Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е от 31 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

                                                                                                     г. Симферополь

Резолютивная часть решения оглашена «20» марта 2015 г.

В полном объеме решение изготовлено «27» марта 2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

при участии представителей:

 от ответчика: -

от заинтересованного лица: -

рассмотрев дело № 05/32, возбужденное по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

У С Т А Н О В И Л А:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (далее – Крымское УФАС России) проведено исследование применяемых тарифов для перевозки пассажиров и грузов через Керченскую паромную переправу и грузовых транспортных средств на переправе Новороссийск – Феодосия, проанализированы информация и документы, представленные Керченской транспортной прокуратурой, полученные в ходе проверки исполнения федерального законодательства на предприятиях, осуществляющих транспортное сообщение с полуостровом Крым, рассмотрено обращение общественной организации  (далее-Ассоциация) относительно установления тарифов АНО «ЕТД» на пассажиро-грузоперевозки по маршрутам Новороссийск-Керчь и Керчь-Кавказ.

В ходе рассмотрения обращения, а также материалов, представленных АНО «ЕТД», Крымским УФАС России установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц, в том числе действия по установлению, поддержанию монопольно высокой цены товара.

В связи с указанным, Крымским УФАС России Приказом № 24 от 12.09.2014 в отношении автономной некоммерческой организации «Единая транспортная дирекция» возбуждено дело № 05/32 о нарушении антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Для подтверждения доминирующего положения АНО «ЕТД»  на территории Республики Крым на товарном рынке по оказанию услуг по перевозке пассажиров и грузов на паромах через Керченскую паромную переправу проведено исследование товарного рынка.

Источники исходной информации:

При проведении анализа были использованы сведения, представленные хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и грузов на паромах через Керченскую паромную переправу, данные Министерства транспорта Республики Крым.

Временной интервал исследования товарного рынка

В соответствии с частью 9 статьи 5 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее-Закон о защите конкуренции) временной интервал анализа состояния конкуренции определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

В качестве временного интервала исследования товарного рынка по оказанию услуг по перевозке пассажиров и грузов на паромах через Керченскую паромную переправу выбран период с июня по октябрь 2014г., в период наиболее массового спроса потребителей – период летних отпусков.  

Продуктовые границы товарного рынка

Продуктовыми границами товарного рынка является оказание услуг по перевозке пассажиров и грузов на паромах через Керченскую паромную переправу.

Товаров (услуг), потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара не существует.

Географические границы товарного рынка

Географическими границами товарного рынка, согласно пункту 4.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.10г. №220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», определяются границы территории, на которой Покупатель приобретает или имеет экономическую возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами. Географические границы товарного рынка определены как Республика Крым.

На Керченской паромной переправе действуют следующие хозяйствующие субъекты:

  1. АНО «ЕТД»;
  2. ГУП РК «Крымские морские порты»;
  3. ЗАО «АНРОСКРЫМ»;
  4. ООО «Варт и Ко».

Расчет общего количества перевезенных пассажиров и автотранспорта за период с июня по октябрь 2014 г. в продуктовых и географических границах рассматриваемого товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществляется на основании показателя - количество перевезенных пассажиров и автотранспорта.

Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

 

 

                                                                                                     Таблица 1

Количество перевезенных пассажиров и автотранспорта на паромной линии Крым - Кавказ за период  с июня по октябрь 2014г.

Наименование хозяйствующего субъекта

Всего перевезено за период июнь-октябрь 2014г.

Удельный вес, %

п/п

 

Крым

Кавказ

Крым

Кавказ

 

 

Пассажиры

Автотранспорт

Пассажиры

Автотранс Автотранспорт Автотранс

Пассажиры

автотранспорт

Пасса-жиры

Автотранс-порт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.

АНО «ЕТД»(паромы: «Новороссийск», «Севастополь», «Ионас», «Олимпиада»)

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

ГУП РК «Крымские морские порты» (паромы: «Ейск» и «Керченский-2»)

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

ЗАО «АНРОСКРЫМ» (паромы: «Николай Аксененко», «Крым»)

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

ООО «Варт и Ко» («Глюкофилуоза III)

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

прочие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВСЕГО:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В соответствии с протоколом заседания у Заместителя Председателя Российской Федерации Козака Д.Н от 02.04.2014 №ДК-П9-2208 АНО «ЕТД» определена как единый оператор по регулированию, организации движения паромов в портах Крым и Кавказ, установлению тарифа на пассажиро -грузоперевозки.  

В соответствии с пунктом 6.1 части 6 статьи 5 Закона о защите конкуренции по результатам проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем тридцать пять процентов и превышает доли других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, на который может оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке, если при этом в совокупности соблюдаются следующие условия:

  1. Хозяйствующий субъект имеет возможность в одностороннем порядке определять уровень цены товара и оказывать решающее влияние на общие условия реализации товара на соответствующем товарном рынке;
  2. Доступ на товарный рынок новых конкурентов затруднен, в том числе вследствие наличия экономических, технологических, административных или иных ограничений;
  3. Реализуемый или приобретаемый хозяйствующим субъектом товар не может быть заменен другим товаром при потреблении;
  4. Изменение цены товара не обусловливает соответствующее такому изменению снижение спроса на товар.

ООО «Аншип» письмом от 29.12.2014 №АН/269 (вх.№121 от 23.01.15) сообщило, что АНО «ЕТД» является единым оператором, координирует разные виды транспорта, осуществляет взаимодействие с разными собственниками инфраструктуры и формирует единый тариф на перевозку, а также регулирует тарифы единого билета для пассажиров.

ООО «Варт и Ко» письмом от 14.01.2015 №60 (вх.№215 от 03.02.15) сообщило, что стоимость перевозки пассажиров, автомобилей, багажа и т. д. устанавливается АНО «ЕТД».

Таким образом, АНО «ЕТД» является единым оператором по организации пассажиро-грузоперевозок в портах Крыма и Кавказа, устанавливает тарифы на пассажирские и грузовые перевозки, единые для других хозяйствующих субъектов, осуществляющих перевозки через паромную переправу. 

Доступ на данный товарный рынок других хозяйствующих субъектов затруднен в связи с наложенными на Российскую Федерацию и Республику Крым западными странами санкциями. Реализуемый товар - оказание услуг по перевозке пассажиров и грузов на паромах через Керченскую паромную переправу не может быть заменен другим товаром. Изменение цены перевозок не обусловливает снижение спроса на данный товар.

Таким образом, АНО «ЕТД» занимает доминирующее положение в порту Крым по перевозке пассажиров с долей 52,1 %, по перевозке автотранспорта – 56% на данном товарном рынке в указанных территориальных границах.

В ходе рассмотрения обращения Ассоциации и материалов дела установлено следующее.

АНО «ЕТД» выполняет функции единого оператора паромной переправы для транспортного обслуживания полуострова Крым, является координатором разных видов транспорта, осуществляет взаимодействие с разными собственниками инфраструктуры и формирует единый тариф на перевозку.

АНО «ЕТД» приказом от 30 мая 2014 года №77/1 утвержден тариф на оказание услуг по перевозке автотранспортных средств по маршруту Новороссийск – Феодосия и Новороссийск - Керчь в размере базовой стоимости 20 650 рублей и 500 рублей за перевозку одного лица, сопровождающего автотранспортное средство (АТС) или груз (включая водителя). Данный тариф действовал до 14 июля 2014 года. Приказом АНО «ЕТД» от 14.07.2014 №119 установлен новый тариф в размере 11 470 рублей.

Приказами АНО «ЕТД» от 01.10.2014 №192 и от 05.10.2014 №194 утвержден тариф в размере 19 470 рублей на линии Новороссийск-Керчь и Кавказ-Керчь.

По результатам анализа данного тарифа установлено, что в тариф включены расходы:

- лоцманский сбор;

- внешнепортовое лоцманское проведение;

- внутрипортовое лоцманское проведение;

- услуги безопасности мореплавания;

- сбор СУДС (служба управления движением судов (на русском языке));

- услуги СРРС (служба регулювання руху суден на (украинском языке)).

Согласно статье 41 Кодекса внутреннего водного транспорта (КВВТ РФ) в целях обеспечения безопасности плавания судов по внутренним водным путям и предотвращения транспортных происшествий с судами создаются государственные лоцманские службы и негосударственные организации по лоцманской проводке судов. Государственные лоцманские службы создаются в составе администраций бассейнов внутренних водных путей.

Лоцманская проводка судов осуществляется лоцманами, имеющими выданные в установленном порядке лоцманские удостоверения. Прибывший на судно лоцман обязан предъявить капитану судна указанное лоцманское удостоверение. Капитан судна не вправе брать на судно в качестве лоцмана лицо, не имеющее лоцманского удостоверения.

Согласно Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации лоцманский сбор взимается за проводку судна по подходным каналам и фарватерам (внепортовая проводка) и лоцманскую проводку на внутренней акватории порта (внутрипортовая проводка), то есть лоцманский сбор состоит из внутри и внешнепортовой проводки.

АНО «ЕТД» в расчет тарифа  включило расходы и по лоцманскому сбору и внутри и внешнепортовой проводке, по сути за одну и туже операцию (лоцманский сбор) применен двойной размер.

Кодексом торгового мореплавания РФ установлено, что основной задачей государственного портового контроля является обеспечение безопасности мореплавания и порядка в морском порту. Функции по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в морском порту должны осуществляться капитаном морского порта.

За нарушение законов и правил, касающихся безопасности мореплавания и порядка в порту, капитан морского порта вправе налагать административные взыскания в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях.

Таким образом, капитан морского порта в соответствии с законодательством обеспечивает безопасность мореплавания и включение АНО «ЕТД» в расчет тарифа отдельной услуги по безопасному мореплаванию противоречит действующему законодательству.

Важнейшим звеном в системе обеспечения безопасности мореплавания в РФ являются береговые системы управления движением судов (СУДС). Они создаются, в первую очередь в районах и портах с интенсивным судоходством и повышенной экологической опасностью. Основные  задачи, которые призваны решать СУДС:

1.Организация движения судов;

2.Навигационная помощь;

3. Информационное обеспечение.

Статьей 25 Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним, утвержденных приказом Минтранса РФ от 20.08.2009 №140 определено, что движение судов на подходах к морскому порту и на акватории морского порта осуществляется с использованием совокупности организационных и технических средств, а также персонала службы управления движением судов (далее - СУДС), предназначенных для передачи судам информации, выдачи рекомендаций, организации движения судов и их контроля.

Согласно Кодексу торгового мореплавания навигационный сбор взимается за вход и выход судна из порта или проход акватории порта транзитом. Для судов, проходящих акваторию порта транзитом, установлена ставка – навигационный сбор (СУДС).

АНО «ЕТД» в расчет тарифа включены расходы:

- сбор СУДС – служба управления движением судов;

- услуги СРРС – служба регулювання руху суден (на украинском языке), что в переводе на русский язык означает служба управления движением судов.

Таким образом, в расчет тарифа дополнительно включены расходы за услуги СРРС.

Таким образом, действия АНО «ЕТД», выразившиеся в применении в расчете стоимости перевозки 1 грузового автотранспортного средства по маршрутам Новороссийск – Керчь и Керчь – Кавказ (и в обратном направлении) необоснованных расходов: сбор СРРС, лоцманский сбор и внутри и внешнепортовые лоцманские проводки, услуги по безопасности мореплавания, что привело к установлению монопольно высокой цены на оказываемые услуги, ущемляющие интересы других лиц, что противоречат пункту 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135 «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, статьей 36, частью 1 статьи 39, частями 2,3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия КрымскогоУФАС России

 

Р Е Ш И Л А :

 

  1. Установить факт нарушения Автономной некоммерческой организацией «Единая транспортная дирекция» (ул. Революции, 3. г. Анапа, 353440)  пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в применении в расчете стоимости перевозки 1 грузового автотранспортного средства по маршрутам Новороссийск-Керчь и Керчь-Кавказ (и в обратном направлении) необоснованных расходов: сбор СРРС, а также за осуществление внутри и внешнепортовой лоцманской проводки и одновременного взимания лоцманского сбора, услуги по безопасности мореплавания, что привело к установлению монопольно высокой цены на оказываемые услуги, что ущемляет интересы других лиц.
  2. Выдать предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Председатель Комиссии                                                           

Члены комиссии

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. 

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа. 

Связанные организации

Связанные организации не указаны