Решение б/н РЕШЕНИЕ По делу № АМЗ-14/2017 от 2 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

По делу № АМЗ-14/2017

 

г. Курган

27 июля 2017 года

 

Резолютивная часть решение объявлена: «24» июля 2017 года

В полном объеме решение изготовлено:  «27» июля 2017 года

 

      Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела № АМЗ-14/2017 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии — Гагарина И.В.- руководитель управления;

      Члены комиссии:

      Ефремова Е.А. – государственный инспектор,

      Фоминых М.М. – старший государственный инспектор,

рассмотрев дело № АМЗ -14/2017 по признакам нарушения АО «Главное управление жилищно- коммунального хозяйства» (****)  пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в присутствие на заседании:

от заявителя – Дьяков А.С. (паспорт <...> доверенность***), Пшеничникова Е.Ю, (паспорт <...> доверенность ****)

от ответчика- Касимов И.А. (паспорт <...> доверенность ***)

 

УСТАНОВИЛА:

        

В соответствии с частью 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции) основанием для возбуждения дела № АМЗ-14/2017 о нарушении антимонопольного законодательства явилось обнаружение Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее по тексту - Курганское УФАС России, антимонопольный орган) признаков нарушения АО «Главное управление жилищно- коммунального хозяйства» (далее по тексту- АО «ГУ ЖКХ») пункта 4  части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в результате рассмотрения заявления ООО «Главное управление жилищным фондом» (далее по тексту- ООО «ГУЖФ»)  о соблюдении антимонопольного законодательства АО «ГУ ЖКХ».

Определениями об отложении рассмотрения дела  № АМЗ-14/2017 от 12.04.2017, 16.05.2017, 06.06.2017 с целью получения дополнительной информации дело откладывалось.

Из содержания заявления ООО «ГУЖФ»  следовало, что распоряжением Правительства РФ от 11.06.2015 года № 1089-р, АО «Главное управление жилищно- коммунального хозяйства» определено единственным исполнителем осуществляемых Минобороны России в 2015-2016 годах закупок работ и услуг, связанных с  водоснабжением, транспортировкой и подвозом воды, водоотведением, транспортировкой и очисткой сточных вод для нужд Минобороны России и подведомственных ему государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений.

21.09.2015 года между Министерством обороны РФ и АО «ГУ ЖКХ» заключен государственный контракт № 4-ВКХ на оказание услуг водоснабжения и водоотведения для нужд Министерства обороны РФ и подведомственных Минобороны России организаций (далее - государственный контракт № 4-ВКХ).

 Согласно пункту 2.1. государственного контракта № 4-ВКХ АО «ГУ ЖКХ» обязалась оказывать услуги водоснабжения и услуги водоотведения потребителю (воинские части, учреждения и организации подведомственные Министерству обороны РФ, являющиеся получателями услуг). При этом, пунктом 1.1.1.3 предусмотрено, что предметом государственного контракта  не являются  услуги по содержанию выгребных ям и вывозу жидких бытовых отходов.

30.10.2015 года между ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ и АО «ГУ ЖКХ» заключен договор № БП/ГУЖКХ-ВКХ-5 о безвозмездной передаче объектов водопроводно- канализационного хозяйства Министерства обороны Российской Федерации, закрепленными на праве оперативного управления за федеральным государственным казенным учреждением «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений»  Министерства обороны РФ (далее - договор № БП/ГУЖКХ-ВКХ-5).

Согласно пункту 1.1. договора № БП/ГУЖКХ-ВКХ-5 ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ передает АО "ГУ ЖКХ" во временное  безвозмездное пользование объекты водопроводно-канализационного хозяйства для использования в целях выполнения государственного контракта № 4-ВКХ. Приложением № 1 к договору № БП/ГУЖКХ-ВКХ-5 определен перечень объектов водопроводно-канализационного хозяйства Министерства обороны РФ, закрепленного на праве оперативного управления за ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, предоставляемого в безвозмездное пользование АО «ГУ ЖКХ». Согласно пп. 87-94 указанного перечня, сети холодного водоснабжения, сети водоотведения, водонасосная станция, скважины, водонапорные башни, расположенные в военном городке № 2 с. Иковка Кетовского района Курганской области переданы в безвозмездное пользование АО «ГУ ЖКХ».

Следовательно, АО «ГУ ЖКХ» в период действия вышеуказанного государственного контракта являлось владельцем объектов водопроводно-канализационного хозяйства.

Письмом от 02.03.2017 года № 141/4-2529 ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России в адрес Курганского УФАС России сообщило, что с 30.10.2015 по настоящее время АО «ГУ ЖКХ» осуществляет пользование объектами водопроводно- канализационного хозяйства в военном городке № 2 с. Иковка Кетовского района Курганской области на основании договора № БП/ГУЖКХ-ВКХ-5.

 

Комиссия, проанализировав документы и информацию, представленную лицами, участвующими в деле о нарушении антимонопольного законодательства № АМЗ- 14/2017, установила следующее.

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», деятельность по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

На основании вышеизложенного,  АО «ГУ ЖКХ»  признается субъектом естественной монополии в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры. Положение субъекта естественной монополии в силу закона является доминирующим, так как часть 5 статьи 5  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  определяет, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

На основании изложенного выше, следует говорить о доминирующем положении АО «ГУ ЖКХ» на рынках услуг по водоснабжению и водоотведению на территории с. Иковка Кетовского района Курганской области в границах присоединенных водопроводных и канализационных сетей АО «ГУ ЖКХ».

Согласно договора управления жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами РФ № 2-УЖФ-01 от 27.07.2015 года заключенного между Министерством обороны РФ и  ООО «Главное управление жилищным фондом», последнее является управляющей организацией для спорных домов, расположенных в военном городке с. Иковка Кетовского района Курганской области.  

В ходе рассмотрения настоящего дела, комиссией Курганского УФАС России были истребованы все имеющиеся документы, технические паспорта, акты приема передач жилого фонда в пользование ООО «ГУЖФ».

Из пояснений заявителя следует, что ООО «ГУЖФ» по договору от 27.07.2015 № 2-УЖФ-01 не получало от заказчика технической документации на МКД в с. Иковка Кетовского района Курганской области. В материалы дела представлены акты приема-передач МКД в управление. Из данных актов следует, что заказчик по договору от 27.07.2015 года передает только лишь инженерное сооружение – многоквартирный дом. Септик в акте приема передач отсутствует.

В соответствии с пунктом 3.1.3. Договора, управляющая компания  от своего имени и за свой счет заключает договоры на снабжение коммунальными ресурсами и прием бытовых стоков с ресурсоснабжающими организациями.

Управляющая компания ООО «ГЖКХ» не является исполнителем коммунальной услуги водоотведения, данная функция не предусмотрена договором управления домами. Так же, управляющая организация не является организацией коммунального комплекса и сама по себе не является этапом производственной регулируемой услуги водоотведения. Отвод бытовых стоков из жилых помещений осуществляется по внутридомовой системе водоотведения от внешней стены дома по канализационным сетям до септика. Независимо от способа управления многоквартирными домами АО «ГУ ЖКХ» обязано, как ресурсоснабжающая организация, оказывать коммунальную услугу – водоотведение.

Из письма от 08.11.2016 № 2068 Министерства обороны РФ войсковой части 58661 следует, что многоквартирные дома №№ 4, 6 по ул. Красноармейская, 2 канализованы в один септик, находящийся возле дома № 4/54 объемом 30 м.куб. Дома №№  8,9,10,11,12 по улице Красноармейская, 2 так же канализованы в один септик, расположенный возле дома № 9/70 объемом 60 м. куб.

         АО «ГУ ЖКХ», являясь организацией, предоставляющей услуги по водоснабжению и водоотведению, должно обслуживать септик, являющийся составной частью общей системы канализации; не вправе отказывать жильцам спорных жилых домов в предоставлении услуги по водоотведению, в том числе путем вывоза бытовых сточных вод из септика. Услуга должна оплачиваться по установленным тарифам на водоотведение.

         Границей сетей водоотведения, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных в с. Иковка, Кетовского района Курганской области, с системами коммунальной инфраструктуры является внешняя стена дома исходя из следующего.

         Согласно абзацу 2 пункта 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее по тексту - Правила содержания общего имущества), в состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе. Таким образом, септик, не может быть отнесен к внутридомовой инженерной системе водоотведения.

  Пунктом 8 Правил содержания общего имущества предусмотрено, что внешней границей сетей водоотведения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома.

Согласно части  2 статьи 543 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Приведенные нормы гражданского законодательства возлагают на энергоснабжающую организацию обязанность по обеспечению надлежащего технического состояния энергетических сетей, если нет иного установленного порядка. В данном случае АО «ГУ ЖКХ» несет ответственность за эксплуатацию канализационных сетей и септика от внешней стены дома.

Согласно подпункту «а» пункта 28 Правил содержания общего имущества собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.

Согласно подпункту «д» пункта 10 Правил содержания общего имущества к расходам по содержанию общего имущества относится сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов.

Следовательно, расходы на вывоз ЖБО должны осуществляться за счет платежей граждан  за содержание и ремонт общедомового имущества и эти расходы могут быть возложены на граждан лишь в случае, если они связаны с содержанием общедомового имущества. Поскольку в данном случае септик не является общедомовым имуществом и должен обслуживаться АО «ГУ ЖКХ», граждане не несут обязанности по оплате услуг по вывозу ЖБО.

         Соответственно, обязанность по вывозу ЖБО не может быть возложена и на управляющие компании.

В соответствии с пунктом 1 статьи 426 Гражданского кодекса РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Договор на оказание услуги по водоотведению является публичным договором.

АО «ГУ ЖКХ» является единственным хозяйствующим субъектом, имеющим возможность предоставить гражданам услугу по водоотведению, предприятие не вправе отказать гражданам в предоставлении услуги по водоотведению как в силу публичности договора, так и в связи с доминирующим положением на рынке.

В результате отказа  АО «ГУ ЖКХ» от вывоза сточных вод из септика и как следствие - оказания услуги водоотведения, ООО «ГУЖФ» было вынуждено заключить договоры на вывоз ЖБО с иными лицами. О том, что по спорным домам сложилась неблагоприятная ситуация вследствие подтопления дворовых территорий и подвальных помещений жилого фонда бытовыми стоками из переполненного септика, свидетельствуют письма № 30/1212 от 21.11.2016 г., №182 от 14.03.2017 г. направленными в адрес ресурсоснабжающей организации. Однако, обязанность по предоставлению услуги по вывозу ЖБО (водоотведению) возникает у предприятия в силу закона.

В подтверждения оказания услуг своими силами ООО «ГУЖФ» представлены следующие документы:

- Договор № 06-07-02/0039/15 от 30.10.2015 на комплексное содержание многокварнирных домов, заключенный с ООО «Компонент»;

- Акты выполненных работ за 2016 год, свидетельствующие о вывозе ЖБО от спорных домов;

- Акты выполненных работ от ИП Демшин- Пронищев от 27.03.2017 года;

- Акты выполненных работ от ООО «ТК «АТА Сити» за октябрь 2016 - январь 2017 года.

Пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции предусмотрен запрет на экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Действия АО «ГУ ЖКХ» по прекращению предоставления услуги водоотведения гражданам, проживающих в многоквартирных домах, расположенных в с. Иковка Кетовского района Курганской области, свидетельствуют о том, что предприятие нарушило запрет, предусмотренный пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

При перезаключении государственных контрактов на оказание услуг водоснабжения и водоотведения для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны РФ организаций в 2016 и 2017 году – 5-ВКХ от 28.10.16 года и № 6-ВКХ от 30.12.16 соответственно, инженерные сооружения –септики- 2 шт. были исключены из акта приема передач на техническое обслуживание объектов водоснабжения и водоотведения.

В настоящий момент, на балансе ни у одной из организаций данные инженерные сооружения не стоят.

Комиссия Курганского УФАС России, исследовав в совокупности представленные в дело документы, установив фактические и иные обстоятельства дела и применив вышеназванные нормы законодательства, пришла к выводу о том, что действия АО «Главное управление жилищно- коммунального хозяйства» выразившееся по отказу от в отказе от осуществления услуги водоотведения (вывоза жидких бытовых отходов) населению военного городка № 2, расположенного в с. Иковка Курганской области, нарушают пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135- ФЗ «О защите конкуренции».

Определением об отложении рассмотрения дела № АМЗ-14/2017 от 06.07.2017 сторонам по делу была направлено заключение об обстоятельствах дела № АМЗ-14/2017 по признакам нарушения антимонопольного законодательства. Возражений, дополнительных документов относящихся к рассматриваемому делу не поступило.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 1 статьи 10, статьей 23, части 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьи 59 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ,

                                                      РЕШИЛА:                               

  1. Признать положение АО «Главное управление жилищно- коммунального хозяйства»  доминирующим на рынках услуг по водоснабжению и водоотведению на территории с. Иковка Кетовского района Курганской области в границах присоединенных водопроводных и канализационных сетей АО «ГУ ЖКХ».
  2. Признать в действиях АО «Главное управление жилищно- коммунального хозяйства» нарушение пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  3. Выдать АО «Главное управление жилищно- коммунального хозяйства» предписание о прекращении нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2017 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Связанные организации

Связанные организации не указаны