Предупреждение б/н Предупреждение Администрации Пристенского района Курской обл... от 18 июля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

 

ОБ ОТМЕНЕ АКТОВ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

17 июля 2018 года                                                                                                                                    г.Курск

 

  14.06.2018г. в Курское УФАС России из Прокуратуры Пристенского района Курской области поступили материалы проверки соблюдения Администрацией Пристенского района Курской области требований земельного законодательства при проведении процедуры предварительного согласования предоставления в аренду земельного участка с условным номером 46:19:010201:ЗУ1, площадью 70000 кв.м., расположенного по адресу: Курская обл., Пристенский район, Бобрышевский сельсовет с.Бобрышево, указывающие на наличие в действиях Администрации Пристенского района Курской области признаков нарушения Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В процессе рассмотрения материалов, представленных Прокуратурой Пристенского района Курской области, Курским УФАС России установлено следующее.  

В Администрацию Пристенского района Курской области от ИП Главы КФХ П.А.И. 03.03.2017г. поступило заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: Курская обл., Пристенский район, Бобрышевский сельсовет с.Бобрышево, с условным номером 46:19:010201:ЗУ1, площадью 70000 кв.м. с целью осуществления КФХ своей деятельности.

В соответствии с пп.15 ч.2 ст.39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.

Согласно материалам проверки, проведенной Прокуратурой Пристенского района Курской области, 21.07.2017г. Администрацией Пристенского района Курской области в газете «Районные известия» и 19.07.2017г. на официальном сайте муниципального образования «Пристенский район» Курской области было опубликовано сообщение о приеме заявлений граждан и КФХ о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка с условным номером 46:19:010201:ЗУ1, площадью 70000 кв.м., расположенного по адресу: Курская обл., Пристенский район, Бобрышевский сельсовет с.Бобрышево.

27.07.2017г. в адрес Администрации Пристенского района Курской области поступило заявление гражданина А.В.В. о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды указанного земельного участка, в рассмотрении которого ему Администрацией Пристенского района было отказано 04.08.2017г. (исх.№02.01-51/4125) на основании п.2 ст.448 ГК РФ.

Как следует из пояснений, представленных 12.04.2018г. в Прокуратуру Пристенского района Курской области Администрацией Пристенского района (исх.№02.01-54/1268), гражданину А.В.В. было отказано в рассмотрении заявления о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка в связи с тем, что с подобными заявлением вправе обращаться только учредители или члены крестьянского (фермерского) хозяйства, которыми гражданин Антипов В.В. не является.

Частью 4 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ установлено, что граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.

Из указанного положения закона следует, что лицами, которые заинтересованы в получении земельного участка в собственности или аренду для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, являются граждане и крестьянские (фермерские хозяйства), при этом законодателем не установлено такого требования к гражданину как его регистрация в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.11.2016 N 2566-О указано, что положения подпункта 2 пункта 2 и пунктов 5 и 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающие срок - со дня опубликования и размещения извещения, в течение которого граждане вправе подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, срок, по истечении которого в случае непоступления заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе, уполномоченный орган совершает одно из предусмотренных законом действий, а также срок, в течение которого в случае поступления заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает одно из установленных законом решений, направленные на обеспечение необходимого баланса частных и публичных интересов, какой-либо неопределенности не содержат.

Таким образом, норма действующего законодательства, в соответствии с которой предоставляется земельный участок, не указывает, что заявления могут быть поданы только гражданами, создавшими крестьянское (фермерское) хозяйство, а наоборот предусматривает право граждан и крестьянских (фермерских) хозяйств в равной мере претендовать на предоставление земельного участка для деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.

При наличии заявлений нескольких претендующих на получение земельного участка для осуществления деятельности КФХ уполномоченный орган проводит конкурентную процедуру - аукцион.

Данный вывод подтверждается судебной практикой – Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 05.06.2017г. по делу №А54-1257/2016.

Кроме того, на стадии подачи заявки о намерении участвовать в аукционе, а также участия в аукционе и признания победителем аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для осуществления предпринимательской деятельности, у гражданина нет обязанности приобретать статус индивидуального предпринимателя либо главы КФХ, поскольку возможность начала предпринимательской деятельности может быть связана именно с получением права аренды на такой земельный участок.

Граждане имеют законные основания после получения земельного участка или победы в проводимых аукционах получить статус предпринимателя и главы КФХ и приступить к освоению выставленных на торги земельных участков с целью осуществления КФХ своей деятельности.

Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

 Постановлением Администрации Пристенского района Курской области от 29.03.2017г. №133-па «О предварительном согласовании предоставления земельного участка» ИП Главе КФХ П.А.А. согласовано предоставление земельного участка, расположенного по адресу: Курская обл., Пристенский район, Бобрышевский сельсовет с.Бобрышево, с условным номером 46:19:010201:ЗУ1, площадью 70000 кв.м. в аренду без проведения торгов.

Постановлением Администрации Пристенского района Курской области от 21.08.2017г. №485-па земельный участок, расположенный по адресу: Курская обл., Пристенский район, Бобрышевский сельсовет с.Бобрышево, площадью 70000 кв.м., с кадастровым номером 46:19:010201:312 предоставлен в аренду сроком 49 лет ИП Главе КФХ П.А.А.

Таким образом, действия Администрации Пристенского района Курской области по необоснованному отказу гражданину А.В.В. в рассмотрении его заявления о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды указанного земельного участка привели к нарушению порядка предварительного согласования предоставления земельного участка, установленного ст.39.18 Земельного кодекса, непроведению конкурентной процедуры – торгов, которая обязательна в случае поступления заявок о намерении участвовать в аукционе (ч.7 ст.39.18 Земельного кодекса РФ), а также издание Постановления от 29.03.2017г. №133-па, Постановления от 21.08.2017г. №485-па в нарушение порядка предварительного согласования предоставления земельного участка, установленного ст.39.18 Земельного кодекса РФ, привело к созданию необоснованных преимуществ ИП Главе КФХ П.А.А., которому данный земельный участок был передан в нарушение указанных норм земельного законодательства, содержат признаки нарушения ст.15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Помимо изложенного, в ходе рассмотрения материалов, представленных Прокуратурой Пристенского района Курской области, Курским УФАС России установлено следующее.

Согласно п.1 ч.1 ст.39.18 Земельного кодекса РФ в случае поступления заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012г. №909 сайт www.torgi.gov.ru определен в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – официальный сайт) для размещения информации предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

Согласно информации, размещенной в открытом доступе на сайте www.torgi.gov.ru, извещение о приеме заявлений граждан и КФХ о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка с условным номером 46:19:010201:ЗУ1, площадью 70000 кв.м. (аукцион №210717/5552585/01) Администрацией Пристенского района Курской области опубликовано не было.

Неразмещение извещения о приеме заявлений граждан и КФХ о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка с условным номером 46:19:010201:ЗУ1, площадью 70000 кв.м. в установленном порядке могло привести к ограничению конкуренции и нарушению прав потенциальных участников торгов на получение информации о возможности получения права пользования земельными участками на предусмотренном федеральным законодательством информационном ресурсе.

При этом, указанные нарушения являются существенными, поскольку лица, заинтересованные в получении земельных участков для осуществления деятельности КФХ, осведомлены о том, что информацию о возможности принятия участия в соответствующих аукционах необходимо отслеживать именно на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении вышеуказанных торгов - www.torgi.gov.ru.

Нарушения, допущенные Администрацией Пристенского района Курской области при проведении процедуры предварительного согласования  предоставления указанного земельного участка, повлекли нарушение прав неопределенного круга лиц — потенциальных участников торгов, не получивших информации о проведении Администрацией Пристенского района Курской области процедуры предварительного согласования предоставления земельного участка и возможности принять участие в аукционе на право заключения договора аренды данного земельного участка.

Таким образом, действия Администрации Пристенского района Курской области по неразмещению извещения о приеме заявлений граждан и КФХ о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка с условным номером 46:19:010201:ЗУ1, площадью 70000 кв.м. привели к необоснованному ограничению прав неопределенного круга лиц — потенциальных претендентов на заключение договора аренды указанного земельного участка, не получивших информации о проведении Администрацией Пристенского района Курской области процедуры предварительного согласования, а также издание Постановления от 29.03.2017г. №133-па, Постановление от 21.08.2017г. №485-па в нарушение порядка предварительного согласования предоставления земельного участка, установленного ст.39.18 Земельного кодекса РФ, привело к созданию необоснованных преимуществ ИП Главе КФХ П.А.А., которому данный земельный участок был передан в нарушение указанных норм земельного законодательства, содержат признаки нарушения ст.15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного, в соответствии со ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» Курское УФАС России предупреждает Администрацию Пристенского района Курской области о необходимости в срок до 21 августа 2018г. отменить Постановление от 29.03.2017г. №133-па «О предварительном согласовании предоставления земельного участка», Постановление от 21.08.2017г. №485-па «О предоставлении земельного участка в аренду на 49 лет», предоставляющие ИП Главе КФХ П. А.А. необоснованные преимущества в осуществлении предпринимательской деятельности путем предоставления права пользования земельным участком с кадастровым номером 46:19:010201:312, площадью 70000 кв.м. в нарушение предусмотренного ст.39.18 Земельного кодекса РФ порядка.

О выполнении предупреждения Администрации Пристенского района Курской области необходимо сообщить в Курское УФАС России в срок не позднее трех рабочих дней с даты его исполнения.

Курское УФАС России сообщает, что в соответствии с ч.5 ст.39.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» лицо, которому выдано предупреждение, вправе обратиться в антимонопольный орган с мотивированным ходатайством о продлении срока его исполнения в случае наличия достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено.

Примечание: В соответствии с ч.7 ст.39.1 Федерального закона «О защите конкуренции», при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

 

 

Руководитель  Курского УФАС России,

государственный советник РФ 2 класса                                                                                    

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны