Решение б/н РЕШЕНИЕ № Р- 30/2017 по факту нарушения рекламного законода... от 28 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № Р- 30/2017

по факту нарушения рекламного законодательства Российской Федерации

 

28 июня 2017

г. Курган

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о  рекламе в составе:

Председатель комиссии: Гагарина И.В.   -    руководитель  Курганского УФАС России;

Члены комиссии: Ефремова Е.А. – государственный инспектор,  

                             Кошелев Н.Г. – государственный инспектор, 

                             Фоминых М.М. – ст. государственный инспектор,                                         

рассмотрев дело № Р-30/2017 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламы, по факту размещения ненадлежащего рекламного модуля автошколы «Фаворит» в рекламно- информационном журнале «Город настоящий журнал о жизни» за апрель-май 2017 года, с признаками нарушения пункта 2 части 3, части 7  статьи 5 Федерального закона  от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», в присутствии представителей:

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

- ООО «Фаворит» - генеральный директор Попов А.С. (паспорт <...> выписка ЕГРЮЛ),

- ООО «Кристалл» - директор издательского дома «Город» Колупаев А.С. (паспорт),

 

 УСТАНОВИЛА:

В порядке осуществления надзора за законодательством Российской Федерации о рекламе, специалистом Курганского УФАС России был осмотрен ежемесячный номер рекламно- информационного журнала «Город настоящий журнал о жизни» №2(51), апрель- май 2017 года на предмет соответствия нормам законодательства о рекламе.

По итогам осмотра, установлено, что реклама в рекламном модуле автошколы «Фаворит» на странице № 77 журнала не отвечает требованием надлежащей рекламы, а именно в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» является  недостоверной - реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Курганским УФАС России в адрес РИЖ «Город настоящий журнал о жизни» сделан запрос с целью установления рекламодателя, рекламораспространителя и рекламоизготовителя модуля рекламы.

Согласно условиям договора от 31.03.2017 № РГ № 20, заключенного между ООО «Кристалл» и  ООО «Фаворит», следует, что заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию заказчика услуг, связанных с изготовлением, печатью, размещением, демонстрацией, презентацией, монтажу, демонтажу рекламно- информационных материалов заказчика.  Так, из ответа ООО «Кристалл» (РИЦ «Город») от 02.05.2017 года следует, что макет для размещения в журнале «Город» № 2 был представлен ООО «Фаворит» самостоятельно.

Руководствуясь пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона о рекламе, рекламораспространительспорной рекламы признается ООО «Кристалл» - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии с пунктом 20 Постановления Правительства РФ от 17.08.2006 № 508 «Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», при наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела.

Определением о возбуждении дела № Р-30/2017 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе 06 июня  2017 года было возбуждено дело в отношении ООО «Фаворит», ООО «Кристалл».

 

Комиссия Курганского УФАС России рассмотрела представленные сторонами по делу доказательства, заслушала доводы, пояснения и возражения лиц,  участвующих в деле, и пришла к следующим выводам.

 

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под неопределенным кругом лиц применительно к Закону о рекламе следует понимать тех лиц, которые не могут быть заранее определены в качестве получателей рекламной информации. При этом, исходя из буквального толкования упомянутой нормы права, следует, что квалифицирующим признаком информации как рекламной является именно ее адресованность неопределенному кругу лиц, но не факт непосредственного доведения названной информации до ее получателей.

Из существа рекламно-информационного журнала «Город настоящий журнал о жизни» с содержанием спорного рекламного модуля автошколы «Фаворит» следует, что рекламодатель преследует цель по привлечению новых потребителей рекламируемого продукта. Следовательно, модуль с рекламируемым товаром, распространяемый по средствам  РИЖ «Город настоящий журнал о жизни» выпуск №2 (51) апрель-май 2017 носит рекламный характер информации.

Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 Информационного письма № 37 от 25.12.1998, информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.

Не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации реклама признается ненадлежащей (пункт 4 статьи 3 Закона о рекламе).

Запросом Курганского УФАС России от 03.05.2017  в адрес ООО «Фаворит» была запрошена информация, с целью установления понятия обучения в автошколе только по средствам информационно-телекомуникационной сети «Интернет».

Ответом на запрос от 02.06.2017 ООО «Фаворит» сообщает, что в обучение через доступ в Интернет включаются видео-уроки теоретической части обучения, по программе профессиональной подготовки водителей категории «В». Практическая часть проходит согласно утвержденному графику по учебным маршрутам.

Однако, рекламный модуль автошколы «Фаворит» четко сообщает потребителям о  необходимости только доступа в Интернет, с рекламным слоганом «Обучайся на права не посещая автошколу».

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Из анализа действующего российского законодательства, посвященного получению прав на управление автотранспортом следует, что образовательная программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «B» разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основании Примерной программы профессионального обучения водителей транспортных средств категории «В», утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий».

Руководствуясь пунктом 3.2.3.2. Приказа Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий», обучение в обязательном порядке включает в себя обучение в условиях дорожного движения. Следовательно, реклама автошколы «Фаворит» следующего содержания: «Обучайся на права не посещая автошколу АВТОШКОЛА ОНЛАЙН подробности обучения уточняйте по тел. 550-642 ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ВАМ НУЖЕН ТОЛЬКО ДОСТУП В ИНТЕРНЕТ» не отвечает требованиям законодательства о рекламе и является недостоверной.

Согласно представленным документам, ООО «Фаворит» оплатило услуги по размещению в журнале «Город настоящий журнал о жизни» страницы с рекламным модулем автошколы, о чем имеется акт № 91 от 06.04.2017 года.

Из письменных пояснений РИЖ «Город настоящий журнал о жизни», поступивших в Курганское УФАС России 19.06.2017 вх.№ 4163 следует, что  ответственность за предоставления рекламного материала, согласно подписанного с двух сторон договора РГ №20 от 31.03.2017года  лежала на заказчике, изменения, дополнения  сотрудниками журнала в представленный модуль не вносились.

На заседании комиссии по рассмотрению дела № Р-30/2017 представитель ООО «Фаворит» пояснил, что предоставляет услуги по обучению, для получения водительского удостоверения согласно федеральной сети автошкол on-line. При авторизации, обучающийся получает код доступа для прохождения теоретической части учебного процесса, а с девятого занятия открывается возможность  в бронирования времени, места и инструктора для прохождения практической части занятий. Посещение автошколы прямо не предусмотрено для получения водительского удостоверения.

Однако  вышеизложенное противоречит методическим рекомендациям, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1408

В соответствии с пунктом  6 статьи  38 Закона о рекламе,  рекламодатель несет ответственность за нарушение требований,  установленных статьей  5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38- ФЗ «О рекламе».

Согласно части 3 статьи 36 Закона о рекламе предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей и должно содержать указание о прекращении ее распространения.

Так как законодатель освобождает рекламораспространителя от ответственности за нарушение законодательства о рекламе Российской Федерации в соответствии с пунктом 7 статьи 38 закона о рекламе, Комиссия по рассмотрению дела № Р-30/2017 прекращает производство по делу в отношении ООО «Кристалл».

           Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального  закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ненадлежащим рекламу в рекламном модуле ООО «Фаворит», размещенном в выпуске № 2 (51) апрель-май 2017 Рекламно –информационном журнале «Город настоящий журнал о жизни» следующего содержания: «АВТОШКОЛА ОНЛАЙН подробности обучения уточняйте по тел. 550-642 ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ВАМ НУЖЕН ТОЛЬКО ДОСТУП В ИНТЕРНЕТ», поскольку указанная реклама не соответствует требованиям установленным пунктом 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального  закона от 13.03.2006 № 38- ФЗ  «О рекламе»;
  2. ООО «Фаворит» выдать предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства Российской Федерации;
  3. Передать материалы дела № Р-30/2017 должностному лицу Курганского УФАС России для принятия решения о привлечении к административной ответственности ООО «Фаворит»;
  4. Производство по делу №Р-30/2017 в отношении ООО «Кристалл» прекратить.

 

Решение изготовлено в полном объеме 28 июня 2017года, резолютивная часть решения объявлена 26 июня 2017 года.

 

 Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в  порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны