Решение №05-02/149-17 Решение по делу о нарушении законодательства о контрактной с... от 16 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение

по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок № 05-02/149-17

13.06.2017 г.                                                                                           г. Курган

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России) 

рассмотрев жалобу Индивидуального предпринимателя Б. на действия Заказчика - Администрации Стариковского сельсовета Шумихинского района, Уполномоченного органа в лице Финансового отдела Администрации Шумихинского района при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по мероприятию «Капитальный ремонт комплекса гидротехнических сооружений водохранилища на р. Отнога у села Стариково Шумихинского района Курганской области» (извещение № 0143300040117000035), и осуществив внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

 

В Курганское УФАС России поступила жалоба Индивидуального предпринимателя Б. (далее – Заявитель,  ИП Б.) (вх.№ 3044 от 06.06.2017) на действия Заказчика Администрации Стариковского сельсовета Шумихинского района (далее – Заказчик), Уполномоченного органа в лице Финансового отдела Администрации Шумихинского района (далее – Уполномоченный орган) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по мероприятию «Капитальный ремонт комплекса гидротехнических сооружений водохранилища на р. Отнога у села Стариково Шумихинского района Курганской области» (извещение № 0143300040117000035).

В жалобе заявитель указал следующее.

Документация об аукционе в электронной форме содержит требования, ограничивающие доступ Участников к Закупке и нарушающие нормы, закрепленные п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, а именно Заявитель указывает на позиции Технического задания документации № 24, 25, 26, 27, 42, 44. Заявитель полагает, что Заказчиком не соблюдены требования Закона о контрактной системе, которые не обязывают участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявок, в связи с чем требования заказчика подробно описывать в заявке  (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Также, Заявитель указывает, что по ряду позиций Технического задания аукционной документации Заказчик установил требования о соответствии поставляемого товара недействительным ГОСТам.

Представитель заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласен, представил письменные возражения. Просит признать жалобу заявителя необоснованной.

Представитель уполномоченного органа с доводами, изложенными в жалобе не согласен, просит признать жалобу необоснованной.

Рассмотрев жалобу по существу, Комиссия Курганского УФАС России пришла к следующим выводам.

22.05.2017 г. в единой информационной системе в сфере закупок  (далее -  ЕИС) опубликовано извещение о проведении электронного аукциона на выполнение по мероприятию «Капитальный ремонт комплекса гидротехнических сооружений водохранилища на р. Отнога у села Стариково Шумихинского района Курганской области» (извещение № 0143300040117000035). 23.05.2017г. в ЕИС размещено изменение извещения о проведении указанной закупки.

Дата и время начала подачи заявок 22.05.2017 11:51, дата и время окончания подачи заявок 08.06.2017 10:00.

Начальная (максимальная) цена контракта составила 23 338 990, 00 рублей.

Заказчиком является Администрация Стариковского сельсовета Шумихинского района.

Орган, осуществляющий размещение - Финансовый отдел Администрации Шумихинского района.

Согласно протоколу № 1  рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 08.06.2017 г. подано 5 заявок. Все заявки допущены и признаны участниками аукциона.

1. В жалобе Заявитель указывает, при описании объекта закупки, в частности по позициям  Технического задания документации № 24, 25, 26, 27, 42, 44 нарушено требования п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе. Полагает, что значения указанных показателей становятся известными только при испытании определенной партии товара после его производства.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с ч.1 ст.105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иными требованиями, связанными с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе).

В соответствии со ст.18 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон о техническом регулировании»   в целях удостоверения соответствия продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, документам по стандартизации, условиям договоров осуществляется подтверждение соответствия.

 Согласно ч.2 ст.25 Закона о техническом регулировании соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации.

Сертификат соответствия включает в себя:

наименование и местонахождение заявителя;

наименование и местонахождение изготовителя продукции, прошедшей сертификацию;

наименование и местонахождение органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия;

информацию об объекте сертификации, позволяющую идентифицировать этот объект;

наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого проводилась сертификация;

информацию о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях;

информацию о документах, представленных заявителем в орган по сертификации в качестве доказательств соответствия продукции требованиям технических регламентов;

срок действия сертификата соответствия;

информацию об использовании или о неиспользовании заявителем национальных стандартов Российской Федерации, включенных в перечень документов по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента.

Сертификат соответствия выдается на серийно выпускаемую продукцию, на отдельно поставляемую партию продукции или на единичный экземпляр продукции.

Таким образом, в случае, если на поставляемый товар имеется сертификат соответствия (качества) проводить дополнительные испытания для уточнения параметров товара не нужно, так как данный сертификат подтверждает соответствие товара указанному в нем техническому регламенту. Также, соответствие техническому регламенту указывается и на упаковке товара. Следовательно, в случае, если характеристики товаров в аукционной документации описаны в соответствии с  действующими техническими регламентами, чтобы заполнить первую часть заявки участнику закупки достаточно указать характеристики, содержащиеся в данном стандарте.

Кроме того, Комиссией Курганского УФАС России установлено, что требуемые конкретные показатели товаров указываются на сайтах производителей и продавцов товаров при описании их характеристик.

Согласно протоколу № 1  рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 08.06.2017 г. подано5 заявок. Все заявки соответствуют требованиям документации электронного аукциона, допущены и признаны участниками аукциона, что опровергает довод Заявителя об ограничении доступа к участию в закупке.

Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Однако, к жалобе ИП Берегового С.В. не приложены документы, подтверждающие ее обоснованность. Кроме того, Заявитель не указывает какие именно показатели по названным позициям становятся известными в ходе испытания определенной партии товара.

Заявитель не указал, что именно вызывает затруднения при описании указанных позиций и какие при этом нарушены его права и законные интересы.

На основании вышеизложенного,  Комиссия Курганского УФАС России признала довод Заявителя признан необоснованным.

2. Заявитель указывает, что по ряду позиций Технического задания аукционной документации Заказчик установил требования о соответствии поставляемого товара недействительным ГОСТам.

На рассмотрении жалобы по существу представитель Заказчика пояснил, что документацией электронного аукциона предусмотрено, что объемы и виды работ по Контракту, требования, предъявляемые к выполнению работ, особые условия вполнения работ определяются проектной документацией «Капитальный ремонт комплекса гидротехнических сооружений водохранилища на р. Отнога у села Стариково Шумихинского района Курганской области», разработанной в 2016 г., имеющей положительное заключение государственной экспертизы, выданное Управлением строительства и государственной экспертизы Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области от 18.07.2016 г. № 45-1-1-3-0028-16. Проектная документация утверждена распоряжением Администрации Стариковского сельсовета от 09.08.2016 г. №51, приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 16.08.2016г. № 444.

В аукционной документации установлено, требование о том, что работы должны выполняться в соответствии с проектной документацией, графиком производства работ, утвержденной сметой, действующим законодательством.

Кроме того, указанные в аукционной документации ГОСТы, в части описанных характеристик товаров, не противоречат заменяющим их ГОСТам.

Таким образом, довод Заявителя признан Комиссией Курганского УФАС России признан необоснованным.

Руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 № 727/14, ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссией Курганского УФАС России проведена внеплановая проверка закупки (№0143300031817000003), в результате которой установлено следующее.

1. Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. № 1457 (далее – Постановление Правительства РФ от 29.12.2015 г. № 1457) утвержден Перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 г. В п. 5 Перечня указано выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются, в том числе условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

В п. 12 Информационной карты документации электронного аукциона указан запрет на выполнение работ и оказание услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, предусмотренный Постановление Правительства РФ от 29.12.2015 г. № 1457.

Однако, в нарушение п.7 ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона на выполнение работ по мероприятию «Капитальный ремонт комплекса гидротехнических сооружений водохранилища на р. Отнога у села Стариково Шумихинского района Курганской области» (извещение № 0143300040117000035) не установлен запрет на выполнение работ и оказание услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, предусмотренный Постановление Правительства РФ от 29.12.2015 г. № 1457.

 Таким образом, уполномоченный на размещение закупки орган допустил нарушение п.7 ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе.

2. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.

Постановлением N 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее – Постановление Правительства РФ № 99) устанавливает, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к постановлению.

Согласно пункту 2 приложения № 1 Постановления № 99 дополнительные требования устанавливаются к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.

В п.12 Информационной карты документации электронного аукциона установлено дополнительное требование к участникам закупки, предусмотренное Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99.

В соответствии с ч.1 ст.21 Закона о контрактной системе планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок.

 Согласно п.3 ч.3 ст. 21 Закона о контрактной системе в план-график включается, в том числе информация в отношении каждой закупки о дополнительных требованиях к участникам закупки (при наличии таких требований) и обоснование таких требований.

Однако, в нарушение п.3 ч.3 ст.21 Закона о контрактной системе в плане-графике закупок товаров, работ, услуг на 2017 год Администрации Стариковского сельсовета по позиции 6 «Выполнение работ по мероприятию «Капитальный ремонт комплекса гидротехнических сооружений водохранилища на р. Отнога у села Стариково Шумихинского района Курганской области»» не указано дополнительное требование, предусмотренное Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99.

 Таким образом, Заказчик допустил нарушение п.3 ч.3 ст. 21 Закона о контрактной системе.

Комиссией Курганского УФАС России принято решение предписание не выдавать, так как выявленные нарушения не могут  повлиять на результат определения поставщика.

Исследовав предоставленные материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Курганского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ИП Б. необоснованной.
  2. Признать в действиях уполномоченного органа – Финансового отдела Администрации Шумихинского района при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона (извещение № 0143300040117000035) нарушение п.7 ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе, выразившееся в неустановлении в извещении о проведеднии электронного аукциона запрета, предусмотренного Постановление Правительства РФ от 29.12.2015 г. № 1457.
  3. Признать в действиях заказчика – Администрации Стариковского сельсовета Шумихинского района при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона (извещение № 0143300040117000035) нарушение п.3 ч.3 ст.21 Закона о контрактной системе, выразившееся в неустановлении в плане-графике по позиции №6 дополнительного требования, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 .
  4. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
  5. Передать материалы должностному лицу Курганского УФАС России, уполномоченному решать вопрос о возбуждении административного производства.

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны