Предупреждение Администрации Казачинского района Красноярского края

Тип документа:
Предупреждения и предостережения
Дата публикации:
16.04.2018
Управление:
Красноярское УФАС России
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулирование

 

 

Главе Казачинского района

Красноярского края

Ю.Е. Озерских

 

ул. Советская, 144, с. Казачинское, Красноярский край, 663100
 

 

 

 

 

 От 15.03.2018 № 3960

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

      О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ),

КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ

                НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение  ИП Хализева О.Ф. (вх. № 1259 от 26.01.2018) с просьбой провести проверку на предмет соответствия антимонопольному законодательству действий (бездействия)   Администрации Казачинского района, связанных  с отказом в предоставлении муниципального имущества  и земельных участков в аренду.

Нарушение законодательства, по мнению заявителя, выразилось в необоснованных отказах в предоставлении в аренду  имущества (производственных помещений), земельного участка, необходимого  для организации предприятия по переработке древесины.

В рамках рассмотрения обращения установлено следующее.

Постановлением Администрации Казачинского района  № 338-п от 06.08.2009 на территории Казачинского района создано муниципальное унитарное предприятие  «Дом Быта» (далее по тексту МУП «Дом Быта»).

Согласно преамбуле постановления предприятие создано в целях  совершенствования структуры по обеспечению населения услугами бытового обслуживания.

В соответствии с пунктом 4.1. Устава МУП «Дом Быта»  предприятие создано в целях выполнения работ, производства продукции, оказания услуг, удовлетворения общественных потребностей населения и получения прибыли.

В соответствии с пунктом 3.1. Устава  предприятие является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.

Пунктом 3.3. Устава  предприятие самостоятельно осуществляет хозяйственную деятельность на основе переданного ему на праве хозяйственного ведения, оперативного управления и безвозмездного пользования  муниципальным имуществом.

Согласно информации, представленной МУП «Дом Быта» предприятие фактически осуществляет следующие виды деятельности: пошив и ремонт одежды и прочих аксессуаров; вывоз мусора,  пахота огородов населению,  сдача в аренду помещений в административном здании по адресу: ул. Советская, 97, столярного цеха по адресу: ул. Юбилейная, 1г, услуги по теплоснабжению административного здания по адресу: ул. Советская, 97.

Распоряжением Администрации Казачинского района № 95-р от 25.05.2010  за МУП «Дом Быта» на праве безвозмездного пользования закреплено муниципальное имущество, в том числе здание столярного цеха с оборудованием, расположенного по адресу: с. Казачинское, ул. Юбилейная, 1г.

25.05.2010 между Администрацией Казачинского района и МУП  «Дом Быта» заключен договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом № 14.

Пунктом 2.5. вышеуказанного договора предусмотрены обязательства ссудополучателя по использованию полученного в пользование имущества в соответствии с условиями  договора и исключительно  по прямому производственному и потребительскому назначению.

31 марта 2016 года  в отношении имущества, расположенного по адресу: с Казачинское, ул. Юбилейная, 1г, между  МУП «Дом Быта» и Семеновым Иваном Васильевичем заключен договор аренды нежилого помещения № 006, сроком действия   до 28.02.2017. Договор заключен с согласия собственника имущества – Администрации Казачинского района  и без соблюдения публичных процедур.

Действия Администрации Казачинского района по предоставлению  муниципального имущества  МУП «Дом Быта» в безвозмездное  пользование не соответствуют требованиям действующего законодательства ввиду следующего.

Конституцией Российской Федерации (статья 8) гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Согласно статье 34 Конституции каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 06.10.2003  № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 131-ФЗ вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Согласно пункту 2 статьи 51 Федерального закона  № 131-ФЗ органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное владение или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

 

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

Полномочия органов местного самоуправления на создание муниципальных предприятий и учреждений в целях решения вопросов местного значения предусмотрены пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона  № 131-ФЗ.

В соответствии с положениями ст. 31 Федерального закона  № 131-ФЗ  цели, условия и порядок деятельности предприятий, находящихся в муниципальной собственности, определяются органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 50 ГК РФ муниципальные унитарные предприятия относятся к коммерческим организациям, преследующим извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

 

По пункту 1 и 2 статьи 113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым.

 

Имущество муниципального унитарного предприятия находится в муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

 

Пунктом 3 статьи 215 ГК РФ определено, что имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

 

Статья 294 ГК РФ устанавливает, что муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.

 

Согласно пункту 2 статьи 295 ГК РФ предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

 

  В соответствии с действующим законодательством унитарные предприятия обладают специальной правоспособностью. Согласно пункту 1 статьи 49  ГК РФ и пункту 1 статьи 3, статьям 8, 9 Закона о государственных и муниципальных предприятиях  унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

В соответствии со статьей 49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Перечень целей создания унитарного предприятия является исчерпывающим и определен пунктом 4 статьи 8 Федерального закона N 161-ФЗ, а именно унитарное предприятие может быть создано в целях: 

необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;

необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;

необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;

необходимости осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации;

необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность Российской Федерации;

необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.

 Данный перечень носит исчерпывающий характер и расширительному толкованию не подлежит.

Муниципальное предприятие вправе осуществлять те виды деятельности с использованием закрепленного муниципального имущества, которые служат достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие ее целям.

Имущество закрепляется в хозяйственное ведение за муниципальным предприятием для производства товаров, работ, услуг, то есть закрепленное имущество служит в качестве основных производственных средств.

Таким образом, в соответствии с требованиями действующего законодательства  муниципальному предприятию имущество может быть передано только на праве хозяйственного ведения.

Использование имущества представляет собой извлечение полезных  свойств из вещи. То сеть нежилой фонд  может быть закреплен за предприятием только на праве хозяйственного ведения  и должен   непосредственно использоваться предприятием в производственных целях.

Однако МУП «Дом Быта»  не  использует в своей предпринимательской деятельности предоставленное на праве безвозмездного пользования имущество, поскольку осуществляло сдачу данного имущества в аренду, что  фактически является   передачей МУП «Дом Быта»     прав собственника по распоряжению муниципальным имуществом.

Таким образом, предприятие осуществляет сдачу муниципального имущества в аренду, что не соответствует целям создания унитарных предприятий, предусмотренных  Законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, свидетельствует о неэффективном контроле за рациональным и эффективным использованием по назначению и сохранностью муниципального имущества, а также о создании  органом местного самоуправления преимущественных условий деятельности МУП «Дом Быта», что влечет нарушение частей 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее- ФЗ «О защите конкуренции»). 

В соответствии со статьей 209 ГК РФ собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению  совершать  в отношении принадлежащего ему  имущества  любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц,  в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Следовательно, собственник может осуществлять в отношении своего имущества действия, не противоречащие закону.

Законом, ограничивающим полномочия собственника по распоряжению  муниципальным имуществом, является ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно статье 3 Федерального закона «О защите конкуренции» последний распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Под конкуренцией в силу пункта 7 статьи 4 названного Закона понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В силу п. 1 ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (п. 1 ст. 422 ГК РФ).

Согласно части 1 статьи 17.1 ФЗ «О защите конкуренции»  заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, кроме случаев, указанных в данной статье.

Порядок проведения конкурсов на право владения и пользования публичным имуществом, установлен Приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. N 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» (далее - Приказ ФАС России № 67). Применение указанного порядка является обязательным, и с момента вступления в силу Приказа ФАС России  N 67 органы власти, государственные и муниципальные предприятия и учреждения и иные лица, осуществляющие функции по организации и проведению торгов на право заключения договоров, должны руководствоваться Правилами, утвержденными Приказом  ФАС России  N 67,  вступил в действие 7 марта 2010 года.  

Таким образом,  муниципальное имущество  могло быть передано МУП «Дом Быта» в соответствии с требованиями ФЗ «О защите конкуренции»,  а именно – по результатам проведения торгов.

Учитывая, что  МУП «Дом Быта» является  коммерческой организацией - юридическим лицом, преследующим извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, закрепление муниципального имущества за данным предприятием, повлекшие  возможность реализовывать данное имущество (а именно выполнять функции органа власти по распоряжению муниципальным имуществом),  и получать  прибыль непосредственно от сдачи имущества в аренду, является преимущественным условием осуществления предпринимательской деятельности МУП «Дом Быта» перед иными хозяйствующими субъектами. 

Кроме того, функции и полномочия по распоряжению содержанию муниципальной собственностью в соответствии с действующим законодательством являются функциями и полномочиями органа местного самоуправления, и право на их осуществление предоставлено хозяйствующему субъекту – МУП «Дом Быта» непосредственно для получения прибыли  - в нарушение закона.

Следовательно, соответствующими действиями по наделению МУП «Дом Быта»  функциями органа местного самоуправления нарушен публичный порядок,  обеспечивающий конкуренцию, а также ущемлены интересы  других хозяйствующих субъектов (осуществляющих аналогичные виды деятельности). 

Передача государственного или муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов (конкурса, аукциона) создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к государственному или муниципальному ресурсу неопределенному кругу лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеозначенные права в отношении государственного или муниципального имущества. Передача прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества государственными или муниципальными предприятиями или учреждениями на конкурсной основе, то есть путем проведения конкурса или аукциона, позволяет обеспечить равный доступ к государственному или муниципальному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

Передача Администрацией  Казачинского района  МУП «Дом Быта» муниципального имущества, не используемого по назначению в целях создания,   без проведения публичных процедур противоречит положениям статьи 15 и 17.1 ФЗ «О защите конкуренции», свидетельствуют  об ограничении конкуренции путем создания преимущественных условий  деятельности МУП «Дом Быта»   при получении муниципального имущества и устранению иных хозяйствующих субъектов  от возможности получения в аренду муниципального имущества.

С момента заключения договора безвозмездного пользования прошло уже более семи лет, вместе с тем,  заключенный с нарушением договор продолжает действовать в настоящий период времени и мер по приведению договорных отношений по передаче муниципального имущества в соответствие действующему законодательству Администрацией не принимается, нарушение является длящимся.

Учитывая изложенное, бездействие Администрации, выразившееся в неприведении в соответствие действующему законодательству отношений с МУП «Дом Быта» по предоставлению в пользование последнему муниципального имущества в соответствие с действующим законодательством, свидетельствует о нарушении Администрацией  требований действующего законодательства, а именно частей  1 и 3  статьи 15  ФЗ «О защите конкуренции».

На основании вышеизложенного Красноярское УФАС России,  руководствуясь статьей  39.1 ФЗ «О защите конкуренции»,  предупреждает  о необходимости прекращения указанного нарушения, с этой целью Администрации Казачинского района  срок до 15 мая  2018 надлежит:

- принять меры, направленные на приведения в соответствие требованиям действующего законодательства Устава МУП «Дом Быта» путем исключения из текста Устава словосочетаний «на праве оперативного управления, безвозмездного пользования»;

-  отменить Распоряжение Администрации Казачинского района № 95-р от 25.05.2010 «О закреплении  за МУП «Дом Быта» на праве безвозмездного пользования муниципального имущества»;

- принять меры, направленные на расторжение договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом № 14 от 25.05.2010;

- принять меры по возврату имущества, переданного по договору № 14 от 25.05.2010 в казну;

-  дальнейшую передачу имущества производить в соответствии с  требованиями действующего законодательства, в том числе с соблюдением публичных процедур.

О  выполнении  предупреждения  сообщить  в  Красноярское УФАС России  в   течение  трех  дней  со  дня  окончания  срока, установленного для его выполнения.

 

Примечание:

В соответствии с частью 7 статьи 39.1  Федерального закона «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

 В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в соответствии с административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации.

 

 

Руководитель   управления                                                                                      В.М. Захаров

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дударева Марина Александровна

8(391)211 33 86 

Согл. Фомушкина Капсудин