Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № АМЗ-4/2018 от 18 июля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № АМЗ-4/2018

 

                                                                                                                 г. Курган

Резолютивная часть решения оглашена 10 июля 2018 г.

В полном объеме решение изготовлено 16 июля 2018 г.

 

  Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела № АМЗ-4/2018 о нарушении антимонопольного законодательства (далее также – комиссия) в составе:

  Председатель комиссии - Белова А.В. - заместитель руководителя-начальник отдела управления;

Члены комиссии:

Климович К.В. -  заместитель начальника отдела,

Ефремова Е.А. - государственный инспектор,

рассмотрев дело № АМЗ-4/2018 по признакам нарушения Федеральным государственным бюджетным учреждением «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Курганской области» (далее также – ФГБУ «Управление «Курганмелиоводхоз») (ИНН 4501055520 КПП 450101001 ОГРН 1034500007651, 640000, г. Курган, ул. М. Горького, 41) части 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике», пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861,

в присутствие на заседании

от ответчика: Г. Р.Г., доверенность от 10.01.2018 г. N ;

от заявителя: П. Д.В., доверенность от 11.04.2016 г.;

от лиц, располагающих сведениями: Ж. Г.В., доверенность от 01.11.2017 г. №  (ПАО «СУЭНКО»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

23 октября 2017 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее по тексту также – Курганское УФАС России) поступило заявление ООО ПКФ «Веда» (вх. № 6610) (далее по тексту также – заявитель) с жалобой на действия ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Курганской области» (далее по тексту также - ФГБУ «Управление «Курганмелиоводхоз», ответчик), выразившиеся в отключении от электрической энергии принадлежащего Заявителю объекта - автозаправочной станции, расположенной по адресу: г. Курган, бульвар Мира, 28.

  ООО ПКФ «Веда» сообщило, что 16.10.2017 года без предупреждения прекращена подача электрической энергии в отношении принадлежащего ему объекта (свидетельство о государственной регистрации 45-АА 469726) . Общество пояснило, что точкой поставки электрической энергии является трансформаторная подстанция (ТП-464, 6/0,4 кВ, РУ-0,4 кВ, Р-3-3).

Курганским УФАС России по результатам рассмотрения вышеуказанного заявления в действиях ФГБУ «Управление «Курганмелиоводхоз» выявлены признаки нарушения части 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, выразившиеся в препятствовании перетоку электрической энергии через объекты ФГБУ «Управление «Курганмелиоводхоз» электрической энергии для ООО ПКФ «Веда» в силу следующего.

Согласно акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, составленному между ООО ПКФ «Веда» и сетевой организацией ПАО «СУЭНКО», энергоснабжение АЗС, расположенной по адресу: г. Курган, ул. Бульвар Мира, 28 производится от электрических сетей ПАО «СУЭНКО» опосредовано через электрические сети ФГБУ «Управление «Курганмелиоводхоз». Точка присоединения: ПС 110/6 кВ Восточная, ТП-464 6/0,4 кВ, РУ-0,4 кВ, Р-3-3.

ПАО «СУЭНКО» пояснило, что договор об осуществлении технологического присоединения с ООО ПКФ «Веда» не заключался в связи с тем, что 10.08.2017 года от ООО ПКФ «Веда» в адрес сетевой организации поступило заявление о переоформлении документов о технологическом присоединении в связи с заключением 09.08.2017 года между ФГБУ «Управление «Курганмелиоводхоз» и ООО ПКФ «Веда» соглашения о перераспределении присоединенной мощности.

Между ООО ПКФ «Веда» и АО «ЭК «Восток» заключен договор энергоснабжения от 24.08.2017 г. № ЭС01ЭЭ0100000335 (далее – договор энергоснабжения), на основании которого гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу электрической энергии (мощности) Потребителю, а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии Потребителю в точках поставки, определенные Приложением N 1 к договору, а Потребитель обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги, а также выполнять иные обязательства, предусмотренные договором.

Отношения по передаче электрической энергии в интересах Заявителя урегулированы АО «ЭК «Восток» с ПАО «СУЭНКО» (Приложение № 1 к договору энергоснабжения) на основании следующего.

         В случае если энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций (далее - опосредованное присоединение к электрической сети), такой потребитель заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергетические установки производителей электрической энергии, бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства или энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, к которым непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство.

         При этом точкой поставки по договору будет являться точка присоединения энергопринимающего устройства потребителя электроэнергии к объекту электросетевого хозяйства лица, не оказывающего услуг по передаче электрической энергии (пункт 5 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям») (далее по тексту также – Правила недискриминационного доступа).

         Таким образом, для потребителя в лице ООО ПКФ «Веда» сетевой организацией является ПАО «СУЭНКО», к электрическим сетям которой опосредованно  присоединены энергопринимающие устройства потребителя.

         На основании пункта 28 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства от 04.05.2012 N 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии») (далее по тексту также – Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии) и пункта 3.1.2 договора энергоснабжения, гарантирующий поставщик урегулирует отношения, связанные с передачей электрической энергии, путем заключения договора на оказание услуг по передаче электрической энергии.

  АО «ЭК «Восток», действующее в интересах потребителей, в том числе и в отношении потребителя в лице ООО ПКФ «Веда», и ПАО «СУЭНКО» заключили договор оказания услуг по передаче электрической энергии и мощности от 01.01.2015 г. № Д-ЭК-2015-0100/ПРОЧ, согласно которому, сетевая организация обязалась оказывать гарантирующему поставщику услуги по передаче электрической энергии и мощности посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих сетевой организации, а также организовывать передачу электрической энергии по сетям территориальных сетевых организацией, а гарантирующий поставщик обязуется оплачивать услуги сетевой организации в порядке, установленном договором.

Согласно условий договора оказания услуг по передаче электрической энергии и мощности от 01.01.2015 г. № Д-ЭК-2015-0100/ПРОЧ, а, именно пункта 3.4.1, ПАО «СУЭНКО» обязуется обеспечивать передачу электрической энергии (мощности) от точек приема и до точек поставки энергопринимающих устройств Потребителей, в интересах которых заключен настоящий договор, по электрической сети, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам и иным обязательным требованиям с соблюдением величин аварийной и технологической брони.

Условиями пункта 1.2 договора оказания услуг по передаче электрической энергии и мощности от 01.01.2015 г. № Д-ЭК-2015-0100/ПРОЧ установлено, что гарантирующий поставщик заключает настоящий договор в интересах потребителей, обратившихся в гарантирующему поставщику о заключении договора энергоснабжения, предусматривающего обязанность гарантирующего поставщика урегулировать отношения, связанные с передачей электрической энергии.

В соответствии с пунктом 3.2.4 договора оказания услуг по передаче электрической энергии и мощности от 01.01.2015 г. № Д-ЭК-2015-0100/ПРОЧ, гарантирующий поставщик обязуется направлять в адрес исполнителя (сетевой организации) информацию о заключении, расторжении договоров энергоснабжения и (или) договоров купли-продажи (поставки) электрической энергии путем направления соответствующих уведомлений и (или) информации, в порядке и в сроки, установленные действующим законодательством РФ.

Следовательно, перечень потребителей электрической энергии, в отношении которых заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии и мощности от 01.01.2015 г. № Д-ЭК-2015-0100/ПРОЧ может изменяться в случае, если гарантирующий поставщик заключает договоры энергоснабжения с новыми потребителями. При этом соответствующие изменения вносятся в договор в том числе путем направления соответствующих уведомлений.

Согласно пункта 124 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, если гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) после заключения договора энергоснабжения с потребителем (покупателем) не обратился в сетевую организацию для заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии, и приступил к исполнению договора энергоснабжения, то он несет в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и настоящим документом ответственность за пользование услугами по передаче электрической энергии без договора оказания услуг по передаче электрической энергии. В этом случае гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) обязан оплатить сетевой организации стоимость услуг по передаче электрической энергии потребителю (покупателю), обслуживаемому на основании договора энергоснабжения, а также отвечает перед потребителем (покупателем) по договору энергоснабжения за последствия прекращения сетевой организацией предоставления услуг по передаче электрической энергии в связи с отсутствием у нее сведений о наличии заключенного договора энергоснабжения и договора оказания услуг по передаче электрической энергии.

Из вышеперечисленного следует, что при наличии заключенного между АО «ЭК «Восток» и ООО ПКФ «Веда» договора энергоснабжения, АО «ЭК «Восток» урегулировало отношения, связанные с передачей электрической энергии с сетевой организацией в лице ПАО «СУЭНКО».

Уведомлением о заключении (изменении) договоров энергоснабжения от 16.10.2017 г. № И-ЭК-2017-30769 АО «ЭК «Восток» направило в адрес ПАО «СУЭНКО»  перечень потребителей, с которыми АО «ЭК «Восток» заключило договоры энергоснабжения.

ПАО «СУЭНКО» пояснило, что договор об осуществлении технологического присоединения с ООО ПКФ «Веда» не заключался в связи с тем, что 10.08.2017 года от ООО ПКФ «Веда» в адрес сетевой организации поступило заявление о переоформлении документов о технологическом присоединении в связи с заключением 09.08.2017 года между ФГБУ «Управление «Курганмелиоводхоз» и ООО ПКФ «Веда» соглашения о перераспределении присоединенной мощности.

  АО «ЭК «Восток» сообщило, что инициатором введения ограничения режима потребления электрической энергии в отношении объектов ООО ПКФ «Веда» не являлось.

  ПАО «СУЭНКО» сообщило, что инициатором введения ограничения режима потребления электрической энергии в отношении объектов ООО ПКФ «Веда» также не выступало; о планируемом введении ограничения иными хозяйствующими субъектами не уведомлялось.

Курганским УФАС России установлено, что ТП-464, расположенная по адресу: г. Курган, ул. Омская, 74 А, находится на балансе ФГБУ «Управление «Курганмелиоводхоз» и закреплено на праве оперативного управления за Учреждением на основании постановления Департамента государственного имущества и промышленной политики Курганской области от 05.12.2002 г. № 362.

ФГБУ «Управление «Курганмелиоводхоз» имеет филиал – Курганский филиал ФГБУ «Управление «Курганмелиоводхоз», расположенный по адресу: г. Курган, ул. Омская, 74.

ФГБУ «Управление «Курганмелиоводхоз» имеет технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО «СУЭНКО». Точка присоединения: ПС 110/6 кВ Восточная, ТП-308 6/0,4 кВ, РУ-6 кВ, яч. 3 (1 СШ).

Отношения по снабжению электрической энергией у ФГБУ «Управление «Курганмелиоводхоз» урегулированы с АО «ЭК «Восток» путем заключения договора энергоснабжения от 11.01.2016 г. № 511.

         ФГБУ «Управление «Курганмелиоводхоз» письмом (от 11.12.2017 г. исх. № 01/4-215) сообщило Курганскому УФАС России, что обстоятельством, прослужившим основанием к введению ограничения режима потребления электрической энергии в отношении ООО ПКФ «Веда» явились профилактические работы на трансформаторной подстанции. Помимо ООО ПКФ «Веда», к ТП-464 присоединены и иные абоненты, но в отношении них отключение не производилось, так как устранение повреждений контактной группы производилось в отношении субабонента ООО ПКФ «Веда».

         В подтверждение своих доводов  ФГБУ «Управление «Курганмелиоводхоз» представило акт осмотра оборудования от 09.10.2017 года. Согласно акта, составленного сотрудниками ФГБУ «Управление «Курганмелиоводхоз» установлено повреждение заземляющего контура, указано на необходимость замены контактной группы.

         АО «ЭК «Восток» представило в Курганское УФАС России копию письма ФГБУ «Управление «Курганмелиоводхоз» (от 20.10.2017 г. исх. № И-ЭК-2017-31384), направленного в адрес АО «ЭК «Восток», в котором Учреждение сообщило, что причиной отключения ООО ПКФ «Веда» явилась задолженность, после погашения которой, подача электроэнергии будет возобновлена.

         В ходе рассмотрения заявления ООО ПКФ «Веда», АО «ЭК «Восток» и ООО ПКФ «Веда» представлена копия письма (от 02.11.2017 г. исх. № 93), которое было направлено ФГБУ «Управление «Курганмелиоводхоз» в адрес данных Обществ, и, в котором, Учреждение сообщило о том, что на балансе предприятия находится трансформаторная подстанция ТП-464 6/0,4 кВ яч. 3 (1 СШ), требующая ремонта, в связи, с чем просило перенести присоединенный объект – ООО ПКФ «Веда» на другой источник питания.

         ФГБУ «Управление «Курганмелиоводхоз» не отрицает факт отключения электрической энергии 16 октября 2017 года, ссылаясь на проведение профилактических работ  на трансформаторной подстанции, вследствие которых объект, принадлежащих ООО ПКФ «Веда» был отключен от электрической энергии.

         Согласно положениям действующего законодательства, отношения, связанные с введением полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии (мощности) - участниками оптового и розничных рынков электрической энергии (далее - потребители) регулируются Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее по тексту также – Правила ограничения режима потребления электрической энергии).

         Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии определяют порядок ограничения режима потребления электрической энергии.

  Согласно подпункта «и» пункта 2 Правил ограничения режима потребления электрической энергии ограничение вводится при необходимости проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации, к которым присоединены энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики потребителя, или необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций (объектах электросетевого хозяйства иных владельцев) либо на объектах по производству электрической энергии в случае, если проведение этих работ невозможно без ограничения режима потребления.

  Пунктом 30 Правил предусмотрено, что в случае если проведение ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации (смежной сетевой организации, иных владельцев) невозможно без ограничения режима потребления в отношении потребителей, присоединенных к сетям сетевой организации, сетевая организация в порядке, установленном договором оказания услуг по передаче электрической энергии, уведомляет потребителя напрямую или (если это предусмотрено указанным договором) через действующего в его интересах гарантирующего поставщика (энергосбытовую, энергоснабжающую организацию) о проведении таких работ и о сроках ограничения режима потребления в связи с их проведением.

  Исходя из системного толкования п.п. 1.2, 30 Правил ограничения режима потребления электрической энергии, обязанность по уведомлению потребителя распространяется на иного законного владельца объекта электросетевого хозяйства, в данном случае на  ФГБУ «Управление «Курганмелиоводхоз».

  Как установлено Курганским УФАС России, ФГБУ «Управление «Курганмелиоводхоз» не уведомляло ни потребителя в лице ООО ПКФ «Веда», ни гарантирующего поставщика в лице ОА «ЭК «Восток» о проведении каких-либо работ и о сроках ограничения режима потребления в связи с их проведением.

         В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Постановления Правительства РФ от 07.04.2004 N 189 одной из основных функций Федеральной антимонопольной службы является контроль за соблюдением антимонопольного законодательства в сфере электроэнергетики.

         Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (далее – Правила недискриминационного доступа).

         Согласно пункту 2 указанного Постановления Правительства РФ Федеральная антимонопольная служба определена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению государственного контроля за соблюдением правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.

         В силу части 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — Закон об электроэнергетике) сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства. Указанное лицо в установленном порядке также обязано осуществлять по требованию гарантирующего поставщика (энергосбытовой, сетевой организации) действия по введению полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии такими энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики и оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.

         Пунктом 6 Правил недискриминационного доступа установлено, что собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

         Переток электроэнергии представляет собой ее перемещение по линиям электропередач и другим объектам электросетевого хозяйства. Соблюдение запрета на препятствование перетоку становится обязанностью лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства при определенных условиях, установленных Правилами недискриминационного доступа.

         Под опосредованным присоединением, согласно пункту 5 Правил недискриминационного доступа, понимается присоединение энергопринимающих устройства потребителя электрической энергии к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии либо объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций.

  Энергопринимающие устройства, принадлежащие ООО ПКФ «Веда», опосредовано присоединены к электрическим сетям ПАО «СУЭНКО» через объекты электросетевого хозяйства лица, не оказывающего услуги по передаче электрической энергии – ФГБУ «Управление «Курганмелиоводхоз».

         ФГБУ «Управление «Курганмелиоводхоз» является законным владельцем объектов электросетевого хозяйства.

         В случаях, связанных с нарушением хозяйствующим субъектом правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, антимонопольным органом могут быть установлены признаки нарушения пункта 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике, пункта 6 Правил недискриминационного доступа.

  Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей энергии установлены Законом об электроэнергетике.

  Согласно статье 3 Закона об электроэнергетике услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями; территориальная сетевая организация является коммерческой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети.

  Статьями 5, 6 Закона об электроэнергетике определено технологическое единство электроэнергетики, обеспечение бесперебойного и надежного функционирования энергетики, единство экономического пространства в сфере обращения электрической энергии с учетом ограничений, установленных федеральными законами.

  Одним из принципов государственного регулирования и контроля в электроэнергетике предусматривается обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защита их прав (пункт 1 статьи 20 Закона об электроэнергетике).

  В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

  Порядок технологического присоединения установлен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения).

  Абзац 2 пункта 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике гласит, что владелец энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики, ранее технологически присоединенных в надлежащем порядке, по согласованию с сетевой организацией вправе технологически присоединить к принадлежащим ему энергопринимающему устройству или объекту электроэнергетики энергопринимающее устройство или объект электроэнергетики иного лица при условии соблюдения выданных ранее технических условий и самостоятельного обеспечения указанным владельцем энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики и владельцем присоединяемых энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики технической возможности введения раздельного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении данных энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики. В этом случае между указанным владельцем энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики и владельцем присоединяемых энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики заключается договор технологического присоединения. Размер платы по такому договору устанавливается в соответствии с требованиями настоящей статьи. Деятельность по осуществлению технологического присоединения и оказанию услуг по передаче электрической энергии регулируется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для сетевых организаций.

  С учетом приведенных норм, сложившееся технологическое присоединение электрических сетей и энергопринимающих устройств не может быть прервано на каких бы то ни было участках, поскольку к общим принципам организации экономических отношений, определенных статьей 6 Закона об электроэнергетике, отнесено технологическое единство электроэнергетики и обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики, являющееся необходимым условием стабильности гражданского оборота, соблюдения прав добросовестных потребителей электроэнергии.

  Таким образом, все ограничения в подаче электрической энергии должны выполняться субъектами электроэнергетики, собственниками и иными законными владельцами объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя в строгом соответствии с требованиями Закона об электроэнергетике, указами Президента Российской Федерации и принятыми в соответствии с вышеуказанным законом нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

  Пунктом 8 статьи 25 Закона об электроэнергетике предусмотрено, что контроль за соблюдением организациями коммерческой инфраструктуры порядка недискриминационного доступа к оказываемым ими услугам обеспечивает Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы).

  Согласно пункту 9 статьи 25 Закона об электроэнергетике обеспечение недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике контролируется в соответствии с настоящим Федеральным законом, антимонопольным законодательством Российской Федерации и утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами оптового рынка, правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказываемым организациями коммерческой инфраструктуры услугам.

  Основаниями для прекращения электроснабжения в соответствии со статьями 26, 38 Закона об электроэнергетике являются: факт ненадлежащего технологического присоединения к электрическим сетям; аварийная ситуация на объектах электроэнергии; ненадлежащее исполнение обязательств по оплате электроэнергии.

  В соответствии с пунктом 33 Правил недискриминационного доступа перерыв в передаче электрической энергии, прекращение или ограничение режима передачи электрической энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный энергетический надзор, неудовлетворительное состояние энергопринимающего устройства потребителя услуг угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности. О перерыве, прекращении или ограничении передачи электрической энергии в указанных случаях сетевая организация обязана уведомить потребителя услуг в течение 3 дней с даты принятия такого решения, но не позднее чем за 24 часа до введения указанных мер.

         Абзацем 1 пункта 2 статьи 546 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) установлено, что перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.

         В соответствии со статьей 546 ГК РФ только энергоснабжающая организация наделена правом перерыва в подаче, прекращения и ограничения подачи электроэнергии потребителю.

  Иных оснований прекращения электроснабжения действующим законодательством не предусмотрено.

  Действия ФГБУ «Управление «Курганмелиоводхоз» не подпадают не под одно из оснований вышеуказанных правовых норм.

  Курганским УФАС России установлено, что у Заявителя имеется единственный способ подключения – только от объектов электросетевого хозяйства ФГБУ «Управление «Курганмелиоводхоз», а именно: ТП-464 6/0,4 кВ. ФГБУ «Управление «Курганмелиоводхоз» как законный владелец объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредовано присоединены к электрическим сетям энергопринимающие устройства ООО ПКФ «Веда», обязано соблюдать запрет на препятствование перетоку электрической энергии, установленный Законом.

  Как было указано выше, переток электроэнергии представляет собой ее перемещение по линиям электропередач и другим объектам электросетевого хозяйства. Соблюдение запрета на препятствование перетоку становится обязанностью лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства.

  ФГБУ «Управление «Курганмелиоводхоз» нарушен запрет на препятствование перетоку электрической энергии, на основании чего приказом Курганского УФАС России от 23.01.2018 г. № 9 возбуждено дело № АМЗ-4/2018 .

  При рассмотрении дела № АМЗ-4/2018 ФГБУ «Управление «Курганмелиоводхоз» настаивало на том, что основанием ограничения режима потребления электрической энергии 16 октября 2017 года на объекте, принадлежащем ООО ПКФ «Веда», явились профилактические работы на трансформаторной подстанции. Как и ранее, в подтверждение данного довода ФГБУ «Управление «Курганмелиоводхоз» ссылается на акт осмотра оборудования от 09.10.2017 года. Доказательств проведения профилактических работ на объектах, послуживших основанием к ограничению режима потребления электрической энергии, ФГБУ «Управление «Курганмелиоводхоз» не представлено.

Комиссией Курганского УФАС России установлено, что помимо ООО ПКФ «Веда», опосредованное присоединение к электрическим сетям сетевой организации ПАО «СУЭНКО» через объекты ФГБУ «Управление «Курганмелиоводхоз» - ТП-464 6/0,4 кВ, имеют иные лица: ИП Кузнецов И.И., РОСИНКАС.

Комиссией Курганского УФАС России направлен запрос в адрес ИП Кузнецова И.И., РОСИНКАС, с целью выяснить осуществлялось ли в отношении объектов, принадлежащих данным лицам ограничение режима потребления электрической энергии в октябре 2017 года.

Управление РОСИНКАС сообщило о том, что в октябре 2017 года ограничения режима потребления электрической энергии в отношении объектов по адресу: г. Курган, ул. Омская 74 Б не осуществлялось.

Комиссией Курганского УФАС России исследовался вопрос о том,  возможно ли  отключение объектов, принадлежащих ООО ПКФ «Веда», ИП Кузнецову И.И., РОСИНКАС, в случае проведения ремонтных работ на ТП-464 6/0,4 кВ яч. 3 (1 СШ), а, также возможно ли ограничение режима потребления электрической энергии в отношении ООО ПКФ «Веда» при проведения ремонтных работ, без ограничения объектов иных лиц, имеющих присоединение к ТП-464 6/0,4 кВ яч. 3 (1 СШ).

ПАО «СУЭНКО» сообщило, что  в рассматриваемой схеме электроснабжения есть две ячейки: «3» (1СШ) ТП-464: яч. 3 (1СШ) 6 кВ ТП-464 и яч. 3 (1 СШ) 0,4 кВ ТП-464. При проведении ремонтных работ на любой из ячеек «3» ТП-464 является обязательным и необходимым полное ограничение режима потребления (отключение) электрической энергии объектов, принадлежащих ООО ПКФ «Веда», а, также объектов, принадлежащих ИП Кузнецову И.И. и РОСИНКАС. Если ограничение режима потребления электроэнергии имело место быть лишь на объектах Заявителя, то отключение происходило в месте присоединения объектов электросетевого хозяйства ФГБУ «Управление «Курганмелиоводхоз» и энергопринимающих устройств ООО ПКФ «Веда».

Таким образом, комиссия Курганского УФАС России пришла к выводу о том, что ФГБУ «Управление «Курганмелиоводхоз» не доказано, что основанием ограничения режима потребления электрической энергии явились ремонтные работы на ТП-464 6/0,4 кВ 16 октября 2017 года.

ООО ПКФ «Веда» заявлен довод о том, что ограничение режима потребления электрической энергии в отношении принадлежащих Обществу объектов, было осуществлено ФГБУ «Управление «Курганмелиоводхоз» также 17 и 18 октября 2017 года, однако доказательств в подтверждение данного довода ООО ПКФ «Веда» не представило.

Комиссия Курганского УФАС России пришла к выводу о том, что действия ФГБУ «Управление «Курганмелиоводхоз», выразившиеся в необоснованном введении ограничения режима потребления электрической энергии 16 октября 2017 года в отношении объектов электросетевого хозяйстваООО ПКФ «Веда» являются препятствованием перетоку электрической энергии.

Комиссия Курганского УФАС России, исследовав в совокупности собранные в деле доказательства, пояснения, установив фактические и иные обстоятельства дела и применив вышеназванные нормы законодательства, пришла к выводу о том, что действия по препятствованию перетоку электрической энергии через объекты электросетевого хозяйства ФГБУ «Управление «Курганмелиоводхоз» для ООО ПКФ «Веда» при отсутствии объективных причин, повлекших такие действия, нарушают часть 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике, пункт 6 Правил недискриминационного доступа.

Руководствуясь  статьей  23, частью  1  статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей  48частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

 

         1. Признать в действиях Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Курганской области» нарушение части 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике», пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, выразившееся в препятствовании перетоку электрической энергии через объекты электросетевого хозяйства Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Курганской области» для ООО ПКФ «Веда».

         2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Курганского УФАС России ФАС для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

   

Связанные организации

Связанные организации не указаны