Решение №06/6061 Решение о нарушении законодательства Российской Федерации о ... от 17 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение
по делу №06/1876-17
о нарушении законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок

13.06.2017                                                                                     г. Симферополь

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

<...>

при участии представителей интересов:

Заказчика Д. В. Громыковского (по доверенности),

Заявителя Д. Ю. Малодыренко (директор), –

рассмотрев жалобу Заявителя от 02.06.2017 № 03/02-06 (вх. №1944/09 от 06.06.2017) на действия Заказчика при проведении открытого конкурса «Проектно-изыскательские работы по объекту: «Строительство зала спортивного крытого универсального с покрытием из древесины по ул. 60 лет ВЛКСМ, б/н в
г. Евпатории» (номер извещения 0375300008617000016) (далее – Конкурс), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 №727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за №36262 (далее – Административный регламент от 19.11.2014 №727/14),

УСТАНОВИЛА:

В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

1. Заказчиком необоснованно установлено требование к предоставлению положительного заключения экспертизы по контрактам (договорам) в части подтверждения опыта участника закупки по выполнению работ сопоставимого характера, что нарушает принцип обеспечения конкуренции.

2. В Конкурсной документации по объекту закупки Заказчиком не предоставлена информация и не упоминается о наличии «Градостроительного плана земельного участника (ГПЗУ)» касаемо объекта закупки, что нарушает требования статьи 759 Гражданского кодекса РФ и пункта 6 статьи 48 Градостроительного кодекса в части предоставления исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ.

Крымским УФАС России принято уведомление о поступлении жалобы и приостановлении торгов от 07.06.2017 №06/5680, направленное Заявителю, Заказчику и размещенное на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее – официальный сайт, единая информационная система, ЕИС).

В ходе заседания Комиссии Заявитель поддержал доводы жалобы в полном объеме.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик руководствовался требованиями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

- извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте – 19.05.2017, изменения – 06.06.2017;

- способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – открытый конкурс;

- начальная (максимальная) цена контракта – 3 100 000,00 рублей;

- дата и время окончания подачи заявок: 23.06.2017 15:00, дата и время вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам: 23.06.2017 15:00;

- извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) размещено на официальном сайте – 07.06.2017.

1. В качестве довода жалобы Заявитель указывает на то, что в Конкурсной документации необоснованно установлено требование к предоставлению положительного заключения экспертизы по контрактам (договорам) в части подтверждения опыта участника закупки по выполнению работ сопоставимого характера, что нарушает принцип обеспечения конкуренции и требования Закона о контрактной системе.

В силу пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 №1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также — Правила оценки заявок от 28.11.2013 №1085).

Пунктом 10 Правил оценки заявок от 28.11.2013 №1085 установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки. Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок от 28.11.2013 №1085 установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил оценки заявок от 28.11.2013 №1085 в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

В силу подпункта «б» пункта 27 Правил оценки заявок от 28.11.2013 №1085 показателями нестоимостного критерия оценки Квалификации может быть опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работы, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.

Согласно пункту 3 Правил оценки заявок от 28.11.2013 №1085 «оценка» - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

В соответствии с Конкурсной документацией по критерию «Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема» установлен следующий порядок оценки:

44.

Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе

Заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Федерального закона №44-ФЗ, извещению об осуществлении закупки и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации. Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник закупки, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику закупки, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.

 

Комиссия по осуществлению закупок осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса в соответствии требованиями Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 №1085.

Победителем признается участник закупки, заявке которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Рейтинг представляет собой оценку в баллах, получаемую по результатам оценки по критериям. Итоговый рейтинг заявки вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки. Дробное значение рейтинга округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления. В случае если две и более заявок на участие в конкурсе получили одинаковый итоговый рейтинг, меньший порядковый номер присваивается заявке, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе.

Для расчетов рейтингов применяется коэффициент значимости, равный значимости соответствующего критерия в процентах, деленному на 100.

Любой участник закупки, в том числе подавший единственную заявку на участие в конкурсе, после размещения протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе вправе направить в письменной форме или в форме электронного документа заказчику запрос о даче разъяснений результатов конкурса. В течение двух рабочих дней с даты поступления этого запроса заказчик представляет в письменной форме или в форме электронного документа участнику закупки соответствующие разъяснения.

 

  1. Оценка заявок по критерию «Цена контракта»

 

Количество баллов, присуждаемых заявке по критерию «Цена контракта», определяется по формуле:

а) в случае если Цmin> 0,

 

ЦБi = Цmin / Цi * 100

б) в случае если Цmin< 0,

 

ЦБi = (Цmax - Цi) / Цmax * 100

где:

Цmin – минимальное предложение из предложений по критерию, сделанных участниками закупки;

Цmax – максимальное предложение из предложений по критерию, сделанных участниками закупки;

Цi– предложение i-го участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается.

 

Для расчета рейтинга, присуждаемого предложению участника закупки, заявка которого оценивается, по критерию «Цена контракта», количество баллов, присуждаемых предложению участника закупки, заявка которого оценивается, умножается на соответствующий указанному критерию коэффициент значимости:

 

Rai = ЦБi * 0,6

 

  1. Оценка заявок по критерию «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации»

 

В целях оценки и сопоставления предложений участников закупки, по данному критерию следующие показатели:

 

№ п/п

Наименование

критерия оценки

Значимость показателя оценки

Коэффициент значимости показателя оценки

1

Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема

80%

0,8

2

Деловая репутация участника закупки

20%

0,2

Совокупная значимость критериев

100%

1

 

  1. Показатель «Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема».

 

По данному показателю оценивается количество исполненных  участником закупки договоров (контрактов) на разработку проектной документации на строительство/реконструкцию/капитальный ремонт объектов капитального строительства, с суммой каждого договора (контракта) не менее начальной (максимальной) цены контракта по конкурсу. Договоры (контракты) должны быть заключены не ранее 2015 года. Документы, предоставляемые участником закупки в подтверждение наличия опыта по выполнению работ:

- Копии исполненных договоров (контрактов) со всеми приложениями. В случае, если в договоры (контракты) вносились изменения (дополнения), необходимо представить копии дополнительных соглашений, в которых отражены эти изменения (дополнения);

- Копии документов, подтверждающих исполнение представленных договоров (контрактов): акт (акты) о приемке выполненных работ;

- Копии положительных заключений экспертизы проектной документации;

 

 

Количество баллов, присуждаемых по показателю, определяется по формуле:

 

Ki / Kmax * 100

где:

Ki – предложение (количество контрактов) i-го участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Kmax – максимальное предложение (количество контрактов) из предложений по показателю, сделанных участниками закупки;

 

2. Показатель «Деловая репутация участника закупки».

 

2.1. Оценивается наличие у участника закупки аудиторского заключения, содержащего мнение о достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2015 г. - «достоверно». Документы, предоставляемые участником закупки в подтверждение своей деловой репутации: копии аудиторских заключений, соответствующего Федеральному закону №307-ФЗ от 30.12.2008 "Об аудиторской деятельности".

 

Присуждение баллов по показателю осуществляется следующим образом:

•     50 баллов при наличии аудиторского заключения за 2015 г.;

•     0 баллов при отсутствии аудиторского заключения за 2015 г.

 

2.2. Оценивается наличие сертификатов на систему менеджмента качества:

-      на систему менеджмента качества при осуществлении работ (соответствие ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015));

-      на систему экологического менеджмента при осуществлении работ (соответствие ГОСТ Р ИСО 14001-2007 (ISO 14001:2004));

-      на систему менеджмента безопасности труда и охраны здоровья при осуществлении работ (соответствие ГОСТ Р 54934-2012 (OHSAS 18001:2007)).

 

Присуждение баллов по показателю осуществляется следующим образом:

•     50 баллов при наличии всех сертификатов;

•     0 баллов при отсутствии хотя бы одного сертификата.

 

Для расчета рейтинга, присуждаемого предложению участника закупки, заявка которого оценивается по вышеуказанным показателям, количество баллов, присуждаемых предложению участника закупки, заявка которого оценивается, по каждому показателю умножается на соответствующий показателю коэффициент значимости.

 

Для расчета рейтинга, присуждаемого предложению участника закупки, заявка которого оценивается, по критерию «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации», количество баллов, присуждаемых предложению участника закупки, заявка которого оценивается, умножается на соответствующий указанному критерию коэффициент значимости:

 

Rbi = НЦБi * 0,4

где:

НЦБi– количество баллов, присуждаемых i-ой заявке по критерию «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

 

Итоговый рейтинг каждого участника определяется путем суммирования итоговых рейтингов участника закупки по каждому критерию:

 

Ri= Rai + Rbi

 

…» (цитата).

В ходе заседания Комиссии представитель Заказчика пояснил: «…Сведения и документы, которые участник закупки может представить для подтверждения опыта работы, положениями Закона № 44-ФЗ не регламентированы.

Таким образом, заказчик вправе указать перечень сведений и документов, которыми участник закупки может подтвердить свою квалификацию. Такими документами могут быть в том числе выполненные аналогичные работы. Участник закупки по своему усмотрению может также представить другие документы, не включенные в перечень.

Отсутствие в заявке на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) сведений, подтверждающих опыт работы по выполнению проектно – изыскательских работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства, не может являться основанием для отстранения такого участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), но может повлиять на оценку заявки такого участника в случае установления такого показателя.

Согласно пункта 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ проектная документация объектов, строительство, реконструкция которых финансируется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, автомобильных дорог общего пользования, капитальный ремонт которых финансируется или предполагается финансировать за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, объектов культурного наследия регионального и местного значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия регионального или местного значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности указанного объекта) и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, а также проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов IV классов опасности, подлежат государственной экспертизе.

Указанные в пункте 2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ объекты, не являются объектами сопоставимого характера и объема и не учитывают особенность объекта закупки.

При этом, согласно пункта 1 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу.

Также, согласно пункта 3.3 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ, застройщик или технический заказчик может направить по собственной инициативе проектную документацию объектов капитального строительства, указанных в частях 2 и 3 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу.

Таким образом, любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами и контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Дополнительно сообщаем, что на основании приказа № 48-/ОД от 07 июня 2017 г. закупка на проведение открытого конкурса проектно – изыскательских работ по объекту: «Строительство зала спортивного крытого универсального с покрытием из древесины по ул. 60 лет ВЛКСМ, б/н в г. Евпатории"» (извещение № 0375300008617000016) отменена Заказчиком в соответствии с пунктом 1 статьи 36 Закона № 44-ФЗ в связи со сменой руководителя и технической невозможностью соблюдения регламентных сроков проведения закупки…» (цитата письменных возражений).

Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Заявитель дополнительно сообщил, что данным условием, а именно наличием положительных заключений экспертиз по выполненным контрактам (договорам) в качестве подтверждения опыта работы участника закупки, не ограничивает возможности принятия участия в закупки и подать заявку на участие в Конкурсе.

Таким образом, с учетом пояснений представителей Заказчика и Заявителя, Комиссия приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в жалобе, не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.

2. По мнению Заявителя в Конкурсной документации по объекту закупки Заказчиком не предоставлена информация и не упоминается о наличии «Градостроительного плана земельного участника (ГПЗУ)» касаемо объекта закупки, что нарушает требования статьи 759 Гражданского кодекса РФ и пункта 6 статьи 48 Градостроительного кодекса в части предоставления исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ.

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил: «…Градостроительный план на земельный участок отсутствует и будет получен при содействии Исполнителя в рамках, заключенного по итогам проведения открытого конкурса, контракта.

Согласно административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача градостроительного плана земельного участка», утвержденного постановлением администрации города Евпатории Республики Крым от 30.06.2016г. № 1651п, для получения муниципальной услуги «Выдача градостроительного плана земельного участка» заявителем, в числе прочих документов, должна быть представлена топографическая съемка земельного участка в М1:500, с прилегающей территорией на расстоянии не менее 5 м (выполненная не позднее предыдущего года) (п. 9 ст. 2.7.1.), которая, в соответствии с пунктом 8 Технического задания, должна быть выполнена Исполнителем в рамках заключенного контракта…» (цитата письменных возражений).

Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Заявитель дополнительно сообщил, что данное условие, а именно отсутствие градостроительного плана земельного участника (ГПЗУ), не ограничивает возможности принятия участия в закупки и подать заявку на участие в Конкурсе.

Таким образом, с учетом пояснений представителей Заказчика и Заявителя, Комиссия приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в жалобе, не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.

2. В результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента от 19.11.2014 №727/14, Комиссия установила:

2.1. В соответствии с частью 2 статьи 50 Закона о контрактной системе к конкурсной документации прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации. При этом согласно требованиям части 6 статьи 50, части 1 статьи 54 Закона о контрактной системе по истечении срока для внесения изменений в конкурсную документацию не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта, прилагаемый к конкурсной документации, условий, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт.

Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

Учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, условия о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, подлежат включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке.

Изучив проект контракта, Комиссия не установила наличия в нем сроков осуществления Заказчиком приемки выполненной работы и сроков оформления результатов приемки выполненной работы (ее результатов) в части соответствия ее комплектности, объему, установленным контрактом.

Данное бездействие Заказчика, выразившееся в не указании в проекте контракта сроков приемки и оформления результатов приемки выполненной работы, нарушает требования части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2.2. В силу части 1 статьи 54 Закона о контрактной системе по результатам конкурса контракт заключается на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, и в конкурсной документации, т. е. на стадии заключения контракта не предусмотрена возможность изменения заказчиком других положений проекта контракта, кроме указанных, по истечении срока для внесения изменений в конкурсную документацию.

В соответствии с частью 2 статьи 50 Закона о контрактной системе к конкурсной документации прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Пунктом 13 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация должна содержать информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Согласно части 14 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Статьей 95 Закона о контрактной системе, в частности, определено:

- расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством (часть 8 статьи 95 Закона о контрактной системе);

- заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе);

- заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе (часть 10 статьи 95 Закона о контрактной системе);

- если заказчиком проведена экспертиза поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (часть 11 статьи 95 Закона о контрактной системе);

- решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе (часть 12 статьи 95 Закона о контрактной системе);

- решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе);

- заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контрактной системе. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе);

- заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным извещением о проведении запроса котировок, документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (часть 15 статьи 95 Закона о контрактной системе);

- информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном Законом о контрактной системе порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (часть 16 статьи 95 Закона о контрактной системе);

- в случае расторжения контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являлись предметом расторгнутого контракта, в соответствии с положениями пункта 6 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе (часть 17 статьи 95 Закона о контрактной системе);

- если до расторжения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) частично исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, при заключении нового контракта количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненной работы или оказанной услуги по расторгнутому контракту. При этом цена контракта, заключаемого в соответствии с частью 17 статьи 95 Закона о контрактной системе, должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объему выполненной работы или оказанной услуги (часть 18 статьи 95 Закона о контрактной системе);

- поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 19 статьи 95 Закона о контрактной системе);

- решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения, направляется заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о его вручении заказчику. Выполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о вручении заказчику указанного уведомления (часть 20 статьи 95 Закона о контрактной системе);

- решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 21 статьи 95 Закона о контрактной системе);

- поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения (часть 22 статьи 95 Закона о контрактной системе);

- при расторжении контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта другая сторона контракта вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 23 статьи 95 Закона о контрактной системе);

- в случае расторжения контракта в связи с односторонним отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта заказчик осуществляет закупку товара, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являлись предметом расторгнутого контракта, в соответствии с положениями Закона о контрактной системе (часть 24 статьи 95 Закона о контрактной системе).

Комиссией установлено, что Заказчик в разделе 13 «РАСТОРЖЕНИЕ КОНТРАКТА» проекта контракта Конкурсной документации предусмотрел право на расторжение контракта только для Заказчика, при этом лишив такого права поставщика (подрядчика, исполнителя): «…

13.1. Расторжение настоящего контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения настоящего Контракта в соответствии с гражданским законодательством.

13.2. Заказчик вправе потребовать расторжения настоящего Контракта без возмещения Исполнителю убытков, обусловленных прекращением договорных отношений в случаях нарушения Исполнителем принятых на себя обязательств, а именно:

– задержка Исполнителем хода выполнения работ, когда срок окончания выполнения работ, установленный в настоящем Контракте увеличивается более чем на 20 дней;

– отсутствия свидетельств о допуске, другие акты, налагаемые Государственными органами в рамках действующего законодательства, лишающие Исполнителя права на выполнение работ;

– если Исполнитель не приступил к устранению недостатков, выявленных Заказчиком, в установленные Заказчиком сроки;

– неоднократных (более 2 раз) нарушений Исполнителем условий Контракта;

– не устранение (неполное устранение) недостатков в документации и (или) в изыскательских работах в срок, установленный Заказчиком;

– при остановке Исполнителем выполнения работ на срок более 20 дней;

– объявления Исполнителем банкротом в установленном законом порядке, наложения ареста на его имущество и блокирование расчетных счетов, введения внешнего управления.

13.3. Исполнитель вправе потребовать расторжения настоящего Контракта в следующих случаях:

 – при остановке Заказчиком выполнения работ по причинам, не зависящим от Исполнителя, на срок, превышающий 2 месяца.

13.4. Сторона, от которой исходит инициатива по расторжению настоящего Контракта, направляет другой Стороне письменное извещение о расторжении настоящего Контракта заказным письмом с уведомлением о вручении, на которое другая Сторона обязана ответить в течение 10 дней с момента получения извещения о расторжении настоящего Контракта.

Получение отказа другой Стороны на предложение расторгнуть настоящий Контракт или оставление Стороной настоящего Контракта извещения без ответа в течение 10 дней с момента его получения, дает право другой Стороне обратиться в суд с иском о расторжении Контракта.

Убытки, причиненные Исполнителю досрочным прекращением Контракта, не подлежат возмещению Заказчиком.

13.5. Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения настоящего Контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения направляется Исполнителю по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу Исполнителя, указанному в Контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение Заказчиком подтверждения о его вручении Исполнителю. Выполнение Заказчиком указанных требований считается надлежащим уведомлением Исполнителя об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения Заказчиком подтверждения о вручении Исполнителю указанного уведомления либо дата получения Заказчиком информации об отсутствии Исполнителя по его адресу, указанному в Контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении 30 дней с даты направления уведомления в адрес Исполнителя.

Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения настоящего Контракта вступает в силу и Контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Исполнителя об одностороннем отказе от исполнения Контракта.

13.6. Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения настоящего Контракта, если в течение 10-дневного срока с даты надлежащего уведомления Исполнителя о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения Контракта устранено нарушение условий настоящего Контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.

Данное правило не применяется в случае повторного нарушения Исполнителем условий Контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

13.7. В случае, если настоящий Контракт будет расторгнут, Стороны незамедлительно приложат усилия, чтобы достигнуть урегулирования вопроса об общей сумме, на которую Исполнитель имеет право в связи с фактически выполненными Работами. Такая сумма должна быть определена на основе взаимосогласованных Сторонами объемов выполненных Работ согласно настоящего Контракта, принимая во внимание любые платежи, полученные Исполнителем от Заказчика до даты расторжения настоящего Контракта.

 …» (цитата проекта контракта).

Таким образом, действия Заказчика, не установившего в проекте контракта соответствующих требований к одностороннему отказу поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, предусмотренных Законом о контрактной системе, нарушают требования частей 1, 14 статьи 34, части 1 статьи 54, частей 19-24 статьи 95 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь частями 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 №727/14, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Заявителя необоснованной.

2. Признать Заказчика нарушившим требования частей 1, 13, 14 статьи 34, части 1 статьи 54, частей 19-24 статьи 95 Закона о контрактной системе.

3. Заказчику выдать предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

4. Передать соответствующему должностному лицу Крымского УФАС России материалы дела №06/1876-17 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

5. Прекратить действие уведомления о поступлении жалобы и приостановлении торгов от 07.06.2017 №06/5680.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Предписание
по делу №06/1876-17
об устранении нарушений законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок

13.06.2017                                                                                     г. Симферополь

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

<...>

на основании решения Комиссии от 13.06.2017 по делу №06/1876-17 по итогам рассмотрения жалобы Заявителя от 02.06.2017 №03/02-06 (вх. №1944/09 от 06.06.2017) на действия Заказчика при проведении открытого конкурса «Проектно-изыскательские работы по объекту: «Строительство зала спортивного крытого универсального с покрытием из древесины по ул. 60 лет ВЛКСМ, б/н в
г. Евпатории
» (номер извещения 0375300008617000016) (далее – Конкурс), в соответствии с частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 №727/14, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за №36262,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Заказчику при заключении муниципального контракта по результатам проведения Конкурса включить в муниципальный контракт соответствующие требования к одностороннему отказу поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также обязательной информации о сроке приемки и оформления результатов приемки поставленного товара в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 13.06.2017 по делу № 06/1876-17.

2. Заказчику в срок до 30.06.2017 исполнить настоящее предписание и предоставить в Крымское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде, а также по электронной почте: to82@fas.gov.ru.

3. Прекратить действие уведомления о поступлении жалобы и приостановлении торгов 07.06.2017 №06/5680.

В соответствии с частью 23 статьи 99 Закона о контрактной системе контракт не может быть заключен до даты исполнения предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Невыполнение в установленный срок предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны