются специалистами ООО «КрасКом».

            Довод ООО «КрасКом» о том, что к письмам ПАО «МРСК Сибири» от 17.02.2016 № 441-КЭС, от 02.06.2016 № 779-КЭС, от 23.05.2016 № 754-КЭС не были приложены копии документов, подтверждающих право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства и (или) земельный участок, на котором расположены объекты, поименованные в направленных АРЭО, АРБП, подтверждается материалами дела № 94-10-16.

По общему правилу при поступлении в адрес сетевой организации заявления, не содержащего сведений и документов, предусмотренных Правилами технологического присоединения, организация уведомляет о приведенных обстоятельствах заявителя. При этом ООО «КрасКом» ответы  на указанные обращения ПАО «МРСК Сибири» на дату рассмотрения дела не были направлены. Срок рассмотрения ООО «КрасКом» АРЭО, АРБП, направленных письмом на дату вынесения решения по делу составил: по письму № 441-КЭС от 17.02.2016 452 дня; по письму от 754-КЭС от 23.05.2016 356 дней.

            Довод ООО «КрасКом» о том, что рассматриваемые правоотношения носят гражданско-правовой характер и подлежат разрешению исключительно в судебном порядке не основаны на нормах действующего законодательства. Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановлением от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» разъяснил, что требования антимонопольного законодательства применяются к гражданско-правовым отношениям. При этом, оценивая действия (бездействие) как злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, следует определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав. Заявитель свободен в выборе способа защиты нарушенных гражданских прав в судебном порядке либо в административном порядке, в том числе в порядке и случаях, установленных Законом «О Защите конкуренции».

По мнению заявителя, бездействие ООО «КрасКом» по непереоформлению документов о технологическом присоединении – АРБП, АРЭО ущемляют интересы ПАО «МРСК Сибири» в связи с невозможностью организации расчетов за фактически оказанные услуги по передаче электрической энергии, ввиду невозможности согласования точек поставки, перечня межсетевой координации  и заключения договора об оказании услуг по передаче электрической энергии.

Требования части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещают действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Бездействие ООО «КрасКом» по ненаправлению ответов по результатам рассмотрения  обращений ПАО «МРСК Сибири», направленных письмами от 17.02.2016 № 441-КЭС, от 02.06.2016 № 779-КЭС, от 23.05.2016 № 754-КЭС, а также рассмотрение и направление ответов по результатам рассмотрения АРЭО, АРБП, направленных ПАО «МРСК Сибири» письмами от 05.04.2016 № 644-КЭС, от 20.04.2016 № 689-КЭС, от 13.04.2016 № 680-КЭС, от 13.04.2016 № 679-КЭС, от 16.02.2016 № 437-КЭС, от 14.03.2016 № 603-КЭС, с нарушением нормативно установленных сроков, образуют состав нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Принимая во внимание приведенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства решила:

  1. Признать ООО «КрасКом» нарушившим требования части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по ненаправлению ответов по результатам рассмотрения  обращений ПАО «МРСК Сибири», направленных письмами от 17.02.2016 № 441-КЭС, от 02.06.2016 № 779-КЭС, от 23.05.2016 № 754-КЭС, а также рассмотрению и направлению ответов по результатам рассмотрения АРЭО, АРБП, направленных ПАО «МРСК Сибири» письмами от 05.04.2016 № 644-КЭС, от 20.04.2016 № 689-КЭС, от 13.04.2016 № 680-КЭС, от 13.04.2016 № 679-КЭС, от 16.02.2016 № 437-КЭС, от 14.03.2016 № 603-КЭС, с нарушением нормативно установленных сроков.
  2. Принимая во внимание обстоятельства, установленные при рассмотрении дела предписание по результатам рассмотрения дела не выдавать.

 

 

Председатель Комиссии

 

О.П.Харченко

 

 

 

 

Члены Комиссии

 

 

Я.Ю.Бычкова

 

 

 

 

 

Т.Н.Мосина

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны