Решение б/н Решение по делу № 08/3763-17 ( Федеральное казенное учрежде... от 18 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 08/3763-17 о нарушении

законодательства об осуществлении закупок

 

                                                                                                               

г. Севастополь

 

Резолютивная часть решения объявлена  06 октября  2017 года.

Решение изготовлено в полном объеме 11 октября 2017 года.

 

Комиссия по контролю в сфере закупок города федерального значения Севастополя (далее – Комиссия) Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополь (далее – Управление)

в отсутствие представителей, рассмотрев материалы, полученные в ходе проведения внеплановой проверки действий Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского Флота» (далее – Заказчик, ФКУ «Управление ЧФ») при проведении электронного аукциона на поставку дров топливных из твердых пород дерева для нужд Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» в 2017 году, извещение № 0895100001117000092 (далее – Аукцион), рассмотрев представленные материалы, в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

В Управление поступили материалы проверки действий Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского Флота» при проведении электронного аукциона на поставку дров топливных из твердых пород дерева для нужд Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» в 2017 году, извещение № 0895100001117000092.

Изучением представленных материалов, Комиссия Управления приходит к выводу, что ранее  16 мая 2017 года Комиссией Управления осуществлялось рассмотрение жалобы, поданной Обществом с ограниченной ответственностью «СанВей» на данную закупку.

Комиссией Управления установлено, что направленные материалы содержат «Заключение о результатах проверки соответствия описания объекта закупки, требованиям законодательства Российской Федерации при проведении ФКУ «Управление Черноморского Флота» закупки  дров топливных из твердых пород дерева» от сентября 2017 года (далее - Заключение), которое подготовлено главным специалистом-экспертом отдела лесного хозяйства управления особо охраняемых природных территорий, животного мира, лесного и охотничьего хозяйства Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя (Севприроднадзор) Н.Н. Сапруновой и начальником отдела лесного хозяйства Государственного автономного учреждения «Севастопольский лесхоз» В.С. Савицким.

Указанное Заключение содержит вывод о том, что Заказчиком при составлении, утверждении и размещении документации об аукционе на поставку дров топливных из твердых пород дерева, в части требований к объекту закупки - дров топливных из твердых пород дерева, допущены нарушения пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 4 части 1 статьи 50, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Частью 1 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что в соответствии с Законом о контрактной системе и иными нормативными правовыми актами, правовыми актами, определяющими функции и полномочия государственных органов и муниципальных органов, контроль в сфере закупок осуществляют следующие органы контроля в пределах их полномочий:

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;

2) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;

3) органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 99 Закона о контактной системе контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 статьи 99 Закона о контрактной системе, с учетом части 4 настоящей статьи осуществляется:

1) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, путем проведения:

а) плановых проверок в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, в отношении специализированных организаций, выполняющих в соответствии с настоящим Федеральным законом отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, в отношении операторов электронных площадок;

б) внеплановых проверок в отношении субъектов контроля;

2) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, путем проведения:

а) плановых проверок в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, в отношении специализированных организаций, выполняющих в соответствии с настоящим Федеральным законом отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;

б) внеплановых проверок в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, в отношении специализированных организаций, выполняющих в соответствии с настоящим Федеральным законом отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории субъекта Российской Федерации;

3) органом местного самоуправления муниципального района или городского округа, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, путем проведения плановых и внеплановых проверок в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд, в отношении специализированных организаций, выполняющих в соответствии с настоящим Федеральным законом отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения муниципальных нужд.

На основании изложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что представленное Заключение дано лицами, не уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок, в связи с чем не имеет юридически значимой силы.

Вместе с тем, согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкции по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.

Согласно извещению и документации, объектом закупки является поставка дров топливных из твердых пород дерева.

Согласно наименованию и описанию объекта закупки, Заказчик устанавливает следующие требования к  товару: «…Дрова должны быть высушены любым способом. Массовая доля влаги Wdна сухое состояние топлива предельная ≤33%. Массовая доля влаги Wr на рабочее состояние топлива в диапазоне  ≤25%...».

Вышеприведенный пример подробного изложения в документации требований к описанию участниками закупок химических и физических свойств товаров ограничивает возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в Аукционе, так как Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации об аукционе. Участник закупки, не имея такого товара на момент проведения закупки, не сможет подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.

Аналогичная позиция изложена в Письме ФАС России от 01 июля 2016 № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке». Кроме того, данная позиция подтверждена Решением Верховного Суда РФ от 09 февраля 2017 № АКПИ16-1287 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16».

Кроме того, согласно ГОСТ Р 54186-2010 (ЕН 14774-1:2009) массовая доля влаги – величина непостоянная.

Помимо изложенного, Комиссией Управления установлено, что согласно описанию объекта закупки назначение приобретаемых товаров для использования в печах и котлах.

При этом описание объекта закупки содержит требование о соответствии ГОСТ Р 55117-2012.

В соответствии с требованиями ГОСТ Р 55117-2012 (ЕН 14961-5:2011)
дрова класса А1 и А2 подходят для использования в печах и каминах,
а класса В - в котлах.

Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что описанию объекта закупки соответствует несколько классов дров, при этом  Заказчик не конкретизирует необходимый класс дров, а так же их количество соответствующему классу.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме от 02 мая 2017 года на участие в аукционе на участие в аукционе подано 5 заявок из них 4 заявки были отклонены, в том числе заявка № 7, которая содержала предложение о поставке дров только класса В и заявка № 9 с предложением к поставке дров только класса А2.

Кроме того, причиной отклонения заявок № 9 и 10 было также указание ненадлежащим образом значения показателя - массовая доля влаги.

На основании изложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что описание объекта закупки носит необъективный характер, а также содержит показатели, значение которых определяется только лабораторным путем, что фактически привело к сокращению количества участников закупки.

Следовательно, действия Заказчика, установившего ненадлежащим образом описание объекта закупки, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64, пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.

Также Комиссия Управления приходит к выводу, что при рассмотрении жалобы ООО «СанВей» Комиссии Управления не были известны все обстоятельства, которые бы свидетельствовали о ненадлежащем описании объекта закупки, так как члены Комиссии Управления не обладают специальными знаниями в области биотоплива, в связи с чем данное нарушение не было установлено ранее.

Помимо изложенного, в соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт.

Частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе установлено, что в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе (далее - ЕИС) указанного в части 8 статьи 69 настоящего Закона о контрактной системе протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.

Изучением представленных документов, а также документов содержащихся в ЕИС Комиссией Управления установлено, что государственный контракт, заключенный Заказчиком с Обществом с ограниченной ответственностью «Региональная Тендерная Компания», не содержит информации о конкретных показателей товара, указанных в заявке Общества с ограниченной ответственностью «Региональная Тендерная Компания».

Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком части 1 статьи 34, части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе, что имеет признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исследовав представленные материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, проведя внеплановую проверку действий Заказчика при проведении Закупки, Комиссия Управления,

Р Е Ш И Л А:

  1. Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33, части 1 статьи 34, части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе.
  2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Крымского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии с частью 4.1 статьи 7.30, частью 1 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение, принятое по результатам рассмотрения, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Дела об обжаловании решения контрольного органа в сфере закупок подведомственны арбитражному суду.

В рамках досудебного (внесудебного) обжалования могут быть обжалованы действия (бездействие) контрольного органа, его должностных лиц и решений, принятых (осуществляемых) ими в ходе исполнения контрольных функций в ФАС России, в порядке, предусмотренном Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года № 727/14.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны