Постановление б/н Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда по д... от 18 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

1156/2017-70493(2)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
31 марта 2017 года Дело № А33-1317/2017
г. Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена 28 марта 2017 года.
В полном объеме решение изготовлено 31 марта 2017 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Болуж Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению публичного акционерного общества
«Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (ИНН 2460069527, ОГРН
1052460054327)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (ИНН
2466009115, ОГРН 1022402675965)
о признании недействительными решения и предписания от 26.10.2016 по делу № 103-10-
16,
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего
самостоятельных требований относительно предмета спора: ОАО «РЖД»,
при участии:
от заявителя: Ельпина С.В. на основании доверенности от 22.12.2015 № 00/442,
от ответчика: Пикулевой И.В. на основании доверенности от 09.01.2017 № 4,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи
секретарем судебного заседания Чурсиной А.А.,
установил:
публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая
компания Сибири» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к
Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю о признании
недействительными решения и предписания от 26.10.2016 по делу № 103-10-16.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, сослался на
доводы, изложенные в заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал,
сослался на доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований
относительно предмета спора, надлежащим образом извещенный о времени и месте
судебного разбирательства, в заседание не явился. В соответствии со статьей 156
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в
отсутствие указанного лица по представленным в материалы дела доказательствам.
Заявление рассмотрено в порядке, установленном главой 24 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение
для рассмотрения спора.
В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление ОАО «РЖД» (вх.№9027 от
31.05.2016) на бездействие ПАО «МРСК Сибири», выразившееся в неосуществлении
А33-1317/2017
2
мероприятий по технологическому присоединению, установленных действующим
законодательством и договором №20.24.11787.12/УЦПК-125121 об осуществлении
технологического присоединения к электрическим сетям от 14.12.2012 объекта ОАО «РЖД»
(общежитие учебного центра).
По данному факту приказом Красноярского УФАС России от 30.08.2016 № 234 в
отношении ПАО «МРСК Сибири» возбуждено дело № 103-10-16 по признакам нарушения
части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено следующее.
09.04.2013 между ОАО «РЖД» и ПАО «МРСК Сибири» заключен договор №
20.24.11787.12 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям
объекта, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Толстого, 36 (далее - Договор).
В соответствии с пунктом 1.5 договора срок выполнения мероприятий по
технологическому присоединению составляет 1 год.
Согласно техническим условиям к договору об осуществлении технологического
присоединения №20.2400.9416.14 от 13.11.2014 точкой присоединения объекта заявителя
является РУ-0,4 кВ новой КТП 10/0,4 кВ, расположенная менее 25 м от границ участка
заявителя.
Согласно пункту 10 технических условий договора, к мероприятиям, исполнение
которых возложено на ПАО «МРСК Сибири», относятся, в том числе, следующие:
- подготовка и выдача технических условий;
- проверка выполнений технических условий заявителя;
- фактические действия по присоединению и обеспечению работы энергопринимающих
устройств Заявителя;
- строительство ТП-10/0,4 кВ с силовыми трансформаторами необходимой мощности;
- строительство КЛ-10 кВ от ТП№2016 до РУ-10кВ новой ТП-10/0,4 кВ;
- строительство КЛ-10 кВ от ТП№268 до РУ-10кВ новой ТП-10/0,4 кВ;
- установка дополнительной ячейки 10 кВ в РУ-10 кВ ТП№2016;
- реконструкция РУ-10 кВ ТП№268 с заменой существующих ячеек 10 кВ на ячейки
меньшего габарита с установкой дополнительной ячейки 10 кВ.
В соответствии с пунктом 11 технических условий ОАО «РЖД» необходимо осуществить
строительство КЛ -0,4 кВ от РУ - 0,4 новой ТП - 10/0,4 до ВРУ - 0,4кВ общежития учебного
центра; установить КТП-10/0,4 кВ с трансформатором мощностью 63 кВА; осуществить
строительство ЛЭП-10 кВ от вновь установленной ячейки в РУ-10 кВ ТП №2016 до РУ-10 кВ
новой КТП-10/0,4 кВ; осуществить строительство ЛЭП-0,4 кВ от РУ-0,4кВ новой КТП-10/0,4
кВ до н/в щита-0,4 кВ стройплощадки; осуществить установку н/в щита 0,4 кВ.
Заявителем оплачена стоимость услуг за технологическое присоединение
энергопринимающего устройства в размере 1 967 320,68 рублей в установленный договором
срок.
Технологическое присоединение объекта заявителя, согласно договору должно быть
осуществлено до 09.04.2014, однако в указанный срок, а так же на момент рассмотрения
настоящего дела технологическое присоединение объекта заявителя не осуществлено.
26 января 2016 года ОАО «РЖД» и ПАО «МРСК Сибири» заключено дополнительное
соглашение №1 к договору, согласно которому, срок действия технических условий к
Договору составляет 5 лет со дня заключения Договора.
Согласно письменным пояснениям ОАО «РЖД» (вх.№11175 от 29.06.2016) и устным
пояснениям представителя общества, исполнить мероприятия по строительству КЛ - 0,4 кВ
от РУ-0,4 новой ТП - 10/0,4 до ВРУ - 0,4кВ общежития учебного центра, возложенные на
общество техническими условиями, не представляется возможным по причине
неосуществления ПАО «МРСК Сибири» строительства ТП - 10/0,4, а следовательно
невозможность определения места ее расположения.
18 апреля 2016 года ОАО «РЖД» в адрес ПАО «МРСК Сибири» направлено письмо
(исх.№198/КрасДКС от 18.04.2016), согласно которому ОАО «РЖД» просит ПАО «МРСК
А33-1317/2017
3
Сибири» предоставить топосъемку с указанием места установки трансформаторной
подстанции и точку технологического присоединения сетей 0,4 кВ с их координатами.
Согласно информации, представленной ПАО «МРСК Сибири» (вх. №11083 от
28.06.2016) и в ходе рассмотрения дела №103-10-16, ПАО «МРСК Сибири» начало
предпринимать действия направленные на согласование земельных участков необходимых
для размещения объектов электросетевого хозяйства лишь в 2016 году, что подтверждается
письмами, направленными в адрес департамента городского хозяйства администрации
города Красноярска, ОАО «Ростелеком», ООО «КТК» и других.
Таким образом, бездействие ПАО «МРСК Сибири», выразившееся в неосуществлении
мероприятий по технологическому присоединению объекта, принадлежащего ОАО «РЖД» в
установленный действующим законодательством и Договором срок, к электрическим сетям
ПАО «МРСК Сибири» является неправомерным, нарушающим Правила технологического
присоединения и ущемляет законные интересы ОАО «РЖД», соответственно указанное лицо
не имеет возможности получать ресурс (электричество) на законных основаниях, что ведет к
невозможности осуществлять предпринимательскую деятельность с использованием
объекта.
Решением Комиссии Красноярского УФАС России от 26.10.2016 по делу № 103-10-16:
- ПАО «МРСК Сибири» признано нарушившим часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите
конкуренции» в части неосуществлении мероприятий по технологическому присоединению,
установленных действующим законодательством и договором №20.24.11787.12 об
осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 14.12.2012,
объекта расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Толстого, 36.
- ПАО «МРСК Сибири» предписано выдать предписание о прекращении нарушения
антимонопольного законодательства, в соответствии с которым ПАО «МРСК Сибири»
надлежит осуществить мероприятия по технологическому присоединению к электрическим
сетям ПАО «МРСК Сибири» объекта расположенного по адресу: г. Красноярск, ул.
Толстого, 36, возложенные на сетевую организацию действующим законодательством и
договором №20.24.11787.12 об осуществлении технологического присоединения к
электрическим сетям от 14.12.2012.
Предписанием от 26.10.2016 по делу № 103-10-16 ПАО «МРСК Сибири» предписано
прекратить нарушение антимонопольного законодательства, с этой целью обществу
надлежит в срок до 15.02.2017 осуществить мероприятия по технологическому
присоединению к электрическим сетям ПАО «МРСК Сибири» объекта расположенного по
адресу: г. Красноярск, ул. Толстого, 36, возложенные на сетевую организацию действующим
законодательством и договором №20.24.11787.12 об осуществлении технологического
присоединения к электрическим сетям от 14.12.2012.
Полагая, что решения и предписания от 26.10.2016 по делу № 103-10-16 противоречат
требованиям нормативных актов и нарушает его права, заявитель обратился в Арбитражный
суд Красноярского края с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в
деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Статья 46 Конституции Российской Федерации предоставляет гражданину и
юридическому лицу право обжаловать в суд решения и действия (или бездействия) органов
местного самоуправления.
Возможность признания незаконными решений органов местного самоуправления
предусмотрена статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и является
способом защиты гражданских прав.
Согласно статье 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства
возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические
споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами
предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, дела об
А33-1317/2017
4
оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской
Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов,
органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права
и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической
деятельности (пункт 2).
Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и
действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных
органов, должностных лиц регулируется главой 24 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации.
Из содержания статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта
недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные
полномочия, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно
двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов,
осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или
иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов,
осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные
интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта
закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого
решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица
надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение
оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для
принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия),
возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия
(бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных
статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на
заявителя.
В соответствии с пунктами 1 и 4 Положения о Федеральной антимонопольной службе,
утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331,
Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, по контролю за
соблюдением антимонопольного законодательства.
Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно
и через свои территориальные органы.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю является
территориальным органом Федеральной антимонопольной службы.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите
конкуренции» антимонопольный орган:
- обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного
законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного
самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или
организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими
субъектами, физическими лицами;
А33-1317/2017
5
- выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по
прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к
ответственности за такие нарушения.
В силу части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите
конкуренции» антимонопольный орган, в том числе:
- возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства
(пункт 1);
- устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта при рассмотрении
заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при
осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией (пункт 10).
Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите
конкуренции» антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и
рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по
результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.
На основании вышеизложенного, оспариваемые решение и предписание вынесены
уполномоченным органом.
Суд полагает, что заявитель не доказал, что оспариваемые решение и предписание от
26.10.2016 по делу № 103-10-16 противоречат требованиям нормативных актов и нарушают
его права и законные интересы в силу следующего.
В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая
организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть
энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать
предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность
эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность
используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1
статьи 539 ГК РФ).
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются
законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые
в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 ГК РФ).
К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего
параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное
(пункт 4 статьи 539 ГК РФ).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.03.2003 года №35-Ф3 «Об
электроэнергетике» (далее - ФЗ «Об электроэнергетике») настоящий закон устанавливает
основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия
органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и
обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере
электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки
электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической и тепловой энергии.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на
Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской
Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере
электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации
и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с
указанными федеральными законами (статья 2 ФЗ «Об электроэнергетике»).
Согласно части 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение
к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей
электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов
электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее
также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
А33-1317/2017
6
Во исполнение указанного Федерального закона Постановлением Правительства
Российской Федерации от 27.12.2004 года №861 утверждены Правила технологического
присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а
также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным
лицам, к электрическим сетям (далее - Правила). Указанные Правила определяют порядок
технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок
и объектов электросетевого хозяйства) юридических и физических лиц к электрическим
сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к
электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение),
определяют существенные условия договора об осуществлении технологического
присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических
условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее -
технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности
технологического присоединения и особенности технологического присоединения
энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения
присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными
предпринимателями.
В соответствии с пунктом 16 Правил технологического присоединения, срок
осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может 1 год - для
заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет
менее 670 кВт, если более короткие сроки не предусмотрены инвестиционной программой
соответствующей сетевой организации или соглашением сторон;
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О
защите конкуренции» в редакции Федерального закона от 05.10.2015 №275-ФЗ, запрещаются
действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта,
результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение
конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере
предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О
естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере
деятельности субъектов естественных монополий. Приказом Федеральной службы по
тарифам от 28.05.2008 года №179-э ОАО «МРСК Сибири», осуществляющее деятельность
по оказанию услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов
естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе под регистрационным
номером 24.1.58. Таким образом, общество занимает доминирующее положение на рынке
оказания услуг по передаче электрической энергии в Красноярском крае в границах
расположения принадлежащих ПАО «МРСК Сибири» электрических сетей.
Таким образом, бездействие ПАО «МРСК Сибири», выразившееся в неосуществлении
мероприятий по технологическому присоединению объекта, принадлежащего ОАО «РЖД» в
установленный действующим законодательством и Договором срок, к электрическим сетям
ПАО «МРСК Сибири» является неправомерным, нарушающим Правила технологического
присоединения и ущемляет законные интересы ОАО «РЖД», соответственно указанное лицо
не имеет возможности получать ресурс (электричество) на законных основаниях, что ведет к
невозможности осуществлять предпринимательскую деятельность с использованием
указанного объекта.
Таким образом, данные действия ПАО «МРСК Сибири» правомерно признаны
антимонопольным органом нарушающими статью 10 Федерального закона «О защите
конкуренции».
Судом установлено, что в резолютивной части решения от 26.10.2016 по делу № 103-10-
16 и в оспариваемом предписании антимонопольным органом допущена опечатка в части
неверного указания даты заключенного договора №20.24.11787.12: вместо 09.04.2013
указано 14.12.2012. Представитель заявителя в судебном заседании подтвердил, что иного
А33-1317/2017
7
договора №20.24.11787.12 о технологическом присоединении объекта, расположенного по
адресу: г. Красноярск, ул. Толстого, 36, у них не имеется.
Таким образом, указанная опечатка не является существенной, не свидетельствует о
незаконности решения и неисполнимости предписания.
Довод заявителя о том, что антимонопольный орган неправомерно возбудил дело о
нарушении антимонопольного законодательства, поскольку ответственность за нарушение
условий технологического присоединения предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ, а не
статьей 14.31 КоАП РФ, судом не принят во внимание, поскольку для решения вопроса о
наличии либо отсутствии состава нарушения антимонопольного законодательства не имеет
значение надлежащая квалификация деяния применительно к Кодексу Российской
Федерации об административных правонарушениях. В рассматриваемом случае допущенное
обществом деяние образует нарушение статьи 10 Федерального закона «О защите
конкуренции», поскольку ограничивает конкуренцию и ущемляет интересы хозяйствующего
субъекта ОАО «РЖД» в сфере предпринимательской деятельности.
Таким образом, решение антимонопольного органа от 26.10.2016 по делу № 103-10-16 и
выданное в соответствии с ним предписание соответствуют закону.
С учетом установленных обстоятельств по делу, суд полагает заявление ПАО «МРСК
Сибири» о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной
антимонопольной службы по Красноярскому краю от 26.10.2016 по делу № 103-10-16 не
подлежащим удовлетворению.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный
правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные
полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому
акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе
в удовлетворении заявленного требования.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
судебные расходы, в том числе связанные с уплатой государственной пошлины по делу,
относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных
требований.
При подаче настоящего заявления в арбитражный суд заявитель уплатил
государственную пошлину в размере 3 000 рублей, которая с учетом рассмотрения дела
подлежит отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных публичным акционерным обществом «Межрегиональная
распределительная сетевая компания Сибири» требований отказать.
Проверено на соответствие положениям Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О
защите конкуренции».
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем
подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через
Арбитражный суд Красноярского края.
Судья Е.В. Болуж

Связанные организации

Связанные организации не указаны