Решение по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок № 05-02/131-18

Тип документа:
Решения по жалобам
Дата публикации:
04.07.2018
Управление:
Курганское УФАС России
Сфера деятельности:
Контроль госзакупок
Номер дела:
№ 05-02/131-18

Решение по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок № 05-02/131-18

29.06.2018 г.                                       
г. Курган

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России) 
в присутствии представителей Федерального государственного бюджетного учреждения «Российский научный центр «Восстановительная травмотология и ортопедия» им. академика Г.А.Илизарова» Министерства здравоохранения Российской Федерации» (далее – ФГБУ «РНЦ ВТО им акад. Г.А.Илизарова», Заказчик),
в отсутствии представителя Общества с ограниченной ответственностью «Мегатехника» (далее – ООО «Мегатехника», Заявитель) (извещено надлежащим образом),
рассмотрев жалобу ООО «Мегатехника» на действия заказчика -  ФГБУ «РНЦ ВТО им акад. Г.А.Илизарова» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку расходных материалов для стерилизации (извещение № 0343100000718000158), и осуществив внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:

26.06.2018 г. в Курганское УФАС России поступила жалоба ООО «Мегатехника» на действия заказчика -  ФГБУ «РНЦ ВТО им акад. Г.А.Илизарова» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку расходных материалов для стерилизации (извещение № 0343100000718000158).
В жалобе Заявитель указал следующее.
1. Заказчиком, в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки использованы качественные характеристики товаров, которые не соответствуют документам, разрабатываемым и применяемым в национальной системе стандартизации, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.
2. Описание части позиций Технического задания аукционной документации произведено Заказчиком таким образом, что под описание товара подходит изделие только одного производителя, что приводит к ограничению количества потенциальных участников закупки.
Представители Заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласны.
Руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 № 727/14, ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России проведена внеплановая проверка, в результате которой установлено, что 09.06.2018 г. в единой информационной системе в сфере закупок опубликовано извещение электронного аукциона на поставку расходных материалов для стерилизации (извещение № 0343100000718000158).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 14 191 990,00 рублей.  
Заказчиком является ФГБУ «РНЦ ВТО им акад. Г.А.Илизарова».
Оценивая доводы Заявителя, изложенные в жалобе, а также документы, представленные Заказчиком и приобщенные к материалам дела по рассмотрению жалобы, Комиссия Курганского УФАС России приходит к следующим выводам.
1. Заявитель полагает, что при описании объекта закупки Заказчиком использованы характеристики товара, которые не соответствуют документам, разрабатываемым и применяемым в национальной системе стандартизации, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Правила описания объекта закупки определены ст. 33 Закона о контрактной системе.
Так, согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки Заказчик должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Комиссией Курганского УФАС России при рассмотрении аукционной документации установлено, что в п. 19 раздела 8 аукционной документации «Описание объекта закупки и условия исполнения контракта» Заказчиком установлено, что индикатор химический для плазменной стерилизации должен быть предназначен для контроля соблюдения критических переменных цикла стерилизации в камере стерилизатора парами перекиси водорода и относиться к 5 классу (интегрирующие индикаторы) по классификации ГОСТ ISO 11140-1-2011.
ГОСТ ISO 11140-1-2011 «Стерилизация медицинской продукции. Химические индикаторы. Часть 1. Общие требования» устанавливает требования и/или методы испытаний химических индикаторов, предназначенных для использования в процессах стерилизации с применением водяного насыщенного пара, сухого горячего воздуха, оксида этилена, γ- или β- излучения, пароформальдегида или паров перекиси водорода.
При этом следует отметить, что в ГОСТе не рассматриваются дополнительные требования к индикаторам, предназначенным для контроля стерилизации другими методами, то есть методами, за исключением, перечисленных выше.
Согласно п. 4.6 вышеуказанного ГОСТа интегрирующие индикаторы предназначены для реагирования на все критические переменные. Их критические значения выбираются так, чтобы быть равными или превосходить характеристики биологических индикаторов, описанных в ISO 11138 (см. разделы 11-13).
Разделами 11-13 ГОСТа определены дополнительные требования к индикаторам для паровой стерилизации, воздушной стерилизации и для стерилизации оксидом этилена.
Из буквального толкования вышеизложенного следует, что индикаторы 5 класса применяются лишь при использовании 3 методов стерилизации: паровая стерилизация, воздушная стерилизация, стерилизация оксидом этилена.
Таким образом, установление Заказчиком при описании характеристик товара, являющегося объектом закупки, требований о том, что индикатор 5 класса должен быть предназначен для контроля плазменной стерилизации не соответствует документам, разрабатываемым и применяемым в национальной системе стандартизации, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации и образует нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Довод Заявителя признан обоснованным.
2. По мнению Заявителя, описание части позиций Технического задания аукционной документации произведено Заказчиком таким образом, что под описание товара подходит изделие только одного производителя, что приводит к ограничению количества потенциальных участников закупки.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закон о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Комиссией Курганского УФАС России установлено, что в п. 8 раздела 8 аукционной документации к пакетом упаковочным предъявлено требование к маркировке: маркировка типоразмера, информация, что простерилизованные материалы перед запаковкой в пакет необходимо высушить и остудить.
На заседании Комиссии Курганского УФАС России по рассмотрению жалобы представители Заказчика пояснили, что оспариваемое требование установлено Заказчиком исходя из собственной потребности и относится к эксплуатационным характеристикам товара, что соответствует п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
В позициях 4-5, 11-14 раздела 8 аукционной документации Заказчиком установлены требования к месту размещения маркировки на товаре: все подписи на рулоне должны быть помещены вне поля упаковки, что, по мнению Заявителя, соответствует товару конкретного производителя.
В позиции 23 раздела 8 аукционной документации конкретизирован тест-микроорганизм Bacillus atrophaeus, который, по мнению Заявителя, конкретно указывает на производителя ООО «НПФ Винар».
ГОСТ ISO 11138-2-2012 «Стерилизация медицинской продукции. Биологические индикаторы. Часть 2. Биологические индикаторы для стерилизации оксидом этилена» устанавливает специфические требования к тест-микроорганизмам и биологическим индикаторам, предназначенным для оценки процессов стерилизации чистым газом оксид этилена или в смеси с газами – флегматизаторами при температурах стерилизации от 20  до 65 С.
Согласно п. 5 вышеуказанного ГОСТа в качестве тест-микроорганизмов должны использоваться споры Bacillus subtilis или другие штаммы или микроорганизмы согласно требованиям соответствующего стандарта серии ISO 11138.
Таким образом, из буквального толкования положений вышеуказанного ГОСТа следует, что допустимо использование спор Bacillus subtilis (либо других штаммов) или других микроорганизамов.
На основании изложенного, Комиссия Курганского УФАС России пришла к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе при описании позиций 4, 5, 8, 11 – 14, 23.
Кроме того, Комиссия Курганского УФАС России полагает необходимым отметить , что участником данной закупки может выступить любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель (в том числе и не являющийся производителем требуемого к поставке товара), готовые поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребности заказчика.
Довод Заявителя признан необоснованным.
Исследовав предоставленные материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 № 727/14, ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Мегатехника» обоснованной в части довода об использовании при описании объекта закупки характеристик, не соответствующих документам, разрабатываемым и применяемым в национальной системе стандартизации, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.
2. Признать в действиях Заказчика - ФГБУ «РНЦ ВТО им акад. Г.А.Илизарова» нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, выразившееся в использовании при описании объекта закупки характеристик, не соответствующих документам, разрабатываемым и применяемым в национальной системе стандартизации, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.
3. Выдать Заказчику - ФГБУ «РНЦ ВТО им акад. Г.А.Илизарова» предписание об устранении нарушения п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, путем аннулирования электронного аукциона на поставку расходных материалов для стерилизации (извещение № 0343100000718000158).
4. Передать материалы должностному лицу Курганского УФАС России, уполномоченному решать вопрос о возбуждении административного производства.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев.

ПРЕДПИСАНИЕ по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок № 05-02/131-18

29.06.2018 г.                                                 
г. Курган

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России)
в присутствии представителей Федерального государственного бюджетного учреждения «Российский научный центр «Восстановительная травмотология и ортопедия» им. академика Г.А.Илизарова» Министерства здравоохранения Российской Федерации» (далее – ФГБУ «РНЦ ВТО им акад. Г.А.Илизарова», Заказчик) Синагач Н.А. (доверенность № 149 от 28.06.2018 г.), Абабковой Е.И. (доверенность № 97 от 09.04.2018 г.), Широносова Д.Г. (доверенность № 105 от 11.07.2017 г.),
в отсутствии представителя Общества с ограниченной ответственностью «Мегатехника» (далее – ООО «Мегатехника», Заявитель) (извещено надлежащим образом),
рассмотрев жалобу ООО «Мегатехника» на действия заказчика -  ФГБУ «РНЦ ВТО им акад. Г.А.Илизарова» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку расходных материалов для стерилизации (извещение № 0343100000718000158), и осуществив внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:
    
1. Заказчику – ФГБУ «РНЦ ВТО им акад. Г.А.Илизарова» устранить нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, путем аннулирования электронного аукциона на поставку расходных материалов для стерилизации (извещение № 0343100000718000158) в течение 5 рабочих дней с даты получения настоящего предписания.
2. О выполнении настоящего предписания в письменном виде (с приложением документов, свидетельствующих о выполнении предписания) сообщить в Курганское УФАС России в течение 3 рабочих дней с даты выполнения.
3. Оператору электронной площадки ЗАО «Сбербанк_АСТ» обеспечить техническую поддержку для возможности исполнения предписания. 

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев.
Комиссия Курганского УФАС России обращает внимание, что в соответствии с ч. 7 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц заказчика в размере пятидесяти тысяч рублей.
Обжалование предписания Курганского УФАС России не приостанавливает его действие.