Решение б/н Решение по делу о нарушении законодательства о контрактной с... от 18 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок № 05-02/191-17

12.07.2017 г.              
г. Курган

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России)
в присутствии представителей Государственного бюджетного учреждения «Курганский областной госпиталь для ветеранов войн» (ИНН 4501019930, г. Курган, ул. Перова, 59);
в отсутствии представителя Общества с ограниченной ответственностью «Прайд» (извещен надлежащим образом);
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Прайд» на действия Заказчика – Государственного бюджетного учреждения «Курганский областной госпиталь для ветеранов войн» (далее – ГБУ «Курганский областной госпиталь для ветеранов войн», Заказчик) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку медицинских изделий (извещение № 0343200010917000121), и осуществив внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

06.07.2017 г. в Курганское УФАС России поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью «Прайд» (далее – Заявитель, ООО «Прайд») на действия Заказчика – ГБУ «Курганский областной госпиталь для ветеранов войн» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку медицинских изделий (извещение № 0343200010917000121).
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Из жалобы заявителя следует, что нарушение прав и законных интересов выразилось в следующем.
1. В нарушение требования Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Постановление Правительства РФ № 102) Заказчиком объединены в один лот товары, попадающие под действия Постановления Правительства РФ № 102 и не попадающие под него.
2. Заказчиком установлено необъективное требование к остаточному сроку годности поставляемых товаров.
3. При описании объекта закупки Заказчиком установлено излишнее требование о том, что слои маски должны быть термически соединены (спаяны) между собой ультразвуком.
4. При описании объекта закупки Заказчиком использована следующая характеристика дренажных трубок: «выполнены из высококачественного экологически чистого материала». Заявитель полагает, что данное требование не несет информации о качестве и свойствах материала. Кроме того, непонятно на основании каких критериев на стадии приемки товара Заказчик будет определять, что материал «экологически чистый».
5. Заказчиком при описании характеристик лотка не указаны конкретные показатели температуры, к которым требуемый лоток должен быть устойчив.
Представители заказчика представили письменные возражения на жалобу. С доводами, изложенными в жалобе, не согласны. Просят признать жалобу заявителя необоснованной.
Руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 № 727/14, ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России проведена внеплановая проверка.
27.06.2017 г. в единой информационной системе в сфере закупок опубликовано извещение электронного аукциона на поставку медицинских изделий (извещение № 0343200010917000121).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 153 751,38 рублей.
Заказчиком является ГБУ «Курганский областной госпиталь для ветеранов войн».
На момент рассмотрения жалобы по существу контракт не заключен.
1. Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии  с извещением о проведении электронного аукциона №0343200010917000121 к поставке требуются медицинские изделия по коду ОКПД2 32.50.50.000.
Согласно "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) (далее – ОКПД) под код ОКПД2 32.50.50.000 попадают изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие.
Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102  "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Постановление Правительства № 102) устанавлен перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Под действие вышепоименованного постановления медицинские изделия по коду ОКПД2 32.50.50.000 не попадают.
В соответствии с п. 2(2) Постановления Правительства РФ № 102 для целей ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в перечень и не включенные в него.
Согласно разделу 3 аукционной документации (Техническое задание) к поставке требуется, в том числе, салфетки марлевые стерильные (п. 11), салфетки марлевые (п. 12).
В соответствии с Постановлением РФ № 102, при применении перечня отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, следует руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД или ОКПД2), так и наименованием вида медицинского изделия указанного кода. Так, в перечень медицинских изделий, в соответствии с Постановлением Правительства № 102, включены «Салфетки антисептические спиртовые; салфетки марлевые медицинские стерильные и нестерильные» (код ОКПД2 21.20.24.160)
Таким образом, Заказчиком неправильно определен код ОКПД2 для салфеток марлевых стерильных, салфеток марлевых, вследствие чего Заказчиком допущено нарушение ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении требования Постановления Правительства РФ № 102, а именно во включении в один лот медицинских изделий, попадающих под действия Постановления Правительства РФ № 102 и не попадающих под него.
Довод Заявителя признан обоснованным.
2. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч. 4 ст. 33 Закона о контрактной системе требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости.
В разделе 3 документации электронного аукциона установлено следующее требование: «Остаточный срок годности на момент поставки товара не менее 24 месяцев».
Из пояснений Заказчика на заседании комиссии Курганского УФАС России по рассмотрению жалобы следует, что законодательство не ограничивает срок использования товара, таким образом, обязанность использовать поставляемый товар до конца финансового года у Заказчика отсутствует.
Кроме того, Заказчик полагает, что им соблюдены требования письма ФАС России № ИА/34601/17, согласно которому при отсутствии устранения, ограничения конкуренции, сокращения количества участников закупки, предлагающих к поставке медицинские изделия с остаточным сроком годности, соответствующим периоду, на который закупается медицинское изделие, заказчик вправе установить требование к остаточному сроку годности медицинского изделия, превышающего период, на который закупается медицинское изделие (например, для формирования резерва по окончании календарного года и иные причины объективного характера).
Комиссия Курганского УФАС России приходит к выводу о том, что довод заявителя несостоятелен исходя из следующего.
Из пояснений Заказчика следует, что медицинские изделия планируется использовать до следующей закупки, которая будет осуществлена в 2018 году.
В соответствии с ч. 2 ст.72 Бюджетного кодекса РФ государственная  (муниципальная) закупка не может быть спланирована и осуществлена в случае отсутствия лимитов бюджетных обязательств (далее – ЛБО), доведенных до заказчика.
ЛБО доводятся до заказчиков после принятия решения о бюджете (как правило, в конце декабря).
Процедура проведения торгов составляет минимум 26 дней.
Таким образом, чтоб контракт был подписан 31 декабря 2017г. и товары начали поставлять с 1 января 2018 года необходимо разместить извещение о закупке не позднее 3-5 декабря 2017 года, когда ЛБО еще не доведены до заказчиков.
Если же извещение размещать только после доведения ЛБО, то заключение контракта в лучшем случае будет осуществлено в последних числах января. Таким образом,  заказчик (в данном случае – ГБУ «Курганский областной госпиталь для ветеранов войн») до заключения контракта останется без необходимых медицинских изделий.
 Следовательно, в целях формирования резерва по окончании календарного года Заказчик устанавливает требование об остаточном сроке годности медицинских изделий не менее 24 месяцев.
Кроме того, срок годности товаров из аукционной документации составляет 3-5 лет. Установление остаточного срока годности для всех товаров – не менее 24 месяцев – не  ограничивает участников аукциона, что подтверждается количеством участников электронного аукциона  (3 участника)
3. Согласно п. 4 Технического задания к поставке требуется маска хирургическая 3-х слойная на резинке одноразовая. При этом слои маски должны быть технически соединены (спаяны) между собой ультразвуком.
Заявитель полагает, что требование о способе спайки (ультразвук) является необъективным. Просит данное требование исключить.
Согласно технологическому процессу изготовления медицинских изделий применяются следующие методы соединения слоев: ниточный, клеевой и ультразвуковая сварка.
Ниточный и клеевой способы используют для скрепления деталей одежды. Ультразвуковую сварку преимущественно используют при производстве масок.
Ультразвуковая сварка имеет значительное преимущество перед другими способами соединения как для производителей, так и для людей, пользующихся данным видом продукции.
Согласно ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В своих возражениях на жалобу Заказчик отметил, что в связи с тем, что основными пациентами лечебного учреждения являются люди преклонного возраста, изделие должно быть мягким, безопасным, комфортным для носки, что обеспечивает применение технологии ультразвуковой сварки.
На основании изложенного, Комиссия Курганского УФАС России пришла к выводу, что аукционная документация разработана в соответствии с потребностями заказчика и не противоречит положениям Закона о контрактной системе. Довод заявителя, указанный в жалобе, не нашел своего подтверждения.
4. В п. 7 Технического задания Заказчиком указано следующее.
Трубка резиновая (для взятия крови) – трубка дренажная медицинская, резиновая тип-2, используется в медицине для хирургических целей: для удаления патологических жидкостей из полостей или ран различного размера для любых видов дренажа. Дренажные трубки после операций выполнены из высококачественного экологически чистого материала. Трубка дренажная резиновая пригодна для любых способов температурной дезинфекции.
В соответствии с ГОСТ 3399-76 трубки резиновые дренажные используются для хирургических целей.
Таким образом, указание Заказчика на то, что дренажные трубки используются после операций не нарушает Закон о контрактной системе, а также не ограничивает участников закупки.
Что касается формулировки «выполнены из высококачественного экологически чистого материала», то данное требование не противоречит требованиям, предъявляемым к данному виду продукции, в том числе ГОСТ.
В п. 2.3 ГОСТ 3399-76 указана следующая характеристика: «резина, применяемая для изготовления трубок, не должна выделять вещества, способные оказать вредное действие на организм человека», что эквивалентно «экологически чистые», характеристики резины, указанные в данном ГОСТ эквивалентны понятию «высококачественная».
Довод Заявителя признан Комиссией Курганского УФАС России необоснованным.
5. В п. 10 Технического задания Заказчиком указано следующее: «Лоток нержавеющий большой – лоток почкообразной формы. Предназначен для проведения различных медицинских манипуляций в условиях клиник, больниц, лабораторий: размещения различного колющего, режущего стерильного инструмента; раздача лекарственных средств; сбор различных биологических жидкостей; поднос и хранение термометров, пипеток и т.д. Лоток изготовлен из высококачественной нержавеющей стали, устойчивой к дезинфицирующим растворам и действию высоких температур».
Согласно доводу Заявителя, Заказчиком не указаны конкретные температуры, к которым должен быть устойчив лоток.
Довод Заявителя является необоснованным в силу следующего.
Согласно письму ФАС России от 01.06.2016 г. № ИА/44536/16 Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования Заказчика подробно описать в заявке показатели, значения которых становятся известными при испытании товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Кроме того, требования об указании температуры целесообразнее было бы предъявлять к производителю товара при заказе отдельной партии, а не к поставщиком готовой продукции, так как в маркировке товара чаще всего значится «сталь устойчива к действию высоких температур».
Таким образом, Заказчиком соблюдены требования Закона о контрактной системе. Довод Заявителя признан необоснованным.
Исследовав предоставленные материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 № 727/14, ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России,


РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Прайд» частично обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика – ГБУ «Курганский областной госпиталь для ветеранов войн» нарушение ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении требования Постановления Правительства РФ № 102, а именно во включении в один лот медицинских изделий, попадающих под действия Постановления Правительства РФ № 102 и не попадающих под него (извещение № 0343200010917000121).
3. Выдать Заказчику –– ГБУ «Курганский областной госпиталь для ветеранов войн» предписание об устранении нарушений ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе, путем аннулирования электронного аукциона на поставку медицинских изделий (извещение № 0343200010917000121).
4. Передать материалы должностному лицу Курганского УФАС России, уполномоченному решать вопрос о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев.

Связанные организации

Связанные организации не указаны