Решение б/н Решение по делу о рекламе мужского spa- салона "AMSTERDAM" от 22 марта 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель комиссии: Гагарина И.В. - руководитель Курганского УФАС России;
Члены комиссии: Фоминых М.М. – старший государственный инспектор;
Ефремова Е.А. – государственный инспектор,
рассмотрев дело № Р-8/2017 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы ООО «Белоусов», размещенной в декабре 2016 года на заднем стекле автобуса (г/н н022ку45) маршрута № 331 в г. Кургане, с признаками нарушения частей 6 и 11 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», в присутствии представителей:
заявителя: гр. М., - не явилась, надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения дела,
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: ООО «Белоусов», – генеральный директор Белоусов С.А. (выписка ЕГРЮЛ),
УСТАНОВИЛА:
19 декабря 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее – Управление, Курганское УФАС России) поступило заявление гр. М., содержащее в себе жалобу на ненадлежащую рекламу мужского spa-салона «AMSTERDAM», размещенной на маршрутном транспортном средстве № 331 г/н н022ку45 следующего содержания: «ОСТАВЬ СкУКУ ЗА ДВЕРЬЮ И ПРИХОДИ К НАМ 55-01-08».
По мнению заявителя, данная реклама является ненадлежащей, так как стилистика написания слова «Скука» воспринимается русскоязычным населением как бранное слово, содержащее смысловые ассоциации непристойного и двусмысленного характера, это нарушает часть 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
Согласно вышеуказанной норме права, в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
В соответствии с пунктом 6 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. № 508, ФАС России наделило Курганское УФАС России полномочиями на возбуждение и рассмотрение дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ООО «Белоусов».
Определением о возбуждении дела № Р-8/2017 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе 20 февраля 2017 года было возбуждено дело в отношении ООО «Белоусов».
В порядке осуществления надзора за законодательством Российской Федерации о рекламе, в связи с рассмотрением дела по заявлению гр. Мисюн Н.Н. в соответствии со статьей 34 Федерального закона «О рекламе», была истребована информация Курганским УФАС России в отношении рекламы, размещенной на автобусе г/н н022ку45, а именно: кто является рекламодателем данной рекламы, период распространения, документы на оплату ненадлежащей рекламы.
По данным вопросам генеральный директор ООО «Белоусов» Белоусов Семён Андреевич дал пояснения, что в ноябре 2016 года состоялась беседа с Березовской М.В., в ходе которой стороны договорились о размещении на заднем стекле маршрутного транспорта принадлежащего ООО «Белоусов» тонировки с изображением концертных билетов на безвозмездной основе. В виду вышесказанного, договор с рекламодателем, документы на оплату размещения ненадлежащей рекламы отсутствуют.
Как следует из пояснений Белоусова С.А., реклама мужского spa-салона «AMSTERDAM» следующего содержания «ОСТАВЬ СкУКУ ЗА ДВЕРЬЮ И ПРИХОДИ К НАМ 55-01-08», была незамедлительно удалена с заднего стекла маршрутного транспорта № 331 на следующий день после ее размещения. Со слов генерального директора ООО «Белоусов» ненадлежащая реклама присутствовала на транспортном средстве, принадлежащем Обществу чуть более суток.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодатель- изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержания рекламы лицо.
Так как ООО «Белоусов» не имеет договорных отношений с инициатором размещения ненадлежащей рекламы мужского spa- cалона «AMSTERDAM» следующего содержания: «ОСТАВЬ СкУКУ ЗА ДВЕРЬЮ И ПРИХОДИ К НАМ 55-01-08», согласно нормам российского законодательства о рекламе ООО «Белоусов» признается рекламодателем указанной рекламы.
В связи с рассмотрением заявления гр. М. Курганское УФАС России провело опрос на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://kurgan.fas.gov.ru/; https://vk.com/id247999861. Опрос проводился в период с 17 марта по 20 марта 2017 года. Для проведения опроса был размещен следующий вопрос:
«Имеются ли в рекламе мужского Spa-клуба Amsterdam «ОСТАВЬ СкУКУ ЗА ДВЕРЬЮ И ПРИХОДИ К НАМ» бранные слова, непристойные выражения, сравнения:» Для ответа на вопрос было предусмотрено 2 варианта ответа: «Да, имеются» и «Нет, не имеются».
Результаты проведения опроса по состоянию на 20 марта 2017 года следующие: в опросе участвовало 38 человек.
Результат/страница |
Официальный сайт Курганского УФАС России |
Официальная группа в социальном паблике «ВКонтакте» |
Да, имеется |
82% |
85,2% |
Нет, не имеется |
18% |
14,8% |
Результаты проведения опроса Курганским УФАС России по рассматриваемой рекламе ООО «Белоусов» говорят о том, что больше половины принявших участие в опросе воспринимают рекламу как оскорбительную.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык (часть 1 статьи 1 Федерального закона № 53-ФЗ).
Согласно пункта 10 части 1 статьи 3 Федерального закона № 53-ФЗ государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию в рекламе.
В соответствии с частью 6 статьи 1 Федерального закона «О государственном языке Российской Федерации» при использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использование слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке.
Законный представитель ООО «Белоусов» с результатами опроса согласен, так же на заседании комиссии Белоусов С.А. признал вину по размещению на заднем стекле принадлежащего Обществу транспортного средства ненадлежащей рекламы мужского spa-салона «AMSTERDAM» следующего содержания «ОСТАВЬ СкУКУ ЗА ДВЕРЬЮ И ПРИХОДИ К НАМ 55-01-08».
Следовательно, в вышеуказанной рекламе ООО «Белоусов», имеются признаки нарушения части 6 и 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» - «В рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия. При производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе, ненадлежащей рекламой признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Так как транспортное средство г/н н022ку45, на котором была размещена ненадлежащая реклама мужского spa- салона «AMSTERDAM» принадлежит на праве собственности ООО «Белоусов», то в силу пункта 7 статьи 3 Закона о рекламе, ООО «Белоусов» является рекламораспространителем указанной ненадлежащей рекламы.
В соответствии с пунктом 6 статьи 38 Закона о рекламе, рекламодатель соответственно, несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5 настоящего Федерального закона.
В материалах дела отсутствуют доказательства устранения нарушения законодательства о рекламе до вынесения решения по существу.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, КомиссияРЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу мужского spa-салона «AMSTERDAM» следующего содержания «ОСТАВЬ СкУКУ ЗА ДВЕРЬЮ И ПРИХОДИ К НАМ 55-01-08», размещенную на маршрутном транспортном средстве № 331 г/н н022ку45 в городе Кургане в декабре 2016 года, поскольку указанная реклама не соответствует требованиям установленным частью 6 и 11 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38- ФЗ «О рекламе»;
2. Выдать ООО «Белоусов» предписание о прекращении нарушения законодательства о реклам.