Решение б/н Решение по жалобе ИП Б. от 10 июня 2014 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России) рассмотрев жалобу ИП Б. (далее – Заявитель) на действия заказчика - Департамента здравоохранения Курганской области при размещении государственного заказа путем проведения открытого аукциона (извещение № 0143200002613000278) в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку изделий медицинского назначения для обеспечения отдельных категорий граждан в 2014 г. и осуществив внеплановую проверку, руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы от 24.07.2012 г. № 498,
Установила:
Частью 1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено, что указанные Федеральный закон применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу настоящего Федерального закона. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют свою силу.
В Курганское УФАС России поступила жалоба ИП Б. (вх. № 7291 от 30.12.2013 г.) на действия заказчика - Департамента здравоохранения Курганской области.
От заявителя поступило ходатайство перенести рассмотрение жалобы на более поздный срок, в связя с нахождением ИП Б. на больничном листе. Между тем соответствующих подтверждающих документов заявителем предоставлено не было, кроме того, ИП Б. была надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения жалобы. На основании изложенного выше, жалоба ИП Б. рассмотрена в ее отсутствие.
В жалобе заявитель указал, что в документации об аукционе в электронной форме остутствует сопровождение словами «или эквивалент» и установлено дополнительное требование документов в составе второй части заявок, кроме того, заказчик неверно обосновал начальную (максимальную) цену контракта.
Предствителями заказчика представлены письменные возражения на доводы жалобы, просили жалобу ИП Б. признать необоснованной.
В процессе проведения внеплановой проверки установлено, что 10.12.2013 г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов (http://zakupki.gov.ru) опубликовано извещение № 0143200002613000278 на право заключения государственного контракта на поставку изделий медицинского назначения для обеспечения отдельных категорий граждан в 2014 г. Начальная (максимальная) цена контракта 33 025 672,34 р. Заказчиком является Департамент здравоохранения Курганской области.
Предметом аукциона является поставка изделий медицинского назначения для обеспечения отдельных категорий граждан в 2014 г., а именно: с МНН Тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови.
В соответствии с ч. 1 ст. 19.1Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов) для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).
В конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания (ч. 2 ст. 19.1 94-ФЗ). Размещение на официальном сайте конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе документации об открытом аукционе в электронной форме), извещения о проведении запроса котировок, в которых указываются обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) и иная предусмотренная частью 2 настоящей статьи информация, признается добросовестным исполнением требований настоящей статьи (ч.3 ст. 19.1 94-ФЗ).
Заказчиком в обоснования начальной (максимальной) цены контракта использованы коммерческие предложения 6 поставщиков. Таким образом, заказчиком исполнены требования установленные ст. 19.1 Закона о размещении заказов.
Пунктом 4.6 аукционой документации установлен перечень документов и сведений, который должна содержать вторая часть заявки на участие в открытом аукционе.
Пунктом 21 аукционой документации определен состав документов, требующийся для предоставления во второй части заявки.
Данный перечень документов не противоречит ч. 6 ст. 41.8 Закона о размещении заказов.
В силу части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, его производителю, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Согласно части 3 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки, которые должны сопровождаться словами «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых применяются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о размещении заказов.
В силу требований пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещени заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 настоящей статьи сведениями должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Таким образом, в зависимости от своих потребностей заказчик должен установить требования к качеству, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, в том числе требования к материалам, которые применяются при выполнении работ или оказании услуг.
Заказчиком в документации об аукционе (Техническое задание) установлено, что поставке подлежит изделие медицинского назначения с МНН Тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови.
Федеральным законом от 18 октября 2007 года № 230-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" установлено, что с 1 января 2008 года к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации относится:
1) организация размещения заказов;
2) заключение государственных контрактов;
3) организация обеспечения населения лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания,закупленными по государственным контрактам.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 29 Закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» организация охраны здоровья осуществляется, в том числе путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрен набор социальных услуг, включающий в том числе, обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Во исполнении указанных нормативных правовых актов, Департаментом здравоохранения Курганской области осуществляется приобретение инсулинов (сахароснижающих препаратов) и тест-полосок.
Ежегодно главными штатными/внештатными специалистами Департамента здравоохранения Курганской области организуется сбор и анализ заявок государственных учреждений здравоохранения на следующий год (с учетом имеющихся у пациентов глюкометров).
Заявка на тест-полоски, для определения уровня глюкозы крови, формируется лечащим врачом с учетом мнения и имеющихся у пациентов глюкометров, так как к каждой марке глюкометров требуются определенные тест-полоски, соответствующих такой марке.
Формирование и предоставление заявок от учреждений регламентировано приказами Департамента здравоохранения Курганской области от 22 мая 2013 года № 656 «О формировании сводных заявок на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания при амбулаторном лечении отдельных категорий граждан, проживающих на территории Курганской области, за счет средств областного бюджета на 2014 год» и от 22 мая 2013 года № 657 «О формировании сводных заявок на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания для обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной п.п. 1 п.1 ст.6.2 Федерального закона от 17 июля 1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» на 2014 год».
Техническое задание документации об аукционе составлено на основании таких заявок учреждений здравоохранения Курганской области с учетом необходимости приобретения тест - полосок к глюкометрам Уан Тач ультра, Аккучек Гоу, Аккучек Актив, Сателлит, Сателлит плюс, Уан Тач Горизонт, Фри Стайл Папилон мини, Уан Тач Селект, Оптиум Омега, СенсоКард, Асцензия Энтраст, Аккучек Перформа, Контур и др. (далее - глюкометры) уже имеющимся у больных с инсулинозависимым сахарным диабетом с учетом стандартов медицинской помощи.
Приложением к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 09.01.2007 г. № 1 утвержден перечень изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи: иглы инсулиновые, тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови, шприц-ручка.
Предложение о поставке тест - полосок к глюкометру Сателлит плюс, а также глюкометров Сателлит, которые поставляются бесплатно, одновременно с закупаемым товаром не соответствует требованиям, установленным в Разделе II «Техническое задание» аукционной документации, в соответствии с которым предметом открытого аукциона в электронной форме является поставка тест - полосок к соответствующим глюкометрам.
В соответствии с частью 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае:
1) непредоставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 данного Федерального закона, или предоставления недостоверных сведений;
2) несоответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 данного Федерального закона, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
Предложение о дополнительной поставке глюкометров Сателлит Плюс для определения уровня концентрации глюкозы в крови без взимания платы не может быть принято во внимание, поскольку в соответствии с ч.1 ст.41.9 Закона о размещении заказов аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащие предусмотренные частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона сведения, на соответствие требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме в отношении товаров, работ, услуг, на поставки, выполнение, оказание которых размещается заказ.
В жалобе ИП Б. указано, что поставщики тест-полосок Сателлит при закупках этих изделий медицинского назначения официально поставляют бесплатно необходимое количество глюкометров.
Однако, в соответствии со ст.74 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские работники и руководители медицинских организаций не вправе:
1) принимать от организаций, занимающихся разработкой, производством и (или) реализацией лекарственных препаратов, медицинских изделий, организаций, обладающих правами на использование торгового наименования лекарственного препарата, организаций оптовой торговли лекарственными средствами, аптечных организаций (их представителей, иных физических и юридических лиц, осуществляющих свою деятельность от имени этих организаций) (далее соответственно - компания, представитель компании) подарки, денежные средства (за исключением вознаграждений по договорам при проведении клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий, вознаграждений, связанных с осуществлением медицинским работником педагогической и (или) научной деятельности), в том числе на оплату развлечений,отдыха, проезда к месту отдыха, а также участвовать в развлекательных мероприятиях, проводимых за счет средств компаний, представителей компаний:
2) заключать с компанией, представителем компании соглашения о назначении или рекомендации пациентам лекарственных препаратов, медицинских изделий (за исключением договоров о проведении клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий);
3) получать от компании, представителя компании образцы лекарственных препаратов, медицинских изделий для вручения пациентам (за исключением случаев, связанных с проведением клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий);
4) предоставлять при назначении курса лечения пациенту недостоверную и (или) неполную информацию об используемых лекарственных препаратах, о медицинских изделиях, в том числе скрывать сведения о наличии в обращении аналогичных лекарственных препаратов, медицинских изделий.
На основании изложенного выше, требования, установленные в техническом задании аукционной документации, не противоречат законодательству о размещении заказов и являются потребностью заказчика.
Комиссия Курганского УФАС России руководствуясь ст. ст. ст. 34, ст. 41.8, ст. 41.9 ФЗ от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»,
Решила:
Признать жалобу ИП Б. необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев.