Постановление б/н Постановление по делу №045/04/14.3-55/2024 от 14 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ045/04/14.3-55/2024

«14» марта 2024 года г.Курган


 

Я, заместитель руководителя — начальник отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области "...", рассмотрев на основании статьи 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) материалы дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении ИП Пяткова Сергея Игоревича (ИНН 450142713970, 64000000, г.Курган, ул.Пролетарская, д.41, кв.39, piatkovs@mail.ru) по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ,

при участии:

от лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении: Пятков С.И. - паспорт,


 

УСТАНОВИЛ:


 

Старшим государственным инспектором отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства Курганского УФАС России Голубь И.А. составлен протокол от 14.02.2024 по делу об административном правонарушении в отношении ИП Пяткова Сергея Игоревича.

Определением от 14.02.2024 назначены время и место рассмотрения дела на 14.03.2024 в 13 час. 30 мин. местного времени по адресу: г. Курган, ул. М. Горького, д. 40, каб. 212 .

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, явку обеспечил, на рассмотрении дела просил назначить минимальное наказание.

Исследовав материалы дела, должностное лицо приходит к следующим выводам.

В адрес Курганского УФАС России поступило заявление отделения по Курганской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации (вх. №1530-ЭП/23 от 13.04.2023) по факту нарушения части 7 статьи 5, части 1, 14 Закона о рекламе.

Заявитель сообщает, что по адресу: г. Курган, ул. Куйбышева, д. 89 расположен Комиссионный магазин «Народный». На входной двери магазина размещена информация: «*TRADE-IN*КРЕДИТ*РАССРОЧКА*БОНУСЫ*» (представлены фотоматериалы).

Факт размещения рекламы подтверждается актом осмотра от 25.04.2023 составленным специалистами Курганского УФАС России.

Сотрудниками Курганского УФАС России при фиксации рекламы установлено, что в данном Комиссионном магазине осуществляет предпринимательскую деятельность ИП Пятков Сергей Игоревич (ИНН 450142713970).

Пунктом 1 статьи 3 Закон о рекламе, реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. (далее – Закон о защите конкуренции), под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Согласно пункту 6 статьи 4 Закона о защите конкуренции, финансовая организация – хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации).

Таким образом, согласно Закону о защите конкуренции, под финансовую услугу подпадают конкретные услуги, прямо указанные в данном определении, а также иные услуги, связанные с привлечением, размещением денежных средств, но только в случае, если они оказываются финансовой организацией. При этом перечень финансовых организаций содержится в пункте 6 статьи 4 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг, и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Частью 14 статьи 28 Закона о рекламе установлено, что если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

В пункте 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» дано понятие потребительского кредита (займа).

Потребительский кредит (заем) – это денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - договор потребительского кредита (займа), в том числе с лимитом кредитования.

Информация, размещенная на входной двери магазина «TRADE-IN *КРЕДИТ*РАССРОЧКА» является рекламой финансовых услуг по предоставлению кредита.

Рассматриваемая рекламная информация сформирована таким образом, что у потребителя, ознакомившегося с данной рекламой, создается впечатление о том, что объектом рекламирования является именно услуга по предоставлению денежных средств (кредита) и возможность их получения у рекламодателя.

Согласно государственному реестру Микрофинансовых организаций, размещенному на официальном сайте ЦБ России (http://cbr.ru), ИП Пятков С.И. (ИНН 450142713970) в государственном реестре Микрофинансовых организаций по состоянию на 01.08.2023 года не состоял. Таким образом, рассматриваемая реклама нарушает требование части 14 статьи 28 Закона о рекламе, так как ИП Пятков С.И. отсутствует в реестре Микрофинансовых организаций.

Согласно пункту 24 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» в соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о рекламе в рекламе должны быть указаны наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги.

Следовательно, в случае выявления рекламы финансовых услуг или финансовой деятельности лица, не обладающего требуемыми законодательством лицензией разрешением, аккредитацией, либо не включенного в соответствующий реестр или являющегося членом соответствующей саморегулируемой организации, такая реклама подлежит пресечению.

Таким образом, рассматриваемая реклама не соответствует требованиям части 1 статьи 28 Закона о рекламе, поскольку в ней отсутствует наименование или имя лица, оказывающего банковские или иные финансовые услуги, что вводит в заблуждение потребителей.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

С этой точки зрения требование части 1 статьи 28 корреспондирует с нормой части 7 статьи 5 Закона о рекламе, которая не допускает отсутствие в рекламе части существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители.

По результатам рассмотрения материалов, Курганским УФАС России возбуждено дело № 045/05/28-278/2023 от 01.08.2023 по признакам нарушения законодательства о рекламе.

Из положений части 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе следует, что за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28 Закона о рекламе, ответственность несет рекламодатель и рекламораспространитель.

Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, частью 14 статьи 28 Закона о рекламе, несет рекламодатель.

Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона о рекламе, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Комиссией установлено, что рекламораспространителем и рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП Пятков Сергей Игоревич (ИНН 450142713970).

Учитывая, что нарушение законодательства о рекламе устранено в добровольном порядке, что подтверждается материалами дел, Комиссией сделан вывод об отсутствии необходимости в выдаче ИП Пяткову С.И. предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Учитывая вышеизложенное и основываясь на фактических обстоятельствах дела Комиссия пришла к выводу, что ИП Пятков Сергей Игоревич нарушил требования части 7 статьи 5, части 1, 14 статьи 28 Закона о рекламе.

В силу части 4 статьи 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указанные обстоятельства подтверждаются решением по делу № 045/05/28-278/2023 от 01.08.2023, а также иными материалами.

Согласно части 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 17 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Причастность ИП Пяткова С.И. к совершению административного правонарушения проявляется в распространении на него требований законодательства Российской Федерации о рекламе.

Местом совершения административного правонарушения является местонахождения рассматриваемого рекламного баннера — г.Курган, ул.Куйбышева, д.89.

Время совершения 13.04.2023 (дата поступления заявления о распространении рекламы с нарушением требований Закона о рекламе).

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, связанные с осуществлением государственного регулирования в сфере законодательства Российской Федерации о рекламе.

Объективную сторону административного правонарушения составляют действия ИП Пяткова С.И. по распространению рекламы с нарушением требований законодательства Российской Федерации о рекламе.

У ИП Пяткова Сергея Игоревича имелась возможность не нарушать требования действующего законодательства Российской Федерации о рекламе, однако лицо допустило указанное нарушение.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.

Обстоятельств, смягчающих, отягчающих административную ответственность не установлено. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (статья 24.5 КоАП РФ), не выявлено.

Причины и условия, способствовавшие совершению административного правонарушения, не выявлены.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Одним из отличительных признаков малозначительного правонарушения является то, что оно, при формальном наличии всех признаков состава правонарушения, само по себе, не содержит каких-либо угроз для личности, общества и государства.

Таким образом, наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношениям может быть оценено только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.

Данное правонарушение не является малозначительным и посягает на общественные отношения в сфере отношений по распространению рекламы в связи с чем оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.

Также в данном случае не имеется оснований для снижения размера назначаемого административного штрафа в соответствии с частью 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ, поскольку лицом, привлекаемым к ответственности, не представлено доказательств наличия тяжелого имущественного положения, а также исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями.

Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Таким образом, положение о возможности замены штрафа на предупреждение за впервые совершенное административное правонарушение может быть применено по статьям 14.3, 14.3.1, 14.38, 19.31 КоАП в случае, если дело об административном правонарушении было возбуждено по итогам проведения контрольного (надзорного) мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом, проверки, в ходе которых было установлено соответствующее нарушение законодательства о рекламе.

В случае, если дело об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена статьями 14.3, 14.3.1, 14.38, 19.31 КоАП, возбуждено антимонопольным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий, проверки, часть 1 статьи 4.1.1 КоАП не подлежит применению.

Поскольку дело об административном правонарушении было возбуждено в рамках полномочий по возбуждению и рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, оснований для применения меры административного наказания в виде предупреждения не имеется. При таких обстоятельствах, полагаю необходимым признать ИП Пяткова Сергея Игоревича виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде штрафа в размере 4000 (четыре тысячи) рублей.

Согласно части 1.3-3 статьи 32.2 КоАП административный штраф подлежит уплате в полном объеме, поскольку административное правонарушение выявлено не в ходе осуществления государственного контроля (надзора).

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 1 статьи 14.3, статьями 23.48, 24.5, 28.3, 29.9, 29.10 КоАП РФ,


 

ПОСТАНОВИЛ:


 

ИП Пяткова Сергея Игоревича (ИНН 450142713970, 64000000, г.Курган, ул.Пролетарская, д.41, кв.39, piatkovs@mail.ru) признать виновным в совершении административного правонарушения, административная ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 4000 (четыре тысячи) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Сумма штрафа, уплаченного за нарушение антимонопольного законодательства, зачисляется по следующим реквизитам:

ИНН 4501099573;

КПП 450101001;

УФК по Курганской области (Курганское УФАС России)

к/с 40102810345370000037 в Отделение Курган банка России г. Курган

БИК ТОФК 013735150;

Номер казначейского счета 03100643000000014300;

Начисление платежа:

КБК 16111601141010003140;

ОКТМО 37701000;

УИН 16100500000001900066.

Назначение платежа: Денежные взыскания (штраф) за нарушение законодательства о рекламе по делу № 045/04/14.3-55/2024.

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицу, привлеченного к административной ответственности, надлежит представить в Курганское УФАС России (e-mail: to45@fas.gov.ru).

В соответствии с частью 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со срока, указанного в части 1 статьи 32.2 КоАП РФ, должностное лицо, вынесшие постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, его территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (за исключением судебного пристава-исполнителя), составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Копия протокола об административном правонарушении направляется судье в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, либо в суд по месту рассмотрения дела в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Срок предъявления постановления к исполнению составляет 2 года.

Связанные организации

Связанные организации не указаны