Решение б/н Решение по делу о нарушении законодательства о контрактной с... от 11 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок № 05-02/218-17

8.08.2017 г.              
г. Курган

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России)
в присутствии представителей Муниципального казенного учреждения «Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана» (далее – МКУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана», Заказчик) (ИНН 4501139339, г. Курган, ул. К.Мяготина, 89а);
в присутствии представителя Департамента экономического развития, предпринимательства и торговли Администрации города Кургана,
в отсутствии представителя Общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» (далее – ООО «Перспектива», Заявитель) (извещен надлежащим образом);
рассмотрев жалобу ООО «Перспектива» на действия Заказчика – МКУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана», Уполномоченного органа - Департамента экономического развития, предпринимательства и торговли Администрации города Кургана при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия путепровода на ул. Бурова-Петрова (ст. Заводская), ремонт ул. Химмашевская (извещение № 0143300006917000414), и осуществив внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

3.08.2017 г. в Курганское УФАС России поступила жалоба ООО «Перспектива» на действия Заказчика – МКУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана», Уполномоченного органа - Департамента экономического развития, предпринимательства и торговли Администрации города Кургана при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия путепровода на ул. Бурова-Петрова (ст. Заводская), ремонт ул. Химмашевская (извещение № 0143300006917000414).
В жалобе Заявитель указал, что Заказчиком в нарушение положений статьи 37 Закона о контрактной системе установлено неправомерное требование о предоставлении участником информации, подтверждающей его добросовестность. Кроме того, Заказчиком установлено требование о наличии опыта работа, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее – Постановление Правительства РФ № 99) в недействующей редакции Постановления Правительства № 99.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе не согласны. Просят признать жалобу необоснованной.
Представитель Уполномоченного органа также просит признать жалобу необоснованной.
Руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 № 727/14, ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России проведена внеплановая проверка.
19.07.2017 г. в единой информационной системе в сфере закупок опубликовано извещение электронного аукциона выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия путепровода на ул. Бурова-Петрова (ст. Заводская), ремонт ул. Химмашевская (извещение № 0143300006917000414).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 43 725 567,00 рублей.
Заказчиком является МКУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана».
Уполномоченный орган - Департамента экономического развития, предпринимательства и торговли Администрации города Кургана.
На момент рассмотрения жалобы по существу контракт не заключен.
Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в проекте контракта установлено неправомерное требование к участникам закупки, предложившим цену контракта, которая на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта о предоставлении документов, подтверждающих добросовестность участника.
В соответствии с ч. 1-3 ст. 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение двух лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе четырех и более контрактов (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
Согласно извещению № 0143300006917000414 начальная (максимальная) цена контракта составляет 43 725 567,00 рублей. Следовательно, при установлении антидемпинговых мер Заказчик должен руководствоваться ч. 1 ст. 37 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 10.1.3 проекта контракта информация, подтверждающая добросовестность участника закупки, признанного победителем аукциона, указанная в п. 10.1.1 настоящего Контракта, предоставляется при направлении Заказчику подписанного проекта Контракта.
В соответствии с п. 10.1.1 проекта контракта в случае, если участником закупки, с которым заключается Контракт, предложена цена Контракта, которая ниже начальной (максимальной) цены Контракта менее, чем на двадцать пять процентов, такой участник предоставляет обеспечение исполнения Контракта в размере одиннадцати процентов от начальной (максимальной) цены Контракта, что составляет 4 809 812,37 (четыре миллиона восемьсот десять тысяч восемьсот двенадцать) рублей 37 копеек.
Следовательно, Заказчик не устанавливает требование о предоставлении документов, подтверждающих добросовестность участника.
С учетом вышеизложенного, требования, установленные Заказчиком в проекте контракта, соответствуют положениям ст. 37 Закона о контрактной системе. Довод Заявителя признан необоснованным.
По мнению Заявителя, Заказчиком установлено требование о наличии опыта работа, связанного с предметом контракта, и деловой репутации в соответствии с недействующей редакции Постановления Правительства РФ № 99.
Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 31 Закона о контрактной системе).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Постановлением Правительства РФ № 99 утверждены дополнительные требования к участникам закупки.
Согласно п. 2 Приложения № 1 Постановления Правительства РФ при  выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей к участникам закупки предъявляется требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. При этом участник закупки в составе второй части заявки должен предоставить следующие подтверждающие документы: копию исполненного контракта (договора); копию акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копию разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Вместе с тем, Заказчиком, в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, установлено требование о предоставлении документов, подтверждающих опыт работы в соответствии с недействующей редакцией Постановления Правительства РФ № 99, а именно: «в качестве подтверждения участник должен предоставить копию (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе».
Довод Заявителя признан обоснованным.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно Техническому заданию электронного аукциона № 0143300006917000414 победителю аукциона необходимо, в том числе, выполнить следующие работы:
пп. 12, 14 Устройство дождеприемных колодцев.
п. 13 Устройство безнапорных трубопроводов.
п. 16 Устройство водоотвода.
Согласно приказу Минтранса России от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" (далее – приказ Минтранса № 402)  выполнение работ по устройству недостающих элементов системы водоотвода (в том числе новых водопропускных труб, дренажей, прикромочных и телескопических лотков, водоотводных канав, быстротоков, водобойных колодцев, перепадов, ливневой канализации и других элементов) относится к капитальному ремонту автомобильных дорог.
Таким образом, виды работ, установленные в документации электронного аукциона, относятся к работам по капитальному ремонту автомобильных дорог.
При этом согласно ч. 2, 2.1 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации  работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик вправе осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства самостоятельно при условии, что он является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не предусмотрено настоящей статьей, либо с привлечением иных лиц по договору строительного подряда.
С учетом вышеизложенного, участник закупки на выполнение работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Вместе с тем в документации электронного аукциона отсутствует требование о том, что участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Также, в документации не установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки выписки из государственного реестра саморегулируемых организаций.
Согласно  п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Таким образом, неустановление требования о предоставлении в составе второй части заявки выписки из государственного реестра саморегулируемых организаций является нарушением п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
На основании части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, размещаемая в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В силу частей 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе требуемые характеристики, показатели, значения показателей товаров заказчику надлежит включать в описание объекта закупки в составе документации об аукционе.
Такие характеристики для выполнения работ по капитальному ремонту автомобильных дорог должны содержаться в проектной документации. Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта (ч. 2 ст. 48 Гражостроительного кодекса Российской Федерации).
Из положений статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что обязанность заказчика по определению таких показателей обусловлена необходимостью доведения до участников аукциона понятных и доступных требований к составу и содержанию заявки. В дальнейшем участник закупки обязан дать свое предложение относительно показателей, которые заказчиком определены в качестве используемых для определения соответствия такого товара требованиям документации об аукционе.
Соблюдение указанных положений закона необходимо для повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений, а именно участие в закупках лиц, способных заключить контракт - профессиональных участников рынка.
В составе документации, размещенной при проведении электронного аукциона № 0143300006917000414,  отсутствует проектная документация. Отсутствие в документации об электронном аукционе проектной документации не позволяет определить потребности заказчика и приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта. Таким образом, Уполномоченным органом допущено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Исследовав предоставленные материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 № 727/14, ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Перспектива» частично обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика – МКУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана» нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в:
 - установлении требования к участнику о предоставлении документов, подтверждающих опыт работы в соответствии с недействующей редакцией Постановления Правительства РФ № 99;
 - неустановлении требования к участнику закупки о предоставлении в составе второй части заявки выписки из государственного реестра саморегулируемых организаций.
3. Признать в действиях заказчика – МКУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана» нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, выразившееся в отсутствии в составе документации электронного аукциона проектно-сметной документации.
4. Выдать Заказчику - МКУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана» предписание об устранении нарушений п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, путем аннулирования электронного аукциона на выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия путепровода на ул. Бурова-Петрова (ст. Заводская), ремонт ул. Химмашевская (извещение № 0143300006917000414).
5. Передать материалы должностному лицу Курганского УФАС России, уполномоченному решать вопрос о возбуждении административного производства.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев.

ПРЕДПИСАНИЕ по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок № 05-02/218-17

8.08.2017 г.                       
г. Курган

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России)
рассмотрев жалобу ООО «Перспектива» на действия Заказчика – МКУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана», Уполномоченного органа - Департамента экономического развития, предпринимательства и торговли Администрации города Кургана при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия путепровода на ул. Бурова-Петрова (ст. Заводская), ремонт ул. Химмашевская (извещение № 0143300006917000414), и осуществив внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Заказчику – МКУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана»   устранить нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, путем аннулирования электронного аукциона на выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия путепровода на ул. Бурова-Петрова (ст. Заводская), ремонт ул. Химмашевская (извещение № 0143300006917000414) в срок не позднее 18 августа 2017 года.
2. О выполнении настоящего предписания в письменном виде (с приложением документов, свидетельствующих о выполнении предписания) сообщить в Курганское УФАС России в срок не позднее 25 августа 2017 года.
3. Оператору электронной площадки ЗАО «Сбербанк - АСТ» обеспечить техническую поддержку для возможности исполнения предписания.


Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев.
Комиссия Курганского УФАС России обращает внимание, что в соответствии с ч. 7 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц заказчика в размере пятидесяти тысяч рублей.
Обжалование предписания Курганского УФАС России не приостанавливает его действие.

Связанные организации

Связанные организации не указаны