Предупреждение Администрации г. Красноярска от 07.02.2018

Тип документа:
Предупреждения и предостережения
Дата публикации:
16.04.2018
Управление:
Красноярское УФАС России
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулирование

 

 

Администрация города Красноярска

 

Карла Маркса улица, 93,

г. Красноярск, 660049

 

 

 

 

 

 От 07.02.2018 исх. № 1984

 

 

 

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

      О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ),

КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ

                НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

     

В адрес Красноярского УФАС России поступили обращения Депутата Законодательного Собрания Красноярского края Глискова А.А. (вх. № 24222 от 25.12.2017), ООО «Лето», КРООПСД «Счастливое детство» (вх. № 24395 от 27.12.2017) с просьбой провести проверку на предмет соответствия антимонопольному законодательству действий Администрации города Красноярска, связанных с  прекращением действия ранее выданных разрешений на размещение объектов (разрешение № 35 от 03.03.2017 и разрешение № 133 от 04.10.2017),  а также с предоставлением земельного участка,  на котором предполагалось размещение  временных объектов, расположенных по адресу: г. Красноярск, между ул. Терешковой – ул. Николаева  (сквер «Космонавтов»),  на праве постоянного (бессрочного) пользования МКУ города Красноярска «УДИБ».

Приложенная к обращению информация свидетельствует о следующем.

В собственности муниципального образования город Красноярск находится  земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400186:5289,  расположенный по адресу: г. Красноярск, между ул. Терешковой - ул. Николаева (сквер «Космонавтов»).

В отношении вышеуказанного земельного участка Департаментом муниципального имущества и земельных отношений (далее - Департамент) выданы следующие разрешения на использование земель или земельных участков:

- разрешение № 35 от 03.03.2017 на размещение передвижного цирка, передвижного зоопарка и передвижного луна-парка, сезонных аттракционов, спортивных и детских площадок (ООО «Лето»);

- разрешение № 133 от 04.10.2017 на размещение передвижного цирка, передвижного зоопарка и передвижного луна-парка, сезонных аттракционов, спортивных и детских площадок (КРООПСД «Счастливое детство»);

- разрешение № 74 от 03.08.2017 на размещение сезонных аттракционов (ИП Кошелева И.Ф.).

08.12.2017  Департаментом в адрес ООО «Лето» и КРООПСД «Счастливое детство» направлены уведомления  № 30726ги (КРООПСД «Счастливое детство»), № 30728ги (ООО «Лето»)  о прекращении действия разрешений на размещение объектов.

Вышеуказанные уведомления мотивированы предоставлением муниципальному казенному учреждению города Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» (далее - МКУ «УДИБ») в постоянное бессрочное пользование земельного участка на котором размещались объекты (Распоряжение администрации города Красноярска от 24.11.2017 г. № 4996-недв).

Предоставление вышеуказанного земельного участка было осуществлено на основании обращения МКУ «УДИБ», поскольку  в границах указанного земельного участка расположен объект недвижимости с кадастровым номером 24:50:0400186:5270 (городское благоустройство), ранее переданный администрацией города МКУ УДИБ в оперативное управление.

29 декабря  2017 года Администрацией  Советского района в городе Красноярске в адрес заявителей направлены уведомления о демонтаже  объектов: исх. № 7652 от 29.12.2017 – ООО «Лето»; исх. № 7651 от 29.12.2017 - КРООПСД «Счастливое детство».

Уведомления мотивированы прекращением действия ранее выданных разрешений.

 Анализ действующего законодательства,  позволили антимонопольному органу прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута.

Постановлением N 1300 определены виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, в том числе отдельные виды линейных объектов, для размещения которых не требуется разрешение на строительство.

Постановлением Правительства Красноярского края от 15.12.2015 № 677-п утверждены порядок и условия размещения объектов, виды которых утверждены Постановлением № 1300 (далее - Порядок).

Функции по выдаче разрешений на размещение объектов возложены на департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска на основании Положения о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, утвержденного распоряжением администрации города от 23.05.2013 № 110-р, а также  Административным регламентом, утвержденным Распоряжением администрации г. Красноярска от 17.10.2017 № 297-р "Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на размещение объектов, виды которых утверждены Правительством Российской Федерации, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов".

В соответствии с п. 1 ст. 268 ГК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицам, указанным в Земельном кодексе Российской Федерации.

В соответствии со статьей 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению  совершать  в отношении принадлежащего ему  имущества  любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц,  в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Статьей 264  ГК РФ предусмотрено, что земельные участки могут предоставляться их собственниками  другим лицам на условиях  и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа.

Пунктом 2 той же статьи установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно: органам государственной власти и органам местного самоуправления; государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным); казенным предприятиям.

Согласно пункту 1.2 Устава МКУ «УДИБ», утвержденного распоряжением администрации города Красноярска от 02.07.2013 № 74-гх,  учреждение является некоммерческой  организацией, созданной в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации для организации выполнения работ по капитальному ремонту, ремонту, содержанию дорог в городе Красноярске, а также искусственных сооружений, расположенных на улично-дорожной сети, объектов внешнего благоустройства, санитарной очистки города, осуществления деятельности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на улично-дорожной сети города Красноярска, благоустройства и озеленения. МКУ «УДИБ» создано в целях реализации полномочий органа местного самоуправления по организации исполнения функций по содержанию вышеуказанных объектов муниципальной собственности. Осуществляет от имени муниципального образования города Красноярска функции заказчика.

Согласно пункту 2.2.1 Устава в целях исполнения функций муниципального заказчика по направлениям деятельности, предусмотренным пунктом 1.10 Устава, Учреждение формирует муниципальный заказ; подготавливает документацию для размещения муниципального заказа; заключает муниципальные контракты (договоры) от имени муниципального образования город Красноярск; осуществляет контроль за целевым и эффективным расходованием бюджетных средств по муниципальным контрактам, по которым выступает заказчиком; осуществляет и технический надзор и контроль за ходом выполнения работ.

На основании п. 1.10 Устава учреждение выполняет функции муниципального заказчика по капитальному ремонту, ремонту, содержанию дорог, по содержанию объектов благоустройства в городе Красноярске.

Согласно пункту 3.7 Устава земельные участки, необходимые для выполнения учреждением своих уставных целей, предоставляются ему в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Таким образом, из системного толкования указанных положений Устава МКУ «УДИБ» следует, что учреждение создано для исполнения муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органа местного самоуправления – Администрации города Красноярска.

МКУ «УДИБ» является  владельцем объекта недвижимости с кадастровым номером 24:50:0400186:5270 (городское благоустройство), ранее переданного администрацией города МКУ УДИБ в оперативное управление.

Объект – городское благоустройство  - является сквером.

Сквер - компактная озелененная территория, предназначенная для повседневного кратковременного отдыха и транзитного пешеходного передвижения населения.

В соответствии с пунктом 12 статьи 1  Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

 Таким образом,  сквер, закрепленный на праве оперативного управления за учреждением,  является местом общего пользования.

На основании пункта 1 статьи 262 ГК РФ  под земельными участками общего пользования понимаются незакрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (п. 12 ст. 85 ЗК РФ).

По общему правилу территория общего пользования не может быть предоставлена в пользование конкретному лицу (статья 262 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, предоставление на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка общего пользования  противоречит правовой природе данного понятия.

Сквер, используемый по соответствующему назначению неограниченным кругом лиц на бесплатной основе, не может быть передан на праве оперативного управления учреждениям, поскольку такое имущество предназначено для общего пользования, а закрепление его за учреждениями не соотносится с предметом и целями деятельности учреждений. Таким образом, передача в постоянное бессрочное пользование земельного участка, на котором расположен вышеуказанный объект,  также не обоснована.

Учитывая, что предоставление земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования  учреждению является необоснованным, прекращение действия разрешений на размещение объектов  и, соответственно, направление уведомлений от 08.12.2017:  № 30726ги (КРООПСД «Счастливое детство»), № 30728ги (ООО «Лето») также не соответствует требованиям антимонопольного законодательства.

С учетом изложенного, действия Администрации города Красноярска, выразившиеся в издании акта - Распоряжения № 4996-недв от 24.11.2017 «О предоставлении МКУ «УДИБ» земельного участка»,   в направлении уведомлений (от имени Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска)  от 08.12.2017:  № 30726ги (КРООПСД «Счастливое детство»), № 30728ги (ООО «Лето») о прекращении ранее выданных разрешений,  в направлении уведомлений (от имени Администрации Советского района в г. Красноярске)   о демонтаже  объектов: исх. № 7652 от 29.12.2017 – ООО «Лето»; исх. № 7651 от 29.12.2017 - КРООПСД «Счастливое детство»,  не соответствуют требованиям действующего законодательства, нарушают права и законные интересы заявителей  в сфере предпринимательской деятельности, влияют на конкурентноспособность хозяйствующих субъектов,  что указывает на признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального  закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Учитывая вышеизложенное Красноярское УФАС России  на основании статьи  39.1 ФЗ «О защите конкуренции»  предупреждает  о необходимости прекращения указанного нарушения путем принятия мер, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства,  с этой целью Администрации города Красноярска в срок до 15 марта  2018 года надлежит:

- отменить Распоряжения № 4996-недв от 24.11.2017 «О предоставлении МКУ «УДИБ» земельного участка»:

-отозвать уведомления (направленные от имени Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска)  от 08.12.2017:  № 30726ги (КРООПСД «Счастливое детство»), № 30728ги (ООО «Лето») о прекращении ранее выданных разрешений на размещение объектов;

- отозвать уведомления (направленные от имени Администрации Советского района в г. Красноярске)   о демонтаже  объектов: исх. № 7652 от 29.12.2017 – ООО «Лето»; исх. № 7651 от 29.12.2017 - КРООПСД «Счастливое детство».

        О  выполнении  предупреждения  сообщить  в  Красноярское УФАС России  в   течение  трех  дней  со  дня  окончания  срока, установленного для его выполнения.

Примечание:

В соответствии с частью 7 статьи 39.1  Федерального закона «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

 В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в соответствии с административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации.

 

 

Руководитель  управления                                                                                          В.М. Захаров

 

 

Дударева Марина Александровна

(391)2113386

Согл. Фомушкина